Ещё одна техника, которая активно применяется в настоящее время, - это использование художественных средств воздействия (изобразительной деятельности, художественного слова, драмы, музыки, танца и т.д.). В первую очередь речь идёт об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности [7]. Использование арт-терапии в образовании - это системная инновация, которая характеризуется комплексом новых технологий; многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; способностью к интеграции, трансформации и др. Возможности использования данной инновации в коррекции и развитии эмоциональных состояний детей с ограниченными возможностями здоровья ограничиваются только воображением педагога.
Использование инновационных технологий, включающих разнообразные арт-терапевтические техники, даёт возможность не только диагностировать эмо-
Библиографический список
циональное состояние ребёнка, но и корректировать его, снимать острые реакции, трансформировать в более стабильные состояния. В этом процессе дети приобретают ценный опыт позитивных изменений, происходит самопознание, личностный рост. Необычайно привлекательным является отсутствие любых оценочных действий и характеристик. Это создаёт ситуацию успеха, необходимую для гармонизации развития ребёнка. Конечно, нельзя рассматривать ни один из перечисленных приёмов как исчерпывающий или чудодейственный. Однако они создают положительный настрой у детей, привлекают их своей оригинальностью, позволяют оторваться от телевизионных программ и гаджетов, расширить горизонты обучения и развития. Они помогают наладить конструктивно-эмоциональный диалог ребёнка с воспитателем и педагогом, послужить удачной моделью замещения дефицита общения.
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: история и современность. Москва, 2013.
2. Ахматова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Казань: Познание, 2013.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Санкт- Петербург, Лань, 2003.
4. Вачков И.А. Сказкотерапия в работе детского психолога. Современное дошкольное образование. 2008; № 4.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Санкт-Петербург, 2002.
6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. Москва, Сфера, 2014.
7. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапиии. Санкт-Петербург, 2002.
References
1. Alehina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya i sovremennost'. Moskva, 2013.
2. Ahmetova D.Z., Nigmatov Z.G., Chelnokova T.A. Pedagogika ipsihologiya inklyuzivnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Kazan': Poznanie, 2013.
3. Vygotskij L.S. Osnovy defektologii. Sankt- Peterburg, Lan', 2003.
4. Vachkov I.A. Skazkoterapiya v rabote detskogo psihologa. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. 2008; № 4.
5. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Praktikumpo skazkoterapii. Sankt-Peterburg, 2002.
6. Sapozhnikova O.B., Garnova E.V. Pesochnaya terapiya v razvitii doshkol'nikov. Moskva, Sfera, 2014.
7. Kopytin A.I. Teoriya ipraktika art-terapiii. Sankt-Peterburg, 2002.
Статья поступила в редакцию 26.11.20
УДК 371
Shapka I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, North Ossetian State Pedagogical Institute
(Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Shapka S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, North Ossetian State Pedagogical Institute
(Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF NATIONAL GAMES IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF ADOLESCENTS AND THEIR PLACE IN THE STRUCTURE OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL SYSTEM OF BASIC GENERAL EDUCATION. The article substantiates the importance of national outdoor games and original physical exercises for the development of motor activity of growing generation, as well as their socio-cultural significance in the education of young people. The national means of physical training and education have been systematized in accordance with pedagogical requirements, and their place in the structure of the Federal state standard of basic general education has been determined. The authors conclude that the use of national games and sports in the process of teaching the subject of "Physical Education" as well as extracurricular activities is the most productive area of physical and ethnocultural education. The introduction of elements of national games and sports is recommended to use in the performance of watches a variation of the main programs of physical education lessons approved in educational organizations.
Key words: physical education, national culture, national outdoor games, physical exercises, physical training, health.
И.С. Шапка, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,
Е-mail: [email protected]
С.Н. Шапка, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,
Е-mail: [email protected]
ОСЕТИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ И САМОБЫТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обосновано значение национальных подвижных игр и самобытных физических упражнений для развития двигательной активности подрастающего поколения, а также их социокультурное значение в воспитании молодежи. Систематизированы в соответствии с педагогическими требованиями народные средства физического воспитания, определено их место в структуре Федерального государственного стандарта основного общего образования. Авторы делают вывод о том, что применение национальных игр и видов спорта в процессе преподавания учетного предмета «Физическая культура», а также внеурочной деятельности является наиболее продуктивным направлением физического и этнокультурного воспитания. Внедрение элементов национальных игр и видов спорта рекомендуется использовать при исполнении часов вариативной части от основных программ уроков физкультуры, утвержденных в образовательных организациях.
Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная активность, народные подвижные игры, физические упражнения, физическая подготовка, здоровье.
Физическую культуру многие исследователи рассматривают как часть культуры общества. Уровень развития физической культуры граждан во многом определяет уровень жизнеспособности населения. Наиболее эффективно формировать навыки физической культуры, начиная со школьного возраста.
В этой связи основной целью учебного предмета «Физическая культура» является создание условий для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. Приоритетной задачей, стоящей перед преподавателями физического воспитания, является поиск эффективных средств
комплексного воздействия на физическую подготовленность подрастающего поколения, на укрепление здоровья. При этом крайне важно уметь создавать на занятиях по физической культуре особую мотивационно-эмоциональную среду, которая оказывала бы положительное влияние на формирование устойчивого интереса к занятиям спортом.
Включение отдельных национальных игр и видов спорта в программу физического воспитания способствует повышению интереса школьников к урокам физической культуры. Посредством игры учащиеся гораздо быстрее усваивают национальные культурные особенности народа [1 - 8].
Важным элементом традиционной культуры народов Северного Кавказа являются различные виды физических упражнений, подвижных игр и спортивных состязаний, которые в своей совокупности образуют у каждого народа самобытную систему физического воспитания. Традиционные национальные виды спорта служат одним из важных факторов, позволяющих обеспечить массовость физкультурного движения в нашей стране, особенно в сельской местности. Во многом это связано с тем, что народные игры обычно не требует особых сооружений и дорогостоящего инвентаря.
Как отмечает С.А.М. Аслаханов [1], народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики и выступают неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания. К сожалению, современные подростки мало знают и редко обращаются к ним.
Народные игры могут выступать в качестве основы, на которой базируются современные подвижные игры, активно применяющиеся и на занятиях физической культурой, а также при подготовке профессиональных спортсменов.
Содержание работы по физическому воспитанию необходимо направить именно на решение таких важных стратегических задач, как повышение физической культуры подрастающего поколения, формирование у молодых граждан нашей страны готовности к здоровому образу жизни, развитие у детей и молодёжи интереса к спортивной деятельности, вырабатывание навыков к систематическим физическим занятиям и упражнениям, содействие нравственному, социокультурному, эстетическому развитию личности.
По сравнению со старыми программами в новых образовательных программах по физическому воспитанию предусматривается значительно большее количество часов, выделяемых на подвижные игры, а также большее разнообразие спортивных игр.
По мере овладения движениями у подростков все с большей силой проявляется стремления к играм с разнообразными двигательными действиями.
Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленной самой природой человека - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения и получения внешней информации.
Необходимо признать и тот факт, что традиционная модель организации спортивных соревнований школьников имеет достаточно серьезные недостатки (ограниченное число победителей и т.д.). Отечественными исследователями ведётся поиск новых технологий проведения соревнований, в том числе по массовому студенческому спорту, отдельные виды которого могут использоваться и в условиях общеобразовательной школы [4; 5].
Анализ народных подвижных игр позволили установить их огромные потенциальные возможности в процессе развития физических качеств школьников и молодёжи в целом. При этом физическое воспитание может улучшить определённые движения (прыжки, бег, точная стрельба на большие расстояния, поднятие тяжелых предметов и т.д.) Каждая игра имеет свою собственную целостность, отличается от других обычных упражнений собственной моделью жизни, эстетичностью, нравственностью, интеллектуальностью. Каждый участник обязуется выполнять правила в игре, которые на протяжении веков совершенствует народ, он знает и выполняет требования культуры народа, с уважением относится к традициям, основанным на уважении к человеческим ценностям [1].
Народные игры и физические упражнения горских народов были связаны не только с военно-патриотической и оздоровительной направленностью, но и имели также прикладное значение.
В настоящее время обучение и воспитание с использованием народных игр могут предоставить широкие возможности патриотического и интернационального воспитания молодежи.
Изучение этнографических и других источников дает возможность сделать вывод, что значительное место в самобытной системе физического воспитания у горцев, в том числе и у осетин, занимали состязания в быстроте, ловкости, силе, смекалке.
Как показал анализ [4 - 7], наиболее популярными были следующие виды видами состязаний:
- поднятие и переноска тяжестей.
- стрельба,
- перетягивание каната,
- различные виды метаний,
- стрельба из лука,
- игры и джигитовка,
- конные скачки,
- восхождение на гору,
- преодоление горных рек и др.
Эти состязания пользовались огромной популярностью. Они проводились в дни общенациональных праздников, на свадьбах и других культовых церемониях.
Для теоретиков и практиков физической культуры уже не остаётся сомнений, что национальные средства физического воспитания, отобранные и систематизированные в соответствии с педагогическими требованиями, могут успешно использоваться при проведении уроков физической культуры с различным возрастным контингентом учащейся молодежи. При этом применяться они должны в гармоничном сочетании с базовым федеральным компонентом как рационально используемый вариативный (поликультурный национально-региональный) компонент содержания учебного материала государственной программы [6].
Исходными требованиями, определяющими педагогическую ценность национальных средств физического воспитания и возможность их использования в учебно-воспитательном процессе, на наш взгляд, являются:
- соответствие общеобразовательной направленности;
- гармоничное сочетание с материалом государственной программы;
- соответствие региональным особенностям;
- соответствие условиям школьного урока;
- содействие развитию двигательных качеств: силы, быстроты;
- ловкость, выносливость, комплекс качеств;
- содействие формированию двигательных умений и навыков;
- содействие формированию двигательной культуры [4].
Вопросы отбора и использования народных средств физического воспитания в той или иной части занятия, определение места и времени, отводимого на них, осуществлялись в зависимости от решаемых на уроке педагогических задач.
По воздействию на формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств осетинские народные игры и физические упражнения можно классифицировать следующим образом:
- единоборства: хъабысхацт раттима (борьба с поясами), ивазанта (перетягивание палки - аналог мас-рестлинга), уахскыл бадгайа хъабысхацт (борьба сидя на плечах), къухивазантай хъазт (перетягивание руками), бан-данай хъазт (перетягивание веревкой);
- силовые виды: уахскай дур аппарын (метание камня с плеча), дур исынтай хъазт (поднятие камня);
- игры, направленные на развитие координации, внимания, быстроты и ловкости: хъонхъулатай хъазт (разбей шеренгу), гапганынтай хъазт (игра с прыжками), тырыса скъафынтай хъазт (борьба за флаг), тулантай хъазт (игра в кувырки), карадзийы сарты гапганынтай хъазт (игра в чехарду), гаккарис, пуртийа хъазтыта (игры с мячом), гудла (аналог Чижика), чука, хъалай хъазт (кулик), Уахскыл бадын (поймай мяч, сидя на плечах товарища);
- игры, отражающие отношение человека к природе: дымга ама баластай хъазт (ветер и деревья), слепой медведь (куырм арс), хърихъуп-пытай хъазт (журавли) и их вариативность;
- игры, отражающие быт осетинского народа: цуанонта ама сырдтай хъазт (охотники и звери), бараг ама бахай хъазт (наездники и кони) [3].
Эффективным средством физического воспитания школьников являются подвижные игры. В школьную программу по физическому воспитанию включено немало разнообразных подвижных игр, но, как отмечают учёные [5 - 8 и др.], недостатком программ является то, что в практике физического воспитания учащихся почти не используются народные игры и виды спорта или проводятся фрагментарно, на отдельных уроках, не образуя систему в работе в данном направлении.
Огромное число вариантов и сочетаний движений формирует и закрепляет у учащихся разнообразные двигательные навыки. В процессе тренировки и соревнований у них улучшается функция зрительного анализатора, повышается чувствительность и устойчивость вестибулярного аппарата, приобретается автоматизм движений. Систематические занятия национальными играми и видами спорта, связанными с большим объемом и продолжительностью мышечной работы, способствуют улучшению деятельности нервной системы, повышению функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения. Кроме того, они развивают быстроту, ловкость, силу, общую и специальную выносливость.
Важно не только воспитывать у учащихся интерес к овладению техникой и тактикой различных национальных игр и видов спорта, но и предоставлять им возможность самостоятельно организовывать и проводить их с младшими школьниками и одноклассниками. Это будет способствовать формированию у учащихся организаторских способностей.
Содержание дисциплины «Физическая культура» представлено на основе модульной системы. При этом модули программы можно реализовывать в любом порядке, а также адаптировать к любым условиям организации учебного процесса. Программа содержит следующие основные модули:
- легкая атлетика,
- спортивные игры,
- борьба,
- гимнастика,
- плавание,
- этнокультурные, национальные, региональные спортивные игры [2].
В примерной рабочей программе учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций в вариативном блоке предусмотрен модуль, включающий региональные, национальные, этнокультурные особенности физического воспитания.
В рабочую программу предмета «Физическая культура» входят разделы гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, основы единоборств (самбо). Однако не менее важным средством физического воспитания детей, бесспорно, являются и национальные игры, в основе которых лежат разнообразные физические упражнения. Умелое сочетание игр с занятиями гимнастикой и дру-
Библиографический список
гими видами спорта значительно повышает качество физического воспитания учащихся.
Таким образом, применение национальных игр и видов спорта в процессе преподавания учетного предмета «Физическая культура», а также внеурочной деятельности является наиболее продуктивным направлением физического и этнокультурного воспитания. Внедрение элементов национальных игр и видов спорта рекомендуется использовать при исполнении часов вариативной части от основных программ уроков физкультуры, утвержденных в образовательных организациях.
1. Аслаханов С.А.М. Народные игры и физические упражнения в процессе формирования двигательной культуры учащейся молодежи. Ярославский педагогический вестник. 2012; Т. 2, № 1: 117 - 121.
2. Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура». Available at: https://infourok.ru/programma-po-fizicheskoy-kulture-s-modulem-sambo-3198863.html
3. Гагиев С.Г. Методика проведения осетинских народных игр: учебно-методическое пособие. Владикавказ, 1994.
4. Аслаханов С.А.М. Педагогические аспекты реализации образовательных задач народными средствами физического воспитания. Царскосельские чтения: XVII. материалы Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова. 2013: 353 - 357.
5. Данилов Е.М. Роль национальных видов спорта и народных игр в физическом развитии учащихся. Available at: festival.1september.ru/articles/599255/
6. Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: научный доклад. Якутск, 1998.
7. Тайсаев К.У Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа. Автореферат диссертации ... доктора исторических наук. Москва, 1997.
8. Прокопьев Н.Я. Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного образования младших школьников: пути и средства его актуализации. Школьная педагогика. 2015; № 1 (1): 13 - 21. Available at: https://moluch.ru/th/2/archive/2/57/
References
1. Aslahanov S.A.M. Narodnye igry i fizicheskie uprazhneniya v processe formirovaniya dvigatel'noj kul'tury uchaschejsya molodezhi. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2012; T. 2, № 1: 117 - 121.
2. Rabochaya programma uchebnogo predmeta «Fizicheskaya kul'tura». Available at: https://infourok.ru/programma-po-fizicheskoy-kulture-s-modulem-sambo-3198863.html
3. Gagiev S.G. Metodika provedeniya osetinskih narodnyh igr: uchebno-metodicheskoe posobie. Vladikavkaz, 1994.
4. Aslahanov S.A.M. Pedagogicheskie aspekty realizacii obrazovatel'nyh zadach narodnymi sredstvami fizicheskogo vospitaniya. Carskosel'skie chteniya: XVII. materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Pod obschej redakciej V.N. Skvorcova. 2013: 353 - 357.
5. Danilov E.M. Rol' nacional'nyh vidov sporta i narodnyh igr v fizicheskom razvitii uchaschihsya. Available at: festival.1september.ru/articles/599255/
6. Kochnev V.P. Tradicionnye igry i nacional'nye vidy sporta korennyh narodov Yakutii v sovremennoj sisteme fizicheskogo vospitaniya: nauchnyj doklad. Yakutsk, 1998.
7. Tajsaev K.U. 'Etnografiya tradicionnogo sporta u narodov Severnogo Kavkaza. Avtoreferat dissertacii ... doktora istoricheskih nauk. Moskva, 1997.
8. Prokop'ev N.Ya. Zdorov'eformiruyuschij potencial estestvennonauchnogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov: puti i sredstva ego aktualizacii. Shkol'naya pedagogika. 2015; № 1 (1): 13 - 21. Available at: https://moluch.ru/th/2/archive/2/57/
Статья поступила в редакцию 20.11.20
УДК 372.881.111.1
Popova E.M., senior teacher, North-eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Fedorova E.N., senior teacher, North-eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPING LEXICAL AND GRAMMATICAL ELEMENTS OF LIGUISTIC COMPETENCE THROUGH DISTANCE LEARNING COURSE. The article represents the experience of conducting a pedagogical project aimed at activating the lexical and grammatical component of language competence among students of a language university through the distance course "Use of English" in the Moodle system. The research is based on the analysis of typical mistakes made by students during the testing in the format of the Cambridge First Certificate in English (FCE) exam, and training tasks are developed. They include training and testing material. The authors describe the stages of developing of the distance course and the stages of training, highlight the results of the analysis of input and final control, which indicates the effectiveness of conducting a distance course at different stages of the educational process.
Key words: language competence, distance course, vocabulary and grammar exercises, testing, monitoring of results.
Е.М. Попова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
Е.Н. Федорова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА
В статье представлен опыт проведения педагогического проекта, направленного на активизацию лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов языкового вуза посредством дистанционного курса «Use of English» в системе Moodle. На основе анализа типичных ошибок, допущенных студентами в ходе тестирования по формату Кембриджского экзамена First Certificate in English (FCE), разработаны тренировочные задания, включающие в себя обучающий материал, тренажер и контролирующий материал. Авторы описывают этапы разработки дистанционного курса, проведения тренинга, освещают результаты анализа входного и итогового контроля, который свидетельствует об эффективности проведения дистанционного курса на разных этапах образовательного процесса.
Ключевые слова: языковая компетенция, дистанционный курс, лексико-грамматические упражнения, тестирование, мониторинг результатов.
В настоящее время изучение иностранного языка рассматривается с позиций его использования в профессиональной деятельности будущего специалиста независимо от его сферы деятельности. Особую актуальность в этой связи играют не столько знания иностранного языка, сколько умения и навыки человека, его компетенция и способность, опираясь на знания, создавать новое, инновационное.
В условиях компетентностного подхода в образовании значимым аспектом в процессе обучения иностранным языкам выступает развитие коммуникативной компетенции, эффективность процесса развития которой, в свою очередь, обусловливается сформированностью ее составляющих: языковой,
речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.
С целью определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов Института зарубежной филологии и регионоведе-ния (ИЗФИР) Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммо-сова (СВФУ) нами было проведено тестирование с использованием материалов Кембриджского экзамена First Certificate in English (FCE).
Согласно представленным результатам тестирования (рис. 1) по всем разделам FCE, наибольшее отклонение от нормы наблюдается по разделу Use of English, где 61% студентов выполнили задания на уровне В1 шкале Обще-