Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ОРНАМЕНТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ОРНАМЕНТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Анастасия Андреевна, Полынская Ирина Николаевна

В статье рассмотрены и проанализированы методические подходы в обучении орнаменту учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Описаны основные концепции методики преподавания орнаментальному искусству таких ученых как: Б.М.Неменский, Т.Я.Шпикалова, В.С Кузин, Н.М. Сокольникова, В.Б. Дрягина, Ю.Г. Дорожин, Л.В. Орлова. В статье подчеркивается влияние орнаментального искусства на формирование и развитие эстетических качеств личности младшего школьника. Немаловажное значение придается развитию восприятия как важного компонента, помогающего в формировании эстетически образованной, гармонично развитой, творческой личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF METHODOLOGICAL CONCEPTS IN TEACHING ORNAMENT IN PRIMARY SCHOOL

The article considers and analyzes methodological approaches in teaching ornament to primary school students in fine arts classes in a secondary school. The main concepts of the methods of teaching ornamental art of such scientists as B.M. Nemensky, T.Ya. Shpikalova, V.S. Kuzin, N.M. Sokolnikova, V.B. Dryagina, Yu.G. Dorozhin, L.V. Orlov. The article emphasizes the influence of ornamental art on the formation and development of the aesthetic qualities of the personality of a junior schoolchild. Considerable importance is attached to the development of perception as an important component that helps in the formation of an aesthetically educated, harmoniously developed, creative personality of the child.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ОРНАМЕНТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

УДК 372.87

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ОРНАМЕНТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Коваленко Анастасия Андреевна

Магистрант кафедры изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» asya_dal@mail. ru

Полынская Ирина Николаевна

Доктор педаогических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» julka-nv@mail. ru

В статье рассмотрены и проанализированы методические подходы в обучении орнаменту учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Описаны основные концепции методики преподавания орнаментальному искусству таких ученых как: Б.М.Неменский, Т.Я.Шпикалова, В.С Кузин, Н.М. Сокольникова, В.Б. Дрягина, Ю.Г. Дорожин, Л.В. Орлова. В статье подчеркивается влияние орнаментального искусства на формирование и развитие эстетических качеств личности младшего школьника. Немаловажное значение придается развитию восприятия как важного компонента, помогающего в формировании эстетически образованной, гармонично развитой, творческой личности ребенка.

Ключевые слова: младший школьный возраст, орнаментальное искусство, методика обучения, эстетическое воспитание, уроки изобразительного искусства, учебные программы, анализ.

ANALYTICAL REVIEW OF METHODOLOGICAL CONCEPTS IN TEACHING ORNAMENT IN PRIMARY SCHOOL

Kovalenko Anastasia Andreevna Master's student of the Department of Fine Arts Nizhnevartovsk State University asya_dal@mail.ru

Polynskaya Irina Nikolaevna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Nizhnevartovsk State University julka-nv@mail.ru

The article considers and analyzes methodological approaches in teaching ornament to primary school students in fine arts classes in a secondary school. The main concepts of the methods of teaching ornamental art of such scientists as B.M. Nemensky, T.Ya. Shpikalova, V.S. Kuzin, N.M. Sokolnikova, V.B. Dryagina, Yu.G. Dorozhin, L.V. Orlov. The article emphasizes the influence of ornamental art on the formation and development of the aesthetic qualities of the personality of a junior schoolchild. Considerable importance is attached to the development of perception as an important component that helps in the formation of an aesthetically educated, harmoniously developed, creative personality of the child.

Key words: primary school age, ornamental art, teaching methods, aesthetic education, and fine arts lessons, curricula, analysis.

Одним из направлений декоративно-прикладного искусства, появившемся в связи с развитием ремесла, является орнамент. На

протяжении времен оно развивалось и сегодня продолжает активно использоваться в разных сферах. При изучении значимости и функций

орнаментики видно, что она не ограничивается одним только декоративно-прикладным характером. Орнамент выступает средством формирования представлений о развитии культуры народов мира, обогащает внутренний мир человека и развивает способность видеть прекрасное. Изучение орнаментального искусства ушедших веков способствует насыщению практики современных деятелей искусства. Многообразие орнаментов по изобразительно-выразительным качествам, способам построения и характерным мотивам, способствуют широкому его применению в современном искусстве и дизайне.

Актуальным остается орнамент и в художественном образовании. Целью

использования орнамента в практике обучения является развитие творческих способностей, формирование знаний и умений, а также развитие художественного вкуса у учащихся. Так Д.Б. Эльконин рассматривал орнамент как средство воспитания внимания, усидчивости, умения организовать собственные действия, средства подготовки обучающихся к письму [11, с. 357]. «Особую актуальность приобретает научное осмысление проблемы активизации творческого самовыражения школьников в процессе изобразительной деятельности, поскольку это имеет положительное влияние на развитие ребенка» [6, с. 144].

На данный момент изучение орнаментики осуществляется на всех уровнях художественного образования. В программах основной школы главными задачами выступают обучение, воспитание и развитие учащихся средствами искусства, так как предметы эстетического характера эмоционально-нравственно

воздействуют на человека, о чем неоднократно писал Б.М. Неменский [5, с. 87]. При этом он отводил особое значение декоративно-прикладному искусству, включающему в себя орнаментику, объясняя это тем, что оно вносит образность в окружающий мир, является частью искусства народов мира и лишает аморфности материально-предметную среду.

Изучение орнамента в образовательных учреждениях помимо эмоционально-

нравственного и художественного развития подразумевает достижение предметных результатов таких как: овладение обучающимися основами творческой и изобразительной деятельности, умениями создавать орнамент на основе законов композиции в соответствии с традициями культуры.

Развивающими задачами изучения орнаментального искусства в

общеобразовательных программах выступают: развитие воображения, мелкой моторики, внимания, аккуратности, глазомера, памяти, усидчивости, способности видеть и понимать прекрасное, колористического видения, художественного вкуса.

Воспитательные задачи, которые

направлены на формирование коммуникативных навыков и развитие личностных качеств, в рамках художественного образования ориентированы на формирование уважительного отношения к культуре и искусству разных народов, устойчивого интереса к искусству, в том числе орнаментальному.

Материалы по орнаментальному искусству включали в рамки школьных программ начального общего образования по изобразительному искусству такие научные деятели как Б.М. Неменский [5], Н.М. Сокольникова [8], Т.Я. Шпикалова [10], В.С. Кузин [4], структурируя и подчиняя общей концепции программы и общим целям освоения дисциплины.

Б.М. Неменский в своей программе фрагментарно знакомит учеников с узором через украшение различных предметов быта и окружения преимущественно путем аппликаций, трафаретов, штампов. Одной из задач программы является постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. [5, с. 19-20]. Стоит заметить, что концепция методики автора направлена на эстетическое воспитание и приобщение к мировой художественной культуре, поэтому

образовательные задачи не всегда отвечают основам обучения изобразительной грамоты.

Т.Я. Шпикалова в сравнении уделяет больше времени изучению орнаментов народов мира как в 3-4-ых классах, так и на протяжении всей программы изобразительного искусства начальной школы. «Красочный и величественный мир народного искусства близок и понятен ребенку. Для учителя, который ведет урок декоративного рисования с учениками, очень важно эмоциональное настроение детей» [9, с. 333]. Первоосновой курса выступает образ художественной вещи, созданной руками народных мастеров. Одним из действующих путей развития творческого начала личности является овладение приемами художественной деятельности на основе принципов: повтора, вариации, импровизации, - через народные промыслы разных стран. При этом повтор и вариации в программе преобладают и рассматриваются как необходимое условие эстетического воспитания и развития творчества учащихся [10].

Методика преподавания В.С. Кузина выстраивается на классической линии основ реалистической школы. Основными целями обучения является: всестороннее развитие человека; академическое постижение законов изобразительной грамоты; развитие

художественных и творческих способностей, воображения, пространственного мышления; знакомство с искусством своей страны и мира [4].

Знакомство учащихся с орнаментикой активно проходит уже с первого класса через узор в полосе, в круге, в квадрате на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира по образцу, а также

самостоятельного составления узора в отработанных геометрических основах (на что выделяется по 2 урока: выполнение рисунка в карандаше, в цвете). В последующих классах просматривается изучение орнамента через создания эскизов для украшения предметов быта с методичным сокращением уроков на данную тему. Основными видами деятельности при изучении выступают: рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению; рисование на темы и иллюстрирование (композиция); декоративная работа; аппликация с элементами дизайна. «С каждым заданием декоративная композиция обучающегося становится более красочнее, наряднее за счет декора, преображение натуры или оригинала, создаваемое пространство становится интереснее, происходит осознание

орнаментальности окружающего мира» [1, с. 332].

Методика Н.М. Сокольниковой основана на комбинировании особенностей методик ее предшественников: рисование с натуры В.С. Кузина, эмоциональное развитие учащихся Б.М. Неменского, изучение народного искусства Т.Я. Шпикаловой. В своем пособии автор предоставляет целый раздел, посвященный теоретической базе орнаментики, и указывает последовательность знакомства с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (в полосе, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный).

В.Б. Дрягина в своей работе об изучении орнаментального искусства в системе образования также выделяет три типа используемых преподавателями заданий:

- повтор орнамента или мотива;

- повтор с элементами импровизации;

- задания творческого типа [3].

Каждый представленный вид задания

показывает определенный уровень творческого развития и реализует конкретные задачи в образовательном процессе. Задания на копирование являются первым уровнем орнаментальной практики обучающихся. Такие упражнения учат выстраивать отдельные элементы и целые композиции по примеру. Благодаря такому виду деятельности у учащихся формируется понимание композиционных основ построения орнамента, развивается память, восприятие, графические навыки. Упражнения на повтор с элементами импровизации являются вторым уровнем практического освоения орнаментики. Они учат частично восполнять, придумывать элементы орнамента, его цветовое решение, что способствует не только развитию перечисленных выше навыков, но и воображения, художественного вкуса, мышления. Третий уровень в свою очередь учит самостоятельно

разрабатывать и выстраивать фрагменты (мотива) или законченный орнамент, придумывать цветовые сочетания и акцентирует внимание уже на творческом мышлении, способностях, воображении и художественном вкусе.

Так же ею было выведена отличающуюся от представленных выше программ структура изучения орнаментального искусства, в которой была выделена основа для изучения темы в младшем школьном возрасте - это формирование представлений о правилах построения орнамента и навыков его применения в декорировании на примере геометрического орнамента. Автор утверждает, что данная направленность будет подходящей для учащихся начальных классов.

Другую методологию изучения орнамента рассматривают Ю.Г. Дорожин и Л.В. Орлова, в которой используют рабочие тетради, как средства обучения. Они могут быть ориентированы как на изучение одного вида орнамента (геометрического, растительного, зооморфного, антропоморфного), так и на изучении орнаментики в рамках народных промыслов, к примеру, Хохломы. [2, с. 10] Изучение рабочих тетрадей по освоению орнаментального искусства данных авторов показало, что в основном учащимся предлагается выполнить задания первого и третьего уровня (на повторение и творческого типа). Задания второго уровня мало используются, что нарушает логику творческого развития.

В библиографической базе данным по орнаментальному искусству существуют и такие пособия, которые глубоко и всесторонне рассматривают историю и теорию орнамента, при этом не затрагивая его практическое применение. К таким можно отнести работу Л.П. Светловой «Азбука орнамента». Она нацелена не только на обогащении и систематизации знаний об орнаменте, но и помощь учителю развить творческое воображение учащихся,

самостоятельно выбирать и выполнять эскизы оформления предметов быта, создавать выразительные композиции, творчески используя стилизованные формы, приемы декоративного рисования. [7]

Анализ литературы показал, что изучение орнаментального искусства может различаться:

- по своему содержанию (орнаменты в народном декоративно-прикладном искусстве, история орнамента, теория и практика построения орнамента);

- по времени обучения (фрагментарное включение темы, изучения в виде раздела);

- по глубине изучения (поверхностное, обзорное знакомство с орнаментом, глубокое изучение и освоение).

Можно сделать вывод, что в рамках художественных программ начального образования отсутствует единая, четкая система обучения орнаментальному искусству, что является основой для дальнейших методологических разработок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гладий, Ж. Р. Преподавание основ декоративно-прикладного искусства детям с ограниченными возможностями здоровья и детям инвалидам / Ж. Р. Гладий, И. Н. Полынская // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : сборник статей, Нижневартовск, 04-05 апреля 2017 года. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. - С. 331-333. - ЕОЫ 1НВХЖ.

2. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: МозаикаСинтез, 2007. - 16 с.

3. Дрягина В.Б. Об изучении орнаментального искусства в системе дополнительного образования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - №1-4. - С. 38-43.

4. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. И перераб. М.: Просвещение, 1977. - 208 с.

5. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2020. - 304 с.

6. Полынская, И. Н. Художественно-педагогические основы обучения учащихся начальных классов иллюстрированию русских народных сказок / И. Н. Полынская, М. Р. Нагоричная // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 1. - С. 144-151. - 00! 10.17513/бг*.39024. - Е0Ы ШБСУУ.

7. Светлова Л. П. Азбука орнамента: пособие для проф. образоват. учреждений / Л. П. Светлова. - 2-е изд. - М.: Гном и Д, 2001. - 127 с.

8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. - 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

9. Федорович, А. В. Особенности городецкой живописи в преподавании школьникам на уроках изобразительного искусства / А. В. Федорович, И. Н. Полынская // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Материалы конференции, Нижневартовск, 06-07 апреля 2020 года / Научный редактор: Д.А. Погонышев. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2020. - С. 332-335. - Е0Ы КЕ^ЕО.

10. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. -М.: Просвещение, 2011. - 72 с.

11. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин ; ред. сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.