Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ / ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Дарья Игоревна, Бакиева Ольга Афанасьевна

В статье авторы рассматривают актуальные проблемы формирования художественных навыков, обучающихся в процессе создания декоративной композиции. В ходе исследования были выявлены методы обучения изобразительному искусству такие как: практический метод, поисково-конструктивный метод, метод творческо-активной деятельности, метод творческого задания, использование этих методов будут способствовать эффективному развитию художественных навыков у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксёнова Дарья Игоревна, Бакиева Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF ARTISTIC SKILLS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF CREATING A DECORATIVE COMPOSITION

In the article, the authors consider the actual problems of the formation of artistic skills of students in the process of creating a decorative composition. In the course of the study, methods of teaching fine arts were identified such as: practical method, search and constructive method, method of creative activity, method of creative assignment, the use of these methods will contribute to the effective development of artistic skills in younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ

СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

студентка Аксёнова Дарья Игоревна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В настоящее время актуальными являются вопросы обучения ребенка, всестороннего развития, воспитания в нем способности к решению стоящих перед ним задач с использованием творческого подхода. Проблема формирования художественных навыков в процессе начального образования очень важна. Интерес к культуре увеличивает актуальность приобщения учеников к народному искусству, в том числе и к декоративно-прикладному.

Изложение основного материала исследования. Условия и процесс формирования навыков рассматривался психологами такими как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Б.М. Теплов и мн. др.

Так, Выготский Л.С. в своих трудах рассматривает зону ближайшего развития ребенка, в деятельности которой происходит овладение под руководством взрослых, навыками, умениями [1].

Так, С.Л. Рубинштейн подразумевает под навыками «автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью» [2].

Навыки - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов [3].

Таким образом, навык - это компонент деятельности, сформированный путём повторения реализуемый на уровне бессознательного контроля.

Талызина Н.Ф. считает, что все навыки, формируемые в каком-либо учебном предмете, можно разделить на две категории - общие и специфические. Общие навыки представляют собой действия, которые формируются в процессе обучения несколькими предметами и имеют применение в повседневной жизни, например навыки письма, чтения. Специфические навыки, или узкопрофильные формируются в процессе обучения какому-нибудь конкретному предмету и имеют применение в основном в данном предмете или в смежных, например графические или композиционные навыки [3].

Данные определения позволяют заключить, что любая способность является способностью к какой-то деятельности, в нашем случае мы будем рассматривать художественно - творческую, и включает в себя необходимые навыки, соответствующие требованиям этой деятельности.

То есть, человек, повторно выполняя какое-либо задание или решая какую-либо проблему, приобретает способность выполнять необходимую деятельность как целенаправленный процесс, при этом, не ставя перед собой особой целью сознательно выбирать для нее способы выполнения.

Таким образом, в практике работы с обучающимися «художественный навык» рассматривают как процесс

формирования таких навыков, которые возможно использовать в какой-либо деятельности (композиция) с переносом в

другую сферу (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство).

Обращаясь к роли декоративно-прикладного искусства в становлении композиционных навыков обучающихся, сложно представить более ценные образцы изобразительного искусства, чем работы великих художников, обращаясь к которым, представляя художественный образ, обучающиеся могут отразить в своей деятельности воспринятый красочный образец.

Как утверждают исследователи-педагоги, которые предлагали использовать потенциал декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства, такие как Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, П.Г. Богатырева, Л.В. Устенко и др.

Основным источником для формирования личностных качеств является декоративная деятельность. Обращаясь на уроках к произведениям искусства, созданным великими профессионалами своего дела прошлых веков и настоящего времени, преподаватель организовывает вокруг учеников такую атмосферу, в которой учитываются темперамент, психологические особенности, воспитания ребенка в процессе творческой деятельности.

Эти исследователи также отмечали, что при изучении декоративно-прикладного искусства проявляются скрытые способности к творчеству, происходит осмысление различных ценностей, расширяется кругозор, открываются перспективы развития в направлении искусства.

Известно, что выразительным средством декоративно-прикладного искусства является линия, точка, цвет, стилизованные формы, орнамент, организация различных форм в пространстве.

Однако, на уроках изобразительного искусства, в процессе изучения декоративно-прикладного искусства, в силу ограниченности условий (отсутствие специальных мастерских керамики, обработки кожи, меха и т.п.) обучающиеся имеют возможность создавать декоративные композиции, почти не используя в своей творческой деятельности различные технологии и материалы.

Следовательно, все эти потенциальные возможности декоративно-прикладного искусства могут оказывать влияние на формирование художественных навыков, таких как графические, живописные и композиционные.

Декоративно-прикладное искусство играет важную роль в становлении художественных способностей. Сложно представить более ценные образцы изобразительного искусства, чем работы народных мастеров. При систематическом изучении у детей проявляются латентные способности к творчеству, происходит осмысление различных ценностей, расширяется кругозор, открываются перспективы развития в направлении искусства [4].

Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках в начальной школе повышает уровень осознанности эстетики, помогает детям изучить окружающую действительность более детально, так как помимо художественного смысла данный вид искусства тесно связан с бытом человека.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить методам обучения декоративной композиции. Можно выделить три основных метода воспитания и развития художественных возможностей и получения творческих навыков:

- практический метод. Применение данного метода актуально на первичном шаге обучения, где в процессе возникают такие сложности, как стеснительность, нерешительность, сомнение в своих силах и другие;

- поисково-конструктивный метод. Этот метод включает в себя исследование, обобщение приобретенных знаний и навыков, которыми овладел ученик в процессе познания изобразительного искусства;

- метод творческо-активной деятельности. Опираясь на приобретенные знания и навыки на уроках искусства, у учеников появляется высокая мотивация, возникает активный интерес к самостоятельной деятельности, появляется уверенность в себе. Высокий уровень самостоятельности свидетельствует о том, что художественные навыки развиваются в целом [5].

Одним из важнейших методов обучения в начальных классах является метод заданий. Задания по изучению декоративно-прикладного искусства на уроках в начальной школе имеют свою классификацию:

- тренировочные, т.е. при использовании образца. Обычно данные задания даются для улучшения и закрепления первичных знаний и умений;

- частично-поисковые. Такие задания характеризуются самостоятельным выбором способа изображения предмета учащимся;

- творческие задания. Они включают в себя упражнения на выделения общих признаков и различий. Таким заданиям характерно осмысление увиденного, самостоятельное определение художественного образа и средств художественной выразительности [6].

Но следует отметить, что все вышеперечисленные методы работают только при следующих условиях: учет возрастных психологических особенностей ученика; наличие персонального подхода к каждому из учеников в процессе обучения; целостное изучение художественной программы, предназначенной для данного возраста; наличие заданий различной степени сложности, с учётом возможностей каждого ученика; оказание дозированной помощи ученикам со стороны педагога в выполнении заданий; индивидуальность и дифференциация домашних заданий.

Следовательно, решение проблем формирования художественных навыков у обучающихся начальной школы на уроках изобразительного искусства возможно при использовании методов, соблюдении педагогических условий.

Выводы. Таким образом, нами были рассмотрены проблемы формирования художественных навыков у обучающихся начальных классов в процессе создания декоративной композиции на уроках изобразительного искусства. В ходе исследования были выявлены методы обучения изобразительному искусству такие как: практический метод, поисково-конструктивный метод, метод творческо-активной деятельности, метод творческого задания, использование этих методов будут способствовать эффективному развитию художественных навыков у младших школьников.

Аннотация. В статье авторы рассматривают актуальные проблемы формирования художественных навыков, обучающихся в процессе создания декоративной композиции. В ходе исследования были выявлены методы обучения изобразительному искусству такие как: практический метод, поисково-конструктивный метод, метод творческо-активной деятельности, метод творческого задания, использование этих методов будут способствовать эффективному развитию художественных навыков у младших школьников.

Ключевые слова: художественные навыки, декоративная композиция, изобразительное искусство, методы обучения.

AnMtation. In the article, the authors consider the actual problems of the formation of artistic skills of students in the process of creating a decorative composition. In the course of the study, methods of teaching fine arts were identified such as: practical method, search and constructive method, method of creative activity, method of creative assignment, the use of these methods will contribute to the effective development of artistic skills in younger schoolchildren.

Key words: artistic skills, decorative composition, fine art, teaching methods.

Литература:

1. Брехова, А.В. Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся / А.В. Брехова, Ю.Б Тарасова // Перспективы Науки и Образования. - 2016. - 4 (22)

2. Выготский, Л.С. Понятие «зона ближайшего развития» [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский // Режим доступа: https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/376-l-s-vygotskij-i-ponyatie-zona-blizhajshego-razvitiya (дата обращения 12.05.2022)

3. Дьяченко, Н.В. Роль и место методов обучения в профессиональной подготовке [Электронный ресурс] / Н.В. Дьяченко // Режим доступа: rol-i-mesto-metodov-obucheniya-v-professionalnoy-podgotovke.pdf (дата обращения 12.05.2022)

4. Кириллова, Л.С. Творческие задания как средство формирования познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности [Электронный ресурс] / Л.С. Кириллова, В.В. Лебединская // Режим доступа: tvorcheskie-zadaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-k-uchebnoy-deyatelnosti.pdf (дата обращения 12.05.2022)

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Н.Ф. Талызина // Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0098/1_0098-76.shtml (дата обращения 22.05.2022)

УДК 378.1

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМОЙ

ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ

директор Аскарова Наиля Ильгизовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Казань)

Постановка проблемы. Доказательное управление предусматривает принятие управленческих решений на основе фактов, наилучших имеющихся доказательств (результатов научных исследований, опубликованных в рецензируемых журналах; сбора и анализа эмпирических данных). В образовании доказательное управление позиционируется как эффективный инструмент персонализации обучения и формирования готовности к обучению в течении всей жизни. Сущность доказательного управления вузом отражает процесс осознанного принятия управленческих решений, диалектично взаимосвязанных и детерминированных систематическим обзором и метаанализом научных исследований, для оптимального достижения поставленных целей и обеспечения качества образования, а также определения перспектив развития образовательной организации [1].

В педагогической науке экосистемный подход позиционируется как теоретическая основа инновационных процессов в непрерывном образовании. Сущность научно-образовательной экосистемы вуза состоит в интеграции научного и образовательного процессов на основе оптимизации инфраструктуры взаимоотношений, совершенствования механизмов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.