Научная статья на тему 'Формирование компетентностей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству'

Формирование компетентностей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ОБРАЗ / МЫШЛЕНИЕ / ТАЛАНТ / БЫТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ТРАДИЦИИ / ДИЗАЙН / FOLK ARTS / DEVELOPMENT / CREATIVITY / IMAGE / THINKING / TALENT / MODE OF LIFE / NATIONAL CHARACTER / TRADITIONS / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиргазин Кайртай Жакупович, Удалов Сергей Робертович

В статье раскрываются вопросы формирования декоративно-прикладного искусства и народных промыслов как учебной дисциплины и ее место в эстетическом и художественном образовании личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиргазин Кайртай Жакупович, Удалов Сергей Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation in artistic education

The article focuses on issues of the development of Decorative and Applied Arts and Folk Crafts as an academic discipline and its place in the aesthetic and artistic education of students' personalities.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентностей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству»

УДК 378.147:745

К. Ж. АМИРГАЗИН щ С. Р. УДАЛОВ "

Омский государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

В статье раскрываются вопросы формирования декоративно-прикладного искусства и народных промыслов как учебной дисциплины и ее место в эстетическом и художественном образовании личности студента.

Ключевые слова: народное искусство, развитие, творчество, образ, мышление, талант, быт, национальный характер, традиции, дизайн.

Народное декоративно-прикладное искусство является одним из древнейших видов художественной деятельности человека, средством осмысления им действительности и, непосредственно выражая собой его быт, культуру, мировоззрение, занимает одно из ведущих мест в сохранении и развитии народных художественных традиций, в эстетическом воспитании и духовном развитии молодых поколений.

В этом неоценимую услугу оказывало народное творчество. Оно всегда было связано с особенностями быта, жизненным укладом, трудовой деятельностью, климатическими условиями, окружающей природой.

«Народное искусство разных народов позволяет судить о том, что национальный характер определяется во времени через сложную систему связей, и в первую очередь с природой, с историей народа, формирующей его духовный опыт. Об этом свидетельствуют народное жилище, костюм, орнамент. У каждого народа они свои: русская изба и казахская юрта, украинская хата и грузинская сакля несут свой образ дома, он формировался веками, природой, жизнью народа» [1, с. 35].

Следует подчеркнуть, что творческий талант народов проявил себя прежде всего в области декоративно-прикладного искусства, всегда тесно переплетённого с жизнью, обычаями и традициями народа. Это искусство, связанное с украшением интерьера, костюма и утвари, выражало эстетический вкус народа, его стремление к прекрасному, понимание гармонии, цвета, композиции, пространства, сочетание вышитых панно, постилочных и настенных ковров, ковровых изделий, металлической и глиняной посуды и т. д.

«Так, особенное в художественной культуре народов определяется далеко не только обычаями и правилами, а чем-то более постоянным. Это природа края и способ жить, трудиться и радоваться. Эти черты, выработанные народными испытаниями в исторических событиях, это и способность переживать их. Наконец, это сам строй чувств, само восприятие жизни, складывающееся в процессе истории народа. Именно всем этим определяется тот особый внутренний ритм искусства, который можно ощутить в народном творчестве.

Он выдаёт самые сокровенные различия в национальном своеобразии или в национальном характе-

ре, поскольку определяет не только их зависимость от места, климата и фактов истории, но, в первую очередь, от психологического склада народа. Этот внутренний ритм вырабатывается веками. Определяет особенности народного мира, в каждом случае несёт своё переживание пространства и времени, свою систему отсчёта ценностей. Всё это в конечном счёте и создаёт неповторимую духовную реальность каждого народа» [2, с. 63].

Декоративное искусство можно разделить на монументально-декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное и оформительское искусство (оформление экспозиций выставок, музеев, витрин и т. д.). Также можно разделить декоративное искусство по использованному материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, инкрустация, интарсия, тиснение, чернь, насечка, ковка, филигрань и т. д.).

Данный вид искусства решает и практические, и художественные задачи, поэтому его произведения могут принадлежать как к духовным, так и к материальным ценностям. Так как предметы декора тесно связаны с жизнью человека, они буквально впитывают в себя культуру и особенности той или иной эпохи, этнической группы или какого либо объединения. Поэтому по предметам декора различного времени можно чётко проследить развитие этого искусства, становление, эволюцию и смену художественных стилей.

Особенность российского декоративного искусства — его массовость, «артельность». Русское декоративное искусство по преимуществу автономно, более известны промыслы, фирмы, чем художники (Гжель, Федоскино, Хохлома, ювелирная фирма Карла Фаберже и т.д.). Безымянные мастера создали шедевры русского интерьера и быта.

Первые примеры развитого кузнечного и ювелирного производства встречаются у скифов и родственных им племён, живших на территории от Чёрного моря до Черноземья и Сибири. Для этих территорий характерен т.н. скифский звериный (тератологический) стиль. Северные славяне, постоянно контактировавшие с балтийскими и скан-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

*

динавскими племенами, переняли от них другой вариант звериного стиля, где орнамент включает части звериных и человеческих тел, переплетающихся причудливым образом. На Урале и в Зауралье угро-финские племена сначала из дерева и камня, а потом из бронзы изготовляли амулеты со стилизованными изображениями медведей и волков. Вырезанные из дерева ковши, увенчанные головами лосей, оленей, уток отличаются экспрессией и пластической выразительностью. Эти традиции долго сохранялись в русском народном искусстве.

Многие столетия, вплоть до 20-х годов 20 века, крестьянское домашнее производство, а с 18—19 веков и кустарные крестьянские промыслы, насыщали деревни и города глиняной, деревянной и металлической утварью, деревянными и керамическими игрушками, набивными тканями, коврами и т. д. Особенно знаменитыми стали хохломская деревянная посуда, городецкая яркая и жизнерадостная роспись по дереву, дымковские глиняные фигурки и свистульки, лукутинские лаковые шкатулки с росписью.

Замечательные промыслы сложились у народов Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа: знамениты промыслы аулов Дагестана — Кубачи (обработка металла), Балхар (расписная керамика), Унцукуль (насечка серебром по дереву).

Бывшие иконописные мастерские в советское время перешли на роспись шкатулок. В Палехе Ивановской области И. И. Голиков и другие мастера разработали тончайшую миниатюрную живопись по чёрному лаку на сюжеты сказок и народных песен. В Древнюю Русь из Византии перешло высокое искусство перегородчатой эмали, черни, зерни, чеканки по металлу, резьбы по кости и дереву. К 17 веку сложилось развитое художественное производство: ростовская и усольская расписная эмаль, великоустюжское чернение по серебру, нижегородская резьба на причелинах изб. Работы мастеров декоративного искусства украшали храмы и дворцы.

Со времён Петра I вошли в употребление вещи западноевропейского типа: фаянс, литая и чеканная утварь, мягкая мебель. С 18 века входят в широкое употребление зеркала. В 18 веке М. В. Ломоносов наладил мануфактурное производство стекла, мозаичной смальты и зеркал. Лучшие архитекторы 18 — начала 19 веков создавали эскизы предметов декоративного убранства интерьеров. Ряд зодчих этого времени начинает свою карьеру с работы декоратора (Росси, Воронихин). Для выполнения заказов императорского двора и высшей знати много работали частные предприятия, достигший в 19 в. высокого мастерства: фарфоровый завод Попова, фаянсовый и фарфоровый заводы Кузнецовых.

В конце 19 — начале 20 века Савва Мамонтов в Абрамцеве и Клавдия Тенишева в Талашкине объединили профессиональных и народных мастеров, чтобы оживить традиции русского народного искусства. В этой работе участвовали: Елена Поленова, Николай Рерих, Михаил Врубель. В период развития стиля модерн майолика и витражи Врубеля, мебель, исполненная по рисункам Шехтеля, Фомина, Щусева определили новый подъём декоративного искусства в России.

Важной составляющей декоративно-прикладного искусства являются народные художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных про-

мыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами в России являются:

— резьба по дереву — богородская, абрамцево-кудринская;

— роспись по дереву — хохломская, городецкая, полхов-майданская, мезенская;

—декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;

— художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы;

— резьба по кости — холмогорская, тобольская, хотьковская;

— миниатюрная живопись на папье-маше — федоскинская миниатюра, палехская миниатюра, мстерская миниатюра, холуйская миниатюра;

— народная керамика — гжельская керамика, скопинская керамика, дымковская игрушка, карго-польская игрушка.

Народное искусство уходит корнями в глубь веков и является фундаментом современной культуры, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия, оптимизма и своеобразия народной культуры. Назрела необходимость коренного улучшения эстетического воспитания и художественного образования, привитие восприятия и любви к традициям народного, художественного искусства.

Эстетическое восприятие, формирование эстетической культуры студентов вузов — одна из важнейших задач, стоящих перед образованием. Она исследуется в трудах известных педагогов и психологов (Н. Н. Волкова, Н. И. Киященко, О. П. Коги-кова, Б. Т. Лихачева, Б. М. Неменского, В. Н. Шацкой и др.). Существенным условием, определяющим успех художественного и эстетического воспитания студентов, является развитие навыков восприятия произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства. Изучение традиционного народного искусства в процессе подготовки студентов, на мой взгляд, будет эффективно способствовать развитию художественного восприятия [3].

Народное искусство способствует решению важнейших задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения, развития духовных потребностей, формированию художественного восприятия, росту художественно-творческой деятельности.

В учебно-воспитательном процессе следует как можно шире использовать возможности традиционного народного искусства. Беседы, лекции об искусстве и красоте окружающего мира, об особенностях местных традиций на занятиях по дисциплинам «История и современные проблемы ДПИ», «Искусство Сибири», «ДПИ и народные промыслы Сибири» (для нашего региона), способствуют формированию интереса к культурному наследию народов Сибири. Вместе с тем использование традиционного народного искусства в учебном процессе помогает формированию умений и навыков, развитию в эстетических, творческих, нравственных и художественных качеств личности [4].

Библиографический список

1. Собкин, В. С. Художественное образование и эстетическое воспитание. Текст / В. С. Собкин , В. А. Левин // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.— С. 24 — 31.

2. Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Изд. 2-е. — Казань : Центр инновационных технологий, 2008. — 223 с.

3. Изобразительное искусство и художественный труд. Текст с крат. метод. рекомендациями под рук. Б. М. Неменско-го. — Изд. 2-е. — М. : Просвещение, 2006. — 141 с.

4. Макаровская, И. В. Особенности педагогической деятельности, ориентированной на развитие творческих способностей студентов / И. В. Макаровская // Проблемы высшего художественно-педагогического образования: содержание и технологии : материалы науч.-практ. конф. — Тольятти : ТГУ, 2007. - С. 45-49.

АМИРГАЗИН Кайртай Жакупович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры монументального и декоративного искусства.

УДАЛОВ Сергей Робертович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2012 г.

© К. Ж. Амиргазин, С. Р. Удалов

УДК 3711 Л. А. ИВАХНОВА

А. В. КУЧЕРОВА

Омский государственный педагогический университет

Омский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА»__________________________

В статье рассмотрены требования к профессиональному обучению студентов в условиях дополнительной подготовки в области дизайна, определены функции дополнительной подготовки, факторы профессионального становления, сферы педагогической деятельности, что явилось основанием разработки содержания и методики, включающей систему заданий, технологии проектного обучения, обеспечивающих профессиональное обучение и развитие творческих способностей студентов при обучении основам дизайна.

Ключевые слова: дополнительная подготовка, дизайн, метод проектов, художественно-творческая деятельность.

Одним из актуальных направлений деятельности современной системы среднего и высшего профессионального художественного образования является создание условий для организации собственной деятельности студентов, для повышения мотивации к профессиональному обучению, саморазвитию, самореализации в педагогическом и художественном творчестве, подготовка педагогических кадров в сфере искусства и для художественного образования. В рамках профессионального обучения студентов в системе СПО и ВПО дополнительная подготовка рассматривается как ступень профессионально-личностного развития, как процесс и результат профессионального саморазвития, обогащения профессиональной деятельности новыми качествами, как способ творческой самореализации личности. Дополнительная подготовка предполагает единство профессионального обучения и творческой деятельности. Успешность профессионального становления в системе дополнительной подготовки обеспечивается диагностикой уровня профессиональных компетенций, знаний, умений, способностей, осуществляемой на каждом этапе профессионального обучения. Диагностическая функция

дополнительной профессиональной подготовки взаимодействует с компенсаторной функцией, которая предполагает внесение корректив в теоретические знания, практические умения, опыт творческой деятельности. Для профессионального обучения студентов особое значение придается инновационной функции дополнительной профессиональной подготовки, направленной на перестройку деятельности и мышления, разрушение негативных стереотипов профессиональной деятельности. Формирование готовности к инновационной деятельности определяется уровнем сформированности мотивов, организации такой деятельности студентов, в процессе которой формируются профессиональные знания, умения и способности, необходимые для творческого осуществления деятельности. Инновационная составляющая профессиональной художественной подготовки ориентирует студентов на реализацию нововведений в будущую профессионально-педагогическую деятельность.

Дополнительная подготовка студентов в области дизайна продиктована их профессиональными потребностями, как специалистов образовательной области «искусство», обусловлена их профессио-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.