Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДШИ СРЕДСТВАМИ КОМПОЗИЦИИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДШИ СРЕДСТВАМИ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПОЗИЦИЯ / МЕТОД / КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Гильманова Инга Тимергалиевна

Рассматривается проблема развития творческих способностей обучающихся ДШИ средствами композиции. В статье авторы анализируют публикации с целью уточнения понятия творческие способности обучающихся в ДШИ средствами композиции. Выявляется потенциал занятий по композиции в ДХШ. Рассматриваются эффективные методы направленные на развитие творческих способностей обучающихся в ДШИ средствами композиции. Авторы приводят примеры использования методов (анализ живописного произведения, метод сравнения, метод творческой работы, метод упражнений). В результате авторы выявляют, что процесс развития творчексих способностей напрямую зависит от особенностей орагнизации процесса обучения (методы, творческая деятельность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF DSH BY MEANS OF COMPOSITION

The problem of developing the creative abilities of children's art school students by means of composition is considered. In the article, the authors analyze publications in order to clarify the concept of the creative abilities of students at the Children's School of Art by means of composition. The potential of classes in composition at the Children's Art School is revealed. Effective methods aimed at developing the creative abilities of students at the Children's Art School by means of composition are considered. The authors give examples of the use of methods (analysis of a painting, the method of comparison, the method of creative work, the method of exercises). As a result, the authors reveal that the process of developing creative abilities directly depends on the characteristics of the organization of the learning process (methods, creative activity).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДШИ СРЕДСТВАМИ КОМПОЗИЦИИ»

УДК 371

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДШИ СРЕДСТВАМИ КОМПОЗИЦИИ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

студентка Гильманова Инга Тимергалиевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В стремительно усложняющихся современных условиях развития социума возрастает требования к развитию продуктивной, творческой направленности личности, что обусловило интерес к роли творческих способностей в эстетическом развитии ребенка. Процесс развития творческих способностей является неотъемлемой частью любой творческой деятельности в целом.

Изложение основного материала исследования. В основе любого творческого процесса, по утверждению ученых психологов, педагогов (Л.С. Выготский [1], В.С. Кузин [2], Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев [3] и т.д.), находится способность к созданию творческого продукта.

Однако эффективно развивать творческие способности обучающихся возможно в процессе такой деятельности, которая максимально раскрывает личность.

В этой связи великие педагоги и мыслители Я.А. Коменский, Д. Локк и И.Г. Песталоцци указывали на общеобразовательное и воспитательное значение изобразительной деятельности [4].

Известна эффективность изобразительного искусства в процессе развития творческих способностей, которая заключается в результатах художественной деятельности, где возникновение мыслеобразов заданы самой темой занятия.

Потому что творческий продукт является той материальной формой, которую наполнил обучающийся содержанием своей мысли. Результат передачи художественного образа будет зависеть от умения перевести мысленный образ в изобразительный. В этой связи занятия изобразительного искусства играют огромную роль в развитии творческих способностей обучающегося. Чем раньше этот процесс будет запущен, тем эффективнее будет результат.

В науке существует множество трактовок понятия «творческие способности». На их основе, мы составили свое определение: «Творческие способности обучающихся в ДШИ средствами композиции - это действия, направленные на создание оригинального продукта, изделия, в ходе выполнения которого самостоятельно применены: композиционные знания (законы композиции и схемы композиционного построения листа); художественные навыки (владение художественными материалами и выразительными средствами композиции)».

Нами были рассмотрены труды педагогов, которые рассматривали проблему формирования творческих способностей у обучающихся Б.М. Неменского [5], В.Н. Кузина [6], Т.Я. Шпикаловой [7] и других.

Так, например, в методических разработках Т.Я. Шпикаловой учителям изобразительного искусства предлагается использовать урок-повтор, урок-вариация и урок-импровизация, которые позволяют обучающимся получить эстетический, творческий опыт, на основе которого в последующем, возможно, создавать новый художественный продукт [7].

В ДШИ процесс организации воспитания обучающихся базируется на базовых научных положениях. Это многогранный и системный процесс, который основан на реализации возможностей изобразительного искусства, обеспечивающий развитие личности и творческих способностей.

Несмотря на это, в настоящее время многие педагоги изобразительного искусства сталкиваются с проблемой поиска методов развития творческих способностей обучающихся, так как изобразительная деятельность для большинства перестаёт быть привлекательной, наряду с возрастающим интересам к цифровым технологиям, компьютерным играм.

Таким образом, нами было уточнено определение творческие способности обучающихся в ДШИ средствами композиции - это действия, направленные на создание оригинального продукта, изделия, в ходе выполнения которого самостоятельно применены: композиционные знания (законы композиции и схемы композиционного построения листа); художественные навыки (владение художественными материалами и выразительными средствами композиции)».

Таким образом, стремление развить творческие способности обучающихся, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на создание художественного продукта.

Получая новый опыт в ходе участия в анализе художественного произведения, обучающийся не только познает технологию выполнения работы, материал, а также знакомится с опытом автора, узнает, кем он являлся, в какую эпоху жил, как создавал образ, какие использовал композиционные приемы в произведении.

Очень часто учитель при использовании данного метода, может применить метод сравнения.

Например, изучая живописный пейзаж русской природы, необходимо приводить сравнительный анализ в выражении образа природы разными художниками (И. Шишкин, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Левитан).

Как утверждают педагоги Б.М. Неменского [5], В.Н. Кузина [6], Т.Я. Шпикаловой [7] упражнения необходимый метод для подготовки к основному творческому заданию в любом виде творчества. В композиции это могут быть упражнения на выполнение различных композиционных приемов (ритм, статика, динамика, метр и т.д.).

Творческие задания является закреплением знаний и умений обучающихся по изученной теме и предполагает создание нового творческого продукта выполненного самостоятельно [8].

Например, по теме «Живописный пейзаж» обучающиеся могут выполнить задание с применением различных композиционных приемов, при этом используют выделения композиционного центра с помощью цветовых и тональных отношений.

Итак, изучив теорию различных методов и средств, применяемых к предмету «Композиция», а также выявив потенциальные возможности развития творческих способностей, нами были выделены следующие методы: анализ произведений, метод творческой работы, метод сравнения, метод упражнения.

Выводы. Таким образом, процесс развития творчексих способностей напрямую зависит от особенностей орагнизации процесса обучения, а также немаловажную роль в этом процессе играет творческая деятельность на занятиях композиции, при активном использовании эффективных методов обучения.

Аннотация. Рассматривается проблема развития творческих способностей обучающихся ДШИ средствами композиции. В статье авторы анализируют публикации с целью уточнения понятия творческие способности обучающихся в ДШИ средствами композиции. Выявляется потенциал занятий по композиции в ДХШ. Рассматриваются эффективные методы направленные на развитие творческих способностей обучающихся в ДШИ средствами композиции. Авторы приводят примеры использования методов (анализ живописного произведения, метод сравнения, метод творческой работы, метод упражнений). В результате авторы выявляют, что процесс развития творчексих способностей напрямую зависит от особенностей орагнизации процесса обучения (методы, творческая деятельность).

Ключевые слова: творческие способности, композиция, метод, композиционные знания, художественные навыки.

Annotation. The problem of developing the creative abilities of children's art school students by means of composition is considered. In the article, the authors analyze publications in order to clarify the concept of the creative abilities of students at the Children's School of Art by means of composition. The potential of classes in composition at the Children's Art School is revealed. Effective methods aimed at developing the creative abilities of students at the Children's Art School by means of composition are considered. The authors give examples of the use of methods (analysis of a painting, the method of comparison, the method of creative work, the method of exercises). As a result, the authors reveal that the process of developing creative abilities directly depends on the characteristics of the organization of the learning process (methods, creative activity).

Key words: creativity, composition, method, compositional knowledge, artistic skills.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский // Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

2. Кузин, В.С. Психология / В.С. Кузин. - М.: АГАР, 1997. - 304 с.

3. Психология: словарь / Под общ. Ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошсвского. - М., 1990.

4. Бакиева, О.А. Методика преподавания изобразительного искусства / О.А. Бакиева. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2012. - 200 с. - ISBN 978-5-400-00717-0. - EDN UOPALE.

5. Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

6. Кузин, В.С. Новые подходы к эстетическому воспитанию и художественному образованию младших школьников / В.С. Кузин // Начальная школа. - М., 1989. - №3. - С. 63-71

7. Шпикалова, Т.Я. ИЗО. Художественный труд. 1-4 кл. Программа и тематическое планирование / Шпикалова, Т.Я. - М.: Просвещение, 2008. - 92 с.

8. Ростовцев, H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / H.H. Ростовцев, А.Е. Терентьев. - М.: Просвещение, 1987. - 8 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.