Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебреникова Юлия Владимировна

Эффективное формирование инклюзивных компетенций педагогов образовательных учреждений напрямую зависит от организации их коммуникации с институтом развития образования в направлении научно-методического взаимодействия. Как показывает практика и анализ литературы, оно заключается, как правило, в проведении единичных семинаров и конференций, а также в рецензировании научно-методических разработок педагогов, которые реализуются по запросам и не складываются в полноценное научно-методическое сотрудничество двух структур. Большинство авторов считают, что формирование инклюзивных компетенций у педагогов возможно при осмыслении и объединении опыта работы, интеллектуальных ресурсов специалистов вуза и института развития образования, при разработке системы регулярного полипрофессионального научно-методического взаимодействия. В статье проанализирован опыт сотрудничества кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета и Института развития образования Хабаровского края, представлены результаты научного-методического взаимодействия при формировании инклюзивных компетенций педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL INTERACTION OF TEACHERS WITH THE INSTITUTE OF EDUCATIONAL DEVELOPMENT IN THE FORMATION OF INCLUSIVE COMPETENCIES AMONG TEACHERS

The effective formation of inclusive competencies of teachers of educational institutions directly depends on the organization of the communication with the Institute of Educational Development in the direction of scientific and methodological interaction. As the practice and conducted analysis of the literature shows, scientific and methodological interaction consists, as a rule, in holding individual seminars and conferences, as well as reviewing scientific and methodological developments of teachers, which are implemented on request and do not add up to a full-fledged scientific and methodological cooperation of the two institutions. Most authors believe that the formation of inclusive competencies among teachers is possible only when understanding and combining the work experience, intellectual resources of specialists of the university and the institute for the development of education, creating a system of regular polyprofessional scientific and methodological interaction. The article analyzes the experience of interaction between the Department of Preschool and Correctional Pedagogy and Psychology of the Amur Humanitarian and Pedagogical State University and the Khabarovsk Territory. It also presents the main results of scientific and methodological interaction in the formation of teachers' inclusive competencies.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 211-215. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 211-215.

Научная статья УДК 376.112.4

https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.34

Научно-методическое взаимодействие педагогов с институтом развития образования при формировании инклюзивных компетенций у педагогов

Юлия Владимировна Серебреникова

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия, yulia-sereb@inbox.ru, http://orcid.org/0000-0003-4790-2282

Аннотация. Эффективное формирование инклюзивных компетенций педагогов образовательных учреждений напрямую зависит от организации их коммуникации с институтом развития образования в направлении научно-методического взаимодействия. Как показывает практика и анализ литературы, оно заключается, как правило, в проведении единичных семинаров и конференций, а также в рецензировании научно-методических разработок педагогов, которые реализуются по запросам и не складываются в полноценное научно-методическое сотрудничество двух структур. Большинство авторов считают, что формирование инклюзивных компетенций у педагогов возможно при осмыслении и объединении опыта работы, интеллектуальных ресурсов специалистов вуза и института развития образования, при разработке системы регулярного полипрофессионального научно-методического взаимодействия. В статье проанализирован опыт сотрудничества кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета и Института развития образования Хабаровского края, представлены результаты научного-методического взаимодействия при формировании инклюзивных компетенций педагогов.

Ключевые слова: научно-методическое взаимодействие, инклюзивные компетенции, личностная и профессиональная готовность педагогов, полипрофессиональное взаимодействие, непрерывное образование педагогов

Для цитирования: Серебреникова Ю.В. Научно-методическое взаимодействие педагогов с институтом развития образования при формировании инклюзивных компетенций у педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 211-215. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.34.

Финансирование: статья выполнена в рамках государственного задания №073-03-2021-030/2 от 21.07.2021 г.

Original article

Scientific and methodological interaction of teachers with the institute of educational development in the formation of inclusive competencies among teachers

Yulia V. Serebrenikova

Amur State University for the Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, Russia, yulia-sereb@inbox.ru, http://orcid.org/0000-0003-4790-2282

Abstract. The effective formation of inclusive competencies of teachers of educational institutions directly depends on the organization of the communication with the Institute of Educational Development in the direction of scientific and methodological interaction. As the practice and conducted analysis of the literature shows, scientific and methodological interaction consists, as a rule, in holding individual seminars and conferences, as well as reviewing scientific and methodological developments of teachers, which are implemented on request and do not add up to a full-fledged scientific and methodological cooperation of the two institutions. Most authors believe that the formation of inclusive competencies among teachers is possible only when understanding and combining the work experience, intellectual resources of specialists of the university and the institute for the development of education, creating a system of regular polyprofessional scientific and methodological interaction. The article analyzes the experience of interaction between the Department of Preschool and Correctional Pedagogy and Psychology of the Amur Humanitarian and Pedagogical State University and the Khabarovsk Territory. It also presents the main results of scientific and methodological interaction in the formation of teachers' inclusive competencies.

Keywords: scientific and methodological interaction, inclusive competencies, personal and professional readiness of teachers, polyprofessional interaction, lifelong education of teachers

For citation: Serebrenikova, Yu.V. (2021) Scientific and methodological interaction of teachers with the institute of educational development in the formation of inclusive competencies among teachers. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 211-215. Available from: doi:10.24158/spp.2021.11.34 (In Russian).

© Серебреникова Ю.В., 2021

Funding: the article was completed within the framework of the state task №073-03-2021-030/2 on 21.07.2021.

Развитие инклюзивного образования в стране задано федеральными законами, правительственными законодательными актами и рассматривается как одно из ведущих направлений при реализации национального проекта «Образование». Исходя из этого, инклюзия не является уже проблемой чиновников, политиков и руководителей, а считается основной трудностью, с которой сталкиваются педагоги и руководители образовательных организаций при реализации инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (Алехина, 2018; Кузьмина, 2021; Михайленко и др., 2018).

Формирование инклюзивных компетенций у педагогов определяется как первоочередная задача в парадигме развития образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. При этом педагогов, получивших высшее образование по современным стандартам, в которых определено формирование инклюзивных компетенций, крайне недостаточно. По данным С.В. Алехиной, 60 % специалистов, работающих в инклюзивном образовании, не готовы к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, так как не владеют необходимым объемом знаний и умений (Алехина, 2018). Объединение возможностей науки и опыта практической деятельности на сегодняшний день является основным путем, позволяющим в итоге сформировать необходимые личностные и профессиональные инклюзивные компетенции педагога (Алехина, 2018; Инденбаум, 2020; Козырева, 2017).

Учитывая вышеизложенное, мы можем смело утверждать, что необходимо осуществлять постоянную совместную научно-методическую деятельность преподавателей, научных работников и методистов педагогического вуза и института развития образования (ИРО) для формирования полипрофессиональных инклюзивных компетенций у педагогов, работающих с детьми, имеющими ОВЗ и инвалидность.

Методология исследования. Для полноценного формирования полипрофессиональных инклюзивных компетенций педагогов и эффективного развития инклюзивного образования в регионе необходимо осуществлять постоянное системное научно-методическое взаимодействие, которое может быть реализовано через создание модели сотрудничества педагогического вуза и ИРО.

Задачи исследования представляются нам следующим образом:

- провести анализ научно-методического взаимодействия кафедры педагогического вуза и

ИРО;

- определить наиболее эффективные векторы сотрудничества для формирования полипрофессиональных компетенций педагогов образовательных учреждений;

- реализовать систему взаимодействия кафедры педагогического вуза и ИРО для дальнейшего внедрения в образовательные организации разных уровней - от дошкольного образования до высшей школы.

Анализ проведенной литературы достоверно показывает, что, несмотря на длительный период развития инклюзивного образования в Российской Федерации, на фундаментальность этого вопроса в современных условиях, эффективность обучения детей с ОВЗ и инвалидностью еще не достигла необходимых показателей.

Одной из основных причин такого положения дел мы считаем профессиональную и личностную неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, что в свою очередь препятствует формированию инклюзивных компетенций. Попытки участия в разрозненных научных и методических мероприятиях, прохождение отдельных блоков в программах курсов повышения квалификации не способствуют совершенствованию профессиональной и личностной готовности педагогов образовательных учреждений к работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, что и привело к разработке модели научно-методического взаимодействия кафедры педагогического вуза и ИРО (Баротова, 2019; Инденбаум, 2020; Тер-Григорьянц и др., 2019).

Результаты и их обсуждение. Вышесказанное свидетельствует о том, что сегодня крайне необходимо выстраивание научно-методического сотрудничества педагогического вуза и ИРО для обеспечения совместной работы по формированию инклюзивных компетенций у педагогов образовательных учреждений. Кафедрой дошкольной и коррекционной педагогики и психологии предложена система работы, которая включает различные направления научно-методического взаимодействия с ИРО Хабаровского края. Ведущим из них является регулярное проведение краевого конкурса методических разработок для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Участники получают опыт научно-методической работы, так как критериями конкурса являются научная и практическая новизна представленных материалов для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Они представляют собой научно и практически обоснованные коррекционно-развивающие программы, конспекты коррек-

ционных воспитательных мероприятий, методические разработки педагогов, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-дефектологов и учителей-логопедов по проблемам оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги и специалисты службы сопровождения, прошедшие конкурсный отбор и получившие призовые места конкурса, в дальнейшем оформляют представленные материалы в виде статей, которые публикуются в сборнике материалов конкурса. Рецензентами таких материалов выступают методисты центра коррекционного и инклюзивного образования Института развития образования Хабаровского края. Участники конкурса отмечают, что получают бесценный опыт научного оформления и представления своих практических достижений, что в дальнейшем является мотивационным фактором для профессионального и личностного роста.

Среди поступающих в магистратуру увеличилось количество тех, кто имеет опыт участия в краевом конкурсе методических разработок и решил продолжить свое обучение по программам магистерской подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование». Кроме того, участники краевого конкурса в дальнейшем представляют Хабаровский край на всероссийских конкурсах профессионального мастерства «Учитель-дефек-толог», «Педагог-психолог», «Воспитатель года». Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что конкурс стал площадкой для формирования личностных и профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Также в систему работы мы включили регулярное проведение вебинаров по проблемам обучения и воспитания лиц с ОВЗ и инвалидностью. В ситуации вынужденных ограничений, вызванных пандемией COVID-19, такая форма работы оказалась очень эффективной. Она не является инновационной, но реализация ее при помощи сотрудников и методистов ИРО на базе центра коррек-ционного и инклюзивного образования показала значимые результаты. Специалисты отдаленных и труднодоступных районов Хабаровского края получили возможность принять участие в серии вебинаров, в которых рассматривались специфика и проблемы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, особенности организации и проведения дистанционного обучения, самостоятельной работы, сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Темы вебинаров -«Технологии адаптации образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ», «Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ разных категорий», «Организация коррекционно-развивающей работы на уроке в инклюзивном классе» и другие - определялись нами совместно со специалистами ИРО, на основе запросов и заявок педагогов и участников службы психолого-педагогического сопровождения и позволяли охватить разные направления деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью. В настоящее время данная форма взаимодействия активно используется на практике, так как позволяет восполнить дефициты профессионального знания и способствует развитию личностного ресурса специалистов (Власенко, Кузма, 2019; Михайленко и др., 2018; Тер-Григорьянц и др., 2019).

Система научно-методического взаимодействия кафедры и ИРО включает и реализацию программ повышения квалификации педагогов общеобразовательных учреждений при работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Инновационным моментом этого процесса является защита научно-методической разработки и представление научной статьи, которая после прохождения процедуры рецензирования публикуется в электронном журнале «Амурский научный вестник». Такая форма работы, на наш взгляд, позволяет педагогам систематизировать полученные знания, более профессионально представлять свой опыт работы, а на кафедре дошкольной и кор-рекционной педагогики и психологии формируется кадровый резерв специалистов, желающих продолжить свое образование в магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «АмГПГУ».

Кафедрой дошкольной и коррекционной педагогики и психологии совместно со специалистами ИРО Хабаровского края через внедрение научных подходов и методическое сопровождение педагогов и узких специалистов составляется реестр основных запросов, которые возникают при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Причем круг их достаточно широк - от разработки нормативно-правовой базы, формирования инклюзивной среды в школе до проектирования индивидуального образовательного маршрута и применения коррекционной технологии для конкретного обучающегося с ОВЗ. Другими словами, кафедра вуза с ее научной и информационной базой и центр коррекционного и инклюзивного образования Института развития образования Хабаровского края становятся стержнем для приращения профессионального и личностного ресурса педагога и формирования инклюзивных компетенций.

Таким образом, формирование инклюзивных компетенций у педагогов общеобразовательных учреждений будет проходить более эффективно при регулярном взаимодействии кафедры педагогического вуза и института развития образования. Совместная научно-методическая работа этих структур позволяет повысить уровень готовности педагогов к работе в условиях инклюзии.

Как отмечают специалисты, изучающие формирование инклюзивных компетенций у педагогов, личностная и профессиональная неготовность сотрудников образовательных учреждений к сопровождению «особых» детей обусловлена их неумением проектировать коррекционно-об-разовательный процесс с учетом разнородного состава класса, незнанием технологий организации инклюзивного образования в педагогической практике и неумением осуществлять персонифицированное сопровождение каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде (Инденбаум, 2020; Козырева, 2017; Кузьмина, 2017).

Научно-методическое сопровождение позволяет динамично компенсировать личностные и профессиональные пробелы педагогов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также является эффективным путем формирования инклюзивных компетенций.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что организация и реализация системного совместного научно-методического сопровождения является актуальной проблемой, суть которой состоит в отсутствии модели взаимодействия педагогического вуза и ИРО, сформированного видения о целях, задачах и получаемых результатах при формировании инклюзивных компетенций у всех участников образовательного процесса.

В настоящее время кафедрой дошкольной и коррекционной педагогики и психологии разрабатывается модуль, который станет составной частью динамической кластерной модели взаимодействия педагогического вуза и института развития образования. По нашему мнению, его внедрение в практику современного преподавания позволит наладить работу по регулярному эффективному взаимодействию педагогов с региональным институтом развития образования, с образовательными учреждениями всех уровней, а также со структурными подразделениями ряда организаций, ориентированных на работу с детьми, имеющими ОВЗ или инвалидность.

Список источников:

Алехина С.В. Инклюзивное образование: заданный и истинный курс развития // Образовательная панорама. 2018. № 2 (10). С. 6-10.

Баротова Г.Ю. Современные подходы к интерпретации понятия «готовность к работе в условиях инклюзивного образования» // Вестник педагогического университета. 2019. № 1 (78). С. 21-25.

Власенко В.С., Кузма Л.П. Значение ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в наращивании профессионального ресурса педагога // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность : материалы V Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 306-311.

Инденбаум Е.Л. Инклюзивная компетентность педагога как ресурс повышения качества помощи детям с нарушениями развития // Дети. Общество. Будущее : сборник научных статей по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» : в 2 т. М., 2020. Т. 2. С. 242-244. https://doi.org/10.37752/9785406029398-75

Козырева О.А. Специальные умения в структуре профессиональной компетентности учителя инклюзивного образования // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 305-313.

Кузьмина О.С. К вопросу о технологиях подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 220-223.

Михайленко О.И., Багова Р.Х., Байсиева Л.К., Ногерова М.Т., Хачетлова С.М. Развитие регионального инновационного инклюзивного кластера КГБУ как сетевого сообщества // Наука в современном информационном обществе : материалы XVII Международной научно-практической конференции : в 2 т. North Charleston, 2018. Т. 1. С. 58-61.

Сарапулова М.А. Личностная готовность педагогов массовой школы к работе с детьми с ОВЗ // Специальное образование. 2017. № 2 (46). С. 59-66.

Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л., Коростелев Б.А. Создание единого пространства в условиях непрерывного инклюзивного образования // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность : материалы V Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 52-56.

Reference:

Alekhina, S.V. (2018) Inclusive Education: Preassigned and Actual Course of Development. Obrazovatelnaya Panorama. (2), pp. 6-10. (in Russian)

Barotova, G. Y. (2019) Modern Approaches to the Interpretation of the Concept of «Readiness to Work in an Inclusive Education». Vestnik Pedagogicheskogo Universiteta. (1 (78)), 21-25 (in Russian)

Indenbaum, E. L. (2020) Inclusive Competences of a Teacher as a Resource to Improve the Quality of Support for Children with Developmental Deficiencies. In: Deti. Obshchestvo. Budushchee : materials 3rd Congress «Mental health of the XXI century». Moscow, 2, pp. 242-244 (in Russian)

Kozyreva, O. A. (2017) Special Skills in the Structure of Professional Competence of an Inclusive Education Teacher [Special Skills in Structure of Professional Competence of a Teacher of Inclusive Education] In: Inklyzivnoe Obrazovanie: Preemstvennost' Inklyuzivnoi Kultury i Praktiki : мaterials of the IV International Scientific and Practical Conference. Moscow, pp. 305-313 (in Russian).

Kuz'mina, O.S. (2021) To the Issue of Technologies for Training Teachers in Inclusive Education. Problemy Sovremennogo Padagogicheskogo Obrazovaniya. (71-2), 220-223 (in Russian).

Mikhailenko, O. I., Bagova, R. H., Baisieva, V. K., Nogerova M. T. & Khachetlova S. M. (2018) Razvitie regional'nogo inno-vatsionnogo inklyuzivnogo klastera KGBU kak setevogo soobshchestva [Development of the Regional Innovative Inclusive Cluster of the Regional State Budgetary Institution as a Network Community]. In: Nauka v Sovremennom Informatsionnom Ob-shchestve : мaterials of the XVII International Scientific and Practical Conference. North Charleston. 1, 58-61 (in Russian).

Sarapulova, M. A. (2017) Personal Preparedness of Mass School Teachers for Work with Disabled Children. Spetsial'noe Obrazovanie. (2 (46)), 59-66 (in Russian).

Ter-Grigor'yants, R. G., Kotova, L. G. & Korostelev, B. A. (2019) The Establishment of the Unified Environment for Inclusive Lifelong Education. In: Inklyzivnoe Obrazovanie: Nepreryvnost' i Preemstvennost' : materials of the V International Scientific and Practical Conference. Moscow, pp. 52-56 (in Russian).

Vlasenko, V. S. & Kuzma, L. P. (2019) The Value of the Resource Centre of Support of Inclusive Education in Building Vocational Resource Educator. In: Inklyzivnoe Obrazovanie: Nepreryvnost' i Preemstvennost' : Materials of the V International Scientific and Practical Conference. Moscow, pp. 306-311 (in Russian).

Информация об авторе Ю.В. Серебреникова - кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, Комсомольск-на-Амуре, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=651448.

Information about the author Yu.V. Serebrenikova - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Preschool and Correctional Pedagogy and Psychology, Amur State University for the Humanities and Pedagogy, Kom-somolsk-on-Amur, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=651448.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.11.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 25.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.