Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
методика / методы обучения / художественное образование / занятия по изобразительной деятельности / композиция / methodology / teaching methods / art education / visual arts classes / composition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагирова Р.М.

В статье рассматривается понятие методика, методы обучения. Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. содержание образования, его цели и задач, отраженные в программах, планирование материала, принципы и способы обучения. Дается краткое описание направлений художественного образования, для развития творческих способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR CONDUCTING CLASSES ON VISUAL ACTIVITIES IN SYSTEM OF AITIONAL EDUCATION

The article discusses the concept of methodology, teaching methods. The methodology as a subject of study considers the peculiarities of the teacher's work with students. the content of education, its goals and objectives reflected in the programs, material planning, principles and methods of teaching. A brief description of the directions of art education for the development of children's creative abilities is given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Тагирова Р.М.

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается понятие методика, методы обучения. Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. содержание образования, его цели и задач, отраженные в программах, планирование материала, принципы и способы обучения. Дается краткое описание направлений художественного образования, для развития творческих способностей детей.

Ключевые слова: методика, методы обучения, художественное образование, занятия по изобразительной деятельности, композиция.

Приобщение к изобразительному искусству путем развития творческих способностей и эстетического воспитание через средства художественного образования духовно обогащает детей. Занятия, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.

Рисунки, нарисованные яркими красками, завораживают каждого ребенка с маленького возраста. Когда ребенок берет в руки карандаш, фломастер или ручку, он начинает проводить линии по белому листу. Прорисовывая бессознательно круги, точки, линии, он отождествляет окружающие его предметы. Психологи утверждают, что дети, рисуя, изучают мир

Желание заниматься творчеством - это внутреннее состояние каждого человека, которое происходит из искренних побуждений. Тяга к красоте, добру, связь с окружающим миром тесно взаимосвязаны с посылами творчества.

Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха. Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка - научить работать с разнообразными художественными материалами, понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт. Затем постоянно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. [4, с.355]

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование материала, принципы и способы обучения. [4, ^312]

Под словом методика мы имеем в виду прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Под методом обучения мы понимаем способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. Из совокупности приемов и методов обучения, объединённых общим направлением, складывается система обучения. Примерами могут служить системы обучения изобразительному искусству В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой и др. [4, с.313]

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е. Е Рожкова, Н.Н. Ростовцев,

Н.М.Сокольникова, Е.В Шорохов, А.С. Хворостов, Т.Я Шпикалова и др. [4, с.313]

Цель и задачи образования могут быть достигнуты при условии осознания и реализации принципов обучения и воспитания - стратегий обучения. «Но необходима еще и тактика, как и что необходимо делать, чтобы эти принципы работали в самом процессе обучения на уроке, т.е методы обучения» [2, с.77] Методы обучения изобразительному искусству направлены на овладение учащимися прежде всего художественно творческой деятельностью, на формирование их творческих способностей. [2, с.78]

Под методом обучения изобразительной деятельности понимается система действий педагога, направленная на организацию процессов восприятия, переживания темы, работы воображения по созданию образа будущего рисунка, а также организацию процесса изображения у детей. [2, с.78]

Совершенствование основ рисунка начинается в детском возрасте. Для этого необходимы специальные приспособления для графических работ и изучение средств выразительности, необходимых для завершения задуманного замысла. Далее система обучения строится на изучении натуры, постановке и рисовании предметной среды - натюрмортов. Систематическое рисование деталей предметов помогает совершенствованию опыта рисования. Наблюдая окружающий мир и делая зарисовки, дети осваивают технику рисования, необходимую для идейных композиций, когда они начинают рисовать по памяти и воображению.

Уроки, вдохновляющие на творчество для детей по художественному образованию, проводятся по разработанным учебным планам, направляющим на всеобщее развитие человека. Обучение живописи на занятиях по изобразительной деятельности включает использование специальных художественных материалов. При передаче теоретических знаний основам живописи для детей первым изучается цветовой спектр, цветовая гамма, теплые и холодные тона, а также колорит.

На занятиях по живописи детям объясняют, что через краски можно передать настроение, характер, состояние, событие изображаемой реальности или воображения. После задуманного композиционного решения и прорисованного эскиза мы приступаем к работе с красками. Смешивание красок, получение новых оттенков, исполнение на холсте или на листе бумаги, решение творческой задачи - это основы живописи. Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное творчество невозможны без обучения основам композиции. Мир, предметы, растения, живые существа можно использовать для создания композиции.

На занятиях по художественному образованию детей важно вовлекать наблюдательность, так как любой объект или событие, ракурс, состояние природы может стать хорошим рисунком или картиной.

Элементы народного творчества используются для обучения детей младшего школьного. Изучение орнаментов и узоров является темой занятий в области декоративно-прикладного творчества, включая новые материалы, такие как краски по ткани и витражные краски. Это способствует формированию у детей творческого подхода, чувства красоты, вдохновения и бережного отношения к народному творчеству.

Конструирование на занятиях, помогает детям изучать перспективы и пространственные отношения. Конструирование и дизайн в творчестве тесно связаны, требуя мыслительного труда и творческого замысла для создания красивых, практичных и реализуемых объектов.

На занятиях по художественному образованию детям очень нравится заниматься лепкой различными материалами. Они осваивают объем, форму и строение предметов, развивая наблюдательность в пространстве. Во всем мире многие люди занимаются аппликативной техникой, воплощая свои идеи и замыслы. Аппликация - это наклеивание или пришивание различных вещей, ткани или бумаги к определенному материалу. Для реализации аппликационных идей можно использовать кожу, ткань, природные материалы, бумагу и картон.

В процессе обучения изобразительным предметам обучающийся каждый раз как бы поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился. Уровень способностей обучающегося, его продвижение вперед, определяются качеством знаний, полученных на предыдущих, более простых занятиях.

Занятия по рисунку, живописи и декоративно - прикладному творчеству, на которых дети получают базовые знания по изобразительным дисциплинам, проводят в специальном помещении. По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную. Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на уроках изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества, постепенно должен закрепиться у ребенка и переноситься в жизнь. В основной части урока - творческая работа. Заключительная часть урока состоит из подведения итогов занятия, обсуждения результатов работы и трудностей, которые могли возникнуть при выполнении творческой задачи.

Во время занятия юный художник проявляет трудолюбие, упорство, внимательность и сосредоточенность, чтобы достичь творчества. Художественное образование помогает получить знания, которые в конечном итоге определяют качество творческих работ через воплощение идей и проявления всех способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. Пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2000. - 271 с.: ил.;

2. Пурик Э.Э. Теория и практика художественного воспитания школьников на уроках изобразительного искусства. - М.: Изд-во института общего образования, 2000. - 184 с.;

3. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.;

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с., 12 л. ил.: ил.

Tagirova R.M.

Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia)

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR CONDUCTING CLASSES ON VISUAL ACTIVITIES IN SYSTEM OF AITIONAL EDUCATION

Abstract: the article discusses the concept of methodology, teaching methods. The methodology as a subject of study considers the peculiarities of the teacher's work with students. the content of education, its goals and objectives reflected in the programs, material planning, principles and methods of teaching. A brief description of the directions of art education for the development of children's creative abilities is given.

Keywords: methodology, teaching methods, art education, visual arts classes, composition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.