Научная статья на тему 'ФОМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА'

ФОМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ / ЖИВОПИСЬ / СТУДЕНТЫ / МЕТОДЫ / КОЛОРИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демин Григорий Сергеевич, Граб Маргарита Викторовна

В статье автор рассматривает проблему формирования цветовосприятия у студентов педагогического вуза. Авторы анализируют публикации по теме исследования. В ходе анализа уточняется понятие цветовосприятие. Необходимость формирования цветовосприятия рассматривается с основными требованиями к подготовке будущих учителей изобразительного искусства (ФГОС). В ходе проведенного опроса со студентами были выявлены педагогические проблемы формирования цветовосприятия. Были рассмотрены возможности живописного пейзажа в процессе формирования цветовосприятия. Анализ живописных произведений пейзажистов. Особое внимание уделяется использованию эффективных методов таких как, этюды одного и того же пейзажа в разных состояниях, задания и упражнения по колористике. Все эти методы, по мнению авторов могут использоваться во взаимосвязи и решать одни и те же обучающие задачи. При этом каждый метод может быть использован в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демин Григорий Сергеевич, Граб Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COLOR PERCEPTION AMONG PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF PERFORMING A PICTURESQUE LANDSCAPE

In the article, the author considers the problem of the formation of color perception among students of a pedagogical university. The authors analyze publications on the research topic. The analysis clarifies the concept of color perception. The need for the formation of color perception is considered with the basic requirements for the training of future teachers of fine arts (FGOS). During the survey conducted with students, pedagogical problems of the formation of color perception were identified. The possibilities of a picturesque landscape in the process of forming a color perception were considered. Analysis of landscape painters' paintings. Special attention is paid to the use of effective methods such as sketches of the same landscape in different states, tasks and exercises in coloristics. All these methods, according to the authors, can be used in conjunction and solve the same training tasks. In this case, each method can be used separately.

Текст научной работы на тему «ФОМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА»

Педагогика

УДК 730

доцент кафедры искусств, кандидат философских наук Демин Григорий Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); ассистент кафедры искусств Граб Маргарита Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ФОМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему формирования цветовосприятия у студентов педагогического вуза. Авторы анализируют публикации по теме исследования. В ходе анализа уточняется понятие цветовосприятие. Необходимость формирования цветовосприятия рассматривается с основными требованиями к подготовке будущих учителей изобразительного искусства (ФГОС). В ходе проведенного опроса со студентами были выявлены педагогические проблемы формирования цветовосприятия. Были рассмотрены возможности живописного пейзажа в процессе формирования цветовосприятия. Анализ живописных произведений пейзажистов. Особое внимание уделяется использованию эффективных методов таких как, этюды одного и того же пейзажа в разных состояниях, задания и упражнения по колористике. Все эти методы, по мнению авторов могут использоваться во взаимосвязи и решать одни и те же обучающие задачи. При этом каждый метод может быть использован в отдельности.

Ключевые слова: цветовосприятия, живопись, студенты, методы, колористика.

Annotation. In the article, the author considers the problem of the formation of color perception among students of a pedagogical university. The authors analyze publications on the research topic. The analysis clarifies the concept of color perception. The need for the formation of color perception is considered with the basic requirements for the training of future teachers of fine arts (FGOS). During the survey conducted with students, pedagogical problems of the formation of color perception were identified. The possibilities of a picturesque landscape in the process of forming a color perception were considered. Analysis of landscape painters' paintings. Special attention is paid to the use of effective methods such as sketches of the same landscape in different states, tasks and exercises in coloristics. All these methods, according to the authors, can be used in conjunction and solve the same training tasks. In this case, each method can be used separately.

Key words: color perception, painting, students, methods, coloristics, plein air.

Введение. На сегодняшний день все более актуальной становится проблема формирования гармоничного цветовосприятия у студентов педагогического вуза, оказывающий большое влияние на общее развитие и становление профессиональной личности будущего специалиста. Это во многом связано с развитием современных технологий, которые все больше охватывают различные стороны творческого процесса (компьютерное рисование, моделирование, проектирование и т.п.) При этом цветовая компьютерная модель, используемая в устройствах, отличается от цветовых сочетаний в природе.

Это проблема не нова. Вопросами формирования цветовосприятия занимались такие ученые как: Ивенс Р.М., Ипполитова О.В., Поташева Н.Г., Комарова Т.С. и др.

Так, Ивенс Р.М. рассматривал цветовосприятие как умение видеть глазами физические свойства цвета, умение различать цвета по основным характеристикам [3, С. 42].

В исследованиях О.В. Ипполитовой и Н.Г. Поташевой рассматривается процесс цветовосприятия как формирование способности воспринимать, различать и отражать цветовые свойства предметов и явлений [4, С. 2].

Комарова Т.С. рассматривает цветовосприятие как умение различать, использовать различные цвета и их оттенки; дифференцировать и группировать цвета [5].

Таким образом, цветовосприятие одно из важнейших качеств личности будущего педагога, без которого невозможно становления творческой личности способной создавать произведения, с ярко выраженными свойствами художественного образа.

Изложение основного материала статьи. Восприятие окружающего мира является основополагающим фактором формирования творческой личности, при этом компетенции цветовосприятия является одними из самых важных компетенций в деятельности художника.

Рассмотрев литературу по теме исследования, становится очевидным, что компетенции цветовосприятия необходимо формировать на протяжении всего обучения и результатом этого процесса является в конечном счете, повышение уровня профессиональной художественной подготовки в педагогическом вузе, где происходит становление будущих учителей изобразительного искусства и педагогов в учреждениях дополнительного образования.

Становление будущих учителей происходит в процессе обучения по дисциплинам для обучающихся направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство», очной формы обучения в соответствии с ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование бакалавриат. Однако, во ФГОС указываются общепрофессиональные компетенции размещенные на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» [6], в которых не обозначены многие специальные компетенции, в том числе и формирование цветовосприятия.

В этой связи, рассмотрим содержание федеральных государственных образовательных стандартов в области изобразительной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе (ФГОС) и федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства ФГТ.

Надо отметить, что во ФГОС по изобразительному искусству основного общего образования 2021 не выделяется в отдельную задачу - задача формирования цветовосприятия у обучающихся [8].

Только в федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» указываются на формирование навыков цветовосприятия через анализ цветового строя произведений живописи, знание основ цветоведения умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках, умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды [7].

Тем не менее хочется отметить важность процесса формирования компетенций цветовосприятия в педагогическом вузе, проблемы, которого были освещены в диссертационных исследованиях Абишевой С.И., Ворониной Е.В. и мн. других

исследователей. В этих исследованиях важное место отводится развитию цветового восприятия и подчеркивается его тесная связь с особенностями творческой самореализации личности [1].

Так, по мнению Ворониной одним из эффективных способов формирования художественного восприятия цвета является живописный пейзаж, который позволяет наблюдать природу в различных состояниях (утро, вечер, закат, рассвет, дождь, гроза), при различном освещении, которого нельзя добиться в мастерской, что дает богатый материал для развития колористического видения [2].

Таким образом, пейзаж является жанром изобразительного искусства, в котором находит отражение естественная, либо измененная человеком природа.

Рассмотрим возможности живописного пейзажа в процессе формирования навыков цветовосприятия.

Живописный пейзаж развивался на протяжении многих лет - от неотчетливых расплывчатых фигур, занимающих второй план при главных персонажах, до современной классификации по типу: пейзаж городской, морской, сельский, степной, горный, речной и небесный.

В пейзажной живописи важным является не только отображение природы на холсте, но и чувство взаимосвязи природы и человека. На основе анализа цветового строя произведений живописи можно познакомиться с художественным опытом живописца, узнать особенности цветового строя анализируемого произведения, и какие у каждого пейзажиста были свои особые приемы работы с красками по созданию художественного образа.

Так, например, деревья, изображенные на картине Куинджи «Березовая роща», показывают, как красиво падает солнечный свет на стволы и создает легкую, лирическую атмосферу всему сюжету.

Говоря о картинах природы нельзя не упомянуть передвижников. В творчестве российских художников возникшего в конце 19 века объединения особое место занимал пейзаж.

Изображая с такой теплотой и любовью родные края, они, действительно, были настоящими патриотами.

Мы можем учиться, анализируя произведения таких авторов как А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, В.А. Серов и многих других известных художников. Исследуя творчество живописцев, анализируя живописные полотна можно выяснить какие применяли техники и способы живописного письма, какую цветовую палитру, какова была манера исполнения.

Чтобы изучить вопрос о готовности будущих учителей изобразительного искусства направить свою деятельность во время педагогической практики на развитие навыков цветовосприятия у обучающихся в процессе выполнении пейзажа, нами был составлен и проведен опрос студентов 2 курса направления подготовки Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство» Тюменского государственного университета. В опросе приняли участие 17 человек.

Респондентам требовалось ответить на семь вопросов, которые показывают уровень знаний студентов по теме исследования. Первый вопрос: «Дайте определение понятию цветовосприятие», на который были даны следующие ответы:

- это способность зрительной системы человека различать цвета, оттенки объектов;

- это визуальное ощущение, возникающее у наблюдателя, влияющее на его психику;

- субъективное ощущение каждого человека, вызванное эмоциями в результате визуальной оценки физических свойств цвета.

По ответам студентов на этот вопрос мы можем сказать, что они имеют верные представления о понятии цветовосприятие.

На второй вопрос, направленный на знание методов формирования цветовосприятия «Какие методы формирования цветовосприятия у обучающихся ДХШ, ДШИ вам известны?». Из всех опрошенных пять человек написали о таком методе, как анализ живописного произведения.

Это объясняется тем, что у студентов 2 курса в 3 семестре еще не ведется такая дисциплина как «Методика обучения изобразительному искусству», поэтому студенты 2 курса еще могут и не знать методы обучения, которые можно было бы применить в практике, чтобы развивать навыки цветовосприятия у обучающихся как в общеобразовательной школе, так и в дополнительных учреждениях ДХШ и ДШИ.

Следующий вопрос: «Важно ли, по вашему мнению, развивать навыки цветовосприятия у обучающихся в детской художественной школе?». Студенты ответили:

- важно, чтобы уметь видеть гармонию красок, цветов, оттенков, правильно их сочетать в своих картинах;

- важно, потому что цветовосприятие развивает воображение и мышление.

Значит студенты понимают смысл получения таких навыков.

Далее, на вопрос: «Какому жанру живописи вы бы отдали предпочтение, для развития навыков цветовосприятия?», почти все студенты ответили «пейзаж».

На вопрос: «В чем заключается суть метода анализа живописного произведения?» Почти каждый из респондентов сказал о том, что суть такого анализа заключается в формировании у обучающихся представлений о художественном опыте на примере работ известных живописцев, которые в дальнейшем могут стать примером, ориентиром в создании собственного живописного произведения студентами.

Вопрос: «В каком формате вы бы предпочли работать над этюдом пейзажа?». Большая часть респондентов ответила, что предпочли бы работать над этюдом на открытом воздухе, во время пленэра.

Вопрос: «Способствует ли процесс выполнения пейзажа формированию цветовосприятия?». Были получены следующие ответы:

- да, способствует, поскольку в пейзаже можно встретить много цветов и оттенков;

- развивается правильное цветовоспоиятие, выстраивается правильная цветовая картина окружающей действительности.

Подводя итог, можно сказать, что почти все респонденты отмечают значимость наглядных образов пейзажа в обучении живописи, и 85% - имеют верные представления о цветовосприятии. Однако более 70% студентов не имеют понятия о методах формирования навыков цветовосприятия. Что, подтверждает актуальность исследования.

Становится очевидной проблема незнания самого процесса формирования цветовосприятия. И поэтому особенно важной становится цель - апробировать в пленэрной практике использование эффективных методов (выполнение творческих заданий и упражнений в практических занятиях на пленэре, написании живописных этюдов пейзажей).

При этом необходимо акцентировать внимание будущих учителей изобразительного искусства на методах, которые будут использованы по отношению к студентам, направленные на формирование компетенций цветовосприятия в ходе выполнения живописного пейзажа.

Рассмотрим эффективность этих методов по порядку.

Так, во время пленэрной практики студентам дается задание: написать этюд пейзажа в разных состояниях, потому что природа не может оставаться неизменной, поэтому этюды пишутся в ее различных состояниях. В этой связи каждый этюд может быть по-своему уникален: в каком-то художник хорошо передал пасмурное, грозное небо, в другом качественно проделана работа со светом и тенью, в третьем поражает подбор оттенка крон деревьев.

Таким образом, в творческом задании по выполнению этюда, студенты развивают свои навыки цветовосприятия, в процессе чего происходит сравнение цветовых сочетаний в действительности и в выполняемом этюде.

Во время пленэрной практики нами были предложены не только творческие задания и упражнения по программе, но и дополнительные задания такие как цветовой анализ живописных произведений, копирование работ художников-пейзажистов, выполнение живописных этюдов на разные состояния, упражнения по колористике (выполнить гармоничную триаду по правилу вписанного равнобедренного треугольника, прямоугольного треугольника и гармоничное сочетание по правилу вписанного квадрата, выполнить цветовые контрасты и т.п.).

Выводы. Таким образом, решение проблем формирования цветовосприятия у студентов педагогического вуза представляется в использовании эффективных методов (анализ живописных работ художников, выполнение живописных копий, этюды одного и того же пейзажа в разных состояниях, задания и упражнения по колористике). Все эти методы могут использоваться во взаимосвязи и решать одни и те же обучающие задачи. При этом каждый метод может быть использован в отдельности.

Литература:

1. Абишева, С.И. Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению (у студентов начальных курсов архитектурно-дизайнерского факультета): специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Абишева Сауле Ивановна. - Омск, 2007. - 141 с. - EDN NOWVVX

2. Воронина, Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Воронина Елена Владимировна. - Москва, 2004. - 273 с. - EDN NMRUBL

3. Ивенс, Р.М. Введение в теорию цвета / Р.М. Ивенс. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 466 с.

4. Ипполитова, О.В. Цветовосприятие и цветоразличение у детей с нормальным речевым развитием и с ТНР [Электронный ресурс] / О.В. Ипполитова, Н.Г. Поташева. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/tsvetovospriyatie-itsvetorazlichenie-u-detey-s-normalnym-rechevym-razvitiem-i-s-tnr (Дата обращения: 06.10.2022)

5. Комарова, Т.С. Чувство цвета [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1962. - №6. - С.48-52

6. Профессиональные стандарты. - https://classinform.ru/profstandarty.html (Дата обращения: 06.10.2022)

7. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе. - file:///C:/Users/o.a.bakieva/Desktop/fgt_zhivopis-_1_.pdf (Дата обращения: 06.10.2022)

8. ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020). Зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2011 г. № 19644. -https://fgosreestr.ru/uploads/files/673041203ab7aace94332332b3d8f80c.pdf (Дата обращения: 06.10.2022)

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования Джиоева Айна Руфиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Бесаева Аза Герсановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова» (г. Цхинвал); старший преподаватель кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры и спортивных игр Наскидаева Елена Хазбиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)

МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИН «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА», «ИСТОРИЯ», «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)

Аннотация. В статье рассматривается суть понятия регионального компонента содержания школьного образования в ретроспективном аспекте и в контексте современного педагогического знания. Внимание акцентируется на том, что реализация данного компонента способствует освоению учащимися культурных традиций этнических общностей, населяющих их малую родину, и на этой основе - усвоению содержания общего образования в пределах трех уровней: региона - России - мира. Демонстрируются примеры педагогического взаимодействия в данном направлении в условиях взаимосвязанного преподавания школьных дисциплин «Русский язык», «Литература», «История». Рассматривается возможность использования народных игр в преподавании физической культуры. Делается вывод о высокой значимости указанного компонента общего среднего образования в формировании личности достойного гражданина своего Отечества.

Ключевые слова: региональный компонент содержания образования, образовательный процесс, идейный смысл, жизненная и гражданская позиция, малая родина, Отечество.

Annotation. The article discusses the essence of the concept of the regional component of the content of school education in a retrospective aspect and in the context of modern pedagogical knowledge. Attention is focused on the fact that the realization of this component contributes to students' knowledge of the cultural traditions of ethnic communities inhabiting their small homeland, and on this basis - the assimilation of the content of general education within three levels: region - Russia - the world. Examples of pedagogical interaction in this direction are demonstrated in the context of interrelated teaching of school disciplines "Russian language", "Literature", "History". The possibility of using folk games in the teaching of physical culture is being considered. The conclusion is made about the high importance of this component of general secondary education in the formation of a graduate's personality as a worthy citizen of his Motherland.

Key words: regional component of the content of education, educational process, ideal meaning, life and civic position, small homeland, Motherland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.