Научная статья на тему 'Исследование представлений Кубанского студенчества об управленческой деятельности: специфика и основные характеристики'

Исследование представлений Кубанского студенчества об управленческой деятельности: специфика и основные характеристики Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
61
14
Поделиться
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / СТУДЕНЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ЗНАНИЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / MANAGEMENT ACTIVITY / MANAGEMENT / PROFESSIONAL LITERACY / RUSSIAN ECONOMY / STUDENTS / PROFESSIONAL ACTIVITY / KNOWLEDGE SYSTEM / SOCIOLOGICAL STUDIES / KRASNODAR TERRITORY

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Передерий Вероника Анатольевна, Скрипниченко Людмила Сергеевна

В статье проводится анализ проблемы дефицита грамотности персонала в области управления организации, отсутствия системы сформировавшихся деловых управленческих качеств выпускников вузов, связанных с постоянно возрастающей потребностью организаций в компетентных специалистах в области экономической деятельности, отвечающих современным условиям российской экономики. На основании проведенного авторами анкетного опроса выявлены и обоснованы представления и знания кубанского студенчества в области управленческой деятельности. Анализ результатов социологического исследования позволил получить информацию о представлениях студентов об основных профессиональных задачах, стоящих перед работниками сферы управления. В статье освещены основные механизмы формирования готовности будущих управленцев и менеджеров к профессиональной деятельности, главные профессиональные задачи в сфере управления персоналом в организации; определена система мер, способствующих приобретению полных структурированных представлений студенчества об управленческой деятельности.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Передерий Вероника Анатольевна, Скрипниченко Людмила Сергеевна,

Views of Kuban students on management activity: specific and main characteristics

The research analyzes the shortage of literacy in organizational management, the lack of developed managerial skills in university graduates associated with the ever-increasing demand for qualified economic specialists appropriate to the current situation in the Russian economy. Based on a questionnaire, the authors reveal and substantiate Kuban students’ views on and knowledge in the field of management. The sociological study describes the students’ views on professional challenges faced by managers. The research describes the basic mechanisms for developing the future managers’ readiness for professional activity, the main professional tasks in the field of personnel management. Moreover, the paper identifies a system of measures that facilitates the comprehensive structured understanding of management activities by students.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Исследование представлений Кубанского студенчества об управленческой деятельности: специфика и основные характеристики»

УДК 303.425.6:371.134 Передерий Вероника Анатольевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина

Скрипниченко Людмила Сергеевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом и организационной психологии Кубанского государственного университета

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КУБАНСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

https://doi.org/10.24158/spp.2018.2.3 Perederiy Veronika Anatolyevna

PhD in Social Science, Associate Professor, Sociology and Cultural Studies Department, Kuban State Agrarian University

Skripnichenko Lyudmila Sergeevna

PhD in Social Science, Associate Professor, Personnel Management and Corporate Psychology Department, Kuban State University

VIEWS OF KUBAN STUDENTS ON MANAGEMENT ACTIVITY: SPECIFIC AND MAIN CHARACTERISTICS

Аннотация:

В статье проводится анализ проблемы дефицита грамотности персонала в области управления организации, отсутствия системы сформировавшихся деловых управленческих качеств выпускников вузов, связанных с постоянно возрастающей потребностью организаций в компетентных специалистах в области экономической деятельности, отвечающих современным условиям российской экономики. На основании проведенного авто-рами анкетного опроса выявлены и обоснованы представления и знания кубанского студенчества в области управленческой деятельности. Анализ результатов социологического исследования позволил получить информацию о представлениях студентов об основных профессиональных задачах, стоящих перед работниками сферы управления. В статье освещены основные механизмы формирования готовности будущих управленцев и менеджеров к профессиональной деятельности, главные профессиональные задачи в сфере управления персоналом в организации; определена система мер, способствующих приобретению полных структурированных представлений студенчества об управленческой деятельности.

Ключевые слова:

управленческая деятельность, менеджмент, профессиональная грамотность, российская экономика, студенчество, профессиональная деятельность, система знаний, социологические исследования, Краснодарский край.

Summary:

The research analyzes the shortage of literacy in organizational management, the lack of developed managerial skills in university graduates associated with the ever-increasing demand for qualified economic specialists appropriate to the current situation in the Russian economy. Based on a questionnaire, the authors reveal and substantiate Kuban students' views on and knowledge in the field of management. The sociological study describes the students' views on professional challenges faced by managers. The research describes the basic mechanisms for developing the future managers' readiness for professional activity, the main professional tasks in the field of personnel management. Moreover, the paper identifies a system of measures that facilitates the comprehensive structured understanding of management activities by students.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Keywords:

management activity, management, professional literacy, Russian economy, students, professional activity, knowledge system, sociological studies, Krasnodar Territory.

Несмотря на процессы глобализации и компьютеризации, происходящие во всех сферах жизнедеятельности современного общества, все еще требует изучения проблематика, касающаяся использования эффективных методов и практических форм управления организацией. Исследование вопросов формирования представлений молодых людей об управленческой деятельности всегда привлекало внимание как теоретиков, так и практиков социогуманитарного знания. Связано это с дефицитом грамотности персонала, отсутствием системы сформировавшихся деловых, управленческих качеств выпускников вузов, в том числе с постоянно растущей потребностью организаций в профессиональных кадрах в области менеджмента, аудита, консалтинга, отвечающих современным реалиям развития российской экономики. Зарубежные исследователи также уделяют указанной проблематике пристальное внимание. Так, например, К.П. МакКью и

Э.У. Приер среди причин коррупции современных государств называют низкий уровень образования населения, слабую развитость гражданского общества и акцентируют внимание на необходимости проведения исследований в области управленческой деятельности [1, р. 76].

В системе социально-гуманитарного научного знания накоплен значительный массив информации, связанный с формированием и развитием профессиональных качеств у будущих специалистов в области экономических дисциплин. Однако остаются малоизученными вопросы, связанные с готовностью к профессиональной деятельности студентов в сфере управления и менеджмента в субъектах РФ. Согласно системному мониторингу изменений предпочтений и ожиданий российских студентов за последние 5-10 лет, современная студенческая молодежь утратила ценность образования в аспекте научного потенциала общества, сместив направление ценностных ориентаций от терминальных к инструментальным [2, с. 52]. Указанные противоречия способствовали организации и проведению эмпирического социологического исследования в Краснодарском крае по выявлению и обоснованию проецирования системы знаний и представлений студенчества в области управленческой деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции системного подхода к изучению управления, отраженные в трудах О.П. Демиденко, А.Я. Кибанова, Н.М. Кузьминой, Р.В. Ленькова, М.П. Переверзева, О.Л. Чулановой. Изучением формирования представлений студенчества в вопросах управления занимались В.П. Гудонис, Р.К. Малинаускас, О.Ю. Новоселов, А.А. Ульянов, Ш.А. Шнирас. Научные работы А.А. Бологова, И.В. Городецкой, Я.В. Ди-дковской, С.Г. Ежова, О.А. Киреевой, В.В. Свинцова, Е.В. Тихонова, Э.Р. Хайруллина посвящены профессиональному самоопределению студентов.

Целью авторского исследования стала оценка готовности кубанских студентов приступить к профессиональной деятельности в области управления, основанная на системе сформировавшихся профессиональных знаний студентов о характере и особенностях управленческого труда. В качестве объекта социологического исследования выступила студенческая молодежь двух вузов Краснодарского края, получающая образование в сфере менеджмента и управления, а предмета -сформированность знаний и представлений студентов о процессе управленческой деятельности. В соответствии с целью были выделены следующие задачи: изучить механизмы формирования готовности будущих управленцев/менеджеров к профессиональной деятельности; провести анализ самооценки студентами значимости и степени сформированности управленческих компетенций; выявить основные профессиональные задачи в сфере управления персоналом в организации (по мнению студенчества); определить систему мер, способствующих приобретению полных структурированных представлений студенчества об управленческой деятельности.

Социологическое исследование проводилось среди студентов бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент» (2016 г.; n = 120); 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (2016 г.; n = 130), а также студентов бакалавриата Кубанского государственного университета, обучающихся по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (2017 г.; n = 275). Выборка исследования определена неслучайно, так как оба высших учебных заведения занимают высокий рейтинг в системе высшего образования в Краснодарском крае и готовят специалистов в сфере управления. Авторами был разработан инструментарий в виде анкеты, отражающий оценочный, аналитический и ранжированный характер исследования. В опросный лист были включены вопросы закрытой, открытой и комбинированной форм, помогающих получить общую картину сформиро-ванности знаний обучающихся относительно будущей профессии.

Согласно данным исследования, треть опрошенных респондентов (33,2 %) совмещают учебу с работой, при этом большинство из них (68,9 %) занимают должности, не совпадающие с направленностью обучения в вузе (бармен, официант, курьер, кассир-продавец и др.). Вполне логичным выглядит тот факт, что в сфере управления работают студенты старших курсов, обучающихся на 3-х и 4-х курсах вуза (менеджер, ведущий специалист, мерчендайзер и др.). Таким образом, часть студентов (31,1 %), принявших участие в исследовании, уже обладают определенным жизненным и трудовым опытом, способствующим формированию у них управленческих компетенций.

Анализ результатов анкетного опроса позволил выявить представления студентов об основных профессиональных задачах, стоящих перед работниками сферы управления и менеджмента. Респонденты, обучающиеся на старших курсах, отмечали, что успешное управление организацией напрямую связано с такими функциями современного менеджера, как планирование работы (36,3), принятие оптимальных решений (28,4), координация действий и стимулирование деятельности персонала (18,4), контроль и анализ проделанной работы (16,9 %). В группе представителей младших курсов (1-го и 2-го года обучения) мнения респондентов относительно роли руководителя разделились. Так, 28,0 % студентов считают, что «руководитель - профессионал,

отлично разбирающийся в экономике», 27,5 - «руководитель - это прежде всего управленец кадрами и персоналом». Таким образом, в группе начальных курсов обучения отсутствует четкое разделение между профессиональными и управленческими функциями, тогда как в группе старших курсов у большей части респондентов присутствует конкретное понимание роли руководителя в лице управляющего.

Полученные результаты социологического исследования совпадают с результатами исследования А.А. Ульянова, проведенного среди самарских вузов в области изучения представлений студентов об основных задачах управленческой деятельности. Ученый указывает на сложившийся стереотип мышления молодых людей относительно миссии и определения целей управленческой деятельности, связывая его с психологической готовностью и практическим мышлением будущего руководителя/управленца [3, с. 68-69].

Расхождений во взглядах студенчества относительно стиля управления в организации в ходе исследования не отмечено. Все опрошенные студенты отдали приоритетную позицию демократическому стилю управления (92,3 %) и лишь некоторые упомянули авторитарный (4,7) и либеральный (3,0) стили работы с подчиненными.

Мы согласны с мнением Т.З. Адамьянц о том, что в системе сформированных комплексных профессиональных управленческих качеств студентов вузов не менее важны коммуникативные навыки общения, принадлежность студента к той или иной социоментальной группе, влияющей на развитие социокультурного вектора процессов в социуме/коллективе [4, с. 32]. Это подтверждено данными эмпирического исследования: подавляющее большинство опрошенных отметили, что важными качествами руководителя-управленца являются коммуникативные способности (67,3), умение находить и привлекать ресурсы для деятельности предприятия (32,7 %). Среди личностных качеств управленцев респонденты назвали толерантность (25,6), справедливость в принятии решений (21,3), способность нести ответственность за себя и своих подчиненных (19,8), стремление к самореализации/самопознанию (17,9), креативный творческий подход к работе (8,74), целеустремленность (6,7 %). Расстановка приоритетов со стороны студентов свидетельствует о понимании ими особенностей управленческого труда в условиях смешанной рыночной экономики России.

При выборе механизмов, способствующих повышению грамотности, компетентности студентов-выпускников - будущих управленцев и менеджеров в профессиональной деятельности (открытый вопрос), лидирующую роль заняла позиция «участие в семинарах, тренингах, научных конференциях» (43,2 %), далее следовала позиция «курсы/стажировка» (36,0), затем «упорный труд, самообразование» (20,8). Представленные ответы студентов бакалавриата свидетельствуют о недостаточном применении практико-ориентированных форм обучения, что актуализирует необходимость использования указанных направлений обучения в системе высшего образования.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Обобщение результатов эмпирического исследования позволяет сделать вывод о том, что большая часть респондентов имеет точные представления об управлении как особом виде экономической деятельности. Категория респондентов старших курсов очно-заочной формы обучения отождествляет управленческую деятельность с организаторской, четко формулирует понимание роли руководителя, отмечает важность мотивационной составляющей в сфере управления, грамотно определяет значимые личностные и профессиональные качества. На наш взгляд, это связано с тем, что старшекурсники, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, работают по профилю получаемой ими в вузе профессии.

Анализ самооценки кубанскими студентами степени сформированности видов профессиональной деятельности позволяет сделать вывод о том, что организационно-управленческая деятельность лидирует среди остальных видов деятельности и составляет 48,2 %. Очевидно, что студентам гораздо проще выстраивать свою работу с учетом опыта и новых идей, организовывать работу коллектива по собственному примеру и наличию лидерских качеств, благодаря умению принимать взвешенные решения и достигать высоких результатов в интересах общества и коллектива. Далее следует административно-технологический вид деятельности (39,4 %): студенты указали, что знакомы с нормативно-правовым законодательством в области управления, могут вести деловую переписку с другими организациями, способны произвести экспертную оценку различных управленческих ситуаций. Менее сформированы научно-исследовательский и педагогический виды деятельности (12,4 %): студенты еще не готовы участвовать в научно-исследовательских работах, связанных с проблемами государственного и муниципального управления, готовить обзоры и проводить аналитические исследования.

Мы разделяем мнение О.О. Горшковой, исследователя из Тюмени, утверждающей, что уровень профессиональной подготовки будущих специалистов определен единством трех составляющих: преподавание - учение - исследование [5, с. 58], так как считаем, что лишь путем совместных усилий и заинтересованности всех субъектов образовательного процесса, применения разнообразных форм и методов в учебной, производственной и научно-исследовательской

деятельности обучающихся, сочетании теоретических и практических знаний, умений студентов можно достичь эффективных результатов в будущей профессии. Так, в ходе социологического исследования студентами двух кубанских вузов было отдано предпочтение в использовании во время обучения (практических/семинарских занятий) таких методов, как игровые технологии (38,0), дискуссионные (32,1) и тренинговые (29,9 %) занятия. Среди лекционных занятий лидирующие позиции заняли лекции проблемного характера, с применением интерактивных технологий, лекции-дискуссии. Выявлена заинтересованность студентов к привлечению для проведения образовательного процесса специалистов/работников из сферы управления и бизнеса, что вполне логично и легко объяснимо тем, что студентам важно получить представление о правах и обязанностях специалиста будущей профессии «из первых уст» для дальнейшего профессионального самоопределения.

Современные подходы в системе высшего образования построены с учетом выполнения требований ФГОС ВО, основаны на компетентностно-ориентированном подходе. Мы считаем, что уровень готовности будущих управленцев/менеджеров к профессиональной деятельности тесно связан с усвоением студентами перечня профессиональных компетенций. Так, в ходе обработки данных социологического исследования наиболее сформированными компетенциями у кубанских студентов - будущих менеджеров/управленцев, студентов старших курсов (шкала овладения от 0 до 5 баллов) были выявлены: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (средний балл - 4,9, общекультурные компетенции); владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (4,8 балла, общепрофессиональные компетенции); владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (4,6 балла, профессиональные компетенции). Рисунок 1 позволяет ознакомиться с перечнем компетенций, которые менее сформированы у старшекурсников кубанских вузов (по мнению опрошенных молодых людей).

■ оценка качества управленческих решений

■ внедрение технологических, продуктовых инноваций

■ построение моделей, их адаптация к задачам управления

■ финансовая отчетность, финансовый учет

■ оказаний 1-й помощи в условиях ЧС

Рисунок 1 - Перечень недостаточно сформированных компетенций студентов -будущих менеджеров/управленцев (средний показатель - 2,0-3,0 балла)

Анализ данных свидетельствует о неудовлетворенности кубанских студентов своей компетентностью, о понимании ими необходимости развивать способности, лежащие в основе эффективного управления и планирования, и прежде всего в получении специализированных знаний. Студенты недостаточно понимают специфику управленческого труда, слабо владеют навыками составления финансовой отчетности. Таким образом, исследование позволило сделать вывод, что опрошенные студенты в целом адекватно оценивают свои управленческие способности. Можем предположить, что с приобретением опыта работы по профилю обучения у студентов в недалеком будущем возрастет понимание особенностей управленческой деятельности.

Сформированные у кубанских студентов старших курсов компетенции связаны с общением с людьми, организацией коллективной работы, что является важным звеном в развитии управленческих способностей. Отметим, что опрошенные студенты обладают предпосылками к формированию управленческих компетенций: адекватная самооценка и стремление к саморазвитию, наличие коммуникативных и организаторских навыков, что свидетельствует о готовности к осуществлению ими в будущем профессиональной деятельности в области управления.

Результаты анкетного опроса позволили выделить ряд мер, способствующих, по нашему мнению, приобретению полных структурированных представлений студенчества об управленческой деятельности. Во-первых, необходимо вносить изменения в традиционный учебный процесс, корректировать учебные программы и учебные планы, вводить дополнительные профессиональные дисциплины, направленные на понимание управленческого труда, использовать активные, инновационные методы обучения (по запросу студентов с помощью обратной связи «преподава-

Студенты КубГАУ Студенты КубГУ

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

тель - студенты»). Во-вторых, содержание учебных программ должно быть направлено на понимание особенностей управленческой деятельности, знание теории управления, обеспечение дифференцированного подхода к обучению студентов разных специальностей и специализаций, учет специфики управленческой деятельности. Важно требовать от студентов исполнительности, ответственности, понимания задач, стоящих перед ними при освоении профессиональных специализированных дисциплин, повышения уровня освоения учебного материала. В-третьих, нужно активно пропагандировать науку, привлекать студенчество к научно-исследовательской деятельности, следить за инновациями в области управления, аудита, консалтинга; знакомить с последними научными достижениями, привлекая студентов к организации и проведению реальных социально-управленческих проектов, развивать навыки исследования. Считаем, что следование перечисленным рекомендациям позволит профессорскому-преподавательскому составу вузов повысить уровень овладения профессиональными компетенциями со стороны студенчества и качество подготовки молодых людей к профессиональной деятельности в области управления.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что вуз должен тесно взаимодействовать с государственными и бизнес-структурами в области профилирующей направленности обучения для того, чтобы выпускники имели целостное представление о профессиональной деятельности, были полностью готовы к выполнению ряда задач по управлению производственным процессом, решению разноплановых проблемных ситуаций с персоналом.

Ссылки:

1. McCue C.P., Prier E.W. Local Government Procurement and Safeguards against Corruption [Электронный ресурс] // Local public financial management / ed. by A. Shah ; The World Bank. Washington, 2007. P. 69-107. URL: http://sitere-sources.worldbank.org/PSGLP/Resources/LocalPublicFinancialManagement.pdf (дата обращения: 22.02.2018).

2. Бикметов Е.Ю., Голиков С.В., Ли С.А. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза в отношении профессиональной управленческой деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 3. С. 49-59.

3. Ульянов А.А. Представления студентов об управленческой деятельности в контексте исследования профессиональной готовности // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 4. С. 66-70.

4. Адамьянц Т.З. Инновационные подходы к определению стратегий управленческого поведения (на примере изучения групп студентов) // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 2. С. 30-37.

5. Горшкова О.О. Концептуальные основы профессиональной подготовки студентов инженерных вузов к исследовательской деятельности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 58-62.