References
1. Podlasyj I.P. Pedagogika: uchebnik. Moskva: Vysshee obrazovanie, 2006.
2. Podlasyj I. P. Pedagogika: uchebnik dlya SPO. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2018.
3. Suschnost'i osobennostirealizaciiprincipa dostupnosti obucheniya Shkolnikov - sovremennye problemy naukii obrazovaniya. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=6014&.ru
4. Nikitina O.G. Prezentaciya na temu «Prezentacii i ih vidy». Available at: https:/ https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/18817.html?fl.xn--p1ai)
5. Lazarev D.V. Prezentaciya: Luchshe odin raz uvidet'. Moskva: Al'pina Pablisher, 2011
Статья поступила в редакцию 24.03.22
УДК 37.013.32
Huderiehaolu, postgraduate, Department of Fine Arts of the Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University, senior lecturer, Department of Fine Arts,
Inner Mongolia Honder College of Arts and Science (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE METHODOLOGY OF WORK ON THE EXECUTION OF THE LANDSCAPE IN THE TECHNIQUE OF OIL PAINTING. The article reveals a problem of teaching a technique of oil painting by performing landscape sketches in open-air conditions and academic painting classes. The developed and substantiated methodological developments and recommendations are implemented in a specific educational process in special disciplines. The article discusses a problem of developing creative abilities in the process of learning the technique of oil painting. Landscape is a genre in the visual arts, a reflection of natural or transformed by man nature, the environment, the whole wealth of plant, celestial and aquatic expanses. Oil painting is very durable. The analysis of paintings by masters of the past centuries allows highlighting the characteristic techniques of oil work, ways of creating an expressive image (color saturation, depth of tone, contrast, and others). The techniques used in oil painting are very diverse and their use in modern painting allows to create original and high-quality works. Performing landscape sketches is an important stage of learning the technique of oil painting. A high level of mastering of this technique is possible with the development of students' skills of working on short-term and long-term landscape sketches, color vision, knowledge of the laws of linear and aerial perspective, color science. Only if students have basic knowledge and skills, it is possible to develop creative abilities, and as a result, access to an artistic image.
Key words: landscape painting, typical mistakes, teaching methods, decorative painting, composition.
Худэжичаолу, аспирант, Институт искусств, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, доц.,
Колледж искусств и наук Хондера во Внутренней Монголии, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
В статье раскрывается проблема обучения технике масляной живописи посредством выполнения этюдов пейзажа в условиях пленэра и занятий по академической живописи. Разработанные и обоснованные методические разработки и рекомендации реализованы в конкретном учебном процессе по специальным дисциплинам. Также в статье рассмотрена проблема развития творческих способностей в процессе обучения технике масляной живописи. Пейзаж - это жанр в изобразительном искусстве, отражение естественной или преображённой человеком природы, окружающей среды, всего богатства растительных, небесных и водных просторов. Масляная живопись весьма долговечна. Анализ живописных полотен мастеров прошлых столетий позволяет выделить характерные приемы работы маслом, способы создания выразительного образа (насыщенность цвета, глубина тона, контраст и другие). Приемы, применяемые в масляной живописи, весьма разнообразны и их использование в современной живописи позволяет создать оригинальные и качественные работы. Выполнение этюдов пейзажа является важным этапом обучения технике масляной живописи. Высокий уровень освоения данной техники возможен при развитии у студентов навыков работы над краткосрочными и длительными этюдами пейзажа, колористического видения, знаний законов линейной и воздушной перспективы, цветоведения. Только при наличии у обучающихся базовых знаний и навыков возможно развитие творческих способностей и, как следствие, выход на художественный образ.
Ключевые слова: пейзажная живопись, типичные ошибки, методика обучения, декоративная живопись, композиция.
Актуальность научной работы заключается в том, что в истории педагогики проблема развития творческих способностей студентов всегда была одной из актуальных. Творческие способности - это умение находить принципиально новые способы решения различных задач и проблем. Особое значение для развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности имеет постановка и реализация творческих задач. При выполнении творческих заданий по живописи возникает необходимость комбинировать свои впечатления, искать новые композиционные и колористические решения, основываясь также на прошлом опыте. На основе творчества можно строить занятия и развивать эмоциональную, коммуникативную, познавательную и другие сферы.
Научная новизна исследования заключается в следующем: установлено, что процесс формирования профессиональных навыков и изобразительных способностей более эффективен в процессе рисования, которое по самой своей природе указывает на метод художественного восприятия действительности и построения системы личного опыта. Пленэр в этом смысле как живописная практика рисования природы с натуры (живописно-пространственное, световоздушное, колористическое богатство природы, изменение действительности с активной ролью света и воздуха в природных условиях) является наиболее эффективной формой развития художественных способностей.
Цель исследования: продемонстрировать уровень практических умений и теоретических знаний в области методической, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности.
Задачи обучения:
1. Составить методические рекомендации по развитию у студентов целостного восприятия и творческих способностей.
2. Разработать пути реализации творческого замысла, используя вариативность композиционных и художественно образных решений, выполнив серию набросков и этюдов.
3. Научить студентов самостоятельно выполнять творческую работу, соблюдая методическую последовательность написания.
4. Проанализировать типичные ошибки, допускаемые при работе над этюдами пейзажа в технике масляной живописи в условиях пленэра.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Пейзажная живопись имеет большую творческую свободу и выступает как способ изображения реальной действительности посредством колорита, пластических приемов (обобщение, стилизация, условность). Использование различных приемов масляной живописи напрямую влияет на визуальный эффект и стиль картины. В настоящее время пейзажной живописи уделяется все больше внимания, ее повышенная выразительность и эмоциональность образа находит широкий отклик от зрителя.
Теоретическими аспектами выполнения этюдов пейзажа в технике масляной живописи являются:
1. Выбор темы и формирование замысла
Как начать работать над пейзажем, когда вокруг так много красивых и интересных мест? Это одна из первых трудностей для начинающих пейзажистов. Прежде чем приступить к работе с пейзажем, необходимо определить формат, характер работы и ее тематику, найти подходящий сюжет для предстоящего этюда: морской, сельский или лесной пейзаж, анималистичный этюд и другие. Нельзя пренебрегать изучением малых форм, то есть нужно прописывать передний план и особое внимание уделять детализации, именно за счет нее пейзаж приобретает завершенный вид и фактуру [1].
Живописец должен всегда вести работу над поиском новых мотивов и средств выражения. Студент обязан стараться найти интересные объекты самостоятельно и отразить в работе собственное восприятие мира, впечатление от натуры, что является важнейшей учебной и творческой задачей. Это обоснованно тем, что каждый художник индивидуален и видит мир по-особенному. Как показывает практика, студенты часто за грамотностью теряют творческое начало, именно индивидуальность.
2. Композиция - определение положения и размера объектов
В этюде (пейзаже) важно найти правильное решение композиции, выбрать наиболее удачную точку зрения, ведь в живописи, как и в любом виде изобразительного искусства, действуют все законы композиции [2]. Композицией картины называют такую расстановку объектов на изобразительной плоскости, чтобы все ее части были уравновешены. В этюде, передающем с возможной точностью определенный мотив, композиция уже дана самой природой. Художнику нужно только уметь выбрать такой мотив и передать его на полотне [3].
Когда изображение закомпановано на формате, необходимо уточнить некоторые моменты: соблюдение законов и правил композиции. Если на изображении не читается композиционный центр, его необходимо выделить с помощью размера, расположения, тона, степенью детализации (закон количества и закон качества). Также все части композиции должны быть ритмически увязаны между собой, чтобы избежать дробности. В композиции выражается замысел, идея всей работы, заложенные в нее эмоции [4].
3. Определение основных цветовых и тоновых отношений. Колорит
Колорит в живописной работе определяется за счет какого-либо одного цвета, через призму которого воспринимается все изображение в целом и который сводит его к нескольким простым цветовым блокам с доминированием основных цветов, с определенной тенденцией к окрашиванию в соответствии со светом и тенью и основной плоской живописью [5]. Работу над этюдом пейзажа можно начать с какого-либо одного элемента, но студентам, имеющим недостаточно опыта и знаний, рекомендуется начинать работу с распределения основных цветов по изобразительной плоскости. После этого следует уточнить цветовые решения и привести их к гармоничному решению (определить их светлоту, насыщенность) [6]. Также особое внимание следует уделить закону воздушной перспективы: удаляясь от зрителя, объекты становятся менее насыщенными, приобретают больше холодных оттенков.
4. Формирование объема. Подчинение общей цветовой гамме
После того как цветовые отношения скорректированы, стоит уделить внимание формированию основного объема формы, особенно у объектов на переднем плане, и обогащению цветовых отношений. Далее необходимо проработать планы, показать тональную разницу между передним и дальним планами, а также уточнить отношения между композиционным центром и второстепенными деталями. Закон целостности заключается в неделимости композиции, а это значит, что ее невозможно воспринимать как совокупность нескольких независимых частей [7]. Неделимость обусловливается идеей о том, что в композиции объединить все составляющие будущей картины в одно целое можно через формирование замысла и выражение идеи композиции. При формировании замысла сначала должны быть определены отношения композиционного центра с крупными частями композиции, а разработка более мелких частей допускается только после определения расположения основных частей в композиции. Еще одной особенностью закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. В отличной композиции невозможно удалить какую-либо часть, не повредив целое. Все части взаимосвязаны и строго согласованы. Детализация подчинена общей композиции картины. Можно начать вести работу с любого участка, но при этом, изображая тот или иной объект, необходимо тщательно улавливать его связь с окружающими объектами, его значение для всей композиции, взаимодействие цветов, композиционный центр, ритмическую организацию, иметь в виду первоначальный замысел [8]. Если первый слой прописан достаточно пастозно и рисовать по нему затруднительно, рекомендуется использовать скребок, чтобы соскоблить определенные участки и рисовать снова, при этом могут получиться интересные и необычные эффекты на изобразительной плоскости [9].
6. Обобщение, подчинение частей целому
Как показывает практика, работая определенное время над этюдом, студенты слишком много внимания уделяют какой-либо одной детали или части картины, что нарушает целостность всей композиции, взаимосвязь элементов, ритм и организацию композиционного центра. Поэтому необходимо отойти от этюда на расстояние и оценить целостность всей композиции, затем внести коррективы, не нарушая цветового строя и общей идеи. П.П. Чистяков отмечал: «Делая этюды с натуры, останавливайтесь и смотрите вдруг на всю натуру и на Вашу работу; разницу наблюдайте и доводите до полного сходства не одной силой, а гармонией»[10].
Методические особенности выполнения этюда пейзажа в технике масляной живописи можно сформулировать следующим образом:
1. Краткосрочные этюды
Прежде всего стоит обращать внимание студентов на важность подготовительного этапа. Небольшие краткосрочные этюды, направленные на поиск цветового решения, позволяют определить варианты тонального и цветового решения, композиции, основного контраста, колорита, настроения. Таким образом, выполняются этюды, где преобладают большие цветовые пятна, детали обобщаются. Размер поисковых этюдов должен быть небольшим, предпочтительно формат А5, А4, также стоит отказаться от использования маленьких кистей. Продолжительность выполнения этюдов максимум 30-40 минут. Этого времени достаточно для определения основных цветовых и тональных отношений. Это позволяет развивать у обучающихся целостное восприятие, цветовосприятие, навыки наблюдения, глазомер [11].
После выполнения краткосрочных поисковых этюдов можно переходить к более длительной работе. Основное внимание стоит уделять моделированию объема, детализации. Небольшой формат быстро осваивается, несколькими мазками можно выявить основной образ предмета, но работу на большом формате нельзя решать также обобщенно, иначе теряется содержание, нет завершенности в картине.
2. Выполнение копий как способ освоения техники масляной живописи
Копирование - отличный способ быстрого обучения. Но очень важно, чтобы студент не слепо копировал работу известных художников, но и анализировал, какие приемы и методы применял тот или иной мастер. С этой целью стоит выполнять копии небольшого формата, это позволяет при минимальных временных затратах получить максимальный результат.
Типичные ошибки при выполнении этюдов пейзажа в технике масляной живописи:
1. Дробность
Когда студенты начинают рисовать с какой-то определенной части, нарушая принцип «от общего к частному», возникнет проблема дробности в работе. Поэтому рекомендуется вести работу, начиная с больших тональных и цветовых отношений, разбирать плоскость по пятнам, а затем переходить к более детальной проработке, включению большего количества оттенков.
2. Неграмотная последовательность работы
Следующая ошибка связана с нарушением последовательности работы над этюдом. Вместо подмалевки студент прописывает первый слой пастозно, в результате чего сложно краска дальше «не ложится». Время, проведенное за этюдами на улице, обычно невелико, особенно в солнечный день, максимум два-три часа, потому что в течение дня свет, погода меняются. Следовательно, нет времени в условиях пленэра ждать, когда высохнет слой краски. Можно полагаться на память и собственные чувства. Именно поэтому мастера-импрессионисты всегда брали с собой множество рам и постоянно меняли их, чтобы запечатлеть эмоции в данный момент. С другой стороны, начинающий живописец вряд ли обладает такой проницательностью и чувствительностью, как зрелый художник, не говоря уже об уровне изобразительных навыков. Поэтому рисовать сразу пастозно, без поискового этюда или подмалевка не рекомендуется.
3. Неправильное композиционное восприятие
Перед непосредственным выполнением этюда преподаватель демонстрирует методическую последовательность ведения работы, но проблема многих студентов заключается в недостаточном анализе модели. Присутствует простое срисовывание натуры, так как не сформировано представление о работе художественных законов (законы линейной перспективы, цветоведения, светотеневых градаций). При написании пейзажей цвет играет особую роль, цветовые отношения зависят от определенных сезонных и региональных характеристик, а каждый объект передает свой цветовой образ [12]. Цвет в масляной живописи имеет самый широкий диапазон как с точки зрения тона, так и многоцветия.
Цвет - это отношение в высшей степени субъективное, причем разные люди по-разному воспринимают одно и то же место в одно и то же время года. Однако студенты часто используют колорит и манеру, которые использовали их преподаватели или мастера в своих картинах, и стремятся походить на своих учителей или известных художников, поэтому их работы нельзя в полной мере назвать творческими, они учебные. В процессе обучения важную часть занимает рисование с натуры, студент сначала должен научиться «рисовать», а лишь потом «творить». Это явление можно заметить, когда студенты работают на пленэре и не воспринимают находящийся перед ними пейзаж, а фантазируют свой.
4. Формирование композиционного замысла
Эта проблема также часто возникает из-за постоянного фокусирования на частном и пренебрежения общими отношениями. Для этого необходимо соблюдать методически верное ведение работы. Первый этап должен быть композиционный, где учащиеся находят композиционное пятно, в котором выделяют композиционный центр, а далее выстраивают отношения между центром и средним планом. Необходимо увязывать предметы друг с другом. Для пейзажа очень важна плановость, построение планов начинается с композиционного центра с постепенным переходом к самым дальним объектам. Если предмет изображения слишком сложен, необходимо обобщить его.
Часто учащиеся допускают такую ошибку как нарушение целостности баланса цветовых и тоновых пятен, нарушение равновесия в композиции, а также пустоту или, напротив, тесноту в изображении. Это может быть связано с неразвитым чувством композиции, а также невнимательность и отсутствие детальной проработки композиции. Чаще всего учащиеся не могут выстроить отношения различных тональных пятен, уравновесить их по массам, в результате чего пятна «спорят между собой».
6. Создание художественного образа
Для создания художественного образа художнику необходимо не только обладать художественной грамотностью и эстетическим вкусом, но и способностью передавать чувства и эмоции с помощью кисти. Усилить природный образ помогают не только художественные средства (композиционные приемы, тон, цвет, линия, форма), но и глубина личности самого художника, его личные переживания и мысли.
6. Грамотное использование материалов
Часто встречается ошибка на уровне технического исполнения. Учащиеся неправильно используют различные художественные материалы, начиная от выбора сочетания художественных материалов, заканчивая неправильным его применением.
Данная ошибка может иметь множество причин, таких как незнание технологии работы с определенным материалом, неправильный метод работы, страх творить новым материалом, осторожность в использовании средств и приемов, а также узкое восприятие возможностей какого-либо материала. В результате этого возникает однообразие живописи, а также малоцветие и простота оттенков. Поэтому студенты часто начинают делать наброски одним способом и не способны перейти на другой материал или способ изображения. Поэтому студентам рекомендуется часто посещать музеи и смотреть на работы мастеров, внимательно изучать их, обсуждать со своими сверстниками и преподавателями, чтобы быстрее овладеть различными способами выражения и техниками, попробовать испытать их на практике, чтобы язык выражения был богатым выразительным.
Пейзажная живопись, прежде всего, развивает творческие способности, которые составляют основу эстетического вкуса и чувствительности к красоте животного мира [13].
Целью данной статьи было продемонстрировать уровень практических умений и теоретических знаний в области методической, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности. Для достижения цели были
Библиографический список
поставлены задачи, решение которых и составило суть выполнения научной работы. Представленное исследование поможет студентам разработать пути реализации творческого замысла, используя вариативность композиционных и художественно образных решений, выполнить серию набросков и этюдов; использовать необходимые художественные материалы для выполнения практической работы; самостоятельно выполнять творческую работу, соблюдая методическую последовательность написания. Также подробно рассмотрены наиболее частые проблемы на пленэре при написании масляных пейзажных этюдов и разработаны пути их решения.
История пейзажной живописи показывает, что природа всегда вдохновляла художников своей уникальной красотой. Самые выдающиеся мастера живописи посвятили свои работы жанру пейзажа. Изучение красоты природы, изображенной на художественных картинах, играет большую роль в удовлетворении эстетических потребностей человека, в понимании красоты Вселенной. Пейзаж - это искусство, в котором эмоции выражаются напрямую через художественные средства. В этом смысле его можно сравнить с музыкой. Красочные оттенки палитры передают спектр чувств в изображении даже без четко очерченного повествовательного сюжета. Поэтому поэзия восприятия и интерпретации природы в пейзаже особенно важна. Пленэрная живопись - приятное и нужное занятие.
Полагаем, что если студент накапливает собственный опыт, то со временем его пейзажные работы будут более яркими и интересными, завораживая, тем самым, зрителя своей красотой.
1. Васильев А.А. Живопись пленэра. Краснодар, 1981.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагогическая школа: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1984.
3. Маслов Н.Я. Пленэр. Москва: Просвещение, 1984.
4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. Москва, 1977.
5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. Москва: Искусство, 1986.
6. Алексеева В.В. Что такое искусство? Москва, 1991.
7. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. Москва: Академия художеств СССР 1961.
8. Матисс А. Сборник статей о творчестве. Москва: Издательство иностранной литературы, 1958.
9. Виннер А.В. Материалы и техники живописи советских мастеров. Москва: Советский художник, 1958.
10. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. Москва, 1961.
11. Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие. Москва: Издательство Владос, 2010.
12. Ягодовская А.Т. О пейзаже. Москва, 1963.
13. Борев Ю.Б. Эстетика. Москва: Политиздат, 1988.
References
1. Vasil'ev A.A. Zhivopis'plen'era. Krasnodar, 1981.
2. Alehin A.D. Izobrazitel'noe iskusstvo: Hudozhnik. Pedagogicheskaya shkola: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1984.
3. Maslov N.Ya. Plen'er. Moskva: Prosveschenie, 1984.
4. Volkov N.N. Kompoziciya vzhivopisi. Moskva, 1977.
5. Zajcev A.S. Nauka o cvete izhivopis'. Moskva: Iskusstvo, 1986.
6. Alekseeva V. V. Chto takoe iskusstvo? Moskva, 1991.
7. Berger 'E. Istoriya razvitiya tehniki maslyanojzhivopisi. Moskva: Akademiya hudozhestv SSSR, 1961.
8. Matiss A. Sbornik statej o tvorchestve. Moskva: Izdatel'stvo inostrannoj literatury, 1958.
9. Vinner A.V. Materialy i tehniki zhivopisi sovetskih masterov. Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1958.
10. Belyutin 'E.M. Osnovy izobrazitel'nojgramoty. Moskva, 1961.
11. Beschastnov N.P. Zhivopis': uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Vlados, 2010.
12. Yagodovskaya A.T. O pejzazhe. Moskva, 1963.
13. Borev Yu.B. 'Estetika. Moskva: Politizdat, 1988.
Статья поступила в редакцию 30.03.22
УДК 37.013.32
Huderichaolu, postgraduate, Department of Fine Arts of the Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University, senior lecturer, Department of Fine Arts, Inner Mongolia Honder College of Arts and Science (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Isakova A.D., teacher (Drawing and Perspective), Novosibirsk Regional College of Culture and Arts (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Markova R.S., teacher (Fine Arts), MBOU Lyceum No. 28 (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF DECORATIVE PAINTING ON THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' ARTISTIC PERCEPTION. The article reveals a problem of the formation of students' artistic perception by means of decorative painting. Decorative painting is an artistic representation of reality and has an impact on the development of the personality of students, forms their feelings, thoughts, aesthetic perception. As a rule, a person cannot draw something that he has never seen in reality, therefore, he depicts what exists, but from his own point of view. Every work of fine art contains the feelings and thoughts of the author; these feelings and thoughts are transmitted to the viewer. There is a need to develop students' perception. An important role in this is played by the pedagogical attitude that guides perception. The article defines the basic concepts, analyzes the features of decorative painting and its perception by a person, as well as the transformation of visual perception into artistic. Art-oriented educational institutions have their own peculiarities concerning the tasks and goals of training. As pedagogical practice shows, students experience difficulties in the learning process, which is due to insufficient visual experience and ignorance of basic things in the process of drawing. Thus, the methodology of teaching fine art in art schools requires further research.
Key words: decorative painting, artistic perception, composition, psychology.
Худэжичаолу, аспирант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, доц., Колледж искусств и наук Хондера во Внутренней Монголии, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] АД. Исакова, преп., ГАПОУ НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Р.С. Маркова, учитель изобразительного искусства в МБОУ «Лицей № 28», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]