Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСНОГО НАТЮРМОРТА'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСНОГО НАТЮРМОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД / МЕТОД АНАЛИЗА / МЕТОД ПОКАЗА / COLOR PERCEPTION / ASSOCIATIVE METHOD / ANALYSIS METHOD / DISPLAY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Николаева Анастасия Леонидовна

Статья посвящается проблемам формирования цветовосприятия обучающихся, как фактора эмоционально-эстетического развития в учреждениях дополнительного образования. Авторы проанализировали современную научную литературу по проблеме, уточнили определение «цветовосприятие в ходе выполнения живописного натюрморта», выявили и обосновали использование эффективных методов в процессе формирования цветовосприятия у обучающихся детской художественной школы средствами живописного натюрморта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Николаева Анастасия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR FORMING COLOR PERCEPTION BY MEANS OF A PAINTING STILL LIFE

The article is devoted to the problems of the formation of color perception of students as a factor in the emotional and aesthetic development in institutions of additional education. The authors analyzed modern scientific literature on a problem that clarifies the definition of “color perception in the course of performing a pictorial still life,” identifying and justifying the use of effective methods in the process of color perception in students of a children's art school using a pictorial still life.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСНОГО НАТЮРМОРТА»

Поленов изобразил самое начало осени — жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому — огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.

Таким образом, используя метод анализа на уроках изобразительного искусства учитель дает возможность учащимся посмотреть на процесс создания живописного пейзажа самим художником, его методы и приемы. При этом учащиеся знакомятся с опытом великих художников, что способствует развитию цветовосприятия.

Очень важно в работе с живописным пейзажем использовать метод личного показа, когда учитель при работе с цветом демонстрирует последовательность выполнения живописного этюда, где комментирует каждое свое действие, (выкладывание красок на палитру, смешивание цвета или оттенка, наложение мазка на поверхность бумаги и т.п.), которые позволяют правильно строить работу с цветом при выполнении собственных творческих работ.

Метод упражнений помогает развить наблюдательность, воображение, использовать в процессе обучения эффективные методы (анализ работ, экспериментирование с цветом, упражнения и творческие задания).

Выявлены эффективные методы формирования познавательных интересов (метод анализа, показа, упражнений).

Выводы. Таким образом, живописный пейзаж является эффективным средством формирования познавательных интересов, оказывающий положительное влияние на процесс восприятия окружающей реальности, красоты природы, человека, созданной им жизненной среды; формирования любви к природе; использования живописных техник, приёмов при создании живописного произведения.

Аннотация. В статье автор рассматривает живописный пейзаж как средство формирования познавательного интереса, приводящие к созданию художественного образа. В области искусства создание художественного произведения невозможно без живописного приема, без приведения к целостности и гармонии всех его частей. В статье автор уделяет внимание проблемам формирования познавательного интереса в ходе изучения живописного пейзажа, которые необходимы для определения правильного подхода педагога к обучению.

Ключевые слова: познавательный интерес, пейзаж, живописные приемы и методы.

Annotation. In the article, the author considers the picturesque landscape as a means of forming cognitive interest, leading to the creation of an artistic image. In the field of art, the creation of a work of art is impossible without a pictorial device, without bringing to the integrity and harmony of all its parts. In the article, the author pays attention to the problems of the formation of cognitive interest in the study of the picturesque landscape, which are necessary to determine the correct approach of the teacher to learning.

Keywords: cognitive interest, landscape, painting techniques and methods.

Литература:

1. Соколовская И.Н., Кивилёва A.A. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // И.Н. Соколовская, А.А. Кивилёва https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-poznavatelnyy-interes-v-pedagogike/viewer (дата обращения 27.02.2020)

2. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада https://www.labirint.ru/books/254142/ (дата обращения 27.02.2020)

3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011 - С. 243

4. Приемы формирования познавательного интереса младших школьников к живописи // https://infourok.ru/priemi-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-k-zhivopisi-2619158.html (дата обращения 27.02.2020)

УДК 378.2

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСНОГО

НАТЮРМОРТА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Тюменскийгосударственныйуниверситет (г. Тюмень);

студент Николаева Анастасия Леонидовна Тюменскийгосударственныйуниверситет (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Ориентация на формирование и развитие личности ребенка - одна из основных установок воспитания и образования. К последнему в настоящее время повышаются требования, так как темпы развития общества в разных направлениях также набирают свои обороты.

В современном обществе, на фоне происходящих преобразований: внедрение технического прогресса во сферы жизни человека, урбанизации с агрессивной рекламой, в процессе чего происходит отсутствие контактов с живой природой, что породило ограниченность восприятие цвета, несформированность цветовосприятия у подрастающего поколения.

Известно, что цветовосприятие является важным средством в процессе эмоционально-эстетического развития ребенка, в котором творческая деятельность является ведущей. В этом процессе немаловажную роль осуществляет цвет, благодаря которому осмысливаются выбранные средства, соединяются логический замысел и чувства, помогающие ребенку в познании окружающего мира.

Из этого следует, что успех в обучающей деятельности напрямую зависит от уровня сформированности цветовосприятия.

Изложение основного материала исследования. Процесс развития цветовосприятия средствами изобразительного творчества изучали в своих исследованиях психологи такие, как: Е.И. Игнатьев, 3. Фрейд,

З.М. Истомина, A.A. Мелик-Пашаев, B.C. Мухина и др.; искусствоведы и художники: H.H. Волков, В.В. Кандинский, И. Иттен и др.; педагоги: П.В. Яньшин, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Пантелеева, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др.

Так, например, П.В. Яньшин объясняет цвет, как концепцию объективной реальности и предметных черт объекта, то есть показывает бытие человека в мире, то какой происходит контакт субъекта с миром, показывая отражение существующей реальности [8].

В художественно-педагогическом словаре (Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова) понятие восприятия объясняется как психический, познавательный процесс, который дает в результате субъективные образы, непосредственно влияющие на органы чувств человека, в сумме своих свойств и признаков [6].

Художник Иоханнес Иттен, преподаватель школы Баухаус в которой он давал курс «Искусства цвета». В своих трудах выявил, что цвет и форма могут влиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка [5].

Психологами и педагогами ставится большой акцент на цветовосприятие в котором уделяется внимание на конкретное количество цветов, их оттенков и сочетаний между собой; гармонию (эстетические критерии прекрасного); эмоциональность (наличие выразительности); необычности (отсутствие штампов и привычных шаблонов) в творческих работах детей.

Исходя из анализа трудов данных педагогов, психологов, искусствоведов можно сделать вывод, что цветовосприятие - это то, как человек способен понимать и реагировать на художественный образ для создания собственного, являющегося базовым компонентом общего развития.

Таким образом, процесс цветовосприятия связан с изобразительной деятельностью, которая может быть представлена различными жанрами и видами деятельности.

Одним из таких жанров является живописный натюрморт, в работе над которым учащиеся знакомятся с цветом, который присущ предметам неживой природы, и возможностями живописных техник в передаче состояния освещения и эмоционального восприятия предметов учащимися.

Условиям формирования цветовосприятия средствами живописного натюрморта отвечает система художественного обучения в учреждениях дополнительного образования.

К примеру, для развития такого важного элемента для человека, как адекватное и гармоничное восприятия цвета, можно взять за основу изучение натюрморта. При знакомства обучающихся с живописным натюрмортом, наблюдается активное эстетическое восприятие окружающей реальности, за счет гармонии и правильного сочетания цветов в постановке, это является наглядным примером для изучения цвета и понимание того, как можно сочетать и использовать цвета.

Таким образом уточним определение «цветовосприятие в ходе выполнения живописного натюрморта -процесс в котором обучающийся воспринимает и различает, неодинаковые цвета и их оттенки предметов, способен понимать художественный цветовой образ в натюрморте и реагировать на воспринимаемое для создания собственного живописного произведения».

Рассмотрим особенности жанра «живописный натюрморт».

Определение натюрморта в искусствоведческой литературе интерпретируется как жанр в изобразительном искусстве, где в картинах отображены предметы, которые объединены в группу и располагаются в одной среде. Само слово «натюрморт» зародилось во Франции и дословно может переводиться, как «мертвая натура» [1]. В натюрморте могут изображаться не только неодушевленные предметы, но живые существа, к примеру: животные, насекомые или птицы. Они могут служить в качестве дополнения к постановке. Следовательно, важным аспектом при исполнении живописного натюрморта является композиция, настроение, образ и цветовое решение.

В процессе формирования цветовосприятия используются специальные методы. Рассмотрим наиболее эффективные из них.

При создании определенного цветовосприятия в натюрморте необходимо использовать особые методы, которые будут нести в себе художественную систему знаков и символов. Благодаря ассоциативному цветовому ряду, художественные метафоры и символы помогают раскрыть большие возможности для вариативности образов, при написании натюрморта.

В своих трудах К.Е. Хоменко отмечает, если организовать определенную атмосферу во время деятельности ребенка, то появляется возможность создать определенный цветовой образ основываясь на метафорах. Для примера автор берет экспериментальную сказку, в которой рассказывается, что медведь может отпустить только тех детей, у которых «золотое сердце». В свою очередь ребенок рассматривает выражение «золотое сердце» как метафору, с помощью цвета показывает поступки детей- плохие и хорошие [3].

С помощью данного метода развивается цветовосприятия основанное на умении анализировать постановку в разной среде его изображение (в пространстве, цветовой гамме, искусственном и естественном освещении), сравнении, подбирать ассоциации, делать выводы, воплощать образы согласно замыслу и конкретизированной задачей.

В натюрморте является основным аспектом - определение сюжетно-смысловой линии постановки, которая отражает настроение, цветовой диалог, тепло - холодность, монолог, эмоциональное состояние и атмосферу. Важно отметить, что наполненность и понимание постановки считывается благодаря цвету, отсюда следует, что колорит является интерпретацией эмоций, то есть семантика. Она показывает замысел и настроение, через взаимосвязь - метафору, олицетворение. Исходя из этого образ становится более содержательным, несет в себе идею и мысль автора.

Опираясь на точку зрения О.Л. Голубевой, что цвет и форма имеют важное значение в построении композиции и при восприятии художественного произведения могут вызывать различные эмоциональные ассоциации: негативные и позитивные [2].

Таким образом, ассоциативное сравнение представляет собой метафору, перенесение свойств одного предмета на другой («кувшин цвета ржавого железа»). Это дает возможность ребенку познать иные способы художественного восприятия действительности.

Учащийся получает эстетический опыт, в том числе опыт цветовосприятия в процессе знакомства с творчеством художников. Ведущим методом в этом процессе занимает метод анализа живописного произведения.

Проанализируем живописный натюрморт, который может выступать средством развития цветовосприятия у учащихся по плану:

Какое впечатление произвела картина?

Что изображено на картине?

Почему именно этот предмет кажется главным?

Как в картине сопоставляются цвета? (цветовая композиция)

Как в картине скомпонованы предметы? (предметная композиция)

Какими средствами выразительности пользовался художник в изображении предметов?

Как соотносится название с изображением на картине? [4].

Вопросы к живописному натюрморту необходимо задавать наряду с показом, с тем, чтобы обучающие могли найти ответ в работе художника.

После чего преподаватель резюмирует ответы и анализирует произведение более подробно.

В целом натюрморт (см. рисунок №1) выполнен в холодной цветовой гамме, на фоне темно-синей скатерти четко смотрится светлым пятном тарелка с фруктами, ярко-оранжевый апельсин с яблоком вступает в противоречие с глубоким синим фоном скатерти. Цветы в горшках гармонично вписываются в цветовую композицию, четко вырисовываются на сером, нейтральном фоне стены, богатая, яркая изумрудная листва загораживает собой цветочные горшки.

Рисунок 1. Натюрморт П. Кончаловского, «Натюрморт с глоксиниями» (1910)

Акцентом в цветовой композиции выступает сочный апельсин, который находится на переднем плане композиции. Автор работы использовал выразительные средства кроющей масляной краски, контрастные сочетания теплого и холодного, а также светлого и темного тона, различные живописные техники, для передачи дальнего и среднего план использовал лессировки, а передний план прописал пастозными мазками.

Художник, на наш взгляд, хотел передать ностальгию по прошлому, потому что цветы в горшках ассоциируются с деревней, серый фон, на которых они вырисовываются передают грустные мысли или воспоминания, чувства оживляются лишь ярким пятном фруктов, что возможно связано с детством.

При непосредственном выполнении натюрморта обучающийся может столкнуться с искусственным освещением, которое разительно отличается от естественного освещения на улице. Работая над живописным натюрмортом, он учится работать с цветом, а конкретнее: грамотный подход к выбору цвета и сочетание цвета между собой. Также в ходе выполнения появляется возможность анализировать цвет.

При анализе творческих работ художников, выявляются основные живописные законы, которые трактуются каждым художником.

Таким образом, в дальнейшем в процессе выполнения практического задания по цветоведению учащимися стоит учитывать их знания, полученный эстетический опыт при анализе произведений относительно того как выстроена палитра цветов, тональная градация и воздушная перспектива.

Немаловажным в процессе развития цветовосприятия является метод показа, который применяется, как правило на самом занятии, в форме мастер-класса. Выбранная форма занятия помогает эффективно усвоить навыки в процессе просмотра, благодаря наглядности и применению на практике [7].

Целью такого метода является формирование научить смешивать краски на палитре, задачи которого состоят:

- увеличение знаний детей о свойствах цвета;

- получение опыта восприятия цвета;

- сформировать чувство цвета, прививая понимание какие смешивать цвета, чтобы получить задуманное.

Отсюда следует, что развитие чувства цвета на разных этапах обучения включает в себя конкретные

задания и умения, которые получаются различными методами обучения.

Выводы. Таким образом, выявленные специальные методы, используемые в ходе обучения живописному натюрморту являются средством развития цветовосприятия учащихся, как важного составляющего его эмоционально-эстетического развития, соединяющий логический замысел и чувства в познании окружающего мира.

Аннотация. Статья посвящается проблемам формирования цветовосприятия обучающихся, как фактора эмоционально-эстетического развития в учреждениях дополнительного образования. Авторы проанализировали современную научную литературу по проблеме, уточнили определение «цветовосприятие в ходе выполнения живописного натюрморта», выявили и обосновали использование эффективных методов в

процессе формирования цветовосприятия у обучающихся детской художественной школы средствами живописного натюрморта.

Ключевые слова: цветовосприятие, ассоциативный метод, метод анализа, метод показа.

Annotation. The article is devoted to the problems of the formation of color perception of students as a factor in the emotional and aesthetic development in institutions of additional education. The authors analyzed modern scientific literature on a problem that clarifies the definition of "color perception in the course of performing a pictorial still life," identifying and justifying the use of effective methods in the process of color perception in students of a children's art school using a pictorial still life.

Keywords: color perception, associative method, analysis method, display method

Литература:

1. Бесчастнов, Н.П. Живопись / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.П. Бесчастнов. - М.: Гуманит.центрВЛАДОС,2001. -224 с.

2. Голубева О.Л. Основы композиции\ учеб. пособие. 2-е изд. / О.Л. Голубева. - М.: Изд. дом «Искусство», 2004. 120 с.

3. Дубовис Д.Н., Хоменко К.Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А.В, Запорожца. // Д.Н. Дубовис., К.Е. Хоменко. - Вопросы психологии №5, 1985, С. 117-122.

4. Заболотных О.В. Композиционный анализ картины ГТекст1 Методические рекомендации/ О.В. Заболотных. - Соликамск, Соликамский педагогический колледж им. А.П. Раменского. - 2013. - 35 с.

5. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с немецкого и предисловие Л. Монаховой / И. Иттен. - М.: Д. Аронов, 2004. - 136 е.; ил.

6. Художественно-педагогический словарь. Издательство: Академический Проект. Сведения об ответственности: сост.Шабанов Н.К.,Шабанова О.П., Тарасова М.С., Пронина Т.Д. Год издания: 2005. ... Художественно-педагогический словарь [Электронный ресурс] / — Электрон, текстовые данные. — Москва: Академический Проект, 2005. —480 с. —Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36649.html

7. Цыганова А.И. Авторская программа по основам ИЗО «Цветовушка» [Электронный pecypc]:https://urok.lsept.ru/%Dl%81%Dl%82%D0%B0%Dl%82%Dl%8C%D0%B8/633070/ (дата обращения 5.01.2020)].

8. Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции / Московский психологический журнал. №2 http://magazine.mospsy.ru/nomer2/color01.shtml (Дата обращения 20.02.2020г.)

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ

ПОРТРЕТА

студентка Васильченко Мария Сергеевна Тюменскийгосударственныйуниверситет (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова ОксанаАлександровна Тюменскийгосударственныйуниверситет (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Актуальной проблемой современности является проявление агрессии людей по отношению к друг другу. Данные конфликты чаще всего возникают из-за ярко выраженной интолерантности одного человека к другому, и, как правило, главными агрессорами становятся подростки. Ребенок, который недавно был спокойным и послушным, становится раздраженным и агрессивным. Происходит это из-за того, что подростковый возраст является непростым периодом в жизни ребенка, так как он подвержен сложным физиологическим и психологическим изменениям. С точки зрения физиологии, в подростковом возрасте начинается формирование репродуктивной системы, а с точки зрения психологии, закладываются основы «Я - концепции», самооценки и появляется чувство взрослости, которые оказывают влияние на поведение подростка (Выготский Л.С., Долджин К., Казанская В.Г., Райе Ф.) [71, [91, [161. В связи с обозначенной проблемой, необходимо развивать V подростков «толерантное отношение» к себе и к окружающим людям.

Изложение основного материала исследования. «Толерантность» достаточно обширное понятие, которое рассматривается в литературе с точек зрения разных наук. Например, в новом словаре Э.Г. Азимова, толерантность понимается как «терпимость человека к кому-либо или к чему-либо» [11. В «Большой советской энциклопедии» этот термин обозначается как «терпимость» иммунитета к пересаженным инородным тканям [41. А в русском языке этот термин определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [51. Но терпимость и толерантность это два абсолютно разных понятия. «Терпимость» означает заставлять себя терпеть, подавлять свои чувства, «подставить вторую щеку». А «толерантность» несет в себе совершенно другой смысл (принятие чужого как своего) [101. В этом смысле имеется подтверждение в резолюции Юнеско, где суть толерантности рассматривается как единство и многообразие человечества, уважение прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержание от причинения вреда [81, [171.

Важными характеристиками толерантности являются «принятие другого человека таким, каков он есть» и «справедливое отношение людей друг к другу» [141.

Обратимся к рассмотрению понятий «отношение» и «Другой».

Понятие «отношение» в психологии рассматриваться как связь или взаимодействие разных людей, или каких либо групп между собой [151.

Понятие «Другой» с философской точки зрения обозначает («иной», «чужой»), это одна из центральных философских и социокультурных категорий, определяющая «Другого» как «не-Я». «Другой» - это любой, кто не является мной, отличен от меня, нетождественен мне и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду, и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя яи не могу проникнуть в их глубинное измерение» [201.

Если проанализировать и соединить три понятия «толерантность», «отношение» и «Другой» то можно вывести рабочее определение понятия «толерантное отношение к другому человеку». Данное понятие в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.