Научная статья на тему 'Эффективность использования практико-ориентированных методов обучения при подготовке специалистов по социальной работе к управленческой деятельности'

Эффективность использования практико-ориентированных методов обучения при подготовке специалистов по социальной работе к управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СПЕЦИАЛИСТ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MANAGEMENT / SOCIAL WORK / THE SPECIALIST / MANAGING ACTIVITY / PRACTICALLY ORIENTATED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Основина Татьяна Юрьевна

В статье в рамках изучения проблемы подготовки к управленческой деятельности специалистов по социальной работе рассматривается эффективность применения интерактивных методов практико-ориентированного обучения. Анализируются результаты исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE USE PRACTICAL PERSON-ORIENTED METHODS OF THE EDUCATION WHEN PREPARING SPECIALIST ON SOCIAL WORK TO MANAGEMENT ACTIVITY

In article within the framework of study of the problem of preparation to management activity specialist on social work is considered efficiency of the using interactive methods practical person-oriented education. The results of the exploratory work are analyzed.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования практико-ориентированных методов обучения при подготовке специалистов по социальной работе к управленческой деятельности»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ

МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Татьяна Юрьевна Основина, старший преподаватель,

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,

г. Нижний Тагил

Аннотация

В статье в рамках изучения проблемы подготовки к управленческой деятельности специалистов по социальной работе рассматривается эффективность применения интерактивных методов практико-ориентированного обучения. Анализируются результаты исследовательской работы.

Ключевые слова: менеджмент, социальная работа, специалист, управленческая деятельность, практико-ориентированное обучение.

EFFICIENCY OF THE USE PRACTICAL PERSON-ORIENTED METHODS OF THE EDUCATION WHEN PREPARING SPECIALIST ON SOCIAL WORK TO

MANAGEMENT ACTIVITY

Tatyana Jurevna Osnovina, the senior teacher,

Nizhni Tagil state socially-pedagogical academy,

Nizhni Tagil

Abstract.

In article within the framework of study of the problem of preparation to management activity specialist on social work is considered efficiency of the using interactive methods practical person-oriented education. The results of the exploratory work are analyzed.

Keywords: management, social work, the specialist, managing activity, practically - orientated education.

Сущность практико-ориентированного обучения специалистов по социальной работе заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении профессиональных задач управления в социальном учреждении, то есть оптимального сочетания теории и практики. Для этого каждое занятие необходимо проектировать с включением элементов практического управления социальной работой с учетом изменений социальной обстановки и требований общества, давая понять учащимся, что хоть и в теории, но изучается практика и расширяется личный практический опыт, который может быть применен студентом в дальнейшей профессиональной деятельности.

На практике такой подход к формированию профессионала в области социальной работы можно осуществить только при использовании технологий обучения, которые смогут имитировать реальные ситуации и моделировать конкретные способы действия. Поэтому в практической части курса «Менеджмент социальной работы» мы используем наиболее эффективные методы практико-ориентированного обучения -деловые игры и тренинги. Эти методы более эффективны, потому что в настоящее время при работе в социальной сфере возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которого не предрешен.

Использование деловых игр и тренингов при обучении, как методов коллективной познавательной деятельности, позволяет студенту:

• сознательно переносить полученные знания в практические ситуации;

• обретать профессионализм при использовании навыков работы;

• воспитывать в себе профессиональный долг при оказании социальных услуг;

• развивать стиль работы с учётом личных возможностей и способностей;

• проявлять способности к научно-исследовательской работе;

• вырабатывать в себе навыки к эффективной работе в составе учреждения социальной сферы.

• вести исследовательскую и аналитическую деятельность (анализ, прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий по социальным проблемам с целью разработки социальных программ) [2].

Деловые игры используются после прохождения студентами производственной практики в учреждениях социальной сферы города. При использовании данных методов практико-ориентированного обучения нами учитываются:

• опыт обучаемых, наличие производственной практики в социальной сфере в зависимости от этого ставить цели, задачи, условия игры и определять ее сценарий;

• интересы обучаемых, предрасположенность их к определенным видам управленческой деятельности при распределении ролей в игре;

• количество времени, выделяемого тематическими планами на проведение практических занятий и деловых игр;

• возможности обучаемых получать информацию, необходимую для принятия решений;

• условный характер учебных игр, упрощение ситуаций, сокращение действительно необходимых сроков на выполнение работ. Деловые игры могут быть направлены на организационные начала, на планирование ситуаций, на эффективность управленческих решений и контроля, на стратегию организации, на «бизнес-план» и т.д.

Использование на практических занятиях тренингов направлено на «формообразование» личности специалиста, адекватное содержанию, требованиям профессиональной деятельности. Системы упражнений в тренингах направлены: на развитие познавательных процессов, свойств памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения; на пробуждение интереса к будущей профессии; на развитие коммуникативных способностей, способностей анализировать поведение других людей, профессиональные ситуации, адекватно воспринимать себя и окружающих.

Методы, используемые в тренингах, можно объединить в следующие группы: дискуссионные методы, игровые методы, релаксационные методы, интеллектуальные тренинги, сенситивные тренинги [1].

Выбор типа тренинга зависит от цели работы, индивидуальных особенностей участников, степени профессионализма. Исходные положения для проведения тренингов заключены в концепции профессионального становления личности, которая позволяет определить основную стратегическую линию работы со студентами и разработать целостную программу развития профессионального потенциала будущих специалистов. Таким образом, проведение деловых игр и тренингов при подготовке специалистов по социальной работе к управленческой деятельности:

• помогает студентам усвоить теоретический материал, уметь применять на практике полученные знания в конкретных управленческих ситуациях;

• помогает овладеть методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений, проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы, проведения консультативных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

• обучает владению основными управленческими технологиями в учреждениях социальной сферы.

Наглядным подтверждением полученных выводов может служить исследование, проведенное с 2004 по 2007 год на факультете социальной работы Нижнетагильской государственной социально - педагогической академии. Исследования касались подготовки специалиста по социальной работе к управленческой деятельности при опоре на практико-ориентированные форы обучения.

Опытным путем удалось определить что, подготовка к управленческой деятель-

ности должна начинаться вместе с овладением профессией, строится в соответствии с требованиями должностных инструкций специалиста по социальной работе и ожиданиями современного социума.

Таблица 1.

Результаты оценки управленческой компетентности студентов до и после изуче-_________________ния курса «Менеджмент социальной работы». ______________

Результат вход- Результат итого-

Уровень сфор- ного контроля вого контроля

Показатель Форма контроля мированности (доля от общего (доля от общего

показателя количества тестируемых) % количества тестируемых) %

Когнитивные умения Задание, содержащее управленческую задачу Высокий Средний Ниже среднего Низкий 9 24 31 36 19 64 10 7

Организационные умения Задание, содержащее управленческую задачу Высокий Средний Ниже среднего Низкий 11 19 27 43 23 52 16 9

Конструктивные умения Задание, содержащее управленческую задачу Высокий Средний Ниже среднего Низкий 8 14 36 43 30 51 13 6

Коммуникативные умения Задание, содержащее управленческую задачу Высокий Средний Ниже среднего Низкий 16 25 26 33 27 62 6 5

Высокий 0 31

Тестирование Средний Ниже среднего 0 17 54 13

Знания Низкий 83 2

Высокий 0 29

Анкетирование Средний 22 54

Низкий 78 17

Очень высокий 10 15

Организационные качества Тестирование Высокий Средний 21 33 31 39

Низкий 36 15

Очень высокий 5 12

Коммуникативные качества Тестирование Высокий Средний 39 41 46 32

Низкий 15 10

Высокий 3 11

Лидерские качества Тестирование Средний 54 72

Низкий 33 17

В качестве показателей готовности студентов к управленческой деятельности были определены: профессиональные управленческие знания, умения (когнитивные, организационные, конструктивные, коммуникативные) и качества (организационные, коммуникативные, лидерские). Мониторинг эффективности использования практикоориентированных методов обучения при подготовке специалистов по социальной работе к управленческой деятельности проводился по специально разработанным тестам и анкетам, позволяющим определить уровень управленческих знаний, умений и личностно-профессиональных качеств до и после изучения дисциплины «Менеджмент социальной работы». Тесты, апеллирующие к понятийному аппарату дисциплины, позволили выявить уровень усвоенных управленческих знаний. Коммуникативные и

организаторские способности - стержневые в управленческой деятельности. Их уровень определялся умение принимать управленческое решение в предложенной стандартной профессиональной ситуации. Для оценки управленческой подготовки в блоке профессионально - личностные качества использовались тестовые методики, позволившие провести оценку управленческих качеств, в частности коммуникативных, организаторских и лидерских. Диагностика уровня управленческой готовности показала: 29% студентов соответствует высокому уровню, т.е. способности выделять стратегические и текущие цели, принимать управленческие решения, 54% соответствуют среднему уровню, т.е. демонстрируют способность решать стратегические вопросы учреждения и 17% способны решать текущие задачи. Подготовка к управленческой деятельности позволила сформировать лидерские качества на высоком уровне у 11% студентов, 72% стали проявлять лидерские способности. Полученные результаты фиксируют повышение уровня управленческой подготовки студентов, после изучения дисциплины «Менеджмент социальной работы», до необходимого специалисту социального учреждения для выполнения управленческой деятельности.

Разработанные в программе сценарии деловых игр и тренингов максимально приближают студентов к реальной практике работы в социальной сфере. Это соответствует не только требованиям государственного стандарта образования, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам вуза, выбравшим профессию социального работника. Такое обучение уже не будет подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а станет осознанным профессиональным действием в настоящем времени.

Учитывая современный опыт, новые теоретические разработки и результаты, достигнутые студентами факультета социальной работы Нижнетагильской государственной социально - педагогической академии при подготовке к управленческой деятельности, можно утверждать, что интерактивные методы практико-ориентированного обучения раскрепощают и развивают личность, закладывают фундамент профессиональных знаний, умений и навыков, прививают стремление к самосовершенствованию и совершенствованию в профессии, способствуют формированию ориентирующих основ управленческой деятельности в производственной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова, В.С. Педагогика : учеб. для инж.-пед. спец. / В.С. Безрукова ; Екатеринбургский обл. ин-т развития регионального образования. - Екатеринбург : [б.и.], 1994. - 339 с.

2. Лебедева, В.П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 24 - 26.

3. Никитин, В. А. Социальная работа : проблемы теории и подготовки специалистов : учеб. пособие / В.А. Никитин ; Московский психолого-социальный институт. - М. : [б.и.], 2002. - 236 с.

4. Комаров, Е.И. Менеджмент социальной работы / Е.И. Комаров, А.И. Вой-тенко. - М. : Владос, 2001. - 288 с.

ТИПЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ЖЕНЩИН КАК ФАКТОР ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОТИВОВ, СТРАТЕГИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

МАСТЕРСТВА

Галина Владимировна Пантелеева, соискатель, Начальник юридического отдела, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отражено соотношение понятий «самопрезентация» и «имидж», показан харак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.