являются развлечением, обладают этической и эстетической значимостью, применяются в самых разных сферах человеческой деятельности, в том числе, педагогической.
В современном мире компьютерные игры приобрели невиданные масштабы пользователей, динамично развиваются и совершенствуются. Будучи рыночным продуктом, компьютерные игры буквально играют на потребностях людей, и, следовательно, могут иметь как позитивный, развивающий, рекреационный потенциал, так и культивировать низменные потребности и формировать асоциальное поведение и ценности. В этом отношении единственным путем нивелирования негативного потенциала компьютерных игр является формирование осознанного отношения к потреблению данного продукта, особенно в среде молодежи. И в этом море возможностей маяком может быть только родительское внимание, интерес и кропотливое формирование опять же осознанного отношения ребенка к игре, объяснение опасностей компьютерной зависимости, выяснение игровых интересов, терпеливое обсуждение позитивных и негативных моментов, связанных с содержанием и оформлением игры.
Литература:
1. Хейзинга, Й. Ното Меш. Статьи по истории культуры. Пер. с гол. Д.В. Сильвестрова / Й. Хейзинга. - М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.
2. Потапов, О.С. Компьютерная игра в пространстве культуры / О.С. Потапов // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - №4(1). - С. 349-353
3. Шаров, К.С. Повернутые на игре. Об этике компьютерных игр / К.С. Шаров // Ценности и смыслы. - 2013. -С. 8-20
4. Шкаев, Д.Г. Философия компьютерных игр / Д.Г. Шкаев // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. - 2018. - С. 129-135
Педагогика
УДК 378.1
директор Аскарова Наиля Ильгизовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КУЛЬТУРЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ
КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Аннотация. Трансформация современного общества востребовала сформирование у студентов компетенции по командной работе и лидерству, коммуникации, межкультурному взаимодействию. Цель исследования - дать сущностную характеристику процесса формирования у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения. Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход к профессиональному образованию, предусматривающий развитие сотрудничества и субъект-субъектных отношений. Основные результаты исследования состоят в выяснении и обосновании сущности культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения, обеспечивающей процесс координирующего воздействия на систему управления для достижения поставленной цели. Выявлены структурообразующие компоненты культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения. Когнитивно-деятельностный компонент включает знание процессов принятия управленческих решений; умения осуществлять анализ управленческой ситуации; навыки применения методов разработки, принятия и контроля реализации управленческих решений, в том числе в условиях неопределенности. Регуляционно-коммуникативный компонент связывает целостное представление о сотрудничестве; умения работать в команде, совместно решать общие задачи, вести конструктивный диалог; навыки толерантного отношения к иному мнению и коллективного обсуждения принятия управленческих решений. Мотивационно-ценностный компонент объединяет устойчивую направленность на интериоризацию социального управленческого опыта; интерес к ценностям управленческой деятельности; предпочтение коллективных методов обсуждения и принятия решения. Значение полученных результатов состоит в том, что они позволяют оптимизировать доказательное управление развитием научно-образовательной экосистемы вуза. Участие студентов, как субъектов образовательных отношений, в доказательном управлении развитием научно-образовательной экосистемы вуза предусматривает формирование у студентов знаний методов принятия управленческих решений; умений осуществлять анализ управленческой ситуации; навыков коллективного обсуждения и принятия управленческих решений.
Ключевые слова: доказательное управление вузом, научно-образовательная экосистема, культура принятия управленческих решений, принятие управленческих решений на основе коллективного обсуждения, формирование у студентов культуры управления.
Annotation. The transformation of modern society demanded the formation of students' competence in teamwork and leadership, communication, and intercultural interaction. The purpose of the study is to give an essential characteristic of the process of formation of a culture of making managerial decisions among students on the basis of a collective discussion. The methodological basis of the study was a polysubjective (dialogical) approach to vocational education, which provides for the development of cooperation and subject-subject relations. The main results of the study consist in clarifying and substantiating the essence of the culture of making managerial decisions on the basis of collective discussion, which ensures the process of coordinating influence on the management system to achieve the goal. The structure-forming components of the culture of making managerial decisions on the basis of collective discussion are revealed: cognitive-activity, regulatory-communicative, motivational-value. The cognitive activity component includes knowledge of managerial decision-making processes; ability to analyze the management situation; skills in applying methods for developing, adopting and monitoring the implementation of managerial decisions, including under conditions of uncertainty. The regulatory and communicative component connects a holistic view of cooperation; ability to work in a team, jointly solve common problems, conduct a constructive dialogue; skills of a tolerant attitude to a different opinion and collective discussion of managerial decision-making. The motivational-value component combines a steady focus on the internalization of social managerial experience; interest in the values of management activities; preference for collective methods of discussion and decision making. The significance of the obtained results lies in the fact that they allow optimizing the evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university. The participation of students, as subjects of
educational relations, in the evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university provides for the formation of students' knowledge of methods for making managerial decisions; ability to analyze the management situation; skills of collective discussion and management decision making.
Key words: evidence-based university management, scientific and educational ecosystem, culture of managerial decision-making, managerial decision-making based on collective discussion, formation of a management culture among students.
Введение. Формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения обусловлена, во-первых, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов сформировать у студентов универсальные компетенции по командной работе и лидерству, коммуникации, межкультурному взаимодействию [10].
Во-вторых, включение формирования у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения в совокупность педагогических условий обусловлено необходимостью метаанализа и критической оценки доказательств для осмысленного принятия эффективного управленческого решения по достижению многих целей и успешному завершению мультипроектов. Участие студентов, как субъектов образовательных отношений, в доказательном управлении развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов предусматривает формирование у студентов знаний методов принятия управленческих решений; умений осуществлять анализ управленческой ситуации, разрабатывать управленческие решения и прогнозировать последствия их реализации; навыков коллективного обсуждения и принятия управленческих решений.
В научной литературе обоснована необходимость и выяснены методы формирования у студентов культуры принятия управленческих решений [13, С. 67-89; 14, С. 51-67]; выявлен потенциал ученического самоуправления для подготовки будущих специалистов к решению управленческих задач [8, С. 244-252; 15, C. 10-21]; установлены взаимосвязи между культурой принятия управленческих решений и управленческой компетенцией [5, C. 157-160; 12, С. 30-32]. Однако, результаты проведенных исследований требуют переосмысления с учетом достижений современной педагогической науки. И проблема формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения поставлена не была. Цель исследования - дать сущностную характеристику процесса формирования у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения.
Изложение основного материала статьи. Теоретическим основанием включения формирования у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения в совокупность педагогических условий стали концепция сотрудничества в системе социального управления академика Станислава Флегонтовича Фролова [17], теория психологии субъектности [7, С. 5-19; 9, С. 7-8], полисубъектный (диалогический) подход к процессу профессиональной подготовки [2, С. 184-210; 11, С. 8-16], концептуальные идеи о смысле управленческих решений и роли в функционировании и развитии организации [4, С. 19-22; 6, С. 188-205; 16, С. 9-12].
Концепция сотрудничества в системе социального управления академика С.Ф. Фролова пропагандирует идею социального взаимодействия, направленного на достижение общих целей вступающих в него партнеров [17, С. 133, 151]. По предметному критерию С.Ф. Фролов выделяет деловое, политическое, педагогическое, семейное сотрудничество [17, С. 133-134]. Предмет нашего интереса составляют деловое и педагогическое сотрудничество. Деловое сотрудничество определяется как кооперация для совместного решения проблем посредством стандартизации (установления единых обязательных образцов) и координации (согласования действий) [17, С. 136]. Педагогическое сотрудничество рассматривается как личностная ориентация образовательного процесса посредством совместной развивающей деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания, обмена деятельностью [17, С. 138]. Формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения предусматривает использование специальных методов сотрудничества для установления, функционирования и прекращения отношений с партнерами [17, С. 151].
В теории психологии субъектности научно обоснована идея субъективности человека, как свойства самодетерминации его бытия в мире. Субъектность человека проявляется в его деятельности, как особой активности, посредством которой человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире [9, С. 7-8]. Субъектность представляет собой целостную содержательно-действенную характеристику активности человека, подчеркивающую интенциональность субъекта [7, С. 5-7]. Профессор А.К. Осницкий выделил две составляющие в субъектности человека: способ жизни, существования человека на основе взаимодействия и сотрудничества, и уникальность, «личный» опыт [7, С. 9-10].
Формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения предполагает организацию деятельности, ориентированную на другого человека, реализацию субъект-субъектных отношений. Принятие управленческих решений на основе коллективного обсуждения интенционально ориентировано на другого субъекта. Конечную ориентацию составляет не преобразование вещи или сообразование с вещью в целях насыщения тех или иных интересов агента активности (деятеля), а «значимый другой» человек, которому первый адресует свои проблемы и ценности [9, С. 30-42]. В отношении человека к вещам, событиям, людям, самому себе и проявляется субъектность, как реализуемые регуляторные умения преодоления неопределенности с привлечением информационного обеспечения субъектного опыта [7, С. 10, 16].
Полисубъектный (диалогический) подход к процессу профессиональной подготовки ориентирует на развитие субъект-субъектных отношений и педагогического сотрудничества. Субъект-субъектные образовательные отношения создают возможности для объединения личных энергоресурсов всех партнеров в совместном решении поставленных задач [11, С. 8-16]. Образовательный процесс представляет полиморфное субъект-субъектное взаимодействие, которое характеризуется сотрудничеством, совместной интеллектуальной деятельностью, толерантностью [2, С. 308-311]. Формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения предполагает развитие субъект-субъектных, партнерских отношений, создание ситуаций успеха, организацию продуктивного сотрудничества.
Концептуальные идеи о смысле управленческих решений и роли в функционировании и развитии организации состоят в том, что сущность принятия решения включает процесс обеспечения координирующего (регулирующего) воздействия на систему управления для достижения целей организации [4, С. 19-22; 6, С. 189-190; 16, С. 9-11]. Управленческое решение определяется как результат системной деятельности (анализа, прогнозирования, оптимизации, обоснования, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели), имеющий когнитивно-мотивационную природу и регулятивную направленность [4, С. 22; 6, С. 188; 16, С. 8]. Субъект принятия управленческих решений - это человек. Коллективное обсуждение управленческих решений представляет достаточно универсальную и эффективную форму организации, развития и исследования методологического мышления [4, С. 151; 6, С. 191-193; 16, С. 99]. Формирование культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения предусматривает вовлечение студентов в мыслительный процесс и коммуникативное общение, организацию
рефлексии и психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного самоопределения [4, С. 335-348, 356-361, 370-389; 6, С. 216-224; 16, С. 9-12].
На основе изложенного, определено, что культура принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения - это целостная динамическая система когнитивно-деятельностных и регуляционно-коммуникативных компонентов и мотивационно-ценностных детерминант, обеспечивающая процесс координирующего воздействия на систему управления для достижения поставленной цели.
В структуре культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения можно выделить следующие компоненты:
- когнитивно-деятельностный, включающий знание процессов принятия управленческих решений; умения осуществлять анализ управленческой ситуации, разрабатывать альтернативные варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев эффективности и безопасности; навыки применения методов разработки, принятия и контроля реализации управленческих решений, в том числе в условиях неопределенности;
- регуляционно-коммуникативный, связывающий целостное представление о сотрудничестве как составляющей социального управления; умения работать в команде, совместно решать общие задачи, вести конструктивный диалог, убеждать коллег в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и понимать чужие; навыки толерантного отношения к иному мнению и коллективного обсуждения принятия управленческих решений;
- мотивационно-ценностный, объединяющий устойчивую направленность на интериоризацию социального управленческого опыта; интерес к ценностям управленческой деятельности; предпочтение коллективных методов обсуждения и принятия решения; ориентация на взаимоподдержку, взаимоответственность, сотрудничество и командность.
Выводы. Значение формирования у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения возрастает при условии организации доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза. Сущность доказательного управления вузом отражает процесс осознанного принятия управленческих решений, диалектично взаимосвязанных и детерминированных систематическим обзором и метаанализом научных исследований, для оптимального достижения поставленных целей и обеспечения качества образования, а также определения перспектив развития образовательной организации [1]. Сущность научно-образовательной экосистемы вуза состоит в интеграции научного и образовательного процессов на основе оптимизации инфраструктуры взаимоотношений, совершенствования механизмов социального партнерства, мобилизации ресурсов, трансфера технологий и компетенций для достижения синергетических результатов [3], обеспечивающих развитие технологических и педагогических инноваций, подготовку специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века, совершенствование сети непрерывного образования, а также способствующих повышению качества жизни каждого человека, устойчивому развитию общества.
Литература:
1. Аскарова, Н.И. Принципы доказательного управления научно-образовательной экосистемой университета / Н.И. Аскарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - № 6. - С. 16-21.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
3. Интеграция в мировой мейнстрим инженерного образования на основе цифровой парадигмы / Н.Б. Пугачева,
A.Н. Лунев, И.Э. Королюк [и др.] // Управление устойчивым развитием. - 2020. - № 6(31). - С. 103-114.
4. Колпаков, В.М. Теория и практика принятия управленческих решений / В.М. Колпаков. - Киев: МАУП, 2004. - 504 с.
5. Лунев, А.Н. Образовательный кластер как субъект управления повышением квалификации кадров / А.Н. Лунев, Н.Б. Пугачева, Л.А. Каюмова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 157-160.
6. Назмутдинов, В.Я. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности /
B.Я. Назмутдинов, И.Ф. Яруллин. - Казань: ТРИ «Школа». - 2013. - 360 с.
7. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1998. -№ 3. - С. 5-19.
8. Панькин, А.Б. Формирование основ управленческой культуры у магистрантов направления «педагогическое образование» / А.Б. Панькин, А.Б. Мурзабеков, Н.А. Шагаева // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2017. - №4 (74). - С. 244-252.
9. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.
10. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, 2022. - https://fgosvo.ru/ (дата обращения 20.06.2022)
11. Сериков, Г.Н. Приоритет субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2017. - №1. - С. 8-16.
12. Серякова, С.Б. Формирование управленческой компетентности будущих учителей физической культуры /
C.Б. Серякова, Г.В. Никитовская // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 3. - С. 30-32.
13. Скорикова, О.В. Формирование у студентов ответственного отношения к принятию управленческих решений: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Скорикова Ольга Викторовна. - Саратов: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2014. - 182 с.
14. Тряпицын, А.В. Подготовка студентов педагогических вузов к решению управленческих задач развития школы: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Тряпицын Александр Вячеславович. - СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2000. - 208 с.
15. Участие в управлении университетом / ответ. ред. О. Бычкова. - СПб.: Норма, 2016. - 120 с.
16. Фатхутдинов, Р.А. Разработка управленческого решения / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. - 240 с.
17. Фролов, С.В. Социология: сотрудничество и конфликты / С.В. Фролов. - М.: Юристъ, 1997. - 240 с.