УДК 377.6:745.531
В. В. ЧАРДЫНЦЕВА
Омский государственный педагогический университет
СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ КОЖИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы создания профессионально-квалификационной модели специалиста среднего профессионального образования по специализации «художественная обработка кожи». Постановка и решение проблем формирования модели специалиста, имеющей профиль художника-мастера, должна помочь педагогическим работникам сформировать компетентность студента, а будущему специалисту успешно адаптироваться в рамках своей будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: модель, профессиональная деятельность, компетенции, художественная обработка кожи.
На современном этапе российского образования создание образа модели и подготовка специалистов напрямую связана с динамичными процессами современного общества. В нашем понимании «модель специалиста — это описание качественных характеристик профессиональной пригодности данного специалиста к выбранному направлению деятельности и то, что отличает его от других специалистов. В данном случае модель — системообразующий фактор в отборе содержания и реализации форм учебного процесса.
В основу модели специалиста заложена ком-петентностная база, описанная в ФГОС. В рамках современной образовательной парадигмы модель выпускника выглядит как совокупность социально-экономических и профессионально-технологических компетенций.
Эмпирический анализ любой деятельности определяется мотивацией, целью, программой, информационной основой и принятием решений. По отношению к личности можно определить степень её готовности к освоению данных компетенций, а это готовность к научному познанию, к социализации, к продуктивной деятельности, к самопознанию и самосовершенствованию. Результат освоенных компетенций — это практическая полезность, эффективность, высокий интеллектуальный и образовательный потенциал, содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу, рост адаптивных возможностей во взаимодействии со средой [1].
Модель сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта и по видам познавательной и учебной деятельности, включает учебно-методический комплекс, вопросы воспитания, трудоустройства и социальной адаптации студентов. Также данная модель включает компоненты, влияющие на эффективность деятельности и диагностические параметры для коррекции деятельности специалиста в области декоративно-прикладного искусства.
Профессия «художник» предполагает творческую деятельность, объединяющую разные области человеческой деятельности — искусство, научные
исследования, проектирование и конструирование, владение знаниями и представлениями о производстве предметов и изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, технологии и оценки качества продукта. Результатом труда художника является эстетически совершенное, качественное и уникальное изделие. Художник в области художественной обработки кожи может заниматься художественно-творческой, научно-исследовательской, производственно-технологической, организационно-управленческой, педагогической и выставочной деятельностью. Он может изготавливать изделия в разных техниках художественной обработки кожи, использовать в своей работе исследования в области археологии, этнографии, искусствознания, музееведения, быть организатором технологического процесса на предприятии, разрабатывать маркетинговые проекты и осуществлять их, проводить мастер-классы и преподавать в рамках своей специализации, принимать участие в выставках разного уровня. Данная профессия предусматривает высокую эрудицию, оригинальное мышление, развитую интуицию и воображение, художественный вкус и стремление к профессиональному росту.
Главный компонент модели — федеральный государственный образовательный стандарт [2] состоит из совокупности требований, обязательных при реализации образовательных программ. Основная идея стандарта — формирование у будущего специалиста общих и профессиональных компетенций, которые в сумме позволят судить о компетентности личности в профессиональной сфере.
Вопросам формирования общей и профессиональной компетентности студентов посвящены труды ученых в области педагогики и психологии Н. Б. Акатова, К. Ж. Амиргазина, Е. И. Атлягузо-вой, В. П. Горшенина, И. Б. Доценко, Н. Е. Седовой, В. А. Козырева, А. Л. Смятских, А. В. Хуторского и других.
В комплекс общих компетенций включены процессы понимания, значимости и интереса к профессии, организация собственной деятельности в соот-
ветствии с типовыми методами и средствами, оценка качества труда, принятие решений, поиск и использование информации, информационно-коммуникативных технологий. А также работа в коллективе и ответственность за результат труда, решение задач профессионального развития в условиях частой смены технологий, знание базовых и профильных дисциплин.
Профессиональные компетенции содержат комплекс умений в творческой, исполнительской и производственно-технологической деятельности, заключающийся в создании проектов в разных графических материалах и колористическим решением с использованием подготовительного материала и самостоятельного воплощения их в материале, использования профессиональной терминологией. А также копирования и варьирования техник изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, в составлении технологических карт, использование компьютерных технологий в реализации замысла, в контроле изделий на соответствие требованиям к качеству, соблюдение правил, норм и техники безопасности в профессиональной деятельности.
Ведущим направлением в создании модели является нахождение оптимального варианта управления самостоятельной познавательной деятельностью студента, выявление его способностей к самоорганизации и самоанализу [3]. Механизмы этой деятельности заключаются в преподавании логики изучаемых дисциплин, постановке проблемных задач поиска существующих источников и работой с ними, формирование идеологических качеств — мировоззрения и эстетического восприятия, художественного вкуса. Здесь моделируется полный цикл самостоятельного мышления студента — от поиска темы через постановку и решение проблемных ситуаций к разрешению проблемы и доказательства правильности его выводов. Диагностика сформированной самостоятельности мышления и возможностей действовать в возможных профессиональных ситуациях является моделирование этой ситуации в условиях учебного заведения. А это возможно в период выполнения практических работ и прохождения разных видов практики: учебной, производственной, преддипломной. Схема модели специалиста в области прикладного искусства отражена в рис. 1.
Рассмотрим отдельные вопросы формирования модели компетентности студента в освоении вида прикладного искусства — художественной обработки кожи.
При изучении профессиональной части образовательной программы СПО в рамках творческой и исполнительской деятельности студент должен
иметь практический опыт проектирования и разработки специальной композиции художественного изделия из кожи, его графического и колористического решения. В основу этого опыта закладываются требования к знаниям художественно-стилистических, орнаментальных особенностей и традиций в выполнении изделий из кожи разных времен и народов, основные методы и способы проектирования и моделирования изделий с использованием графических, живописных, пластических решений, народного орнамента, а также умения использовать эти знания при проектировании авторских композиций.
Для того чтобы студентам приобрести минимальный практический опыт в проектировании и разработке специальной композиции, нужны образцы готовых проектов изделий из кожи. И возникает первая проблема — нахождение готовых образцов художественных изделий из кожи. Известно, что местом хранения исторических художественных ценностей являются музеи — краеведческие, этнографические, изобразительных искусств. Образцы изделий из кожи находятся в Омском краеведческом музее, Музее изобразительных искусств им. Врубеля, во многих музеях России и всего мира. Сегодня, во времена новых информационно-коммуникативных технологий, не обязательно ехать в другой город или страну, чтобы рассмотреть и сфотографировать музейный экспонат. Многие музеи предоставляют разглядеть экспонаты в режиме виртуальной экскурсии, что очень удобно для учебного процесса. И основной задачей преподавателя становится помощь студенту в отыскании оригинальных объектов и выбора методов копирования изделий художественной кожи. В данном случае обучение строится на основе «обучения по образцу». На первоначальном этапе «обучение по образцу» является необходимым условием, так как здесь формируется критерий качества выполнения проектной работы.
Существуют определенные требования в выполнении проектов изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов — это традиции, которым следовали наши предки при выполнении изделий прикладного искусства. И возникает вторая проблема — в выявлении традиций художественной обработки кожи нашего региона. Если в некоторых видах прикладного искусства, например, резьбе и росписи по дереву, вышивке, керамике, лаковой миниатюре эти традиции выявлены, обобщены многими учеными-исскуствоведами, обозначены центры развития этих видов искусства. Однако в разделе искусства художественной обработки
Рис. 1. Схема модели специалиста в области прикладного искусства
кожи наблюдается некоторый недостаток научно-исследовательской и учебно-методической литературы, изучающей истоки, традиции, особенности развития этого вида искусства. Решение проблемы в создании теоретического обоснования существования данного вида промысла на территории Сибири, а это возможно объединенными усилиями научных и педагогических работников.
Таким образом, решив обе проблемы, подходим к следующей. Студент, поступая в художественное учебное заведение, ориентирован на творческую деятельность, на осуществление личных творческих устремлений и желаний, на создание изделий в духе современных модных дизайнерских стилевых решений, не вникая в культурно-исторические процессы развития прикладного искусства и часто игнорируя процессы копирования. Решение третьей проблемы — создать условия для воспитания личности студента, отзывчивого к традициям отечественной культуры и готового для её созидания — является наиболее важной в обучении художественной обработки кожи. Аксиологическая направленность проблемы может решиться через изучение трудов ученых Л. М. Архангельского, Б. Г. Ананьева, С. Ф. Анисимова, Л. П. Буева, А. Г. Здравосмыслова, А. В. Кирьяковой, В. П. Тугаринова, которые понятие «ценность» определяют через выделение признаков форм общественного сознания: необходимость, нормативность, значимость, полезность, целесообразность. Потребности, являясь источником жизненной активности, составляют основу формирования цели деятельности, формирования образа продукции на основании поиска, оценки, выбора, проекции [4]. Аксиологическая направленность личности, по мнению А. В. Кирьяковой, имеет три стадии: познание мира ценностей, самосознание и присвоение ценностей, построение жизненной перспективы в этой системе [5]. На первом этапе студент постигает мир художника-проектировщика, на втором этапе происходит самоидентификация личности как художника, на третьем — выбор цели и направления деятельности.
В декоративно-прикладном искусстве существуют определенные тенденции в формировании образа создаваемого изделия. Красота материала, пропорции, цвет, ритмическая орнаментальная структура, пластика — основные составляющие эмоционально-образного содержания изделия. Декор при этом видоизменяет форму, сливается с ней в едином образе и в результате бытовой предмет становится произведением искусства. В современном дизайне изделий допускается проектирование, построенное на линии, форме, организация бездекорного пространства. В декоративно-прикладном искусстве присутствие орнамента является обязательным условием [6]. Здесь важно, не уничтожив стремление личности студента к творческому самоопределению, научить проектировать такие современные изделия, в которых были бы отражены и орнаментальная традиция и современные дизайнерские решения.
Следующим этапом изучения профессиональной части образовательной программы СПО является освоение технологических умений, основ производственно-технологической деятельности в изготовлении художественных изделий из кожи. В основу этого опыта закладываются требования к умению копировать и варьировать исторические и современные образцы изделий декоративно-прикладного искусства, изготовлять изделия, используя авторские проекты с применением технологических и эстетических традиций, выполнять
изделия на высоком профессиональном уровне, применяя знания в области материаловедения и специальной технологии, художественно-технических приемов изготовления изделия.
В процессе обучения в ходе наблюдательного эксперимента выявилась одна тенденция, которая позволила сформулировать следующую проблему. Студент, освоив некоторые технологические приемы в обработке кожи, стремится самостоятельно выполнить изделие и часто делает это с ошибками. Проблема состоит в том, что студент даже при условии освоения технологических операций не может самостоятельно изготовить изделие в силу недостатка опыта, несформированных навыков и умений. Решение данной проблемы осуществляется введением технологичности и пооперационности в изготовлении изделия. Контроль преподавателя на каждом этапе выполнения изделия обязателен не только с контролирующей и оценочной точки зрения, но и для анализа и разрешения возможных ситуаций в применении различных технологических операций в разных видах заданий. Уже на первом этапе изделия, изготовленные студентами, даже выполненные по одной выкройке, могут содержать разные композиционные, декоративные и стилистические решения. Не всегда студент в состоянии выбрать технологическую операцию для устранения ошибки или, например, природных дефектов кожи. Для этого нужны опыт и длительные личные наработки, которые мастер может передать ученику только в процессе совместной работы.
На занятиях по технологии исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства необходимым условием является копирование традиционных изделий. И здесь также возникает проблема осознания студентом важности создания образцов исторических эпох и культур на основе копирования. В данном случае задействован процесс частичной или полной реконструкции древней технологии изготовления изделий, которой пользовались наши предшественники. Мотивацией для студентов может быть и тот факт, что результат копирования во многом влияет на сохранность и продолжение народных традиций. При выполнении копирования важно сделать акцент на культурологических основах сохранности изделий, на представлении студентом себя как носителя материальных и духовных ценностей народа и народных традиций.
Также существуют разнообразные нюансы в выполнении некоторых технологических операций, касающихся именно художественной отделки кожаных изделий. Например, выполнение конгрене-вого тиснения. На сегодняшний день существует более десятка видов разнообразных техник тиснения по коже [7]. В отличие от других видов, конгреневое тиснение, содержащее глубокий рельеф, невозможно выполнить компьютерным или каким-то другим способом, кроме ручного. Поэтому существует сле-дущая проблема: как технологически, допуская наименьшее количество ошибок при создании клише, выполнить рельефное изображение на плоскости материала, чтобы потом перевести его на кожу. Для этого можно использовать метод проверки рельефа на сыпучем материале. В данном случае используется мелкодисперсный материал: гипс, мука, мелкий песок и др. В процессе вырезания рельефа, рабочая плоскость погружается в аккуратно рассыпанный на ровной поверхности мелкодисперсный материал, клише погружается в него с небольшим нажатием
и получается оттиск. Оттиск внимательно просматривается, фотофиксируется, делается анализ ошибок в выполнении рельефа.
Модель специалиста в области художественной обработки кожи и других прикладных искусств должна носить интегративный характер [8], сочетая знания дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Как мы выяснили ранее, для выполнения сложных орнаментальных рисунков и построений необходимы умения художника-рисовальщика и знания в области рисунка, живописи, цветоведения.
При создании модели специалиста необходимо также решить проблему адаптации и трудоустройства специалиста на современном рынке труда. В период обучения, овладев различными возможностями коммуникации, работы с информационными источниками, проектировочными, технологическими и педагогическими умениями, умениями в области компьютерных технологий, выпускник, несмотря на небольшой спектр предприятий, узко специализированных на изготовлении изделий из кожи, имеет достаточный выбор видов деятельности. Педагогическая деятельность является одним из главных показателей достаточного уровня подготовки специалиста для передачи знаний в условиях художественной школы, уроков технологии общеобразовательной школы, кружков разного вида системы дополнительного образования детей. Также одним из основных видов можно назвать проектирование и изготовление художественных изделий из кожи, выпуск сувенирной продукции, их реализация через торгово-розничную сеть и через интернет-ресурсы. Есть возможность получения госзаказов и заказов промышленных предприятий на изготовление поточного продукта, работа с индивидуальными заказчиками, через промышленные предприятия и непосредственно на них в качестве художника-проектировщика, технолога или исполнителя различных технологических операций. В случае возможностей индивидуального творчества или предпринимательства возможна реализация высокохудожественных изделий, прошедших через рекламно-выставоч-ную и музейно-искусствоведческую деятельность. Но для этого художественное декоративно-прикладное изделие должен быть выполнено на очень высоком исполнительском уровне, получить отзыв искусствоведа и пройти через региональные, отечественные выставочные мероприятия. На некоторые изделия, отличающиеся особой индивидуальностью и новшеством, можно получить патент и использовать его для внедрения в промышленное производство.
Иногда студенты могут разочароваться в возможностях реализации данного вида продукции из кожи. Для решения этой проблемы в 2007 году были опубликованы результаты маркетинговых изделий в области продаж изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов [9]. В этих исследованиях приведены результаты опроса населения: около 60% респондентов указали на наличие у них дома предметов изобразительного и прикладного искусства и еще 55% указали вероятность приобретения художественных изделий в качестве подарка, для утилитарного использования и украшения интерьера. Среди опрошенных, было достаточно большое количество людей подтвердивших факт качества изделий ручной работы и их преимущества перед изделиями массового потребления и желание
приобрести кожаные. Результаты исследования на сегодняшний день активно используются в учебном процессе. Студентам каждый год предлагается обновить список товаров, востребованных жителями Омска. Там же дан список торговых точек и магазинов, которые принимают декоративно-прикладные изделия для реализации, список традиционных народных массовых гуляний и праздников и ярмарок Омской области, где каждый год участвуют художники-мастера из разных регионов России и ближнего зарубежья, где также можно реализовать продукцию народных прикладных промыслов. В некоторых городах России, где художественные промыслы широко развиты, имеется практика ослабления налогового бремени для мастеров народных промыслов. И это оправданно, так как выжить в условиях упадка культурных ценностей довольно тяжело и фактически на плечи мастеров ложится бремя сохранения материальных культурных традиций ручного труда, не всегда высоко оцененного.
Определяющим фактором в изготовлении художественных изделий из кожи и их реализации является высокое качество изделий с точки зрения композиционно-проектировочного и технологического мастерства. Автор изделий должен обладать не только развитым художественным вкусом, но и знанием конъюнктуры рынка, модных веяний и основных потребностей населения в том или ином продукте, умением сделать грамотный рекламный ход для реализации продукции. А это возможно достигнуть при условии формирования самостоятельности мышления студента, самоогранизации и самоанализа своей деятельности.
Данная модель реализуется в условиях создания и апробирования уникальных учебных программ по художественной обработке кожи с использованием разнообразных приемов и методов обработки кожи, создания учебно-методических комплексов и методических пособий по данному направлению. Для реализации данной модели специалиста подготовлено теоретическое обоснование развития кожевенных промыслов в Омском регионе [10].
Библиографический список
1. Перевозчикова, Л. С. Гуманистическая образовательная парадигма как аксиологическое основание современного высшего образования / Л. С. Перевозчикова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2008. —
Вып. 6, № 14 (54). - С. 36-44.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) : [утв. Министерством образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. № 773] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/1529 (дата обращения 20.03.2014).
3. Алеева, Ю. В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов / Ю. В. Алеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — Вып. 5 (120). — С. 9 — 15.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л., 1968. — 327 с.
5. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Теория ориентации личности в системе ценностей. — М. : Дом педагогики, 2009. — 89 с.
6. Маилян, Л. Р. Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства. — М. : Феникс, 2014. — 220 с.
7. Технология художественных изделий из кожи / Э. П.
Кюльн [и др.]. — М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 135 с.
8. Чекалева, Н. В: Современные теории и технологии образования : учеб. пособие / Н. В. Чекалева. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1993. — 12 с.
9. Чардынцева, В. В. Использование результатов маркетинговых исследований в области продажи изделий ДПИ и НП в подготовке специалистов художественного профиля / В. В. Чардынцева // Сб. материалов VIII ежегодной науч.-ме-тод. конф. преподавателей, приуроченная ко Дню работников науки. — Семипалатинск, 2012. — С. 52.
10. Амиргазин, К. Ж. История и перспективы развития кожевенных художественных промыслов в Сибири / К. Ж.
Амиргазин, В. В. Чардынцева // Вопросы культурологии. 2013. — № 8. — С. 90 — 95.
ЧАРДЫНЦЕВА Виктория Викторовна, соискатель по кафедре монументального и декоративного искусства факультета искусств; преподаватель специальных дисциплин Омского филиала Высшей школы народных искусств.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2014 г. © В. В. Чардынцева
УДК 378.147:75
О. В. ПАВЛОВСКИЙ А. А. ПАВЛОВСКАЯ
Нижневартовский государственный университет
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
В статье рассматриваются формирование профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения художественной обработки металла, критерии оценки специальных умений и навыков по художественной обработке металла, с помощью которых можно оценивать уровень не только специальных умений и навыков, но и творческую и педагогическую сторону этого процесса. Также говорится о свойствах металла и использовании его в художественных изделиях декоративно прикладного и монументального искусства. Рассматривается вопрос о многоэтапном процессе создания произведений декоративно прикладного искусства.
Ключевые слова: умения, критерии, конструирование, целостность.
В декоративном искусстве все многообразие мира подвергается переосмыслению в неадекватных реальности обобщенных формах, но при этом само содержание и идея не упрощаются и не схематизируются. В лаконичном решении концентрируется смысл, сокращается расстояние между замыслом и образом, усиливается эмоциональное воздействие образа на зрителя. В зависимости от конкретных задач в декоративных произведениях природный объект может сохранить свои основные признаки в отображенном образе, но может и претерпевать значительные изменения, превращаясь в условно орнаментированный мотив, знак. Возможно такое решение, когда какие-либо явления, не имеющие конкретно-предметного содержания, передаются художником опосредованно, через иносказание, символический образ. Художник декоративного искусства создает свои образы в материале (дерево, металл, глина, стекло) и в определенной технике (резьба, плетение, ткачество, роспись). Он должен учитывать как физические и художественные свойства материала, его возможности в реализации замысла, так и особенности технологии, которые порой ограничивают его в средствах выражения и ставят в определенные рамки или, наоборот, дают ключ к интересным идеям. Иногда творческий замысел
диктует выбор средств выражения, и тогда художник смело экспериментирует в материале, использует различные приемы его обработки, вносит живописные и графические элементы. Материал и технология в таком случае «дарят» свои образные возможности для реализации идеи в обобщенной форме. Так создаются декоративные произведения станкового характера. Но в декоративном искусстве художественный образ очень часто решается в прикладном значении. Например, декор на мебели, ткани должен дополнить, украсить, художественно организовать поверхность, не нарушая плоскостности основы и архитектонику формы. Отсюда возникает необходимость предельно обобщенного, силуэтно-плоскостного решения образа при учете природного цвета, фактуры, текстуры оформляемой поверхности. Ковровый рисунок подчинен технологии получения узора путем переплетения цветных нитей основы и утка, что означает необходимость работать ограниченной палитрой локальных цветов, геометризировать узор, т.е. передать замысел через обобщенный орнаментальный образ, воспроизводимый в процессе качества. Подобные примеры можно привести практически по каждому виду декоративного искусства, и все они будут свидетельствовать о том, что основу отражения дей-