УДК 364.62
ЖУКОВА Светлана Алексеевна, магистрант факультета социальных наук, кафедра медико-социальной работы, ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», Россия zhukvasvt@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕЦИЙ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Современное состояние российского общества, проводимые социально-экономические, социально-политические реформы требуют пересмотра управленческих задач в социальной сфере, формирования новых методов и форм управления. В этой ситуации растет потребность в подготовке квалифицированных управленческих кадров, владеющих современными профессиональными знаниями в сфере государственной социальной политики и управления ее реализацией.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, менеджер, социальная работа, социальная политика.
ZHUKOVA Svetlana Alekseevna, Gradate Faculty of Social Sciences, Chair of Medical and Social Work, FSBEI of higher education "Amur State University", Russia zhukvasvt@mail.ru
FORMATION MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE MODERN SOCIAL WORK
MANAGER
The current state of Russian society, the social, economic, socio-political reforms require a revision of administrative tasks in the social sphere, the formation of new methods and forms of governance. In this situation increases the need for training of qualified management personnel, owning modern professional knowledge in the field of state social policy and manage its implementation.
Keywords: professional competence, manager, social work and social policy.
Ускоренными темпами идёт процесс модернизации системы социального обслуживания, передачи большинства полномочий в сфере социальной политики на региональный уровень, актуальным является также изменение принципов, содержательных аспектов функционирования социальных учреждений. Перестройка управления социальной сферой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров социальной работы. В существующей системе социальной защиты резко ощущается нехватка квалифицированных управленческих кадров, современная же ситуация требует достаточно высокого уровня управленческой компетенции руководителей социальной сферы.
Выявление приоритетных профессиональных компетенций менеджера необходимо для качественного подбора руководителей на управленческие должности, формирования результативных программ подготовки будущих менеджеров социальной работы. Следует отметить, что в настоящий момент компетентности придается статус профессионально значимой характеристики практически всех видов продуктивной деятельности.
Система социальной защиты населения Амурской области постоянно совершенствуется, возникают новые социальные учреждения и реструктуризируются действующие, активно продолжается перевод бюджетных учреждений в форму автономных. За последние три года осуществлены полномасштабные мероприятия, направленные на оптимизацию системы управления социальными учреждениями, рациональное использование материальных и кадровых ресурсов, сокращение административно-управленческого персонала, устранение избыточности и дублирования функций.
50 40 30 20 10 0
дек.10 дек.11 дек.12 дек.13 июн.14
^ Бюджетные Казенные ШАвтономные
Рисунок 1. Социальные учреждения Амурской области - 207 -
Мерами социальной поддержки, социального обслуживания охвачен практически каждый третий житель Амурской области. Ежегодно меняется и усложняется законодательство в социальной сфере, соответственно происходят изменения в направлениях деятельности социальных учреждений Амурской области, появляются новые проблемы и новые подходы к их решению, деятельность руководителей находится в условиях постоянных изменений и неопределенности. Все руководители социальных учреждений области отмечают возросшую нагрузку на специалистов, разноплановость стоящих перед учреждениями задач. Основной заботой руководителей стала организация деятельности структурных подразделений, перераспределение обязанностей внутри коллектива, обеспечение бесперебойной и эффективной работы всех служб в условиях постоянной нехватки кадровых и материальных ресурсов, сохранение целостности коллектива, с упором на повышение качества предоставляемых услуг. В этих условиях особые требования предъявляются к личности руководителя, его знаниям, мудрости, личным качествам.
Социальная работа - относительно «молодая» профессия, профессиональные стандарты, на которые необходимо опираться в осуществлении деятельности, только разрабатываются. Так, в ноябре 2013 г. утвержден Профессиональный стандарт «Руководитель организации социального обслуживания», который с 1 января 2015 г. будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [1].
В Стандарте представлены виды реализуемых руководителем социального учреждения функций, или, в формулировке Стандарта, «функциональная карта вида профессиональной деятельности», а также необходимые умения и знания для реализации функций. Особо отмечена такая характеристика руководителя социального учреждения, как соблюдение требований Кодекса этики социального работника.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление приоритетных профессиональных компетенций менеджеров социальной работы, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности, формирование модели профессиональных компетенций современного менеджера социальной работы, выработку рекомендаций по развитию необходимых компетенций как для руководителей социальных учреждений, так и для будущих менеджеров социальной работы. В исследовании принимали участие практикующие менеджеры социальной работы, студенты факультета социальных наук Амурского государственного университета (далее - АмГУ) и студенты экономического факультета АмГУ, обучающиеся по направлению «Менеджмент». Исследование проводилось в форме анкетирования, отдельные вопросы анкеты впоследствии уточнялись с помощью неформализованного интервью с руководителями социальных учреждений.
Анкеты для руководителей и студентов в первой части содержали одинаковый перечень профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков, способностей, качеств) для оценки степени их важности в работе менеджера социальной работы. Компетенции указаны в произвольном порядке, без группировки по смысловым блокам, с целью получения достоверной оценки каждого качества в отдельности, без влияния попыток экспертов ранжировать компетенции между собой. Всего приводилось 65 компетенций. Этот набор компетенций был не случайным, он включал самые важные навыки из тех, которые признаются аналитиками и теоретиками менеджмента (Дж. Равен, Л. и С. Спенсер и др.) [2, 4]. Во второй части анкеты для руководителей содержались вопросы, позволяющие получить сведения о том, какие трудности они испытывают в работе с изменением статуса и функций учреждений, о необходимости повышения уровня знаний руководителей социальных учреждений в области менеджмента; направления работы руководителей социальных учреждений, требующие дополнительной подготовки и обучения. Вторая часть анкеты для студентов предполагала выявление мнения студентов о степени сформированности ключевых компетенций в АмГУ. В опросе приняли участие руководители социальных учреждений Амурской области - 54 человека. 32 студента 4 курса факультета социальных наук (далее - студенты социальной работы), 34 студента 4 курса экономического факультета (далее - студенты менеджмента), что составляет 70% от обучающихся.
Анализ анкет руководителей социальных учреждений позволил сформировать социальный портрет менеджера социальной работы в нашем регионе.
Специальное образование в сфере управления имеют 4% (только 2 руководителя), образование по направлению «социальная работа» - 2% (1 человек), медицинское и юридическое - по 7%, техническое (инженерное) образование - у 15% руководящего состава, экономическое образование - 24%, наиболее распространенное образование - педагогическое - 42%.
Принято считать, что социальная работа имеет «женское лицо», и Амурская область не исключение. Среди руководителей только 17% составляют мужчины, 83 % - женщины. Большинство из них предпенсионного либо пенсионного возраста - 57%. В разрезе стажа работы лидируют две группы: это руководители с опытом от 5 до 10 лет и с опытом более 10 лет на
руководящей должности в органах социальной защиты.
Различные формы обучения по вопросам управления, администрирования в социальной работе проходили 38% из числа руководителей, при этом основная часть - более 5 лет назад. Вместе с тем все руководители отметили важность и необходимость постоянного обновления знаний в области менеджмента. В качестве причины, по которой руководители не проходят обучение, отмечалось, что такие возможности имеются далеко не у всех в силу дефицита времени, материальных средств, высокой напряженности труда, загруженности на работе, хотя такое развитие особенно необходимо в условиях динамично изменяющейся управленческой ситуации. Перспективными путями повышения знаний 87% руководителей называли обучение на специализированных обучающих семинарах, тренингах целевой направленности, проведение деловых игр, овладение новыми алгоритмами деятельности. Также отмечена необходимость обучения в вопросах менеджмента руководителей служб и отделов учреждений, так считают 68% респондентов, предпочтительный метод обучения - семинары, тренинги.
Проходили обучение, переподготовку
более 5
лет назад; 23%
Стаж в руководящей должности
менее 3 лет 12%
Рисунок 2. Характеристика руководителей социальных учреждений
Среди опрошенных 36% указали, что с приданием бюджетного или автономного статуса учреждению у них появились новые обязанности, которые вызывают трудности и требуют получения дополнительных знаний и умений. В частности, указан недостаток ЗУН по следующим направлениям деятельности: на первом месте - психология управления (35%), далее - мотивация и стимулирование персонала (23%), на третьем месте - инновации, предпринимательство в социальной сфере (18%).
Мнение руководителей социальных учреждений и студентов по обоим направлениям подготовки о наиболее значимых качествах и умениях, необходимых для менеджеров социальной работы, распределились следующим образом (рис. 3).
Стремление к саморазвитию Стрессоустойчивость, контроль над собой Динамичность мышления Профессионализм Лидерские качества Коммуникативные навыки Умение выбрать правильное решение Знание процесса управления Умение работать с конфликтами Умение поднимать командный дух,.. Командная работа, сотрудничество Ситуационный анализ Готовность замечать проблемы и искать .. Самостоятельность в принятии решений
-4- Студенты менеджмента
И Студенты СР
0
20
40
60
80
100
Рисунок 3. Мнение респондентов о наиболее значимых качествах, необходимых менеджеру социальной работы
Анализ показал, что мнение студентов-социальных работников о значимости для управленца таких важных качеств, как: готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение выбрать правильное решение; умение предотвращать и гасить конфликты, извлекать из них пользу, принимать по ним решение (умение работать с конфликтами); коммуникативные навыки; лидерские качества - совпадают с мнением руководителей социальных учреждений. Для студентов-менеджеров более значимыми оказались качества, которые можно больше отнести к административным навыкам.
Оценивая сформированность у себя тех или иных компетенций, ниже среднего по 5-бальной системе (между «удовлетворительно» и «хорошо»), большинство респондентов указали: предпринимательские способности; креативность, использование нестандартной логики в решении индивидуальных и общественных проблем; инновационность мышления, знание процесса управления.
Студенты социальной работы отметили невысокие умения в отношении командной работы, стрессоустойчивости и контроля над собой, работы с конфликтами, лидерских качеств. Поэтому вполне логичным представляется выделение тех знаний, умений и качеств, которые, по мнению респондентов, требуют у них дополнительного развития (рис. 4).
Инновационность мышления Умение работать с конфликтами Ситуационный анализ Эмоциональная сдержанность Стрессойстойчивость, контроль над собой Предпринимательские способности Лидерские качества Навык ведения переговоров Коммуникативные навыки Аналитические способности Креативность Знание процесса управления Инициативность Самостоятельность в принятии решений
иииииииииш
Ш/МШАШАШ/АШШЛ
233
............................
...............................
'/////////////////////////////////Л
V////////////////////////
Ш/////////7Л
0 20
^ Студенты менеджмента И Студенты СР □ Руководители
40
60
Рисунок 4. Компетенции, требующие дополнительного развития
В анкетах студенты социальной работы, в отличие от студентов менеджмента, указали на невысокую удовлетворенность выбранной специальностью: среди опрошенных около 40% испытывают сомнения в выборе специальности либо не удовлетворены ею (среди студентов менеджмента таких 24%). По нашему мнению, низкая степень удовлетворенности выбранной специальностью среди студентов социальной работы характеризует общую тенденцию в нежелании студентов после окончания учебы работать в социальной сфере. Так, например, работать в управлении социальной защиты населения после окончания вуза за последние три года
пришли всего 18 выпускников, из них 6 перешли на работу в другие сферы деятельности. Полагаем, определяющим в данном случае являлось массовое стремление молодых людей к высшему образованию, что в дальнейшем привело к тому, что собственные возможности, склонности и способности оценивались порой не в соответствии с избранной профессией. Другой немаловажной причиной этого является недостаточно высокий имидж социальной профессии среди молодого поколения и низкая заработная плата.
Помимо знаний методов и приемов управленческой деятельности, деловых и профессиональных качеств, личность руководителя, его опыт, способности и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Резюмируя все вышеперечисленное, можно утверждать, что современный руководитель социального учреждения Амурской области - это профессионал:
— имеющий преимущественно педагогическое или экономическое образование, что вполне оправдано для социальной сферы, так как институт менеджмента в социальной работе только развивается;
— с большим опытом руководящей должности в социальной сфере, что говорит о сформировавшемся профессиональном сознании;
— понимающий важность постоянного повышения своей компетентности для более эффективной деятельности вверенного ему учреждения;
— стремящийся к развитию персонала учреждения;
— стремящийся к применению научных методов управления, знанию технологии и процесса управления;
— управляющий коллективом с позиции системного подхода;
— радеющий за улучшение материальной базы своего учреждения путем развития новых услуг, внедрения услуг платных;
— уверенный лидер;
— обладающий такими качествами, как: самокритичность, развитое самосознание и самоконтроль, умение работать в команде, самосовершенствование, позитивное отношение к людям, высокая мотивация на результат и качество в выполнении работы;
— не боящийся перемен и стремящийся к внедрению инноваций.
Сравнение ответов студентов, обучающихся по направлению «социальная работа» и возможно будущих менеджеров социальной работы, и студентов, обучающихся по направлению «менеджмент», позволили сделать вывод, что студенты социальной работы в большей степени обладают качествами, необходимыми для профессии типа «человек-человек», к которой относится социальная работа. Варьирование ответов, по нашему мнению, связано с особенностями будущей профессии студентов социальной работы - умением выявлять проблемы клиентов, устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладанием развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, эмоциональной устойчивостью.
Социальные службы в современной России становятся более профессиональными, появляется новое видение их миссии в обществе, ориентированное на толерантность, активную позицию в интересах клиентов, знание и следование международным регламентам прав человека, признание мировых стандартов качества обслуживания. Отчасти эти смыслы социальной работы привносятся в ее практику и новыми профессионалами, и в ходе дополнительного обучения действующих практиков, но здесь предстоит ещё очень многое сделать. В последние годы всё более утверждается мнение, получившее развитие в международной практике социальной работы: управление социальными сервисами - во многом уникальный опыт, требующий специальных навыков и подготовки [3]. Менеджмент в сфере социальной работы - относительно новое понятие отечественного образования и профессиональной практики в области социальной работы и сейчас, как никогда раньше, нуждается в более высоком уровне профессионализма. Таким образом, важность практической подготовки студентов факультета социальных наук в вопросах управления несомненно окажет влияние на уровень и качество управленческой деятельности в социально сфере.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 678н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания"» / ИА «ГАРАНТ»:
http://www.aarant.rU/products/ipo/prime/doc/70465328/#ixzz36mUvac5K
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.:
Когито-центр, 2002 (англ. 1984) - 432 с.
3. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медиа», 2008. - 215 с.
4. СпенсерЛ.М. Компетенции на работе. Пер. с англ./ Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с
5. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
REFERENCES
1. Prikaz Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity RF ot 18 noyabrya 2013 g. № 678n "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Rukovoditel organizatsii sotsialnogo obsluzhivaniya"" / IA "GARANT": http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70465328/#ixzz36mUygc5K
2. Raven Dzh. Kompetentnost v sovremennom obshchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizatsiya / Dzh. Raven. - M.: Kogito-tsentr, 2002 (angl. 1984) - 432 s.
3. Romanov P.V., YArskaya-Smirnova E.R. Metody prikladnykh sotsialnykh issledovaniy. Uchebnoe posobie. Izd. 2-e, dopolnennoe. - M.: OOO "Variant", TSSPGI, pri uchastii OOO "Nort Media", 2008. - 215 s.
4. Spenser L.M. Kompetentsii na rabote. Per. s angl./ L.M. Spenser, S.M. Spenser. - M.: HIPPO, 2005. - 384 s
5. Tekhnologiya sotsialnoy raboty: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / Pod red. I.G. Zaynysheva. - M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2002. - 240 s.