Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМОЙ ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ'

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМОЙ ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ / ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Наиля Ильгизовна

Трансформация современного общества востребовала доказательный подход к управлению вузом. Цель исследования - выяснить методы и средства доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов. Методологическую основу исследования составили доказательный и экосистемный подходы, предусматривающие принятие управленческих решений на основе фактов, развитие субъект-субъектных отношений и инновационно-технологического партнерства. Основные результаты исследования состоят в выяснении и обосновании методов и средств доказательного управления научно-образовательной экосистемой вуза на основе опережающих индикаторов. Выявленные методы и средства доказательного управления обуславливают эффективное решение поставленных задач и определение перспектив развития научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов; поддержку лидеров научно-педагогического состава; организацию устойчивых и взаимосвязанных действий субъектов образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аскарова Наиля Ильгизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND MEANS OF EVIDENCE-BASED MANAGEMENT OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ECOSYSTEM OF THE UNIVERSITY BASED ON LEADING INDICATORS

The transformation of modern society has demanded an evidence-based approach to university management. The purpose of the study is to find out the methods and means of evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university based on leading indicators. The methodological basis of the study was based on evidence-based and ecosystem approaches, which provide for the adoption of managerial decisions based on facts, the development of subject-subject relations and innovation-technological partnerships. The main results of the study are to clarify and justify the methods and means of evidence-based management of the scientific and educational ecosystem of the university based on leading indicators. The revealed methods and means of evidence-based management determine the effective solution of the tasks set and the determination of the prospects for the development of the scientific and educational ecosystem of the university based on leading indicators; support of the leaders of the scientific and pedagogical staff; organization of sustainable and interrelated actions of the subjects of educational relations.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМОЙ ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ»

- поисково-конструктивный метод. Этот метод включает в себя исследование, обобщение приобретенных знаний и навыков, которыми овладел ученик в процессе познания изобразительного искусства;

- метод творческо-активной деятельности. Опираясь на приобретенные знания и навыки на уроках искусства, у учеников появляется высокая мотивация, возникает активный интерес к самостоятельной деятельности, появляется уверенность в себе. Высокий уровень самостоятельности свидетельствует о том, что художественные навыки развиваются в целом [5].

Одним из важнейших методов обучения в начальных классах является метод заданий. Задания по изучению декоративно-прикладного искусства на уроках в начальной школе имеют свою классификацию:

- тренировочные, т.е. при использовании образца. Обычно данные задания даются для улучшения и закрепления первичных знаний и умений;

- частично-поисковые. Такие задания характеризуются самостоятельным выбором способа изображения предмета учащимся;

- творческие задания. Они включают в себя упражнения на выделения общих признаков и различий. Таким заданиям характерно осмысление увиденного, самостоятельное определение художественного образа и средств художественной выразительности [6].

Но следует отметить, что все вышеперечисленные методы работают только при следующих условиях: учет возрастных психологических особенностей ученика; наличие персонального подхода к каждому из учеников в процессе обучения; целостное изучение художественной программы, предназначенной для данного возраста; наличие заданий различной степени сложности, с учётом возможностей каждого ученика; оказание дозированной помощи ученикам со стороны педагога в выполнении заданий; индивидуальность и дифференциация домашних заданий.

Следовательно, решение проблем формирования художественных навыков у обучающихся начальной школы на уроках изобразительного искусства возможно при использовании методов, соблюдении педагогических условий.

Выводы. Таким образом, нами были рассмотрены проблемы формирования художественных навыков у обучающихся начальных классов в процессе создания декоративной композиции на уроках изобразительного искусства. В ходе исследования были выявлены методы обучения изобразительному искусству такие как: практический метод, поисково-конструктивный метод, метод творческо-активной деятельности, метод творческого задания, использование этих методов будут способствовать эффективному развитию художественных навыков у младших школьников.

Аннотация. В статье авторы рассматривают актуальные проблемы формирования художественных навыков, обучающихся в процессе создания декоративной композиции. В ходе исследования были выявлены методы обучения изобразительному искусству такие как: практический метод, поисково-конструктивный метод, метод творческо-активной деятельности, метод творческого задания, использование этих методов будут способствовать эффективному развитию художественных навыков у младших школьников.

Ключевые слова: художественные навыки, декоративная композиция, изобразительное искусство, методы обучения.

Annotation. In the article, the authors consider the actual problems of the formation of artistic skills of students in the process of creating a decorative composition. In the course of the study, methods of teaching fine arts were identified such as: practical method, search and constructive method, method of creative activity, method of creative assignment, the use of these methods will contribute to the effective development of artistic skills in younger schoolchildren.

Key words: artistic skills, decorative composition, fine art, teaching methods.

Литература:

1. Брехова, A.B. Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся / A.B. Брехова, Ю.Б Тарасова // Перспективы Науки и Образования. - 2016. - 4 (22)

2. Выготский, Л.С. Понятие «зона ближайшего развития» [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский // Режим доступа: https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/376-l-s-vygotskij-i-ponyatie-zona-blizhajshego-razvitiya (дата обращения 12.05.2022)

3. Дьяченко, Н.В. Роль и место методов обучения в профессиональной подготовке [Электронный ресурс] / Н.В. Дьяченко // Режим доступа: rol-i-mesto-metodov-obucheniya-v-professionalnoy-podgotovke.pdf (дата обращения 12.05.2022)

4. Кириллова, Л.С. Творческие задания как средство формирования познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности [Электронный ресурс] / Л.С. Кириллова, В.В. Лебединская // Режим доступа: tvorcheskie-zadaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-k-uchebnoy-deyatelnosti.pdf (дата обращения 12.05.2022)

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Н.Ф. Талызина//Режим доступа: https://pedlib.rU/Books/l/0098/l_0098-76.shtml (дата обращения22.05.2022)

УДК 378.1

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМОЙ

ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ

директор Аскарова Наиля Ильгизовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Казань)

Постановка проблемы. Доказательное управление предусматривает принятие управленческих решений на основе фактов, наилучших имеющихся доказательств (результатов научных исследований, опубликованных в рецензируемых журналах; сбора и анализа эмпирических данных). В образовании доказательное управление позиционируется как эффективный инструмент персонализации обучения и формирования готовности к обучению в течении всей жизни. Сущность доказательного управления вузом отражает процесс осознанного принятия управленческих решений, диалектично взаимосвязанных и детерминированных систематическим обзором и метаанализом научных исследований, для оптимального достижения поставленных целей и обеспечения качества образования, а также определения перспектив развития образовательной организации [1].

В педагогической науке экосистемный подход позиционируется как теоретическая основа инновационных процессов в непрерывном образовании. Сущность научно-образовательной экосистемы вуза состоит в интеграции научного и образовательного процессов на основе оптимизации инфраструктуры взаимоотношений, совершенствования механизмов

социального партнерства, мобилизации ресурсов, трансфера технологий и компетенций для достижения синергетических результатов, обеспечивающих развитие технологических и педагогических инноваций, подготовку специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века, совершенствование сети непрерывного образования, а также способствующих повышению качества жизни каждого человека, устойчивому развитию общества [2].

Опережающие индикаторы выражают параметры, характеризующие предполагаемые изменения в процессе координации интересов субъектов образовательных отношений, а также предварительную укрупненную оценку ресурсных возможностей для своевременного реагирования, разработки целевых программ и их финансового обеспечения. Опережающие индикаторы позволяют характеризовать доказательное управление как процесс проектно-целевого программирования, обеспечивающего принятие эффективного управленческого решения по достижению многих целей и успешному завершению мультипроектов в условиях постоянно происходящих изменений [1]. Цель исследования -выяснить и обосновать методы и средства доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов.

Изложение основного материала исследования. Методы доказательного управления составляют способы взаимодействия субъектов образовательных отношений во времени и пространстве, обеспечивающие развитие научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов. В процессе доказательного управления используются организационно-административные, экономические, социологические, психолого-педагогические методы, моделирование, включающие общие и специальные приемы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Методы, приемы, средства доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на

основе опережающих индикаторов

способ воздействия методы управления приемы методов управления средства управления

общие специальные

принуждение организационно-административные построение системы управления, оперативное руководство, организация и нормирование труда, планирование, взыскания, ответственность (материальная, дисциплинарная, административная) договорные отношения, мониторинговый анализ эффективности вуза устав, коллективный договор, организационная структура управления, штатное расписание, положения о структурных подразделения, должные инструкции, инструкции, приказы, распоряжения, задания, указания, контроль, договоры на выполнение научно- исследовательских/ опытно-конструкторских/ технологических работ, договоры о предоставлении права использования/передачи результатов интеллектуальной деятельности, договоры подряда, договоры по указанию услуг, автоматизированные рабочие и учебные места

побуждение экономические оплата труда, стипендии эффективный контракт, нормативно- подушевое финансирование премирование, стимулирующие выплаты, гарантии и компенсации, льготы и привилегии, ценные подарки, карьерный рост, охрана труда

социологические формирование общественного мнения, диагностика управления анализ случая (case study) опросы, тестирование, интервьюирование, наблюдение, социометрия, собеседование, метод Дельфи, экспертные оценки

психолого-педагогические внушение, просьба, подражание, совет, традиции, вовлечение, разъяснения, осуждение, похвала, ритуалы оценка качества образования, прикладные исследования (action research) грамоты, благодарности, награждение памятными подарками, консультации, собрания, события, изучение и использование передового педагогического опыта

убеждение моделирование проектирование, прогнозирование эксперимент, форсайт статистика, экспертные оценки, технические устройства (программное обеспечение, серверное оборудование, модемы связи)

Из таблицы 1 видно, что основанием для классификации методов доказательного управления послужил способ воздействия. Чаще всего в научной литературе по проблемам управления выделяют два способа воздействия: принуждение и побуждение [5]. Однако, в исследованиях профессора P.A. Фатхутдинова выделено и научно обосновано три способа воздействия: принуждение, побуждение, убеждение. Рациональное сочетание принуждения, побуждения, убеждения, как 4:4:2 (золотая пропорция), обеспечивает достижение взаимопонимания; корректность управленческого решения; персонализацию и персонификацию управления [12, С. 136, 250,491, 513, 537].

Выяснено, что специальные приемы доказательного управления обеспечивают:

- развитие субъект-субъектных отношений и инновационно-технологического партнерства, создание научных школ, формирование условий для защиты интеллектуальной собственности, авторских прав исследователей и разработчиков, персонализацию и персонификацию доказательного управления (договорные отношения) [11];

- рост технологических и педагогических инноваций, право вуза на автономию, финансирование вуза на основе его конкурентоспособности на региональном, национальном и мировом образовательном рынке (мониторинговый анализ эффективности вуза) [8];

- селективную поддержку лидеров профессорско-преподавательского состава, организацию взаимодействия со стейкхолдерами вуза (эффективный контракт) [7];

- персонализацию обучения и формирование готовности к обучению в течении всей жизни у всех субъектов образовательных отношений (подушевое нормативное финансирование) [4];

- выявление и обобщение прецедентов в научно-образовательной деятельности российских и зарубежных вузов для принятия корректного управленческого решения и минимизации рисков в процессе управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов (анализ случая - case study) [3, С. 55-59];

- системную целостность статистических и непараметрических инструментов оценки качества образования, повышение академической продуктувности (оценка качества образования) [9];

- проведение сравнительных исследований моделей научно-образовательной экосистемы российских и зарубежных вузов для совершенствования ее развития на основе опережающих индикаторов, сохранения и распространения академических ценностей (прикладные исследования - action research) [3, С. 607-620];

- обновление и создание экспериментально-производственной базы, организацию педагогического эксперимента, поиск баланса между органами управления, профессорско-преподавательским составом, студентами и развитие коучинга, соуправления и самоуправления (эксперимент) [9];

- адекватную оценку состояния научно-образовательной экосистемы вуза и выбор стратегий ее развития на основе опережающих индикаторов (форсайт) [10];

- отбор и внедрение педагогических инноваций (изучение и использование передового педагогического опыта) [6; 13].

Средства доказательного управления - это инструменты для реализации методов. Поэтому классификация средств и

методов доказательного управления сопряжены. Средства доказательного управления обеспечивают:

- внедрение нового публичного менеджмента, предусматривающего развитие относительной научной и образовательной автономии структурных подразделений, поддержку неформальных коммуникаций и обмен информацией, стимулирование личной заинтересованности всех сотрудников вуза в достижении результатов, заключение временных контрактов;

- формирование и развитие культуры коллективного обсуждения и принятия решений, как регулятора взаимодействия субъектов образовательных отношений, предусматривающего использование коллективного интеллекта и расширение возможностей общественной интеллектуальной деятельности (деловой беседы, делового совещания, дискуссий, мозговых штурмов, форсайта, метода Дельфи);

- персонализацию доказательного управления, предусматривающую учет индивидуальных интересов, способностей, возможностей сотрудников вуза, развитие относительной научной и образовательной автономии профессорско-преподавательского состава, включение всех заинтересованных сотрудников на постоянной основе в процесс управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов;

- персонификацию доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов, характеризующую выбор субъектами образовательных отношений форм, методов, средств управления, распределение между ними полномочий и ответственности, способность к своевременному реагированию;

- создание адекватных междисциплинарных программ и факультетов (институтов), обуславливающих развитие коллективного потенциала и способности к сотрудничеству, расширение возможностей непрерывного образования и интерактивных образовательных сред, защиту и активное распространение универсально признанных ценностей (мир, справедливость, свободу, равенство, солидарность) для устойчивых социально-культурных и экономических позитивных изменений современного общества.

Выводы. Методы и средства доказательного управления диалектично взаимосвязаны и обуславливают эффективное решение поставленных задач и определение перспектив развития научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов; поддержку лидеров научно-педагогического состава, способных понимать стратегию вуза, создавать атмосферу успеха и совершенствования; персонализацию обучения и формирование готовности к обучению в течении всей жизни у всех субъектов образовательных отношений; организацию устойчивых, непрерывных, продуктивных, взаимосвязанных действий субъектов образовательных отношений по созданию, реализации и успешному завершению мультипроектов, обеспечивающих появление уникальных продуктов и услуг.

Аннотация. Трансформация современного общества востребовала доказательный подход к управлению вузом. Цель исследования - выяснить методы и средства доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов. Методологическую основу исследования составили доказательный и экосистемный подходы, предусматривающие принятие управленческих решений на основе фактов, развитие субъект-субъектных отношений и инновационно-технологического партнерства. Основные результаты исследования состоят в выяснении и обосновании методов и средств доказательного управления научно-образовательной экосистемой вуза на основе опережающих индикаторов. Выявленные методы и средства доказательного управления обуславливают эффективное решение поставленных задач и определение перспектив развития научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов; поддержку лидеров научно-педагогического состава; организацию устойчивых и взаимосвязанных действий субъектов образовательных отношений.

Ключевые слова: доказательное управление вузом, управление вузом на основе опережающих индикаторов, доказательный подход, научно-образовательная экосистема, экосистемный подход.

Annotation. The transformation of modern society has demanded an evidence-based approach to university management. The purpose of the study is to find out the methods and means of evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university based on leading indicators. The methodological basis of the study was based on evidence-based and ecosystem approaches, which provide for the adoption of managerial decisions based on facts, the development of subject-subject relations and innovation-technological partnerships. The main results of the study are to clarify and justify the methods and means of evidence-based management of the scientific and educational ecosystem of the university based on leading indicators. The revealed methods and means of evidence-based management determine the effective solution of the tasks set and the determination of the prospects for the development of the scientific and educational ecosystem of the university based on leading indicators; support of the leaders ofthe scientific and pedagogical staff; organization of sustainable and interrelated actions of the subjects of educational relations.

Key words: evidence-based university management, university management based on leading indicators, evidence-based approach, scientific and educational ecosystem, ecosystem approach.

Литература:

1. Аскарова, Н.И. Сущностная характеристика доказательного управления вузом на основе опережающих индикаторов / Н.И. Аскарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 21-24.

2. Аскарова, Н.И. Принципы доказательного управления научно-образовательной экосистемой университета / Н.И. Аскарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - № 6. - С. 16-21.

3. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2004.-768 с.

4. Интеграция в мировой мейнстрим инженерного образования на основе цифровой парадигмы / Н.Б. Пугачева, А.Н. Лунев, И.Э. Королюк [и др.] // Управление устойчивым развитием. - 2020. - № 6(31). - С. 103-114.

5. Каюмова, Л.А. Педагогическое управление процессом формирования профессионально-ориентированных математических знаний бакалавров-инженеров / Л.А. Каюмова, А.Н. Лунев // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 59-3. - С. 377-380.

6. Лунев, А.Н. Образовательный кластер как субъект управления повышением квалификации кадров / А.Н. Лунев, Н.Б. Пугачева, Л.А. Каюмова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 157-160.

7. Лунев, А.Н. Принципы управления качеством образования как основание удовлетворения образовательных потребностей человека / А.Н. Лунев, Н.Б. Пугачева, ИП. Чепурышкин // Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 4,- С. 104.

8. Татаринова, И.П. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров / И.П. Татаринова, В.В. Шевцова, А.Н. Лунев // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 2. -С. 204-210.

9. Терентьева, ИВ. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования / И.В. Терентьева, Н.Б. Пугачева, А.Н. Лунев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 1-2.-С. 133.

10. Терентьева, И.В. Государственно-общественное управление профессионально-педагогическим образованием в регионе / И.В. Терентьева, Н.Б. Пугачева, А.Н. Лунев // Право и практика. -2019,- № 2. - С. 307-313.

11. Участие в управлении университетом / ответ, ред. О. Бычкова. - СПб.: Норма, 2016. - 120 с.

12. Фатхутдинов, P.A. Управление конкурентоспособностью организации / P.A. 12.Фатхутдинов. - М.: Издательство Эксмо, 2005. - 544 с.

13. Evidence-Based Practice in Higher Education: Teacher Educators' Attitudes, Challenges, and Uses / A. Diery, F. Vogel, M. Knogler, Т. Seidel // Frontiers in Education. - 2020. - Volume 5. Article 62. doi: 10.3389/feduc.2020.00062 https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2020.00062/full (дата обращения 28.04.2022).

УДК 378.1

МОДЕЛЬ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ

директор Аскарова Наиля Ильгизовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Казань);

доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань)

Постановка проблемы. Педагогическая модель наглядно отображает конкретный вид педагогического процесса, систем, обеспечивающих системную целостность обучения, воспитания, развития для достижения заданной цели, преобразования качеств личности субъектов образовательных отношений [11, С. 180]. Выяснено, что педагогическая модель характеризуется: когнитивностью, предусматривающей использование педагогических понятий, определение сущности педагогических процессов, систем, образовательных отношений, постановку цели и задач, что составляет целевой блок модели; целостностью, показывающей согласованность содержания педагогических процессов, систем, образовательных отношений и форм, методов, средств обучения и воспитания, педагогических условий, что составляет содержательный и процессуальный блоки модели; информационностью, представленной критериями и уровнями достигнутых результатов, что составляет результативный компонент модели [4; 7].

Таким образом, педагогическая модель выполняет логико-семантическую, структурно-функциональную и рефлексивно-оценочную функции, которые направлены на: обобщение имеющихся знаний, целеполагание и выявление новых знаний об исследуемых процессах, системах образовательных отношениях; выяснение структурообразующих компонентов и установление взаимосвязей между ними для оптимальной организации исследуемых педагогических процессов, систем, образовательных отношений; анализ педагогических процессов, систем, образовательных отношений, оценку достигнутых результатов и определение перспектив развития [16; 17]. Цель исследования - разработать модель доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов.

Изложение основного материала исследования. Качественное отличие педагогической модели доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов включает полипарадигмальную характеристику, предполагающую объединение педагогических парадигм доя определения и научного обоснования общих и специальных принципов, оптимального построения управляющей системы в условиях открытости, вероятности, нелинейности современного научно-образовательного процесса и составляющую методологический блок модели.

Парадигмы, как признанные всеми научные достижения, в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Парадигмы характеризуются: 1) консолидацией, предусматривающей объединение сторонников из конкурирующих направлений научных исследований, признающих правомерность одних и тех же правил и стандартов научной практики; 2) открытостью, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти пути решения проблемы любого вида; 3) согласованностью, обеспечивающей единство убеждений, ценностей, технических средств, критериев, и признающееся определенным научным сообществом как основа для дальнейшей практической деятельности [5, С. 26, 61, 229, 236]. Педагогические парадигмы трактуются как методологические установки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.