Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративная живопись / художественное восприятие / композиция / психология / decorative painting / artistic perception / composition / psychology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худэжичаолу, А.Д. Исакова, Р.С. Маркова

В статье раскрывается проблема формирования художественного восприятия студентов средствами декоративной живописи. Декоративная живопись является художественным отображением действительности и оказывает воздействие на развитие личности обучающихся, формирует их чувства, мысли, эстетическое восприятие. Как правило, человек не может нарисовать то, чего никогда не видел в действительности, следовательно, он изображает то, что существует, но со своей точки зрения. В каждом произведении изобразительного искусства заложены чувства и мысли автора, которые передаются зрителю. Возникает необходимость развивать восприятие у студентов. Большую направляющую роль в этом играет и педагогическая установка. В статье определены основные понятия, проанализированы особенности декоративной живописи и ее восприятия человеком, а также трансформация визуального восприятия в художественное. Учебные заведения художественной направленности имеют свои особенности, касающиеся задач и целей обучения. Как показывает педагогическая практика, студенты испытывают трудности в ходе обучения, что связано с недостаточным зрительным опытом и незнанием базовых вещей в процессе рисования. Таким образом, методика преподавания изобразительного искусства в художественных учебных заведениях требует дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DECORATIVE PAINTING ON THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ ARTISTIC PERCEPTION

The article reveals a problem of the formation of students’ artistic perception by means of decorative painting. Decorative painting is an artistic representation of reality and has an impact on the development of the personality of students, forms their feelings, thoughts, aesthetic perception. As a rule, a person cannot draw something that he has never seen in reality, therefore, he depicts what exists, but from his own point of view. Every work of fine art contains the feelings and thoughts of the author; these feelings and thoughts are transmitted to the viewer. There is a need to develop students’ perception. An important role in this is played by the pedagogical attitude that guides perception. The article defines the basic concepts, analyzes the features of decorative painting and its perception by a person, as well as the transformation of visual perception into artistic. Art-oriented educational institutions have their own peculiarities concerning the tasks and goals of training. As pedagogical practice shows, students experience difficulties in the learning process, which is due to insufficient visual experience and ignorance of basic things in the process of drawing. Thus, the methodology of teaching fine art in art schools requires further research.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ»

6. Грамотное использование материалов

Часто встречается ошибка на уровне технического исполнения. Учащиеся неправильно используют различные художественные материалы, начиная от выбора сочетания художественных материалов, заканчивая неправильным его применением.

Данная ошибка может иметь множество причин, таких как незнание технологии работы с определенным материалом, неправильный метод работы, страх творить новым материалом, осторожность в использовании средств и приемов, а также узкое восприятие возможностей какого-либо материала. В результате этого возникает однообразие живописи, а также малоцветие и простота оттенков. Поэтому студенты часто начинают делать наброски одним способом и не способны перейти на другой материал или способ изображения. Поэтому студентам рекомендуется часто посещать музеи и смотреть на работы мастеров, внимательно изучать их, обсуждать со своими сверстниками и преподавателями, чтобы быстрее овладеть различными способами выражения и техниками, попробовать испытать их на практике, чтобы язык выражения был богатым выразительным.

Пейзажная живопись, прежде всего, развивает творческие способности, которые составляют основу эстетического вкуса и чувствительности к красоте животного мира [13].

Целью данной статьи было продемонстрировать уровень практических умений и теоретических знаний в области методической, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности. Для достижения цели были

Библиографический список

поставлены задачи, решение которых и составило суть выполнения научной работы. Представленное исследование поможет студентам разработать пути реализации творческого замысла, используя вариативность композиционных и художественно образных решений, выполнить серию набросков и этюдов; использовать необходимые художественные материалы для выполнения практической работы; самостоятельно выполнять творческую работу, соблюдая методическую последовательность написания. Также подробно рассмотрены наиболее частые проблемы на пленэре при написании масляных пейзажных этюдов и разработаны пути их решения.

История пейзажной живописи показывает, что природа всегда вдохновляла художников своей уникальной красотой. Самые выдающиеся мастера живописи посвятили свои работы жанру пейзажа. Изучение красоты природы, изображенной на художественных картинах, играет большую роль в удовлетворении эстетических потребностей человека, в понимании красоты Вселенной. Пейзаж - это искусство, в котором эмоции выражаются напрямую через художественные средства. В этом смысле его можно сравнить с музыкой. Красочные оттенки палитры передают спектр чувств в изображении даже без четко очерченного повествовательного сюжета. Поэтому поэзия восприятия и интерпретации природы в пейзаже особенно важна. Пленэрная живопись - приятное и нужное занятие.

Полагаем, что если студент накапливает собственный опыт, то со временем его пейзажные работы будут более яркими и интересными, завораживая, тем самым, зрителя своей красотой.

1. Васильев А.А. Живопись пленэра. Краснодар, 1981.

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагогическая школа: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1984.

3. Маслов Н.Я. Пленэр. Москва: Просвещение, 1984.

4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. Москва, 1977.

5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. Москва: Искусство, 1986.

6. Алексеева В.В. Что такое искусство? Москва, 1991.

7. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. Москва: Академия художеств СССР 1961.

8. Матисс А. Сборник статей о творчестве. Москва: Издательство иностранной литературы, 1958.

9. Виннер А.В. Материалы и техники живописи советских мастеров. Москва: Советский художник, 1958.

10. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. Москва, 1961.

11. Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие. Москва: Издательство Владос, 2010.

12. Ягодовская А.Т. О пейзаже. Москва, 1963.

13. Борев Ю.Б. Эстетика. Москва: Политиздат, 1988.

References

1. Vasil'ev A.A. Zhivopis'plen'era. Krasnodar, 1981.

2. Alehin A.D. Izobrazitel'noe iskusstvo: Hudozhnik. Pedagogicheskaya shkola: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1984.

3. Maslov N.Ya. Plen'er. Moskva: Prosveschenie, 1984.

4. Volkov N.N. Kompoziciya vzhivopisi. Moskva, 1977.

5. Zajcev A.S. Nauka o cvete izhivopis'. Moskva: Iskusstvo, 1986.

6. Alekseeva V. V. Chto takoe iskusstvo? Moskva, 1991.

7. Berger 'E. Istoriya razvitiya tehniki maslyanojzhivopisi. Moskva: Akademiya hudozhestv SSSR, 1961.

8. Matiss A. Sbornik statej o tvorchestve. Moskva: Izdatel'stvo inostrannoj literatury, 1958.

9. Vinner A.V. Materialy i tehniki zhivopisi sovetskih masterov. Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1958.

10. Belyutin 'E.M. Osnovy izobrazitel'nojgramoty. Moskva, 1961.

11. Beschastnov N.P. Zhivopis': uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Vlados, 2010.

12. Yagodovskaya A.T. O pejzazhe. Moskva, 1963.

13. Borev Yu.B. 'Estetika. Moskva: Politizdat, 1988.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 37.013.32

Huderiehaolu, postgraduate, Department of Fine Arts of the Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University, senior lecturer, Department of Fine Arts, Inner Mongolia Honder College of Arts and Science (Novosibirsk, Russia), E-mail: 497373519@qq.com Isakova A.D., teacher (Drawing and Perspective), Novosibirsk Regional College of Culture and Arts (Novosibirsk, Russia), E-mail: isakovanastasia9@yandex.ru

Markova R.S., teacher (Fine Arts), MBOU Lyceum No. 28 (Novosibirsk, Russia), E-mail: rostislava-m@bk.ru

THE INFLUENCE OF DECORATIVE PAINTING ON THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' ARTISTIC PERCEPTION. The article reveals a problem of the formation of students' artistic perception by means of decorative painting. Decorative painting is an artistic representation of reality and has an impact on the development of the personality of students, forms their feelings, thoughts, aesthetic perception. As a rule, a person cannot draw something that he has never seen in reality, therefore, he depicts what exists, but from his own point of view. Every work of fine art contains the feelings and thoughts of the author; these feelings and thoughts are transmitted to the viewer. There is a need to develop students' perception. An important role in this is played by the pedagogical attitude that guides perception. The article defines the basic concepts, analyzes the features of decorative painting and its perception by a person, as well as the transformation of visual perception into artistic. Art-oriented educational institutions have their own peculiarities concerning the tasks and goals of training. As pedagogical practice shows, students experience difficulties in the learning process, which is due to insufficient visual experience and ignorance of basic things in the process of drawing. Thus, the methodology of teaching fine art in art schools requires further research.

Key words: decorative painting, artistic perception, composition, psychology.

Худэжичаолу, аспирант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, доц., Колледж искусств и наук Хондера во Внутренней Монголии, г. Новосибирск, E-mail: 497373519@qq.com АД. Исакова, преп., ГАПОУ НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств», г. Новосибирск, E-mail: isakovanastasia9@yandex.ru

Р.С. Маркова, учитель изобразительного искусства в МБОУ «Лицей № 28», г. Новосибирск, E-mail: rostislava-m@bk.ru

ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ

НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ

В статье раскрывается проблема формирования художественного восприятия студентов средствами декоративной живописи. Декоративная живопись является художественным отображением действительности и оказывает воздействие на развитие личности обучающихся, формирует их чувства, мысли, эстетическое восприятие. Как правило, человек не может нарисовать то, чего никогда не видел в действительности, следовательно, он изображает то, что существует, но со своей точки зрения. В каждом произведении изобразительного искусства заложены чувства и мысли автора, которые передаются зрителю. Возникает необходимость развивать восприятие у студентов. Большую направляющую роль в этом играет и педагогическая установка. В статье определены основные понятия, проанализированы особенности декоративной живописи и ее восприятия человеком, а также трансформация визуального восприятия в художественное. Учебные заведения художественной направленности имеют свои особенности, касающиеся задач и целей обучения. Как показывает педагогическая практика, студенты испытывают трудности в ходе обучения, что связано с недостаточным зрительным опытом и незнанием базовых вещей в процессе рисования. Таким образом, методика преподавания изобразительного искусства в художественных учебных заведениях требует дальнейшего исследования.

Ключевые слова: декоративная живопись, художественное восприятие, композиция, психология.

Актуальность исследования в первую очередь касается совершенствования уровня подготовки специалистов профессиональных учреждений искусства в рамках образовательной реформы образования, что предполагает переход к новой системе и формам, которые, в свою очередь, имеют ряд инновационных особенностей, таких как многоуровневость. Отсюда следует вывод, что необходим поиск путей повышения творческой активности и инициативы студентов. На младших курсах обучения студенты, а также их образовательный уровень, эстетические и моральные качества нуждаются в развитии.

Профессиональное художественное образование заключается в освоении системы определенных знаний и навыков в области теории и практики искусства, а также в формировании понимания сущности творческого процесса.

Без знания основ декоративной живописи невозможна подготовка будущих художников. Декоративная природа живописи в основном выражается через эмоциональный интерес к цветам, декоративную композицию, сочетание линий и субъективное применение моделирования. При помощи декоративной живописи художник вызывает у зрителя различные переживания и ассоциации, настраивая его духовное состояние. Также живопись развивает эстетический вкус и обогащает внутренний мир человека.

Новизна научного исследования заключается в том, что на первый план выводится взаимосвязь профессиональных навыков рисования с процессом формирования профессионального восприятия, а также актуализируется роль взаимодействия этих процессов и выявляются конкретные инструменты, позволяющие так направлять процесс восприятия, чтобы он непосредственно влиял на формирование практических навыков рисования. Восприятие позволяет развиваться определенным представлениям о натуре и будущем рисунке и об этапах создания изображения на плоскости.

Цель исследования состоит в научном обосновании развития художественного восприятия в процессе обучения декоративной живописи.

Задачи исследования:

1. Показать на основном материале взаимодействие художественного восприятия и декоративной картины, обеспечивающее формирование профессиональных компетенций.

2. Обосновать проблему взаимодействия декоративной живописи и процесса восприятия.

3. Проанализировать особенности процесса выполнения декоративного произведения, изучив особенности применения художественных средств для создания композиционного и колористического образов.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования: декоративная живопись имеет большую творческую свободу и выступает как способ изображения реальной действительности посредством колорита, пластических приемов (обобщение, стилизация, условность). Использование различных декоративных техник напрямую влияет на визуальный эффект и стиль картины. А восприятие декоративного искусства - многогранный психический процесс. В настоящее время декоративной живописи уделяется все больше внимания, ее повышенная выразительность и эмоциональность образа находят широкий отклик от зрителя.

Декоративная живопись

1.1 Понятие «декоративность» многогранно. «Большинство словарей определяют «декоративность» как форму выражения красоты мира через связь части и целого, как отношение с предметами и окружающей средой, условное представление этой среды, наполненное смыслом» [1]. Стоит подчеркнуть, что «декоративность» выступает в роли связующего звена между искусством прошлого и современным искусством, а также определяет степень новизны и креативности при создании художественного образа.

Декоративная живопись по своей природе является «украшающей». Её основными особенностями являются узорчатость (соотношение цветовых и тоновых пятен), орнаментальность, стилизация, условность в построении пространства. То, что автор закладывает в декоративное живописное произведение, вызывает у людей эмоциональный отклик, то есть осмысленный опыт художника и анализ явлений действительности расширяют их мировоззрение. А.В. Запорожец утверждал: «Эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации

известных сторон действительности... Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях» [2]. Субъективные чувства, эмоциональные переживания являются основой для формирования образа.

При создании декоративного живописного произведения художник отбирает определенные свойства и качества натуры, позволяющие выйти на художественный образ. Применение различных декоративных форм и элементов в сочетании с реалистической основой делает произведение более выразительным и содержательным. Стоит отметить, что в декоративной живописи на первое место выступают именно выразительные качества, нежели изобразительные.

1.2 Из истории декоративной живописи

С точки зрения живописи историю искусства можно рассматривать как историю развития и эволюции декоративного стиля. Это явление проявляется на протяжении всей истории искусства: декоративность появляется вместе с первыми образцами наскальной живописи, развивается в контексте древнеегипетского, крито-микенского и даже древнегреческого искусства, средневековые картины все еще остаются декоративными. Только начиная с эпохи Возрождения, декоративное начало в искусстве уходит на второй план. Прежде всего, это связано с развитием общества и потребностью в точной передаче человека и его окружения. Реалистичная манера письма постепенно вытеснила декоративную направленность в живописи. Хотя декоративная живопись на время была забыта, она все еще существовала и постепенно развивалась. До конца 19-го века декоративные элементы встречались в разных стилях в европейском искусстве.

Еще со времен палеолита искусство для человека играло не только магическую роль, но и эстетическую. Искусство стало неотъемлемой частью человеческой жизни, разделяясь на все более разнообразные виды и формы. Декоративные черты присутствуют не только в изобразительном искусстве, но и в других его формах, так называемая «декоративность» выполняет самостоятельные эстетические функции.

1.3 Декоративные приемы

Оскар Уайльд в труде «Критик как художник» (The Artist Critics) говорит о декоративных цветах, которые не связаны с конкретными формами. Существуют сотни способов поразить сердца людей. Так, симметрия вызывает гармонию, угловатая форма ассоциируется с агрессией. Художник может вызвать множество различных ощущений при помощи уникального изображения. По мнению Оскара Уайльда, декоративная природа живописи включает в себя такие декоративные элементы, как ритм, субъективное использование цвета, стилизацию формы и композицию.

Художник может использовать множество различных инструментов для достижения выразительного художественного образа, такие как цвет, форма, линия, ритм. Цвет всегда связан с эмоциями. Не существует простой эквивалентной взаимосвязи между цветами, используемыми в китайской живописи и собственным цветом объекта, поэтому их можно свободно изменять. Цель состоит не в том, чтобы изобразить предмет с фотографической точностью, а в том, чтобы вызвать необходимые эмоции, создать художественный образ. Обсуждая свои работы, Гоген сказал следующее: задачей художника не является точная передача природного пространства и слепое подчинение природе, поэтому изобразительная плоскость должна быть ритмически организована и стилизована в соответствии с художественным образом. Чтобы изображение было сбалансированным, необходимо изменить пропорции и расположение объектов, а для того, чтобы сделать изображение декоративным, необходимо также изменить цвет предметов.

Китайский критик и художник Хуан Юнцюань похвалил Чэнь Хуньи в его «Коллекции произведений Чена Хонги»: «Я не придерживаюсь формы объекта, а искусно изменяю её». Говоря о творческом методе в традиционной китайской живописи, он рассуждает о творчестве иностранных художников, что отражено в концепции традиционной живописи, которая не только основана на реалистичной манере, но и тесно связана с перспективой и анатомией. Для достижения выразительного образа необходимо изменить внешний облик объекта в соответствии с канонами красоты, эстетическим вкусом, художественными задачами, стоящими перед художником.

Немало значимую роль в создании образа играют линии и их ритмическая организация. Посредством направленности линий, художник может управлять восприятием человека, акцентируя внимание зрителя на значимых частях изображения.

Роль формы в классическом изобразительном искусстве сводилась к выражению пространственных границ и границ предметов. Для выражения ритма изменяется сама форма предмета, а также расположение форм в картинной плоскости. Через смену ритмического рисунка, художник не только влияет на эмоциональное состояние зрителя, но и выражает содержание. Форма - это образ объекта, который наш глаз воспринимает как иллюзорный контур. По характерному контуру мы запоминаем тот или иной объект, но форма не бывает статичной, в окружающем нас мире форма меняется и двигается. Этот факт дает художнику больше возможностей для изменения привычных очертаний объектов.

Немаловажную роль в декоративной живописи играет цвет. Декоративность может строиться на нескольких локальных цветовых пятнах, а также на большом тоновом диапазоне. Цвет способен влиять на эмоциональное состояние человека. Так как человек живет в окружении цветов, то и мир воспринимает через цвет. Одни цветовые сочетания вызывают положительные эмоции, успокаивают, приятны глазу, другие - отрицательные эмоции, угнетают, раздражают.

Но в основе любого декоративного произведения лежит грамотное композиционное решение. Стоит соблюдать основные правила и законы композиции: целостность, симметрия и асимметрия, ритм, пластика, баланс цветовых и тоновых пятен, контраст, центральное расположение композиционного центра и так далее. Композиция, форма картины напрямую влияют на чувства людей, определяют особенности их восприятия. Как правило, значимый объект располагается художником в центре картины. При этом отступление от данного правила и смещение объекта способно вызвать напряжение и ориентировочную реакцию, что позволяет добиться нужных художнику результатов [3].

Понимая влияние декоративной природы живописи на восприятие человека, мы можем создавать выразительные образы, которые окажут качественное влияние на человека. Таким образом творец преобразует искусство живописи, создает условия для эстетического воспитания и эмоционального воздействия на людей.

Совокупность вышеперечисленных художественных средств дает художнику возможность создания уникальных композиций. С помощью стилизации формы, ритмической организации, изменения цвета, введения разных декоративных приемов, таких как контур, орнамент и многих других, художник создает оригинальную декоративную картину, которая притягивает внимание зрителей.

Влияние художественного восприятия на декоративный характер живописи

С точки зрения психологии, восприятие - это такой процесс, при котором объекты отражаются в сознании человека при воздействии на органы чувств. Научные исследования, посвященные изучению восприятия, определяют его как результат перцептивной деятельности. Можно выделить несколько черт, характеризующих восприятие как познавательный процесс, а именно: объективность, константа, обобщение, избирательность, апперцепция и другие.

Так, «благодаря зрению, художник воспринимает и формирует образы объектов окружающей действительности. Далее, эти визуальные образы воспроизводятся в сознании и в процессе определенных мыслительных актов преобразовываются. Весь творческий процесс художника, художественную ценность произведения определяются качеством сформированного образа (художественного образа)» [4].

Художественное восприятие можно отнести к категории специальных способностей. Являясь высшей формой развития зрительного восприятия, художественное восприятие формируется по этапам: сначала человек воспринимает какой-либо объект, затем происходит формирование образа воспринятого объекта, и как результат - преобразование образа в художественный образ. В данном процессе участвуют чувства и эмоции. В соответствии с художественной практикой процесс перцепции не ограничивается распознанием объектов, а оно способствует трансформации образа из операции зрительного узнавания в операцию смыслового значения [5].

Библиографический список

Основным методом развития художественного восприятия следует считать рисование с натуры. Это подтверждают научные труды В.И. Киреенко, Н.Н. Волкова, В.С. Кузина и других. Следовательно, декоративная живопись не может обойтись без художественного восприятия, так как художник не копирует натурный образ, а переосмысливает уже сформированное представление о том или ином предмете и создает непосредственно художественный образ. Таким образом, творческая деятельность художника базируется на понимании и логическом мышлении.

Одной из творческих задач декоративной живописи является создание красоты, совершенствование утилитарных качеств предмета или явления и создание, моделирование новой их формы. Красота, прежде всего, связана с нестандартностью и элементом новизны.

В процессе создания и восприятия того или иного произведения искусства возникают эстетические чувства. Роль чувств в изобразительной деятельности велика. Одним из факторов является эмоциональное состояние художника во время творческого процесса (эмоциональное переживание от объекта рисования, от самого изобразительного процесса, эмоциональная стимуляция).

Эмоции и чувства вызывают процесс восприятия. В данный процесс входит прошлый опыт в форме знаний и идей. Роль опыта человека в восприятии подчеркивал известный психолог Р. Грегори: «Наши глаза являются универсальным инструментом, снабжающим мозг относительно необработанной информацией... прошлый опыт и предвидение будущего расширяют сенсорную информацию. Восприятие становится основой для формирования и проверки гипотез» [6]. Восприятие также тесно связано с мышлением. Образы, которые формируются в процессе восприятия, посредством мыслительных операций обобщаются, конкретизируются. В изобразительной деятельности познание объектов действительности происходит посредством зрительного и осязательного восприятия.

Воздействие декоративной живописи на зрителя в процессе восприятия характеризуется возникновением эмоционального отклика и расширением ассоциативно-смысловых связей.

Целостность восприятия является основой для эффективной художественной деятельности студентов, в то же время она является конечной задачей процесса развития профессиональных умений и навыков в области живописи.

Успешному развитию навыков студентов и формированию целостного художественного восприятия способствует педагогическая установка, которая направляет изобразительные действия учащихся. Д.Н. Узнадзе определяет понятие «установка» как состояние субъекта, характеризующееся специально поставленными условиями и задачами [7]. По теории Д.Н. Узнадзе, для возникновения установки нужно два условия: наличие художественно-творческой потребности обучающихся и создание благоприятных условий для реализации изобразительной деятельности. Учащиеся сначала усваивают необходимую информацию в настоящий момент, в результате чего активизируется восприятие. За счет объективной установки восприятие становится целенаправленным и осмысленным, что позволяет успешнее развивать навыки.

В связи с недостаточным уровнем начальных знаний, умений и навыков абитуриентов, а также с желанием получить немедленные результаты, с их психологическими особенностями обучение в художественном учебном заведении развитие профессиональных качеств в изобразительной деятельности приобретает свою специфику.

Данная специфика отражается на построении всей системы обучения, в частности, направленной на формирование профессиональных (изобразительных) навыков, знаний и умений. Первый этап обучения должен учитывать необходимость развития аппарата восприятия учащихся (преимущественно на основе занятий этюдами и декоративной композицией). Формирование восприятия начинается с выделения и освоения основных художественно-изобразительных средств, моделирования объема и конструкции предмета, цвета, после чего в ходе педагогического управления восприятием можно подвести студентов к созданию декоративного художественного образа. Для декоративной живописи студентам необходимо шагнуть дальше и развивать художественное восприятие, когда каждый видимый объект становится образом. Декоративная живопись не может себе позволить простого повествования, ее задачей является образность и иносказательный язык

1. Филатова К.В. Функциональность культуры в декоративной живописи/ К.В. Филатова. Вестник ТГУ. Филологические науки и культурология. Искусствоведение. 2015; № 3 (3). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/funktsionalnost-kultury-v-dekorativnoy-zhivopisi/viewer

2. Лагун А.В. Эмоциональный аспект восприятия произведений искусства / А.В. Лагун. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015; № 2 (54). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/emotsionalnyy-aspekt-vospriyatiya-proizvedeniy-iskusstva/viewer

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект, 2003.

4. Павленкович А.Б., Бутова А.П. Методическая модель развития художественного восприятия у студентов художественных специальностей. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 72 (4). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-model-razvitiya-hudozhestvennogo-vospriyatiya-u-studentov-hudozhestvennyh-spetsialnostey/viewer

5. Павленкович О.Б., Павленкович А.А. Художественный образ в пейзажной живописи. Этапы ведения работы. Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса: материалы Региональной научно-практической конференции. Хабаровск: ТОГУ 2006.

6. Грегори Р Глаз и мозг: психология зрительного восприятия. Москва: Прогресс, 1970.

7. Узнадзе Д.Н. Психология установки: учебно-методическое пособие для студентов-заочников ХГФ педагогических институтов. Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2001.

References

1. Filatova K.V. Funkcional'nost' kul'tury v dekorativnoj zhivopisi/ K.V. Filatova. Vestnik TGU. Filologicheskie nauki i kul'turologiya. Iskusstvovedenie. 2015; № 3 (3). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/funktsionalnost-kultury-v-dekorativnoy-zhivopisi/viewer

2. Lagun A.V. 'Emocional'nyj aspekt vospriyatiya proizvedenij iskusstva / A.V. Lagun. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2015; № 2 (54). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-aspekt-vospriyatiya-proizvedeniy-iskusstva/viewer

3. Ermolaeva-Tomina L.B. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Pavlenkovich A.B., Butova A.P. Metodicheskaya model' razvitiya hudozhestvennogo vospriyatiya u studentov hudozhestvennyh special'nostej. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 72 (4). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-model-razvitiya-hudozhestvennogo-vospriyatiya-u-studentov-hudozhestvennyh-spetsialnostey/viewer

5. Pavlenkovich O.B., Pavlenkovich A.A. Hudozhestvennyj obraz v pejzazhnoj zhivopisi. 'Etapy vedeniya raboty. Dal'nij Vostok: problemy razvitiya arhitekturno-stroitel'nogo kompleksa: materialy Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Habarovsk: TOGU, 2006.

6. Gregori R. Glaz imozg: psihologiya zritel'nogo vospriyatiya. Moskva: Progress, 1970.

7. Uznadze D.N. Psihologiya ustanovki: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov-zaochnikov HGF pedagogicheskih institutov. Sankt-Peterburg: Izdatel'skij dom «Piter», 2001.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 37.011

Shalamova O.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: pikapika@bk.ru

PEDAGOGICAL RATIONALE FOR THE USE OF INTERNET RESOURCES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS OF HUMANITARIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN CONDITIONS OF ARTIFICIAL LANGUAGE ENVIRONMENT. The article describes prospects for effective foreign language teaching in a university without leaving Russia. As regards the tasks that ensure the achievement of the goal, the author reveals the pedagogical meaning and essence of the foreign language environment creation in conditions of humanitarian education in general. Further, it seemed appropriate to consider the methodological possibilities of foreign language teaching, namely immersion in the language environment in a new socio-cultural situation. Modern Internet platforms are considered as "virtual bases" for the continued and developed international methodological cooperation (conducting binary master classes, interviews, quizzes, speaking contests in foreign languages, exhibitions of international educational services, etc.). Regarding the general pedagogical tasks of organizing the process of training interpreters, simulating foreign language communication and cultural immersion in real life by means of the Internet technologies is a way to facilitate students' personal and professional development.

Key words: teaching foreign languages, artificial language environment, natural language environment, intercultural educational space, competencies, professional development.

О.О. Шаламоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, E-mail: pikapika@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИСКУССТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ

В статье представлено описание перспектив эффективного обучения иностранным языкам в условиях вуза без выезда из России. На уровне задач, обеспечивающих достижение цели, автором раскрыты педагогические смыслы и содержание организации иноязычной среды в условиях гуманитарного образования в целом. Далее представлялось целесообразным рассмотрение методических возможностей обучения иностранным языкам, а именно - погружения в языковую среду в новой социально-культурной ситуации. Современные интернет-платформы рассматриваются как «виртуальные базы» для продолжения и развития международного методического сотрудничества (проведения бинарных мастер-классов, собеседований, викторин, конкурсов выступлений на иностранных языках, выставок международных образовательных услуг и др.). В масштабе общих педагогических задач организации процесса подготовки лингвистов-переводчиков моделирование реального иноязычного общения и погружения в культуру посредством интернет-технологий является способом содействия студентам в их личностно-профессиональном становлении.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, искусственная языковая среда, естественная языковая среда, межкультурное образовательное пространство, компетенции, профессиональное развитие.

Актуальность исследования, результаты которого представлены в данной статье, продиктована следующими факторами. В условиях глобального изменения принципов и структуры международного взаимодействия, обусловленного политическими и экономическими событиями в мире, перед российскими вузовскими преподавателями иностранных языков открываются уникальные возможности эффективного преобразования образовательного процесса. Это, прежде всего, - коренной пересмотр самих подходов и смыслов погружения студентов в языковую среду, а затем, на практическом уровне, внедрение новых и усовершенствование уже существующих методик и технологий, обеспечивающих успешность данного процесса.

Большинство специалистов в области методики преподавания иностранных языков едины во мнении, что пребывание студента в стране, язык, которой он изучает, является обязательным условием, обеспечивающим успешность освоения данного языка. По этому поводу, на наш взгляд, необходимы комментарии и дополнения. Во-первых, погружение в атмосферу традиций, обычаев и социальных норм новой культуры должно естественным образом сопровождаться серьезным сравнительным анализом содержания двух культур (иноязычной и родной). Во-вторых, в педагогическом и методическом планах содействие развитию социокультурных и коммуникативных компетенций студента необходимо спланировать так, чтобы происходило постепенное раскрытие экзистенциальной сущности личности через специально организованные процессы социализации и инкультурации. И, в-третьих, большинство российских студентов не имеют возможности длительного пребывания в стране изучаемого языка. В связи с этим перед педагогическим сообществом стоит задача - поиск эффективных

путей развития компетенций иноязычного общения вне естественной языковой среды.

На основе вышесказанного, определяя цели исследования, автором в приоритет поставлено описание перспектив эффективного обучения иностранным языкам в условиях вуза без выезда из родной страны. Соответственно, на уровне задач, обеспечивающих достижение данной цели:

- описание педагогических смыслов и содержания организации иноязычной среды в условиях гуманитарного образования в целом;

- описание методических возможностей обучения иностранным языкам, а именно погружения в языковую среду в сложившейся политической, экономической и социально-культурной ситуации.

Далее логично обозначить научную новизну. Данное исследование основывается на существующих подходах к организации языковой среды в период обучения иностранным языкам. Автор анализирует и собственный опыт, и общее наследие отечественной педагогики и методики преподавания иностранных языков в поисках успешной синхронизации его под новые вызовы. И если есть четкое понимание того, что в настоящее время достаточно сложно обеспечить студентов стажировками с выездом в страну изучаемого языка и организовать естественное погружение в иноязычную культуру, то сразу появляется методи-ко-педагогическая ориентированность на возмещение недостающих условий обучения, направленных в итоге на гармонизацию образовательного процесса.

Приступая к описанию педагогических смыслов и содержания организации иноязычной среды в условиях современного языкового образования, стоит отметить, что в основе моделирования межкультурного взаимодействия, во многом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.