Кюльн [и др.]. — М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 135 с.
8. Чекалева, Н. В: Современные теории и технологии образования : учеб. пособие / Н. В. Чекалева. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1993. — 12 с.
9. Чардынцева, В. В. Использование результатов маркетинговых исследований в области продажи изделий ДПИ и НП в подготовке специалистов художественного профиля / В. В. Чардынцева // Сб. материалов VIII ежегодной науч.-ме-тод. конф. преподавателей, приуроченная ко Дню работников науки. — Семипалатинск, 2012. — С. 52.
10. Амиргазин, К. Ж. История и перспективы развития кожевенных художественных промыслов в Сибири / К. Ж.
Амиргазин, В. В. Чардынцева // Вопросы культурологии. 2013. — № 8. — С. 90 — 95.
ЧАРДЫНЦЕВА Виктория Викторовна, соискатель по кафедре монументального и декоративного искусства факультета искусств; преподаватель специальных дисциплин Омского филиала Высшей школы народных искусств.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2014 г. © В. В. Чардынцева
УДК 378.147:75
О. В. ПАВЛОВСКИМ А. А. ПАВЛОВСКАЯ
Нижневартовский государственный университет
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
В статье рассматриваются формирование профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения художественной обработки металла, критерии оценки специальных умений и навыков по художественной обработке металла, с помощью которых можно оценивать уровень не только специальных умений и навыков, но и творческую и педагогическую сторону этого процесса. Также говорится о свойствах металла и использовании его в художественных изделиях декоративно прикладного и монументального искусства. Рассматривается вопрос о многоэтапном процессе создания произведений декоративно прикладного искусства.
Ключевые слова: умения, критерии, конструирование, целостность.
В декоративном искусстве все многообразие мира подвергается переосмыслению в неадекватных реальности обобщенных формах, но при этом само содержание и идея не упрощаются и не схематизируются. В лаконичном решении концентрируется смысл, сокращается расстояние между замыслом и образом, усиливается эмоциональное воздействие образа на зрителя. В зависимости от конкретных задач в декоративных произведениях природный объект может сохранить свои основные признаки в отображенном образе, но может и претерпевать значительные изменения, превращаясь в условно орнаментированный мотив, знак. Возможно такое решение, когда какие-либо явления, не имеющие конкретно-предметного содержания, передаются художником опосредованно, через иносказание, символический образ. Художник декоративного искусства создает свои образы в материале (дерево, металл, глина, стекло) и в определенной технике (резьба, плетение, ткачество, роспись). Он должен учитывать как физические и художественные свойства материала, его возможности в реализации замысла, так и особенности технологии, которые порой ограничивают его в средствах выражения и ставят в определенные рамки или, наоборот, дают ключ к интересным идеям. Иногда творческий замысел
диктует выбор средств выражения, и тогда художник смело экспериментирует в материале, использует различные приемы его обработки, вносит живописные и графические элементы. Материал и технология в таком случае «дарят» свои образные возможности для реализации идеи в обобщенной форме. Так создаются декоративные произведения станкового характера. Но в декоративном искусстве художественный образ очень часто решается в прикладном значении. Например, декор на мебели, ткани должен дополнить, украсить, художественно организовать поверхность, не нарушая плоскостности основы и архитектонику формы. Отсюда возникает необходимость предельно обобщенного, силуэтно-плоскостного решения образа при учете природного цвета, фактуры, текстуры оформляемой поверхности. Ковровый рисунок подчинен технологии получения узора путем переплетения цветных нитей основы и утка, что означает необходимость работать ограниченной палитрой локальных цветов, геометризировать узор, т.е. передать замысел через обобщенный орнаментальный образ, воспроизводимый в процессе качества. Подобные примеры можно привести практически по каждому виду декоративного искусства, и все они будут свидетельствовать о том, что основу отражения дей-
ствительности в декоративном искусстве определяет условность.
Условность образа в декоративном творчестве основывается также на устойчивых художественных традициях народного искусства. Народные традиции определяют и принципы композиционного строя: симметрия и равновесие изображения, ритмичное повторение мотивов, активное взаимодействие узора с фоном, локальность цвета и красочность колорита.
Все эти принципы своеобразно преломляются в творчестве современных художников декоративного искусства.
Размышления о декоративном искусстве, декоративном образе и декоративной композиции предполагают определенность в вопросе: что означает понятие декоративность», на чем оно основано и каковы средства достижения декоративности в искусстве [1].
Специфической формой отражения объективной действительности в искусстве, в том числе и в изобразительном, является художественный образ. В отличие от материи, которая существует объективно, независимо от нашего сознания, образ существует только в сознании, только в психике. Известное определение К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней ., характеризует образ как динамическое отражение реальности».
Процесс формирования художественного образа совпадает с направлением развития познания, что и обуславливает внутреннее качественное своеобразие художественного образа, единство эмоциональных и рациональных начал в его становлении. Вполне очевидно, что методическое исследование особенностей его формирования на занятиях по рисунку позволит вскрыть неиспользованные резервы развития творческих способностей студентов.
Графический художественный образ как процесс познания.
Существуют различные определения термина «образ». В широком понимании — это форма отражения объективной действительности в сознании человека. В более узком понимании — это конкретный облик целостного предмета, явления, сформированный в результате взаимодействия впечатлений, процессов восприятия, воображения и мышления.
Графический художественный образ — это такая форма отражения действительности, которая создается средствами графики в процессе художественного творчества.
Процесс формирования художественного образа совпадает с направлением развития процесса познания: от чувственно-конкретного восприятия через обобщение к постижению сущности явления. Внутренним качественным своеобразием художественного образа является его тесная связь с образным мышлением как особым чувственно-эмоциональным, ассоциативным, что позволяет рассматривать его через конкретные психологические характеристики.
Изображая предметы, явления природы, художник делает их объектом своего познания, т.е. предметом изучения является для него вся окружающая действительность, материальный мир. Поскольку необходимость познания внешних явлений в конечном счете обуславливается задачами художественной практики, постольку ценность объектов рисования не исчерпывается их утилитарно-прак-
тической значимостью, они становятся значимыми как источники образного познания окружающего мира, эстетического восприятия и формирования творческого начала [2].
В настоящее время особенно актуальным стал вопрос обеспечения высокого качества подготовки учителей, способных творчески решать задачи обучения школьников. На первый план сейчас выдвигаются новые методы обучения и воспитания учащихся, творческое отношение к труду, активизация самостоятельности и творческой направленности мышления школьников, развитие их личности.
В дидактике высшей школы самостоятельная работа студентов рассматривается как основной путь обеспечения творческой активности студентов в учебном процессе. Различные аспекты этой проблемы освещены в работах С. И. Архангельского, В. И. За-гвязинского, Н. Д. Никандрова, И. Т. Огороднико-ва, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина и других авторов.
В процессе специальной подготовки в педагогическом институте будущий учитель должен освоить систему научных знаний и профессиональных умений на достаточно высоком уровне, обеспечивающим свободное, уверенное, эффективное преподавание своего предмета. Но достижение высокого уровня освоения знаний невозможно без активной самостоятельной деятельности обучаемых. В исследованиях Н. В. Александрова, В. Б. Бондаревско-го, М. Г. Горунова, С. И. Зиновьева, И. Г. Клинка, Дж. Маклина, П. Риттера установлено, что одним из основных путей повышения уровня профессиональной подготовки студентов является систематическая самостоятельная работа. Следовательно, в решении задачи совершенствования подготовки будущих учителей первостепенное значение имеет изучение эффективности существующих форм и методов проведения самостоятельной работы студентов, их педагогической целесообразности; необходимость поиска новых путей рациональной организации самостоятельной деятельности учащихся.
Информационному обществу необходима личность творческая, умеющая гибко и самостоятельно применять приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Наиболее широко применяемый вид представления информации — графический — требует владения языком графики, умением оперировать графическими изображениями: читать их, создавать, преобразовывать, выполняя эти действия как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Успешность овладения этими действиями обеспечивается достаточно развитым пространственным мышлением [3].
Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства представляет собой сложный процесс становления, с одной стороны, высококвалифицированного педагога, а с другой — профессионала-художника. Подготовка такого специалиста требует решения в ходе обучения целого ряда взаимосвязанных задач.
На формирование профессионально значимых качеств художника-педагога оказывает влияние как весь процесс обучения в целом, так и изучение отдельных предметов, входящих в состав специальной подготовки, таких как декоративно-прикладное искусство.
От сформированности потребности в изобразительной и прикладной деятельности зависит успешность работы будущего преподавателя изобразительного искусства. Значительная роль в фор-
мировании потребностей отводится целенаправленному педагогическому воздействию. Декоративное искусство, как отражение исторического и культурного наследия народа, активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для фантазии — источника творческих замыслов профессионального искусства [4].
Современное искусство обработки серебра возникло в начале века. Его самобытность, хорошо налаженная организация дела предопределены теми же причинами, которые влияли на развитие датского прикладного искусства в целом, — наличием талантливых, хорошо обученных мастеров, традиционными поисками новых форм и тесным сотрудничеством между художниками и мастерами серебряных дел.
Для этой области характерно, что предметы искусства в большинстве случаев создаются людьми, которые не являются специалистами — ювелирами, архитекторами, свободными художниками и дизайнерами. Обработка серебра больше, чем какая-либо другая отрасль прикладного искусства, привлекала людей других профессий.
Именно архитекторы явились теми людьми, творческий подход которых к делу оказал решающее влияние на развитие искусства обработки серебра. В этой отрасли происходило то же, что и в производстве мебели. Удаляются почти все декоративные элементы. Особое значение придается самым простым формам. Появляется стремление к тому, чтобы сам материал обусловливал эстетическое качество предметов. «Полировка» в результате повседневного пользования вещью придает серебру особую прелесть. Формы работ просты и естественны.
Сталь, как исходный материал, стоит довольно дешево, но обработка его намного труднее, чем серебра. Предметы, изготовленные из стали, приобретают иные внешние формы, нежели предметы из более гибких материалов [5].
В условиях быстро меняющегося мира, охваченного социально-экономическими преобразованиями, особое значение имеют вопросы приоритетной ценности жизни и личности человека. В центр современной научной картины мира выдвигаются человек и его интересы — происходит процесс гуманизации всех областей знания. В школьном образовании это проявляется в повышении внимания к личности обучаемого, в поиске содержания образования, форм и методов преподавания, обладающих личностной значимостью. Данные явления связаны с гуманитаризацией образования — созданием условий для целостного, гармоничного развития личности средствами учебного процесса.
Объединение и реализацию данных аспектов гуманитаризации можно осуществить с помощью обучения старшеклассников методу математического моделирования общественных процессов. Гуманитарный потенциал этого метода позволяет формировать мировоззрение школьников, создавать у учащихся представления о современных достижениях науки, возможностях и широте математического способа познания действительности, вооружает учащихся умениями добывать и обрабатывать информацию, делает субъективно значимыми как математические, так и обществоведческие знания [6].
Прикладная графика заняла заметное место среди других видов советского декоративного искусства. Обогатился ее художественный язык, расширился арсенал средств, неизмеримо выросла
техническая база. Для лучших работ последних лет в области прикладной графики характерно сочетание мотодов художественного конструирования с высокой культурой графического мастерства. Это открывает новые возможности ее дальнейшего плодотворного развития [7].
Студенты проявляют повышенный интерес к работе на станках: токарном, фрезерном, сверлильном, а также к применению другого механического электрифицированного оборудования.
Заметно особое влечение студентов к таким работам, как — полирование, оксидирование, офакту-ривание поверхности и т.п. Это связано с тем, что вещи с такой обработкой приобретают привлекательность и выглядят совершенными с точки зрения профессиональных требований к ним [8].
На художественно-графических факультетах тематику объектов для выполнения в материале необходимо тесно связать с содержанием курсов живописи, рисунка, скульптуры, черчения, методики трудового обучения. Кроме того, объекты изготовления должны быть «перспективными», т.е. близкими к тем, которые созвучны интересам школьников. В дальнейшем они с успехом могут применяться выпускниками пединститутов на занятиях по трудовому обучению, а также быть использованы для занятий кружков по художественной обработке материалов и содержать все операции по ручной и механической обработке металлов.
В начале обучения студентами выполняются обязательные практические задания по описаниям, чертежам и технологическим картам. Выполняя эти задания, они получают общие теоретические и практические навыки.
Далее обучение проводится с помощью персональных заданий по более узкой специализации в области художественной обработки материалов. Эти задания подбираются преподавателем в зависимости от индивидуальных склонностей обучаемых. Здесь должны использоваться не только знания и навыки, полученные на первом году обучения, но и специальная литература [9].
Декоративный металл ведет свое начало от кузнечного ремесла, которое имеет давние традиции. Народные умельцы-мастера владели техникой ковки, сварки, обточки, резки, полировки, пайки, гравировки, чернения металла. Знание этих приемов обработки давало возможность изготовлять высокохудожественные изделия для убранства интерьеров жилых и общественных зданий. Современные художники не только возродили этот прекрасный вид искусства, но и создали новые приемы обработки металла. Из него создаются различные панно, ажурные перегородки, двери, светильники, изготовляют целый комплекс для убранства интерьера определенного помещения.
Задача художника и исполнителя — показать все пластические и декоративные возможности металла: выявить мягкость и податливость одних, жесткость других, использовать богатство фактур. Современные художники по металлу используют различные приемы обработки его: обжиг паяльной лампой, окисление, травление, наведение патины и др. В поисках нового художники открывают неизвестные ранее художественные возможности материала.
Поиски техники обработки, новых образов и тем привели мастеров металла к решению более сложных задач — созданию работ для интерьеров общественных зданий. Монументальность, свой-
ственная ранее отдельным произведениям, стала качеством особого вида искусства, связанного с архитектурой [10].
Нам хорошо известно, что оценка картины требует одних знаний и одного анализа, а оценки произведений ДПИ осуществляются несколько иначе. Здесь важно оценить не только форму предмета, его цвет, четкость и манеру рисунка, но и представить себе, удобно ли оно в обиходе, будет ли «смотреться» данная вещь в нашем доме, соответствует ли она нашему вкусу, не слишком ли проста или вычурна для того интерьера, в котором ею будут пользоваться.
С точки зрения законов художественного творчества, декоративно-прикладное искусство имеет свою характерную форму художественной образности, которая зависит от утилитарной функции, практического назначения предмета. Этими требованиями обусловливаются выразительные средства, используемые данным видом искусства.
Так же как и во всяком другом виде искусства, жизнь художественных форм в ДПИ подвергается изменениям. Эти изменения происходят в искусстве постепенно [11].
Библиографический список
1. Кабижанова, Г. К. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога (на материале текстильного искусства) : дис. ... канд. пед. наук / Г. К. Кабижанова. — Алматы : Алматинский гос. ун-т им. Абая, 1999. — 160 с.
2. Медведев, Л. Г., Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку / Л. Г. Медведев. — М., 1986. — 159 с.
3. Габова, М. А. Подготовка студентов к реализации методики развития пространственного мышления детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Габова. — М., 2002. — 16 с.
4. Пучкова, Н. Н. Формирование художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (на примере вышивки) : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. Н. Пучкова. — М., 2001. — 17 с.
5. Саликатч, Б. Современное художественное конструирование / Бент Саликатч, Иви Триер Мёрк. — М., 1970. — 22 с.
6. Полякова, С. Ю. Обучение математическому моделированию общественных процессов как средство гуманитаризации математического образования учащихся : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. Ю. Полякова. — Омск, 1999. — 18 с.
7. Толстой, В. П. Советское декоративное искусство / В. П. Толстой. — М. : Искусство, 1989. — 256 с.
8. Скворцов, К. А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе ДПИ и технического творчества : дис. . д-ра пед. наук / К. А. Скворцов. — М., 1997. — 365 с.
9. Нешумов, Б. В. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов / Б. В. Нешумов. — М., 1986. — 192 с.
10. Жоголь, Л. Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий / Л. Е. Жоголь. — Киев : Будiвельник, 1978. — 102 с.
11. Дорогова, Л. Н. Декоративно-прикладное искусство / Л. Н. Дорогова. — М., 1970. — 48 с.
ПАВЛОВСКИЙ Олег Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, член Союза кузнецов РФ.
ПАВЛОВСКАЯ Анастасия Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, член Союза дизайнеров РФ, член Евразийского кукольного союза. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.03.2014 г. © О. В. Павловский, А. А. Павловская
Книжная полка
Матвеева, Н. А. Методика преподавания физики. 8 класс / Нина Александровна Матвеева. - М. : Мнемозина, 2010. - 103 с. - ISBN 978-5-346-01402-7.
Методика преподавания физики. 8 класс. Пособие предназначено для учителей, работающих по учебнику «Физика. 8 класс» (авторы Н. М. Шахмаев и А. В. Бунчук). Оно содержит подробные разработки уроков, направленные на формирование у учащихся интереса к физике. Этой цели служат демонстрационный и фронтальный эксперимент, логическая последовательность изложения материала, приемы активации познавательной деятельности учащихся. Большое внимание уделено подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.