Научная статья на тему 'Использование авторских методик в процессе обучения декоративно-прикладному искусству'

Использование авторских методик в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / EDUCATION / METHODOLOGY OF EDUCATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соина Д.Н.

В статье рассматриваются традиционные и авторские методики обучения декоративно-прикладному искусству как средство достижения творческой самостоятельности студентов СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование авторских методик в процессе обучения декоративно-прикладному искусству»

Соина Д.Н.

Магистрант, кафедра методики преподавания технологии, декоративно-прикладного искусства и дизайна, Южный Федеральный Университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Аннотация

В статье рассматриваются традиционные и авторские методики обучения декоративно-прикладному искусству как средство достижения творческой самостоятельности студентов СПО.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, методика обучения, образование, воспитание.

Keywords: decorative and applied arts, methodology of educating, education.

Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, привели к новым требованиям в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. Происходящие в обществе кардинальные изменения направлены на непрерывное развитие личности, воспитание мобильности будущих специалистов. В условиях работы образовательных организаций среднего профессионального образования и необходимости реализации принципа гуманизма в образовании особую роль приобретает художественное образование и эстетическое воспитание личности.

Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают готовность к продуктивной творческой деятельности, развитие творческой самостоятельности, социальная адаптация, способность легко ориентироваться в решении творческих задач. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания студентов СПО.

Воспитание формирует образ человека культуры, его культурные качества, в числе которых приоритетным является художественное творчество. Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно влияет на личность средствами искусства, в том числе декоративно-прикладного искусства, которое является важным фактором целостного воздействия на личность студента СПО.

Это говорит о том, что современное образование должно быть направлено на сохранение, воссоздание и передачу культурных ценностей, воспитание человека культуры, создание культурно-образовательного пространства. Поэтому возникла потребность теоретической разработки специальных методик обучения декоративно-прикладному искусству, которые будут способствовать художественному образованию и эстетическому воспитанию личности студента СПО.

В структуру основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий Российской Федерации входят общепрофессиональные дисциплины ОП.04 Спецрисунок и художественная графика, ОП.05 История стилей в костюме, профессиональный модуль ПМ.01 Моделирование швейных изделий, что дает возможность развивать творческую самостоятельность, обеспечивать формирование личностных качеств студентов в соответствии с культурными традициями. Составной частью основной профессиональной образовательной программы является вариативная часть, которая дает возможность углубленного изучения учащимися декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части мировой художественной культуры для эстетического воспитания.

Система художественного образования в недавнем историческом прошлом использовала оптимальную форму разнонаправленного обучения основам художественной деятельности, что позволяло студенту вникать в

суть проблемы, обогащать свой жизненный опыт и использовать его в решении творческих задач.

В Концепции модернизации российского образования провозглашен тезис о более полном использовании нравственного потенциала «искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Решению данной задачи способствует применение множества направлений, технологий, методик обучения.

Понятие «методика обучения» связано с представлением о совокупности приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Методика обучения декоративно-прикладному искусству, следовательно, должна включать в себя описание различных педагогических действий, целью которых является достижение продуктивного учебного результата в процессе освоения этой области знания. Такая методика стремится к универсальности, т. е. к тому, чтобы ее можно было использовать в учебных ситуациях в работе со студентами, которые находятся на разных уровнях знания.

В учебно-воспитательной работе со студентами занятия декоративно-прикладным искусством так же, как рисование с натуры и тематические занятия, способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Система эстетического воспитания в России начала складываться лишь в начале XX века и была связана с именами С.О. Цыбульского, А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, А.В. Луначарского, С.Т.и В.Н. Щацких. Возрождение интереса к проблемам эстетического воспитания в отечественной педагогике началось в 60-е годы и было связано с работами Акопджанян Е.С., Кабалевского Д.Б., Киященко Н.И., Коникова И.А., Лейзерова Н.Л., Мейлаха Б.С., Неменского Б.М., Самохваловой В.И. Системы эстетического воспитания, разрабатываемые в этот период, были

нацелены на формирование духовно-нравственных начал личности, развитие творческих способностей и дарований каждого ученика.

Значительный вклад в разработку теории эстетического воспитания и художественного образования внесли русские ученые-педагоги О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, В.В. Корешков, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, А.С. Хворостов, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова, А.П. Яшухин и др.

Проблема развития декоративно-прикладного творчества как часть эстетического воспитания и художественного образования отражена в исследованиях таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, И.Е. Ковальская, Т.М. Теплов, Е.А. Флерина и др.

Традиционная педагогика, по сути, сводит понятие «обучение» к понятию «преподавание», т.е. передачи знаний, отводя обучающемуся роль приемника знаний, что не может гарантировать в силу различных факторов полноценного получения этих самых знаний. Целью обучаемых становится получение как можно большего количества знаний, умений, навыков.

Авторские технологии обучения декоративно-прикладному искусству, особенностью которых является организация занятий в специально созданной предметной среде, в разновозрастных группах, свобода выбора видов художественно-творческой деятельности, проблемный подход, профессиональная направленность обеспечивают высокую результативность художественно-эстетической, декоративно-прикладной деятельности и развития учащихся.

Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют: идеи гуманизации, осуществление воспитания в контексте культуры, создания открытых воспитательных систем, возврата воспитания в семью, поддержки и развития индивидуальности, альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

Концептуальные основы системы эстетического воспитания «Школа России», разработанной народным художником России, академиком РАО, руководителем Центра непрерывного художественного образования (ЦНХО) Б.М.Неменским, раскрывают авторскую методологию, заключающуюся в осмыслении искусства как средства развития духовной культуры личности. По мнению автора, необходимо строить процесс обучения как поэтапное познание мира духовных ценностей, веками воплощаемых в искусстве: от ближайшего эмоционально осознаваемого окружения ребенка до освоения культуры разных народов. При таком подходе содержание образования по циклу предметов искусства, объединенное в программу «Изобразительное искусство и художественный труд», дает не просто определенную сумму знаний, умений и навыков работы, а «очеловечивает» душу ребенка, развивает у него высокую духовную культуру.

В.А.Сухомлинскй (1818-1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия. По его мнению, успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы на детей. Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием, автор строит систему эстетического воспитания, которая, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека,

умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго.

Более двадцати лет существует программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для общеобразовательных школ, созданная Б.М. Неменским. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства (народных художественных промыслов), а также постижение роли художника в синтетических искусствах (экранных и театре). Программа Б.М. Неменского требует такого подхода к обучению, в котором техника рисунка, живописи, грамотная композиция - это не цель, а средства достижения художественного образа. Задача учителя - создание на уроках атмосферы увлеченности, выявление связи искусства с жизнью ребенка и как результат - «присвоение» эмоционального опыта и создание каждым ребенком индивидуального художественного образа.

Методика Н. Н. Ростовцева объединила и подытожила лучшие методические наработки, такие как: изучение теории живописи Н. Н. Волковым, методические разработки Крымова, методику обучения рисованию В. Д. Кардовского и других художников-педагогов. На основе данной методики разработаны широко известные, признанные и применяемые в общеобразовательной школе программы под редакцией В. С. Кузина, УМК под редакцией С. Е. Игнатьева и других авторов. Методика

Н.Н. Ростовцева следует традиционным дидактическим принципам и совместима с современными общепедагогическими технологиями.

В основу теории и методики декоративно-прикладного искусства в современном художественном образовании положены научные и исследовательские труды Б.В. Нешумова, разработавшего основу декоративного искусства в школе, положившего в основу обучения значение исторического аспекта.

А.С. Хворостов, исследуя ДПИ в школе, пришел к выводу о необходимости внешкольных занятий детей по основам художественных промыслов как средства эффективного формирования художественно-эстетических качеств личности ребенка. «Внеклассная и внешкольная работа по ДПИ позволяет успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников». [1, 6]

Одним из ярких исследователей области ДПИ является Т.Я. Шпикалова. Изучая декоративное искусство на уроках рисования, она приобщает детей к народному искусству, преследует в образовательной деятельности следующие принципы:

- народное искусство - своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;

- в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;

- произведения народного и декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами изобразительного искусства способствует формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности ребенка.

В своей методике она использует аспекты историко-культурологического подхода в эстетическом развитии детей, который позволяет рассматривать различные явления в народном искусстве и культуре в их целостности с историческим развитием.

Активным исследователем в области детского художественного творчества является Н.М. Сокольникова. Изучая художественное образование в начальной школе, она рассматривает концепцию педагогической деятельности как культуролог, анализируя структуру пластических, пространственных и синтетических искусств и на их основе интегрирует в методике художественного творчества рисунок, живопись, народное искусство, ДПИ, дизайн. Как особенность народного искусства она выделяет коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, общечеловечность духовных ценностей. «Уникальный и богатый по своему содержанию опыт предает народному творчеству своеобразную ценность как средству нравственно-эстетического воспитании человека». [2, 188]

Одним из видных исследователей в области теории и методики ДПИ Северного Кавказа является И.М. Раджабов. Особенность его методики составляет опора на традиционные приемы народных художников Дагестана. Сохранение приемов обработки и методика традиционных ремесел Северного Кавказа позволяют упорядочить и структурировать виды ДПИ в систему поэтапно-усложняющихся видов художественного творчества. Среди разнонаправленной художественной деятельности промыслов: художественная обработка ткани, дерева, металла, в которых присутствуют вышивка, золотое шитье, чеканка, гравировка, резьба, лепка — в изготовлении предметов быта, ювелирных украшений методистом предлагается в зависимости от возрастного уровня ребенка тот или другой посильный вид художественного творчества. Поэтапность усложнения заданий дает возможность наращивать навыки профессионального мастерства, что впоследствии формирует ребенка как полноценную всесторонне развитую личность своего социума.

Одним из исследователей области методики декоративно-прикладного искусства является Ю.К. Беджанов. Направленность его

исследований обращена к студентам педагогических вузов художественно-графических факультетов. Основываясь на учебных планах, он разрабатывает методические рекомендации с учетом художественно-педагогического образования студентов как будущих учителей изобразительного, декоративно-прикладного искусства, черчения и технологий. Основным образовательным стержнем методики Ю.К. Беджанова является упор на изучение технологий. Знание студентом технологий того или иного вида декоративно-прикладного искусства позволяет выстроить стройную схему поэтапного обучения профессии. Конечно же, методика не исключает в изделиях декоративно-прикладного искусства при их утилитарном назначении элементов духовной культуры. В своих исследованиях он отмечает, что изделия декоративно-прикладного искусства служат практическим целям и одновременно украшают быт, создают определенное эмоциональное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонично дополняют друг друга.

Одним из ведущих специалистов в обучении методике декоративно-прикладному искусству является ЛА. Буровкина. Областью ее изучения является художественная обработка текстиля и на основе народных традиций обучение студентов художественному творчеству. В исследованиях большое внимание уделяется изучению истории становления художественного текстиля, как России, так и ближнего и дальнего зарубежья; направленности тому или иному виду ткачества, художественно-эстетической ценности, технологии. Следует отметить, что методические рекомендации ориентированы на возрастные группы и предлагаемая технология художественной обработки ткани зависит от психофизиологических особенностей учащихся. В работе с детьми автор рекомендует создавать условия свободного творчества. Особую ценность имеют задания и упражнения с материалом. Каждый из художественных материалов обладает особыми физическими свойствами и внешним видом,

а значит, имеет и свои выразительные возможности, что необходимо использовать в создании декоративных композиций.

Важно, что многие авторы методик выстраивают их таким образом, чтобы на примере предлагаемых программ преподаватели могли создать свой авторский учебно-методический комплекс. Для этого в методические пособия включаются планы уроков, задачи.

В целом, можно сказать о том, что искусство органично вливается в сферу жизнедеятельности человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни. Художественное творчество необходимо народу как факт собственной реализации, накопления опыта из поколения в поколение в виде этносимволов. И, учитывая специфику декоративно-прикладного-прикладного искусства, обучение целесообразно строить в основном на андрагогических принципах, опираясь на художественно-эстетические традиции народов, населяющих Российскую Федерацию.

Литература:

1. Хворостов А.С. ДПИ в школе.: М, Просвещение, 1981, 185 с.

2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.: М., Академия, 1999, 386 с.

3. Неменский Б.М. Методические пути осуществления программы «Изобразительное искусство и художественный труд» / Материалы к 12 научно -практическому семинару «Мастерская Б.М. Неменского». М., 2006

4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. — 242с

5. Прищепа А. А. Основы теории и практики дизайна и декоративно-прикладного искусства. Учебное пособие. Печатная лавка, Ростов-на-Дону, 2013. - 239с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.