Научная статья на тему 'МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИН «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА», «ИСТОРИЯ», «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)'

МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИН «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА», «ИСТОРИЯ», «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ / ЖИЗНЕННАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / МАЛАЯ РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джиоева Айна Руфиновна, Бесаева Аза Герсановна, Наскидаева Елена Хазбиевна

В статье рассматривается суть понятия регионального компонента содержания школьного образования в ретроспективном аспекте и в контексте современного педагогического знания. Внимание акцентируется на том, что реализация данного компонента способствует освоению учащимися культурных традиций этнических общностей, населяющих их малую родину, и на этой основе - усвоению содержания общего образования в пределах трех уровней: региона - России - мира. Демонстрируются примеры педагогического взаимодействия в данном направлении в условиях взаимосвязанного преподавания школьных дисциплин «Русский язык», «Литература», «История». Рассматривается возможность использования народных игр в преподавании физической культуры. Делается вывод о высокой значимости указанного компонента общего среднего образования в формировании личности достойного гражданина своего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джиоева Айна Руфиновна, Бесаева Аза Герсановна, Наскидаева Елена Хазбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF THE REGIONAL COMPONENT OF THE CONTENT OF EDUCATION IN THE REALIZATION OF THE SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS (BASED ON THE MATERIAL OF THE DISCIPLINES "RUSSIAN LANGUAGE", "LITERATURE", "HISTORY", "PHYSICAL CULTURE")

The article discusses the essence of the concept of the regional component of the content of school education in a retrospective aspect and in the context of modern pedagogical knowledge. Attention is focused on the fact that the realization of this component contributes to students’ knowledge of the cultural traditions of ethnic communities inhabiting their small homeland, and on this basis - the assimilation of the content of general education within three levels: region - Russia - the world. Examples of pedagogical interaction in this direction are demonstrated in the context of interrelated teaching of school disciplines "Russian language", "Literature", "History". The possibility of using folk games in the teaching of physical culture is being considered. The conclusion is made about the high importance of this component of general secondary education in the formation of a graduate's personality as a worthy citizen of his Motherland.

Текст научной работы на тему «МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИН «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА», «ИСТОРИЯ», «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)»

Таким образом, в творческом задании по выполнению этюда, студенты развивают свои навыки цветовосприятия, в процессе чего происходит сравнение цветовых сочетаний в действительности и в выполняемом этюде.

Во время пленэрной практики нами были предложены не только творческие задания и упражнения по программе, но и дополнительные задания такие как цветовой анализ живописных произведений, копирование работ художников-пейзажистов, выполнение живописных этюдов на разные состояния, упражнения по колористике (выполнить гармоничную триаду по правилу вписанного равнобедренного треугольника, прямоугольного треугольника и гармоничное сочетание по правилу вписанного квадрата, выполнить цветовые контрасты и т.п.).

Выводы. Таким образом, решение проблем формирования цветовосприятия у студентов педагогического вуза представляется в использовании эффективных методов (анализ живописных работ художников, выполнение живописных копий, этюды одного и того же пейзажа в разных состояниях, задания и упражнения по колористике). Все эти методы могут использоваться во взаимосвязи и решать одни и те же обучающие задачи. При этом каждый метод может быть использован в отдельности.

Литература:

1. Абишева, С.И. Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению (у студентов начальных курсов архитектурно-дизайнерского факультета): специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Абишева Сауле Ивановна. - Омск, 2007. - 141 с. - EDN NOWVVX

2. Воронина, Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Воронина Елена Владимировна. - Москва, 2004. - 273 с. - EDN NMRUBL

3. Ивенс, Р.М. Введение в теорию цвета / Р.М. Ивенс. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 466 с.

4. Ипполитова, О.В. Цветовосприятие и цветоразличение у детей с нормальным речевым развитием и с ТНР [Электронный ресурс] / О.В. Ипполитова, Н.Г. Поташева. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/tsvetovospriyatie-itsvetorazlichenie-u-detey-s-normalnym-rechevym-razvitiem-i-s-tnr (Дата обращения: 06.10.2022)

5. Комарова, Т.С. Чувство цвета [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1962. - №6. - С.48-52

6. Профессиональные стандарты. - https://classinform.ru/profstandarty.html (Дата обращения: 06.10.2022)

7. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе. - file:///C:/Users/o.a.bakieva/Desktop/fgt_zhivopis-_1_.pdf (Дата обращения: 06.10.2022)

8. ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020). Зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2011 г. № 19644. -https://fgosreestr.ru/uploads/files/673041203ab7aace94332332b3d8f80c.pdf (Дата обращения: 06.10.2022)

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования Джиоева Айна Руфиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Бесаева Аза Герсановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова» (г. Цхинвал); старший преподаватель кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры и спортивных игр Наскидаева Елена Хазбиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)

МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИН «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА», «ИСТОРИЯ», «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)

Аннотация. В статье рассматривается суть понятия регионального компонента содержания школьного образования в ретроспективном аспекте и в контексте современного педагогического знания. Внимание акцентируется на том, что реализация данного компонента способствует освоению учащимися культурных традиций этнических общностей, населяющих их малую родину, и на этой основе - усвоению содержания общего образования в пределах трех уровней: региона - России - мира. Демонстрируются примеры педагогического взаимодействия в данном направлении в условиях взаимосвязанного преподавания школьных дисциплин «Русский язык», «Литература», «История». Рассматривается возможность использования народных игр в преподавании физической культуры. Делается вывод о высокой значимости указанного компонента общего среднего образования в формировании личности достойного гражданина своего Отечества.

Ключевые слова: региональный компонент содержания образования, образовательный процесс, идейный смысл, жизненная и гражданская позиция, малая родина, Отечество.

Annotation. The article discusses the essence of the concept of the regional component of the content of school education in a retrospective aspect and in the context of modern pedagogical knowledge. Attention is focused on the fact that the realization of this component contributes to students' knowledge of the cultural traditions of ethnic communities inhabiting their small homeland, and on this basis - the assimilation of the content of general education within three levels: region - Russia - the world. Examples of pedagogical interaction in this direction are demonstrated in the context of interrelated teaching of school disciplines "Russian language", "Literature", "History". The possibility of using folk games in the teaching of physical culture is being considered. The conclusion is made about the high importance of this component of general secondary education in the formation of a graduate's personality as a worthy citizen of his Motherland.

Key words: regional component of the content of education, educational process, ideal meaning, life and civic position, small homeland, Motherland.

Введение. В условиях современной социокультурной ситуации отечественная система образования структурируется на основе новых образовательных стандартов, отражающих в своем содержании сложившиеся общественные идеалы и обеспечивающих подрастающему поколению оптимальные возможности в их последовательной, систематичной реализации. Механизмом реализации стандартов является, как известно, учебный план общеобразовательной организации, структурное наполнение которого представлено тремя составляющими: федеральным и национально-региональный компонентами и планом учебного заведения. В данной связи в школьных программах по ряду учебных дисциплин существенно усиливается потребность в использовании регионального компонента содержания образования.

В контексте педагогического знания под данным термином понимается такая составляющая содержания образования, которая выражает этническую и региональную специфику культуры определенного региона (история и география, языки и литературное наследие населяющих его этносов и др. [4; 51. Данный компонент призван обеспечить в первую очередь освоение школьниками культурных традиций малой родины и на этой основе - формирования у них межэтнической толерантности как важного условия идентичности народов разных национальностей и культур [21.

Недаром в Законе «Об образовании» (ст. 7) в качестве одного из главных компонентов содержания стандарта наряду с федеральным определяется региональный, позволяющий организовывать обучение, направленное на освоение обычаев и традиций, характерных для этнических общностей региона [10]. В «Национальной доктрине образования в РФ» также указывается, что «система образования должна способствовать обеспечению исторической преемственности поколений, сохранению и развитию этнических культур, воспитанию у учащихся бережного отношения к культурному наследию народов России [81. Одно из ключевых положений документа акцентируется на том, что рассматриваемый компонент содержания образования в большей мере содействует воспитанию патриотов России.

Изложение основного материала статьи. Исходя из вышеприведенных положений указанных федеральных документов, определяющих региональный компонент как важную составляющую содержания образования, следует отметить, что главная задача педагога заключается не только в грамотном использовании учебного материала местного уровня, но и в привлечении школьников к краеведческой исследовательской работе, выполнение которой должно способствовать обогащению их этнокультурного и жизненного опыта.

Высокая значимость рассматриваемого компонента содержания образования установлена довольно давно. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «поля родины, ее язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека» [71. Именно им введено в научно-педагогический оборот понятие «отечествоведение». Эту же мысль отстаивал и Ф.И. Буслаев, еще 1844 году указывавший, что обращение к родной культуре является непременным условием успешного обучения. Несколько позже, в 1872 году, в учебный план общеобразовательной школы включается новый предмет «Родиноведение», а в 1914 году в научный оборот вводится новый термин «краеведение», использование которого в контексте учебно-воспитательного процесса школы предполагает изучение природы, истории, литературы, культуры родного края.

Термин же «региональный компонент» в контексте структурирования образовательного процесса появился в 1989 году и включал в себя содержание, непосредственно связанное с изучением национальных, региональных, местных социокультурных составляющих содержания образования. Реализация данного компонента образовательного процесса призвана обеспечить, во-первых, более глубокое изучение школьниками своей местности, ее истории и культуры и, во-вторых, становление активной нравственной позиции каждой конкретной личности, воспитание патриотов своего Отечества.

Таким образом, реализация регионального компонента образовательного процесса современной школы предполагает освоение культурных традиций, отражающих уклад жизни этнических общностей, населяющих родной край учащихся, их малую родину. Такой подход к организации учебно-воспитательного процесса, должен способствовать оптимальному усвоению ими содержания общего образования в пределах трех уровней: региона - России - мира. Значимость данного положения была особо выделена в одном из выступлений В.В. Путина, отметившего, что государству «необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей этнической принадлежности» [91. Исходя из этой установки, в числе важнейших задач, поставленных социальным заказом перед содержанием и структурой учебной деятельности школьников [11, перед педагогической мыслью в целом, отмечаются следующие:

а) приобщение школьников к фактам отечественной истории и культуры;

б) формировании у них представлений о богатстве и своеобразии национальных языков, традиций и обычаев народов России [81.

Пути решения данных задач детерминируются рядом методических подходов, необходимых для эффективной организации учебно-воспитательного процесса: аксиологическим, коммуникативно-деятельностным, герменевтическим. Рассмотрим их более подробно.

1. Аксиологический подход предполагает формирование у школьников понятия о ценностях как культурном феномене, характеризующемся высокой значимостью для воспитания, развития, становления личности (Н.А. Асташова, А.М. Булынин, А.Д. Дейкина, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.). С данной позиции и рассматривается предъявляемая для изучения информация. Это, например, пословицы и поговорки разных народов, обладающие богатым воспитательным потенциалом, учебные и художественные тексты, воссоздающие национально-культурный фон, и пр.

2. Коммуникативно-деятельностный подход призван обеспечивать развитие коммуникативных умений школьников в процессе учебно-познавательной и иной деятельности, составляющей основу их личностного становления (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.П. Еремеева, Л.А. Ходякова, С.И. Львова и др.).

3. Герменевтический подход базируется на понимании предлагаемой для усвоения текстовой информации, интерпретация и анализ которой способствуют развитию у учащихся критического мышления, а также выработке образной речи, богатой метафорами, сравнениями, гиперболами и другими изобразительно-выразительными средствами (Е.С. Антонова, М.М. Бахтин и др.). Вопросы, предлагаемые к текстовому материалу, подводят школьников к его осознанному восприятию и пониманию.

Примером практической реализации вышеизложенных положений может служить, например проведение с пятиклассниками урока русского языка в условиях осуществления межпредметных связей с курсом истории (в данном случае истории Республики Северная Осетия - Алания), на котором учащимся предлагается текст следующего содержания (приводится фрагмент текста):

Мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей. И каждый человек, появившись на свет, получает огромные богатства, которые создали его предшественники. Поэтому еще в древности люди назвали историю «свидетельницей времен, наставницей жизни» [31.

Помимо работы над изучаемыми орфограммами (безударные гласные в корне слова, гласные в приставках), школьники рассуждают о том, какую роль играет в жизни каждого человека знание истории своего народа, своего Отечества, а затем отвечают на вопрос: почему люди назвали историю свидетельницей времен, наставницей жизни?

Логическим продолжением подобной работы может быть обращение на интегрированном уроке истории и литературы к тексту осетинской героической «Песни о Задалесской матери», созданной после печальных событий 1395 года и повествующей о героическом и трагическом периоде в жизни истерзанного бесчисленными сражениями аланского государства. Характеризуя данный период истории алан, ученики дают ответы на следующие предложенные учителем вопросы:

- Кто напал на Аланию в конце XIV века (в 1395 году)?

- Почему покраснели воды реки во время битвы?

- Почему аланам удалось выжить после этих ужасных событий?

- О ком и о чем поется в «Песне о Задалесской матери»?

При ответах школьники, используя информацию учебника истории [3], рассказывают о грозном и чудовищно жестоком поработителе Тимуре, стремившемся уничтожить непокорных алан и истребившем в неравных боях почти все взрослое население. Современники тех ужасных событий считали, что этого народа больше нет. Однако свершилось чудо - несмотря ни на что, народ выстоял. И произошло это благодаря беспримерным подвигам его героев. Так, в старинной народной песне увековечена память о женщине, которая собрала на пожарищах уцелевших детей и воспитала их. Повзрослевшие дети основали новые селения, сохранили свой народ и свой язык. Имя женщины забыто, потому что для людей она была и остается просто Мамой. По-осетински Нана - так к ней обращались дети...

К продолжению этой мысли обращаемся на уроке русского языка, используя в качестве упражнения для лексико-грамматической работы текст, посвященный данной теме (приводится фрагмент текста):

Мы не знаем даже имени женщины, прозванной в народе Задалесской матерью. Но народ спасся, выжил и выстоял, сохранил свою культуру и язык именно благодаря таким простым людям, их каждодневному труду, их борьбе за свободу и независимость своей земли. Образ Задалесской матери - собирательный образ всех матерей Осетии, хранительниц родного очага, мира и счастья своего народа [11].

Беседа о значении Отечества в жизни и судьбе каждого человека сопровождается работой над смыслом русских и осетинских пословиц, а также пословиц других народов:

- без воды земля - пустырь, без отчизны слаб богатырь (русск.);

- глупа та птица, которой свое гнездо не мило (русск.);

- за край родной иди бесстрашно в бой (русск.);

- родная земля и в горсти мила (русск.);

- за родину-мать умей постоять (русск);

- родина - мать, чужбина - мачеха (осет.);

- когда народ един, он и горы сдвинет(осет.);

- кто не живет на родине, тому не известен вкус жизни (осет.);

- если ты лишний дома, станешь ли своим среди чужих? (осет.)?

- лучше на родине быть чабаном, чем на чужбине султаном (узб.);

- на родной стороне даже дым сладок (татарск.).

Размышления над идейным смыслом пословиц, другого предлагаемого для изучения материала подводят учащихся к выводу о том, что у каждого гражданина, независимо от места его проживания, представление о Родине - большой или малой - всегда связано с образами домашнего очага, семейного уклада, любимых людей, с понятиями привязанности и верности, мужества и отваги. Отношение к Отечеству во многом определяет честь и достоинство личности, обусловливает жизненную и гражданскую позицию любого человека [6].

Немаловажное место в содержании регионального компонента школьного образования занимают национальные игры, выступающие действенным средством воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к прошлому своего этноса и любви к нему, механизмом формирования у молодежи духовного богатства, нравственного и физического совершенства.

Помимо выработки умений и навыков, нужных для занятия разными видами спорта, осетинские народные игры способствуют формированию таких качеств, как энергичность, сноровка, стойкость смекалка и пр. Это, в частности, такие игры, как чехарда (кжрждзийы сжрты гжпгжнынтжй хъазт), борьба на поясах, (бжнджнжй хъазт), журавли (хърихъуппытжй хъазт), борьба за флажки (тырыса съафынтай хъазт), наездники и кони - (баржг жмж бжхжй хъазт), вытолкни плечом -(ужхскжй къуырын), перетягивание каната - (бжнджнжй хъазт) и др., которые целесообразно использовать на школьных уроках физкультуры, ибо целью преподавания данной дисциплины является воспитание физически развитого человека, оптимально подготовленного к творческому труду, созидательной деятельности, охране и защите Отечества.

В ходе участия в народных играх у молодежи издревле воспитывались и развивались физическая сила и ловкость, умение ездить верхом и владеть оружием. Обязательными составляющими всех народных празднеств, наряду с песнями и танцами, были спортивные состязания, игры, развлечения, что убедительно подтверждается содержанием эпизодов разных фольклорных произведений, в том числе и в большей мере - нартского эпоса. На это следует обращать внимание учащихся в ходе преподавания таких школьных дисциплин, как «Родная литература», «История Северной Осетии», «Физическая культура» и др. Ведь народные игры осетин отражают в своем содержании разные аспекты хозяйственной, трудовой, боевой, традиционной деятельности представителей этноса, являющегося создателем подлинной культуры и искусства.

Обращение к региональному компоненту содержания образования выступает в качестве механизма освоения этнической культуры, способствующего формированию у школьников способности и возможности интегрироваться в эту культуру, ощущать и осмысливать собственную причастность к ней. Значительность рассматриваемого компонента школьного образования абсолютно очевидна, ибо именно с его помощью осуществляется не только знакомство учащихся с этническим составом и традициями конкретного региона, но и воспитание у них чувств патриотизма, формирования духовно-нравственной личности.

Выводы. Подводя итоги вышеизложенного, необходимо отметить следующее.

Во-первых, реализация национально-регионального компонента содержания образования в системе школьного обучения обусловливает необходимость предъявления особых требований как к личности педагога, так и к его деятельности. Он должен являться не только носителем и передатчиком этнической культуры со всеми ее характерными особенностями, но и широко образованной личностью, способной определить место национальной культуры в соответствующем общемировом опыте поколений.

Во-вторых, содержание данного компонента общего среднего образования призвано активно содействовать формированию личности выпускника как истинного представителя своего региона, его гражданина, достойного хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Литература:

1. Амбалова, С.А. Содержание и структура учебной деятельности школьников / С.А. Амбалова // Уральский научный вестник. - 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 224-225

2. Бекоева, М.И. Толерантность как важное условие идентичности народов разных национальностей и культур / М.И. Бекоева // Проблемы научной мысли. - 2018. - Т. 7. - № 3. - С. 12-15

3. Бзаров, Р.С. Рассказы по истории Северной Осетии. 5 кл. / Р.С. Бзаров. - Владикавказ: Ир, 2009. - 111 с.

4. Венецкая, А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников / А.Б. Венецкая // Начальная школа - плюс до и после. - 2007. - № 2. - С. 16-20

5. Демин, А.М. Модель построения содержания национально-регионального компонента образования в средней общеобразовательной школе / А.М. Демин // Региональный компонент в школьном образовании. - Барнаул. - 2006. - 43 с.

6. Джиоева, А.Р. Формирование ценностных ориентаций личности в учебном процессе общеобразовательного учреждения / А.Р. Джиоева, З.К. Малиева, А.Г. Бесаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 72-1. - С. 68-71

7. Кондукторова, Н.В. Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современной системе образования / Н.В. Кондукторова // Образование и воспитание. - 2016. - № 5 (10). - С. 3-6

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации № 751 от 04.10.2000)

9. Россия: национальный вопрос. - Текст: электронный. - URL: https://rg.ru/2012/01/23/nacvopros.htm.

10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

11. Чеджемов, С.Р. Из истории родного края: методическое пособие в помощь учителю / С.Р. Чеджемов. - Владикавказ: Ир, 1993. - 88 с.

Педагогика

УДК 37.03, 159.9

доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Бусыгина Марьяна Владимировна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. Целью статьи является анализ реализации технологического подхода к сетевой образовательной коммуникации. В статье раскрывается понятие технологического подхода в контексте реализации электронного образовательного процесса с использованием инновационных средств коммуникации. Рассматривается понятие сетевой образовательной коммуникации, ее значение и возможности для подготовки компетентного специалиста. Обозначаются особенности сетевого взаимодействия в образовательной среде. Сетевое взаимодействие в образовательном пространстве обеспечивает формирование профессиональной компетентности, подготовкувысококвалифицированного специалиста, готового к оперативному творческому решению профессиональных вопросов.

Ключевые слова: технологический подход, электронные инструменты, сетевая образовательная коммуникация, сетевое взаимодействие, компетентность, профессиональное образование.

Annotation. The purpose of the article is to analyze the implementation of a technological approach to network educational communication. The article reveals the concept of a technological approach in the context of the implementation of the electronic educational process using innovative means of communication. The concept of network educational communication, its significance and opportunities for training a competent specialist are considered. The features of network interaction in the educational environment are indicated.Networking in the educational space ensures the formation of professional competence, the training of a highly qualified specialist who is ready for the prompt creative solution of professional issues.

Key words: technological approach, electronic tools, network educational communication, network interaction, competence, professional education.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/

Введение. Современная образовательная среда откликается на запросы и потребности общества, связанные с внедрением и развитием электронных технологий [1; 3, C. 32]. На законодательном уровне обозначается необходимость реализации возможностей информационно-коммуникационной среды. Появляются новые формы взаимодействия студентов и преподавателей [12, C. 343]. Высокую значимость приобретает сетевая образовательная коммуникация. Сетевая коммуникация создает новую медиареальность с безграничными возможностями для обмена информацией [2]. Сеть Интернет является транснациональным поликультурным пространством для общения. С расширением границ использования электронных технологий современное образование становится поликультурным многослойным феноменом, обладающим сетевым характером [7, С. 162-165].

Развитие электронных технологий в системе высшего и профессионального образования способствует повышению конкурентоспособности студентов, наилучшей адаптации к будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения использование электронных инструментов дает возможность сохранения непрерывности образовательного процесса [9, C. 11].

Технологический подход как основа для построения современного образовательного процесса позволит систематизировать реализацию электронных образовательных элементов и человеческого ресурса [13, C. 116]. Понятие сетевой образовательной коммуникации рассматривается как комплекс действий субъектов образовательного процесса, направленный на решение образовательных задач через использование электронных инструментов. Данная коммуникация является значимым средством для подготовки современного специалиста и формирования его профессиональной компетентности. Обеспечивает корпоративную взаимопомощь, позволяет координировать действия большого количества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.