Научная статья на тему 'Интегративная методика формирования проектной культуры будущих художников'

Интегративная методика формирования проектной культуры будущих художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД НАПРАВЛЯЮЩИХ ТЕКСТОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МЕТАМЕТОДИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнева С.Ю.

В статье представлена метаметодика формирования проектной культуры студентов в области художественной вышивки. Проектная культура представлена как форма интеллектуального обеспечения творчества художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративная методика формирования проектной культуры будущих художников»

С.Ю.Камнева

Московский филиал Высшей школы народных искусств (института)

Интегративная методика формирования проектной культуры

будущих художников.

Метод направляющих текстов - пришел в профессиональную педагогику непосредственно из образовательной практики, где давно уже существуют своего рода прообразы этого метода - метод подсказок, методы направляющего и корректирующего действия и др.

Метод появился в Германии в 70-х годах ХХ столетия. Он служил дополнением к проектной форме обучения, представлял собой программу для самостоятельного освоения предмета, в число функций которого входили следующие:

- выработка навыка самостоятельной работы;

-формирование компетенций у будущих специалистов - способности исполнять комплексные задания самостоятельно;

- выработка у обучающегося способности в учебном процессе объединять теорию и практику;

- развитие способности к творчеству и др.

С помощью вопросов текста-инструктажа студенты приобретают навык самостоятельного отбора знаний, необходимый для выполнения проектно-творческого задания.

Существует следующая классификация направляющего текста:

- универсальный текст для учебного задания (набор наводящих вопросов);

- текст-инструктаж с содержанием способов выполнения проекта.

Таким образом, метод направляющих текстов представляет собой комплекс тематически взаимосвязанных наводящих вопросов [2].

Направляющие тексты - это:

- текст-руководство по проведению действий, определяющий необходимый для будущего художника уровень владения стратегиями решения проблем выполнения проекта по художественной вышивке, где содержится логический алгоритм выполнения задания;

- курсовой текст, наводящие вопросы которого направлены на овладение теоретическими знаниями учебной дисциплины «Проектирование»;

- технологический текст, направляющий обучающегося на понимание технологии и способов материализации проекта.

Для разработки таких текстов должны соблюдаться некоторые условия: направляющие тексты должны ориентироваться на действия; должны быть руководством к тому, как предварительно продумать процесс выполнения предложенного задания; направляющий текст должен управлять поиском знаний, необходимых для выполнения рабочего задания» и др.

Методика написания направляющих текстов содержит в себе десять универсальных шагов, которые определяют содержание наводящих вопросов [2].

На основе деятельностного подхода к обучению и с учетом принципа соответствия учебного процесса логике осваиваемой творческой проектной деятельности была разработана интегративная метаметодика профессионального обучения как основа формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы, сущность которой заключается в объединении методов направляющих текстов и метода проектов.

Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо

комплексное их применение. Творческие проекты являются средством интеграции,

дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования

29

художественной культуры студентов. Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостной системы проектной деятельности, обеспечивающей вхождение обучающихся в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Такой метод - это система обучения, при которой обучающийся получает знания в процессе работы по выполнению постепенно усложняющихся заданий. Его можно считать способом достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатам. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способности прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения [1].

Группы ведущих мотивов деятельности:

- социальные - выражаются в желании своим трудом способствовать возрождению культурно-исторических традиций России;

- мотивы, связанные с содержанием труда, с формированием «профессионального образа» жизни, творческой активностью;

- стимулирующие, связанные с оценкой их деятельности высокими профессионалами своего дела.

В процессе подготовки к просмотрам формируются умения студентов:

- принимать решения;

- определять собственные интересы и алгоритм деятельности;

- ориентироваться на постоянное обновление знаний и умений;

- реализовывать себя;

- уметь конкурировать, что обеспечивает развитие своего собственного потенциала в профессиональной деятельности.

Рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения, которые

30

считаются общепризнанными в мировом научно-педагогическом обществе:

- устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, они не должны бояться сделать ошибку;

- уделять внимание работе подсознания;

- воздерживаться от оценок;

- показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей;

- давать возможность умственной разминки;

- поддерживать живость воображения;

- «дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их;

- развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего;

- расширять фонд знаний;

- помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи.

Итак, признаком творческого мышления является результат, достигаемый вследствие творческой учебно-познавательной деятельности как внутреннего характера (принятие решения, построение гипотезы и т. д.), так и внешнего (создание картины, подготовка плана проведения эксперимента, подготовка реферата, разработка творческой аналогии и т. д.) [2, с. 103].

Содержание блока профилирующих предметов отражает специфическое содержание деятельности студента и направлено на подготовку его к выполнению конкретных функций.

Творческая интерпретация начинается со сбора материала. Выполняя

зарисовки и копии, нужно выявить пластику формы, закономерности ее развития, пропорциональные отношения элементов друг к другу и к целой форме, разнообразие и богатство орнаментов, характер цветового решения.

Сбор материала может помочь художнику создать свои оригинальные решения. Художник должен создавать современные проекты в соответствии с модными тенденциями, не копировать старые формы, а переосмыслить и создать новые интересные проекты. Творческая трансформация народной вышивки путем ассоциативного представления способствует образному решению современных изделий. Тема новаторства и традиции актуальна и в вышивке. Декорируя одежду вышивкой, необходимо угадать орнаментальный мотив, технику вышивки, объект и место размещения. Композиционное построение художественной вышивки, техника выполнения, орнаментальные мотивы, декоративные элементы способны обогатить современную одежду. Для этого необходимы глубокие знания в области народной вышивки. Чтобы создать современные изделия, нельзя ограничиваться простой компиляцией, соединением народных мотивов, обязателен творческий подход. Студенты учатся творчески трансформировать и интерпретировать первоисточники при проектировании современных изделий с вышивкой, благодаря чему достигается разнообразие решения творческого замысла. Художник не должен быть равнодушным к тому, что является достоянием национальной культуры. При создании проекта происходит процесс творческого переосмысления традиций народной вышивки с учетом развития искусства. Преподавание проектирования и композиции для будущих художников декоративно-прикладного искусства, обучение творческому процессу создания современных изделий на основе народной вышивки способствует гармоничному воспитанию будущих специалистов в духе любви к национальному искусству и традициям. Художники в творческой деятельности часто обращаются к формам, декору, композиции народной вышивки. Образцы художественной вышивки свидетельствуют о богатой фантазии, о художественном вкусе, изобретательности и высоком мастерстве русского народа. Многообразие форм и образов,

необычность композиционных решений, богатство традиций, цветовая гармония, красочность, изящество и неповторимость орнамента и декора характерны для народной вышивки. Без изучения традиций невозможно развитие современного искусства.

Соблюдение в художественном произведении закона единства содержания и формы является основным условием его целостности, диалектического единства всего произведения и его частей. Только когда идейно-эмоциональное содержание и художественная форма гармонично сочетаются друг с другом, можно говорить о художественном произведении. При отсутствии художественной убедительности, при отсутствии эмоционального воздействия на человека пропадает и смысл самой идеи, которую художник хотел выразить.

Интегрированная методика связана с программой и последовательностью учебных заданий. Перед студентами на каждом курсе должны ставиться разные, более сложные задачи. Большое значение имеет знание материала. При изучении декоративно-прикладного искусства, студенту не обойтись без поисков материала. Одной из задач подготовки художника по художественной вышивке является умение грамотно и профессионально воплотить свой замысел.

Выразительные средства композиции, такие как линия, фактура, цвет и др. приобретают более разнообразные формы, превращаясь в орнаментальные мотивы вышивки. В учебном процессе произведение, орнаментированное вышивкой, можно назвать композицией. Одним из важных моментов в выполнении композиции художественной вышивки является стилизация, т. е. декоративная переработка или видоизменение определенного мотива, художественное обобщение.

Сбор материала и необходимой информации, обобщение, осмысление и

анализ (исследовательские задачи) направлен на развитие мыслительной

деятельности обучающихся. Поэтапное формирование различных умений, таких,

например, как отбор материала, умение целое разделить на части, форму от

содержания и представлять результаты в графическом виде и т. д. Такой подход к

33

разделению заданий по уровням сложности помогает развить у студентов такие мыслительные функции, как обобщение, анализ, сравнение необходимых умений для решения поставленных задач и т. д.

Конструкторские задачи направлены на построение макета проектируемого изделия с учетом содержания задуманной идеи и соответствия этой идее форме модели. Эти задачи направлены на воспроизведение определенного образа с учетом пропорций, гармоничности и целесообразности объекта, на развитие пространственного воображения, конструкторских способностей в моделировании изделий и технологических, художественных и графических навыков студентов.

Проектирование изделий традиционного прикладного искусства начинается с формирования идеи (поиск всевозможных вариантов создания модели, выполнение эскизов и набросков), затем происходит выбор и проработка лучшего эскиза; создание, корректировка и доработка макета выбранной модели с внесением соответствующих изменений.

Разработка дипломного проекта начинается с прохождения преддипломной практики, в результате которой обучающиеся выбирают темы дипломных работ, собирают необходимый материал, разрабатывают ансамбли, комплекты и коллекции одежды (предметов интерьера) с учетом модных тенденций и т. д.

Межпредметные теоретические связи в современных условиях образования представляют собой поэлементное присоединение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, полученных на уроках по родственным предметам. Так, предмет «Проектирование» тесно связан с предметами «Основы производственного мастерства», «Пропедевтика», «Технический рисунок», «Основы композиции», так как проектируемое изделие должно быть выполнимо. Относительное влияние имеет общая подготовка по академическому рисунку и живописи.

Определение порядка выполнения каждого задания производится на основе анализа программы и содержания проектно-творческой деятельности студента

высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.

Подбор иллюстраций: рисунков, эскизов, схем, таблиц и т. д. и образцов, поясняющих инструктивные указания. Композиция проекта должна быть оригинальной. Работа над проектом с учетом технологии и техники вышивки, назначения вещи, целесообразности и материала для создания изделия, плотность, фактуры ткани. Так ткани с редким плетением (редина, лен) могут быть использованы для создания композиции в счетных техниках вышивки, плотные ткани - для золотного шитья, легкие и прозрачные - для гладьевых или ажурных техник. Связь элементов композиции, техники вышивки, фактуры материала имеет огромное значение для достижения гармонии, также как и органичность связи конструктивного решения с его композиционным воплощением. Работая над фор-эскизами и зарисовками, студент должен уделять внимание пластике, пропорциональным соотношениям частей друг к другу. Творческая интерпретация возникает на основе сбора материала. Собранный материал способствует созданию оригинальных решений. Художник не должен копировать старые формы, он должен переосмыслить их и создать новые интересные проекты в соответствии с модными тенденциями. Творческая трансформация народной вышивки путем ассоциативного представления способствует образному решению современных изделий. Композиционное построение художественной вышивки, техника выполнения, орнаментальные мотивы, декоративные элементы способны обогатить современную одежду. Для создания современных изделий нельзя ограничиваться простой компиляцией народных мотивов, обязательно должен быть творческий подход к объекту проектирования. Воплощая творческий замысел, будущие художники учатся интерпретировать, трансформировать и стилизовать первоисточники.

При проектировании изделий происходит процесс творческого переосмысления традиций народной вышивки, для которой характерно разнообразие композиционных решений, богатство традиций, цветовая гармония, изящество и неповторимость орнамента и декора. Орнаментальная композиция

является средством и способом, с помощью которого реализуется замысел художника.

Одним из важных моментов в выполнении композиции художественной вышивки является стилизация, т. е. декоративная переработка или видоизменение определенного мотива, художественное обобщение.

Предмет «Проектирование» предназначается для проектирования изделий на основе народных традиций и соединяет в себе умение изображать плоскостные и объемные вещи с орнаментом, декорировать изделия вышивкой, пространственно мыслить, графически трактовать рисунки, выполнять их в определенной цветовой гамме. Будущий художник декоративно-прикладного искусства должен уметь проектировать свое изделие на бумаге, т. е. изображать изделие с орнаментом на планшете, этому способствует последовательное накопление навыков в области графического изображения плоскостных изделий, одежды, аксессуаров и изделий для оформления и декорирования интерьеров.

Студент должен представлять назначение своего произведения, уметь обосновать выбор темы, композиционное и технологическое решение, показать свой индивидуально-творческий стиль

Результат проектирования - это конкретный результат, который готов к выполнению в материале. Процесс проектирования включает:

- возникновение проблемы (идеи и определение цели);

- формирование замысла;

- организация деятельности;

- осуществление деятельности;

- проработка;

- презентация результатов.

Методическая система обучения проектной и декоративно-композиционной деятельности в области художественной вышивки ориентирована на

36

профессиональное самоопределение студента как индивидуальности, творческие возможности которого различны. Изучение технологии, формирование образного, проектного и композиционного мышления у студентов должно происходить в условиях художественного творчества. Проектирование - это универсальный тип деятельности, который направлен на создание объектов с определенными качествами. Повышение образовательного уровня в сфере профессиональной подготовки студентов сосредоточено вокруг художественно-проектной деятельности.

Проектирование основано на применении системы научных знаний и проектных методов, обеспечивает творческий процесс создания проекта. Изучая на практике средства и технологии проектирования, студенты учатся последовательно развивать и формировать проектный замысел, который обеспечивает переход от образа или идеи к работе над его воплощением. Учитывая функциональное назначение будущего объекта, студенты реализуют готовую форму проектного решения, отвечающую современным тенденциям моды и эстетическим нормам формирования предметной среды. Освоение методов проектирования изделий с художественной вышивкой происходит последовательно. Первым этапом можно назвать сбор информации и материала об объекте проектирования, определение замысла и выбор изделия, разработку концептуального решения. Вторым этапом является решение композиционных задач, выбор изобразительных средств, выполнение поисковых эскизов, рисунков, поиски колористического решения, разработка основного мотива вышивки и выполнение проекта графически. Заключительным этапом проектирования является создание и проработка проекта на планшете в материале на основе предварительного эскиза или предчистового проекта. Наброски и эскизы являются началом практической и творческой работы над проектом. При работе над эскизами студентам необходимо освоить определенную условность и лаконичность в построении изображения с основными элементами вышивки. Условно, без проработки деталей, но чтобы замысел автора был раскрыт. Эскизы развивают у студентов композиционное мышление. Это

является важным фактором в обучении и освоении понятий о композиции.

Композиция в проекте является выразительной художественной идеей. В

предварительных поисковых эскизах студенты продумывают решение проекта, его

формат (размер), определяют технику вышивки, характер композиции,

колористическое решение, масштаб, расположение текста, взаимосвязь шрифта и

изображения. При проектировании комплекта изделий за первоначальной идеей

следует этап поиска цветовой гаммы, оптимальной гармонии в композиционном

решении, что вдумчиво прорабатывается в эскизах, т. е. студенты в графике

уточняют композиционное решение, приемы, компоновку проекта на планшете. В

процессе работы над проектом студенты последовательно совершенствуют

первоначальные эскизы, схемы, планы изделий, учатся понимать развитие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

композиции от компоновочной стадии до художественно-проектного воплощения.

Студенты применяют различные средства графики, такие как имитация

определенной фактуры ткани, для того, чтобы добиться требуемых результатов или

создать иллюзию прозрачной ткани. Завершающим этапом проектирования

является выполнение проекта на планшете, как обобщающяя стадия творческого

поиска. При выполнении конструктивного решения оформляемого изделия

вышивкой создается гармоничный художественный проект. Выполняется проект

максимально точно с применением различных графических материалов: гуашь,

темпера, акварель. Основой учебного процесса является усвоение студентами

знаний и умений, овладение навыками практического использования различных

приемов, средств и технологий при изучении средств и методов проектирования.

Эффективному формированию профессионального мастерства способствует

использование методологии художественного проектирования как средства

обучения. Заинтересованность студентов активизирует познавательные и

творческие потребности, а профессиональная направленность обучения дает

стимул к изучению проектирования. Проектирование является творческим

процессом, который определяет проектно-художественную деятельность. Первый

этап - это разработка идеи и выполнение эскизов, второй - создание графического

проекта. Эскизы, отрисовки, как основные виды графического решения, выражают

38

задачи проектного процесса, имеют свою специфику и отвечают этапам проектирования. Эскизы - это творческий поиск, с помощью которого уточняется и дополняется изображение и решается заданная тема. Пока эскиз не достигнет определенного качества, вносятся коррективы. У каждого этапа проектирования свои задачи. Чем яснее становится замысел, тем конкретнее выбираются средства для его изображения. Эскизы помогают дополнить и конкретизировать образы и изображение на бумаге. Выполнение проекта - это активное включение студента в творческую деятельность. Индивидуальный подход необходим, так как существуют различные варианты и способы ведения проекта. На занятиях проектированием художественной вышивки оттачивается мастерство, формируется культура понимания задач и возможностей графики, закладываются основы проектной культуры.

Поиск и анализ предполагаемого решения, осмысление, отбор и сбор необходимой информации и материала по теме проектирования, творческая переработка, то есть созидательный опыт, способствуют приобретению студентами навыков по созданию проектов. На основе знаний и опыта, полученных в процессе проектирования, студенты приобретают профессиональные навыки и преобразовывают информацию в проект.

Современный художник декоративно-прикладного искусства должен быть мастером, способным создавать изделия своими руками, владеть современными технологиями, знать основы проектирования.

Последовательный переход от репродуктивных умений к поисковым:

1. Передача необходимых знаний. Объяснение.

2. Формирование умений на репродуктивном уровне:

а) демонстрация готовых проектов с художественной вышивкой и по стадиям;

б) организация отработки умения в выполнении форэскизов (графический эскиз, эскиз в цвете);

в) организация самостоятельной работы студента с обратной связью и консультированием со стороны преподавателя.

3. Переход к поисковой, продуктивной фазе:

а) организация проектно-творческой деятельности - решение нестандартных задач (моделирование и макетирование изделий);

б) анализ студентами своей деятельности, ее обсуждение с преподавателем.

Проектно-творческая деятельность студентов в области декоративно-прикладного искусства способствует возрождению вышивальных центров, восстановлению забытых техник, включению в проектную деятельность современных изделий, декорированных вышивкой, способствует формированию проектной культуры и совершенствованию творческой личности и творческого мышления студентов. В связи с чем необходимо введение учебных заданий по разработке современного ассортимента изделий, включение старинных уникальных техник. Внедрение инновационной педагогической программы рассматривается нами как эксперимент в профессиональном образовании в области художественной вышивки. Длительный период материализации является характерной особенностью художественной вышивки.

Интегративная методика профессионального обучения, имеющая строение и сущность метаметодики, основанная на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбранной стратегии выполнения художественно-творческого проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает:

- освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся;

- раскрывает закономерности как самостоятельной, так и проектно-творческой деятельности студентов под руководством преподавателя;

- способствует реализации поставленных задач по формированию проектной

40

культуры студентов в высшей школе в процессе создания высокохудожественных произведений в области художественной вышивки.

Список литературы:

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. №№ 2, 3.

2. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения. / Сов. Педагогика, 1990. -№ 1. С.55-70, № 2. С.56-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.