УДК 378.147:745
К. Ж. АМИРГАЗИН щ С. Р. УДАЛОВ "
Омский государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
В статье раскрываются вопросы формирования декоративно-прикладного искусства и народных промыслов как учебной дисциплины и ее место в эстетическом и художественном образовании личности студента.
Ключевые слова: народное искусство, развитие, творчество, образ, мышление, талант, быт, национальный характер, традиции, дизайн.
Народное декоративно-прикладное искусство является одним из древнейших видов художественной деятельности человека, средством осмысления им действительности и, непосредственно выражая собой его быт, культуру, мировоззрение, занимает одно из ведущих мест в сохранении и развитии народных художественных традиций, в эстетическом воспитании и духовном развитии молодых поколений.
В этом неоценимую услугу оказывало народное творчество. Оно всегда было связано с особенностями быта, жизненным укладом, трудовой деятельностью, климатическими условиями, окружающей природой.
«Народное искусство разных народов позволяет судить о том, что национальный характер определяется во времени через сложную систему связей, и в первую очередь с природой, с историей народа, формирующей его духовный опыт. Об этом свидетельствуют народное жилище, костюм, орнамент. У каждого народа они свои: русская изба и казахская юрта, украинская хата и грузинская сакля несут свой образ дома, он формировался веками, природой, жизнью народа» [1, с. 35].
Следует подчеркнуть, что творческий талант народов проявил себя прежде всего в области декоративно-прикладного искусства, всегда тесно переплетённого с жизнью, обычаями и традициями народа. Это искусство, связанное с украшением интерьера, костюма и утвари, выражало эстетический вкус народа, его стремление к прекрасному, понимание гармонии, цвета, композиции, пространства, сочетание вышитых панно, постилочных и настенных ковров, ковровых изделий, металлической и глиняной посуды и т. д.
«Так, особенное в художественной культуре народов определяется далеко не только обычаями и правилами, а чем-то более постоянным. Это природа края и способ жить, трудиться и радоваться. Эти черты, выработанные народными испытаниями в исторических событиях, это и способность переживать их. Наконец, это сам строй чувств, само восприятие жизни, складывающееся в процессе истории народа. Именно всем этим определяется тот особый внутренний ритм искусства, который можно ощутить в народном творчестве.
Он выдаёт самые сокровенные различия в национальном своеобразии или в национальном характе-
ре, поскольку определяет не только их зависимость от места, климата и фактов истории, но, в первую очередь, от психологического склада народа. Этот внутренний ритм вырабатывается веками. Определяет особенности народного мира, в каждом случае несёт своё переживание пространства и времени, свою систему отсчёта ценностей. Всё это в конечном счёте и создаёт неповторимую духовную реальность каждого народа» [2, с. 63].
Декоративное искусство можно разделить на монументально-декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное и оформительское искусство (оформление экспозиций выставок, музеев, витрин и т. д.). Также можно разделить декоративное искусство по использованному материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, инкрустация, интарсия, тиснение, чернь, насечка, ковка, филигрань и т. д.).
Данный вид искусства решает и практические, и художественные задачи, поэтому его произведения могут принадлежать как к духовным, так и к материальным ценностям. Так как предметы декора тесно связаны с жизнью человека, они буквально впитывают в себя культуру и особенности той или иной эпохи, этнической группы или какого либо объединения. Поэтому по предметам декора различного времени можно чётко проследить развитие этого искусства, становление, эволюцию и смену художественных стилей.
Особенность российского декоративного искусства — его массовость, «артельность». Русское декоративное искусство по преимуществу автономно, более известны промыслы, фирмы, чем художники (Гжель, Федоскино, Хохлома, ювелирная фирма Карла Фаберже и т.д.). Безымянные мастера создали шедевры русского интерьера и быта.
Первые примеры развитого кузнечного и ювелирного производства встречаются у скифов и родственных им племён, живших на территории от Чёрного моря до Черноземья и Сибири. Для этих территорий характерен т.н. скифский звериный (тератологический) стиль. Северные славяне, постоянно контактировавшие с балтийскими и скан-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
динавскими племенами, переняли от них другой вариант звериного стиля, где орнамент включает части звериных и человеческих тел, переплетающихся причудливым образом. На Урале и в Зауралье угро-финские племена сначала из дерева и камня, а потом из бронзы изготовляли амулеты со стилизованными изображениями медведей и волков. Вырезанные из дерева ковши, увенчанные головами лосей, оленей, уток отличаются экспрессией и пластической выразительностью. Эти традиции долго сохранялись в русском народном искусстве.
Многие столетия, вплоть до 20-х годов 20 века, крестьянское домашнее производство, а с 18—19 веков и кустарные крестьянские промыслы, насыщали деревни и города глиняной, деревянной и металлической утварью, деревянными и керамическими игрушками, набивными тканями, коврами и т. д. Особенно знаменитыми стали хохломская деревянная посуда, городецкая яркая и жизнерадостная роспись по дереву, дымковские глиняные фигурки и свистульки, лукутинские лаковые шкатулки с росписью.
Замечательные промыслы сложились у народов Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа: знамениты промыслы аулов Дагестана — Кубачи (обработка металла), Балхар (расписная керамика), Унцукуль (насечка серебром по дереву).
Бывшие иконописные мастерские в советское время перешли на роспись шкатулок. В Палехе Ивановской области И. И. Голиков и другие мастера разработали тончайшую миниатюрную живопись по чёрному лаку на сюжеты сказок и народных песен. В Древнюю Русь из Византии перешло высокое искусство перегородчатой эмали, черни, зерни, чеканки по металлу, резьбы по кости и дереву. К 17 веку сложилось развитое художественное производство: ростовская и усольская расписная эмаль, великоустюжское чернение по серебру, нижегородская резьба на причелинах изб. Работы мастеров декоративного искусства украшали храмы и дворцы.
Со времён Петра I вошли в употребление вещи западноевропейского типа: фаянс, литая и чеканная утварь, мягкая мебель. С 18 века входят в широкое употребление зеркала. В 18 веке М. В. Ломоносов наладил мануфактурное производство стекла, мозаичной смальты и зеркал. Лучшие архитекторы 18 — начала 19 веков создавали эскизы предметов декоративного убранства интерьеров. Ряд зодчих этого времени начинает свою карьеру с работы декоратора (Росси, Воронихин). Для выполнения заказов императорского двора и высшей знати много работали частные предприятия, достигший в 19 в. высокого мастерства: фарфоровый завод Попова, фаянсовый и фарфоровый заводы Кузнецовых.
В конце 19 — начале 20 века Савва Мамонтов в Абрамцеве и Клавдия Тенишева в Талашкине объединили профессиональных и народных мастеров, чтобы оживить традиции русского народного искусства. В этой работе участвовали: Елена Поленова, Николай Рерих, Михаил Врубель. В период развития стиля модерн майолика и витражи Врубеля, мебель, исполненная по рисункам Шехтеля, Фомина, Щусева определили новый подъём декоративного искусства в России.
Важной составляющей декоративно-прикладного искусства являются народные художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Ключевая творческая идея традиционных про-
мыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами в России являются:
— резьба по дереву — богородская, абрамцево-кудринская;
— роспись по дереву — хохломская, городецкая, полхов-майданская, мезенская;
—декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;
— художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы;
— резьба по кости — холмогорская, тобольская, хотьковская;
— миниатюрная живопись на папье-маше — федоскинская миниатюра, палехская миниатюра, мстерская миниатюра, холуйская миниатюра;
— народная керамика — гжельская керамика, скопинская керамика, дымковская игрушка, карго-польская игрушка.
Народное искусство уходит корнями в глубь веков и является фундаментом современной культуры, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия, оптимизма и своеобразия народной культуры. Назрела необходимость коренного улучшения эстетического воспитания и художественного образования, привитие восприятия и любви к традициям народного, художественного искусства.
Эстетическое восприятие, формирование эстетической культуры студентов вузов — одна из важнейших задач, стоящих перед образованием. Она исследуется в трудах известных педагогов и психологов (Н. Н. Волкова, Н. И. Киященко, О. П. Коги-кова, Б. Т. Лихачева, Б. М. Неменского, В. Н. Шацкой и др.). Существенным условием, определяющим успех художественного и эстетического воспитания студентов, является развитие навыков восприятия произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства. Изучение традиционного народного искусства в процессе подготовки студентов, на мой взгляд, будет эффективно способствовать развитию художественного восприятия [3].
Народное искусство способствует решению важнейших задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения, развития духовных потребностей, формированию художественного восприятия, росту художественно-творческой деятельности.
В учебно-воспитательном процессе следует как можно шире использовать возможности традиционного народного искусства. Беседы, лекции об искусстве и красоте окружающего мира, об особенностях местных традиций на занятиях по дисциплинам «История и современные проблемы ДПИ», «Искусство Сибири», «ДПИ и народные промыслы Сибири» (для нашего региона), способствуют формированию интереса к культурному наследию народов Сибири. Вместе с тем использование традиционного народного искусства в учебном процессе помогает формированию умений и навыков, развитию в эстетических, творческих, нравственных и художественных качеств личности [4].
Библиографический список
1. Собкин, В. С. Художественное образование и эстетическое воспитание. Текст / В. С. Собкин , В. А. Левин // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.— С. 24 — 31.
2. Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Изд. 2-е. — Казань : Центр инновационных технологий, 2008. — 223 с.
3. Изобразительное искусство и художественный труд. Текст с крат. метод. рекомендациями под рук. Б. М. Неменско-го. — Изд. 2-е. — М. : Просвещение, 2006. — 141 с.
4. Макаровская, И. В. Особенности педагогической деятельности, ориентированной на развитие творческих способностей студентов / И. В. Макаровская // Проблемы высшего художественно-педагогического образования: содержание и технологии : материалы науч.-практ. конф. — Тольятти : ТГУ, 2007. - С. 45-49.
АМИРГАЗИН Кайртай Жакупович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры монументального и декоративного искусства.
УДАЛОВ Сергей Робертович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Адрес для переписки: ohpk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.04.2012 г.
© К. Ж. Амиргазин, С. Р. Удалов
УДК 3711 Л. А. ИВАХНОВА
А. В. КУЧЕРОВА
Омский государственный педагогический университет
Омский государственный технический университет
ОСОБЕННОСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА»__________________________
В статье рассмотрены требования к профессиональному обучению студентов в условиях дополнительной подготовки в области дизайна, определены функции дополнительной подготовки, факторы профессионального становления, сферы педагогической деятельности, что явилось основанием разработки содержания и методики, включающей систему заданий, технологии проектного обучения, обеспечивающих профессиональное обучение и развитие творческих способностей студентов при обучении основам дизайна.
Ключевые слова: дополнительная подготовка, дизайн, метод проектов, художественно-творческая деятельность.
Одним из актуальных направлений деятельности современной системы среднего и высшего профессионального художественного образования является создание условий для организации собственной деятельности студентов, для повышения мотивации к профессиональному обучению, саморазвитию, самореализации в педагогическом и художественном творчестве, подготовка педагогических кадров в сфере искусства и для художественного образования. В рамках профессионального обучения студентов в системе СПО и ВПО дополнительная подготовка рассматривается как ступень профессионально-личностного развития, как процесс и результат профессионального саморазвития, обогащения профессиональной деятельности новыми качествами, как способ творческой самореализации личности. Дополнительная подготовка предполагает единство профессионального обучения и творческой деятельности. Успешность профессионального становления в системе дополнительной подготовки обеспечивается диагностикой уровня профессиональных компетенций, знаний, умений, способностей, осуществляемой на каждом этапе профессионального обучения. Диагностическая функция
дополнительной профессиональной подготовки взаимодействует с компенсаторной функцией, которая предполагает внесение корректив в теоретические знания, практические умения, опыт творческой деятельности. Для профессионального обучения студентов особое значение придается инновационной функции дополнительной профессиональной подготовки, направленной на перестройку деятельности и мышления, разрушение негативных стереотипов профессиональной деятельности. Формирование готовности к инновационной деятельности определяется уровнем сформированности мотивов, организации такой деятельности студентов, в процессе которой формируются профессиональные знания, умения и способности, необходимые для творческого осуществления деятельности. Инновационная составляющая профессиональной художественной подготовки ориентирует студентов на реализацию нововведений в будущую профессионально-педагогическую деятельность.
Дополнительная подготовка студентов в области дизайна продиктована их профессиональными потребностями, как специалистов образовательной области «искусство», обусловлена их профессио-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ