Научная статья на тему 'Проектирование высокохудожественных кружевных изделий'

Проектирование высокохудожественных кружевных изделий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КРУЖЕВНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшина Е.А.

В статье раскрыты цель учебной дисциплины, ход выполнения заданий, особенности заданий для студентов, условия, сопровождающие занятия. Представлены знания, которыми должны овладеть студенты после изучения проектирования высокохудожественных кружевных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование высокохудожественных кружевных изделий»

Лапшина Е.А.

Высшая школа народных искусств (институт)

Проектирование высокохудожественных кружевных изделий

Проектирование высокохудожественных кружевных изделий - это уникальная система, включающая в себя создание произведения кружевного искусства от зарождения идеи до воплощения в материале [1].

Учебная дисциплина «Проектирование» занимает особое место в системе высшего профессионального образования художника в области такого вида традиционного прикладного искусства как художественное кружевоплетение и является инновационным введением в учебный процесс как основа креативного мышления и дальнейшей профессиональной деятельности. В учебно-творческой деятельности студенты приобретают теоретические знания, практические умения и навыки по применению традиций коклюшечного кружева в композиционном решении и проектировании изделий современной одежды, а также утилитарных изделий прикладного искусства - художественного оформления интерьера, сувенирной продукции и т.д. [2].

В ходе выполнения учебных заданий по дисциплине «Проектирование» студенты приобретают знания и умения, необходимые для формирования у них чувства ритма, пропорциональности, законченности произведения прикладного искусства. Именно в этот период развивается творческое мышление, эстетический вкус, расширяется художественный и научный кругозор, что позволяет создавать изделия, наполненные глубоким смысловым художественным содержанием.

Содержание курса «Проектирование» определяется следующими задачами, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к будущему творчеству художника по кружевоплетению: во-первых, это воспитание художественной культуры и художественного вкуса на примере изучения традиций народного декоративно-прикладного искусства - русского кружевоплетения и, во-

вторых, формирование знаний и умений, необходимых в проектировании кружевных изделий парной и сцепной техник плетения. Задачей педагога является раскрытие в студенте возможности творческого потенциала в конкретном виде традиционного прикладного искусства.

Для учебной художественно-творческой деятельности важную роль играет смена творческой обстановки культурного пространства - выездные практики, творческие экспедиции, посещение музеев, центров кружевоплетения, выставок традиционного прикладного искусства, показов мод и т.д.

Участие в конкурсах, конференциях, общение с профессионалами в области традиционного прикладного искусства, работа в библиотеках над изучением различных материалов, касающихся кружевоплетения и других видов декоративно-прикладного искусства, изучение зарубежного искусства кружевоплетения способствует развитию творческого потенциала студента, стимулирует создание новых идей, новых проектов, новых эксклюзивных изделий художественного кружевоплетения.

Знакомство с произведениями традиционного прикладного искусства вырабатывает у студентов желание осмыслить их художественное значение, обобщить и выявить принципиальные положения и закономерности, выбрать индивидуальный подход к решению художественной проблемы, при этом личное участие в создании предметов художественного кружевоплетения инициирует творческую активность.

Указанный предмет способствует развитию у всех студентов творческого уровня при выполнении художественной работы, которая имеет характер субъективной и объективной новизны, и овладение ею необходимо будущему художнику в области художественного кружевоплетения.

Творчество - это деятельность, порождающая новое качество, отличающееся

неповторимостью, оригинальностью, общественно - исторической уникальностью.

Отсюда, задача преподавателя состоит в открытие и развитие специфических

умений у студентов, необходимых для художественного творчества, а именно,

умения понять себя и главную идею, смысл своего творчества; умения увидеть

4

свою проблему, индивидуальную цель; видеть мир на языке изобразительного творчества; придавать новый художественный смысл знакомым предметам; умение владеть творческими операциями во всех видах художественно-творческой деятельности. Главным фактором при создании художественного произведения является глубина и чистота мысли, добрые намерения автора - те неподкупные чувства, которые трогают и восхищают зрителя.

Цель дисциплины "Проектирование" заключается в формировании профессионала-художника, знающего основные законы композиции кружева, умеющего проектировать плоскостные и объёмные кружевные изделия парной и сцепной техник плетения, владеющего технологией исполнения кружевных изделий в материале.

Для выполнения студентом художественно-графического проекта преподаватель раскрывает технические возможности изобразительных материалов, определяет последовательность ведения работы и критерии законченности учебного задания. Количество и подбор заданий охватывает наиболее характерные виды кружевных изделий, несущих в себе художественные традиции народного искусства и соответствующих тенденциям современного социума. При проектировании высокохудожественных кружевных изделий студенты должны учитывать: назначение изделия и его применение; материал, из которого должно изготавливаться проектируемое изделие; технологию; художественно-стилевые особенности конкретного вида художественного кружевоплетения; специфические условия и требования, отражённые в каждом учебном задании.

Каждое учебное задание начинается с демонстрации преподавателем

иллюстративного материала: книг, альбомов, фотоматериалов, проектов

кружевных изделий, выполненных студентами, образцов кружевных изделий.

Далее педагог произносит общие требования по размещению эскизов на листе

бумаги, масштабу изображений, окончательному оформлению работы и т.д. В

творческих работах по проектированию используются растительные мотивы,

элементы геометрического орнамента, архитектура, изображения животных и

5

человека.

Для выполнения высокохудожественных изделий из кружева за период обучения студент обязан научиться отличать стилевые особенности кружевоплетения различных центров России (Вологда, Кириши, Рязань, Елец, Вятка, и т.д.) и зарубежного кружевоплетения (Франция, Бельгия, Англия, Испания, Италия, Чехия, Финляндия и т.д.); применять понятия, законы, правила и условия композиции при разработке эскизов мотивов, орнаментов и в целом кружевных изделий в разных техниках исполнения; соблюдать последовательность при работе над заданным эскизом композиции; контролировать качество и последовательность выполнения композиции; учитывать при проектировании кружевных изделий материалы и технологию, в которых предполагается исполнить произведение традиционного прикладного искусства; проектировать авторские современные изделия на основе традиций художественного кружевоплетения и в целом традиционного прикладного искусства; составлять сколок кружев парной и сцепной техник плетения в курсовых и дипломных проектах с перспективой проработки изделий в материале.

После изучения курса "Проектирование" студенты должны знать: традиции композиции орнаментов, стилевые особенности коклюшечного кружевоплетения; основные понятия, приёмы и средства композиции; построение геометрического орнамента и стилизованных растительных форм; последовательность построения эскиза парного и сцепного кружева; ассортимент традиционных и современных изделий, особенности разработки композиционных построений для их исполнения; применение традиционных композиций в кружевных изделиях и пути поиска новых направлений в художественном кружевоплетении; состояние современной мировой моды.

Содержание дисциплины на первом курсе обучения сводится к

ознакомлению с основными разделами программы, видами художественного

кружевоплетения. Задача преподавателя состоит в объяснении влияния

западноевропейского кружева на создание самобытного направления в

художественном кружевоплетении России, связи художественного

6

кружевоплетения с современной модой, русским кружевом и интерьером. Студенты изучают ассортимент и тематику кружевных изделий, основные отличия коклюшечного кружева от других видов ажурных изделий, определяют роль и значение данного предмета, связь с другими учебными дисциплинами. В ходе работы выявляются особенности разработки композиционных построений художественного оформления кружевных изделий утилитарного назначения, женской одежды и аксессуаров, значение индивидуально-проектной деятельности в создании коллекции одежды или изделий для декоративного оформления интерьера, различия при построении плоскостных и объёмных изделий, особенности композиционных построений сцепной и парной техник плетения. А также значение и роль зеркального отражения в построении композиции кружевных изделий; требования к построению технологической карты изделия, её значение при дальнейшей работе; условия композиционного решения кружевного изделия, его расположение на плоскости; вариативность колористических решений разрабатываемого кружевного изделия, фона планшета, способы приготовления красителей.

Проект кружевного изделия обязан отвечать таким требованиям как: качественное и продуманное исполнение технологической карты - сколка; функциональность; производительность. Частые переходы одного элемента в другой, использование скани - ёлочка, частая расстановка точек накола, широкая или очень узкая полотнянка, мелкая или крупная решётка, заполнения с большим количеством насновок, отсутствие плетешковых переходов, накладные элементы, множество зашивок и т.д. - все эти показатели замедляют моторику при исполнении кружевного изделия, исполнитель часто останавливается, продумывая дальнейший ход выполнения изделия, скоростные навыки снижаются.

Практические задания объединяет один из важнейших дидактических принципов - поэтапное выполнение проекта, что включает:

- ознакомление с темой учебного задания по разработке конкретного вида изделия художественного кружевоплетения;

- выбор формы изделия и форэскизирование предполагаемого изделия;

7

- определение основных графических пятен в заданной плоскости - план изделия;

- сбор различного вида орнаментальных мотивов, соотнесённых с будущим художественным изделием;

- отбор наиболее реальных вариантов решения поставленной задачи;

- стилизация выбранных элементов;

- заливка отрисованных мотивов тушью;

- компоновка мотивов между собой и взаимное расположение их в заданной плоскости;

- разработка композиционных вариантов в заданной плоскости;

- окончательное композиционное решение - прорисовка;

- отрисовка элементов композиционного решения;

- подбор решётки как фона художественного изделия;

- разработка технического рисунка как схемы плетения элементов;

- выполнение сколка как основной технологической карты выполнения изделия;

- цветовые эскизы композиции - выбор цветового решения будущего кружевного изделия от элементов до окончательного решения поставленной задачи;

- выполнение художественно-графического проекта в цвете.

В соответствии с этим, используя иллюстративный материал, выполняются

орнаментальные эскизы; анализируется собранный материал для переработки в

заданной плоскости; композиционно располагаются растительные элементы в

плоскости симметрично или асимметрично относительно друг друга (решение

силуэтно-графическое на кальке карандашом); проверяется отрисовка

«полотнянки» по ширине на всём протяжении орнамента; включается между

орнаментальными мотивами - заполнения и решётка, если этого требует

композиция; выполняется технический рисунок и сколок композиции; дублируется

на кальку композиционное решение, без проработки технического рисунка -

только контур и фон или ксерокопируется композиция (передавливание орнамента,

8

в этом случае, потребует больших усилий, т.к. бумага плотнее кальки); обтягивается планшет; намешивается фон, покрывается планшет фоном, дается время на его сушку. Далее соблюдая требования, размещается орнаментальная композиция кружевного изделия на планшете и прикрепляется так, чтобы калька или ксерокопия композиционного решения была натянута на поверхности планшета; передавливается орнамент шариковой ручкой, снимается калька с планшета; используя тонкую кисть, гуашь или темперу, аккуратно обводится передавленный орнамент, решётка, заполнения, прорисовывается основной узор и скань; с помощью трафарета выполняется подпись проекта.

Чёткое последовательное выполнение всех технических условий и требований - важный фактор реализации поставленных задач в каждом конкретном практическом задании и залог успешного результата для студента.

Список литературы:

1. Лапшина, Е.А. Профессиональное образование в художественном кружевоплетении: монография / Е.А. Лапшина. - СПб.: ВШНИ, 2009.- 164с.

2. Лапшина, Е.А. Технология художественного кружевоплетения: учебник для высш. учеб. завед. по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественное кружевоплетение» / Е.А. Лапшина, И. Н. Москвина // под науч. ред. В.Ф. Максимович.- СПб.: ВШНИ, 2012.- 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.