наставничества». Даже когда отношения наставничества установлены, реальные отношения важнее, чем их наличие.
Литература:
1. Абаева, А.И. Роль наставничества в становлении начинающего преподавателя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.onk-rb.ru/news/ data/upimages/potl.pdf.
2. Багракова, А.Я. Наставничество в организации / А. Я. Багракова // Управление развитием персонала.
- 2008. - №4
3. Лабунская, Н.Л. Наставничество как институт профессионального становления молодых педагогов / Н.Л. Лабунская. - ГБОУ СПО Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. В.А. Волкова. - Новокузнецк: Изд-во «ГБОУ СПО КузТСиД», 2015
4. Льюис, Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний / Г. Льюис.
- М., 1998.
5. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
6. Наставничество [Электронный ресурс] // Бизнес без проблем. - 2011. - №4. - Режим доступа: http://handbooks.ru/files/pdf/18/1.pdf.
7. Никитина, В.В. Роль наставничества в современном образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/artide/n/rolnastavnichestva-v-sovremennomobrazovanii
8. Сагдеева, Р.Л. Методические материалы на тему «Наставничество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/ mietodichieskiie-matierialy-na-tiemu-nastavnichies.html.
9. Щербакова, Т.Н., Щербакова, Е.В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.) - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 18-22.
10. Stukalenko, N.M., Murzina, S.A., Kramarenko, B.V., Ermekova, Z.K., Rakisheva, G.M. Implementation of competence approach in the professional educasion of prospective teachers in the higher educasion conditions // International Review of Management and Marketing. - 2016. - VOL. 6. - NO 3S. - PP. 175-181. URL: http://econjournals.com/index.php/irmm/article/view/2209/pdf (дата обращения: 18.09.2019).
Педагогика
УДК 730
старший преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Адамова Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень); преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Богданова Ольга Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)
РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы развития ассоциативного мышления студентов художественного вуза средствами пейзажной живописи. Автор анализирует творчество художников живописцев, ярких представителей школы русского пейзажа, на этой основе проводит исследование методов (анализ живописных произведений, исследование живописных техник, копирование живописных работ, метод экспериментирования с использование различных живописных приемов и техник, натурный метод этюдов и зарисовок) для использования в профессиональной подготовке студентов творческих направлений.
Ключевые слова: ассоциативное мышление, пейзажная живопись, анализ произведений живописи, копирование, методы, основы Цветоведения.
Annotation. This article deals with the problems of the development of associative thinking of art university students by means of landscape painting. The author analyzes the work of artists painters, prominent representatives of Russian landscape school, on that basis, conducts research methods (analysis of paintings, the study of pictorial techniques, reproduction of paintings, a method of experimentation using various painting methods and techniques, in-situ method of sketches and drawings) for use in professional training of students in creative ways.
Keywords: associative thinking, landscape painting, analysis of paintings, copying, methods, fundamentals of Color science.
Введение. В век глобализации и информатизации ассоциативное мышление становится жизненно необходимым компонентом развития человека современного общества, потому как осуществляет связь между воспринимаемыми объектами и реальными объектами действительности. Особенно важным компонентом является ассоциативные мышление в творческом процессе.
Изложение основного материала статьи. Под «ассоциацией» психологи понимают связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое [1].
Ассоциациями объясняется появление новых знаний, умений, отображение в сознании человека предметов и явлений действительности в форме связей прошлого и настоящего [2].
Однако, в современном мире, когда на любой запрос интернет-пользователя глобальная сеть выдает любой образ, все сложнее становится формировать психологический аспект процесса ассоциативного мышления подрастающего человека.
Значительные достижения в этой области принадлежат школам: Чистякова П.П., Кардовского Д.Н, Павлинова П.Я., Фаворского В.А. и др.
К примеру, Чистяков П.П. считал, что художник является «соучастником» сюжета в творческой работе, который должен свои чувства донести до зрителя, через определённый ассоциативный ряд [3].
Так, Павлинов П.Я. считал, что фактура, связанная с композиционной идеей в картине, отражает ассоциацию автора на определённую тему [4, с. 47].
Следовательно, имеет огромное значение в вырабатывании у художников умение напрямую воспринимать образ, выполняя при этом зарисовки, наброски и этюды.
Таким образом, ассоциативные мышление является важной составляющей творческого процесса, без которого не представляется оригинальность, чувственность произведения, цельность художественного образа.
Поэтому особенно важно развивать ассоциативное мышление у будущих художников, студентов художественного вуза, потому что под воздействием живописного искусства, анализа художественных произведений живописцев, студент в полной мере имеет возможность увеличить запас знаний и представлений, не только о расцвете живописного искусства, а также о восприятии окружающей действительности, «погрузиться» в атмосферу ассоциаций и представлений художников того времени.
В период обучения живописи студент познаёт целые системы изобразительных законов и приемов, их основы. Для того чтобы познать природу создания художественного образа, необходимо раскрыть его суть, что, в свою очередность, оправдывается присутствием конкретных понятий и определенной степени развития ассоциативного мышления.
Исследователь мышления Рубинштейн С.Л., писал, что художественное восприятие художника формируется в процессе художественного изображения воспринимаемого [5].
Исследователи отмечают, что временные нервные связи, или ассоциации, есть результат отражения в мозгу объективно существующих связей между объектами и явлениями» [6].
И поэтому единство изобразительного и выразительного обуславливает цельность художественного обреза [7].
Особенно отличаются художественной цельностью картины знаменитых художников живописцев.
В этой связи стоит отметить, что ценность художественного произведения представляется нам, не количеством выполненных этюдов и зарисовок, а цельностью образа, который является результатом мировосприятия автора, выражением его ассоциативного мыслительного процесса и всего жизненного опыта.
Рассмотрим роль ассоциативного мышления художников в процессе создания художественного образа в живописном произведении на примере изображения природы, потому что цвет имеет важное значение в передаче чувственного состояния природы, в его ассоциативном восприятии.
Особенно интересным и богатым на живописные пейзажные произведения, по нашему мнению, является 19 век, в котором проявили себя целая плеяда русских живописцев таких как Шишкин И.И., Айвазовский И.И., Саврасов А.К., Васильев А.Ф. множество других, создавших шедевральные произведения русской живописи, включая в этот процесс свое ассоциативное мышление. Анализ творчества работ известных художников и фактов написания своих живописных работ знакомят студентов в определённой степени с ассоциативным мышлением живописцев, с особенностью стиля и техникой исполнения.
Одним из предметов ассоциативного мышления является цвет, поэтому важно обратить внимание на анализ цветовой гармонии в живописном произведении, с помощью которого передает художник глубокую идейно-эмоциональную правду [8].
Известно, что виртуозный маринист Айвазовский И.И. обладал хорошей наблюдательностью, памятью, ассоциативным мышлением, потому как свои морские пейзажи он писал в своей мастерской.
При анализе воздушной перспективы в морские пейзажи Айвазовского И.И. можно наблюдать взаимосвязь и разделение цвета на тёплые и холодные с чувственным экспериментом. Холодный цвет умножает ощущение меланхолического покоя, горячий цвет - ощущение напряженности, активности, радости, драматизма. В произведении противоположность теплого и холодного цвета - зачастую специальный ход, на холодном фоне - горячие предметы и наоборот» [9].
Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям - движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга [10].
В живописных полотнах Шишкина И.И. русский пейзаж предстает в своей первозданной красоте, чувствуется прозрачный чистый воздух сосновой рощи и теплое дуновение летнего ветра в картине «Рожь».
Особый интерес у него вызывали особенности световоздушной среды: следуя за цветовыми и световыми градациями, Шишкин использовал принципы тональной живописи, добившись огромных успехов в искусстве так называемого валера, в которых он варьировал мазки с помощью различных кистей, сочетал подмалёвок с лессировкой [11].
Особое место в русской живописной школе занимает творчество Саврасова Алексея Кондратьевича, отображение в сознании художника русской природы предстают перед зрителем лирическими образами, наполненными легкой грустью и печалью.
Особенность живописного стиля в работах отмечает в своих исследованиях А.А. Сидоров, где он выявляет своеобразное единство композиции игрой контрастов света и тени в творчестве Саврасова А.К. Он не боится напряженности густого, почти черного, насыщенного до предела цвета. Спецификой всех этих живописных станковых рисунков, которые мы считаем высоко законченными, является как раз то, что у Саврасова тон и цвет образуют некое единство; густота туши или черной акварели в трактовке земли, воды, неба различна; она вызывает представление колористической силы разного качества и характера [12].
При анализе живописного произведения Саврасова можно отметить отсутствие выразительного колорита, без присущего Айвазовскому столкновению тепла холодности, но в цветовом строе его работ главное выделяется доминантой.
Таким образом, для русской пейзажной живописи 19 века является характерным то, что в своих работах художники раскрывают цельный художественный образ родной природы, отображающий в их сознании предметы и явления действительности в форме связей прошлого и настоящего через самобытную авторскую манеру. Исследуя творчество этих художников, студенты творческих вузов имеют возможность прикоснуться к авторским техникам, «секретам» с помощью которых художники-пейзажисты создавали свои произведения, отличающееся оригинальностью, напряжённостью, звучанием цветовых гармоний, чувственностью, цельностью художественного образа.
Важным этапом познания прошлого опыта художников в процессе развития ассоциативного мышления студентов художественного вуза является исследование творчества региональных авторов-современников,
таких как Гардубей М.М, Дёмин Г.С., Новик А.В., Станков И.И., Щетинин И.Д., Юдин Ю.Д., Струнников С.А. и др., которые внесли свой уникальный вклад в развитие русского пейзажа.
Через живописные произведения современных художников прослеживается тонкая и едва уловимая нить чувств, настроений и состояний. В информировании чувственного состояния природы другую немаловажность обретает колористический дарование художника, его призвание и талант видеть мир в гармоничном его развитии.
Таким образом, живописный пейзаж играет важную роль в развитии ассоциативного мышления студентов художественных вузов, потому что средствами наблюдения за природой, работая на пленэре студент совершенствует эмоциональную сопричастность к природным явлениям, различие характерных состояний в природе (времени суток, времени года, природных состояний и т.п.).
Выполняя этюды, зарисовки, наброски обучающиеся понимают связь между отдельными представлениями о природных явлениях, при которой одно из представлений вызывает собственный эмоциональный отклик, при этом возникает идея, за которым следует свой собственный художественный образ.
Организуя так обучающий процесс, при котором важным условием станет раскрытие возможностей ассоциативного мышления, используя такие методы как анализ живописных произведений, исследование живописных техник, копирование живописных работ, метод экспериментирования с использование различных живописных приемов и техник, натурный метод этюдов и зарисовок.
Метод анализа живописных произведений может варьироваться от постановки обучающих задач, поставленных перед студентами (композиционный анализ, колористический анализ, анализ живописных приемов, анализ создания художественного образа, идейность произведения и т.д.) Интенсивному развитию анализа произведения способствует целенаправленность учебных занятий, требующих целенаправленного мыслительного труда. Интеллектуальный труд обучающегося, вопреки, а значительных успехов в изучении устных фактов, спекулятивных понятий, невзирая на сложность закономерностей и особенностей объектов и проявлений, в общем оставляет за собой сохраняет видимый просмотр и в значительной степени связан с эмоциональным знанием.
Метод исследования содержит главную составляющую любого исследования - постановка проблемы. Проблема в художественном произведении может быть сформулирована при выполнении студентом своей творческой работы, в которой сформулирована основная цель передача какой-либо идеи. Перед студентом встает проблема, каким образом возможно выразить свою идею? В этом случае студент обращается к художественному опыту других художников, исследуя их творчество с целью нахождения ответов на свои вопросы.
Метод копирования может решить вопросы, связанные с изучением опыта художников, потому что в процессе копирования студент имеет возможность механически повторить то, что было сделано другими, при этом происходит «проживание» опыта.
Метод экспериментирования с использование различных живописных приемов и техник позволяет раскрепостить сдержанность, робость, осторожность и сухость выполнения творческих заданий. В процессе экспериментирования возникают условия, при которых студент с помощью проб и ошибок находит технику, которая будет отвечать каким-то внутренним устремлениям, желаниям самовыразиться.
В работе над живописным пейзажем один из центральных методов является натурный метод этюдов и зарисовок, при которых происходит развитие наблюдательности, зрительной памяти, в целом познание окружающего мира, получение художественного опыта работы с натурой.
Выводы. Таким образом, качественный уровень профессиональной подготовки студентов художественного вуза возможен при переосмыслении методики развития ассоциативного мышления студентов художественного вуза, в процессе чего происходит освоение содержания истории изобразительного искусства на примере пейзажной живописи, средств ее выразительности, осознанное освоение науки Цветоведения, способствует дальнейшему развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации как в профессиональном, так и в творческом ключе на основе грамотного использования методов: анализ живописных произведений, исследование живописных техник, копирование живописных работ, метод экспериментирования с использование различных живописных приемов и техник, натурный метод этюдов и зарисовок.
Литература:
1. Память (Дубровина И.В.) - Процессы памяти https://psixologiya.org/vozrastnaya/detskaya/1556-pamyat-dubrovina-iv-i-.html?start (дата обращения 11.01.2021)
2. Подласый И.П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии обучения: Учебник для вузов https://modemlib.net/books/ivan pavlovich podlasiy/pedagogika_kniga_2_teoriya_i_tehnologii_obucheniya_uchebn ik_dlya_vuzov/read (дата обращения 11.01.2021)
3. Соотношение «художник-зритель-участник» https://studbooks.net/647111/kulturologiya/sootnoshenie hudozhnik zritel uchastnik(дата обращения 11.01.2021)
4. Павлинов, Павел Яковлевич. Для тех, кто рисует: советы художника / П.Я. Павлинов; [ред. Н.А. Горленко1. - Москва: Советский художник, 1965. - 69 с.
5. Особенности художественного мышления https://vuzlit.ru/515674/osobennosti hudozhestvennogo myshleniya
6. Биценко Р.В. Развитие художественно-образного мышления в процессе создания ассоциативной композиции https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41232869 (дата обращения 11.01.2021)
7. Почежерцев А.А. Отечественные методики обучения пейзажной живописи в развитии ассоциативного мышления студентов вуза https://elibrary.ru/item.asp?id=30010650 (дата обращения 11.01.2021)
8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Колорит, основанный на сочетании пятен локального цвета https://hudozhnikam.ru/cvet v zhivopisi/15.html (дата обращения 11.01.2021)
9. Индивидуальность цвета, формы и композиционного решения полотен Айвазовского https://studbooks.net/607403/kulturologiya/individualnost_tsveta_formy_kompozitsionnogo_resheniya_poloten_ayva zovskogo (дата обращения 11.01.2021)
10. Технический вопрос. Как Айвазовский писал картины https://zen.yandex.ru/media/artchive/tehnicheskii-vopros-kak-aivazovskii-pisal-kartiny --5aa64f3900b3dd3010363f02 (дата обращения 11.01.2021)
11. Иван Иванович Шишкин. Стиль и техника. https://legacy-time.ru/blog/ivan-ivanovich-shishkin (дата обращения 11.01.2021)
12. Сидоров А.А. «Рисунок русских мастеров». 1959 http://artpoisk.info/article (дата обращения 11.01.2021)
Педагогика
УДК 378.147
кандидат исторических наук, доцент Аппакова-Шогина Нурия Закариевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань);
кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
ТОЛЕРАНТНАЯ ПРИРОДА СИНЕРГИИ В ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация. Нестабильность современного мира актуализирует проблему толерантности как необходимого условия для поддержания баланса в растущем многообразии экономических, политических, социальных систем открытого типа. Толерантность - семантически сложное понятие (терпение, терпимость, интерес к иному), что делает его понимание и использование контекстным. Синергетика позволяет привлечь это понятие в свой «словарь» как важного элемента синергии социальных, в том числе педагогических коммуникаций.
Ключевые слова: толерантность, синергетика, нестабильность, ценность.
Annotation: The instability of the modern world actualizes the problem of tolerance as a necessary condition for maintaining balance in the growing variety of open-type economic, political, and social systems. Tolerance is a semantically complex concept (patience, tolerance, interest in something else), which makes its understanding and use contextual. Synergetics allows you to include this concept in your "dictionary" as an important element of the synergy of social, including pedagogical communications.
Keywords: tolerance, synergy, instability, value.
Введение. Современное развитие мира отличает плюрализация как внешних по отношению к человеку политических, экономических, социальных систем, так и внутреннего мира индивида, что усложняет психологическое и социальное существование личности, а это, соответственно, в целом формирует объективно и субъективно ситуацию нестабильного и неравновесного мира. Радость от расширения горизонтов «Знания» и вера в неизбежный прогресс сменяется осознанием того, что и горизонты «Незнания» расширяются также, полученный ответ на один вопрос одновременно рождает десятки новых вопросов и растущий подспудный пессимизм по поводу возможностей современной науки: декларированный Э.Тоффлером в 1970-е годы «шок будущего» уже стал «шоком настоящего». Если импульс мирового развития приобрел сегодня такое ускорение, что мировая система «Человечество» выходит на опасный уровень дестабилизации, резко актуализируется потребность в поддержании равновесия систем «Человечество - Окружающая природа», «Человек - Общество», «Человек - Человек», «Общество -Государство». Это актуализирует концепцию толерантности как модели выживания и сосуществования в мире «плюрализма» и «мультикультурности». Актуализация проблем толерантного сознания и поведения, исторических корней и современных проявлений толерантности, позитивных и негативных аспектов толерантности характерна для всего спектра современного гуманитарного знания, в том числе - и педагогики. Данная работа является еще одной попыткой осмыслить данный феномен в контексте педагогической науки.
Изложение основного материала статьи. Можно выделить три семантических аспекта понятия толерантность. Во-первых, толерантность определяется как терпение (терпеливость). Терпеливость есть черта характера личности, зависящая от биологических пороговых показателей. Этот психологический параметр личности очень важен для ряда профессий, особенно - работающих с людьми, в том числе и педагогов. Народная мудрость «терпение и труд все перетрут» обнаруживает значимость данной черты для социально сформировавшейся личности. Наличие этого качества позволяет говорить о возможностях и предпосылках формирования таких качеств личности, как ответственность, готовность к преодолению трудностей, умение сосредоточить все внутриличностные ресурсы для решения долгосрочных и многоэтапных задач, осознание того, что сложность решаемых задач часто не означает немедленных материальных дивидендов и других форм компенсации затраченных усилий.
Во-вторых, следует говорить о таком социально значимом понимании толерантности как терпимость. Терпимость как социальная ценность есть результат длительной эволюции социума, это «социальное» качество человека, пределы которого определяются конкретными историческими традициями. Оно проявляется в формах пассивного социального поведения, обусловленных отстраненностью, нейтральностью или равнодушием к судьбам общества, людей и собственной жизни. Однако, с другой стороны, терпимость может проявляться как готовность к жертвам ради достижения значимой цели (жертвенность). Терпимость как жертвенная форма толерантности предполагает наличие некоторого осознанного ограничения переживаний, мысленастроений и действий по отношении к определенному объекту (процессу, состоянию), а также способность человека владеть эмоциональной, рациональной и волевой сферами, контролировать направленность и содержание своих переживаний. Толерантность в этой форме проявляет себя в разных сферах человеческой жизнедеятельности. Например, в религиозных («не суди да не судим будешь»), организационных («в чужой монастырь со своим уставом не суйся»), социальных (права и свободы человека), политических (право на самоопределение, суверенитет, автономия) системах, но содержание здесь наблюдается идентичное: понимание иных объектов (процессов, состояний) как значимых и имеющих право быть. Таким образом, в основе понимания толерантности как терпимости лежит многообразие, гетерогенность окружающего мира как объективная данность. Цивилизационное многообразие мира этот аспект толерантности трактует как объективную неизбежность, что вызывает столь же объективную необходимость приспособления к этому многообразию во имя выживания и самосохранения. Исторический