Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Олеся Рифкатовна

В статье представлены результаты оценки потенциала научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования (ИРО) в рамках научно-образовательных кластеров. Проведен анализ информационной насыщенности сайтов педагогических вузов и ИРО четырех регионов (Удмуртская Республика, Республика Дагестан, Красноярский край, Волгоградская область) в контексте их научного (научно-методического) взаимодействия по нескольким критериям, в числе которых: общая цель и планирование совместной научной (научно-методической) деятельности, правовая основа, формы сотрудничества, механизмы управления взаимодействием. По результатам проведенного исследования заключается, что на официальных ресурсах образовательных организаций не отражен их единый, совокупный подход как к организации научного (научно-методического) сотрудничества, так и его информационной составляющей, а имеющееся взаимодействие носит преимущественно интуитивный характер. Отмечается необходимость разработки региональной модели научного (научно-методического) взаимодействия, кооперации, сотрудничества педагогических вузов и институтов развития образования, что будет способствовать повышению качества подготовки педагогических кадров за счет взаимного использования ресурсов образовательных организаций и обеспечит достижение непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Олеся Рифкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SCIENTIFIC INTERACTION POTENTIAL FOR PEDAGOGICAL HEIS AND EDUCATIONAL DEVELOPMENT INSTITUTES IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF REGIONAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTERS

The paper presents the results of the potential assessment of scientific (scientific-methodological) interaction between pedagogical HEIs and Educational Development Institutes (EDI) in the context of scientific-educational clusters. An analysis of websites information content of pedagogical HEIs and EDIs in four regions (Udmurt Republic, Republic of Dagestan, Krasnoyarsk region, Volgograd region) in the context of their scientific (scientific-methodological) interaction according to several criteria including: common goal and planning of joint scientific (scientific-methodological) activity, legal basis, forms of cooperation, mechanisms of interaction management was carried out. The results of the study indicate that the official resources of educational institutions do not reflect a unified, comprehensive approach to both the organization of scientific (scientific-methodological) cooperation and its informational component, and that the existing interaction is predominantly intuitive in nature. The necessity to develop a regional model of scientific (scientific-methodological) interaction, cooperation and collaboration of pedagogical HEIs and educational development institutes, which will contribute to improving the quality of teacher training through the mutual use of resources of educational organizations and will ensure the achievement of continuous teacher education, has been noted.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 171-175. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 171-175.

Научная статья

УДК 378:316.422.42

https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.27

Сравнительный анализ потенциала научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования в контексте формирования региональных научно-образовательных кластеров

Олеся Рифкатовна Данилова

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия, lisadan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1686-4714

Аннотация. В статье представлены результаты оценки потенциала научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования (ИРО) в рамках научно-образовательных кластеров. Проведен анализ информационной насыщенности сайтов педагогических вузов и ИРО четырех регионов (Удмуртская Республика, Республика Дагестан, Красноярский край, Волгоградская область) в контексте их научного (научно-методического) взаимодействия по нескольким критериям, в числе которых: общая цель и планирование совместной научной (научно-методической) деятельности, правовая основа, формы сотрудничества, механизмы управления взаимодействием. По результатам проведенного исследования заключается, что на официальных ресурсах образовательных организаций не отражен их единый, совокупный подход как к организации научного (научно-методического) сотрудничества, так и его информационной составляющей, а имеющееся взаимодействие носит преимущественно интуитивный характер. Отмечается необходимость разработки региональной модели научного (научно-методического) взаимодействия, кооперации, сотрудничества педагогических вузов и институтов развития образования, что будет способствовать повышению качества подготовки педагогических кадров за счет взаимного использования ресурсов образовательных организаций и обеспечит достижение непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: кластерная модель, образовательный кластер, педагогический кластер, педагогический вуз, институт развития образования, научное взаимодействие, научно-методическое взаимодействие Для цитирования: Данилова О.Р. Сравнительный анализ потенциала научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования в контексте формирования региональных научно-образовательных кластеров // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 171-175. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.27.

Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение фундаментального научного исследования по теме «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО» (дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2021-030/2 от 21 июля 2021 г.).

Original article

Comparative analysis of the scientific interaction potential for pedagogical HEIs and educational development institutes in the context of the formation of regional scientific

and educational clusters

Olesya R. Danilova

Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, Russia, lisadan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1686-4714

Abstract. The paper presents the results of the potential assessment of scientific (scientific-methodological) interaction between pedagogical HEIs and Educational Development Institutes (EDI) in the context of scientific-educational clusters. An analysis of websites information content of pedagogical HEIs and EDIs in four regions (Udmurt Republic, Republic of Dagestan, Krasnoyarsk region, Volgograd region) in the context of their scientific (scientific-methodological) interaction according to several criteria including: common goal and planning of joint scientific (scientific-methodological) activity, legal basis, forms of cooperation, mechanisms of interaction management was carried out. The results of the study indicate that the official resources of educational institutions do not reflect a unified, comprehensive approach to both the organization of scientific (scientific-methodological) cooperation and its informational component, and that the existing interaction is predominantly intuitive in nature. The necessity to develop a regional model of scientific (scientific-methodological) interaction, cooperation and collaboration of pedagogical HEIs and educational development institutes, which will contribute to improving the quality of teacher training through the mutual use of resources of educational organizations and will ensure the achievement of continuous teacher education, has been noted.

© Данилова О.Р., 2021

Keywords: cluster model, education cluster, teacher cluster, pedagogical HEI, education development institute, scientific interaction, scientific-methodological interaction

For citation: Danilova, O.R. (2021) Comparative analysis of the scientific interaction potential for pedagogical HEIs and educational development institutes in the context of the formation of regional scientific and educational clusters. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 171-175. Available from: doi:10.24158/spp.2021.11.27 (In Russian).

Funding: the research was carried out under the State assignment for fundamental scientific research "Development of the national cluster model for scientific (scientific-methodological) interaction of pedagogical universities and EDI" (supplementary agreement of the Ministry of Education and Science of Russia and FSBI VPO "AmSGU" № 073-03-2021-030/2 dated July 21, 2021).

Интеграция вузов, образовательных учреждений всех типов и организаций, занимающихся подготовкой педагогических кадров в регионе, рассматривается на государственном уровне как один из главных факторов устойчивого развития экономики (Шумейко, 2021). Обеспечение преемственности образовательного процесса, внедрение новых педагогических технологий, сетевое взаимодействие как кластерная форма, объединяющая новые идеи и технологии в системе профессиональной подготовки, способствуют становлению системы непрерывного образования1. Обучение специалиста - это сложный многогранный процесс, в котором участвуют не только университеты, но и производственные учреждения, научно-исследовательские организации, административные структуры. Взаимодействуя, партнеры формируют «образовательный кластер», который может наращивать свои размеры, усложнять свою структуру посредством включения в нее дополнительных партнеров или содержательных компонентов (Русецкая, Бартош, 2019; Самодурова, 2021).

Цель нашего исследования - оценить потенциал научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования (ИРО) в рамках научно-образовательных кластеров. Образовательный кластер в отечественной и зарубежной педагогической науке определяется как единая система непрерывного обучения от школы до производства; как взаимодействие образовательных, научных, производственных и других организаций и реализация на их базе различных форм образовательной деятельности в рамках непрерывного процесса на основе принципа преемственности (Русецкая, Бартош, 2019; Porter ..., et al., 2010; Innovation Networks and Clusters..., 2011). Исследование проводилось методом анализа контента официальных сайтов педагогических вузов и институтов развития образования (ИРО).

Анализ информационной насыщенности цифровых платформ педагогических вузов и ИРО четырех регионов в контексте их научного и научно-методического взаимодействия осуществлялся по нескольким критериям. Оценивались:

1. Общая цель и планирование совместной научной (научно-методической) деятельности (планы и отчеты, темы научно-исследовательской работы).

2. Правовая основа взаимодействия, наличие юридически закрепленных сотруднических отношений (законодательная база совместной научной (научно-методической) деятельности, соглашения (договоры) о сотрудничестве). Специализированные нормативные документы, регламентирующие научное (научно-методическое взаимодействие) между педагогическими вузами, подведомственными Министерству просвещения России, и ИРО на федеральном уровне отсутствуют. В ряде субъектов были разработаны региональные положения о сетевых формах реализации образовательных программ, детализирующих порядок осуществления указанного вида деятельности. Статья 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает, что «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации указанных компонентов с использованием сетевой формы образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе»2. Использование сетевой формы обучения осуществляется на основании договора, который заключается между образовательными

1 Аналитический доклад к «Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в Российской Федерации до 2030 года». М., 2020. 59 с.

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.11.2021).

организациями с указанием объема ресурсов, используемого каждой из них, принципа распределения обязанностей между ними, а также срока действия этого договора.

3. Формы совместной деятельности, общие научные мероприятия (проекты) в новостной ленте контента: конференции, круглые столы, проблемные семинары, другие формы работы.

4. Механизмы управления взаимодействием, совместные научные структуры: кафедра, центр, школа и др.

Выбор регионов для анализа осуществлялся нами преимущественно случайным образом. Единственным критерием стала представленность в исследовании образовательных организаций разных федеральных округов, чтобы можно было проверить гипотезу об отсутствии единого подхода к научному взаимодействию педагогических вузов и ИРО на региональном уровне по всей стране, об их слабой ориентированности на научное взаимодействие друг с другом, что снижает эффективность системы образования в целом (Анкудинова, 2021).

В число объектов исследования вошли:

1. Приволжский федеральный округ, Удмуртская Республика: ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» и АОУ ДПО Удмуртской Республики «Институт развития образования».

2. Северо-Кавказский федеральный округ, Республика Дагестан: ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» и ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования».

3. Сибирский федеральный округ, Красноярский край: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» и КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

4. Южный федеральный округ, Волгоградская область: ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» и ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования».

Результаты сравнительного анализа официальных сайтов указанных учебных заведений по определенным выше критериям позволили выявить следующее.

В Удмуртской Республике научное (научно-методическое) взаимодействие образовательных организаций в рамках их цифрового контента представлено слабо: на официальных интернет-страницах вузов отсутствуют нормативные документы, регламентирующие их взаимодействие, нет данных об общих структурах и публикациях. Экспертный совет по инновационным площадкам Института развития образования Удмуртской Республики включает в себя в качестве членов преподавателей другого вуза - ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», хотя в регионе наличествует профильный вуз - Глазовский государственный педагогический институт. Анализ новостной ленты сайтов обеих образовательных организаций показал отсутствие информационных поводов для публикаций о совместной деятельности.

В Республике Дагестан научное (научно-методическое) взаимодействие между образовательными организациями также представлено слабо. Совместная деятельность Дагестанского государственного педагогического университета и Дагестанским институтом развития образования была установлена нами только по программе «Земский учитель», основной целью которой является помощь молодым специалистам при трудоустройстве в сельские школы. Сведения об этом содержатся на сайте педагогического вуза региона. Однако собственно полноценного научного (научно-методического) взаимодействия, даже для решения задач этой программы, между указанными организациями, по всей вероятности, не возникло, поскольку его подтверждения на сайтах вузов нам обнаружить не удалось.

В Красноярском крае информационной представленности научного (научно-методического) взаимодействия между Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева и Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования нет (дается только активная ссылка на сайт учреждения).

Таким образом, исходя из вышесказанного, складывающуюся ситуацию в сфере взаимодействия педагогических вузов и ИРО на региональном уровне уже можно назвать имеющей признаки определенной тенденции. Считаем необходимым отметить, что низкая представленность (а зачастую и полное ее отсутствие) научного (научно-методического) взаимодействия организаций на их официальных цифровых ресурсах не обязательно говорит о недостатке этого взаимодействия. Допускаем, что подобные факты могут свидетельствовать о дефиците информационной открытости вузов, недостаточности обеспечения двустороннего информационного обмена между различными участниками образовательного процесса и иными заинтересованными субъектами (Мерцалова, 2015).

Четвертым регионом для сравнительного анализа стала Волгоградская область. Сложность исследования заключалась в том, что на сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета некоторые интересующие нас разделы имеют ограниченный доступ, а вход в программу «Наука ВГСПУ» можно осуществить только с компьютеров университета по ссылке. Тем не менее именно в Волгоградской области научное (научно-методическое) взаимодействие значимых для нашего исследования вузов представлено в цифровом контенте наиболее полно: совместные мероприятия научного и научно-методического характера отражены в новостной ленте, есть информация об участии преподавателей и сотрудников академии в работе диссертационного совета и факультетских проектах вуза. Кроме того, создан Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования (ВНОЦ РАО) и лаборатория ВНОЦ РАО. Ректор социально-педагогического университета входит в состав Совета академии на 2020-2024 гг., однако на сайте самой академии последипломного образования означенный вуз даже не указан партнером.

Проведенный анализ информационной представленности научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО в разных регионах позволяет нам сделать следующие предварительные выводы. Во-первых, отсутствует единый подход как к организации научного (научно-методического) взаимодействия, так и его информационной представленности на официальных ресурсах образовательных организаций. Вузы и ИРО осуществляют такое взаимодействие преимущественно интуитивно и не видят необходимости в обеспечении двустороннего информационного обмена между различными участниками образовательного процесса и иными заинтересованными субъектами посредством сайтов. Во-вторых, дополнительное образование учительских кадров (повышение квалификации, переподготовка и т.д.) осуществляется как соответствующими структурами педагогических вузов, так и ИРО, но взаимодействия структур даже в этом контексте нам обнаружить не удалось, хотя налицо общность решаемых задач. В-третьих, очевидна необходимость разработки региональной модели научного (научно-методического) взаимодействия, кооперации, сотрудничества педагогических вузов и институтов развития образования, направленной на повышение качества подготовки педагогических кадров за счет взаимного использования ресурсов заинтересованных организаций и на развитие непрерывного педагогического образования в конечном итоге.

Список источников:

Анкудинова Е.В. Специфика взаимодействия педагогических университетов и институтов развития образования // Амурский научный вестник. 2021. № 3. С. 4-10.

Мерцалова Т.А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 40-75. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-40-75

Русецкая М.Н., Бартош Д.К. Кластерный подход в организации образовательных процессов системы непрерывного профессионального образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 109-120.

Самодурова Т.В. Анализ необходимости и возможности построения кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО в регионе // Амурский научный вестник. 2021. № 3. С. 25-35.

Шумейко А.А. К вопросу создания кластерной модели организации научно-методического взаимодействия педагогических вузов и региональных институтов развития образования в условиях реализации федерального проекта «Учитель будущего» в субъектах РФ // Амурский научный вестник. 2021. № 3. С. 55-67.

Innovation Networks and Clusters: the Knowledge Backbone / ed. by B. Laperche, P. Sommers, D. Uzunidis. Bruxelles, 2011. 227 с.

Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M.T.P. ..., et al. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness. Massachusetts, 2010. 33 р.

References:

Ankudinova, E. V. (2021) Interaction of Pedagogical Universities and Educational Development Institutes: the Specifics of the Manifestation. Amurskii nauchnyi vestnik. (3), 4-10 (in Russian).

Laperche, B., Sommers, P. & Uzunidis D. (eds.) (2011) Innovation Networks and Clusters: the Knowledge Backbone. Bruxelles. 227 р.

Mertsalova, T. A. (2015) Education System Openness: Governmental Policy Efficiency Issues. Educational studies. Moscow. (2), 40-75. Available from: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-40-75 (in Russian).

Porter, M., Ketelhohn, N., Artiganave, A., Kelly, J., Krasniqi, M. & Gi, M. T. P. ..., et al. (2010) The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness. Massachusetts. 33 р.

Rusetskaya, M. N. & Bartosh, D. K. (2019) Cluster Approach to the Organization of Educational Processes in Continuing Professional Education Systems. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. (2), 109-120 (in Russian).

Samodurova, T. V. (2021) Analysis of Necessity and Possibility of Constructing a Cluster Model of Scientific (Scientific-Methodical) Interaction of Pedagogical Universities and IRO in the Region. Amurskii nauchnyi vestnik. (3), 25-35 (in Russian).

Shumeyko, A. А. (2021) To the Question of Creating a Cluster Model of the Organization of Scientific and Methodological Interaction of Pedagogical Universities and Regional Institutions of Educational Development in Training a "Teacher of the Future" of the Russian Federation in the Region. Amurskii nauchnyi vestnik. (3), 55-67 (in Russian).

Информация об авторе О.Р. Данилова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования, заместитель директора Института педагогики и психологии Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, Комсомольск-на-Амуре, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=622906.

Information about the author O.R. Danilova - PhD in Educational Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy of Vocational Education, Assistant Director, Institute of Pedagogy and Psychology, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=622906.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.11.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 25.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.