Научная статья на тему 'СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ'

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ / ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Наиля Ильгизовна

Современные социально-экономические преобразования общества актуализировали доказательный подход к управлению вузом. Цель статьи - дать сущностную характеристику доказательного управления вузом на основе опережающих индикаторов. Методологическую основу исследования составил доказательный подход, предусматривающий принятие управленческих решений на основе фактов. Сущность доказательного управления вузом отражает процесс осознанного принятия управленческих решений, диалектично взаимосвязанных и детерминированных систематическим обзором и метаанализом научных исследований и включает продуктивно-доказательные и социально-коммуникативные компоненты. Функции доказательного управления ориентируют на выбор конкурентной стратегии вуза; обеспечивают эффективность управленческих решений на основе внешних доказательств, индикативного планирования; обуславливают интеграцию практики управления с наилучшими доступными внешними данными систематических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF EVIDENCE-BASED UNIVERSITY MANAGEMENT BASED ON LEADING INDICATORS

Modern socio-economic transformations of society have updated the evidence-based approach to university management. The purpose of the article is to give an essential characteristic of the evidence-based management of a university based on leading indicators. The methodological basis of the study was formed by an evidence-based approach that provides for the adoption of management decisions based on facts. The essence of evidence-based management of a university reflects the process of conscious management decisions, dialectically interrelated and determined by a systematic review and meta-analysis of scientific research and includes productive evidence and socio-communicative components. Evidence-based management functions focus on the choice of the competitive strategy of the university; ensure the effectiveness of management decisions based on external evidence, indicative planning; condition the integration of management practices with the best available external data from systematic research.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ»

Литература:

1. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи / В.И. БЬельтюков // Москва: Педагогика, 2013. - 176 с.

2. Власова, Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт // Москва: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с.

3. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». - Самара, СГПУ, 2014. - 301 с.

4. Каракулова, Е.В. Коррекционная фонологоритмика: учебно-методическое пособие / Е.В. Каракулова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - 111 с.

5. Крылова Е.С. Методические аспекты развития фонематических процессов у детей с нарушениями речи / Е.С. Крылова // Вопросы педагогики. - Москва. - 2020. - № 6 (1). - С. 188-194.

6. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 3 URL: https://vestnik.mininuniver.rU/jour/article/view/1118

Педагогика

УДК 378.1

директор Аскарова Наиля Ильгизовна

Казанский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Казань)

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ

ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ

Аннотация. Современные социально-экономические преобразования общества актуализировали доказательный подход к управлению вузом. Цель статьи - дать сущностную характеристику доказательного управления вузом на основе опережающих индикаторов. Методологическую основу исследования составил доказательный подход, предусматривающий принятие управленческих решений на основе фактов. Сущность доказательного управления вузом отражает процесс осознанного принятия управленческих решений, диалектично взаимосвязанных и детерминированных систематическим обзором и метаанализом научных исследований и включает продуктивно-доказательные и социально-коммуникативные компоненты. Функции доказательного управления ориентируют на выбор конкурентной стратегии вуза; обеспечивают эффективность управленческих решений на основе внешних доказательств, индикативного планирования; обуславливают интеграцию практики управления с наилучшими доступными внешними данными систематических исследований.

Ключевые слова: доказательное управление вузом, управление вузом на основе опережающих индикаторов, доказательный подход.

An^taUm. Modern socio-economic transformations of society have updated the evidence-based approach to university management. The purpose of the article is to give an essential characteristic of the evidence-based management of a university based on leading indicators. The methodological basis of the study was formed by an evidence-based approach that provides for the adoption of management decisions based on facts. The essence of evidence-based management of a university reflects the process of conscious management decisions, dialectically interrelated and determined by a systematic review and meta-analysis of scientific research and includes productive evidence and socio-communicative components. Evidence-based management functions focus on the choice of the competitive strategy of the university; ensure the effectiveness of management decisions based on external evidence, indicative planning; condition the integration of management practices with the best available external data from systematic research.

Keywords: evidence-based university management, university management based on leading indicators, evidence-based approach.

Введение. Управление - это междисциплинарное понятие, характеризующее целенаправленный процесс обеспечения оптимального функционирования и развития системы [16]. В педагогических исследованиях управление определяется как процесс и результат выбора цели и способов ее достижения [2]; процесс воздействия субъекта на объект управления для оптимизации целенаправленного перехода системы из одного состояния в другое [13]; система действий, обеспечивающая перевод объекта из начального состояния в требуемое конечное состояние [14]; видовая категория, включающая специализированную трудовую деятельность [12]. Цель статьи: дать сущностную характеристику доказательного управления вузом на основе опережающих индикаторов.

Изложение основного материала статьи. Теоретико-методологическую основу исследований проблем управления составляет совокупность подходов, которая позволяет: обосновать системную целостность структурообразующих компонентов управления и устойчивую направленность на результат, посредством оптимизации управляемой системы (системный подход) [18]; установить взаимосвязи между функциями управления (процессный подход) [15]; повысить эффективность методов управления, исходя из обстоятельств, определить содержание управленческой компетенции всех субъектов (ситуационный подход) [2];определить и упорядочить цели управления и разработать программу по их достижению (программно-целевой подход) [19]; моделировать систему управления для количественного описания процессов и оптимального решения задач, организации механизмов обратной связи (кибернетический подход) [5]; учитывать воздействие внутренних и внешних условий и факторов, оптимизировать «входы» и «выходы» (комплексный подход) [1б];выделить основные научные школы в управлении, дать характеристику концептуальных идей, провести их сравнительный анализ и выявить составляющие, интересные для конкретной модели управления (парадигмальный подход) [4]; установить диалектические взаимосвязи между

процессом и результатом, причиной и следствием, необходимостью и случайностью, возможностью и действительностью (интегративный подход) [3].

В настоящее время в управлении образованием получила распространение идеология менеджериализма, ориентированная на экономику знаний, цифровую трансформацию системы образования, коммодификацию целей, развитие образовательных услуг, повышение продуктивности деятельности научно-педагогических работников, управление качеством образования [1]. Качественная характеристика менеджериализма, как теоретической концепции и управленческой практики, включает тотальный менеджмент качества (TQM), реинжиниринг, распределение полномочий, трансформационное лидерство.В идеологии менеджериализма наибольшую ценность для педагогических исследований составляют идеи об автономном, рациональном акторе, действующем в собственных интересах, способным взять на себя ответственность, и коллективном сотрудничестве.Идеология менеджериализма все больше проникает в систему управления образованием посредством импорта методов и критериев качества [15].

Сущность управления вузом отражает процесс целеориентированного взаимодействия субъектов образовательных отношений, направленного на обеспечение реализации права граждан на образование и государственной политики в сфере высшего образования, а также оптимального функционирования и инновационного развития образовательной организации для получения качественных новых результатов образования в интересах человека, семьи, общества, государства [4].

В содержании управления вузом можно выделить следующие компоненты: объективно-предметные, объединяющие объект, предмет, принципы, цели, задачи, функции управления; схему управленческой деятельности; условия, факторы, формы, методы, средства управления; контроль, индикаторы, результат [5]; и субъективно-прагматические, включающие субъектов управления, мотивацию, рефлексию, субъект-субъектные и субъект-объектные взаимодействия [6]. Установлено, что эффективность процесса управления вузом повышается при условии системной целостности объективно-предметных и субъективно-прагматических структурообразующих компонентов.

Доказательное управление предусматривает принятие управленческих решений на основе фактов, наилучших имеющихся доказательств (результатов научных исследований, опубликованных в рецензируемых журналах; сбора и анализа эмпирических данных) [7]. Теоретическую основу доказательного подхода к управлению составили идеология менеджериализма и доказательная медицина, опирающаяся на достоверные доказательства эффективности и безопасности применения профилактических, диагностических, лечебных вмешательств и предусматривающая объединение индивидуального клинического опыта с лучшими доступными внешними клиническими данными систематических исследований [17].

Авторы исследований проблем доказательного управления в образовании отмечают, что преподаватели должны: быть критически настроенными читателями научных публикаций в области образования; иметь возможность продуктивно использовать эмпирические данные и интегрировать их со своим опытом преподавания и знаниями; уметь ценить идею и возможность ее интеграции с педагогической практикой [8]. При этом наибольшие дискуссии вызывают вопросы о том, что считать лучшими доказательствами для образования, как и когда использовать доказательства, как связаны личные знания, опыт и внешние доказательства [9]. Доказательное управление обуславливает интеграцию индивидуального опыта преподавания и обучения с наилучшими доступными внешними данными систематических исследований. Однако, увеличивающийся объем педагогических исследований затрудняет выбор наиболее релевантных данных [7]. Кроме того, не все управленческие решения в образовании можно подкрепить внешними доказательствами [20]. Вместе с тем, доказательное управление позволяет выявить стратегии в образовательной политике и педагогической практике, тенденции развития педагогической науки, выступает ориентиром для принятия корректных управленческих решений.

Сущность доказательного управления вузом отражает процесс осознанного принятия управленческих решений, диалектично взаимосвязанных и детерминированных систематическим обзором и метаанализом научных исследований, для оптимального достижения поставленных целей и обеспечения качества образования, а также определения перспектив развития образовательной организации.

В содержании доказательного управления вузом можно выделить следующие компоненты: продуктивно-доказательные, объединяющие результаты научных исследований, эмпирические данные, систематические обзоры и метаанализы, экспертные мнения, методы диагностики управления, педагогические инновации, передовой педагогический опыт; и социально-коммуникативные, включающие мотивацию, рефлексию, методы делового общения, брендинг, имиджирование. Установлено, что эмерджентность доказательного управления вузом проявляется при условии развития синергетической связи продуктивно-доказательных и социально-коммуникативных компонентов. Синергетическая связь продуктивно-доказательных и социально-коммуникативных компонентов обуславливает отбор опережающих индикаторов и содержание функций доказательного управления.

Индикатор определяется как интегральный параметр для количественного определения качественных характеристик процесса.В теории управления используются такие понятия, как «индикативное планирование», «индикативное управление» «опережающие индикаторы» [2]. Индикативное планирование подразумевает процесс формирования и последующего достижения системы индикаторов (параметров), исходя из поставленных целей. Индикативное управление это процесс координации интересов субъектов управления на основе индикативного планирования для устойчивого функционирования и развития объекта управления.Опережающие индикаторы — это параметры, характеризующие предполагаемые изменения объекта управления и обуславливающие своевременное реагирование.

В педагогических исследованиях индикативное планирование определяется как аналитическая стадия индикативного управления, которая носит рекомендательный характер, предусматривает разработку целевых программ и их финансовое обеспечение [11]. Индикативное управление трактуется как эффективный инструмент межотраслевой координации, формирования и развития отраслевых образовательных кластеров [13]. Опережающие индикаторы рассматриваются как параметры, характеризующие «желательное состояние (позиционирование и определение «уровней притязания»), предварительную укрупненную оценку ресурсных возможностей [14].

Функции доказательного управления вузом на основе опережающих индикаторов сопряжены со структурообразующими компонентами управления (объективно-предметными и субъективно-

прагматическими), а также доказательного управления (продуктивно-доказательными и социально-коммуникативными).Критико-аналитическая функция предусматривает метаанализ и критическую оценку доказательств для осмысленного принятия эффективного управленческого решения по достижению многих целей и успешному завершению мультипроектов [11]. Индикативно-рейтинговая функция включает отбор опережающих индикаторов для повышения конкурентоспособности вуза в условиях постоянно происходящих изменений, мониторинг реализации и достижение индикативного плана, организацию рейтинговой оценки структурных подразделений и профессорско-преподавательского состава [15]. Организационно-мотивационная функция обеспечивает внедрение инновационных механизмов организации научно-образовательной деятельности (краудсорсинг для привлечения общественных институтов к решению проблем, венчурные студии для развития стартапов, цифровые технологии для постановки и решения новых педагогических задач), оптимизацию мотивационных методов управления, эффективность брендинга и имиджирования [10].

Значение функций доказательного управления в следующем: ориентируют на выбор конкурентной стратегии вуза с учетом приоритетов образовательной политики, тенденций развития педагогической науки, передового педагогического опыта (критико-аналитическая функция);обеспечивают эффективность управленческих решений на основе внешних доказательств, индикативного планирования и рейтингового учета достижений субъектов управления (индикативно-рейтинговая функция); обуславливают интеграцию практики управления, индивидуального педагогического опыта с наилучшими доступными внешними данными систематических исследований (организационно-мотивационная функция).

Выводы. Современные социально-экономические преобразования общества, распространение идеологии менеджериализма в управленческой практике актуализировали доказательный подход к управлению вузом.В образовании доказательное управление позиционируется как эффективный инструмент персонализации обучения и формирования готовности к обучению в течении всей жизни; а также как процесс проектно-целевого программирования, обеспечивающего принятие эффективного управленческого решения по достижению многих целей и успешному завершению мультипроектов в условиях постоянно происходящих изменений.

Литература:

1. Абрамов Р.Н. Менеджерализм: экономическая идеология и управленческая практика // Экономическая социология. - 2007. - Т. 8. - №2. - С. 92-101.

2. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: Монография. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. - 300 с. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/256/79256/59866?p_page=1(дата обращения 28.09.2021)

3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 132.

4. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 91.

5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ, 1984. - 344 с.

6. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-2. - С. 133.

7. Biesta G.J.J. Why 'what works still won't work: from evidencebased education to value-based education // Studies in Philosophy and Education. - 2010. - N 29 (5). - Р. 491-503. doi: 10.1007/s11217-010-9191-x https://philpapers.org/rec/BIEWWW-2(дата обращения 28.09.2021)

8. Davies P. What is evidence-based education? // British Journal of Educational. Studies. - 1999. - Vol. 47. -N 2. - P. 108-121. https://www.cebma.org/wp-content/uploads/Davies-What-is-Evidence-Based-Education.pdf(дата обращения 28.09.2021)

9. Diery A., Vogel F., Knogler M., Seidel T. Evidence-Based Practice in Higher Education: Teacher Educators' Attitudes, Challenges, and Uses // Frontiers in Education. - 2020. - Volume 5. - Article 62. doi: 10.3389/feduc.2020.00062 https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2020.00062/full (дата обращения 28.09.2021)

10. Ivanov V.G., Barabanova S.V., Shagieva R.V., Chikisheva N.M., Lunev A.N., Volkova N.V., Nabiullina K.R., Spirina E.V. The Essence and Content of State Regulation of Services Development in Conditions of Increasing Autonomy of Federal State Entitie // International Review of Management and Marketing. - 2016. -Т. 6. - № 2. - Р. 149-154.

11. Lunev A.N., Pugacheva N.B., Stukolova L.Z. Development strategies for professional educational services under the increasing autonomy of territories within the federal state // Актуальш проблеми економжи. - 2014. -Т. 10. - № 160. - С. 215.

12. Lunev A.N., Pugachova N.B., Stukolova L.Z. Socially oriented regional economic space as an instrument in managing the development of service sector // Актуальш проблеми економжи. - 2014. - Т. 155. -№ 5. - С. 247.

13. Lunev A.N., Safin R.S., Korchagin E.A., Sharafutdinov D.K., Suchkova T.V., Kurzaeva L.V., Nikishina S.R., Kuznetsova N.A. The Mechanism of Industrial Educational Clusters Creation as Managerial Entities of Vocational Education // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - № 2. - Р. 166-171.

14. Pugacheva A.S., Filippova V.P., Kon A.Y., Dorzhieva L.B., Silchenok I.S., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Mustafina A.A. Market Regulators of Service Spheres Innovative Development as a Tool of Regional SocioEconomic Policy // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - № 2. - С. 294-300.

15. Pugacheva N., Kirillova T., Kirillova O., Luchinina A., Korolyuk I., Lunev A. Digital Paradigm in Educational Management: The Case of Construction Education Based on Emerging Technologies // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). - 2020. - Vol. 15. - № 13. - Р. 96-115 http://doi.org/10.3991/ijet.v15i13.14663(дата обращения 28.09.2021)

16. Pugacheva N.B., Kashina S.G., Kirillova T.V., Ovchinnikova I.G., Kudyashev N.K., Lunev A.N., Pavlova O.A., Valeyev A.S. The Mechanism of State-Public Management of Vocational Education in the Region // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - № 2. - С. 6-11.

17. Sackett D.L., Rosenberg W.M.C., Gray J.A.M., Haynes R.B., Richardson W.S. (1996). Evidence based medicine: what it is and what it isn't // BMJ. - 1996. - N 312. - P. 71-72. doi: 10.1136/bmj.312.7023.71 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/8555924/ (дата обращения 28.09.2021)

18. Terentyeva I.V., Akhmetzyanova G.N., Mukhomorova I.V., Perezhogina O.N., Pugacheva N.B., Gainullina R.R., Lunev A.N., Lezhnin V.V. Development Strategy of Service Sector in Conditions of Federal States Entities Autonomy Increasing // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - № 2. - С. 1-5.

19. Terentyeva I.V., Starodubtsev M.P., Timonin A.I., Pugacheva N.B., Zykova N.N., Lunev A.N., Ezhov S.G., Starikova L.D. Assessment of state services quality and availability in the socio-cultural sphere // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - № 1. - Р. 122-127.

20. Thomas G., Pring R. Evidence-based practice in education. Maidenhead: Open University Press. -2004. - 240 р.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО

«Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье раскрыто понятие «функциональная грамотность». На основе деятельностного подхода разработаны методические рекомендации для учителя начальных классов в формировании функциональной грамотности обучающихся. Раскрыты особенности развития ключевых навыков функциональной грамотности в начальной школе на учебных предметах «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение» и «Окружающий мир».

Ключевые слова: функциональная грамотность, качество образования, деятельностный подход, оценка, федеральный государственный образовательный стандарт, начальное общее образование, учебная задача, личностно-ориентированные образовательные технологии, универсальные учебные действия.

Annotation. The article reveals the concept of "functional literacy". Based on the activity approach, methodological recommendations have been developed for primary school teachers in the formation of students' functional literacy. The features of the development of key functional literacy skills in primary school on the subjects "Russian language", "Mathematics", "Literary reading" and "The world around us" are revealed.

Keywords: functional literacy, quality of education, activity approach, assessment, federal state educational standard, primary general education, educational task, student-centered educational technologies, universal learning activities.

Введение. В современную эпоху в образовании прочно утвердилась идея о развитии функциональной грамотности обучающихся как возможности полноценного и успешного функционирования личности в обществе [1]. Поэтому не случайно на сегодняшний день проблема формирования функциональной грамотности российских школьников приобрела особую актуальность не только научной среде, но и на уровне государственных структур, как возможности повышения качества российского образования [9]. Стремление России попасть в десятку лидеров по результатам международных исследований качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS, ICCS, TALIS и др.) на сегодняшний день меняет отношение педагогической общественности к содержанию учебного материала школьных предметов и определяет необходимость разработки учебных заданий практикоориентированного характера в межпредметном взаимодействии.

Отмеченное выше указывает на то, что формирование и развитие умений и навыков функциональной грамотности обучающихся всех образовательных ступеней является одной из приоритетных задач российского образования. В начальной школе решение этой задачи рассматривается на уровне реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Согласно требованиям ФГОС НОО, в начальной школе в процессе организации урочной и внеурочной деятельности необходимо создавать условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся как «способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [7, с. 20]. Результативной составляющей такой деятельности является развитие у обучающихся инициативности, эмоциональной устойчивости, умения творчески и нестандартно мыслить в процессе решения жизненных задач.

Изложение основного материала статьи. Выяснено, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Особое внимание на данном этапе педагог уделяет стимулированию речевой деятельности обучающихся: уметь говорить, слушать, читать, писать, считать. Целенаправленная и систематизированная работа учителя в этом направлении способствует развитию у младших школьников общеучебных (универсальных) умений и навыков.

Кроме того, педагогу начальных классов необходимо сформировать у обучающихся ключевые компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные), развивать потребность в саморазвитии, самообразовании, готовность обучаться на последующих образовательных этапах [8, с. 145].

Выделим характерные особенности, свойственные для функционально грамотного человека. По определению А.А. Леонтьева, «функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [6].

На основе теоретического и практического опыта, представленного исследователями Института стратегии развития образования РАО под руководством доктора педагогических наук Н.Ф. Виноградовой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.