А.Г. Веденеев, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии, педагогики и физ. воспитания, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, г. Волгоград, Россия, [email protected]
РАЗРАБОТКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
СФЕРЫ
В статье доказывается необходимость совершенствования педагогической подготовки менеджера социально-культурной сферы в современных условиях, деятельность которого определяет тенденции культурного развития общества, особенно малых городов и поселков, способствуя созданию единого культурного пространства в соответствии с потребностями развивающегося государства. Представлены сущностные характеристики педагогической компетентности как отличительной черты современного менеджера, создающего педагогическую среду в социально-культурной сфере. Выделены следующие функции педагогической компетентности менеджера в социально-культурной сфере: смысло-поисковая, креативная и функция воспитательной поддержки; указаны методологические ориентиры уровней развития целостности. Определены уровневые характеристики развития педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы. Представлены приемы, формы, методы работы со студентами, способствующие переходу с одного уровня развития педагогической компетентности на другой, более совершенный. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОБУК ВО «ВГИИК» со студентами факультета социально-культурной деятельности в процессе изучения психологии, педагогики, методики преподавания специальных дисциплин, основ коммуникативной культуры и организации производственных практики, а также выполнения выпускных квали-фикационныхработ. Сделан вывод об эффективности разработанной методики развития педагогической компетентности менеджеров социально-культурной сферы через прохождение обозначенных уровней.
Ключевые слова: культурное развитие общества, профессиональная подготовка менеджеров социально-культурной сферы, социальная среда, педагогическая деятельность менеджеров, личная профессиональная деятельность руководителя учреждения культуры.
В условиях стремительных изменений страны деятельность менеджеров социально-культурной сферы приобретает особую актуальность, поскольку в значительной мере определяет тенденции культурного развития общества, особенно малых городов и поселков, способствуя созданию единого культурного пространства в соответствии с потребностями развивающегося государства. Некоторые характеристики современного общества, находящегося в процессе глобальной интеграции и перехода к информационному этапу развития, обусловливают
новые тенденции в досуговой жизни людей. Проблемы организации досуга относятся к универсальным вопросам существования и функционирования общества.1 В связи с этим, современный менеджер должен не только быть носителем и уметь использовать узкопрофильные знания, но и отражать запросы современного общества в части культурного развития населения. Необходимость совершенствования различных аспектов процесса подготовки будущих менеджеров социально-культурной сферы рассматривается в исследованиях Н.К. Ба-
клановой, Т.Г. Васильевой, А.А. Майера, В.С. Садовской, Г.Л. Тульчинского, В.М. Чи-жикова, Е.Л. Шековой. Однако малоизученным остается аспект педагогической подготовки менеджеров социально-культурной сферы. Среди требований ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность обозначена необходимость владения выпускниками способностью к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса и проведению воспитательных мероприятий с различными категориями участников социально-культурной деятельности, способностью к разработке новых методик культурно-просветительной работы, методик стимулирования социально-культурной активности на-селения.2 Таким образом, федеральный стандарт убедительно доказывает необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности.
В результате проведенного автором исследования был сделан вывод, что отличительной чертой современного менеджера социально-культурной сферы является педагогическая компетентность, которая может быть определена как взаимосвязь духовно-мировоззренческих, ценностно-смысловых, коммуникативных и деятельностно-техно-логических составляющих педагогического знания и опыта, объединенных гуманистически ориентированным сознанием педагога.3 Процесс приобщения к культуре предполагает создание педагогической социальной среды, ведущую роль в которой играет менеджер социально-культурной сферы, являющийся носителем развитой педагогической компетентности как результата педагогической подготовки. Именно педагогическая компетентность менеджера социально-культурной сферы способствует профессионально-личностному саморазвитию сотрудников ор-
Именно педагогическая компетентность менеджера социально-культурной сферы способствует профессионально-личностному саморазвитию сотрудников как внутренне обусловленному прогрессивному самоизменению человека, выражающемуся в изменении качества его профессиональной деятельности.
самоизменению человека, выражающемуся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанному с динамикой изменения этого качества.4
Ориентируясь на положения целостного подхода к изучению педагогических явлений и фактов, представив сущность педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы, мы перешли к выявлению функций исследуемого феномена.
На основе анализа имеющихся работ В.А. Бодрова, А.С. Кузнецова, А.Б. Леонова, отражающих аспекты «личность - среда», исследований в русле компетентностного подхода В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, И. А. Зимней, изучения специфики деятельности менеджера социально-культурной сферы нами были выделены функции педагогической компетентности менеджера в социально-культурной сфере: смыслопоиско-вая, креативная, воспитательной поддержки. Функция является условием существования структуры; структура, в свою очередь, является процессуальной основой функционирования системы и определяет последовательность выполнения ее функций. А значит, вопрос о функциях важен еще и потому, что уяснение их системы необходимо, прежде всего, для совершенствования структуры.5
Смыслопоисковая функция педагогической компетентности характеризуется способностью менеджера обнаруживать истинные цели массовых мероприятий и осуществлять их педагогическую корректировку.
- Креативная функция педагогической компетентности дает возможность менеджеру рассматривать процесс взаимодействия с коллегами как творческий акт и привносить результаты в организацию культурных массовых мероприятий. Функция воспитательной поддержки дает возможность менеджеру создавать воспитательную среду и моделировать систему педагогических средств, позволяет
ганизаций данной сферы деятельности как запускать механизмы профессионально-лич-внутренне обусловленному прогрессивному ностного саморазвития во взаимодействии
с участниками культурного пространства. Выявленные функции показывают значение педагогической компетентности менеджера в социально-культурной сфере.
Признаками педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы в нашем исследовании является следующее: принятие педагогической деятельности как основы для решения организационно-управленческих задач; представления о содержании концепций воспитания, отражающих различные парадигмальные установки, и умение моделировать систему педагогических средств, способствующую созданию воспитательной среды, в деятельности различных учреждений культуры; умение диагностировать и решать проблемы в работе с сотрудниками учреждения, требующие усиления воспитательной направленности массовых культурных проектов; знание и понимание воспитательного воздействия на различные группы населения (возрастные, социальные, этнокультурные); наличие индивидуального стиля руководства, основанного на педагогических методах взаимодействия с сотрудниками; саморегуляция, саморазвитие и рефлексия собственных действий как условие эффективности управленческой деятельности. Педагогическая компетентность менеджера социально-культурной сферы рассматривается нами как система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в развитии. Развитие, по мнению философов, есть процесс, который, реализуя внутренние тенденции коренного изменения природы предметов и явлений, идет по пути прогресса - от простого к сложному, от низшего к высшему. Ему присущи поступательность, определенная преемственность, моменты повторяемости, отрицание старого и появление нового.6
Методологические положения о стадиях развития целостности, разработанные В.С. Ильиным, выделенные нами признаки послужили основанием для определения уровней развития педагогической компетент-
Ориентированность на профессионально-личностное саморазвитие является отличительной характеристикой менеджера социально-культурной сферы, обладающего функциональным уровнем педагогической компетентности.
ности будущего менеджера социально-культурной сферы, позволяющих совершенствовать процесс подготовки студентов в вузе. Полученное знание о характерных особенностях различных уровней развития педагогической компетентности также дает возможность отбирать эффективные приемы, формы, методы, способствующие динамике развития педагогической компетентности менеджеров социально-культурной сферы и преодолению затруднений, возникающих у студентов -будущих менеджеров в процессе обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе развития (с учетом выделенных в исследовании признаков) педагогическая компетентность менеджера социально-культурной сферы проходит три уровня: адаптивный, функциональный, творческий. Каждый уровень характеризуется определенной качественной полнотой, отражающей уровень развития целостности системы.
Для адаптивного уровня характерны проявления отдельных признаков педагогической компетентности, интуитивное понимание необходимости использования лич-ностно-ориентированного подхода во взаимодействии с коллегами и посетителями клубных учреждений. При этом менеджер знает основные педагогические теории, но не умеет их применять в управленческом общении. Также на данном уровне менеджер имеет отдаленное понимание того, что достижение управленческих целей руководителем определяется формированием мотивов, установок, профессиональных качеств подчиненных, работающих в коллективе учреждения. На этом уровне проявляется интерес к вопросам организации профессионального общения в сфере культуры и досуга, формируются взаимосвязь педагогических знаний с управленческой деятельностью, индивидуальный стиль взаимодействия с людьми, ориентированный на поддержку личностного саморазвития. Кроме того, на данном уровне у будущего менеджера социально-культурной сферы формируется потребность
в применении педагогических знаний для эффективного взаимодействия с сотрудниками, членами коллектива. Наиболее эффективными приемами, способствующими переходу на следующий уровень, являются следующие: интерактивное взаимодействие с коллегами в процессе решения профессиональных ситуаций, оценка воспитательного потенциала культурных мероприятий, изучение специфики различных воспитательных концепций и определение их парадигмаль-ной принадлежности, участие в деловых играх, моделирующих предстоящую профессиональную деятельность руководителя учреждения культуры.
Функциональный уровень педагогической компетентности будущего менеджера характеризуется формированием интереса к применению педагогических знаний в управленческой деятельности. Таковыми являются положения личностно-ориенти-рованного подхода, ситуационно-событийного и средового подходов. Также на этом уровне у будущих руководителей закладываются основы использования креативного подхода при формировании у подчиненных творческих мотивов профессиональной деятельности. Значимыми для данного уровня являются знание условий эффективной про-
фессиональной деятельности подчиненных, удовлетворенность профессией, морально-психологическим климатом и характером коммуникативных связей между сотрудниками; умение осуществлять диагностику профессионально-личностного саморазвития подчиненных. Эффективная организация педагогического взаимодействия на этом уровне подразумевает, что будущий менеджер знает его основные этапы, целеполагание, умеет осуществлять проектирование профессиональных воспитательных ситуаций, оценку эффективности использования педагогических средств, а также критериев и показателей, демонстрирующих достижение поставленных целей. Ориентированность на профессионально-личностное саморазвитие является отличительной характеристикой менеджера социально-культурной сферы, обладающего данным уровнем педагогической компетентности. Наиболее эффективными приемами, способствующими переходу на следующий уровень, являются разработка личной профессиональной концепции руководителя учреждения культуры, активизация приемов, форм, методов профессионально-личностного саморазвития, задания на рефлексию и самооценку, оказание консультативной помощи при разработ-
ке культурного проекта, формулирование актуальных целей с последующим анализом их содержания.
Творческий уровень педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы характеризуется взаимосвязью всех выделенных признаков и проявляется в устойчивых знаниях ключевых воспитательных концепций, теоретических основ эффективного взаимодействия сотрудников, умении выстраивать управление как процесс личностной самореализации сотрудников в качестве приоритетной цели и четком понимании воспитательного назначения реализуемых культурных проектов. На этом уровне проявляется умение руководителя выявлять личностно-творческий потенциала сотрудников и посетителей учреждения культуры на основе педагогических и психологических знаний, аргументированно отстаивать собственную позицию через призму воспитательного потенциала культурно-массовых мероприятий. Отличительными характеристиками данного уровня являются признание приоритетности лич-ностно-развивающего аспекта деятельности руководителя учреждения культуры, ориентированного на усиление воспитательного потенциала учреждений культуры в современных условиях, стремление к рефлексии и самоанализу и непрерывное профессионально-личностное саморазвитие как основа педагогической компетентности руководителя.
Характеристики каждого уровня педагогической компетентности явились основой для построения системы диагностических методик, ориентированных на изучение педагогической компетентности будущих менеджеров социально-культурной сферы.
Опытно-экспериментальная работа по апробации методики развития педагогической компетентности через прохождение выделенных уровней проводилась автором статьи на базе ГОБУК ВО «ВГИИК» со студентами факультета социально-культурной деятельности в процессе изучения ими психологии, педагогики, методики преподавания специальных дисциплин, основ коммуникативной культуры и организации производственных практик, а также выпол-
нения выпускных квалификационных работ на протяжении пяти лет.
В эксперименте участвовали студенты дневной формы обучения, а также студенты заочного обучения, работающие в социально-культурной сфере. Перед началом опытно-экспериментальной работы нами была проведена стартовая диагностика. Было обнаружено следующее: 56,4% студентов имеют адаптивный уровень сформированности педагогической компетентности, 29,2% -функциональный, 14,4% - творческий.
Полученные данные позволили перейти к первому этапу эксперимента, целью ко -торого являлось формирование установок на принятие воспитательных аспектов и педагогических концепций в управленческой деятельности. Учитывая результаты стартовой диагностики, на этом этапе мы решили использовать различные ситуации, диалоги, мини-проекты, приемы сотрудничества, образцы самоисправления, деловые игры, ориентированные на предстоящую профессиональную деятельность, анализ воспитательного потенциала культурно-массовых мероприятий. Обнаруженные качественные изменения позволили провести диагностику, которая показала значительное увеличение количества студентов, имеющих функциональный уровень сформированности педагогической компетентности, и уменьшение ко -личества студентов с адаптивным уровнем.
Цель второго этапа эксперимента заключалась в актуализации самопроектирования себя как менеджера. На этом этапе для обучающихся, имеющих разный уровень развития педагогической компетентности, были использованы приемы, формы, методы, педагогические ситуации, способствующие саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, определению воспитательных целей культурно-массовых мероприятий, формулировке педагогических целей. Проводились дискуссии о духовном совершенствовании человека, роли стилей общения в образовании целостного человека, способах педагогической поддержки личности в процессе социализации. Качественные изменения привели к необходимости констатации количественных изменений. Мы обнаружили уменьшение количества студентов с адаптив-
ным уровнем развития педагогической компетентности, незначительное уменьшение числа тех, кто имеют функциональный уровень, и увеличение количества лиц, имеющих творческий уровень сформированности педагогической компетентности.
На третьем этапе опытно-экспериментальной работы нашей целью было формирование у студентов готовности применять воспитательный подход и методы педагогического управления в социально-культурной сфере. Для реализации поставленной цели мы решали со студентами кейсы, использовали дидактические приемы, формы, методы, ориентированные на решение профессиональных задач, на проектирование, формирование коммуникативного поведения, умения работать в команде, принимать решения. Изменения в уровне развития педагогической компетентности наиболее ярко проявлялись у студентов в процессе решения различных ситуаций оценивания. Итоговая диагностика уровня развития педагогической компетентности у студентов показала следующее: обучающихся, имеющий адаптивный уровень, зафиксировано 29,8% (-26,6%), функциональный - 21,5% (-7,7%), творческий - 48,7% (+34,3%).
Таким образом, выделенные уровни развития педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы показывают логику развития данного феномена; отобранные в процессе опытно-экспериментальной работы приемы, формы, методы, способствующие переходу с одного
качественного уровня на следующий, более высокий, активизируют развитие педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы в профессиональной подготовке.
Литература
1. Щепеткова И.О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению // Дискуссия. 2015. № 6 (58). С. 121-129.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность [Электронный ресурс]: утв. приказом № 995 Минобрнауки от 11.08.2016 г. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1920 (дата обращения: 02.10.2017).
3. Веденеев А.Г. Формирование педагогической компетентности менеджеров социально-культурной сферы: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 177 с.
4. Чудина Е.Е. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 13, № 9 (112). С. 155-158.
5. Глебов А.А. Содержание и логика познания сущности личностного качества // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2010. № 4. С. 8-13.
6. Глебов А.А. Методологические характеристики исследования уровней сформированности личностного качества // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2010. № 1. С. 20-23
DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE TRAINING'S LEVELS FOR MANAGERS OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE
A.G. Videneyev, Candidate of Pedagogy, Docent, the department of psychology, pedagogy and physical education, Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd, Russia, [email protected]
The article proves the necessity of improvement of a manager's pedagogical training of social and cultural sphere in the modern conditions, the actions of which define tendencies of a society's cultural development, especially small towns and villages, promoting a creation of united cultural space according to the developing state's demands. The paper provides essential characteristics of pedagogical competence as a distinctive feature of a modern manager, creating pedagogical environment in social and cultural sphere. The article has separated out the next functions of manager's pedagogical competence
in social and cultural sphere: sense-searching, creative and upbringing support; it also specifies the methodological points of integrity's development levels. The author defines the level characteristics of a manager's pedagogical competence's development of social and cultural sphere. There are some ways, forms, methods of work with students, promoting a transition from one level to another more perfect one. The experiment work was carried out on the base of Volgograd State Institute of Arts and Culture with the students from the faculty of social and cultural activity during the teaching of psychology, pedagogy, special subjects, communicative culture basis, apprenticeship and graduation thesis. The author makes a conclusion about efficiency of the developed method by going through these levels. Key words: society's cultural society, manager's professional training of social and cultural sphere, social environment, pedagogical activity of managers, personal professional activity of cultural institution's manager
References
1. CHepetkova I.O. Dosug kak nauchnaya katego-riya: raznoobrazie podhodov k izucheniyu [Leisure as a scientific category: a variety of approaches to the study] // Diskussiya. 2015. № 6 (58). S. 121-129.
2. FGOS VO ponapravleniyu podgotovki 51.03.03 «SociaTno-kuTturnaya deyatel'nost'» [Federal state educational standard of higher education in the direction of training 51.03.03 Socio-cultural activities]. Pri-kaz № 995 Minobrnauki ot 11.08.2016 g. URL: http:// fgosvo.ru/news/8/1920 (accessed: 02.10.2017).
3. Vedeneev A.G. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti mene-dzherov social'no-kul'turnoj sfery [Formation of pedagogical competence of managers of socio-cultural sphere]: dissertaciya ... kan-didata pedagogicheskih nauk: 13.00.08. Volgograd, 2009. 177 s.
4. CHudina E. E. Professional'no-lichnostnoe samorazvitie budushchego uchitelya v vuze [Professional and personal self-development of future teacher in higher education institution] // IzvestiyaVolgogr. gos. tekh. un-ta. 2013. T. 13, № 9 (112). S. 155-158.
5. Glebov A. A. Soderzhanie i logika poznaniya su-shchnosti lichnostnogo ka-chestva [The contents and logic to understand the nature of personality] // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2010. № 4. S. 8-13.
6. Glebov A.A. Metodologicheskie harakteristiki issledovaniya urovnej sformirovannosti lichnostno-go kachestva [Methodological characteristics of the studies the levels of formed multi-raising personality] // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2010. № 1. S. 20-23