Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ НАВЫКОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЩЕГО ЦВЕТОВОГО ТОНА ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТЮДОМ ПЕЙЗАЖА'

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ НАВЫКОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЩЕГО ЦВЕТОВОГО ТОНА ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТЮДОМ ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
общий цветовой тон / этюд / пейзаж / цвет / свет / general color tone / sketch / landscape / color / light

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Т.Ю., Коханик Н.А.

В статье рассматриваются особенности плэнерной живописи, проводится сравнительный анализ тем учебной программы «Пленэр» со 2 по 5 классы школы искусств г. Орла, даются рекомендации по развитию навыков передачи общего цветового тона при работе над этюдом пейзажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SKILLS OF STUDENTS OF ART SCHOOLS TO CONVEY COMMON COLOR TONE WHENWORKING ON LANDSCAPE SKETCH

The article discusses the features of landscape painting, conducts a comparative analysis of the topics of the curriculum "Plein Air" from grades 2 to 5 of the Oryol School of Art, provides recommendations for the development of skills in transmitting a common color tone when working on a landscape sketch.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ НАВЫКОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЩЕГО ЦВЕТОВОГО ТОНА ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТЮДОМ ПЕЙЗАЖА»

УДК 75.034 (372.874) Мартынова Т.Ю., Коханик Н.А.

Мартынова Т.Ю.

студентка 2 курса группы 21ПГОхо-м Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(г. Орел, Россия)

Коханик Н.А.

канд. пед. наук, доцент кафедры живописи Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(г. Орел, Россия)

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ НАВЫКОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЩЕГО ЦВЕТОВОГО ТОНА ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТЮДОМ ПЕЙЗАЖА

Аннотация: в статье рассмариваются особенности плэнерной живописи, проводится сравнительный анализ тем учебной программы «Пленэр» со 2 по 5 классы школы искусств г. Орла, даются рекомендации по развитию навыков передачи общего цветового тона при работе над этюдом пейзажа.

Ключевые слова: общий цветовой тон, этюд, пейзаж, цвет, свет.

Одной из главных задач художественного образования является развитие у учащихся творческих способностей, формирование образного мышления, раскрытие внутреннего потенциала. Пленерная практика как нельзя лучше способствует решению этих задач.

Живопись на пленэре имеет свои специфические особенности изображения натуры. Такие художники-педагоги, как Маслов Н.Я., Смирнов Б.Г. рассматривали методику пленерной живописи в разных возрастных группах учащихся. Работе на пленере, выполнению набросков и зарисовок посвящены их методические пособия и публикации. Волкова Н.Н. интересовала

проблема передачи цвета в живописном произведении.

Пленэр обогащает живописное видение художника. Важным становится понимание того, как изменяется предметный цвет под воздействием окружающей среды. Цвет и свет в условиях пленэра создают особенную для пейзажа световоздушную среду. Рефлексы вовлекают предмет в сферу своего влияния, окрашивая поверхность цветными лучами, исходящими от окружающих предметов. Именно игра цветовых сочетаний, множество цветовых оттенков, их движение и пульсация делают живопись на пленэре живой.

Работая над этюдом на пленэре, необходимо научиться отображать полноту солнечного освещения и воздушной среды. Значимую роль здесь приобретает колористический строй и общий тон живописного изображения. Не менее важным является и целостное восприятие натуры. Особенностью зрительного восприятия, которую имеет смысл учитывать при обучении начинающего живописца на пленэре, является константность, поскольку цвет для нас всегда связан с предметом - снег - белый, трава летом - зеленая, небо -синее. Между тем, цвета в зависимости от удаления, влияния окружения и освещения изменяются.

Проблемой тона в живописи много занимался Николай Петрович Крымов - известный русский пейзажист. Сам он написал об этом очень мало, всего несколько коротких статей. О глубине постижения художником секретов тональной живописи можно судить по его картинам и по воспоминаниям учеников. Н.П.Крымов писал: «Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном - общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня (так, общий тон сумерек темнее общего тона дня). Живопись - это передача видимого материала тоном плюс цвет». Он даже шутил: «Меня спрашивают, что важнее: цвет или тон? Я отвечаю: «Какая нога нужнее человеку, правая или левая?»» [3]. Крымов считал, что для начинающего художника тон значительно важнее, чем цвет.

Видеть тон труднее, чем видеть цвет. Нам трудно поверить в то, что чёрный цвет на свету светлее белого в тени. Н.П.Крымов доказывал это правило при помощи несложной постановки. Он закрашивал одну грань белого куба чёрной краской и размещал этот куб относительно источника света так, чтобы чёрная грань была сильно освещена. Только после этого ученики правильно писали чёрные предметы, освещённые боковым светом [3]. Ученики живописца вспоминают и ещё об одной интересной постановке. Из фанеры была сколочена небольшая ширмочка. Её створки Николай Петрович покрасил в разные цвета и осветил её с разных сторон двумя источниками света - тёплым светом лампы и холодным светом из окна. Такую ширмочку было невозможно написать, не учитывая тональных отношений. Оказалось, что жёлтый цвет, освещённый дневным светом, равен по тону белому, освещённому лампой. Крымов много говорил об общем тоне в картине. В сумерки все цвета выглядят темнее. В солнечный полдень все цвета - светлее. Для каждой картины есть свой белый и свой чёрный. Художник написал для учеников картину-таблицу, где демонстрировалась градация тонов. Простой пейзаж, повторенный в одинаковом размере, в той же композиции при ярком солнце, в серый день, на закате, поздним вечером и в лунную ночь наглядно показывал изменения тона и цвета в зависимости от времени дня и состояния погоды [3].

Определение цветовой гаммы, в которой нужно строить пропорциональные тоновые отношения, является важным условием для передачи в этюде на пленэре общего тонового и цветового состояния. Для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба в живописи этюда на пленэре лучше использовать более сдержанные краски и не полностью брать диапазоны светлых и ярких тонов палитры. Успех в живописи этюда обеспечивается уже в начале работы, если верно взяты тоновые и цветовые отношения (земли, неба, воды). В этом случае можно достигнуть самого необходимого в пленэрной живописи - состояния. А ведь именно им передается настроение и эмоциональное воздействие пейзажа.

Формирование способности передачи средствами живописи характера предмета в различных условиях световоздушной среды, расширяет представления начинающего живописца о цветовых градациях натуры и о колорите создаваемого живописного изображения. Эта способность включает следующие умения: передачу больших световых масс, построение равномерно и полностью освещенного колорита, использование тени в построении цветового целого, передачу общей затемненности, умение передавать световоздушную среду в построении живописного целого.

Основой для создания гармоничного колорита в этюдах служит тот факт, что как бы ни были разнообразны цветовые качества натуры, общий цвет освещения объединяет все многообразие красок пейзажа в общее колористическое единство. Каждое время суток обусловлено определенным характером освещения: день - золотистый, вечер - оранжево-красный, при свете луны - освещение серо-голубое. Если хотя бы один цвет в изображении не соотносится с цветом освещения, то этот цвет будет посторонним данному состоянию освещенности и будет разрушать цельность изображения, а также колористическую гармонию.

Для того чтобы создать в живописном этюде цветовое единство, необходимо правильно брать цвет освещения, овладеть образным характером цвета, выработать умение быть точным в определении цветового оттенка и в нахождении его верного пространственного положения, научиться понимать движение цвета по форме, решать те или иные сюжетно-пластические задачи с помощью нахождения неповторимого оттенка каждого цвета.

Независимо от характера занятий (в мастерской или на пленэре) исходным условием обучения живописи является развитие способности к цельному восприятию изображаемой натуры, так как только при такой постановке глаза можно стать на профессиональный путь работы отношениями. В работе с натуры при определении светотеневых и цветовых отношений П. П. Чистяков рекомендовал следующее: «Всегда в рисунке, в тушевке и в колорите, нужно иметь (мысленно) как бы стекло перед собой плоское: оно дает

отношения, а без него, пожалуй, все будет врозь» [2].

Основу работы отношениями составляет сравнительный анализ натуры. Работая с натуры необходимо научиться строить цветовые отношения в определенном тоновом и цветовом масштабе и следить за колористической соподчиненностью. Такое соподчинение является основой колористической гармонии и согласованности цветового строя этюда в условиях пленэра.

В пленэрной практике учащихся школ искусств есть задания на общее состояние натуры, однако они не дублируются - из года в год темы повторяются с постепенным усложнением целей и задач.

Так в первый год и последующие пять лет обучения учащимся рекомендуется при помощи карандаша и акварели помимо занятий в школе самостоятельно делать зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха), кратковременные этюды пейзажа на большие отношения, зарисовки ствола дерева, учиться передавать тоновые и цветовые отношениия неба к земле, особенности пленэрного освещения, теплохолодность, рефлексы, изменение локального цвета, писать этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта, зарисовки стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне зелени), делать наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека, стараясь передать особенности пропорций, характерных поз, движений, работать одним цветом с использованием силуэта, используя тушь и акварель, развивать наблюдательность. Натюрморт на пленэре требует умения выразительно передать образ растительного мотива, находить гармоничные цветовые отношения. Линейную перспективу ограниченного пространства можно изучить делая зарисовки предметов в пространстве городского дворика с одновременной проработкой закономерностей визуальных сокращений пространственных планов. Изучение световоздушной перспективы требует определения правильных цветотональных отношений пространственных планов, наблюдение за измененим цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Рекомендуется выполнять этюды пейзажа с постройкой на

среднем плане, зарисовки дома с пейзажем, кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора (материалы: карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель).

Поскольку обучение предполагает постепенное усложнение поставленных задач, во второй год обучения учащимся при изучении тех же самых тем рекомендуется образно воспринимать природные формы, свободно выбирать живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры, вырабатывать пленэрное цветоощущение, передавать общий тон и тонально цветовые отношениия в пейзаже, использовть все возможностеи акварельных красок в передаче различного состояния природы, делать этюды на большие отношения неба к земле приемом a la prima при разном освещении, передаче тональных и цветовых отношений с учетом перспективы. Добавляется копийная практика этюдов и зарисовок животных и птиц из журналов. Рекомендуется выполнение рисунков дома с частью улицы, уходящей в глубину. При изучении световоздушной перспективы требуется объемно-пространственное восприятие пейзажа, гармоничное ритмическое расположение в листе пятен и линий, изменение цвета в пространстве.

В качестве усложнения в третий год обучения предлагается делать зарисовки и этюды тропинок, аллей, крутых склонов, деревьев, кустарников, передавать пропорциии архитектурных частей здания, деталировку отдельных фрагментов (этюд, рисунок - фрагментов храма, колокольни, барабанов с луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.), зарисовки и этюды букета цветов в вазе на солнце и в тени, зарисовки инфраструктуры в различных ракурсах, этюды и зарисовки характерных пейзажей по памяти. К возможностям ранее изученных материалов добавляется изучение возможностей соуса.

В четвертый год обучения рекомендуется делать этюды и зарисовки кустарников и зарослей на берегу реки, крупных сучьев деревьев с частью ствола, различных построек, самостоятельно выбирать интересный сюжет, решать композиционный центр, выполнять этюды и зарисовки панорамных

пейзажей с крупным сооружением, этюды и зарисовки сюжетов в зоопарке, в городском саду, на рынке, у озера, реки или иного водоема со стеной леса или с городскими постройками на дальнем берегу, наброски и зарисовки подобных пейзажей по памяти. К возможностям ранее изученных материалов добавляется изучение возможностей мягких материалов - сангины и угля соуса.

Пятый год обучения (итоговый) требует от учащихся понимания общего тона и тонально-цветовых отношений в пленэрной живописи, умения находить интересное композиционное решение, передавать различное состояния погоды, времени дня, освещения, свободного написания этюдов фрагментов пейзажа с людьми на детских площадках и в скверах, индивидуального отношения к изображаемому, последовательного ведения работы, завершенности в рисунках. Рекомендуется выполнять этюды и зарисовки пейзажа с открытым пространством, постройками и деревьями на среднем плане (улицы с разнотипными по форме постройками на сложном рельефе местности). Предполагается написание тематического и творческого пейзажа с передачей материальности и фактуры предметов, а также выполнение набросков, зарисовок фигуры человека в среде, индустриального пейзажа, эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра.

Таким образом, можно отметить, что анализируемая программа практики «Пленэр» направлена на развитие у учащихся школ искусств навыков передачи общего цветового тона при работе над этюдом пейзажа. Не менее важна для этого и самостоятельная творческая работа учащихся. Поддержание интереса к самостоятельной творческой деятельности, на наш взгляд, является одной из основных задач преподавателя художественной школы на протяжении всего учебного процесса. Которая, в свою очередь, может быть решена посредством посещения с учащимися выставок, музеев и картинных галерей с произведениями талантливых художников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков, Н. Н. Цвет в живописи [Текст] / Н. Н. Волков. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2014. - 359 с.;

2. Гинзбург И.В. П. П. Чистяков и его педагогическая система / Изабелла Гинзбург. - Ленинград , Москва: Искусство, 1940. - 204 с.;

3. Крымов Н. П. Статьи и публикации URL: http://krimov.ru/krimov-articles2.php (дата обращения: 10.02.2024);

4. Маслов Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству [Текст]: учеб. пособие для студентов худож- граф. факультетов пед. ин-тов./ Н. Я. Маслов. - М.: Просвещение, 1984. 112 с.;

5. Дополнительная предпрофессиональная программа МБУДО «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел» в области изобразительного искусства «Живопись», Предметная область ПО.03. Пленэрные занятия Программа по учебному предмету ПО.03.УП.01. Пленер Орел, 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izo-art-orel. ru/index. php/2-uncategorised/3 9-plener

Martynova T.Yu., Kokhanik N.A.

Martynova T.Yu.

Orel State University (Orel, Russia)

Kokhanik N.A.

Orel State University (Orel, Russia)

DEVELOPING SKILLS OF STUDENTS OF ART SCHOOLS TO CONVEY COMMON COLOR TONE WHEN WORKING ON LANDSCAPE SKETCH

Abstract: the article discusses the features of landscape painting, conducts a comparative analysis of the topics of the curriculum "Plein Air" from grades 2 to 5 of the Oryol School of Art, provides recommendations for the development of skills in transmitting a common color tone when working on a landscape sketch.

Keywords: general color tone, sketch, landscape, color, light.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.