Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫК ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ / МЕТОДЫ / АНАЛИЗ / ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / ПЕЙЗАЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозерова Дарья Сергеевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

В статье рассматривается актуальная проблема развития навыков цветовосприятия обучающихся детских художественных школ на занятиях в процессе выполнения пейзажа. Авторы выявляют различные эффективные методы: анализ произведения известных художников, анализ цветового колорита в природе, показ педагогом создания цветовой палитры и работа над этюдом, творческое задания по созданию этюда, которые позволяют шире использовать возможности живописного пейзажа по развитию цветовосприятия у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COLOR PERCEPTION SKILLS IN THE PROCESS OF PERFORMING THE LANDSCAPE

The article deals with the actual problem of developing the skills of color perception of students of children's art schools in the classroom in the process of performing a landscape. The authors identify various effective methods: the analysis of the work of famous artists, the analysis of color color in nature, the teacher's demonstration of the creation of a color palette and work on an etude, creative tasks to create an etude that allow wider use of the possibilities of a picturesque landscape for the development of color perception among students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА»

деятельности учителя, указанные в профессиональном стандарте, и являются теми уровнями развития, которыми должен идти каждый педагог в процессе своего непрерывного профессионального роста.

Аннотация. В статье обоснована проблема требований к профессиональным компетенциям педагога с точки зрения критериев профессионального стандарта относительно дифференциации квалификационных уровней. В работе отмечено, что целенаправленная педагогическая деятельность, целью которой является развитие обучающихся, формирование у них предметных, метапредметных и личностных результатов, предполагает также и профессиональный рост педагога как одного из важнейших субъектов процесса образования.

Ключевые слова: модернизация образования, профессиональные компетенции, педагог.

Annotation. The article substantiates the problem of the requirements to the professional competencies of a teacher from the point of view of the criteria of the professional standard regarding the differentiation of qualification levels. It is noted in the work that purposeful pedagogical activity, the purpose of which is the development of students, the formation of their subject, meta-subject and personal results, also assumes the professional growth of a teacher as one of the most important subjects of the educational process.

Key words: modernization of education, professional competencies, teacher.

Литература:

1. Антонова, А.В. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя / А.В. Антонова, И.М. Клименко // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 6. - С. 81-86.

2. Блинкова, Л.В. Организация личностно-ориентированного сопровождения профессионального роста педагогов / Л.В. Блинкова, Н.П. Гуринова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 42-44.

3. Кудрина, Е.Л. Компетентностный подход как парадигма подготовки специалистов в сфере культуры и искусства / Е.Л. Кудрина, А.В. Шунков // Профессиональное образование в России и за рубежом. - № 2 - 14. - 2014. - С. 69-75.

4. Махотин, Д.А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу / Д.А. Махотин // Вестник РМАТ. - № 2-3 (5-6). - 2012. - С. 89-100

5. Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). - М.: Москва. - 2015. - 64 с.

6. Сиденко, Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения / Е.А. Сиденко // Образование и наука. - 2012. - № 8. - С. 5-14.

7. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedag0g-d0k.html

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА

студентка Белозерова Дарья Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном мире, в век цифровых технологий, где на экранах всевозможных компьютерных устройств происходит искажение цветов окружающей действительности, неизбежно снижается цветовосприятие у подрастающего поколения.

Известно огромное значение в общем развитии и становлении личности человека, которое оказывает восприятие окружающего мира, основанного на имеющихся у человека различных чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, равновесие).

Одним из важных аспектов зрительного восприятия оказывающий влияние на становление образной картины мира является способность различать цвета, цветовосприятие.

Как утверждали древние мудрецы, развитое цветовосприятие способно укрепить Дух человека и его духовно-нравственное становление [5].

В этой связи в настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития навыков цветовосприятия у детей и подростков.

Этой проблемой занимались различные ученые, психологи и педагоги, такие как: Е.И. Игнатьев, А.М. Новиков, Т.С. Комарова и др.

Так, например, Комарова Т.С. в своем исследовании о значении цвета в изобразительном творчестве выделяет следующее понятие «цветовосприятие». По ее мнению, цветовосприятие является умением различать, называть, использовать, дифференцировать и группировать различные цвета [2].

В своих исследованиях, психолог Игнатьев Е.И. цветовосприятие рассматривает как восприятие цвета, сопровождающееся определенными образами и связанные с ними воспоминания, эмоции и психические состояния [1].

Изложение основного материала исследования. Таким образом, рассмотрев несколько определений понятия цветовосприятия разными авторами мы можем уточнить определение, в котором цветовосприятие - возможность зрительного аппарата к восприятию различных цветов и их характеристик; способность глаза к определению именно физических свойств цвета, а также способность психики к эмоциональному восприятию цвета.

Для решения задачи этой статьи нам необходимо уточнить понятие «навыки цветовосприятия».

В российской педагогической энциклопедии дается такое определение навыку: «навык, действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения» [4].

Понятие «навык» рассматривал Новиков А.М., он отмечал, что это такой компонент деятельности, который является автоматизированным, сформированный при множестве повторений [3].

Навыки в художественной деятельности будут связаны с автоматизированными действиями, связанными с художественной деятельностью, и выражаются в творческих работах.

Таким образом, в нашем исследовании мы будем использовать такое понятие как «навыки цветовосприятия», которое понимаем как сформировавшиеся при многократных повторениях (упражнениях, тренировках) автоматизированные

действия, связанные с художественной деятельностью направленные на восприятие различных цветов и их характеристик, которые находят отражение в материале и в творческих работах.

Известно, что эффективным средством развития цветовосприятия является изучение Живописи в учреждениях дополнительного художественного образования.

В соответствии с этим задача деятельности учеников будет заключаться в развитии у них навыков воспринимать цвета и их свойства; навыков называть эти цвета и их оттенки; навыков группировать цвета по их характеристикам.

К таким действиям, направленным на многогранное развитие цветовосприятия, относятся:

- ознакомление учащихся со свойствами цвета;

- мотивация к восприятию и различению цветовых оттенков в видимых предметах окружающей действительности;

- обогащение цветовосприятия на основе анализа живописных произведений художников и понимании замысла их произведений;

- получение художественного опыта цветовосприятия с помощью различных упражнений.

Следовательно, проанализировав понятие навыки цветовосприятия, мы пришли к выводу, что для успешного развития данного качества у обучающихся необходим определенный процесс, состоящий из множества компонентов (беседы, побуждения, анализа произведений, заданий и упражнений и др., направленных на более эффективное восприятие цветов и их свойств).

В ходе наблюдения нами было выявлено, что для полноценного развития навыков цветовосприятия у обучающегося необходимо создание соответствующих условий образовательного процесса, способствующих наиболее эффективно воспринимать множество различных цветов и оттенков и правильно их дифференцировать. Правильное цветовое объединение является эстетически приятным для наших глаз, поэтому со временем мы запоминаем их наиболее удачные комбинации, что позволяет применять полученные знания на практике.

Для создания эффективных условий в процессе обучения Живописи, направленных на развития цветовосприятия рассмотрим различные методы по выстраиванию цветовой гармонии при выполнении живописного пейзажа.

Одним из эффективных методов является метод анализа живописного произведения.

Обучая анализу живописных произведений художников учителю необходимо обратить внимание на художественный замысел автора и акцентировать заинтересованность обучающихся на использовании в этой связи цветовой палитры. При этом важно рассмотреть творческую идею художника и материал с помощью которого автор воплощает свой замысел. Техника исполнения позволяет создавать цветовую гамму и тональную градацию, раскрывающую творческий замысел.

Постановка цели анализа живописного произведения позволяет выстраивать последовательность вопросов к анализу, логичность выводов и как итог понимание творческой идеи автора.

Так, например, анализируя произведение Архипа Куинджи «Березовая роща», педагог знакомит обучающихся с историей создания произведения, с особенностями эпохи, с творческим замыслом автора. Важно обратить внимание на постановку задач, которые перед собой поставил живописец, создавая произведение.

После предварительной работы по творчеству живописца, можно предложить вопросы цветового анализа живописного произведения.

1. Как соотносится цветовая гамма полотна с основной идеей произведения?

2. Какую цветовую гармонию использовал художник?

3. Как художнику удалось передать воздушную перспективу?

4. Определите сколько оттенков зеленого использовал в своей палитре автор?

Разрабатывая вопросы к цветовому анализу живописного произведения необходимо учитывать различные аспекты анализа такие как:

- содержание произведения, в котором необходимо связать идею и использование в целом цветовой гаммы;

- технический аспект, который предполагает использование автором живописного материала и его возможности в варьировании цветом и его градацией;

- эмоциональный аспект полотна, который можно рассматривать как с точки зрения, прочтения эмоций автора, так и с точки зрения, какие эмоции вызывает произведение у зрителя.

Учитывая эти общие рекомендации в использовании метода анализа произведения в процессе развития цветовосприятия обучающихся можно заключить, что грамотно выстроенный цветовой анализ живописного произведения позволяет сформировать у обучающегося представления о художественном опыте, который существует в изобразительном искусстве и который может стать отправной точкой в процессе создания живописного пейзажа.

Следующим этапом в процессе развития цветовосприятия у обучающихся может стать анализ цветового колорита в природе, при выполнении творческого задания по созданию живописного этюда пейзажа с натуры. Здесь важным аспектом может стать показ педагогом создания цветовой палитры и работа над этюдом.

Основать палитру: осознанно выбрать краски, подходящие для отображения состояния природы на момент написания, отразить характер и настроение. Написание дневного солнечного пейзажа будет сильно отличаться от вечернего, где солнце уже заходит за горизонт. Это означает, что первый пейзаж будет более освещен, нежели второй и цветовая насыщенность может варьироваться. Введение цвета является усилителем эмоционального восприятия.

В этюде требуется постараться отразить сначала общие тональные отношения в результате анализа натуры. Для их передачи, при построении цветовых отношений этюда не следует применять самые светлые и яркие краски. Редким явлением в природе являются чистые, насыщенные цвета, поэтому верным будет выбор в пользу сдержанных, спокойных цветов, с минимальным диапазоном использования ярких, кричащих оттенков.

Необходимым является определить гамму красок (более светлая или темная) для построения пропорциональных отношений.

Все эти методы могут использоваться во взаимосвязи и решать одни и те же обучающие задачи. При этом каждый метод может быть использован в отдельности.

При выполнении этюда обучающимися необходимо проводить постоянное сравнение цветовых оттенков и в отслеживании изменений цвета, тона и контраста в изображаемом объекте, в анализе изменения цвета у края формы, а также его сравнении с остальными пятнами.

В творческом задании по выполнению этюда, обучающиеся получают живописные навыки, направленные на создание различных цветовых сочетаний и градаций, что развивает навыки цветовосприятия. Возможность сравнить цветовые сочетания в окружающей действительности и в выполняемом этюде расширяет навыки цветоразличения.

Выводы. Подводя итог, можно сказать, что эффективные методы: анализа произведения известных художников, анализа цветового колорита в природе, показа педагогом создания цветовой палитры и работа над этюдом, творческого задания по созданию этюда, открывают возможности по развитию навыков цветовосприятия у обучающихся, полнее ощутить взаимосвязь чувства цвета художника с практическими действиями.

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема развития навыков цветовосприятия обучающихся детских художественных школ на занятиях в процессе выполнения пейзажа. Авторы выявляют различные эффективные методы: анализ произведения известных художников, анализ цветового колорита в природе, показ педагогом создания цветовой палитры и работа над этюдом, творческое задания по созданию этюда, которые позволяют шире использовать возможности живописного пейзажа по развитию цветовосприятия у обучающихся.

Ключевые слова: навык цветовосприятия, методы, анализ, творческое задание, пейзаж.

Annotation. The article deals with the actual problem of developing the skills of color perception of students of children's art schools in the classroom in the process of performing a landscape. The authors identify various effective methods: the analysis of the work of famous artists, the analysis of color color in nature, the teacher's demonstration of the creation of a color palette and work on an etude, creative tasks to create an etude that allow wider use of the possibilities of a picturesque landscape for the development of color perception among students.

Key words: color perception skill, methods, analysis, creative task, landscape.

Литература:

1. Игнатьев, Е.И. Восприятие цвета у детей школьного возраста при обучении рисованию / Е.И. Игнатьев // Вопросы психологии. - 1957. - №1. - С. 45-52.

2. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. - Москва: Пед. о-во России, 2007 (Владимир: Владимирская книжная типография). - 144 с.; 20 см.

3. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

4. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. - М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 1617 с.

5. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре: учеб. пособие для вузов, обучающихся худож. спец. и дизайну / М.О. Сурина. - Ростов-на-Дону, Феникс: МарТ, 2010. - 151 с.

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

студентка Брониковская Дарья Александровна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Актуальность темы данной статьи связана с тем, что в ФГОС НОО определена новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции. Учитель должен учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. В.В. Гузеев подчёркивал, что «...Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Данная проблема не нова и в психолого-педагогических исследованиях определяется: идеями проектного и проблемного обучения (ДЖ. Дьюи, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Н.Я. Лернер, В. Оконь, В.В. Гузеев, И.Д. Чечель, Е.С. Полат и др.); идеями организации образовательных сред (М.В Кларин, О.С. Газман, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына, В.В. Рубцов, И.А. Баева, Т.А. Прищепа и др.); идеями педагогического сопровождения и помощи (А.В. Петровский, М.Р. Битянова, Н.В. Пилипчевская, С.К. Турчак, Т.С. Ходырова и др.).

Цель статьи: обосновать значимость педагогического проектирования в учебной деятельности младших школьников.

Изложение основного материала исследования. В современных условиях жизни требуется, чтобы человек мыслил и работал творчески, а кроме того умел принимать неординарные решения. Непосредственно по этой причине метод проектов считается одним из самых развивающих методов обучения, ведь он формирует условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к обучению и способствует развитию умственных способностей, формирует навыки поисково- исследовательской технологии.

Изучив научную литературу Евгении Семёновны Полат можно сделать вывод, что на данный момент проектирование в учебной деятельности развивается по трем основным направлениям. Первое направление говорит о том, что метод проектов основан на самостоятельной, творческой, глубоко мотивированной, целесообразной, познавательной деятельности школьников, так же, как один из методов интегрированного обучения. Второе направление утверждает, что социальное проектирование с учащимися начало активно использоваться в системе общего и дополнительного образования, и представляет собой решение конкретных социальных проблем. В третьем направлении проектирование осуществляет поиск и создание новых видов педагогической деятельности, моделей образования и тому подобное [3].

Само слово «проект» заимствовано из латинского и означает «брошенный вперед». В современном понимании -это намерение, идея, которые будут осуществлены в будущем при определенных условиях. В научной литературе существует несколько понятий-определений этого слова.

Целью проектирования считается формирование условий, при которых обучающиеся без помощи других приобретают знания из разных источников, учатся использовать их для решения новых задач познавательного и практического вида, улучшают коммуникативные умения, работая в различных группах, а так же развивают исследовательские умения и аналитическое мышление.

Проекты для младших школьников трудны и проблематичны, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Однако это возможно. Здесь мы говорим не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а об элементах проектной деятельности.

Осуществление проекта учитывает взаимосвязь с реальной жизнью, оригинальность формы и самостоятельность изготовления, создания материалов, которые по сути являются разными видами документирования (фото-, аудио-, видеоотчет, анкета, таблица и т.п.).

Для учащихся, метод проектов имеет большую значимость, ведь во время реализации проекта они: учатся добросовестно выполнять работу, благодаря чему испытывают положительные эмоции; проявляют любовь к школе, избавляясь от проблем с дисциплиной; обретают умения совместной деятельности; учатся ставить цель, принимая во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.