Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / ОТРАСЛЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Наиля Ильгизовна, Пугачева Наталья Борисовна

Совершенствование научно-образовательной коллаборации обусловлено государственной политикой по стимулированию создания интеграционных научно-образовательных структур, а также внедрением инновационных механизмов организации научно-образовательной деятельности. Цель исследования - дать сущностную характеристику научно-образовательной коллаборации. Методологическую основу исследования составил кластерный подход к организации профессионального образования, предусматривающий взаимосвязь образовательных организаций, научных институтов, предприятий отрасли для обеспечения опережающей подготовки кадров. Основные результаты исследования состоят в выяснении и обосновании сущности научно-образовательной коллаборации как процесса равноправного сотрудничества научных и образовательных организаций на основе эмерджентности характеристик и неаддитивности интересов. Выявлены структурообразующие компоненты научно-образовательной коллаборации. Экономико-правовой компонент регламентирует организационно-правовую форму коллаборации. Консалтингово-инжиниринговый компонент объединяет разработку маркетинговых программ; создание организационных структур и механизмов саморазвития внутренних систем управления; индикативное планирование; осуществление мероприятий по повышению престижа науки и преподавателя высшей школы. Научно-методический компонент включает определение приоритетов научного развития и создание программ научных исследований; сопровождение академического, исследовательского, технологического и территориального лидерства участников; совершенствование сети непрерывного образования. Совершенствование научно-образовательной коллаборации позволяет адаптировать к рыночным условиям доказательное управление развитием научно-образовательной экосистемы вуза; актуализировать социально-экономический потенциал вуза для обеспечения устойчивого развития. Научно-образовательной коллаборации обеспечивает развитие вариативных форм сотрудничества, направленных на создание новых интеллектуальных продуктов, раскрытие индивидуального и коллективного потенциала каждого участника, совершенствование сети непрерывного образования, а также способствует организации креативной среды для обмена опытом, увеличения инновационного потенциала, трансфера технологий и компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аскарова Наиля Ильгизовна, Пугачева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COLLABORATION AS A CONDITION FOR EVIDENCE-BASED DEVELOPMENT MANAGEMENT SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ECOSYSTEM OF THE UNIVERSITY

The improvement of scientific and educational collaboration is due to the state policy to stimulate the creation of integration scientific and educational structures, as well as the introduction of innovative mechanisms for organizing scientific and educational activities. The purpose of the study is to give an essential characteristic of scientific and educational collaboration. The methodological basis of the study was a cluster approach to the organization of vocational education, which provides for the interconnection of educational organizations, research institutes, and industry enterprises to ensure advanced training of personnel. The main results of the study consist in clarifying and substantiating the essence of scientific and educational collaboration as a process of equal cooperation between scientific and educational organizations based on the emergence of characteristics and non-additivity of interests. The structure-forming components of the scientific and educational collaboration of economic and legal, consulting and engineering, scientific and methodological ones are revealed. The economic and legal component regulates the organizational and legal form of collaboration. The consulting and engineering component combines the development of marketing programs; creation of organizational structures and mechanisms for self-development of internal management systems; indicative planning; implementation of measures to increase the prestige of science and the teacher of higher education. The scientific and methodological component includes the definition of scientific development priorities and the creation of scientific research programs; support for academic, research, technological and territorial leadership of participants; improvement of the lifelong education network. Improving the scientific and educational collaboration makes it possible to adapt the evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university to market conditions; update the socio-economic potential of the university to ensure sustainable development. The scientific and educational collaboration ensures the development of various forms of cooperation aimed at creating new intellectual products, revealing the individual and collective potential of each participant, improving the network of continuous education, and also contributes to the organization of a creative environment for the exchange of experience, increasing innovative potential, transfer of technologies and competencies.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.1

директор Аскарова Наиля Ильгизовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА

Аннотация. Совершенствование научно-образовательной коллаборации обусловлено государственной политикой по стимулированию создания интеграционных научно-образовательных структур, а также внедрением инновационных механизмов организации научно-образовательной деятельности. Цель исследования - дать сущностную характеристику научно-образовательной коллаборации. Методологическую основу исследования составил кластерный подход к организации профессионального образования, предусматривающий взаимосвязь образовательных организаций, научных институтов, предприятий отрасли для обеспечения опережающей подготовки кадров. Основные результаты исследования состоят в выяснении и обосновании сущности научно-образовательной коллаборации как процесса равноправного сотрудничества научных и образовательных организаций на основе эмерджентности характеристик и неаддитивности интересов. Выявлены структурообразующие компоненты научно-образовательной коллаборации. Экономико-правовой компонент регламентирует организационно-правовую форму коллаборации. Консалтингово-инжиниринговый компонент объединяет разработку маркетинговых программ; создание организационных структур и механизмов саморазвития внутренних систем управления; индикативное планирование; осуществление мероприятий по повышению престижа науки и преподавателя высшей школы. Научно-методический компонент включает определение приоритетов научного развития и создание программ научных исследований; сопровождение академического, исследовательского, технологического и территориального лидерства участников; совершенствование сети непрерывного образования. Совершенствование научно-образовательной коллаборации позволяет адаптировать к рыночным условиям доказательное управление развитием научно-образовательной экосистемы вуза; актуализировать социально-экономический потенциал вуза для обеспечения устойчивого развития. Научно-образовательной коллаборации обеспечивает развитие вариативных форм сотрудничества, направленных на создание новых интеллектуальных продуктов, раскрытие индивидуального и коллективного потенциала каждого участника, совершенствование сети непрерывного образования, а также способствует организации креативной среды для обмена опытом, увеличения инновационного потенциала, трансфера технологий и компетенций.

Ключевые слова: доказательное управление вузом, научно-образовательная экосистема, научно-образовательная коллаборация, кластерный подход, социально-экономический потенциал вуза, отраслевой образовательный кластер, интеграция науки и образования.

An^a^n. The improvement of scientific and educational collaboration is due to the state policy to stimulate the creation of integration scientific and educational structures, as well as the introduction of innovative mechanisms for organizing scientific and educational activities. The purpose of the study is to give an essential characteristic of scientific and educational collaboration. The methodological basis of the study was a cluster approach to the organization of vocational education, which provides for the interconnection of educational organizations, research institutes, and industry enterprises to ensure advanced training of personnel. The main results of the study consist in clarifying and substantiating the essence of scientific and educational collaboration as a process of equal cooperation between scientific and educational organizations based on the emergence of characteristics and non-additivity of interests. The structure-forming components of the scientific and educational collaboration of economic and legal, consulting and engineering, scientific and methodological ones are revealed. The economic and legal component regulates the organizational and legal form of collaboration. The consulting and engineering component combines the development of marketing programs; creation of organizational structures and mechanisms for self-development of internal management systems; indicative planning; implementation of measures to increase the prestige of science and the teacher of higher education. The scientific and methodological component includes the definition of scientific development priorities and the creation of scientific research programs; support for academic, research, technological and territorial leadership of participants; improvement of the lifelong education network. Improving the scientific and educational collaboration makes it possible to adapt the evidence-based management of the development of the scientific and educational ecosystem of the university to market conditions; update the socio-economic potential of the university to ensure sustainable development. The scientific and educational collaboration ensures the development of various forms of cooperation aimed at creating new intellectual products, revealing the individual and collective potential of each participant, improving the network of continuous education, and also contributes to the organization of a creative environment for the exchange of experience, increasing innovative potential, transfer of technologies and competencies.

Key words: evidence-based management of the university, scientific and educational ecosystem, scientific and educational collaboration, cluster approach, socio-economic potential of the university, sectoral educational cluster, integration of science and education.

Введение. Актуальность исследования обусловлена стратегической целью государственной политики повысить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина, а также современными достижениями педагогической науки и совершенствованием практики управления вузами. Для достижения стратегической цели государственной политики в области образования предусмотрены: формирование целостной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны; трансформация системы управления и академической среды, обеспечивающая эффективное взаимодействие вузов с региональными партнерами в интересах развития экономики и сохранения стабильной социальной ситуации, а также разработки современных и гибких образовательных программ, в том числе по непрерывному профессиональному развитию сотрудников. Эффективность достижения стратегической цели государственной политики в области образования сопряжена с доказательным индикативным управлением вузом, обеспечивающим аналитику и интерпретацию образовательных данных для умного использования при принятии управленческих решений (smart big data), а также формирование междисциплинарных областей знания.

Современные достижения педагогической науки и практика управления вузами выражают диалектическую взаимосвязь эффективного использования управленческих ресурсов централизации, вузовской автономии в принятии

управленческих решений и академической свободы. Основные тренды в теории и практике управления вузом составляют создание междисциплинарных научно-образовательных структур; внедрение системы стимулов, способствующих повышению научной продуктивности при сохранении высокого качества преподавания; цифровизация всех направлений деятельности вуза; интегральная оценка эффективности деятельности вузов; научно-образовательные коллаборации. Интеграция современных достижений педагогической науки и лучших управленческих практик обеспечивает повышение результативности деятельности вузов и сопряжена с формированием и развитием научно-образовательной экосистемы, как формы образовательной реальности, способствующей организации динамичных и постоянно развивающихся стратегических академических единиц, развитию интеллектуальной активности у субъектов образовательных отношений, созданию новых ценностей с помощью сотрудничества и конкуренции, а также доступности, персонализации и непрерывности образования.

Совершенствование научно-образовательной коллаборации обусловлено, во-первых, государственной политикой по стимулированию создания интеграционных научно-образовательных структур [12]. Научно-образовательная коллаборация способствует установлению регулярных, устойчивых взаимосвязей между научными и образовательными организациями для повышения продуктивности научной деятельности; повышению качества подготовки квалифицированных кадров, владеющих профессиональными навыками 21 века, для современной цифровой экономики; трансфера технологий и компетенций; развитию и коммерциализации технологических и педагогических инноваций; а также совершенствования сети непрерывного образования [8, С. 34-45].

Во-вторых, включение совершенствования научно-образовательной коллаборации обусловлено внедрением инновационных механизмов организации научно-образовательной деятельности, оптимизацией мотивационных методов управления, а также созданием, поддержанием и продвижением бренда и положительного имиджа вуза [4]. Внедрение инновационных механизмов организации научно-образовательной деятельности обуславливает развитие кооперации вузов и научных учреждений и позволяет более продуктивно коммерциализировать результаты научно-образовательной деятельности. Оптимизация мотивационных методов управления позволяет развивать научно-образовательные коммуникации. Создание, поддержание и продвижение бренда и положительного имиджа вуза способствует формированию научно-образовательных консорциумов [3, С. 4-14].

В научной литературе выявлены особенности научно-образовательной коллаборации [6, С. 196-204]; обоснована необходимость и выяснены механизмы интеграции образования, науки и производства [5, С. 8-16; 9, С. 103-114]; дана характеристика научно-образовательных и отраслевых образовательных кластеров [2, С. 171-175; 10, С. 157-160]; разработаны модели научно-образовательных консорциумов [3, С. 4-14]; определены критерии эффективности сетевого взаимодействия образования и науки [1, С. 36-47]. Однако, не установлены взаимосвязи между научно-образовательной коллаборацией и доказательным управлением развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов. Цель исследования - дать сущностную характеристику научно-образовательной коллаборации.

Изложение основного материала статьи. Теоретическим основанием включения совершенствования научно-образовательной коллаборации в совокупность педагогических условий стали кластерный подход к организации профессионального образования [10, С. 61-65]; концептуальные идеи о научно-образовательной коллаборации как инструменте повышения конкурентоспособности вузов [3, С. 4-14].

Кластерный подход к организации профессионального образования позволяет выделить два вида кластеров: сетевой и партнерский. Сетевой вид кластера отражает взаимосвязь образовательных организаций разного уровня (университет, колледж, профильные классы в общеобразовательных школах) и обеспечивает непрерывность образования определенного профиля. На практике этот вид кластера включает многопрофильные образовательные комплексы. Партнерский вид кластера включает взаимосвязь образовательных организаций, научных институтов, предприятий отрасли для обеспечения опережающей подготовки кадров. Научно-образовательная коллаборация позволяет объединить сетевой и партнерский вид кластера, тем самым создавая основу для обеспечения равного доступа к персонализированным, коллективным, сетевым формам обучения на протяжении всей жизни; совершенствования сети непрерывного образования; а также развития технологических и педагогических инноваций [11, С. 7-10].

Концептуальные идеи о научно-образовательной коллаборации как инструменте повышения конкурентоспособности вузов состоят в том, что кооперация образовательных и научных учреждений представляет собой социально-экономический ресурс направленный на:

- обеспечение сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии территорий, посредством участия в специальных проектах и сетевого взаимодействия [6; 8];

- интенсивное развитие образования и науки, подготовку квалифицированных кадров, владеющих профессиональными навыками 21 века, для современной цифровой экономики [2; 3; 10];

- реализацию потребностей личности в научном творчестве, а также получении знаний, умений, навыков, компетенций, обеспечивающих ее конкурентоспособность на рынке труда и персональную эффективность [5; 7; 9].

Совершенствование научно-образовательной коллаборации позволит адаптировать к рыночным условиям доказательное управление развитием научно-образовательной экосистемы вуза на основе опережающих индикаторов; актуализировать социально-экономический потенциал вуза для обеспечения устойчивого развития [7, С. 109-121].

На основе изложенного, определено, что научно-образовательная коллаборация - это процесс равноправного сотрудничества научных и образовательных организаций на основе эмерджентности характеристик и неаддитивности интересов по обеспечению интеграции ресурсов и консолидации деятельности для создания высокотехнологичных производств; формирования конкурентоспособных коллективов ученых и разработчиков, способных подготовить новое поколение кадров в своей области; а также повышения позиций участников в национальных, отраслевых и международных рейтингах.

В структуре научно-образовательной коллаборации можно выделить следующие компоненты:

- экономико-правовой, регламентирующий организационно-правовую форму коллаборации; порядок внесения участниками финансовых средств и распределения прав на результаты, полученные в ходе сотрудничества; алгоритм консолидации материальных и интеллектуальных ресурсов научных и образовательных организаций;

- консалтингово-инжиниринговый, объединяющий разработку маркетинговых программ; создание организационных структур и механизмов саморазвития внутренних систем управления; индикативное планирование; техническое и программное обеспечение фундаментальных и поисковых научных исследований, образовательной деятельности; осуществление мероприятий по повышению престижа науки и преподавателя высшей школы;

- научно-методический, включающий определение приоритетов научного развития и создание программ научных исследований; сопровождение академического, исследовательского, технологического и территориального лидерства участников; обеспечение преемственности и координации научно-исследовательской, научно-технической и научно-образовательной деятельности участников в рамках общих проектов; совершенствование сети непрерывного образования.

Выводы. Совершенствование научно-образовательной коллаборации обеспечивает развитие вариативных форм сотрудничества, направленных на создание новых интеллектуальных продуктов, раскрытие индивидуального и коллективного потенциала каждого участника, совершенствование сети непрерывного образования, а также способствует организации креативной среды для обмена опытом, увеличения инновационного потенциала, трансфера технологий и компетенций.

Литература:

1. Айснер, Л.Ю. Правовые основы функционирования коллабораций / Л.Ю. Айснер, Е.Н. Сочнева, М.Э. Червяков // Юридические исследования. - 2020. - № 3. - С. 36-47.

2. Анкудинова, Е.В. Использование кластерного подхода в системе профессиональной подготовки будущих педагогов / Е.В. Анкудинова, О.А. Булавенко // Современный ученый. - 2022. - № 1. - С. 171-175.

3. Анохова, Е.В. Научно-образовательные коллаборации как инструмент повышения конкурентоспособности российских вузов / Е.В. Анохова, Д.А. Штыхно // Открытое образование. - 2021. - Т. 25. - № 2. - С. 4-14.

4. Аскарова, Н.И. Принципы доказательного управления научно-образовательной экосистемой университета / Н.И. Аскарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2021. - № 6. - С. 16-21.

5. Борисов, В.В. Интеграция образования и науки: ее смысл и способы воплощения // Экономика образования. - 2010. - № 2. - С. 8-16.

6. Василенко, Н.В. Коллаборация в высшем образовании: организационные перспективы консорциумов / Н.В. Василенко, А.А. Костенко, К.А. Назаретян // Вопросы управления. - 2017. - №1 (44). - С. 196-204.

7. Дегтярев, А.К. Вуз как социально-экономическая система инновационного типа / А.К. Дегтярев, К.В. Воденко // Гуманитарий Юга России. - 2018. - №2. - С. 109-121.

8. Дежина, И.Г. Международные коллаборации вузовской науки: стимулы и препятствия / И.Г. Дежина, Г.А. Ключарев // Социологические исследования. - 2021. - № 6. - С. 34-45.

9. Интеграция в мировой мейнстрим инженерного образования на основе цифровой парадигмы / Н.Б. Пугачева, А.Н. Лунев, И.Э. Королюк [и др.] // Управление устойчивым развитием. - 2020. - № 6(31). - С. 103-114.

10. Лунев, А.Н. Образовательный кластер как субъект управления повышением квалификации кадров / А.Н. Лунев, Н.Б. Пугачева, Л.А. Каюмова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 157-160.

11. Матвиевская, Е.Г. Институционализация профессиональной коллаборации педагогического сообщества / Е.Г. Матвиевская, О.Г. Тавстуха // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 6. - С. 7-10.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ (дата обращения 22.04.2022)

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); доктор педагогических наук, доцент Кузьмичева Татьяна Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ИНКЛЮЗИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Повышение качества инклюзивного образования сегодня выступает одной из главных и сложным проблем, решение которой имеет существенное значение для современного общества. Эффективным психолого-педагогическим механизмом достижения ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых образовательных результатов в условиях фронтального обучения выступает индивидуализация образовательного процесса, предполагающая «сонастройку» профессиональной деятельности педагога и индивидуальных образовательных потребностей обучающегося, которые определяются особенностями его индивидуального психосоциального развития. В статье показано, что обеспечение такой «сонастройки» предполагает открытость образовательного процесса достигаемая объединением образовательных ресурсов на основе взаимодействия субъектов образования. Раскрывается авторская интерпретация концепта «инклюзивное взаимодействие». Авторами предлагаются алгоритмизированные модели инклюзивного взаимодействия субъектов образования, позволяющие достичь внутренней и внешней открытости образовательного процесса в условиях инклюзии, что способствует объединению ресурсов для достижения качества инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, индивидуализация, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, открытый образовательный процесс, психолого-педагогический консилиум, взаимодействие специалистов.

Annotation. Improving the quality of inclusive education today is one of the main and complex problems, the solution of which is essential for modern society. An effective psychological and pedagogical mechanism for a child with disabilities to achieve the planned educational results in the conditions of frontal learning is the individualization of the educational process, which involves the «attunement» of the professional activity of the teacher and the individual educational needs of the student, which are determined by the peculiarities of his individual psychosocial development. In this article it is shown that ensuring such «attunement» presupposes the openness of the educational process achieved by combining educational resources based on the interaction of educational subjects. The authors' interpretation of the concept of «inclusive education» is revealed. The authors propose algorithmized models of inclusive interaction of subjects of education of educational organization, allowing to achieve internal and external openness of the educational process in conditions of inclusion, which promotes the pooling of resources to achieve the quality of inclusive education.

Key words: inclusive education, individualization, students with disabilities, open educational process, psychological and pedagogical council, interaction of specialists.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-013-00811 «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.