Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПЕЙЗАЖ / ЖИВОПИСНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ / COGNITIVE INTEREST / LANDSCAPE / PAINTING TECHNIQUES AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Галеева Розалина Нилевна

В статье автор рассматривает живописный пейзаж как средство формирования познавательного интереса, приводящие к созданию художественного образа. В области искусства создание художественного произведения невозможно без живописного приема, без приведения к целостности и гармонии всех его частей. В статье автор уделяет внимание проблемам формирования познавательного интереса в ходе изучения живописного пейзажа, которые необходимы для определения правильного подхода педагога к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN THE STUDY OF THE STUDY OF PAINT LANDSCAPE

In the article, the author considers the picturesque landscape as a means of forming cognitive interest, leading to the creation of an artistic image. In the field of art, the creation of a work of art is impossible without a pictorial device, without bringing to the integrity and harmony of all its parts. In the article, the author pays attention to the problems of the formation of cognitive interest in the study of the picturesque landscape, which are necessary to determine the correct approach of the teacher to learning.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА»

Литература:

1. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.

2. Канунникова Т.А. Методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М, 2017. - 336 с.

3. Морозова Е.В. Особенности развития композиционного мышления студентов (специальности 070901 «живопись» специализация 070901.02 «театрально-декоративная живопись») / Е.В. Морозова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика. - 2008. - № 1. - с. 150-155.

4. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н.М. Сокольниковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.

5. Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста / /Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1960

6. Чигинцева О.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников // Искусство в школе. -2011. - №2. - С. 10-12

УДК 378.2

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ

ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Тюменский государственный университет (г. Тюмень);

студент Галеева Розалина Нилевна Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На современном этапе развития общества, происходят изменения познавательных интересов подрастающего поколения в сторону информационных, цифровых технологий, которая приводит к подмене ценностей и уходу от реальности в виртуальный мир. В общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства все чаще возникают проблемы потери интереса к обучению, так как для большинства учащихся творческая деятельность перестаёт быть привлекательной, из-за возрастающего интереса к цифровым технологиям, компьютерным играм.

В этой связи в контексте современной науки вопрос развития познавательного интереса является одним из наиболее актуальных.

Однако в современной педагогической науке недостаточно уделяется внимания раскрытию возможностей изобразительного искусства в процессе формирования познавательного интереса в целом, а также недостаточно публикаций методики обучения изобразительному искусству для реализации этой цели.

Изложение основного материала исследования. Познавательный интерес в исследованиях Г.И. Щукиной представляется как "определенное направление личности, которое обращено к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями" [1].

Проблемы формирования познавательного интереса различными средствами рассматривали А.И. Васильев (наглядность), И.Л. Голованова, (различные материалы), С.Ш. Евтых (графика), В.С. Бадаев (роспись).

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса является цвет. Благодаря изучению феномена цвета в живописном пейзаже можно охарактеризовать предметы, эстетические понятия и на основе нового подхода к обучению изобразительному искусству можно сформировать новый взгляд на картину мира.

В процессе выполнения живописного пейзажа наблюдается активное восприятие окружающей реальности, красоты природы, человека, созданной им жизненной среды; формирование у учащихся любви к природе; использование живописных техник, приёмов, с помощью которых дети «открывают» новое, экспериментируют с цветом, что в конечном итоге приводит к повышению познавательного интереса.

Пейзажная живопись представляет собой изображение природы во всех проявлениях, и каждые объекты, формы, мотивы неповторимы, уникальны.

Существуют различные виды живописного пейзажа: сельский пейзаж, передача атмосферы деревенского быта, его связь с окружающей природой; городской пейзаж, изображающий созданную человеком пространственную среду и другие виды [2].

Ознакомление детей с пейзажем формирует у них основные законы передачи живописного материала, тем самым они глубже расширяют познания в воздушной перспективе, законах композиции, различных возможностях использования цвета [3].

Таким образом, одним из актуальных вопросов, стоящих перед современной школой, является формирование познавательного интереса младших школьников в изучении живописного пейзажа. поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно - техническом и социальном прогрессе [4].

Педагоги в работах с практической и педагогической частью используют разные методы и приемы восприятия художественной живописи. На уроках используются такие методы как, беседы, игры. В игровых ситуациях, дети учатся сравнивать, узнавать художественные образы. Педагог дает возможность детям усваивать эстетическое восприятие живописного искусства.

Для развития познавательного интереса у учащихся полезно анализировать, изучить приемы, методы работы художников-пейзажистов.

Анализ творчества известных художников дает возможность понять, сравнить, как основные живописные законы трактуются каждым из художников, по-особому воплощаются в живописном произведении.

Так, например, в картине В. Поленова «Золотая осень» изображен солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки. Василий

Поленов изобразил самое начало осени — жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому — огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.

Таким образом, используя метод анализа на уроках изобразительного искусства учитель дает возможность учащимся посмотреть на процесс создания живописного пейзажа самим художником, его методы и приемы. При этом учащиеся знакомятся с опытом великих художников, что способствует развитию цветовосприятия.

Очень важно в работе с живописным пейзажем использовать метод личного показа, когда учитель при работе с цветом демонстрирует последовательность выполнения живописного этюда, где комментирует каждое свое действие, (выкладывание красок на палитру, смешивание цвета или оттенка, наложение мазка на поверхность бумаги и т.п.), которые позволяют правильно строить работу с цветом при выполнении собственных творческих работ.

Метод упражнений помогает развить наблюдательность, воображение, использовать в процессе обучения эффективные методы (анализ работ, экспериментирование с цветом, упражнения и творческие задания).

Выявлены эффективные методы формирования познавательных интересов (метод анализа, показа, упражнений).

Выводы. Таким образом, живописный пейзаж является эффективным средством формирования познавательных интересов, оказывающий положительное влияние на процесс восприятия окружающей реальности, красоты природы, человека, созданной им жизненной среды; формирования любви к природе; использования живописных техник, приёмов при создании живописного произведения.

Аннотация. В статье автор рассматривает живописный пейзаж как средство формирования познавательного интереса, приводящие к созданию художественного образа. В области искусства создание художественного произведения невозможно без живописного приема, без приведения к целостности и гармонии всех его частей. В статье автор уделяет внимание проблемам формирования познавательного интереса в ходе изучения живописного пейзажа, которые необходимы для определения правильного подхода педагога к обучению.

Ключевые слова: познавательный интерес, пейзаж, живописные приемы и методы.

Annotation. In the article, the author considers the picturesque landscape as a means of forming cognitive interest, leading to the creation of an artistic image. In the field of art, the creation of a work of art is impossible without a pictorial device, without bringing to the integrity and harmony of all its parts. In the article, the author pays attention to the problems of the formation of cognitive interest in the study of the picturesque landscape, which are necessary to determine the correct approach of the teacher to learning.

Keywords: cognitive interest, landscape, painting techniques and methods.

Литература:

1. Соколовская И.Н., Кивилёва А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // И.Н. Соколовская, А.А. Кивилёва https://cyberleninka.ru/article/n7k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-poznavatelnyy-interes-v-pedagogike/viewer (дата обращения 27.02.2020)

2. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада https://www.labirint.ru/books/254142/ (дата обращения 27.02.2020)

3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011 - С. 243

4. Приемы формирования познавательного интереса младших школьников к живописи // https://infourok.ru/priemi-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-k-zhivopisi-2619158.html (дата обращения 27.02.2020)

УДК 378.2

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСНОГО

НАТЮРМОРТА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Тюменский государственный университет (г. Тюмень);

студент Николаева Анастасия Леонидовна Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Ориентация на формирование и развитие личности ребенка - одна из основных установок воспитания и образования. К последнему в настоящее время повышаются требования, так как темпы развития общества в разных направлениях также набирают свои обороты.

В современном обществе, на фоне происходящих преобразований: внедрение технического прогресса во сферы жизни человека, урбанизации с агрессивной рекламой, в процессе чего происходит отсутствие контактов с живой природой, что породило ограниченность восприятие цвета, несформированность цветовосприятия у подрастающего поколения.

Известно, что цветовосприятие является важным средством в процессе эмоционально-эстетического развития ребенка, в котором творческая деятельность является ведущей. В этом процессе немаловажную роль осуществляет цвет, благодаря которому осмысливаются выбранные средства, соединяются логический замысел и чувства, помогающие ребенку в познании окружающего мира.

Из этого следует, что успех в обучающей деятельности напрямую зависит от уровня сформированности цветовосприятия.

Изложение основного материала исследования. Процесс развития цветовосприятия средствами изобразительного творчества изучали в своих исследованиях психологи такие, как: Е.И. Игнатьев, З. Фрейд,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.