Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ / КУЛЬТУРА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Наиля Ильгизовна, Пугачева Наталья Борисовна, Лунев Александр Николаевич

Интеграция современных достижений педагогической науки и лучших управленческих практик обеспечивает повышение результативности деятельности вузов и сопряжена с формированием и развитием научно-образовательной экосистемы. Цель исследования - составить научно-методические рекомендации по организации доказательного управления научно-образовательной экосистемы вуза. Методологической основой исследования стал всеобщий диалектико-материалистический метод познания, который позволил установить взаимосвязи между процессом и результатом. Теоретической базой исследования выступают положения доказательного и экосистемного подхода, позволяющих дать характеристику инновационно-образовательным процессам и выяснить роль управленческих решений в функционировании и развитии организации. Основные результаты исследования состоят в выявлении и научном обосновании форм, методов, средств и педагогических условий доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза. Эффективность доказательного управления обусловлена системной целостностью общих и специальных (субсидиарных и дуалистических) форм. На основе способа воздействия выделены методы доказательного управления, включающие общие и специальные приемы. Средства доказательного управления обеспечивают: внедрение нового публичного менеджмента, формирование и развитие культуры коллективного обсуждения и принятия решений, персонализацию и персонификацию доказательного управления, создание адекватных междисциплинарных программ и факультетов. Совокупность педагогических условий доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза составляют: развитие готовности преподавателей к интеграции собственного и инновационного опыта научно-образовательной деятельности; формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения; совершенствование научно-образовательной коллаборации. Качественное отличие педагогической модели доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов включает полипарадигмальную характеристику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аскарова Наиля Ильгизовна, Пугачева Наталья Борисовна, Лунев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE ORGANIZATION EVIDENCE-BASED MANAGEMENT OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ECOSYSTEM OF THE UNIVERSITY

The integration of modern achievements in pedagogical science and best management practices ensures an increase in the performance of universities and is associated with the formation and development of a scientific and educational ecosystem. The purpose of the study is to draw up scientific and methodological recommendations for the organization of evidence-based management of the scientific and educational ecosystem of the university. The methodological basis of the study was the universal dialectical-materialistic method of cognition, which made it possible to establish the relationship between the process and the result. The theoretical basis of the study is the provisions of the evidence-based and ecosystem approach, which make it possible to characterize innovative educational processes and clarify the role of management decisions in the functioning and development of an organization. The main results of the study are to identify and scientifically substantiate the forms, methods, means and pedagogical conditions for evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university. The effectiveness of evidence-based management is due to the systemic integrity of general and special (subsidiary and dualistic) forms. On the basis of the method of influence, methods of evidence-based management are distinguished, including general and special techniques. The means of evidence-based management provide: the introduction of new public management, the formation and development of a culture of collective discussion and decision-making, the personalization and personification of evidence-based management, the creation of adequate interdisciplinary programs and faculties. The set of pedagogical conditions for evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university are: the development of the readiness of teachers to integrate their own and innovative experience in scientific and educational activities; formation of students' culture of making managerial decisions on the basis of collective discussion; improvement of scientific and educational collaboration. The qualitative difference between the pedagogical model of evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university based on leading indicators includes a polyparadigm characteristic.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.1

директор Аскарова Наиля Ильгизовна

Казанский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань); доктор технических наук, профессор Лунев Александр Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ» (г. Казань)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА

Аннотация. Интеграция современных достижений педагогической науки и лучших управленческих практик обеспечивает повышение результативности деятельности вузов и сопряжена с формированием и развитием научно-образовательной экосистемы. Цель исследования - составить научно-методические рекомендации по организации доказательного управления научно-образовательной экосистемы вуза. Методологической основой исследования стал всеобщий диалектико-материалистический метод познания, который позволил установить взаимосвязи между процессом и результатом. Теоретической базой исследования выступают положения доказательного и экосистемного подхода, позволяющих дать характеристику инновационно-образовательным процессам и выяснить роль управленческих решений в функционировании и развитии организации. Основные результаты исследования состоят в выявлении и научном обосновании форм, методов, средств и педагогических условий доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза. Эффективность доказательного управления обусловлена системной целостностью общих и специальных (субсидиарных и дуалистических) форм. На основе способа воздействия выделены методы доказательного управления, включающие общие и специальные приемы. Средства доказательного управления обеспечивают: внедрение нового публичного менеджмента, формирование и развитие культуры коллективного обсуждения и принятия решений, персонализацию и персонификацию доказательного управления, создание адекватных междисциплинарных программ и факультетов. Совокупность педагогических условий доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза составляют: развитие готовности преподавателей к интеграции собственного и инновационного опыта научно-образовательной деятельности; формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения; совершенствование научно-образовательной коллаборации. Качественное отличие педагогической модели доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов включает полипарадигмальную характеристику.

Ключевые слова: доказательное управление вузом, научно-образовательная экосистема, принятие управленческих решений на основе коллективного обсуждения, культура принятия управленческих решений, научно-образовательная коллаборация, инновационный опыт научно-образовательной деятельности.

An^tat^. The integration of modern achievements in pedagogical science and best management practices ensures an increase in the performance of universities and is associated with the formation and development of a scientific and educational ecosystem. The purpose of the study is to draw up scientific and methodological recommendations for the organization of evidence-based management of the scientific and educational ecosystem of the university. The methodological basis of the study was the universal dialectical-materialistic method of cognition, which made it possible to establish the relationship between the process and the result. The theoretical basis of the study is the provisions of the evidence-based and ecosystem approach, which make it possible to characterize innovative educational processes and clarify the role of management decisions in the functioning and development of an organization. The main results of the study are to identify and scientifically substantiate the forms, methods, means and pedagogical conditions for evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university. The effectiveness of evidence-based management is due to the systemic integrity of general and special (subsidiary and dualistic) forms. On the basis of the method of influence, methods of evidence-based management are distinguished, including general and special techniques. The means of evidence-based management provide: the introduction of new public management, the formation and development of a culture of collective discussion and decision-making, the personalization and personification of evidence-based management, the creation of adequate interdisciplinary programs and faculties. The set of pedagogical conditions for evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university are: the development of the readiness of teachers to integrate their own and innovative experience in scientific and educational activities; formation of students' culture of making managerial decisions on the basis of collective discussion; improvement of scientific and educational collaboration. The qualitative difference between the pedagogical model of evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university based on leading indicators includes a polyparadigm characteristic.

Key words: evidence-based university management, scientific and educational ecosystem, managerial decision-making based on collective discussion, culture of managerial decision-making, scientific and educational collaboration, innovative experience in scientific and educational activities.

Введение. Противоречие между объективной необходимостью в доказательном управлении инновационно-ориентированной образовательной реальностью высшей школы и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов обусловило актуальность исследования. Современная государственная политика ориентирована на трансформацию системы управления и академической среды, обеспечивающей эффективное взаимодействие вузов с региональными партнерами в интересах развития экономики и сохранения стабильной социальной ситуации, а также разработки современных и гибких образовательных программ [10]. Современные достижения педагогической науки и практика управления вузами выражают диалектическую взаимосвязь эффективного использования управленческих ресурсов централизации, вузовской автономии в принятии управленческих решений и академической свободы [11]. Интеграция современных достижений педагогической науки и лучших управленческих практик обуславливает организацию доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов [12].

Доказательное управление отражает процесс осознанного принятия управленческих решений, диалектично взаимосвязанных и детерминированных систематическим обзором и метаанализом научных исследований, для

оптимального достижения поставленных целей и обеспечения качества образования, а также определения перспектив развития образовательной организации [3]. Опережающие индикаторы выражают параметры, характеризующие предполагаемые изменения в процессе координации интересов субъектов образовательных отношений, а также предварительную укрупненную оценку ресурсных возможностей образовательной организации. Научно-образовательная экосистема обеспечивает организацию динамичных и постоянно развивающихся стратегических академических единиц, развитие интеллектуальной активности у субъектов образовательных отношений, создание новых ценностей с помощью сотрудничества и конкуренции, а также доступности, персонализации и непрерывности образования [4]. Цель исследования

- составить научно-методические рекомендации по организации доказательного управления научно-образовательной экосистемы вуза.

Изложение основного материала статьи. Методологической основой исследования стал всеобщий диалектико-материалистический метод познания, который позволил установить взаимосвязи между процессом доказательного управления и результатом развития научно-образовательной экосистемы вуза. Теоретической базой исследования выступают положения доказательного и экосистемного подхода, позволяющих дать характеристику инновационно-образовательным процессам; выяснить смысл и роль управленческих решений в функционировании и развитии организации; расширить представления о мотивации педагогической и научной деятельности. Основные результаты исследования состоят в выявлении и научном обосновании форм, методов, средств и педагогических условий доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза.

Форма управления выражает порядок взаимодействия субъектов образовательных отношений во времени и пространстве при умелом использовании и сочетании единоначалия и коллегиальности. Выяснено, что эффективность доказательного управления обусловлена системной целостностью общих (линейных, функциональных, линейно-функциональных, сетевых, государственно-общественных, партнерских, надзорных) и специальных (субсидиарных и дуалистических) форм.

Субсидиарные формы (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, отраслевые образовательные кластеры, венчурные студии, научно-образовательные центры, центры компетенций, консорциумы и др.) обусловлены вариативными источниками доходов (государственной и спонсорской поддержкой, грантами, коммерциализацией инноваций, образовательной деятельностью), условиями инновационно-технологического партнерства, договорными отношениями и ориентированы на организацию проектно-целевой деятельности, обеспечивающей появление уникальных продуктов и услуг; рост педагогических инноваций, персонализацию обучения и формирование готовности к обучению в течении всей жизни у всех субъектов образовательных отношений [5].

Дуалистические формы (рейтинговая оценка структурных подразделений и профессорско-преподавательского состава, краудсорсинг, временные научно-исследовательские коллективы, школы молодых ученых, конкурсы, выставки, опытно-конструкторские бюро, научные советы и др.) доказательного управления обусловлены эффективным использованием управленческих ресурсов централизованного воздействия со стороны государства и вузовской автономии и направленны на укрепление академической свободы; поддержку лидеров и повышение роли референтных групп профессорско-преподавательского состава; раскрытие индивидуального и коллективного потенциала субъектов образовательных отношений в течение всей жизни; совершенствование субъект-субъектных отношений [8].

Специальные (субсидиарные и дуалистические) формы доказательного управления: обеспечивают аккумуляцию ресурсов, трансфер технологий и компетенций, а также улучшение академической репутации вуза для самоорганизации, саморегуляции, саморазвития, открытости научно-образовательной экосистемы; гарантируют создание материальных и нематериальных активов и увеличение их рентабельности, а также развитие и коммерциализацию технологических и педагогических инноваций для устойчивого развития общества и повышения качества жизни каждого человека; ориентируют на создание новых социальных институтов для поддержки доступности и непрерывности образования, персонализации обучения и подготовки специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века [2].

На основе способа воздействия выделены организационно-административные, экономические, социологические, психолого-педагогические методы доказательного управления, моделирование, включающие общие и специальные приемы (договорные отношения, мониторинговый анализ эффективности вуза, эффективный контракт, подушевое нормативное финансирование, анализ случая - case study, оценка качества образования, прикладные исследования - action research, эксперимент, форсайт, изучение и использование передового педагогического опыта) [14].

Средства доказательного управления - это инструменты для реализации методов [7]. Поэтому классификация средств и методов доказательного управления сопряжены. Средства доказательного управления обеспечивают: внедрение нового публичного менеджмента, формирование и развитие культуры коллективного обсуждения и принятия решений, персонализацию и персонификацию доказательного управления, создание адекватных междисциплинарных программ и факультетов (институтов).

Совокупность педагогических условий доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза составляют: развитие готовности преподавателей к интеграции собственного и инновационного опыта научно-образовательной деятельности; формирование у студентов культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения; совершенствование научно-образовательной коллаборации.

Готовность преподавателей к интеграции собственного и инновационного опыта научно-образовательной деятельности

- это целостное образование, обеспечивающее устойчивое активно-действенное состояние личности, отличающееся критическим осмыслением собственного опыта научно-образовательной деятельности, пониманием значимости изучения и обобщения лучших практик решения научных и педагогических задач, осознанием необходимости внедрения инноваций, как градиента цели повышения личной эффективности [13].

Выяснены структурообразующие компоненты готовности преподавателей к интеграции собственного и инновационного опыта научно-образовательной деятельности: когнитивно-герменевтический, включающий знание и понимание смысла приоритетных научных разработок, образовательных и профессиональных стандартов по профилю преподаваемой дисциплины и направлению подготовки студентов, а также ориентирующий на самоанализ и самооценку собственного опыта научно-образовательной деятельности и поиск инновационных методов ее совершенствования; ценностно-смысловой, объединяющий внешне организованную мотивацию, диспозиции личности, а также обуславливающий возникновение мотивационно-целевого резонанса, как процесса трансформации общественно значимых целей по изучению и обобщению лучших практик научно-образовательной деятельности в личностно значимые; научно-методический, связанный с умениями выявлять, изучать, оценивать, обобщать и апробировать инновационный опыт научно-образовательной деятельности, навыками распространения собственного опыта, а также предусматривающий актуализацию мотивационного потенциала преподавателей для повышения личной эффективности и достижения целей индикативного плана [14].

Культура принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения - это целостная динамическая система когнитивно-деятельностных и регуляционно-коммуникативных компонентов и мотивационно-ценностных детерминант, обеспечивающая процесс координирующего воздействия на систему управления для достижения поставленной цели [6]. В структуре культуры принятия управленческих решений на основе коллективного обсуждения можно выделить следующие компоненты: когнитивно-деятельностный, включающий знание процессов принятия управленческих решений; умения осуществлять анализ управленческой ситуации, разрабатывать альтернативные варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев эффективности и безопасности; навыки применения методов разработки, принятия и контроля реализации управленческих решений, в том числе в условиях неопределенности; регуляционно-коммуникативный, связывающий целостное представление о сотрудничестве как составляющей социального управления; умения работать в команде, совместно решать общие задачи, вести конструктивный диалог, убеждать коллег в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и понимать чужие; навыки толерантного отношения к иному мнению и коллективного обсуждения принятия управленческих решений; мотивационно-ценностный, объединяющий устойчивую направленность на интериоризацию социального управленческого опыта; интерес к ценностям управленческой деятельности; предпочтение коллективных методов обсуждения и принятия решения; ориентация на взаимоподдержку, взаимоответственность, сотрудничество и командность [9].

Научно-образовательная коллаборация - это процесс сотрудничества научных и образовательных организаций на основе эмерджентности характеристик и неаддитивности интересов по обеспечению интеграции ресурсов и консолидации деятельности для создания высокотехнологичных производств; формирования конкурентоспособных коллективов ученых и разработчиков, способных подготовить новое поколение кадров в своей области; а также повышения позиций участников в национальных, отраслевых и международных рейтингах [1]. В структуре научно-образовательной коллаборации можно выделить следующие компоненты: экономико-правовой, регламентирующий организационно-правовую форму коллаборации; порядок внесения участниками финансовых средств и распределения прав на результаты; алгоритм консолидации материальных и интеллектуальных ресурсов; консалтингово-инжиниринговый, объединяющий индикативное планирование; осуществление мероприятий по повышению престижа науки и преподавателя высшей школы; научно-методический, включающий определение приоритетов научного развития и создание программ научных исследований; сопровождение академического, исследовательского, технологического и территориального лидерства участников; обеспечение преемственности и координации научно-исследовательской, научно-технической и научно-образовательной деятельности участников в рамках общих проектов; совершенствование сети непрерывного образования.

Выводы. Формы, методы, средства и педагогические условия доказательного управления обуславливают качественное отличие педагогической модели доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза. Педагогическая модель характеризуется когнитивностью, целостностью, информационностью и выполняет логико-семантическую, структурно-функциональную и рефлексивно-оценочную функции. Качественное отличие педагогической модели доказательного управления развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов включает полипарадигмальную характеристику, предполагающую объединение педагогических парадигм для определения и научного обоснования общих и специальных принципов, оптимального построения управляющей системы в условиях открытости, вероятности, нелинейности современного научно-образовательного процесса и составляющую методологический блок модели.

Литература:

1. Айснер, Л.Ю. Правовые основы функционирования коллабораций / Л.Ю. Айснер, Е.Н. Сочнева, М.Э. Червяков // Юридические исследования. - 2020. - № 3. - С. 36-47

2. Аскарова, Н.И. Принципы доказательного управления научно-образовательной экосистемой университета / Н.И. Аскарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - № 6. - С. 16-21

3. Аскарова, Н.И. Сущностная характеристика доказательного управления вузом на основе опережающих индикаторов / Н.И. Аскарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 21-24

4. Аскарова, Н.И. Сущность и содержание научно-образовательной экосистемы университета / Н.И. Аскарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - № 5. - С. 15-21

5. Герасимов, Б.Н. Методология управления: основания, предпосылки, содержание / Б.Н. Герасимов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - №12. - С. 18-23

6. Колпаков, В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. - Киев: МАУП, 2004. - 504 с.

7. Назмутдинов, В.Я. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности / В.Я. Назмутдинов, И.Ф. Яруллин. - Казань: ТРИ «Школа». - 2013. - 360 с.

8. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования / П. Лукша, Дж. Спенсер-Кейс, Дж. Кубиста. - М.: Издание Московской школы управления Сколково и Global Education Futures. - 2020. - 186 с. -https://globaledufutures.org/vision_creation_ru (дата обращения 28.11.2022)

9. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1998. -№ 3. - С. 5-19

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ (дата обращения 22.12.2022)

11. Участие в управлении университетом / ответ. ред. О. Бычкова. - СПб.: Норма, 2016. - 120 с.

12. Феофанова, О.А. Smart big data в публичных докладах / О.А. Феофанова // Образовательная политика. - 2020. - №4 (84). - С. 70-77

13. Davies, P. What is evidence-based education? / P. Davies // British Journal of Educational. Studies. - 1999. - Vol. - 47. -№ 2. - P. 108-121. - https://www.cebma.org/wp-content/uploads/Davies-What-is-Evidence-Based-Education.pdf (дата обращения 28.11.2022)

14. Evidence-Based Practice in Higher Education: Teacher Educators' Attitudes, Challenges, and Uses / A. Diery, F. Vogel, M. Knogler, T. Seidel // Frontiers in Education. - 2020. - Volume 5. - Article 62. -https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2020.00062/full (дата обращения 28.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.