Научная статья на тему 'Принятие управленческих решений в образовательных учреждениях СПО: социально-ориентированный контекст'

Принятие управленческих решений в образовательных учреждениях СПО: социально-ориентированный контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АСПЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОНТЕКСТ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыцев Александр Иванович

В статье рассматривается принятие управленческих решений в социально-ориентированном контексте. Выполнен анализ внедрения элементов социально-ориентиро-ванного управления в учебно-воспитательный процесс. Сделана оценка ситуации в принятии управленческих решений на примере образовательного учреждения СПО (социально-ориентированный аспект).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыцев Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принятие управленческих решений в образовательных учреждениях СПО: социально-ориентированный контекст»

УДК 316.354.54

Рыцев Александр Иванович

аспирант Современной гуманитарной академии, преподаватель. Октябрьский нефтяной колледж им. С.И.Кувыкина alexir01@mail.ru Alexander I. Rytsev

graduate student of Modern humanitarian academy, teacher. October oil college of S.I.Kuvykin alexir01@mail.ru

Принятие управленческих решений в образовательных учреждениях СПО:

социально-ориентированный контекст

Decision-making in educational institutions SPO: socially-oriented context

Аннотация. В статье рассматривается принятие управленческих решений в социально-ориентированном контексте. Выполнен анализ внедрения элементов социально-ориентированного управления в учебно-воспитательный процесс. Сделана оценка ситуации в принятии управленческих решений на примере образовательного учреждения СПО (социально-ориентированный аспект).

Ключевые слова: социально-ориентированное управление, удовлетворение потребностей, управленческие решения, принятие управленческих решений, социально-ориентированный аспект, социально-ориентированный контекст, технология обучения.

Abstract. The article considers the decision-making in socio-oriented context. The analysis of the introduction of elements of a socially-oriented management in the educational process. The estimation of the situation in decision-making on the example of the secondary vocational institutions (social-oriented aspect).

Keywords: the socially-oriented management, satisfaction of needs, making managerial decisions, managerial decisions, socially- oriented aspect, socially-oriented context, technology of education.

В практике деятельности современных организаций актуальным является социально-ориентированное управление, которое реализуется путем принятия управленческих решений.

Для оптимального учета и удовлетворения руководителями социально-значимых потребностей работников необходимо знание этих потребностей. Вот почему сплоченность, солидарность, сотрудничество работников, осмысление ими своих интересов и их четкое позиционирование выступает важной составляющей социально-ориентированного управления [1, с.28].

В этой связи образовательное учреждение также способно реализовывать социально-ориентированное управление, которое имеет свою специфику.

Как известно, педагогический менеджмент в учреждениях среднего профессионального образования - это динамическая система соуправления процессом профессиональной подготовки, направленная на овладение студентами знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом, обеспечивающая выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов.

Вместе с тем, важно отметить, что одним из критериев качества профессионального образования является готовность студентов к осуществлению организационно-управленческой деятельности в современных рыночных условиях.

Согласно ФГОС СПО и НПО нового поколения отмечается, что «...образовательное учебное заведение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» [4, с. 58].

Вместе с тем, это требует от образовательных учреждений принятия иных принципов и подходов к отбору и конструированию содержания образования, обновлению организационных форм, технологий обучения.

Технология обучения - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (из документов ЮНЕСКО).

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств [2]. Технология обучения -системная категория, в которой структурными составляющими являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, обучающийся, педагог, результат деятельности.

Современная педагогика предлагает достаточно большое количество различных педагогических технологий, помогающих постоянно развивать креативность студентов [3].

В ГБПОУ СПО «Октябрьский нефтяной колледж имени С.И.Кувыкина» был проведен опрос методом анкетирования с целью оценки значимости различных факторов и их влияния в принятии управленческих решений (социально-ориентированный аспект), в котором участвовал 321 студент очного отделения в 2013-2014 году. Для рассмотрения было взято 22 вопроса. Выбор целевой аудитории связан с тем, что: 1) студенты более свободны в суждениях, чем руководители структурных подразделений колледжа; 2) являются

потенциальными руководителями в будущем; 3) с целью выявления обратной связи. Результаты анкетирования отображены в табл. 1

Таблица 1 - Результаты анкетирования в ГБПОУ СПО «Октябрьский нефтяной колледж имени С.И.Кувыкина» среди студентов дневного отделения в 2013-2014 году__

№ Ответ, в % Всего %

п-п Вопросы положитель но отрицатель но затрудняюсь в ответе

1. Отношение к введению дресс-кода 84,1 5,4 10,5 100

2. Помогает ли дресс-код в учебе 50,5 24 25,5 100

3. Отношение к символу организации (колледжа) 89,7 1,3 9 100

4. Отношение к символу кабинета (долото на природном камне) 93,5 0,6 5,9 100

5. Отношение к гимну организации 73,5 3,1 23,4 100

6. Гимн кабинета 80,7 4,3 22,7 100

7. Отношение к девизу организации 66 3,5 30,5 100

8. Необходим ли девиз кабинета 56,4 12.8 30,8 100

9. Отношение к фоновой музыке во время занятий (практические, лабораторные и др.) 95,6 1 3,4 100

10. Отношение к дополнение к лекциям в виде видеофильма 97,8 2,2 100

11. Отношение к информационным (компьютерным) технологиям в процессе обучения 93,1 1,9 5 100

12. Отношение к информационным (компьютерным) технологиям в воспитании 76,3 6,2 17,5 100

13. Ваше отношение о взаимодействие преподавателя и студента через социальные сети («В Контакте» и др.) 82,6 5,6 11,8 100

14. Как вы относитесь к критике 48 24, 28 100

15. Как вы относитесь к критике через Интернет (социальные сети) 27,1 45,5 27,4 100

16. Вы участвуете в управлении (в группе, организации) 33,3 45,8 20,9 100

17. Вы хотели бы участвовать в управлении 49,8 19,9 30,2 100

18. Вы хотели бы принимать решения (управленческие) вместе с преподавателем 58,6 12,1 29,3 100

19. Вы хотели бы принимать решения (управленческие) с другим руководящим лицом организации (зав. отделением и др.) 48 19,9 32,1 100

20. Достаточно ли делается в организации (колледже) для удовлетворения ваших потребностей в процессе обучения 74,9 8,1 12,5 100

21. Достаточно ли делается в организации (колледже) для удовлетворения ваших потребностей в воспитании 74,8 5 20,2 100

22. Достаточно ли делается в организации (колледже) для подготовки к вашей будущей деятельности 90,7 2,5 6,8 100

Всего, % 70,4 11,4 18,2 100

В таблице в основном отображены ответы по результатам принятых и реализованных решений автором в ходе исследования, которые имеют социально-ориентированную направленность.

Следует отметить, что по всем поставленным вопросам в среднем 70,4 % респондентов ответили положительно, 11,4 % - отрицательно и у 18,2 % возникли затруднения.

90,7 % считают, что в организации прилагается достаточно мер для подготовки к будущей деятельности, а 74,8 % считают, что удовлетворяются потребности в воспитании и 74,9 % в обучении.

Важным элементом в управлении, а, следовательно, в принятии управленческих решений является корпоративная культура, элементами и составляющими которой является символика, дресс-код, и др.

Внедрение дресс-кода в колледже в 2010 году одобрили 84,1 % респондентов, а 50,5 % расценивают положительное влияние на учебный процесс. Доля отрицаюших и сомневающихся относительно влияния данного фактора на процесс обучения распределилась примерно поровну, соответственно 24 % и 25,5 %.

Очень высоко оценивается символ учебного кабинета «Технологии бурения нефтяных и газовых скважин», реализованный в 2012 году - 93,5 %. В свою очередь необходимость наличия символа организации признают 89,7 % студентов.

Несколько ниже показатель по гимну кабинета -80,7 %.

Наличие гимна организации рассматривают положительно 73,5 % и сомневаются 23,4 % респондентов.

Низкие положительные результаты получены по девизу организации - 66 % и высока доля сомневающихся респондентов -30,5 %. Наличие девиза кабинета расценивают положительно 56,4 %, отрицательно - 12,8 % и сомневаются 30,8 %.

В рамках реализации новых форм взаимодействия преподавателя и студентов был реализован проект - создание группы и странички в социальной сети «В Контакте». 82,6 % респондентов рассматривают этот факт положительно.

Менее половины студентов не желают участвовать в принятии управленческих решений с руководителями колледжа (48%), также высока доля студентов, у которых данный вопрос вызвал затруднения - 32,1 %.

Однако, 58,6 % студентов хотели бы принимать решения с преподавателем, но доля студентов, затрудняющихся также высока - 29,3 %. При рассмотрении социально-ориентированного аспекта в принятии управленческих решений данный вопрос важен и предусматривается

привлечение исполнителей к принятию управленческих решений, что позволяет активизировать и стимулировать работников на уровне организации.

Очень высоко оценивается использование фоновой музыки во время практических занятий (95,6 %) и видеофильма как дополнения к лекциям (93,1%).

Критика личности воспринимается в большинстве случаев негативно, хотя 48 % рассматривают это как положительный факт. Особенно болезненно воспринимается критика через Интернет и 45,5 % относятся отрицательно и лишь 27,1% положительно.

Доля студентов, участвующих в студенческом управлении, составляет 33.3 %, и 45,8 % дали отрицательный ответ. Согласно вышеизложенного, это является следствием ограниченного количества направлений и секторов управления (5-6 секторов), а с другой стороны - психологическим фактором и нежеланием участвовать в процессе управления. С точки зрения подготовки специалистов нам следует рассматривать данную ситуацию как негативный факт и усилить работу в этом направлении

Одновременно с этим высоко оценивается значение компьютерных технологий в образовании (93,1 %) и в воспитании (76,3 %).

Важно отметить, что наибольшее затруднение вызвал вопрос: «Хотели бы участвовать в управлении» -30,2 %, а вопрос относительно критики в Интернете вызвал наибольшее количество отрицательных ответов - 45,5 %.

Таким образом, с целью совершенствования качества подготовки специалистов учебные заведения должны пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывают богатейшие возможности для подготовки специалистов, адаптированных к новым условиям.

Сегодня каждый педагог колледжа, как лицо, принимающее управленческие решения, должен искать наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса и качества подготовки обучающихся, а также учитывать их потребности, интересы и мотивы, моделировать современные социальные, производственные ситуации и отношения.

В связи с этим актуально использовать современные педагогические технологии с применением элементов социально-ориентированного управления,

Литература:

1.Буданова, М.А. и др. Становление системы государственного социально-ориентированного управления рисками в современном трансформирующемся российском обществе: Монография. - М.: Спутник +, 2013. -116 с.

2. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 томах. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

3. Теория и практика образовательной технологии / науч. ред. В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2004. - 128 с.

5. ФГОС СПО по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Bibliography

1. Budanova, M. A. etc. Formation of system of the state socially oriented risk management in modern being transformed Russian society: Monograph. - M.: Satellite +, 2013.-116p.

2. Selevko, G. K. Encyclopedia of educational technologies: in 2 volumes. -M.: Scientific research institute of school technology, 2006. - 816p.

3. Theory and practice of educational technology / scientific edition V. V. Guzeev. - M.: Scientific research institute of school technology, 2004. - 128 p.

5. FGOS SPO in 140448 Technical operation and service of the electric and electromechanical equipment (on branches).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.