Е.В. Сайфулина, Высшая школа народных искусств (институт)
Содержание методики формирования готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной
вышивки
Актуальными вопросами педагогической деятельности в области художественной вышивки являются поиск эффективных путей совершенствования образования с целью повышения интереса студентов к предметам профессионального цикла, раскрытие и развитие их творческих способностей, побуждение к самостоятельной исследовательской, инновационно-творческой работе.
Художественная вышивка, являясь одним из самых распространенных и трудоемких видов традиционно-прикладного искусства и синтезом материальной и духовной культуры народа, обладая историко-региональными, образно-композиционными и колористическими особенностями, уникальными художественно-технологическими приемами, требует особого профессионального образования. Деятельность современного художника по вышивке основывается на взаимовлиянии требований не только современной, но и перспективной высокой моды и сложных композиционных, колористических решений орнамента вышивки, внедрения новых материалов, разработки дополнительных технологических приемов к конкретному виду вышивки, обязательно соотнесенного с конкретным центром её возникновения, возрождения и развития. Будущий художник должен обладать различными видами профессиональной деятельности именно в области художественной вышивки, которые требуют инновационных подходов к самому искусству художественной вышивки. И поэтому важным аспектом для преподавателя является создание условий для формирования у студентов готовности к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки.
Методику, реализации формирования готовности студентов вуза (будущего бакалавра) к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки можно рассматривать как сложную систему, то есть методику объединяющую частные методики. Эти методики раскрывают вопросы обучения воспитания и развития личностных качеств через различные учебные дисциплины, которые более всего влияют на процесс формирования готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности. При этом структура частных методик общая и содержит цели, задачи, виды деятельности преподавателя и студентов, методы, средства и формы обучения, оценивание результатов. Особенностью сложноорганизованной методики является то, что на каждой стадии формирования готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки осваиваются специфические компетенции инновационной деятельности.
Приведем пример частных компетенций направленных на формирование готовности выпускников вуза к профессиональной инновационной деятельности по профилю художественная вышивка:
- владение созданием нового рисунка, колористического решения, композиции, проекта вышивки и изделия;
- владение инновационным мышлением до уровня определения профессионально значимой цели, задач, поиска путей их решения и выполнения в художественной вышивке;
- обладание знаниями об инновациях в выполнении художественной вышивки в условиях производства;
- умение вести научные исследования в области художественной вышивки;
- готовность к инновациям в организации и управлении деятельностью в области художественной вышивки;
- способность к инновационной деятельности, связанной с преподаванием дисциплин области художественной вышивки в условиях общего, среднего профессионального и дополнительного образования;
- готовность к организации и проведению выставок художественных работ,
36
применяя инновации;
- способность работать в творческом коллективе и возглавлять его;
- готовность нести ответственность за введение в свою профессиональную деятельность инноваций;
- готовность к риску и изменениям в профессиональной деятельности на уровне адаптированности личности.
Сформированость данных компетенций выступает критериями готовности студентов к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки.
При разработке частной методики также необходимо учитывать особенности конкретной учебной дисциплины. Ниже приведен пример методики формирования готовности будущих художников вышивки к профессиональной инновационной деятельности по учебной дисциплине «Проектирование», на тему «Проектирование аксессуаров для вечернего платья в традициях золотного шитья» объемом 50 учебных часов.
Целью обучения является развитие инновационной деятельности студентов в проектировании аксессуаров для вечернего платья в традициях золотного шитья.
Основные задачи, которые ставит преподаватель при формировании готовности студентов к будущей профессиональной инновационной деятельности:
- овладение студентами высокой мотивацией к нововведениям при выполнении профессиональной деятельности (поддержка преподавателем интереса к нововведениям и к выдвижению перспективных идей методами поощрения, убеждения в необходимости внедрения инноваций в художественную вышивку);
- использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения учебных дисциплин, в направлении создания новых технологических, композиционных, колористических, конструктивных и стилевых решений в изделиях с художественной вышивкой;
- способность находить решения в нестандартных ситуациях
профессиональной деятельности (несоответствие технологического и
37
орнаментального решения в вышивке, внедрение новых материалов, работа со сложными конструктивными формами изделия и т.д.);
- умение студентов работать в творческом коллективе и продуктивно взаимодействовать со своими сокурсниками при направляющей роли преподавателя;
- развитие методов самостоятельного поиска информационных источников, творческих идей (посещение выставок, работа с интернет ресурсами, изучение методического фонда кафедры и библиотеки, посещение центров традиционного прикладного искусства);
- воспитание качеств личности у студентов, необходимых для ведения педагогической деятельности (уважение к человеку, толерантность, коммуникабельность, эмпатия);
- формирование готовности к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.
Основными ступенями проектирования аксессуаров для вечернего платья в традициях золотного шитья являются:
- выполнение студентами предпроектного анализа;
- разработка творческой концепции проекта, с учётом современных тенденций декорирования аксессуаров, новых тканей, видов металлизированных нитей, фурнитуры;
- разработка конструкции аксессуаров;
- разработка композиционного, орнаментального, технологического, колористического решения вышивки;
- выполнение чистового художественно-графического проекта, подготовка к итоговому просмотру.
Ход выполнения учебно-творческого задания представлен в содержании следующих этапов.
Первый этап характеризуется следующей деятельностью студентов: поиск
различных литературных источников по декоративно-прикладному искусству с
установлением историко-региональной эволюции золотного шитья; изучение
38
ассортимента современного фабричного производства ориентированного на изготовление изделий с применением золотной вышивки; организация накопления иллюстративного материала в виде копий и зарисовок образцов вышивки.
На втором этапе выполняются серии фор-эскизов изделий с различными вариантами стилевого решения. Высоко оценивается вариативный поиск, экспериментальный характер и оригинальность конструкций эскизных решений.
На этапе поиска эскизного решения изделий ведутся исследования последних тенденций и направлений в моде, новых тканей, видов металлизированных нитей, фурнитуры. Предлагаются инновационные технические и технологические решения в вышивке.
На третьем этапе, ведется разработка изделий в натуральную величину, построение чертежей с использованием индивидуальных мерок, изготовление выкроек изделий. Студенты организовывают совместную творческую деятельность по разработке сложных конструкций изделий с проведением анализа их функциональных характеристик.
Четвертый этап характеризуется разработкой композиционного строя, орнаментального и технологического решения вышивки, уточняется общее стилевое решение композиции.
На пятом заключительном этапе выполняется чистовой художественно-графический проект аксессуаров для вечернего платья в традициях золотного шитья на планшете. Оформляется итоговая работа с приложением, содержащим копии элементов вышивок, зарисовок растительных мотивов, которые являются иллюстрацией ведения работы.
Выполняется планшет размером 60/40 см с постановочной моделью в вечернем однотонном платье с детальной проработкой орнамента вышивки на разработанных аксессуарах в масштабном соотношении.
Во время проведения занятий преподаватель применяет информационно-
сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий
методы обучения. Преподаватель организует самостоятельную исследовательскую
деятельность студентов, побуждает к самостоятельному творческому поиску,
39
раскрывает сущность инноваций в профессиональной деятельности.
Методами учения, то есть методами, которые используют студенты, являются исполнительский, продуктивно-практический и поисковый. Студенты без существенной помощи преподавателя, самостоятельно усваивают новые знания, совершенствуют, конструируют, рационализируют, изобретают, выполняют организационно-управленческую, проектно-исполнительскую деятельность.
Использование приведенных методов направлено на формирование готовности студентов к профессиональной инновационной деятельности.
Самостоятельно студенты выполняют поиск творческих источников по теме исследования, занимаются экспериментальным материаловедением и технологией, оформлением практических работ, подготовкой к итоговому просмотру.
Основными средствами обучения являются: студенческие проекты
изделий в технике «Золотное шитье» из методического фонда кафедры художественной вышивки; компьютерные средства обучения; альбомы, книги по искусствоведению из фондов библиотек.
Ведущей формой обучения является практическое занятие, а формой организации обучения - индивидуальная.
Промежуточный контроль осуществляется преподавателем при выполнении каждого этапа практического задания. Система оценочных средств проведения текущего контроля предполагает оценивание новизны и оригинальности концепции проекта, применение инновационных решений, самостоятельности, исполнительности, ответственности. При выполнении этого задания проверяется наличие определенного количества графического материала по технике вышивки, зарисовок растительных и орнаментальных мотивов, законченных эскизов, макетов изделий и качества их выполнения. Преподаватель дает рекомендации по корректировке и исправлению допущенных ошибок.
Итоговый контроль выполнения проекта осуществляется с участием преподавателей кафедры и экспертной комиссии.
Учебно-творческое задание оценивается по 100-бальной системе.
40
1) Оценка «отлично» (86-100 баллов) выставляется при высоком художественном уровне выполнения проекта, активной самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, оригинальности и рискованности идеи, наличии инновационных решений, выполнении проекта в установленные сроки, предоставлении сбора графического материала и зарисовок в полном объёме. 2) Оценка «хорошо» (71-85 баллов) выставляется при среднем художественном уровне выполнения планшетов, активной самостоятельной поисково-исследовательская деятельности, оригинальности и рискованности идеи, наличии инновационных решений, предоставлении сбора материала и зарисовок в неполном объёме. 3) Оценка «удовлетворительно» (41-70 баллов) выставляется при слабом художественном качестве работ, низкой самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, отсутствии оригинальности идеи и инновационных решений, неполном объёме предоставленного сбора материала и зарисовок, нарушении графика учебного процесса. 4) Оценка «неудовлетворительно» (0-40 баллов) выставляется при невыполнении учебно-творческих заданий по теме, нарушении графика учебного процесса. Если по какому-либо критерию произошло недовыполнение, то баллы снижаются или не засчитываются.
Исходя из практического педагогического опыта, можно сделать вывод о том, что внедрение качественных изменений в содержание и методику учебных дисциплины будет способствовать формированию инновационного потенциала и профессиональному становлению будущих профессионалов в области художественной вышивки.