Научная статья на тему 'Типы самопрезентации тренеров-женщин как фактор их деятельности: мотивов, стратегий и педагогического мастерства'

Типы самопрезентации тренеров-женщин как фактор их деятельности: мотивов, стратегий и педагогического мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИМИДЖ / ТИП ИМИДЖА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / МОТИВЫ / СТРАТЕГИИ И УСПЕШНОСТЬ ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STRATEGY AND SUCCESS OF TRAINER'S ACTIVITY / SELF-PRESENTATION / IMAGE / TYPE OF IMAGE / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Галина Владимировна

В статье отражено соотношение понятий «самопрезентация» и «имидж», показан характер влияния типов самопрезентации на мотивы, стратегии и успешность тренерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF SELF-PRESENTATION OF TRAINERS-WOMEN AS THE FACTOR OF THEIR ACTIVITY: MOTIVES, STRATEGY AND PEDAGOGICAL SKILL

This article deals with the interaction of concepts of «self presentation» and «image», presents preferable for sportsmen and rejected by themselves types of images, and also characteristics given to both types by sportsmen.

Текст научной работы на тему «Типы самопрезентации тренеров-женщин как фактор их деятельности: мотивов, стратегий и педагогического мастерства»

организаторские способности - стержневые в управленческой деятельности. Их уровень определялся умение принимать управленческое решение в предложенной стандартной профессиональной ситуации. Для оценки управленческой подготовки в блоке профессионально - личностные качества использовались тестовые методики, позволившие провести оценку управленческих качеств, в частности коммуникативных, организаторских и лидерских. Диагностика уровня управленческой готовности показала: 29% студентов соответствует высокому уровню, т.е. способности выделять стратегические и текущие цели, принимать управленческие решения, 54% соответствуют среднему уровню, т.е. демонстрируют способность решать стратегические вопросы учреждения и 17% способны решать текущие задачи. Подготовка к управленческой деятельности позволила сформировать лидерские качества на высоком уровне у 11% студентов, 72% стали проявлять лидерские способности. Полученные результаты фиксируют повышение уровня управленческой подготовки студентов, после изучения дисциплины «Менеджмент социальной работы», до необходимого специалисту социального учреждения для выполнения управленческой деятельности.

Разработанные в программе сценарии деловых игр и тренингов максимально приближают студентов к реальной практике работы в социальной сфере. Это соответствует не только требованиям государственного стандарта образования, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам вуза, выбравшим профессию социального работника. Такое обучение уже не будет подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а станет осознанным профессиональным действием в настоящем времени.

Учитывая современный опыт, новые теоретические разработки и результаты, достигнутые студентами факультета социальной работы Нижнетагильской государственной социально - педагогической академии при подготовке к управленческой деятельности, можно утверждать, что интерактивные методы практико-ориентированного обучения раскрепощают и развивают личность, закладывают фундамент профессиональных знаний, умений и навыков, прививают стремление к самосовершенствованию и совершенствованию в профессии, способствуют формированию ориентирующих основ управленческой деятельности в производственной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова, В.С. Педагогика : учеб. для инж.-пед. спец. / В.С. Безрукова ; Екатеринбургский обл. ин-т развития регионального образования. - Екатеринбург : [б.и.], 1994. - 339 с.

2. Лебедева, В.П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 24 - 26.

3. Никитин, В. А. Социальная работа : проблемы теории и подготовки специалистов : учеб. пособие / В.А. Никитин ; Московский психолого-социальный институт. - М. : [б.и.], 2002. - 236 с.

4. Комаров, Е.И. Менеджмент социальной работы / Е.И. Комаров, А.И. Вой-тенко. - М. : Владос, 2001. - 288 с.

ТИПЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ЖЕНЩИН КАК ФАКТОР ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОТИВОВ, СТРАТЕГИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

МАСТЕРСТВА

Галина Владимировна Пантелеева, соискатель, Начальник юридического отдела, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отражено соотношение понятий «самопрезентация» и «имидж», показан харак-

тер влияния типов самопрезентации на мотивы, стратегии и успешность тренерской деятельности.

Ключевые слова: самопрезентация, имидж, тип имиджа, психологические характеристики, мотивы, стратегии и успешность тренерской деятельности.

TYPES OF SELF-PRESENTATION OF TRAINERS-WOMEN AS THE FACTOR OF THEIR ACTIVITY: MOTIVES, STRATEGY AND PEDAGOGICAL SKILL

Galina Vladimirovna Panteleeva, the competitor, the Chief of a legal department, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

This article deals with the interaction of concepts of «self presentation» and «image», presents preferable for sportsmen and rejected by themselves types of images, and also characteristics given to both types by sportsmen.

Keywords: self-presentation, image, type of image, psychological characteristics, motives, strategy and success of trainer's activity.

Выявление влияния имиджа на характеристики профессиональной деятельности выступает важной психологической и педагогической задачей. Поскольку данный вопрос практически не изучен в современной психологии, необходимо его эмпирическое исследование. Оно даст возможность определить конструктивные и неконструктивные профессиональные имиджи тренеров, и определить направления для создания условий повышения успешности тренерской деятельности посредством формирования оптимальных типов имиджа.

В исследовании принимало участие 144 человек. Базовую выборку составили 84 женщины-тренеры ДЮСШ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в возрасте от 23 до 35 лет.

Эмпирическая часть констатирующего исследования было осуществлено с помощью следующих методик.

Выраженность у тренеров-женщин типов имиджа на работе определялась с помощью двух модифицированных анкет С.Н. Журавлевой (2007): для самих тренеров и для их спортсменов. Данные обеих анкет тесно взаимосвязаны (р < 0,01), поэтому они усреднялись. Было получено 19 показателей типов имиджа.

Использовалась методика изучения мотивов тренерской деятельности А.Н. Николаева (2005). Были получены показатели, отражающих 6 основных групп мотивов тренерской деятельности.

Стратегии организации учебно-тренировочных занятий, поведения и общения тренера (ее вариативности-стереотипности) определялись с использованием методики А.Е. Певзнера (1996).

Методика оценки уровня педагогического мастерства тренеров определялась по методике А.Н. Николаева (2005). В качестве характеристик профессионального мастерства тренера диагностируется 12 показателей: 4 - отражающих уровни компетентности в части исполнения основных функций и обобщенный их показатель; 7 - отражающих уровни умелости в части реализации пяти компонентов деятельности и обобщенный их показатель; 1 - общий уровень педагогического мастерства.

Значения выраженности и вариативности типов имиджа отражены в таблице 1. Наиболее выраженными у тренеров-женщин выступают четыре типа имиджа: активный, доминантный, динамичный и доминантно-авторитарный.

Для выявления влияния имиджей на показатели деятельности тренеров рассмотрена выраженность и вариативность. В таблице 2 приведены значения выраженности и вариативности показателей мотивации и стратегий тренерской деятельности.

Таблица 1

Выраженность и вариативность типов имиджа тренеров-женщин (п = 84)

Тип имиджа Х V ( %)

Активный («Спортсменка») 7,55 15,60

Доминантный («Наставница») 6,84 17,3

Динамичный («Белка в колесе») 6,51 21,71

Доминантно-авторитарный («Начальница») 6,50 16,2

Альтруистический («Заботливая мать») 5,48 16,1

Авторитарный («Полководец в юбке») 5,35 15,0

Демонстративный («Модель-модница») 5,21 18,5

Общительный («Свой парень») 5,03 16,45

Агрессивный («Хищница») 4,41 28,40

Маскулинный («Синий чулок») 3,16 25,55

Коммуникативный («Душечка») 3,12 26,14

Профессиональный («Бизнес-леди») 3,11 19,32

Фрустрированный («Неудачница») 2,50 17,50

Зависимый тип самопрезентации («Рабыня») 2,39 19,03

Замкнутый («Человек в футляре») 2,21 16,67

Пассивный («Сторонний наблюдатель») 2,06 16,30

Традиционный («Матрона») 2,00 18,23

Женственный («Кисейная барышня») 1,55 15,10

Народный («Фефела») 1,47 14,09

Таблица 2

Показатели мотивации и стратегий деятельности трене ров-женщин (п = 84)

Показатели мотивации Х V (%)

Процесс деятельности 5,45 40

Спортивные результаты 8,21 24

Самосовершенствование 5,33 27

Общение 4,29 58

Долженствование 7,56 28

Материальное вознаграждение 6,11 42

Показатели стратегий деятельности Х V (%)

Вариативность поведения 4,58 22,61

Вариативность деятельности 6,22 18,80

Выраженность и вариативность показателей педагогического мастерства рассмотрена в таблица 3.

Таблица 3

Выраженность и вариативность показателей педагогического мастерства трене-

ров-женщин (п = 84)

Виды компетентности Х V (%)

Соревновательная компетентность 13,47 20,00

Образовательная компетентность 11,23 21,40

Оздоровительная компетентность 12,45 27,77

Воспитательная компетентность 10,57 22,50

Общая компетентность 11,93 22,90

Гностические умения 9,05 14,10

Коммуникативные умения 8,75 29,35

Конструктивные умения 9,23 22,00

Мотивирующие умения 11,98 21,30

Организаторские умения 11,24 21,34

Оценочные умения 11,13 12,51

Проектировочные умения 9,97 13,79

Саморазвития умения 10,16 23,67

Общая умелость 10,18 19,71

Полученные результаты, как по компетентности, так и по умелости в целом соответствуют средненормативным данным по используемой методике (см. Николаев А.Н., 2005). То есть, исследуемые тренеры обладают достаточно высоким уровнем профессионализма и умелости профессиональной деятельности.

Корреляционный анализ показателей типов самопрезентации имиджа и показателей деятельности позволил выявить четыре плеяды.

Первая отражает взаимосвязи эффективных типов имиджа, ориентированных на лидерство и создание позитивного впечатления, с различными аспектами педагогического мастерства. Так, тренеры-женщины, выбирающие для себя типы имиджа, ориентированные на профессионализм в спорте, на активное управление спортсменами и коллективом - «спортсменка» (активный тип), «наставница» (доминантный), «полководец в юбке» (авторитарный), обладают высоким уровнем педагогической умелости. В особенности развиты у них организаторские и оценочные умения, связанные с планирование и контролем педагогического процесса, проявляющиеся в двух базовых для спорта аспектах: спортивные достижения и общее оздоровление учащихся.

Для тренеров - «спортсменок» и «наставниц» характерна мотивация, предполагающая стремление к спортивным успехам учеников и самореализацию в профессии. Они используют вариативную, творческую стратегию деятельности, используя на тренировках множество нестандартных интересных приемов. Тренеры, выбирающие имидж «полководец в юбке», руководствуются мотивацией долженствования, развитым чувством ответственности перед другими людьми, обществом.

Стремление к самосовершенствованию в сочетании с вариативной стратегией деятельности свойственно и женщинам, предпочитающим типаж «модели - модницы». Полученные результаты подтверждают эффективность таких имиджей в тренерской деятельности.

Плеяда 2 отражает взаимосвязи с показателями деятельности другой группы эффективных имиджей - ориентированных на сотрудничество [(«свой парень» (общительный тип), «заботливая мать» (альтраистический), «душечка» (коммуникативный)]. Такие тренеры в деятельности реализуют в первую очередь воспитательную и оздоровительную функции, заботятся о физическом и духовном развитии своих учеников. Это сочетается с высоким уровнем развития коммуникативных педагогических умений. В деятельности для них важен сам процесс работы и общение, они получают удовлетворение от взаимодействия с учениками, их успехов, возможности передать свой опыт и знания. В педагогическом общении они используют гибкую, вариативную стратегию поведения, могут подобрать разные способы педагогического воздействия в зависимости от личности спортсмена и ситуации. И в данном случае корреляционный анализ подтверждает ранее полученные результаты, раскрывает сущность эффективности в тренерской деятельности данной группы имиджей.

Плеяда 3 отражает взаимосвязи неэффективных и тревожных типов имиджей с характеристиками тренерской деятельности.

Плеяда 4 отражает связи показателей деятельности и выраженности неэффективных имиджей, отражающих неконструктивную активность («хищница» - агрессивный тип) или пассивную конформность («фефела» - народный тип).

Таким образом, данные корреляционного анализа подтверждают разделение типов имиджа на эффективные и неэффективные. Имидж является одной из базовых составляющих педагогической компетентности тренеров, влияет на результативность их труда, являясь психолого-педагогическим условием для формирования и реализации компетентности и умелости, творческих стратегий работы и общения.

Для женщин, выбирающих «лидерские» имиджи, более характерны умения, связанные с организацией и контролем педагогического процесса, и ориентация на спортивные результаты, повышение уровня здоровья учеников. Тренерам с имиджами «коммуникатора» свойственна ориентация на процесс деятельности, акцентирование внимания на воспитании, оздоровлении и общении со спортсменами. Пассивные «не-

уверенные» и неадекватные имиджи свойственны некомпетентным и неумелым тренерам с низким уровнем профессионального мастерства. Агрессивный имидж «хищницы» может при поверхностных контактах произвести первое благоприятное впечатление, но, по сути, является деструктивным для тренерской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, И.П. Очерки спортивной акмеологии / И.П. Волков ; Балт. Пед. акад. - СПб. : [б.и.], 1998. - 126 с.

2. Журавлева, С. Н. Особенности имиджа женщины, занимающейся шейпингом / С.Н. Журавлева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. -Вып. 5 (27). - С. 41-44.

3. Казакова, Т. Б. Структура профессионально-педагогической направленности личности тренера / Т.Б. Казакова, М.К. Павлова // Тез. докл. XI Всесоюз. науч.-практ. конф. психологов спорта. Ч. I. - М., 1990. - С. 37-38.

4. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб. : АППО, 2005. - 344 с.

5. Пантелеева, Г.В. Эффективные и неэффективные типы самопрезентации

тренеров-женщин глазами спортсменов. / Г.В. Пантелеева // Психолого-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогические исследования в современной вузовской науке : материалы годичной сессии БПА за 2008 год. - СПб., 2008. - С. 55-58.

6. Певзнер, А.Е. Об эффективности вариативности учебно-тренировочных занятий / А.Е. Певзнер. - СПб. : Крисмас, 1996. - 16 с.

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Васильевич Казаков, аспирант,

Ольга Николаевна Устыменко, соискатель?

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» (МарГУ)

г. Йошкар-Ола

Аннотация

На основе добровольного вопросника по программе “отношение преподавателя физической культуры к обучению людей с отклонениями - IV (PEATID-4), предоставленного координаторами международного Специального Олимпийского Движения проведено исследование по оценке степени готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми с задержкой психического развития.

Ключевые слова: студенты, дети с задержкой психического развития, анкетирование, формирование профессиональной компетенции.

ESTIMATION OF DEGREE OF READINESS OF THE FUTURE TEACHERS ON PHYSICAL TRAINING TO WORK WITH CHILDREN WITH THE DELAY OF

MENTAL DEVELOPMENT

Michael Mihajlovich Polevshchikov, the candidate of pedagogical sciences, the professor, Alexander Vasilevich Kozakov, the post-graduate student,

Olga Nikolaevna Ustymenko, the competitor,

Mari state university Ioshkar-Ola

Abstract

On the basis of voluntary questionnaire on the "attitude of a teacher of physical culture to teaching people with disabilities - IV (PEATID-4), by coordinator of the International Special Olympic Movement carried out a study to assess the level of preparedness for future teachers of Physical Educa-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.