Научная статья на тему 'Принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса'

Принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1270
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНО ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС / MULTIMEDIA TRAINING COMPLEX / ОТБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / SELECTION OF EDUCATIONAL MATERIAL / СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / STRUCTURING OF EDUCATIONAL MATERIAL / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / RATIONALITY / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / TRANSDISCIPLINARITY / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / NONLINEARITY / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / CLUSTERING / КАСКАДНОСТЬ / МОДУЛЬНОСТЬ / MODULARITY / CASCADING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халметов Тимур Анварович

Актуальность исследования обусловлена внедрением в учебный процесс мультимедийных обучающих комплексов. Цель статьи определить принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса. Ведущим подходом к исследованию стал сетевой подход, позволяющий установить взаимосвязи между отбором и структурированием учебного материала мультимедийного обучающего комплекса по различным логическим основаниям. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании принципов отбора (когерентность, трансдисциплинарность, рациональность, компаративность) и структурирования (нелинейность, кластеризация, каскадность, модульность) учебного материала мультимедийного обучающего комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халметов Тимур Анварович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of selection and structuring of educational material of a multimedia training complex

The relevance of the study is due to the introduction of multimedia training complexes into the educational process. The purpose of the article is to determine the principles of selection and structuring of educational material of a multimedia training complex. The leading approach to research was the network approach, which allows establishing relationships between the selection and structuring of educational material of a multimedia training complex on various logical grounds. The main results of the research consist in the scientific substantiation of the selection principles (coherence, transdisciplinarity, rationality, comparativeness) and structuring (nonlinearity, clustering, cascading, modularity) of the educational material of the multimedia training complex.

Текст научной работы на тему «Принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса»

Преподаватели физической подготовки и спорта стараются снизить уязвимость своих «детей» и повышают их работоспособность, а Правительство прилагает большие усилия к приумножению потенциала молодежи в сфере занятия спортом.

Литература:

1. Барсагаева И.В., Хагай В.С. Культура личности студента: состояние проблемы формирования и характеристика компонентов / В сборнике: Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития материалы XXIV Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава. - 2017. -С. 158-161.

2. Козенко Е.Ю., Гладких Д.Г., Кудря А.Д., Тимошенко Л.И., Прокопенко Т.И. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студента. Учебное пособие / Ставрополь, 2017.

3. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и атлетическая гимнастика. Учебное пособие. -Ставрополь, 2016.

4. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и методика развития физических качеств. Учебное пособие / Краснодарский университет МВД РФ. - Ставрополь, 2016.

5. Кудря А.Д., Тимошенко Л.И. Физическая культура и основные силовые виды спорта. Учебное пособие. - Ставрополь, 2015.

6. Путин В. В. О спорте. Файл-РФ. 17.08.2014

7. Хагай В.С., Агеев А.В., Хагай В.В. В Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры и спорта / сборнике: Актуальные вопросы права и правоприменения электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 262-269.

8. Хагай В.С., Агеев А.В., Хагай В.В., Стрельников Р.В. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни / В сборнике: Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 114-117.

9. Хагай В.С., Кульчицкий В.Е., Стрельников Р.В., Литвина Г.А. Формирование физической культуры личности на основе мотивационно-ценностных отношений студентов к занятиям физическими упражнениями // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 128-130.

10. Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В., Гайдаш А.И. Формирование здорового образа жизни студентов в системе вузовского образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-10. - С. 218-224.

11. Хагай В.С., Хагай В.В. Физическая активность в современном мире и её проблемы / В сборнике: Социально-гуманитарные и естественно-технические науки и вызовы современности Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 832-835.

Педагогика

УДК: 37.02

преподаватель Халметов Тимур Анварович

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА И СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена внедрением в учебный процесс мультимедийных обучающих комплексов. Цель статьи - определить принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса. Ведущим подходом к исследованию стал сетевой подход, позволяющий установить взаимосвязи между отбором и структурированием учебного материала мультимедийного обучающего комплекса по различным логическим основаниям. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании принципов отбора (когерентность, трансдисциплинарность, рациональность, компаративность) и структурирования (нелинейность, кластеризация, каскадность, модульность) учебного материала мультимедийного обучающего комплекса.

Ключевые слова: мультимедийно обучающий комплекс, отбор учебного материала, структурирование учебного материала, рациональность, трансдисциплинарность, нелинейность, кластеризация, каскадность, модульность.

Annotation. The relevance of the study is due to the introduction of multimedia training complexes into the educational process. The purpose of the article is to determine the principles of selection and structuring of educational material of a multimedia training complex. The leading approach to research was the network approach, which allows establishing relationships between the selection and structuring of educational material of a multimedia training complex on various logical grounds. The main results of the research consist in the scientific substantiation of the selection principles (coherence, transdisciplinarity, rationality, comparativeness) and structuring (nonlinearity, clustering, cascading, modularity) of the educational material of the multimedia training complex.

Keywords: multimedia training complex, selection of educational material, structuring of educational material, rationality, transdisciplinarity, nonlinearity, clustering, cascading, modularity.

Введение. Мультимедийный обучающий комплекс, как информационно-методическое средство педагогического управления процессом обучения, представляет собой электронное интерактивное издание, в содержании которого представлен учебный материал, необходимый для решения конкретных образовательных задач, способ взаимодействия с которым устанавливается заданным алгоритмом или самостоятельно составленным обучающимся [4]. Структурообразующие компоненты учебного материала составляют учебная и научная информация, познавательные задачи и упражнения, исследовательские задания. Структурообразующим компонентам учебного материала свойственны целостность и эмерджентность, интеграция которых создает синергетический эффект, обеспечивающий развитие творческого потенциала всех субъектов учебного процесса, а также его оптимизацию [1].

Ведущим подходом к исследованию стал сетевой подход, позволяющий установить взаимосвязи между отбором и структурированием учебного материала мультимедийного обучающего комплекса по различным

логическим основаниям [5]. Формулировка цели статьи: определить и научно обосновать принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях для сотрудников МВД России.

Изложение основного материала статьи. Педагогический принцип - это система теоретических положений и требований к проектированию, организации и осуществлению целостного образовательного процесса, вытекающих из его закономерностей и реализуемых во всех компонентах педагогической системы (целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов) [3, с. 46]. Выяснено, что отбор и структурирование учебного материала мультимедийного обучающего комплекса для сотрудников МВД опирается на общедидактические и специальные принципы.

Общедидактические принципы указывают общее направление деятельности по отбору и структурированию учебного материала мультимедийного обучающего комплекса. Выяснено, что общедидактические принципы отбора и структурирования учебного материала включают: соответствие содержания обучения социально-экономическим потребностям общества [2]; единство содержательной и процессуальной составляющих обучения [10]; научность [11]; фундаментализация; системность [9]; межпредметность [7]; доступность [12]; наглядность [22].

Специальные принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса обусловлены закономерностями информационно-коммуникационных технологий обучения и возрастного развития обучающихся, а также особенностями (задачами) процесса обучения [13; 23]. Установлено, что: 1) эффективность овладения знаниями, умениями, навыками повышается при условии гипертекстовой структуры учебного материала; 2) результативность приобретения опыта применения знаний, умений, навыков в процессе жизнедеятельности возрастает при условии внедрения в учебный процесс синтезированного аудио- и видеоряда, статичных и динамичных информационных объектов;

3) продуктивность освоения компетенций повышается при условии направленности учебного материала на обеспечение взаимосвязи понятийных, образных и действенных компонентов мышления; 4) оптимизация рефлексии обучающимися собственного опыта и результатов учебной деятельности усиливается при условии включения в учебный материал интерактивных информационных объектов (гипертекста, иллюстраций, моделей и пр.); 5) актуализация формирования мотивации получения образования в течение всей жизни увеличивается при условии реализации обучающимися возможности самостоятельного изучения учебного материала посредством компьютерного моделирования процессов и объектов; 6) совершенствование учебных способностей достигается при условии отбора учебного материала с учетом социальных и психофизиологических особенностей обучающихся.

Определено, что специальные принципы отбора учебного материала включают: 1) когерентность, обеспечивающую скоррелированность (согласованность) учебной информации о видах и формах преступлений в спорте высших достижений, моделях личности преступников, задачах и методах охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях [14]; 2) трансдисциплинарность, направленную на взаимосвязь технологий из разных отраслей науки (юриспруденции, педагогики, психологии, экономики) для создания универсальных моделей охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях [15]; 3) рациональность, обуславливающую установление функциональных взаимосвязей учебной и научной информации, познавательных задач и упражнений, исследовательских заданий для освоения и совершенствования профилактических, оперативно-служебных, административно-надзорных умений и навыков обеспечения охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях [8];

4) компаративность, предусматривающую проведение сравнительно-сопоставительного анализа отечественного и зарубежного опыта организации охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях для выявления традиций и инноваций в обеспечении виктимологической профилактики преступлений в спорте высших достижений [17].

Принципы структурирования учебного материала включают: 1) нелинейность, обуславливающую гипертекстовое структурирование учебной и научной информации и возможность выделения инвариантной и вариативной частей в содержании обучения [16]; 2) кластеризацию, обеспечивающую оптимальное разбиение учебной и научной информации на группы в соответствие с задачами обучения и трансформацию ее в знания [18]; 3) каскадность, позволяющую обучающему выполнять познавательные задачи и упражнения в соответствии с указанным (последовательно) и самостоятельно заданным алгоритмами [19]; 4) модульность, направленную на конструирование автономных целенаправленных комплексов учебного материала, содержание и объём которых обеспечивают эффективное освоение компетенции [20].

Принципы отбора и структурирования учебного материала обеспечивают целеориентированность и непрерывность педагогического управления процессом обучения, диалектическую взаимосвязь структурообразующих компонентов учебного материала и критериев их освоения. Отбор учебного материла на основе принципов когерентности, трансдисциплинарности, рациональности, компаративности обуславливает эквивалентность учебной и научной информации, познавательных задач и упражнений, исследовательских заданий и научную селективность содержания учебного материла как основания качества обучения [8]. Структурирование учебного материала на основе принципов нелинейности, кластеризации, каскадности, модульности обеспечивает интеграцию учебной и научной информации, познавательных задач и упражнений, исследовательских заданий по различным логическим основаниям для получения смысловых (семантических) выводов, а также экспоненциальный рост знаний, умений и навыков, компетенции, необходимых для эффективного обеспечения правопорядка на международных спортивных мероприятиях [21].

Критерии освоения учебного материала позволяют идентифицировать достигнутые результаты с поставленными задачами, обеспечивают полноту информации о качестве овладения содержанием учебного материала, разрешают определить градиент роста знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях (см. таблицу 1).

Таблица 1

Принципы отбора и структурирования учебного материала и критерии и показатели его освоения

Содержание учебного материала Принципы отбора Принципы структурирования Критерии и показатели освоения учебного материала

Учебная информация когерентность Нелинейность Знаниевый (знания о природе преступности в сфере спорта, ее основных характеристиках и детерминантах, индивидуальных свойствах лиц, совершивших преступления)

Научная информация трансдисциплинарность Кластерность

познавательные задачи и упражнения рациональность Каскадность деятельностный (профилактические, оперативно-служебные, административно- надзорные умения и навыки)

исследовательские задания компаративность Модульность Компетентностный (умения и навыки по: 1) выявлению, устранению факторов совершения преступлений, формирования виктимного поведения субъектов международных спортивных мероприятий; 2) выявлению в сфере спорта высших достижений групп риска и конкретных лиц с повышенной виктимностью; 3) использованию специальных средств защиты субъектов и зрителей международных спортивных мероприятий)

Из таблицы 1 видно, что критерии и показатели освоения учебного материала позволяют составить комплексную характеристику результатов обучения и корректировать его процесс. Идентифицировать достигнутые результаты с поставленными задачами позволяют знания о природе преступности в сфере спорта, ее основных характеристиках и детерминантах, индивидуальных свойствах лиц, совершивших преступления; профилактические, оперативно-служебные, административно-надзорные умения и навыки; компетенция обеспечения виктимологической профилактики преступлений. Полноту информации о качестве овладения каждым компонентом учебного материала обеспечивают умения и навыки решать познавательные задачи, делать упражнения, выполнять исследовательские задания. Определить градиент роста знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях, разрешают трансдисциплинарность и рациональность содержания учебного материала (качественные характеристики, обеспечивающие детерминацию структурообразующих компонентов учебного материала), а также его нелинейное и модульное структурирование (количественные характеристики, отражающие уровни обучения и числовое выражение учебных действий).

Диалектическая взаимосвязь принципов отбора и структурирования учебного материала, критериев и показателей его усвоения позволили разработать алгоритм педагогического управления процессом обучения сотрудников МВД по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях посредством мультимедийно обучающего комплекса. Педагогическое управление процессом обучения допускает широкую вариантность взаимодействия субъектов преподавания и учения [6]. Однако, мультимедийно обучающий комплекс обеспечивает инвариантность педагогического управления, определяя порядок установления взаимосвязи входа и выхода с целью оптимального решения поставленных задач.

Алгоритм педагогического управления процессом обучения сотрудников МВД по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях посредством мультимедийно обучающего комплекса включает следующее.

1. Выявление особенностей обучения и постановка задач. Первый шаг алгоритма предусматривает инвариантность педагогического управления и вариантность взаимодействия субъектов преподавания и учения.

2. Установление критериев освоения содержания образовательных программ. Второй шаг алгоритма обеспечивает целеориентированность и непрерывность педагогического управления, устойчивость взаимодействия субъектов преподавания и учения с целью получения качественных результатов обучения.

3. Установление закономерностей информационно-коммуникационных технологий обучения и возрастного развития обучающихся. Третий шаг алгоритма позволяет определить порядок установления взаимосвязи входа и выхода для оптимального решения поставленных задач.

4. Выяснение содержания учебного материала. Четвертый шаг алгоритма обуславливает диалектическую взаимосвязь структурообразующих компонентов учебного материала и критериев их освоения.

5. Определение принципов отбора учебного материала мультимедийно-обучающего комплекса. Пятый шаг алгоритма опосредует интегративную целостность содержания учебного материала, определение дидактической стратегии и выбор методической тактики его освоения.

6. Определение принципов структурирования учебного материала мультимедийно-обучающего комплекса. Шестой шаг алгоритма ориентирует на построение взаимосвязанной структуры мультимедийно-обучающего комплекса как императива надежности педагогического управления обучением.

Выводы. Принципы отбора и структурирования учебного материала - это гносеологический феномен, определяющий сущность педагогического управления процессом обучения в конкретно-историческом виде. Методологическое значение принципов отбора и структурирования учебного материала мультимедийно-обучающего комплекса состоит в следующем: 1) определяют требования к отбору и структурированию содержания обучения; 2) обеспечивают целеустремленность, непрерывность педагогического управления процессом обучения и обосновывают критерии оценки его эффективности; 3) обосновывают единство преподавания и учения субъектов процесса обучения; 4) устанавливают взаимосвязь обучения, воспитания, социализации обучающегося; 5) обобщают и систематизируют формы, методы, средства обучения; 6) актуализируют педагогические условия процесса обучения.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с. http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120326010135.pdf (дата обращения 07.01.2018)

4. ГОСТ Р 7.0.83-2013 «СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»: Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения http://docs.cntd.ru/document/1200104766 (дата обращения 07.01.2018)

5. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 176 с.

6. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: Монография. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. - 300 с. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/256/79256/59866?p_page=1(дата обращения 07.01.2018)

7. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Информационнопсихологическая безопасность личности: философский аспект // Общество: философия, история, культура. - 2014. - № 1. - С. 11-16.

8. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2013. - № 2-2. - С. 316-319.

9. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Иформационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 21.

10. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2014, № 03, с. 14060.

11. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 1-2, с. 132.

12. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 1, с. 91.

13. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 1-2, с. 133.

14. Askhadullina N.N., Grigoriev A.P., Mozhaev E.L., Pachikova L.P., Lunev A.N. Оrganization of health-saving environment of the university //Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 7, Issue 6, June 2017. Рр. 133-144.

15. Ivanov V.G., Barabanova S.V., Shagieva R.V., Chikisheva N.M., Lunev A.N., Volkova N.V., Nabiullina K.R., Spirina E.V. The Essence and Content of State Regulation of Services Development in Conditions of Increasing Autonomy of Federal State Entitie // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 2, с. 149-154.

16. Lunev A.N., Pugacheva N.B., Stukolova L.Z. Development strategies for professional educational services under the increasing autonomy of territories within the federal state // Актуальш проблеми економки, 2014, Т. 10, № 160, с. 215.

17. Lunev A.N., Pugachova N.B., Stukolova L.Z. Socially oriented regional economic space as an instrument in managing the development of service sector // Актуальш проблеми економжи, 2014, Т. 155, № 5, с. 247.

18. Lunev A.N., Safin R.S., Korchagin E.A., Sharafutdinov D.K., Suchkova T.V., Kurzaeva L.V., Nikishina S.R., Kuznetsova N.A. The Mechanism of Industrial Educational Clusters Creation as Managerial Entities of Vocational Education // International Review of Management and Marketing, 2016, Т. 6, № 2, с. 166-171.

19. Pugacheva A.S., Filippova V.P., Kon A.Y., Dorzhieva L.B., Silchenok I.S., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Mustafina A.A. Market Regulators of Service Spheres Innovative Development as a Tool of Regional SocioEconomic Policy // International Review of Management and Marketing. 2016. ^ 6. № 2. C 294-300.

20. Pugacheva N.B., Kashina S.G., Kirillova T.V., Ovchinnikova I.G., Kudyashev N.K., Lunev A.N., Pavlova O.A., Valeyev A.S. The Mechanism of State-Public Management of Vocational Education in the Region // International Review of Management and Marketing, 2016, ^ 6, № 2, a 6-11.

21. Terentyeva I.V., Akhmetzyanova G.N., Mukhomorova I.V., Perezhogina O.N., Pugacheva N.B., Gainullina R.R., Lunev A.N., Lezhnin V.V. Development Strategy of Service Sector in Conditions of Federal States Entities Autonomy Increasing // International Review of Management and Marketing. 2016. ^ 6. № 2. C 1-5.

22. Terentyeva I.V., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Korshunova O.V., Selivanova O.G. Management of the formation of general cultural competence of the university students //Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 7, Issue 6, June 2017. Рр. 11-20.

23. Terentyeva I.V., Starodubtsev M.P., Timonin A.I., Pugacheva N.B., Zykova N.N., Lunev A.N., Ezhov S.G., Starikova L.D. Assessment of state services quality and availability in the socio-cultural sphere // International Review of Management and Marketing, 2016, ^ 6, № 1, ^ 122-127.

Педагогика

УДК: 378.14

кандидат педагогических наук Христолюбова Алина Александровна

Нижегородский национальный исследовательский университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается проблема мотивации студентов юридических специальностей к обучению английского языка в неязыковом вузе. Среди прочих педагогических стимулов, повышающих мотивацию, особое место отводится авторской методической разработке с использованием метода кейсов и учитывающей условия обучения в неязыковом вузе.

Ключевые слова: мотивация студентов, авторская методическая разработка, метод кейсов.

Annotation. The article deals with motivation problem of juridical specialities students while teaching English at non-linguistic universities. We give special attention to the author's course book among other educational stimuli that increase students' motivation. In the book we use the case-study method and we take into consideration conditions of the organization of foreign language teaching process at non-linguistic universities.

Keywords: students' motivation, author's course books, case study.

Введение. Среди педагогических стимулов, формирующих коммуникативную компетенцию будущих специалистов и повышающих мотивацию студентов неязыковых специальностей к обучению иностранного языка, можно назвать современные педагогические технологии, использование новейших средств обучения, а именно аутентичных материалов, авторских методических пособий преподавателей и интернет - ресурсов [1, с. 72].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ стимулирующих средств, направленных на повышение мотивации студентов юридических специальностей к обучению английскому языку в условиях неязыкового вуза.

Изложение основного материала статьи. В Нижегородском национальном исследовательском университете им. Н.И. Лобачевского целью обучения дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» (для большинства студентов это английский язык) является совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, требуемой для осуществления профессионально-деловой деятельности. Профессиональный английский язык изучается студентами на продвинутом этапе (2-й курс бакалавриата). Согласно рабочим программам обучение «Иностранному языку в сфере юриспруденции» проходит в 3-м семестре. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, т.е. всего 72 часа, из которых 36 часов -контактная работа обучающихся с преподавателем (практические занятия), 36 часов отводится на самостоятельную работу обучающихся. В конце обучения предусмотрен зачет.

В подобных условиях обучения иностранному языку студентов, будущих юристов, в неязыковом вузе, при катастрофически малом количестве аудиторных часов (2 часа 1 раз в неделю) в течение одного семестра, достижение указанных целей ставит перед преподавателем множество проблем. Одной из основополагающих нам представляется мотивация студентов, поскольку студенты неязыкового вуза в большинстве своем не демонстрируют особой заинтересованности в изучении английского языка, и как следствие, их знания и умения предмета не слишком высоки.

Вопрос мотивации волнует многих отечественных и зарубежных ученых. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: 1.) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 2.) организацией образовательного процесса; 3.) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками); 4.) субъектными особенностями педагога, системой его отношений к ученику; 5.) спецификой учебного предмета. Учебная мотивация системна, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью [2, с. 257-258].

Особенности образовательного учреждения, Нижегородского национального исследовательского университета им. Н.И. Лобачевского, а также организация преподавания английского языка описаны выше. Специфика данного учебного предмета, личность педагога и определяют выбор средств, стимулирующих мотивационную сферу обучающихся, чьи субъектные особенности и являются предметом постоянной озабоченности автора данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.