Научная статья на тему 'Декоративная стилизация в творчестве Константина Богаевского'

Декоративная стилизация в творчестве Константина Богаевского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. Ф. БОГАЕВСКИЙ / КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ / "МЕТОД ГОБЕЛЕНА" / ФАНТАСМАГОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вершинина А.М.

Статья посвящена творческому наследию крымского художника К. Ф. Богаевского, его творческому методу, состоящему в уникальном синтезе монументальных и живописных художественных приемов, так называемому «Методу гобелена». Раскрывается характер образного историзма, эпичности полотен мастера, вместе с тем передающих реальный ландшафт Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративная стилизация в творчестве Константина Богаевского»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 7.071(477.75)

Вершинина А. М.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ КОНСТАНТИНА БОГАЕВСКОГО

Статья посвящена творческому наследию крымского художника К. Ф. Богаевского, его творческому методу, состоящему в уникальном синтезе монументальных и живописных художественных приемов, так называемому «Методу гобелена». Раскрывается характер образного историзма, эпичности полотен мастера, вместе с тем передающих реальный ландшафт Крыма.

Ключевые слова: К. Ф. Богаевский, крымский пейзаж, монументальная живопись, «метод гобелена», фантасмагория.

Богаевский Константин Федорович — крымский живописец-пейзажист, полностью посвятивший своё творчество изображению мотивов родного края. Художник родился в Феодосии в 1872 году. Он увлёкся рисованием в возрасте шести лет, начал копировать пейзажные олеографии. Будущий художник сначала учился в Феодосии, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского, у его ученика Адольфа Фесслера, обучение заключалось в основном в копировании работ Айвазовского. Изучив основы рисунка, в 1891 году он поступил в Петербургскую Академию художеств и проучился там до 1895 года, после чего вернулся в Феодосию, где получил предложение обучаться изобразительному искусству под руководством Архипа Ивановича Куинджи. К. Ф. Богаевский уделял много внимания пленэрной работе, делал зарисовки на городских улицах, писал этюды окрестной природы. В 1897 вместе со своим наставником, Архипом Куинджи, и другими его учениками посетил некоторые европейские страны: Германию, Австрию и Францию. Там он познакомился с современным искусством Европы. Наибольшее впечатление на него произвели работы художников Сецессиона и Арнольда Бёклина [5].

Первые произведения живописца выполнены в мрачной цветовой гамме. Они изображают загадочные руины и земляные глыбы, а также пронизанные трагичностью безлюдные ландшафты с низким горизонтом. Для работ раннего периода его творческой деятельности было характерно особенное трагическо-романтическое видение окружающей природы. Охваченный идеей о древности земли, Богаевский подвергал реальный образ ландшафта сильной творческой трансформации, но при этом не искажал его. Художник особенно заострял внимание на волнующих отголосках и приметах прошлого. Это были развалины древних построек, корабли времён средневековья, вековые деревья, разбитые дороги, тропинки, едва различимые на каменистой почве, напоминающие о давно минувших веках. При помощи синтеза живописных и композиционных средств мастер придавал своим пейзажам настроение суровой таинственности, загадочности [2].

На 1907 г. приходится перелом в творчестве Константина Богаевского, его палитра становится более светлой. Теперь в его картинах не осталось ничего пугающего и тревожного, что было свойственно более ранним работам. Прекрасные ландшафты Крыма зачастую написаны в гамме лилово-серых, зеленоватых и голубых оттенков и буквально пронизаны торжеством и покоем, молитвенным состоянием духа. Вероятнее всего, такие изменения в мировосприятии художника были связаны с его женитьбой, в 1906 г. он женился на Жозефине Густавовне Дуранте [1]. Свое отношение к роли художника как создателя нового живописного образа, рождаемого в его воображении, и к искусству в целом Богаевский выразил в письме к своему другу, который, так же как и Богаевский, являлся учеником А. И. Куинджи, Аркадию Александровичу Рылову: «В то время, как я пишу тебе,

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

моя жена разбирает сонаты Бетховена. Торжественная мелодия звучит в моей просторной мастерской. В темном углу стоит начатый сегодня холст. Звуки музыки увлекают фантазию куда-то в далекие неведомые страны, и хочется сделать, написать нечто большое, грандиозное и торжественное, как бетховенская мелодия. Хочется мне все отойти в картинах от обыденных, реальных форм природы и найти более фантастические образы, чтобы было все совсем другое, другой мир, нездешний. Отчего это так возможно в музыке, где звуки так непохожи на все, что вокруг нас, и отчего это так невероятно трудно в живописи? Как ни бьешься, а все возвращаешься к тому знакомому, реальному, что глаз уже видел тысячу раз» [7].

В этот период своей творческой деятельности Богаевский концентрируется на проблеме живописной декоративности, которая играет немаловажную роль в деятельности представителей таких художественных объединений, как «Мир искусства» и «Голубая роза». В процессе поисков членами этих объединений стилизации и монументализации образа в живописи возникла такая форма станковой картины, как гобелен. В творческой среде того времени образовалась некая форма декоративной стилизации, подразумевающая под собой живописную имитацию гобелена. Достижения Богаевскогов этой области были значительными и определились созданием своеобразной серии декоративных живописных пейзажей-гобеленов, в которых обнаруживаются отголоски классического наследия французских мастеров XVII века, переплетающиеся с новаторскими живописными техниками русских художников начала XX столетия. Увлечение Богаевского такими средствами декоративности отразилось во многих его работах, например, в пейзаже, напоминающем гобелен, «Южная страна. Пещерный город». Картина посвящена красочной природе Бахчисарая и изображает залив, который окружен высокими скалами. Одинокая фигура орла, кружащего в небе, подчеркивает своими размерами космическое величие погруженной в молчание природы [5].

В 1908-1909 годах Богаевский путешествует по Италии, Греции и Германии. Он останавливается в некоторых городах, а именно в Берлине, Мюнхене, Нюрнберге, где восхищается работами таких мастеров, как С. Боттичелли, Дж. Беллини, А. Мантенья. Всё это время художник непрерывно делает зарисовки ландшафтов и памятников архитектуры, любуясь красотой греческих, немецких и итальянских городов [2].

По окончании путешествия в Западную Европу цветовая гамма картин Богаевского снова меняется. Теперь живописца переполняют впечатления от увиденных итальянских полотен. Этот этап его творчества можно охарактеризовать как «пору зрелости», так как многолетние ежедневные занятия изобразительным искусством принесли художнику свободу владения кистью. Богаевский отделял пленэрную работу, рисование с натуры, этюды от процесса самой творческой работы. Художественный замысел созревал одновременно с занятиями на пленэре, это был результат концентрации впечатлений, размышлений, снов и фантазий [6].

В советский период Богаевского принято было считать этнографическим художником, который передал на своих полотнах особенности крымского пейзажа. Однако, его изображения ландшафтов Крыма скорее фантазия, чем документ. Современные исследователи называют Константина Богаевского мастером «фантастического пейзажа». Эту особенность творчества живописца точно обозначил еще Максимилиан Александрович Волошин, который, по сути, открыл современникам глаза на живопись Богаевского. По мнению Волошина, Богаевский смог узреть то, что видит во снах древняя крымская земля, и выразить это на своих полотнах [5].

Одним из широко применяемых Богаевским в работе методов был метод живописной ассоциации, некоторая упрощенность, условность в изображении формы и колорита. Художник замечательно владел плоскостью холста и создавал органичное слияние изображаемого пейзажа и окружающего его пространства, таким образом придавая полотну декоративный характер [4]. Одна из особенно интересных в этом отношении его работ

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

называется «Поток». Она решена в виде настенного панно, крупные деревья переднего плана в ней служат кулисами, за которыми виднеется центральная часть пейзажа, интенсивно выделенная зеленовато-охристым цветом. На уступах гор размещены растения, а на вершине горы расположилась крепостная стена средневекового города, среди дикорастущих кустарников можно увидеть ручей, который образует небольшие водопады. Своеобразная условность в изображении форм и упрощенность колорита отвечают живописным принципам декоративного произведения.

«Классический пейзаж», исполненный в оттенках фиолетового, также создан автором с композиционной четкостью, строгостью в соотношении масштабов, конструктивностью построения, условностью колорита. Соблюдение этих аспектов позволяет придать пейзажу декоративный характер. Эти работы, выполненные в коричнево-зелёной гамме с добавлением оттенков белого, голубого и розового, могут дать достаточно яркое представление о живописи Константина Богаевского этого периода, со всеми свойственными ей чертами декоративности. В панно особенно сильно ощущалось обращение автора к классическому наследию. Он итальянизировал ландшафты Крыма и применял такие изображения природных форм, которые встречаются в творениях великих мастеров эпохи Ренессанса. Особенно любопытно в этом отношении полотно, на котором изображён маленький водоем с поднимающейся над ним естественной скалистой аркой. На ней уровнями расположились тонкие деревца, а на самой вершине возвышаются средневековые башни. В просвете арки открывается вид на цветущие долины и дальние горы. В этом панно, а также в характерном рисунке скал, облаков и деревьев видны мотивы, навеянные произведениями Андреа Мантеньи [1].

Стремясь к монументально-декоративному решению картин, художник при этом никогда не отходит до конца от нюансов станковой живописи и не достигает в полной мере силуэтного обобщения и яркого, плоского цветового пятна, свойственного произведениям этого плана. Он гармонично сочетает плоскостные и пространственные элементы, и в его работах переплетаются лаконичность одних участков с тщательной прорисованностью других.

При этом Богаевский допускает использование некоторых графических приемов. Так, например, в его пейзаже «Утро» облака, трава, пышные кроны деревьев на переднем плане решены орнаментально, а дальние скалы и небо служат обобщённым фоном. Из-за необычного строения своих произведений Богаевский стал известен, как мастер монументально-декоративной живописи [2].

Полотна художника охотно приобретались петербургской и московской буржуазией для оформления различных интерьеров особняков и городских квартир. На выставке «Мира искусства», проходившей в Москве в 1911 году, куда живописец был приглашен, он выставил свои полотна романтическо-героического направления «Пейзаж с померанцами» и «Гора св. Георгия». «Пейзаж с померанцами» решён по принципу контрастности оттенков: розово-белые руины старинной крепости, тёмно-оливковая трава, ярко-оранжевые цитрусовые плоды на деревьях и темно-синее небо.

Для пейзажа «Гора св. Георгия» характерна напряженность контуров и цветовая динамика. Гора воспринимается как пласты застывшей лавы, извергнувшейся когда-то давно. Ее верх увенчан фантастическим городом. Линии, которые ограничивают крупные объемные массы холмов и гор, рвущиеся и резкие, создают впечатление непрерывного движения. При этом, сама композиция строго упорядочена в плане учета масштабности и построения. В обоих пейзажах пространство формируется посредством воздушной перспективы и цветовых контрастов [6].

Выводы. В стремлении Константина Богаевского уйти от реальности к более фантастическим образам и отыскать «нездешний, другой мир» заключалось желание художника противопоставить серому мещанскому существованию нечто несоизмеримо более значимое. Это можно расценить, как его творческий подъем, порожденный

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

внутренним протестом против житейской пошлости. В его желании написать «большое, грандиозное, как бетховенская мелодия» было заключено нечто гуманное и высокочеловеческое. Мастер жаждал создать произведение, которое способствовало бы совершенствованию человека и пробудило бы в нём прорыв к прекрасному [3].

Литература

1. Бащенко Р. Д. Константин Богаевский. / Р. Д. Бащенко. — К.: Искусство Киев. — 1973. — 51с.

2. Бащенко Р. Д. Константин Богаевский. Киммерия. / Р. Д. Бащенко. — М.: Советский художник. — 1972. — 30с.

3. Волошин М. А. Путник по вселенным. / М. А. Волошин. — М.: Советская Россия. — 1990. — 384с.

4. Воронова О. П. Над Понтом Эвксинским: К. Богаевский. / О. П. Воронова. — М.: Советский художник. — 1982. — 184 с.

5. Жерибор Д. В. Крымская организация национального союза художников Украины. Художники Крыма. / Д. В. Жерибор, Л. С. Таирова, Е. О. Самойлова. — Симферополь.: Жерибор. — 2010. — 351с.

6. Ромашкова Л. И. Константин Богаевский. Образ и цвет. / Л. И. Ромашкова. — М.: Изобразительное искусство. — 1979. — 28с.

7. Письмо К. Ф. Богаевского к А. А. Рылову, декабрь 1907. Государственный Русский музей, сектор рукописей, ф. 49, ед. хр. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.