Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Наиля Ильгизовна, Пугачева Наталья Борисовна, Лунев Александр Николаевич

Доказательное управление инновационно-ориентированной образовательной реальностью высшей школы обусловлено государственной образовательной политикой. Цель исследования - дать сущностную характеристику доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза. Методологической основой исследования стала совокупность всеобщих, общенаучных, межотраслевых, частнонаучных методов познания. Основные результаты исследования состоят в обосновании полипарадигмального подхода к изучению проблем управления вузом. Выяснены сущность, содержание, функции доказательного управления вузом. Выявлены сущности и содержания научно-образовательной экосистемы вуза. Определены принципы доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза. Установлены критерии и показатели оценки эффективности доказательного управления. Современные достижения педагогической науки и практика управления вузами выражают диалектическую взаимосвязь эффективного использования управленческих ресурсов централизации, вузовской автономии в принятии управленческих решений и академической свободы. Интеграция современных достижений педагогической науки и лучших управленческих практик обеспечивает повышение результативности деятельности вузов и сопряжена с формированием и развитием научно-образовательной экосистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аскарова Наиля Ильгизовна, Пугачева Наталья Борисовна, Лунев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF EVIDENCE-BASED MANAGEMENT DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ECOSYSTEM OF THE UNIVERSITY

Evidence-based management of the innovation-oriented educational reality of higher education is conditioned by the state educational policy. The purpose of the study is to give an essential characteristic of the evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university. The methodological basis of the study was a set of universal, general scientific, interdisciplinary, particular scientific methods of cognition. The main results of the study are to substantiate a polyparadigm approach to the study of university management problems. The essence, content, functions of evidence-based management of the university are clarified. The essence and content of the scientific and educational ecosystem of the university are revealed. The principles of evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university are determined. Established criteria and indicators for evaluating the effectiveness of evidence-based management. Modern achievements in pedagogical science and the practice of university management express the dialectical relationship between the effective use of managerial resources of centralization, university autonomy in making managerial decisions, and academic freedom. The integration of modern achievements in pedagogical science and best management practices ensures an increase in the performance of universities and is associated with the formation and development of a scientific and educational ecosystem.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.1

директор Аскарова Наиля Ильгизовна

Казанский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань); доктор технических наук, профессор Лунев Александр Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА

Аннотация. Доказательное управление инновационно-ориентированной образовательной реальностью высшей школы обусловлено государственной образовательной политикой. Цель исследования - дать сущностную характеристику доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза. Методологической основой исследования стала совокупность всеобщих, общенаучных, межотраслевых, частнонаучных методов познания. Основные результаты исследования состоят в обосновании полипарадигмального подхода к изучению проблем управления вузом. Выяснены сущность, содержание, функции доказательного управления вузом. Выявлены сущности и содержания научно-образовательной экосистемы вуза. Определены принципы доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза. Установлены критерии и показатели оценки эффективности доказательного управления. Современные достижения педагогической науки и практика управления вузами выражают диалектическую взаимосвязь эффективного использования управленческих ресурсов централизации, вузовской автономии в принятии управленческих решений и академической свободы. Интеграция современных достижений педагогической науки и лучших управленческих практик обеспечивает повышение результативности деятельности вузов и сопряжена с формированием и развитием научно-образовательной экосистемы.

Ключевые слова: доказательное управление вузом, научно-образовательная экосистема, полипарадигмальный подход, методы познания, критерии оценки эффективности управления вузом, функции управления вузом.

An^Mion. Evidence-based management of the innovation-oriented educational reality of higher education is conditioned by the state educational policy. The purpose of the study is to give an essential characteristic of the evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university. The methodological basis of the study was a set of universal, general scientific, interdisciplinary, particular scientific methods of cognition. The main results of the study are to substantiate a polyparadigm approach to the study of university management problems. The essence, content, functions of evidence-based management of the university are clarified. The essence and content of the scientific and educational ecosystem of the university are revealed. The principles of evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university are determined. Established criteria and indicators for evaluating the effectiveness of evidence-based management. Modern achievements in pedagogical science and the practice of university management express the dialectical relationship between the effective use of managerial resources of centralization, university autonomy in making managerial decisions, and academic freedom. The integration of modern achievements in pedagogical science and best management practices ensures an increase in the performance of universities and is associated with the formation and development of a scientific and educational ecosystem.

Key words: evidence-based university management, scientific and educational ecosystem, polyparadigm approach, methods of cognition, criteria for evaluating the effectiveness of university management, university management functions.

Введение. Актуальность исследования обусловлена обострением противоречия между объективной необходимостью в доказательном управлении инновационно-ориентированной образовательной реальностью высшей школы и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов. Стратегическая цель современной государственной политики состоит в повышении доступности качественного образования. Для достижения цели предусмотрены: формирование целостной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны; трансформация системы управления и академической среды, обеспечивающая эффективное взаимодействие вузов с региональными партнерами в интересах развития экономики и сохранения стабильной социальной ситуации, а также разработки современных и гибких образовательных программ, в том числе по непрерывному профессиональному развитию сотрудников [7]. Эффективность достижения цели сопряжена с доказательным индикативным управлением вузом, обеспечивающим аналитику и интерпретацию образовательных данных для умного использования при принятии управленческих решений (smart big data), а также формирование междисциплинарных областей знания [8].

Современные достижения педагогической науки и практика управления вузами выражают диалектическую взаимосвязь эффективного использования управленческих ресурсов централизации, вузовской автономии в принятии управленческих решений и академической свободы [4]. Основные тренды в теории и практике управления вузом составляют создание междисциплинарных научно-образовательных структур; внедрение системы стимулов, способствующих повышению научной продуктивности при сохранении высокого качества преподавания; цифровизация всех направлений деятельности вуза; интегральная оценка эффективности деятельности вузов; научно-образовательные коллаборации. Интеграция современных достижений педагогической науки и лучших управленческих практик обеспечивает повышение результативности деятельности вузов и сопряжена с формированием и развитием научно-образовательной экосистемы, как формы образовательной реальности, способствующей организации динамичных и постоянно развивающихся стратегических академических единиц, развитию интеллектуальной активности у субъектов образовательных отношений, созданию новых ценностей с помощью сотрудничества и конкуренции, а также доступности, персонализации и непрерывности образования [8]. Цель исследования - дать сущностную характеристику доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза.

Изложение основного материала статьи. Методологической основой исследования стала совокупность всеобщих, общенаучных, межотраслевых, частнонаучных методов познания. Всеобщий диалектико-материалистический метод познания позволил установить взаимосвязи между процессом и результатом, причиной и следствием, необходимостью и

случайностью, возможностью и действительностью, традициями и инновациями, а также с помощью категорий единичного, особенного и общего, части и целого, количества и качества, отражающих свойства и отношения образовательной реальности, определить основные теоретические подходы к исследованию. Общенаучные методы познания позволили осуществить сбор и систематизацию фактического материала, осмыслить объект, предмет, гипотезу исследования и обосновать полученные результаты. Межотраслевые методы познания применись для установления взаимосвязей между доказательным управлением, развитием научно-образовательной экосистемы вуза, индикативным планированием. Частнонаучные (педагогические) методы познания использовались при изучении передового опыта научно-образовательной деятельности преподавателей и управленческой практики.

Теоретической базой исследования выступают положения полипарадигмального подхода, обуславливающего единство системного, процессного, ситуационного, программно-целевого, кибернетического, комплексного, парадигмального, интегративного, менеджералистского, доказательного, экосистемного, кластерного, полисубъектного, системогенетического подходов [6]. Управление как междисциплинарное понятие, характеризует целенаправленный процесс обеспечения оптимального функционирования и развития системы. Полипарадигмальный подход позволяет:

- обосновать системную целостность структурообразующих компонентов управления и устойчивую направленность на результат, посредством оптимизации управляемой системы (системный подход);

- установить взаимосвязи между функциями управления (процессный подход);

- повысить эффективность методов управления, исходя из обстоятельств, определить содержание управленческой компетенции всех субъектов (ситуационный подход);

- определить и упорядочить цели управления, разработать программу по их достижению (программно-целевой подход);

- моделировать систему управления для количественного описания процессов и оптимального решения задач, организации механизмов обратной связи (кибернетический подход);

- учитывать воздействие внутренних и внешних условий и факторов, оптимизировать «входы» и «выходы» (комплексный подход);

- выделить основные научные школы в управлении, дать характеристику концептуальных идей, провести их сравнительный анализ и выявить составляющие, интересные для конкретной модели управления (парадигмальный подход);

- установить диалектические взаимосвязи между процессом и результатом, причиной и следствием, необходимостью и случайностью, возможностью и действительностью (интегративный подход);

- разработать механизмы повышения продуктивности деятельности научно-педагогических работников (менеджериализм);

- дать характеристику процессам сотрудничества (доказательный подход) и инновационным процессам (экосистемный подход);

- выявить тенденции научно-образовательной коллаборации (кластерный подход);

- выяснить смысл и роль управленческих решений в функционировании и развитии организации (системогенетический подход);

- расширить представления о мотивации педагогической и научной деятельности (полисубъектный подход).

Сущность управления вузом отражает процесс целеориентированного взаимодействия субъектов образовательных

отношений, направленного на обеспечение реализации права граждан на образование и государственной политики в сфере высшего образования, а также оптимального функционирования и инновационного развития образовательной организации для получения качественных новых результатов образования в интересах человека, семьи, общества, государства. В содержании управления вузом можно выделить объективно-предметные и субъективно-прагматические компоненты.

Сущность доказательного управления вузом отражает процесс осознанного принятия управленческих решений, диалектично взаимосвязанных и детерминированных систематическим обзором и метаанализом научных исследований, для оптимального достижения поставленных целей и обеспечения качества образования, а также определения перспектив развития образовательной организации. В содержании доказательного управления вузом можно выделить продуктивно-доказательные и социально-коммуникативные компоненты [1]. Опережающие индикаторы выражают параметры, характеризующие предполагаемые изменения в процессе координации интересов субъектов образовательных отношений, а также предварительную укрупненную оценку ресурсных возможностей для своевременного реагирования, разработки целевых программ и их финансового обеспечения.

Содержание функций доказательного управления состоит в следующем:

- критико-аналитическая функция предусматривает метаанализ и критическую оценку доказательств для осмысленного принятия эффективного управленческого решения по достижению многих целей и успешному завершению мультипроектов [10];

- индикативно-рейтинговая функция включает мониторинг реализации и достижение индикативного плана [9];

- организационно-мотивационная функция обеспечивает внедрение инновационных механизмов организации научно-образовательной деятельности (развитие стартапов, цифровых технологий для постановки и решения новых педагогических задач), оптимизацию мотивационных методов управления, эффективность брендинга и имиджирования [5].

Сущность научно-образовательной экосистемы вуза состоит в интеграции научного и образовательного процессов на основе оптимизации инфраструктуры взаимоотношений, совершенствования механизмов социального партнерства, мобилизации ресурсов, трансфера технологий и компетенций для достижения синергетических результатов, обеспечивающих развитие технологических и педагогических инноваций, подготовку специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века, совершенствование сети непрерывного образования, а также способствующих повышению качества жизни каждого человека, устойчивому развитию общества [2].

Содержание научно-образовательной экосистемы вуза составляют следующие компоненты:

- сетевые, соединяющие научные и образовательные структуры по разным логическим основаниям для мобилизации ресурсов, трансфера технологий и компетенций, развития и коммерциализации технологических и педагогических инноваций, успешного завершения мультипроектов, совершенствования сети непрерывного образования [2];

- партисипативные, объединяющие формальные и неформальные институты для оптимизации инфраструктуры взаимоотношений, совершенствования механизмов социального партнерства, эффективного отбора опережающих индикаторов и организации рейтинговой оценки структурных подразделений и профессорско-преподавательского состава, увеличения количества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и числа стартапов, а также получения новых лицензий на образовательную деятельность [8];

- интегративные, обеспечивающие системную целостность образования, науки и производства для подготовки специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века, повышения конкурентоспособности вуза, а также

создания материальных (имущество) и нематериальных (патенты, права на объекты интеллектуальной собственности, лицензии, программные продукты, технологии) активов и увеличения их рентабельности [5].

Доказательное управление развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов опирается на совокупность общих и специальных принципов. Общие принципы составляют нормативность, целенаправленность, системность, комплексность, интеграция, функциональность, оптимальность, научность, партисипативность, преемственность. Специальные принципы составляют кобрендинг, синергия, коопетиция [3].

Кобрендинг - ориентирует на усиление взаимосвязи и взаимозависимости науки и образования в процессе трансфера технологий и компетенций, коммерциализации инноваций для развития научно-технического, социокультурного, художественного творчества, продвижения знаний путем проведения научных исследований и распространения их результатов, а также обеспечения равного доступа к персонализированным, коллективным, сетевым формам обучения на протяжении всей жизни.

Синергия обеспечивает эффективное взаимодействие научного и образовательного процессов для совершенствования сотрудничества субъектов образовательных отношений, осуществления опережающей подготовки научных кадров и специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века, а также поддержки инновационных решений в сфере сквозных технологий.

Коопетиция предусматривает развитие вариативных видов конкурентного сотрудничества на межорганизационном и внутриорганизационном уровнях для координации деятельности, осознания ценности науки и образования и создания ценностей в науке и образовании, а также достижения конкурентных преимуществ, увеличения рентабельности активов.

Реализация специальных принципов доказательного управления в образовательной практике предусматривает применение правил: организацию цифровой образовательной среды, развитие объектов инновационной научно-образовательной инфраструктуры вуза, создание центров компетенций, учреждение малых инновационных предприятий, развитие вариативных форм конкурентного сотрудничества между субъектами образовательных отношений, а также научными и образовательными организациями, предприятиями реального сектора экономики с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Выводы. Оценка эффективности доказательного управления может проводиться по следующим критериям (показателям): нормативно-правовому (количество объектов научно-образовательной инфраструктуры; количество созданных результатов интеллектуальной деятельности; количество форм непрерывного образования); научно-исследовательскому (число публикаций, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования; общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в тыс. рублей); количество студенческих стартапов); образовательно-профессиональному (количество цифровых образовательных ресурсов; количество студентов, участвующих в добровольном квалификационном экзамене; количество образовательно-профессиональных проектов; ценностно-смысловому (ценности-цели, ценности-средства, смысложизненная ориентация).

Литература:

1. Аскарова, Н.И. Сущностная характеристика доказательного управления вузом на основе опережающих индикаторов / Н.И. Аскарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 21-24

2. Аскарова, Н.И. Сущность и содержание научно-образовательной экосистемы университета / Н.И. Аскарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - № 5. - С. 15-21

3. Аскарова, Н.И. Принципы доказательного управления научно-образовательной экосистемой университета / Н.И. Аскарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - № 6. - С. 16-21

4. Герасимов, Б.Н. Методология управления: основания, предпосылки, содержание / Б.Н. Герасимов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - №12. - С. 18-23

5. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования / П. Лукша, Дж. Спенсер-Кейс, Дж. Кубиста. - М.: Издание Московской школы управления Сколково и Global Education Futures. - 2020. - 186 с. -https://globaledufutures.org/vision_creation_ru (дата обращения 28.11.2022)

6. Писаренко, В.И. Парадигмальный подход как методологическая основа инновационной педагогики /

B.И. Писаренко // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 2006. - № 8(63). -

C. 262-270

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ (дата обращения 22.12.2022)

8. Участие в управлении университетом / ответ. ред. О. Бычкова. - СПб.: Норма, 2016. - 120 с.

9. Феофанова, О.А. Smart big data в публичных докладах / О.А. Феофанова // Образовательная политика. - 2020. - №4 (84). - С. 70-77

10. Davies, P. What is evidence-based education? / P. Davies // British Journal of Educational. Studies. - 1999. - Vol. 47. -№ 2. - P. 108-121. - https://www.cebma.org/wp-content/uploads/Davies-What-is-Evidence-Based-Education.pdf (дата обращения 28.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.