Научная статья на тему 'Организационные проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции'

Организационные проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1013
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MIA / POLICE EMPLOYEES / SELF-PREPARATION / STUDY PROCESS / EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гоннов Роман Владимирович, Отаров Алим Арсенович

В статье рассматриваются проблемы содержания образовательного процесса в ходе профессиональной подготовки сотрудников полиции. Одной из ключевых проблем при этом является несовершенство существующей нормативно-правовой базы по направлениям деятельности полиции, как результат неудовлетворительный подход к формированию учебных программ слушателей профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гоннов Роман Владимирович, Отаров Алим Арсенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

The article deals with the problems of the content of the educational process in the course of professional training of police officers. One of the key problems is the imperfection of the existing legal framework in the areas of police activities, as a result of an unsatisfactory approach to the formation of training programs for students of professional training.

Текст научной работы на тему «Организационные проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции»

УДК 377.1 ББК 74.47

© 2018 г. Р. В. Гоннов,

доцент кафедры уголовного процесса Ставропольского филиала Краснодарского университета

МВД России.

E-mail: gonnov.roma@yandex.ru

А. А. Отаров,

начальник кафедры уголовного процесса Ставропольского филиала Краснодарского университета

МВД России.

E-mail: gonnov.roma@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В статье рассматриваются проблемы содержания образовательного процесса в ходе профессиональной подготовки сотрудников полиции. Одной из ключевых проблем при этом является несовершенство существующей нормативно-правовой базы по направлениям деятельности полиции, как результат - неудовлетворительный подход к формированию учебных программ слушателей профессиональной подготовки.

Ключевые слова: образовательные организации МВД, сотрудники полиции, первоначальная подготовка, образовательный процесс.

R. V. Gonnov - Associate professor at the Department of Criminal Procedure of the Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

A. A. Otarov - Head of the Department of Criminal Procedure of the Stavropol branch of the Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

The article deals with the problems of the content of the educational process in the course ofprofessional training ofpolice officers. One of the key problems is the imperfection of the existing legal framework in the areas ofpolice activities, as a result of an unsatisfactory approach to the formation of training programs for students of professional training.

Keywords: educational organizations of MIA, police employees, self-preparation, study process, educational process.

Одним из концептуальных направлений развития нашей страны является создание гражданского общества, основным из постулатов которого является формирование законодательства, ориентированного на провозглашение и строгое соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Как известно, любой закон хорош лишь тогда, когда полноценно обеспечены его неукоснительное исполнение и ответственность всех сторон участников соответствующих правоотношений. Даже самый нужный и справедливый закон, в случае необеспечения его выполнения, превращается в фикцию [2].

Главным стражем закона является правоохранительная система России и один из, пожалуй, самых важных элементов - полиция.

Круг задач, решаемых сотрудниками полиции, достаточно широк и определен Федеральным законом «О полиции». Их решение - не-

простая задача, требующая от полицейских глубоких теоретических знаний и практических навыков.

Основополагающим принципом деятельности полиции является законность. Именно неукоснительное соблюдение всех требований действующей нормативно-правовой базы обеспечит функционирование общества и его развитие в заданном направлении.

В целях качественного выполнении обязанностей, возложенных на полицейского, он должен обладать целым рядом профессиональных знаний и умений.

В частности: в совершенстве владеть знаниями действующего законодательства; быть способным оказать первую медицинскую помощь; догнать и задержать правонарушителя с применением физической силы, оружия и специальных средств; профессионально управлять различными видами транспортных средств, специальной и боевой техникой, со-

стоящей на вооружении, включая экстремальную езду и т.д. [6].

Для овладения всеми этими знаниями и практическими умениями сотрудник полиции проходит обязательную специальную первоначальную подготовку, которая длится от четырех до шести месяцев, в зависимости от занимаемой должности.

За рассматриваемый период обучения слушатель должен стать юристом, врачом, бегуном на все виды дистанций, мастером рукопашного боя, великолепным стрелком из разных видов ручного стрелкового оружия, водителем-гонщиком, переводчиком, криминалистом и т.д.

Однако мы считаем, что человек не может быть полноценным специалистом в самом широком круге профессий, представляющих разные области знания. Люди тратят годы на овладение своими профессиями и оттачивают мастерство на протяжении всей своей трудовой деятельности.

Ключевая проблема состоит в том, что нормативно-правовая база, регламентирующая профессиональную подготовку полицейского, требует, чтобы он обладал всеми вышеуказанными знаниями и умениями. А, соответственно, следуя принципу законности, он должен быть ими обеспечен.

Но на подготовку таких специалистов и поддержание соответствующего профессионального уровня потребуются значительные временные и материальные ресурсы. Не говоря уже о кадровом подборе людей с необходимыми деловыми, моральными, психологическими и прочими качествами, которые будут соответствовать заявленным требованиям [1].

На сегодняшний день деятельность сотрудника полиции регламентирована различными нормативными актами, которые не только имеют пробелы, но и порой противоречат друг другу. К одному и тому же нормативному акту имеются комментарии, разъяснения, дополнения, изменения, какая-то его часть отменена и т.д.

Полицейский должен знать все и умело применять с учетом каждой конкретной ситуации. Эта идеалистическая картина прекрасна, но человек не может знать все и вся, тем более в динамично меняющимся законодательстве. К тому же, как уже отмечалось, в действующем законодательстве есть много спорных и неоднозначных норм, касаю-

щихся практически всех видов деятельности. И это не только проблемы, связанные с чистой юриспруденцией. Особый интерес вызывают вопросы оказания первой, или, как говорят, доврачебной помощи.

Так, п. 3. ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» возлагает на полицейского обязанность оказывать такую помощь лицам, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

Непонятно, в каком виде и объеме ее должен оказывать полицейский. Если обратиться к учебной программе, то станет ясно, что сотрудник должен уметь на месте без какого-либо оборудования поставить правильный диагноз, применить весь комплекс реанимационных мероприятий, определить вид и объем нужной помощи и квалифицированно осуществить ее. В случае невыполнения данных требований полицейский будет привлечен к ответственности вплоть до уголовной, в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Зададимся вопросами:

- сколько лет необходимо на подготовку медицинского работника подобного уровня?

- кто из действующих врачей способен в таких условиях (без медицинской аппаратуры, медикаментов, перевязочных материалов, в условиях повышенной опасности и т.д.) решить поставленные задачи?

Вопросы можно задавать дальше, ответы очевидны.

Аналогичная ситуация с экстремальным вождением. Несомненно, что оперативно-служебная и служебно-боевая деятельность полицейского зачастую связана с использование автомобиля, а порой и неразрывно связана с ним. Очевидно, что навыков вождения автомобилиста-любителя будет недостаточно для преследования преступников, пытающихся скрыться на автотранспорте, к тому же, оказывающими вооруженное сопротивление, возможно, возникнет необходимость срочно, но аккуратно доставить раненого в больницу и т.д. [4].

Причем все это будет происходить, как правило, в условиях населенного пункта (ведь именно там полиция несет свою службу), что говорит о наличии таких дополнительных сложностей, как плотный транспортный поток, движение пешеходов (к тому же, не всегда соблюдающих Правила дорожного движения) и т.п.

При этом ответственность сотрудника за дорожно-транспортные происшествия или иные негативные последствия также остается в силе. Конечно, законодатель снимает ответственность за причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ), но при этом заявляет, что в случае превышения мер, необходимых для задержания лица, наступает уголовная ответственность. Аналогичная ситуация с причинением вреда в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), обоснованного риска (ст. 41 УК РФ), исполнения приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) - обязательным условием является недопущение превышения их пределов.

Особое внимание заслуживают вопросы оснований, условий, порядка применения физической силы, специальных средств и, собственно, оружия.

Проблемы, связанные, в частности, с применением оружия, заслуживают отдельного исследования и вызывают самые горячие споры, как у сотрудников практических органов, так и представителей научных кругов.

Если обратиться к содержанию ФЗ «О полиции», легко прийти к вводу, что стрелять можно всегда и во всех. А даже если в некоторые категории лиц стрелять нельзя, то при определенных условиях все равно можно.

Однако здесь же выдвигается ряд неоднозначных, а порой невыполнимых требований. Прежде всего, это обязанность сотрудника стремиться к минимизации любого ущерба. Даже если предположить, что полицейский обладает сверхвозможностями и способен в любых условиях попасть именно в ту точку, в которую он целится, возникает вопрос: «Где же та точка на теле?». Это рука, нога, может быть, это палец на спусковом крючке, или необходимо выстрелом выбить оружие из рук преступников? [3].

Не понятен и запрет на право применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Любой населенный пункт априори является местом значительного скопления людей. Даже если это глубокая ночь и все спят. Нет никакой гарантии, что полицейский попадет в преступника с первого раза, попав в него, пуля не пробьет его тело навылет, не произойдет рикошет и т.д.

Пуля пистолета Макарова сохраняет убойную силу на расстоянии 350 метров, чего сто-

ит говорить об автоматах, винтовках, пулеметах и других состоящих на вооружении видов только ручного оружия. Никто и никогда не даст гарантий безопасности при ведении огня в населенном пункте. Такая пуля, пролетев десятки, а возможно, и сотни метров, может попасть в случайного пешехода, человека, который находился в своей квартире, стоял на балконе и прочее.

Остается масса вопросов:

- цель применения оружия - это пресечение преступления или обеспечение общественной и личной безопасности?

- можно ли вести огонь в населенном пункте?

- для остановки преступника на автомобиле стреляем на поражение в человека или частично повреждаем автомобиль?

- если в автомобиль, то в какую его часть?

- минимизация ущерба - это право или обязанность полицейского?

Вопросы формулировать можно бесконечно. Но ответы сотруднику полиции нужны

«_/ Т"»

сейчас. В реальной ситуации на принятие решения отводятся мгновения.

И это при условии идеальной, многогранной, всеобъемлющей подготовки человека с повышенными реакциями, исключительной силой воли, физической и специальной подготовленностью и т.д.

Нам видятся следующие пути решения рассматриваемых проблем.

Во-первых, необходимо совместными усилиями всех заинтересованных ведомств и конкретных подразделений принять меры по переработке действующего законодательства по рассматриваемому направлению деятельности, на его основе разработать единую инструкцию для полицейских, буквально «на каждый его шаг».

Полицейский должен точно знать детализированный алгоритм своих действий в каждой типовой ситуации и быть уверенным в том, что за выполнение соответствующих предписаний он не понесет наказание, обеспечит личную безопасность, выполнит поставленные задачи.

Во-вторых, необходимо разработать реальные требования к кандидату на различные должности полиции - так называемые «про-фессиограммы» [7].

Для этого, в свою очередь, потребуется разработать учебные программы, действительно обеспечивающие потребности соот-

ветствующей службы. В частности, исключить ряд изучаемых на сегодняшний день дисциплин. К таковым мы относим, например, иностранный язык, изучение которого хотя и полезно для сотрудника полиции, особенно, работающего в курортных населенных пунктах и иных центрах притяжения иностранных туристов, однако совершенно бесперспективно для сотрудников, не имеющих даже базовых знаний иностранного языка [5].

Данный предмет изучают с ранних лет в школах, колледжах, различных вузах, однако в массе своей уверенно им владеют единицы.

Необходимость применения знаний иностранного языка возникает «на земле» в единичных случаях, несистемно. При реальной необходимости общения с иностранцем привлекаются специалисты. На наш взгляд, подготовка сотрудника полиции в области иностранного языка должна осуществляться лишь в отношении определенных категорий сотрудников - курортная полиция, отдельные сотрудники патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, сотрудники дежурных частей и т.п. (опять же, при наличии базовых знаний иностранного языка).

На наш взгляд, целесообразно отдать эти часы на изучение русского языка, которым проблемно владеют даже его этнические носители, не говоря уже о многочисленных представителях иных народностей России.

В-третьих, принципиально изменить подход к обучению. На сегодняшний день, согласно рабочим программам профессионального обучения, 80 % учебного времени слушатели самостоятельно изучают материал по дисциплинам. Такой подход нам видится неэффективным и отрицательно влияет на результат, т.е. на подготовленность полицейского к предстоящей службе. Кроме того, даже на аудиторных занятиях преподаватель не может в полном объеме проконсультировать, проконтролировать каждого слушателя. Одна из причин - большая наполняемость групп, в среднем - 25 человек.

Рассмотрим на примере практическое занятие по огневой подготовке, связанное с выполнением упражнения № 4, время выполнения которого не более 10 секунд. Добавьте сюда организационные вопросы, такие, как построение, приветствие, инструктаж, разделение на подгруппы и организация их работы на учебных местах.

Каждая стреляющая смена в условиях тира

составляет максимум шесть человек. Время тратится на ее построение, выдачу боеприпасов, систему подачи команд при движении по рубежам, оценку результатов стрельбы, сбор гильз и т.д.

Таким образом, при идеальных условиях, т.е. подготовленности и дисциплинированности слушателей, отсутствии задержек при стрельбе, положительных результатах стрельбы и т.д., каждый слушатель за учебное занятие успеет выполнить упражнение максимум два раза, то есть время работы с оружием за занятие одним слушателем составляет всего 20 секунд. Отметим, что время обучения слушателей составляет от четырех до шести месяцев и насчитывает от 96 до 108 часов. Кажется, что это много. Однако если убрать учебные занятия теоретического обучения, умножить оставшиеся практические занятия на 20 секунд, получаем время от 9 до 11 минут.

Возникает справедливый вопрос, можно ли за это время научить человека владеть оружием так, чтобы соответствовать всем требованиям закона «О полиции»? Аналогично сложная ситуация и по другим преподаваемым дисциплинам.

Нам видится целесообразным сократить число обучаемых в группах до количества, позволяющего преподавателю в полном объеме передать необходимые знания, умения и осуществить их контроль. Уделять внимание на занятиях отработке действий, которые будут реально выполнять обучаемые на практике. Убрать самоподготовку и всецело осуществлять обучение под контролем преподавателя.

Особые требования должны предъявляться и к профессорско-преподавательскому составу. Прежде всего, это необходимость заблаговременно качественно готовиться к занятиям, разрабатывать и перерабатывать научный, учебный, методический материал по преподаваемым дисциплинам не формально, а в соответствии с действующими реалиями норм права и практики.

При таком подходе, несомненно, потребуются кардинальные изменения нормативной базы по организации учебного процесса и оценки его результатов. Но это уже другая тема исследования. Прежде всего, необходимо четко понимать, каким требованиям должен соответствовать кандидат на службу в полицию, какие конкретно задачи и каким образом он должен решать, с учетом этого, чему и как его должны обучить.

Литература

1. Гоннов Р. В., Шаров Е. А. Проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России по огневой подготовке Электронный сборник материалов межвузовского круглого стола. Ставрополь, 2016.

2. Гоннов Р. В., Шаров Е. Н., Зубенко С. С. Индивидуализация обучения. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017.

3. Гоннов Р. В., Шаров Е. Н., Зубенко С. С. Педагогические аспекты подготовки стрелка. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017.

4. Гоннов Р. В., Шаров Е. Н., Иноценко В. А. Автомобильная и контраварийная подготовка сотрудников полиции. Электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017.

5. Закаляпина Л. А. Административно-профилактическая деятельность полиции в городах-курортах России // Полиция и общество: пути сотрудничества (К 300-летию российской полиции): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2018.

6. Отаров А. А. Особенности технико-криминалистической подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые поступивших на службу в ОВД / А.А. Отаров // Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: материалы X Всероссийского научно-практического круглого стола. Ставрополь, 2016.

7. Пряхина М. В., Душкин А. С. Профес-сиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России: Учебно-методическое пособие. М., 2013.

Bibliography

1. Gonnov R. V., Sharov E. A. Problems of formation of professional competence of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia for fire training. Electronic collection of materials of the interuniversity round table. Stavropol, 2016.

2. Gonnov R. V., Sharov E. N., Zubenko S. S. Individualization of learning. Collection of scientific articles of teachers, students, researchers. 2017.

3. Gonnov R. V., Sharov E. N., Zubenko S. S. Pedagogical aspects of training. Collection of scientific articles of teachers, students, researchers. 2017.

4.Gonnov R.V., Sharov, E. N., Inocenko, V. A. Road and defensive driving course for police officers. Electronic collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference. 2017.

5. Zakalyapina L. A. Administrative and preventive activities of the police in the cities and resorts of Russia // Police and society: ways of cooperation (to the 300th anniversary of the Russian police): proceedings of the all-Russian scientific and practical conference. Voronezh, 2018.

6. Otarov A. A. Peculiarities of technical and forensic training persons of ordinary and younger commanding structure, new entrants to the services in the WTO. A. A. Otarov // Criminalistic support disclosure and investigation of crimes: materials of X all-Russian scientific-practical round table. Stavropol, 2016.

7. Pryakhina M. V., Dushkin A. S. The manual of the main types of activity in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia. M., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.