Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я У КУРСАНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я У КУРСАНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМООЦЕНКА / ОБРАЗ-Я / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SELF-CONCEPT / SELF-ESTEEM / RESEARCH / IMAGEOFCADETS / PROFESSIONALACTIVITY / EDUCATIONALACTIVITY / EMPIRICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забара Анастасия Алексеевна

В представленном эмпирическом исследовании мной была предпринята попытка описания характеристик Образа-Я у курсантов ведомственного Института в зависимости от уровня их самооценки. Полученные результаты проанализированы, изучены и обобщены, а на основе их сделаны выводы об существенных расхождениях в структуре Я-образа у курсантов с высоким, средним и низким уровнем самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SELF-IMAGE OF CADETS WITH DIFFERENT LEVELS OF SELF-ESTEEM

In the presented empirical study, an attempt is made to describe the characteristics of the self-Image of students of a departmental University, depending on their level of self -esteem. The obtained results are analyzed and generalized, and conclusions are made on the basis of them about significant differences in the structure of the Self-image in cadets with high and low self-esteem.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я У КУРСАНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ»

4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. https://gufo.me/dict/bse/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD %D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 1.10.2019).

5. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. http://slovonline.ru/slovar_ctc/b-19/id-61817/tolerantnost.html (дата обращения: 1.10.2019).

6. Борев Ю.Б. Эстетика: отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством / Юрий Борев. - М.: Русь-Олимп: Рус.-Олимп, 2005. - 829 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 536 с.

8. Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс]. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 20.10.2019).

9. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. -СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

10. Комарова Е. Кодекс толерантности (Как жить в мире с собой и другими), интервью с Г. Солдатовой // Учительская газета. - 2003. - 8 января (№ 1). - С. 16.

11. Коряга [Электронный ресурс]. http://www.silvamoscow.ru/moduls/mailmessage.php?action=preview&maillist_id=194 (дата обращения: 20.10.2019).

12. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г.А. Дубровской. - М.: Дет. лит., 1985. - 320 с.

13. Неменский, Б.М. Познание искусством. - М.: Изд-во УРАО, 2000 - 186 c.

14. Овсянникова О.А. Формирование толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам средствами искусства [Электронный ресурс]: монография / О.А. Овсянникова, Н.Г. Тагильцева. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 156 с. https://www.researchgate.net/publication/320242985_Formirovanie_tolerantnogo_otnosenia_starsih_doskolnikov_k_ sverstnikam_sredstvami_iskusstva (дата обращения: 20.10.2019).

15. Психологический словарь или словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]. https://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/?id=1491 (дата обращения: 20.10.2019).

16. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.

17. Риэрдон Б.Э. Толерантность - путь к миру. - М., 2001. - С. 94-95.

18. Селюкова Е.А., Фокина М.Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы ill Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). -Уфа: Лето, 2013. - С. 103-105.

19. Твардовский А.Т. Василий Теркин. Собрание сочинений. Издательство «Художественная литература». М.: 1966. - 320 с. [Электронный ресурс]. http://www.lib.ru/POEZIQ/TWARDOWSKIJ/terkin.txt (дата обращения: 20.10.2019).

20. Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия» [Электронный ресурс]. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH21229e574112e8bdb76221 (дата обращения: 20.10.2019).

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА-Я У КУРСАНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

курсант Забара Анастасия Алексеевна Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

Постановка проблемы. Исследование профессиональной Я-концепции курсанта ФСИН России становится все более нужным и перспективным направлением психологических исследований, которые актуальны для более четкого осознания индивидуальных особенностей человека при выборе работы, его ценностных ориентаций, проф ожиданий, факторов выбора профессии. Статистика показывает, что выпускник ведомственного вуза, приступив к выполнению служебных обязанностей не может решить поставленной перед ним задачи. Поэтому важно ,чтобы у будущего сотрудника УИС правильно сформировалось проф сознание, которое представляет собой связь личных качеств (в которые входят самооценка и профессиональный образ «Я» ) с деятельностью. Также необходимо не забывать и принимать во внимание тот факт, что представления о себе как профессионала во многом будет зависеть от уровня самооценки будущего сотрудника.

Изложение основного материала исследования. Психологами самооценка рассматривается как компонент Я-концепции личности. Такими авторами, как Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, У. Джеймс, Р. Бёрнс и другими Я-концепция рассматривается как совокупность описательных и оценочных установок личности, направленных на самого себя. Виденье и описание самого себя называют Образом Я, а оценивание -самооценкой. Самооценку можно рассмотреть в аспекте самосознания личности, которое, как мне известно, представляет собой процесс понимания и оценивания себя индивидом как субъекта деятельности и как личности с набором определенных качеств, представлений, ценностей, мотивов и эталонов.

Личность постепенно приходит к пониманию собственного «Я», то есть к осознанию того факта, что он предаставляет себя существом сознательным и действует сознательным образом. Становление и развитие человека как личности, свободного и ответственного субъекта деятельности, способного вести взаимодействие с другими людьми, является приоритетной ценностью передового образования. в следствие этого особенный смыл на современном рубеже развития общества приобретает формирование субъектной позиции личности. На первое место ставятся такие качества личности, как неординарность, самостоятельность, предприимчивость.

Эмпирическое исследование было проведено в ВИПЭ ФСИН России в период с января по март 2020 года. Выборку составили 45 курсантов, ведомственного Института, возраст который находится в диапазоне

от 17 до 21 года. Данный возраст характеризуется осознанием своей индивидуальности. Ведущими выступают такие свойства «Я», как когнитивные способности, нравственные/моральные и волевые качества, так как именно от них находятся в зависимости успешность ведущей деятельности отношения с значимыми людьми .В качестве методов исследования нашли свое применение: методика экспресс-диагностики уровня самооценки Н.П. Фетискина,; теста М.Куна и Т.Мак-Партленда «20 утверждений Кто Я».

Целью моей работы явилось описание характеристик Образа Я у курсантов с разным уровнем самооценки.

На базе приобретенных эмпирических данных по методике «Экспресс диагностика самооценки» Н.П. Фетискина нами были сделаны следующее выводы:

У 35% исследуемых курсантов выявлен невысокий, то есть низкий уровень самооценки. Таким образом, можно предположить, что данные курсанты негативно переносят критические замечания в свой адрес, стараются всякий раз считаться с посторонним мнением и считают себя хуже других. Также можно сказать, что заниженная самооценка может быть обусловлена тем фактом, что в военизированных учреждениях присутствует позиция единоначалия и все обязаны безоговорочно ей подчиняться.

Большая часть исследуемых курсантов, а именно 42%, имеют средний уровень самооценки. Исходя из данных результатов, можно рассуждать о том, что основная масса курсантов могут рационально варьировать между собственным мнением и его высказыванием и мнением руководящего состава. Они правильно рассматривают, оценивают собственные способности , стараются ставить перед собой достижимые цели, а это говорит о том, что они адекватно смотрят на свои успехи и достижения. Также важно обратить внимание, что меньшая часть исследуемых (23%) имеют высокую самооценку. Такие курсанты правильно реагируют на замечания других и редко сомневаются в своих действиях, принимают тот факт, что они несовершенны, но это не мешает им осознавать, что они находятся в постоянном развитии, и даже если делают ошибку, то понимают, что ее можно исправить, анализируя ситуации и тем самым, делая для себя верные выводы.

В последствие разделения испытуемых по уровням самооценки среди курсантов, мы изучили когнитивную компонент в трех группах (низким, средним и высоким уровнем самооценки).

Среди трех групп испытуемых, выделенных нами при сопоставлении уровней самооценки, наиболее явные различия проявились в представленности таких категорий, как «Социальные характеристики», «Личные качества», «Физические характеристики» и «Интересы, ценности».

При этом, у групп с невысоким уровнем самооценки, в большей степени можно увидеть преобладание категорий «Социальные характеристики» и «Физические характеристики», чем у испытуемых со средним и тем более с высоким уровнем. Можно сделать вывод о том, что эти курсанты переживают выполнение своих социальных ролей, которых достаточно много: курсант, девушка, юноша, человек с различными видами творчества и так далее. Тоже самое я могу сказать и о «Физических характеристиках». Скорее всего отношение к собственному физическому образу вызывает у человека какое-то эмоциональное напряжение, в данном случае это связано с обязательным условием изучения курса физической и огневой подготовки. Так же это не обязательно будет связано у него с недовольством своим внешним видом, а, скорее всего, станет иметь более глубокий смысл в том случае, когда человек за физическими характеристиками воспринимает какие-то стереотипы.

У группы с высокими показателями самооценки выше рассматриваемые категории, напротив, представлены в меньшей степени. Однако, более представленными, чем у данных групп испытуемых, явились такие категории как «Личностные качества» и «Интересы, ценности». Вполне вероятно, это связано с тем, что другие характеристики не вызывают у данных испытуемых особого эмоционального отклика, поэтому не так представлены в их сознании.То есть, для них очень важно их хобби, которое может выступать источником становления и самореализации, потому что по физическим и социальным характеристикам они считают себя достаточно адаптированными.

Выводы: В результате проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:

1) у курсантов с высоким и средним (адекватным) уровнем самооценки в качестве доминирующих компонентов образа - Я выступают личные свойства и качества, увелекательное занятие и хобби, ведущий род деятельности.

2) у курсантов с низким уровнем самооценки преобладающими характеристиками образа-Я выступают общественные и физические характеристики.

Необходимо так же отметить, что самооценка у большинства курсантов третьего курса находится на высоком уровне по сравнению с первым и вторым. На первом и втором курсе может возникнуть отрицание служебной деятельности, так как вся служебная деятельность регламентирована различными приказами, уставами. Я думаю, что следствием такого результата является адаптация к окружающей среде института и понимания того, что происходит. Так же у курсанта со временем (с годами) проявляется проф самопознание, он начинает видеть себя профессионалом, а благодаря преподаваемым предметам в Вузе может сопоставить себя «настоящего» и себя «будущего» в своей профессии, тем самым сформировав собственную оценку себя.

Мы можем увидеть с вами, что курсанты имеющие высокий уровень самооценки занимаются собой, развивают себя в различных направлениях, не смотрят на факторы социальной одобряемости, имею определенные личностные качества, которые помогают им в их служебной и профессиональной деятельности. Курсанты, у которых средний уровень самооценки адекватно стараются оценить свои успехи и неудачи, они как правильно не стараются получить от людей социальной одобряемости в ответ на их действия и поступки, но лишь время от времени наперед рассматривают результат своих действий, то как на них будут реагировать значимые окружающие люди. А курсанты с низким уровнем самооценки чаще всего обращают на социальные факторы ( мнение окружающих, упреки) , делая зачастую неправильные выводы, так же можно учитывать тот факт, что в военизированных учреждениях существует позиция единоначалия и все обязаны безоговорочно ей подчиняться. У таких курсантов собственный физический образ вызывает у какое-то напряжение, это может быть связано условием изучения курса физической и огневой подготовки. Поэтому с будущими сотрудниками УИС нужно проводить психологическую работу и давать рекомендации по повышению их уровня самооценки, для того чтобы в дальнейшей профессиональной деятельности у них не возникало проблем в служебной деятельности, во взаимоотношениях с коллегами, начальствующем составом. Ведь люди, которые замотивированы на успех ставят себе цель и добиваются ее изо всех сил, они выбирают правильные пути и средства к достижению свой цели и в последствие одерживают успех. А люди,

которые мотивированы на избежание неудач, у них нет цели в достижение успеха, их главная цель - это избежание неудач. Такой человек сомневается в своей работе, не испытывает удовольствие от своего рода деятельности, избегает ее. В следствие чего, при приеме на работу будущий сотрудник проходит методики на выявление предрасположенности стремления к успеху или избегания неудач. Я пришла к выводу, что курсант, чтобы сохранить свою самооценку на высоком уровне, должен установить уровень притязаний примерно между легкими задачами и целями.

Аннотация. В представленном эмпирическом исследовании мной была предпринята попытка описания характеристик Образа-Я у курсантов ведомственного Института в зависимости от уровня их самооценки. Полученные результаты проанализированы, изучены и обобщены, а на основе их сделаны выводы об существенных расхождениях в структуре Я-образа у курсантов с высоким, средним и низким уровнем самооценки.

Ключевые слова: Я-концепция, самооценка, образ-Я, курсанты, профессиональная деятельность, учебная деятельность, эмпирическое исследование.

AnMtation. In the presented empirical study, an attempt is made to describe the characteristics of the self-Image of students of a departmental University, depending on their level of self -esteem. The obtained results are analyzed and generalized, and conclusions are made on the basis of them about significant differences in the structure of the Self-image in cadets with high and low self-esteem.

Keywords: self-concept, self-esteem, research, imageofcadets, professionalactivity, educationalactivity, empirical research.

Литература:

1. Абдуллин, А.Г. «Образ-Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин. - Текст: непосредственный // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 6. - С. 4-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-kak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii

2. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин. - Текст: непосредственный // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 1 (79). - С. 41-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v-opredelenii-ponyatiya-samootsenki

3. Дутчина, О.Б. Проблема развития Я-концепции личности студента : монография / О.Б. Дутчина. -Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. унта, 2017. - 100 с. - ISBN 978-5-7389-2381-4. - Текст: непосредственный. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200/

4. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов. - Текст: электронный // Психологи. - URL: https://www.b17.ru/blog/43905/

УДК 371

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ

бакалавр Зимина Анна Сергеевна Вятский государственный университет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственный университет (г. Киров)

Постановка проблемы. Лексика является базисным, строительным материалом нашей речи. При помощи слов мы называем окружающие нас предметы и явления, описываем окружающую нас действительность. Владение лексикой является главной предпосылкой развития речевых умений. Обучение лексической стороне речи является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, письма, аудирования. Именно поэтому стоит отметить ее важное место на уроках иностранного языка в любом учебном заведении.В нашей статье мы подробнее остановимся на рассмотрении проблемы обучения лексической стороне речи.

Изложение основного материала исследования. Обучение лексической стороне речи на изучаемом языке во все времена притягивало к себе особое внимание. Согласно Федеральному государственному стандарту, который является основным документом об образовании, в современном, быстроразвивающемся обществе необходимы специалисты, грамотно владеющие как профессиональной, так и обыденной лексикой.В построении собственного высказывания, в понимании высказывания других людей решающая роль отводится лексическим знаниям и навыкам. Обучая лексике, мы формируем правильный строй языка, грамотно-выдержанную речь и безошибочное употребление лексических единиц в этой речи.По мнению В.М. Филатова, лексика - основной строительный материал нашей речи, его содержательная сторона. С помощью слов мы называем окружающие предметы, конкретизируем понятия, передаем наши мысли. [31.

Для правильного понимания текстов важным условием является хорошее знание лексики. Ю.Н. Караулов отмечает: «За восприятием текста стоит тезаурус читающего (слушающего)». Развитие тезауруса личности важно не только для понимания прочитанного, но и для правильного построения собственных высказываний [11. Изучение лексического состава языка вооружает обучающихся теоретическими знаниями особенностей путей обогащения словаря (словообразование, переосмысление, заимствование), классификации слов по семантическим признакам (синонимы, антонимы, многозначные слова, омонимы), а также знанием образных средств данного (английского) языка. Лексика - это определенная совокупность слов и соединений, которая представляет собой систему или, основываясь на мнении А.А. Леонтьева, так называемую «систему систем» [21.

Системность лексического состава проявляется в его способности входить в определенные объединения или образования:

1) семантические поля;

2) лексико-семантические и тематические группы;

3) синонимические цепочки;

4) антонимические противопоставления;

5) словообразовательные гнезда.

Следует отметить поэтому, что основной практической целью в области обучения лексики в школе является формирование лексических речевых навыков. Такой вид навыков составляет важнейший компонент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.