Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА'

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОРТРЕТ / МЕТОД АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / УПРАЖНЕНИЕ / МЕТОД СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильченко Мария Сергеевна, Овсянникова Оксана Александровн

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития толерантного отношения у подростков в современном обществе средствами портрета. В работе дается определение понятия «толерантное отношение к другому человеку», обосновываются возможности портрета для развития данного качества у подростков при его восприятии и создании. В работе раскрываются методы развития толерантного отношения у подростков средствами портрета: метод анализа художественного произведения, упражнения, метод создания творческой работы (индивидуальное создание портрета и коллективное создание образа героя портрета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A TOLERANT ATTITUDE TO ANOTHER PERSON IN THE PROCESS OF CREATING A PORTRAIT

The article is devoted to the problem of developing a tolerant attitude among teenagers in modern society by means of a portrait. The paper defines the concept of "tolerant attitude to another person", justifies the possibility of a portrait for the development of this quality in adolescents when it is perceived and created. The paper reveals the methods of developing a tolerant attitude in adolescents by means of a portrait: the method of analyzing a work of art, exercises, and the method of creating a creative work (individual portrait creation and collective image creation of the portrait hero).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА»

процессе формирования цветовосприятия у обучающихся детской художественной школы средствами живописного натюрморта.

Ключевые слова: цветовосприятие, ассоциативный метод, метод анализа, метод показа.

Annotation. The article is devoted to the problems of the formation of color perception of students as a factor in the emotional and aesthetic development in institutions of additional education. The authors analyzed modern scientific literature on a problem that clarifies the definition of "color perception in the course of performing a pictorial still life," identifying and justifying the use of effective methods in the process of color perception in students of a children's art school using a pictorial still life.

Keywords: color perception, associative method, analysis method, display method

Литература:

1. Бесчастнов, Н.П. Живопись / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.П. Бесчастнов. - М.: Гуманит.центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

2. Голубева О.Л. Основы композиции\ учеб. пособие. 2-е изд. / О.Л. Голубева. - М.: Изд. дом «Искусство», 2004. 120 с.

3. Дубовис Д.Н., Хоменко К.Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А.В, Запорожца. // Д.Н. Дубовис., К.Е. Хоменко. - Вопросы психологии №5, 1985, С. 117-122.

4. Заболотных О.В. Композиционный анализ картины [Гекст| Методические рекомендации/ О.В. Заболотных. - Соликамск, Соликамский педагогический колледж им. А.П. Раменского. - 2013. - 35 с.

5. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с немецкого и предисловие Л. Монаховой / И. Иттен. - М.: Д. Аронов, 2004. - 136 с.; ил.

6. Художественно-педагогический словарь. Издательство: Академический Проект. Сведения об ответственности: сост. Шабанов Н.К., Шабанова О.П., Тарасова М.С., Пронина Т.Д. Год издания: 2005. ... Художественно-педагогический словарь [Электронный ресурс] / — Электрон. текстовые данные. — Москва: Академический Проект, 2005. — 480 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36649.html

7. Цыганова А.И. Авторская программа по основам ИЗО «Цветовушка» [Электронный ресурс]:https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/633070/ (дата обращения 5.01.2020)].

8. Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции / Московский психологический журнал. №2 http://magazine.mospsy.ru/nomer2/color01.shtml (Дата обращения 20.02.2020г.)

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ

ПОРТРЕТА

студентка Васильченко Мария Сергеевна Тюменский государственный университет (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Актуальной проблемой современности является проявление агрессии людей по отношению к друг другу. Данные конфликты чаще всего возникают из-за ярко выраженной интолерантности одного человека к другому, и, как правило, главными агрессорами становятся подростки. Ребенок, который недавно был спокойным и послушным, становится раздраженным и агрессивным. Происходит это из-за того, что подростковый возраст является непростым периодом в жизни ребенка, так как он подвержен сложным физиологическим и психологическим изменениям. С точки зрения физиологии, в подростковом возрасте начинается формирование репродуктивной системы, а с точки зрения психологии, закладываются основы «Я - концепции», самооценки и появляется чувство взрослости, которые оказывают влияние на поведение подростка (Выготский Л.С., Долджин К., Казанская В.Г., Райс Ф.) [71, [91, [161. В связи с обозначенной проблемой, необходимо развивать у подростков «толерантное отношение» к себе и к окружающим людям.

Изложение основного материала исследования. «Толерантность» достаточно обширное понятие, которое рассматривается в литературе с точек зрения разных наук. Например, в новом словаре Э.Г. Азимова, толерантность понимается как «терпимость человека к кому-либо или к чему-либо» [11. В «Большой советской энциклопедии» этот термин обозначается как «терпимость» иммунитета к пересаженным инородным тканям [41. А в русском языке этот термин определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [51. Но терпимость и толерантность это два абсолютно разных понятия. «Терпимость» означает заставлять себя терпеть, подавлять свои чувства, «подставить вторую щеку». А «толерантность» несет в себе совершенно другой смысл (принятие чужого как своего) [101. В этом смысле имеется подтверждение в резолюции Юнеско, где суть толерантности рассматривается как единство и многообразие человечества, уважение прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержание от причинения вреда [81, [171.

Важными характеристиками толерантности являются «принятие другого человека таким, каков он есть» и «справедливое отношение людей друг к другу» [141.

Обратимся к рассмотрению понятий «отношение» и «Другой».

Понятие «отношение» в психологии рассматриваться как связь или взаимодействие разных людей, или каких либо групп между собой [151.

Понятие «Другой» с философской точки зрения обозначает («иной», «чужой»), это одна из центральных философских и социокультурных категорий, определяющая «Другого» как «не-Я». «Другой» - это любой, кто не является мной, отличен от меня, нетождественен мне и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду, и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение» [201.

Если проанализировать и соединить три понятия «толерантность», «отношение» и «Другой» то можно вывести рабочее определение понятия «толерантное отношение к другому человеку». Данное понятие в

нашей работе мы рассматриваем как понимание, сопереживание и принятие непохожего на меня, «иного» человека таким, какой он есть, через взаимодействие с ним.

Развитие толерантности в подростковом возрасте представляет собой целенаправленный планомерно организованный процесс, который можно реализовать в рамках различных учебных предметов, в частности, через изобразительное искусство [3], [18]. Значимость изобразительного искусства в развитии личности ребенка не раз подчеркивалось в разных работах философов и педагогов, среди которых М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский и др. [2], [12], [6], [13].

Изобразительное искусство не только приносит удовольствие от творческого процесса и носит в себе много знаний, но и так же формирует у ребенка эмоционально-ценностное отношение к проявлениям окружающего мира и развивает сопереживание к другому человеку, без чего подлинная толерантность является невозможной. Одним из важных средств развития толерантного отношения к другому человеку может являться потрет. При его восприятии у обучающихся развивается способность понимать и сопереживать «Другому» человеку в искусстве. А в процессе создания портрета школьник может отобразить понимание и сопереживание герою портрета через определенные средства художественной выразительности, например через композицию, светотень, цвет, линию, мимику героя, позу, тон, штрих и т.д.

Рисуя портрет, ребенок начинает анализировать натуру, задаваясь вопросами: Чем этот человек отличается от других? В чем его индивидуальная особенность, которая отличает его от других? Как это передать в портрете? Помимо внешности в портрете, важно передать психологическое состояние портретируемого, индивидуальность его характера, настроения, внешности, мимики, жестикуляции.

При организации деятельности, направленной на развитие толерантности у подростков на уроках изобразительного искусства, целесообразно использовать метод анализа художественного произведения, а также упражнения на отражение характера персонажа портрета, отдельных его черт.

Так, например, подросткам на уроке изобразительного искусства сначала можно предложить послушать сказку «Коряга», а затем нарисовать портрет коряги, если бы она была человеком, с отображением всех ее черт и характера [11]. Кроме того, важным методом развития данного качества у подростков может быть метод создания творческой работы (индивидуальное создание портрета и коллективное создание образа героя портрета на основе литературного героя). Например, на уроке учитель вместе с подростками вспоминает произведение А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и предлагает подросткам сначала индивидуально написать на листочках отличительные черты портрета, а потом разделиться на 3 группы и в группах нарисовать общий портрет главного героя произведения, используя свои записи [19].

Обратимся к описанию метода анализа художественного произведения, в данном случае портрета при его восприятии. Для того, чтобы подросток верно передавал настроение, характер, мимику героя в портрете, определенными художественными средствами, в первую очередь, его необходимо научить правильному восприятию и анализу портрета. Для этого можно использовать следующее задание: подросткам для восприятия предлагается серия портретов с героями, у которых разные эмоции, настроение (также может быть разный возраст, позы и т.д.), им необходимо определить настроение героя, его характер, а также, какими средствами художественной выразительности автор показал это настроение и передал свое толерантное отношение к герою. Позже учитель может вместе со школьниками проанализировать данные портреты. Но прежде чем давать такое задание, необходимо посвятить часть урока средствам художественной выразительности, где учитель подробно вместе с детьми раскроет понятие «средства художественной выразительности», их виды и особенности.

Выводы. Таким образом, в основе развития толерантного отношения к другому человеку у подростков лежат две формы эстетической деятельности - восприятие изобразительного искусства (портрета) и создание художественно-творческого продукта (индивидуального и коллективного портрета). Основными методами развития данного качества являются метод анализа художественного произведения при его восприятии, а также метод упражнения и метод создания творческой работы.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы развития толерантного отношения у подростков в современном обществе средствами портрета. В работе дается определение понятия «толерантное отношение к другому человеку», обосновываются возможности портрета для развития данного качества у подростков при его восприятии и создании. В работе раскрываются методы развития толерантного отношения у подростков средствами портрета: метод анализа художественного произведения, упражнения, метод создания творческой работы (индивидуальное создание портрета и коллективное создание образа героя портрета).

Ключевые слова: толерантность, толерантное отношение, подростковый возраст, портрет, метод анализа художественного произведения, упражнение, метод создания творческой работы.

AnMtation. The article is devoted to the problem of developing a tolerant attitude among teenagers in modern society by means of a portrait. The paper defines the concept of "tolerant attitude to another person", justifies the possibility of a portrait for the development of this quality in adolescents when it is perceived and created. The paper reveals the methods of developing a tolerant attitude in adolescents by means of a portrait: the method of analyzing a work of art, exercises, and the method of creating a creative work (individual portrait creation and collective image creation of the portrait hero).

Keywords: tolerance, tolerant attitude, adolescence, portrait, method of analyzing a work of art, exercise, method of creating a creative work.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин // Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ».http://www.gramota.ru/slovari/dic/?az=x&word=%F2%EE%EB%E5%F0%E0%ED%F2%ED%E E%F 1 %F2%FC (дата обращения: 1.10.2019).

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

3. Богинская Ю.В., Байрак Т.А. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 118-120. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7296/ (дата обращения: 15.12.2019).

4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. https://gufo.me/dict/bse/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD %D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 1.10.2019).

5. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. http://slovonline.ru/slovar_ctc/b-19/id-61817/tolerantnost.html (дата обращения: 1.10.2019).

6. Борев Ю.Б. Эстетика: отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством / Юрий Борев. - М.: Русь-Олимп: Рус.-Олимп, 2005. - 829 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 536 с.

8. Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс]. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 20.10.2019).

9. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. -СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

10. Комарова Е. Кодекс толерантности (Как жить в мире с собой и другими), интервью с Г. Солдатовой // Учительская газета. - 2003. - 8 января (№ 1). - С. 16.

11. Коряга [Электронный ресурс]. http://www.silvamoscow.ru/moduls/mailmessage.php?action=preview&maillist_id=194 (дата обращения: 20.10.2019).

12. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г.А. Дубровской. - М.: Дет. лит., 1985. - 320 с.

13. Неменский, Б.М. Познание искусством. - М.: Изд-во УРАО, 2000 - 186 c.

14. Овсянникова О.А. Формирование толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам средствами искусства [Электронный ресурс]: монография / О.А. Овсянникова, Н.Г. Тагильцева. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 156 с. https://www.researchgate.net/publication/320242985_Formirovanie_tolerantnogo_otnosenia_starsih_doskolnikov_k_ sverstnikam_sredstvami_iskusstva (дата обращения: 20.10.2019).

15. Психологический словарь или словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]. https://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/?id=1491 (дата обращения: 20.10.2019).

16. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.

17. Риэрдон Б.Э. Толерантность - путь к миру. - М., 2001. - С. 94-95.

18. Селюкова Е.А., Фокина М.Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы ill Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). -Уфа: Лето, 2013. - С. 103-105.

19. Твардовский А.Т. Василий Теркин. Собрание сочинений. Издательство «Художественная литература». М.: 1966. - 320 с. [Электронный ресурс]. http://www.lib.ru/POEZIQ/TWARDOWSKIJ/terkin.txt (дата обращения: 20.10.2019).

20. Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия» [Электронный ресурс]. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH21229e574112e8bdb76221 (дата обращения: 20.10.2019).

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я У КУРСАНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

курсант Забара Анастасия Алексеевна Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

Постановка проблемы. Исследование профессиональной Я-концепции курсанта ФСИН России становится все более нужным и перспективным направлением психологических исследований, которые актуальны для более четкого осознания индивидуальных особенностей человека при выборе работы, его ценностных ориентаций, проф ожиданий, факторов выбора профессии. Статистика показывает, что выпускник ведомственного вуза, приступив к выполнению служебных обязанностей не может решить поставленной перед ним задачи. Поэтому важно ,чтобы у будущего сотрудника УИС правильно сформировалось проф сознание, которое представляет собой связь личных качеств (в которые входят самооценка и профессиональный образ «Я» ) с деятельностью. Также необходимо не забывать и принимать во внимание тот факт, что представления о себе как профессионала во многом будет зависеть от уровня самооценки будущего сотрудника.

Изложение основного материала исследования. Психологами самооценка рассматривается как компонент Я-концепции личности. Такими авторами, как Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, У. Джеймс, Р. Бёрнс и другими Я-концепция рассматривается как совокупность описательных и оценочных установок личности, направленных на самого себя. Виденье и описание самого себя называют Образом Я, а оценивание -самооценкой. Самооценку можно рассмотреть в аспекте самосознания личности, которое, как мне известно, представляет собой процесс понимания и оценивания себя индивидом как субъекта деятельности и как личности с набором определенных качеств, представлений, ценностей, мотивов и эталонов.

Личность постепенно приходит к пониманию собственного «Я», то есть к осознанию того факта, что он предаставляет себя существом сознательным и действует сознательным образом. Становление и развитие человека как личности, свободного и ответственного субъекта деятельности, способного вести взаимодействие с другими людьми, является приоритетной ценностью передового образования. в следствие этого особенный смыл на современном рубеже развития общества приобретает формирование субъектной позиции личности. На первое место ставятся такие качества личности, как неординарность, самостоятельность, предприимчивость.

Эмпирическое исследование было проведено в ВИПЭ ФСИН России в период с января по март 2020 года. Выборку составили 45 курсантов, ведомственного Института, возраст который находится в диапазоне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.