Научная статья на тему 'Современные требования к содержанию подготовки менеджера социальнокультурной деятельности'

Современные требования к содержанию подготовки менеджера социальнокультурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERS OF CULTURE / COMPETENCE APPROACH / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL STANDARDS / INTERACTIVE TEACHING METHODS AND TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмара Анна Ивановна, Чижиков Виктор Михайлович

В статье рассматриваются современные требования к содержанию подготовки менеджера социально-культурной деятельности, обусловленные, с одной стороны, тенденциями развития общества и его духовной сферы, а с другой нормативными документами, регламентирующими порядок и содержание образовательного процесса для управленческих кадров в социально-культурной сфере. Особое внимание авторы уделяют технологиям обучения, позволяющим сформировать как знаниевую, так и деятельностную составляющую профессионально значимых компетенций будущих менеджеров социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хмара Анна Ивановна, Чижиков Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT REQUIREMENTS TO THE CONTENT FOR THE MANAGER OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY TRAINING

The article is devoted to the current requirements manager of social and cultural activities training content, which are determined, on the one hand, by modern trends in the development of society and its spiritual sphere, and, on the other by normative documents regulating the order and the content of the professional training for the administrative personnel in the social and cultural sphere. Special attention is paid by the authors to the training technologies that allow to form both knowledge and activity components of professionally important competencies for the future specialists in the social and cultural management.

Текст научной работы на тему «Современные требования к содержанию подготовки менеджера социальнокультурной деятельности»

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анна Ивановна ХМАРА,

магистрантка кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, Москва, Россия

e-mail: anna.khmara@mail.ru

Виктор Михайлович ЧИЖИКОВ,

доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Москва, Россия

e-mail: victor1940@yandex.ru

В статье рассматриваются современные требования к содержанию подготовки менеджера социально-культурной деятельности, обусловленные, с одной стороны, тенденциями развития общества и его духовной сферы, а с другой - нормативными документами, регламентирующими порядок и содержание образовательного процесса для управленческих кадров в социально-культурной сфере. Особое внимание авторы уделяют технологиям обучения, позволяющим сформировать как знаниевую, так и деятельностную составляющую профессионально значимых компетенций будущих менеджеров социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка менеджеров социально-культурной деятельности, компетентностный подход, организационно-управленческая деятельность, профессиональные стандарты, интерактивные технологии обучения.

CURRENT REQUIREMENTS TO THE CONTENT FOR

THE MANAGER OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY TRAINING

A. I. Khmara, master student of the Department of management of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: anna.khmara@mail.ru

V. M. Chizhikov, Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Head of the Department of management of social and cultural activity, the Moscow State Institute of Culture, Honored worker of culture of the Russian Federation, Moscow, Russia

e-mail: victor1940@yandex.ru

The article is devoted to the current requirements manager of social and cultural activities training content, which are determined, on the one hand, by modern trends in the development of society and its spiritual sphere, and, on the other - by normative

documents regulating the order and the content of the professional training for the administrative personnel in the social and cultural sphere. Special attention is paid by the authors to the training technologies that allow to form both knowledge and activity components of professionally important competencies for the future specialists in the social and cultural management.

Key words: professional training of managers of culture, competence approach, organizational and managerial activities, professional standards, interactive teaching methods and techniques.

Интерес к профессии менеджера социально-культурной деятельности и потребность в таких специалистах существенно актуализировались в конце XX века. Как справедливо отмечает в этой связи В. Е. Новаторов, данная профессия «вошла в нашу жизнь практически одновременно с переходом российской экономики к рыночным отношениям. И без того не очень понятное, но "ласкающее слух" словосочетание "социально-культурная деятельность", появившееся одновременно с развитием рыночных технологий в сфере культуры, соединилось с быстро прижившимся "импортным" понятием "менеджер". Даже опытные практики не сразу поняли, что произошло и как надо работать в изменившихся условиях» [4, c. 2].

Под изменившимися условиями, на наш взгляд, следует понимать не только переход к построению в России рыночной экономики, но и развитие нового технологического уклада, а также изменение содержания федеральной и региональной культурной политики, когда «субъектами развития и заказчиками изменений всё чаще стали выступать крупные корпорации, государственные структуры разных уровней (ориентированные на повышение внебюджетных доходов), субъекты арт-рынка и т.д.» [3].

Характеризуя вектор изменений, происходивших тогда и осуществляющихся сегодня в социально-культурной сфере, нельзя не отметить следующие тенденции:

- расширение предметного поля деятельности управленцев или, что то же самое, выход за рамки традиционного понятия культурной сферы. Если раньше она представляла собой некие культурные институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства, то сегодня культурная сфера - это пространство создания новых культурных смыслов, новых культурных практик, новых форматов образа жизни;

- развитие негосударственного некоммерческого и коммерческого секторов в сфере культуры. Если в советскую эпоху культура понималась как нечто самоценное, предполагающее априорное государственное финансирование, то сегодня новый механизм финансирования отрасли направлен на то, чтобы создать условия для «естественного отбора» востребованных обществом институций, которые не обязательно являются государственными или муниципальными. «Сегодня вряд ли можно

ожидать от государства существенного увеличения размеров ассигнований на культуру, а надежды на увеличение финансовой помощи от общественных фондов в настоящее время не всегда реальны. Следовательно, главной задачей становится решение проблемы поиска и привлечения в каждое учреждение культуры своего зрителя, а это заставляет относиться к культурному продукту, услуге как к рыночным категориям купли-продажи, что обязывает менеджеров сферы культуры изучать и знать законы рынка» [10, с. 72];

- расширение зоны малого и среднего бизнеса в гуманитарной сфере вообще и социально-культурной - в частности. Как отмечает Т. Н. Суминова, «сегодня творческие / креативные индустрии как общественные институты - негосударственные театры, клубы, журналы, галереи, независимые художники, сетевые сообщества, блоги и т.д. - существуют в Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Китае, Литве, России, Сингапуре, США и других странах, формируя «творческое / креативное» пространство сферы культуры и искусства, генерируя идеи / знания / смыслы / коды / символы / тексты / информацию / ценности и т.д. В рамках этих структур возможно предпринимательство в обозначенной сфере человеческой деятельности, позволяющее каждому из представителей социума проявить креативные способности и стать творцом текста / смысла / информации и собственной карьеры» [8, с. 33].

Как следствие, складываются и институализируются различные культурные практики и «индустрии», формирующие заказ на профессионалов, понимающих особенности функционирования конкретных культурных рынков, обладающих современной, отвечающей вызовам и требованиям настоящего времени профессиональной подготовкой.

В современной научной литературе встречается несколько подходов к определению понятия «профессиональная подготовка». Е. И. Бражник и его коллеги, обобщая результаты анализа имеющихся в научной литературе определений понятия «профессиональная подготовка», приводят следующие формулировки [1, с. 11]:

- готовность специалиста к профессиональной деятельности в соответствии с государственными стандартами;

- процесс обогащения деятельных способностей личности;

- процесс постановки, разворачивания, адаптации и «вживления» профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его профессионального совершенствования и развития;

- учебная деятельность, связанная с выполнением определённых «специализированных функций в системе технологического разделения труда», включающая расширение и углубление знаний теоретических основ профессии; приращение профессиональных знаний; освоение ноу-хау; совершенствование трудовых навыков;

- учреждение, где осуществляется повышение профессиональной квалификации и переподготовки кадров;

- имеющееся у человека понимание сути дела, знания, умения, навыки, компетенции, позволяющие выполнять профессиональные функции.

Мы, в свою очередь, полагаем, что подходить к определению понятия «профессиональная подготовка» следует с позиций компетентностного подхода, на необходимость внедрения которого в образовательный процесс было обращено внимание органов государственной власти ещё в 2005-2006 годах в связи с вступлением России в Болонский процесс.

Обзор подходов, наличествующих в отечественной педагогической литературе, свидетельствует о многообразии трактовок компетентностного подхода и компетенции как таковой.

В настоящее время компетенция понимается как:

- подлежащая оценке характеристика индивида, причинно связанная с эффективной деятельностью;

- индивидуальная особенность, способствующая высокому качеству выполнения работы на определённой позиции в конкретном организационном контексте;

- поведенческие аспекты, влияющие на эффективность работы;

- любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для эффективного или неэффективного выполнения работы;

- основные способности и возможности, необходимые для качественного выполнения определённой работы;

- все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работу;

- основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы;

- набор поведенческих характеристик, необходимых сотруднику для успешного выполнения той или иной работы. Иными словами, с точки зрения оценки персонала это не профессия, не область человеческой осведомлённости в чём-либо, а нужный набор качеств [5].

Приведённые определения являются отражением содержания той или иной теории компетенций, которые с определённой долей условности можно подразделить на:

- «внутренние», или атрибутивные, модели;

- «внешние», или деятельностно-ориентированные.

В рамках первой группы компетенция понимается как свойство, качество человека или набор характеристик, качеств, жизненных установок и поведенческих реакций, которые необходимы индивиду для того, чтобы эффективно выполнять действия, составляющие содержание его профес-

сии (предписанные профессией действия). В рамках второй группы компетенция выступает как деятельность (то, что индивид должен сделать, чтобы считаться компетентным на своем рабочем месте), которую человек должен осуществить соответствующим, предписанным способом, чтобы считаться компетентным.

В первую группу входят поведенческая модель и модель педагогического дизайна. Поведенческая модель разрабатывалась и продолжает разрабатываться учёными США. Ещё в 1954 году известный американский учёный Джон Фланаган, анализируя процедуры отбора лиц в лётный состав ВВС США, сделал вывод о том, что при приёме на работу необходимо принимать во внимание не столько уровень IQ и образование претендентов, сколько содержание их поведенческих реакций в так называемых критически важных в рамках той или иной профессии ситуациях. Дж. Фланаган и его коллеги собрали более 700 критических инцидентов и в ходе их анализа выявили 24 группы важных для пилотов ВВС качеств. Наличие последних впоследствии стало определяющим фактором при принятии решений в ходе профессионального отбора. Собственно, родоначальником теории компетенций принято считать Дэвида МакКлелланда, который в 1973 году опубликовал статью «Testing for Competence Rather Than Intelligence». В ней он изложил результаты исследований, согласно которым традиционные академические тесты способностей и тесты на знание предмета, равно как и школьные аттестаты и университетские дипломы, не гарантируют эффективного выполнения работы или успех в жизни, поэтому он ратовал за тестирование компетенций, под которыми понимал базисные, ведущие личностные характеристики, обусловливающие достижение «превосходного» выполнения профессиональных обязанностей.

Аналогичным образом рассматривает компетенцию Сайн М. Спенсер и его коллеги: компетенция - это базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнения работы или в других ситуациях [6, с. 9]. Базовое качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и решении рабочих задач. Согласно Спенсеру, существует пять типов базовых качеств. К ним относятся: мотивы, психофизиологические особенности, Я-концепция, знание и навык. Один из авторов этой статьи также обращает внимание на данный аспект: «Предпринимателям сегодня нужна не только квалификация работников, которая связана с умением осуществлять те или иные операции, но и компетентность, которая, вбирая в себя квалификацию, обеспечивала бы адекватное социальное поведение, способность работать в коллективе, инициативу, способность к оправданному риску и др. Это значит, что большим приоритетом должны пользоваться выпускники вузов,

которые, кроме знания «джоуля», обладают интеллектуальными, коммуникативными, моральными качествами, позволяющими успешно организовать деятельность людей в социальном, экономическом и культурном аспектах» [9, с. 184].

Ещё одна теория из группы атрибутивных - это модель педагогического дизайна. Как следует из самого названия, используется она для разработки образовательных программ высшей школы и базируется на анализе конкретной профессии с последующим определением знаний, умений, ценностных установок (отношений), необходимых для того, чтобы выполнять предписываемые профессией действия эффективно. Именно в рамках этой парадигмы было сформулировано определение компетенции учёными, включёнными в реализацию международного образовательного проекта «Tuning Educational Structures in Europe» (Настройка образовательных структур в Европе). Они определяют компетенции следующим образом: это динамичное сочетание когнитивных и метакогнитивных навыков, знания, понимание межличностных, интеллектуальных и практических навыков, а также этических ценностей.

Аналогичным образом определение понятия «компетенции» было сформулировано в методических материалах Министерства образования и науки: компетенция - это «динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности». С опорой на данную концепцию и были подготовлены федеральные государственные образовательные стандарты, регламентирующие в настоящее время подготовку бакалавров и магистров по направлению «Социально-культурная деятельность». В них приведены перечни общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, на формирование которых должны быть направлены основные профессиональные образовательные программы по данному направлению подготовки, а также конкретизируется содержание организационно-управленческой деятельности как одного из видов профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, освоившие, соответственно, программу бакалавриата или магистратуры.

Учитывая специфику организационно-управленческой деятельности, основные профессиональные образовательные программы, разрабатываемые профильными вузами, включают в себя учебные дисциплины по менеджменту вообще и стратегическому менеджменту в частности, по общему маркетингу и инновационному маркетингу как его подсистемы, информационному менеджменту и межкультурной коммуникации.

Определённое влияние на содержание профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности оказывают сегодня и внешние, или деятельностно-ориентированные, концепции компетенции. Внешние модели включают так называемую задачную модель и более

совершенную её форму - «функциональную» модель, которая предполагает сначала выявление общего назначения профессии и последующую её разбивку на иерархически организованную, детально прописанную систему действий (функций). Здесь компетенция понимается как постоянное / устойчивое применение знаний и навыков на уровне, соответствующем стандарту профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте. При этом обладание компетенцией предполагает способность переносить и применять знания и умения к новым ситуациям, возникающим на рабочем месте, и новому профессиональному контексту.

Данная концепция была реализована в России в рамках разработки профессиональных стандартов, которые согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ представляют собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

Как справедливо отмечает Л. А. Соколова, «профессиональный стандарт - это комплексный, систематизированный описатель вида профессиональной деятельности, а не какой-либо конкретной должности. Должность появляется в трудовых отношениях и является элементом (маленькой частью) профессионального стандарта, который задаёт ориентиры как для работодателей, так и для специалистов, ищущих работу» [7, с. 50].

Профессиональный стандарт в обязательном порядке включает функциональную карту вида профессиональной деятельности - перечень обобщённых трудовых функций, представленных в виде таблицы. В состав каждой обобщённой функции входит несколько трудовых функций со своим номером уровня квалификации. При этом обобщённые трудовые функции выстроены, как правило, по принципу трудности освоения: от простого - к сложному, от меньшего уровня ответственности за качество и результаты труда - к большему. Далее каждая обобщённая функция комплексно описывается: по содержанию; по требованиям к образованию; по требованиям к опыту работы. Кроме того, в отдельных профессиональных стандартах описаны дополнительные требования или ограничения, которые необходимо соблюдать при выполнении работы, связанной с данной трудовой функцией.

Проект профессионального стандарта «Руководитель организации культуры и искусства», разработанный Министерством труда РФ ещё в 2013 году, но пока не утверждённый, содержит три обобщённые трудовые функции: 1. Руководство деятельностью подразделения организации культуры и искусства; 2. Руководство организацией культуры и искусства; 3. Руководство организацией культуры и искусства, имеющей общенациональное значение. Каждая из выделенных функций соотнесена с

определённым уровнем квалификации - шестым, седьмым или восьмым соответственно. При этом профессиональный стандарт устанавливает перечень знаний и умений, которые должны наличествовать у выпускника, претендующего на замещение вакантной должности, а следовательно, должны учитываться профильными образовательными организациями в ходе организации и осуществления профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности, а также разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе внутриорганизационного обучения и профессионального образования.

Обеспечение соответствия содержания и качества профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности современным требованиям предполагает задействование всего комплекса образовательных технологий, особое место в ряду которых должны занимать, как нам представляется, интерактивные образовательные методики, поскольку в их рамках «студенты свободно могут выражать "себя", объективно оценивать по восприятию окружающих собственное Я, раскрепощать свои способности к саморефлексии и саморегуляции, активно включаться в деятельностный и личностно ориентированный учебно-образовательный процесс» [11, c. 189].

Именно интерактивность позволяет смоделировать имитационные профессиональные ситуации, разрешение которых способствует развитию у будущих менеджеров социально-культурной деятельности значимых компетенций, созданию творческого климата в студенческой среде, научению обучающихся стратегии сотворчества и осуществления креативной практики. В связи с этим в ходе проведения семинарских и практических занятий целесообразным представляется использовать деловые игры, разбор кейсов, веб-квесты, симуляции, которые обладают значительным потенциалом формирования не только знаниевой, но и деятельностной составляющей профессиональных компетенций, соответствующих ценностных установок и профессионально значимых качеств и характеристик. Полагаем, что в ходе организации различных видов практики обучающихся следует использовать потенциал ещё одного эффективного, но, к сожалению, малоизвестного в нашей стране метода - метода обучения через общественно полезную (социально значимую) деятельность (service-based learning). В самом общем плане такое обучение определяется как обучение через опыт, в рамках которого студент в целях выполнения академических требований на добровольческих началах реализует общественно полезную деятельность. Отличительная черта обучения через социально значимую деятельность связана с тем, что при использовании данного метода обучения студенты учатся и развиваются посредством тщательно продуманной и организованной общественно полезной деятельности, которая: осуществляется в местном сообществе и для него; институционально

координируется высшим учебным заведением и местным сообществом, его структурами; способствует повышению гражданской ответственности обучающихся; интегрирована в образовательный процесс и обогащает его для тех студентов, которые в неё вовлечены; предполагает чётко структурированное время для осмысления студентами приобретенного в ее ходе опыта [2, с. 45].

Таким образом, можно заключить, что профессиональная подготовка менеджера социально-культурной деятельности в настоящее время представляет собой процесс и результат формирования у обучающихся в высших учебных заведениях по профильным программам баклав-риата, магистратуры и аспирантуры знаний, умений и ценностных установок (отношений), или, что то же самое, организационно-управленческих компетенций. Их содержание регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» и профильными профессиональными стандартами. Данные требования гарантируют эффективное выполнение молодыми кадрами в данной сфере действий, предписываемых профессией, на уровне не ниже минимально предъявляемых требований к профессионализму и качеству выполняемой работы современного руководителя организации культуры и искусства.

Обеспечение соответствия профессиональной подготовки выпускников современным требованиям предполагает задействование всего комплекса образовательных технологий, ориентированных на формирование как знаниевой, так и деятельностной составляющих профессиональных компетенций. Особое место в их ряду занимают интерактивные технологии - деловые игры, кейсы, симуляции, веб-квесты, обучение через общественно полезную (социально значимую) деятельность, поскольку их использование в ходе семинарских / практических занятий, а также прохождение практики позволяет развивать лидерские качества и саморефлексию, обеспечивать духовное развитие студентов, создавать возможности для их свободного самовыражения и профессиональной адаптации.

Литература

1. Бражник Е. И., Лаврентьева О. Г., Лебедева Л. И. Магистерское образование в системе университетского образования Франции и России : коллективная монография. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена, 2010. - 309 с.

2. Ефимова Е. В. Обучение через общественно значимую (социально полезную) деятельность как инновационная педагогическая и управленческая технология // Университетские чтения - 2012 : материалы научно-методических чтений ПГЛУ / отв. ред. : З. А. Заврумов. - Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2012. - С. 45-46.

3. Карпова О. Профессия - менеджер социокультурных проектов [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». - URL: http://ecsocman.hse.ru/text/36596642

4. Новаторов В. Е. Менеджер культуры : пособие для абитуриентов и студентов специальности «Менеджер социально-культурной деятельности». - Омск : Изд-во ОмГМА, 2007. - 288 с.

5. Рыбакова А. А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 61. - С. 51-57.

6. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции at work. Модели максимальной эффективности работы. - Москва : Hippo, 2005. - 384 с.

7. Соколова Л. А. Внедрение профессиональных стандартов в деятельность образовательной организации // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. - Москва : МГППУ, 2016. - С. 50-78.

8. Суминова Т. Н. Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С. 30-36.

9. Чижиков В. М. Отечественному образованию поможет импортозамещение // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.

- 2015. - № 3. - C. 182-187.

Чижиков В. М. Управление сферой культуры - технологии эффективного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.

- 2013. - № 5. - С. 70-76.

10. Чижикова Е. В. Интерактивные технологии формирования профессионально-управленческих компетенций менеджеров культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 2. - С. 188-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.