Научная статья на тему 'Основные критерии, показатели и уровни подготовки художника мастера в области художественной обработки кожи'

Основные критерии, показатели и уровни подготовки художника мастера в области художественной обработки кожи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОЖИ / CRITERIA / INDICATORS / DESIGN / TECHNOLOGY / ART LEATHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чардынцева Виктория Викторовна

В статье описаны основные критерии, показатели и уровни подготовки художника мастера по художественной обработке кожи, даны направления оценки деятельности специалиста в области проектирования и технологии исполнения художественных изделий из кожи. Разработанные критерии оценки изделий из кожи позволяют повысить уровень профессионального мастерства будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main criteria, indicators and levels of training artist master in art of leather

This article describes the basic criteria, indicators and levels of training artists masters of artistic leather, given the direction of the evaluation of a specialist in the design and technology of performance art leather goods. There are developed criteria for evaluation of leather can improve the level of professional skills of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Основные критерии, показатели и уровни подготовки художника мастера в области художественной обработки кожи»

по другим параметрам значения также находятся в интервале от 4 до 5 баллов. Следовательно, в целом разработанные средства обучения соответствуют основным требованиям. Однако необходимо доработать материалы, связанные с контролем деятельности магистрантов, повышением мотивации, добавить творческие задания.

Таким образом, полученные результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что дистанционная поддержка курса «Современные проблемы науки и образования» дополняет традиционную очную организацию учебного процесса. Разработанные комплексы средств обучения позволяют скомпенсировать недостаток аудиторных часов, помогая студентам подготовиться к очным занятиям, промежуточному контролю. Консультации с преподавателем в режимах on-line и off-line и предложенные материалы могут быть полезны обучающимся для ликвидации пробелов в ранее полученных знаниях. Наблюдается положительная корреляция между частотой посещения портала, активной работой магистрантов на образовательном портале и их очным рейтингом.

Библиографический список

нию подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Магистр») [Электронный ресурс]. — URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 16.06.2014)

2. Государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» [Электронный ресурс]. — URL: http://mgpu.ru/ (дата обращения: 01.07.2014)

3. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева ; под ред. Е. С. Полат. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

4. Бакалов, В. П. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление : учеб. пособие // В. П Бакалов, Б. И Крук, О. Б. Журавлева — М. : Горячая линия-Телеком, 2008. - 107 с.

УНТИНА Марина Викторовна, аспирантка кафедры химии и методики преподавания химии, специалист по учебно-методической работе. КУРДУМАНОВА Ольга Ивановна, доктор педагогических наук, доцент (Россия), профессор, заведующая кафедрой химии и методики преподавания химии.

Адрес для переписки: [email protected]

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направле-

Статья поступила в редакцию 16.09.2014 г. © М. В. Унтина, О. И. Курдуманова

удк 377.6:745 531 В. В. ЧАРДЫНЦЕВА

Омский государственный педагогический университет

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА — МАСТЕРА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ КОЖИ

В статье описаны основные критерии, показатели и уровни подготовки художника — мастера по художественной обработке кожи, даны направления оценки деятельности специалиста в области проектирования и технологии исполнения художественных изделий из кожи. Разработанные критерии оценки изделий из кожи позволяют повысить уровень профессионального мастерства будущего специалиста.

Ключевые слова: критерии, показатели, проектирование, технология, художественные изделия из кожи.

Современное общество, его экономика, потребители всегда будут нуждаться в специалистах, прошедших обучение в системах среднего и высшего профессионального образования, качество и уровень подготовки которых регулирует и определяет Федеральный образовательный стандарт [1]. На сегодняшний день названы приоритетные сферы в профессиональном образовании. Сфера искусства не является приоритетной, но всегда была и будет востребована обще-

ством как выражение общекультурного и творческого развития потенциала народа.

В области искусств, а именно в декоративно-прикладном искусстве, существует множество специализаций, которые разительно отличаются спецификой подготовки по уровню теоретически-исследовательских, проектировочных, технологических знаний, умений и навыков. В искусстве художественной обработки кожи можно встретить многообразие

технологических и проектировочных подходов, которые также встречаются в других видах искусства, но применительно к коже исследованы недостаточно, На сегодняшний день также не исследованы критерии оценки художественных изделий из кожи, показатели качества и уровни в подготовке художников — мастеров по коже.

Специальность «Художественная обработка кожи и меха» является одной из редких в современных учебных заведениях нашей страны из-за ряда причин. Это нехватка специалистов в этой области, нестабильность сырьевых ресурсов, недостаточная обеспеченность научно-техническим и творческим потенциалом, трудоемкость и необходимость высокой квалификации в исполнении изделий, недостатки в маркетинговом продвижении эксклюзивных и массовых изделий из кожи в обществе.

Однако специалистов в этой области готовить можно и нужно, так как кожа — натуральный, уникальный и мобильный материал со скрытым потенциалом эстетических и творческих возможностей. Трудоемкость в обработке преодолевается большим современным выбором технических средств обработки и инструментов. Несмотря на нестабильность рынка кожевенных материалов, выбора кожи отечественного и зарубежного производства на сегодняшний день достаточно. Остается главной задачей пробудить творческие возможности человека, обновить подходы в обучении студентов технике художественной обработки кожи.

При изучении исторических и археологических материалов обнаружены источники существования искусства обработки кожи на территории современной России с древнейших времен. При анализе результатов существования кожевенной промышленности в России можно сделать вывод о том, что на протяжении многих веков, особенно в конце Х1Х — начале ХХ века, это направление было широко развито, существовал экспорт за рубеж в виде кожевенного сырья, изделий из кожи и меха [2]. Сегодня этот промысел слабо развит и практически исчез из перечня популярных народных промыслов.

Сейчас актуальными вопросами национальной политики разных народов России являются возрождение традиций культуры, прикладного искусства. Художественная обработка кожи и меха является одним из перспективных направлений, и начинать возрождать традиции необходимо с обучения специалистов-художников в этой области.

На основе разработанных программ и учебно-методических комплексов по художественной обработке кожи необходимо определить критерии, показатели и уровень подготовки специалистов в данной области. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно поможет определить этапы и формы контроля выполнения художественных изделий и увидеть перспективы улучшения качества подготовки художника — мастера по коже.

Для того, чтобы определить критерии подготовки специалиста, определим, что является критерием. Критерий — это признак, решение по оценке объекта на соответствие требованиям [3]. В данном случае это будет оценка профессиональных умений при изготовлении изделия из кожи на разных этапах. В Федеральных государственных стандартах обозначены общие требования в области проектирования и технологии изготовления изделий декоративно-прикладного и народного искусства уровню знаний, умений и владения материалом. Первый блок составляют проектировочные умения

в теоретической области — знания особенностей графических, живописных и пластических решений проектов изделий, методов проектирования и моделирования, предпроектного анализа в области народного искусства, орнамента, эстетических традиций. В практической области — уметь использовать изобразительные материалы и техники, законы композиции и специальной композиции, художественно-стилистические особенности данного материала при создании эскизов, разрабатывать авторские композиции на основе традиций и современных требований к изделиям декоративно-прикладного искусства.

Второй блок составляют технологические умения — в области знания материаловедения, технологического процесса, художественно-технических приемов и специфики материального воплощения авторских проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного изготовления изделий.

Основные требования по определению критериев и показателей обученности оформляются в системе контрольно-оценочных средств (КОС). В процессе обучения преподаватель сам определяет знания, умения, компетенции, осваиваемые студентом на разных курсах обучения. Осуществляя дидактический принцип постепенного усвоения знаний, учебный материал в программе распределен таким образом, чтобы на начальном этапе давались элементарные основы дисциплин, которые впоследствии послужат основой для выполнения сложных заданий творческого характера.

Первый этап проектирования — это освоение принципов общей и орнаментной композиции, основными требованиями которой являются изучение и эскизные разработки по созданию композиционного центра, ритмических и метрических рядов, масштабности, статики и динамики, равновесия, принципов гармоничного соотношения пропорций, симметрии и асимметрии [4]. Изучение теоретических основ орнамента позволит изучить принципы стилизации и освоить её основные методы выполнения. Критерием выполнения работ на первом этапе следует считать качество выразительности композиционных элементов. Само понятие «выразительность» определяется визуально и с точки зрения художественного вкуса, но существуют некоторые способы её оценки. Это взаимосвязь элементов формы с основными правилами композиции, изображенные схематично в эскизах. Чтобы воспользоваться этим критерием, студентам предлагается выполнить по несколько поисковых эскизов на темы разных принципов композиции, чтобы выявить необходимые ошибки при выполнении работы. В процессе работы преподаватель оценивает образ и ход мыслей обучающегося через умение графически и живописно фиксировать их на бумаге, конечный результат в виде поискового материала, выполненного в соответствии с требованиями изобразительной грамотности. В области освоения орнаментных композиций основными критериями в оценке работ являются: точность в передаче пропорций орнаментов при копировании, графическая выразительность элементов, гармоничное графическое и колористическое единство, точность и последовательность в применении стилизационных приемов мотивов и элементов орнамента. В первый этап проектирования также включены задания по изображению графических и живописных

фактур кожаных материалов и их применение в композиционном формообразовании. Критерием качества выполненных фактур будет максимальная приближенность изображения к визуальной поверхности кожаного материала, творческий подход в подборе графических и живописных средств, правильный подбор имитаций для решения разнообразных композиционных задач.

Вторым этапом проектирования является изучение самого процесса проектирования — от идеи через проект к художественному изделию. Критерием теоретических знаний в области проектирования является знание студентами целей, основ и методов проектирования, осмысленная интенсивная работа по созданию проекта — от композиционного формообразования к художественно-образному моделированию, четкое выполнение и в срок поисковых и исследовательских задач, эффективная работа с аналоговыми формами, графически разнообразные эскизные поисковые решения. Важное значение имеет следование народным и национальным традициям, стилистике изобразительного искусства в проектировании художественных изделий из кожи. При выполнении проектов кожаных панно, головных уборов, обуви, элементов одежды, сумок, кожгалантерей-ных изделий необходимо применять разнообразные методы проектирования: плоско-ориентированные, объемно-пространственные и модифицированные. Критерий оценивания применения методов зависит от уместности выбора того или иного метода для выполнения проекта, использования в проекте предпроектного анализа имеющихся изделий, работа с теоретическими, графическими и визуальными источниками, умение работать с натуры и по представлению. Студент должен верно использовать графические и колористические возможности при изображении эскизов на форматах разной величины — от А4 до А2, правильно выполнять поисковые эскизы и последовательно вести работу по созданию проекта через изготовление форэскизов и моделирование формы в разных материалах. На втором этапе проектирования студент работает больше с аналоговыми формами, несложными элементами варьирования традиций и стилистики небольших по объему изделий из кожи. Проектные эскизы должны содержать по необходимости всю проектную документацию — поисковые эскизы, эскизы и изображения аналоговых форм, эскизы, содержащие художественно-образное, проектно-графиче-ское и орнаментальное содержание, эскизы завершающего формообразования, чертежи, аннотации к художественным изделиям из кожи. Критерием оценивания является результат — проект изделия, выполненный эстетически грамотно, оформленный по всем правилам композиционного и проектного искусства. При нахождении грубых ошибок в процессе проектирования преподаватель может вернуть студента к первоначальным поисковым эскизам, аналоговым формам и искать ошибку там. В процессе самостоятельного отыскания и исправлении ошибки студент получает необходимые навыки самоконтроля и самооценки.

На третьем этапе идет создание проектов авторских изделий на планшетах с включением всей проектной документации. Изображение художественных изделий из кожи выполняется в глубинно-пространственном режиме с включением элементов интерьера, при изготовлении аксессуаров и деталей одежды изображение изделия на модели целиком. Критерием оценивания является качество

объемно-пластического и графического подхода в изображении изделия, органичном сочетании его с элементами интерьера, удачном колористическом и фактурном решении. В целом рассматривается уровень профессионального подхода в проектировании изделий из кожи, стилистически выверенный эстетизм и безупречный художественный вкус в сочетании объекта художественного изделия из кожи и окружающего пространства.

Основным показателем качества выполненного проекта является высокий уровень художественного мастерства. Проект можно демонстрировать на просмотрах в учебном заведении, на дизайнерских выставках, рекомендовать руководителям для внедрения в производство.

Проектирование художественных изделий из кожи имеет разные уровни освоения в среднем и высшем профессиональном образовании. На ступени среднего образования базового уровня студенты выполняют все виды работ, кроме заданий, связанных с проектированием объемных и глубинно-пространственных колористических композиций. На ступени повышенного уровня в проектах предусмотрен объем и коло-ристика, ансамблевость изделий. На ступени высшего профессионального образования студенты проходят все вышеперечисленные этапы проектирования изделий из кожи с выходом на проектирование сложных по форме конструкций, художественно-графической и стилистической выразительности с архитектоничной и комбинаторной составляющей.

Теоретические знания в области материаловедения по коже оцениваются по следующим направлениям: виды кожи и кожаного материала, физические, химические и механические свойства кожи, пороки кожи и их устранение, применение разных видов кожи для выполнения разнообразных художественно-творческих заданий. Критерии оценки знаний по материаловедению определяются по наличию правильного формирования коллекции из разных видов кожаного материала, включая пороки и деформации кожи, пройденного тестирования на предмет знаний видов, свойств кожи и кожаного материала по балльно-рейтинговой системе.

В формировании технологических умений также присутствуют дидактические принципы формирования знаний и умений от простого к сложному. На первом этапе студенты изучают виды художественной обработки кожи, технологические процессы ручной и механической обработки кожи, копирование традиционных изделий из кожи [5]. В процессе освоения видов художественной обработки кожи критерием оценивания является точность и последовательность выполнения операций. В операции по обработке края изделия, выполняемой в виде тренировочных упражнений, необходимо соблюдать предельный размер отступа от края и расстояния, шаги стежков. Если отверстия выполняются пробойниками и в результате получаются отверстия, например, круглые по форме, то расстояние между отверстиями не должно превышать двух размеров и быть не меньше одного размера диаметра отверстия. Расстояния предварительно размечаются и выполняются по одной линии. При выполнении разных видов оплетки предусматриваются разные расстояния, которые вычисляются математически. На углах изделия отступы для выполнения отверстий также рассчитываются и выполняются с обеих сторон. Критерием оценивания выполнения оплетки является степень натяжения оплеточного материала в зависимости от жесткости

кожи, которая выполняется на ощупь, визуально и при помощи инструмента.

При выполнении различных видов плетения оценивается качество подготовки кожаных ремешков, четкость и последовательность в выполнении плетения, равномерность плетения и степень натяжения ремешков. Повышенным уровнем плетения является умение вплести плоские и объемные изображения в плетевую канву, распределение плете-вых швов в соответствии с рисунком и выполнение объемных плетеных изделий.

В области выполнения тиснения по коже также существуют свои уровни освоения и критерии оценивания выполненных работ. Если учесть, что на сегодняшний день существует множество видов тиснения, то для каждого вида существуют критерии оценивания качества выполненных работ. Но общими условиями качества будет являться равномерность и четкость рисунка оттиска на коже, глубина оттиска должна соответствовать композиционному замыслу, качество изготовления клише и инструмента для ручного тиснения, точность воспроизведения рисунка, сочетание орнамента с материалом и формой изделия, выполнение тиснения в соответствии с проектировочно-композиционным замыслом.

В области крашения по коже необходимо добиться нужного оттенка цвета, соответствующего проектному замыслу. Для этого проводятся разнообразные эксперименты на основе создания составов природных и химических красителей, выкрашивание кусочков кожи с разными временными интервалами и температурой красителя. Критерий оценивания окрашенного материала — это нахождение необходимых колористических оттенков кожаного материала в соответствии с проектом. Для глубокого и поверхностного крашения существуют разные критерии оценивания в подготовке материала. Если для глубокого крашения основным критерием является плавность и равномерность окрашиваемого материала, то для поверхностного крашения можно применять разнообразные техники подтеков, заливок и растирок, которые оцениваются визуально эстетически на уровне художественного вкуса.

В области термообработки кожи существует несколько видов воздействия на кожу высоких температур. Это выполнение рисунка по коже пи-рографом с разными насадками и выполнение рельефных декоративных элементов из кожи для панно, самостоятельных украшений и украшений кожаных изделий. Начинать работу пирографом нужно при условии, если выполнен и переведен рисунок орнамента или другого изображения на поверхность кожи. Здесь необходимым условием является умение плавно вести линию, выдерживать равномерный нажим, не останавливая прибор на коже во избежание прожога, правильный выбор изображения фактуры при заполнении локальных плоскостей. Рисунок может быть художественным, стилизованно-декоративным и орнаментальным, содержать штрихи, линии, разнообразные по характеру, плоскости заполненные фактурой и цветом. Критерием оценивания будут являться качество работы пирографом и соответствие приемов выжигания выбранному изображению. На кожу воздействовать высокими температурами можно локально по всей плоскости, вырезав из кожи разнообразные формы, прожигать их с бахтармяной стороны. Чем толще кожа — тем выше рельеф изображения.

В данном случае результатом работы должно быть соразмерно точное рельефное изображение, собранное из нескольких модулей.

Промежуточным этапом между проектированием и технологией изготовления изделия является этап моделирования и конструирования изделия. При выполнении жестких объемных конструкций моделирующим материалом является толстая бумага или картон. Пробные модели выполняются в уменьшенном размере, окончательный вариант модели в натуральную величину. С выполненных моделей снимается мерка или выполняется развертка изделия, которая и составит основу конструкции, чертежа изделия. Критерием оценки при выполненной модели и конструкции является соответствие внешнего вида модели проекту, точное и гармоничное воспроизведение объемных и рельефных элементов модели, качество и точность сборки конструкции, тектоничность и мобильность съемно-разъёмных деталей изделия.

При выполнении раскроя и технологической сборки деталей изделия главным критерием является точность раскроя в соответствии с чертежом, разверткой или выкройкой изделия, точность соединения деталей изделия без перекосов краев изделия, без сморщивания края, с оптимальными отступами прошивки или оплетки, с уместным выполнением прошивки и разных видов оплетки.

Важное место в исполнении художественных изделий из кожи занимают детали. Детали изделия различают как основные, крепежно-конструктивные и декоративные. Все детали изделия по форме, цвету и содержанию предусматриваются еще на стадии проектирования и должны соответствовать общему композиционному художественному решению изделия. Критерием оценивания в изготовлении крупных и мелких деталей является их точное пропорциональное соотношение в соответствии с эскизом, чертежом и проектом, ювелирная точность и качество их исполнения. Декорирование деталей выполняется в соответствии с видами художественной обработки кожи. Критерием оценивания их применения также является следование общему композиционному решению, соответствие проекту, точность и качество исполнения в материале.

Основным показателем качества выполнения технологических операций является эстетический внешний вид, высокая техника художественного исполнения изделия, следование народным традициям или сочетание традиций с современными дизайнерскими решениями. Изделие может экспонироваться на художественных выставках различного уровня, тиражироваться в условиях производства, представлять регион в выставках промышленной продукции. Показателем качества изделий из кожи будут служить положительные отзывы посетителей выставок, получение заказов на выполнение изделия в массовом порядке, предложения о сотрудничестве с предприятиями.

В соответствиями с вышеприведенными критериями, показателями и уровнями в исполнении художественных изделий из кожи формируется профессиональный статус художника-мастера, качество его работы и возможности профессионального роста.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования

по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) : [утв. Министерством образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. № 773] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/1529 (дата обращения: 20.03.2014).

2. Амиргазин, К. Ж. История и перспективы развития кожевенных художественных промыслов в Сибири / К. Ж. Амиргазин, В. В. Чардынцева // Вопросы культурологии. - 2013. - № 8. - С. 90-95.

3. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. -М., 2006. - 1308 с.

4. Художественное проектирование / Под ред. Нешумова Б. В., Щедрина Е. Д - М. : Просвещение, 1979 - 175 с.

5. Технология художественных изделий из кожи / Э. П. Кюльн [и др.]. — М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 135 с.

ЧАРДЫНЦЕВА Виктория Викторовна, соискатель по кафедре монументального и декоративного искусства факультета искусств Омского государственного педагогического университета; преподаватель специальных дисциплин Омского филиала Высшей школы народных искусств. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.05.2014 г. © В. В. Чардынцева

>

Информация

Всероссийский конкурс 2015 года для молодых учителей

Фонд некоммерческих программ «Династия» при содействии фонда «Современное естествознание» объявляет всероссийский конкурс 2015 года «Молодой учитель». В конкурсе могут принять участие учителя физики, математики, химии и биологии.

Победители конкурса получают дипломы фонда «Династия» и индивидуальные гранты на развитие творческой педагогической деятельности в размере 35 тыс. рублей.

Кроме того, они могут бесплатно принять участие в общероссийской конференции учителей — лауреатов фонда «Династия», которая пройдет летом 2015 года.

Обязательные условия для участия в конкурсе 2015 года

1. Преподавание в средней школе (лицее, гимназии, колледже) на территории Российской Федерации любого из следующих предметов: физика, математика, химия, биология.

2. Возраст до 30 лет включительно либо до 40 лет при стаже работы в учреждениях среднего (полного) общего и среднего профессионального образования не более 5 лет.

3. Педагогическая нагрузка не менее 10 часов в неделю.

Документы, представляемые на конкурс

1. Анкета участника конкурса http://www.dynastyfdn.com/downloads/dyn/young_teacher_anketa_2015.

2. Скан-копия первой страницы паспорта.

3. Скан-копия справки о текущей педагогической нагрузке (количестве часов в неделю) и величине общего педагогического стажа, заверенная руководителем учебного заведения. Нотариальное заверение копий не требуется.

4. Конкурсная работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету. В работе необходимо выразить свое мнение по одному или нескольким актуальным вопросам в области среднего и/ или среднего профессионального образования, опираясь на свой опыт работы.

Заявки на конкурс должны быть отправлены не позднее 31 декабря 2014 года.

Заявки и документы следует отправлять по адресу: [email protected]

Справки о конкурсе: фонд «Современное естествознание», тел.: (495) 647-6035, 647-2245, e-mail: [email protected]

Подробная информация о конкурсе на сайте фонда «Династия»: http://www.dynastyfdn.com/grants/ teachers

Источник информации: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/257/236923.php (дата обращения: 26.09.2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.