Научная статья на тему 'РОЛЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА Я У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА'

РОЛЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА Я У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ Я / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / СЛУЖЕБНАЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна, Закирзянова Кристина Тахировна

Статья содержит результаты исследования, направленного на выявление роли спортивной деятельности в формировании Образа Я курсантов ведомственного вуза. Профессиональные занятия спортом оказывают значительное влияние на формирование идентичности курсантов. У курсантов-спортсменов наблюдается большая сформированность социальной идентичности, в высказываниях отражена спортивная деятельность, отсутствует семейная перспектива. Образ Я курсантов-спортсменов был сопоставлен с Образом Я курсантов, дополнительно не занимающихся спортом. Для данной группы респондентов характерно формирование психологической готовности к семейной жизни. Получены суждения, связанные с оценкой своей внешности, которые отсутствуют в группе спортсменов. Для обучающихся 3 курса психологического факультета в целом характерно развитие таких компонентов Образа Я, как Социальное Я, Деятельное Я и Рефлексивное Я. Представленные суждения можно отнести в основном к присоединяющим категориям, т.е. обучающиеся себя относят к различным социальным группам: к семье, обществу, национальности, ведомственной структуре, учащейся молодежи. Выявлены сложности в формировании профессиональной идентичности при совмещении учебной и служебной деятельности. Профессиональная идентичность в целом еще не сформирована у опрашиваемых лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна, Закирзянова Кристина Тахировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SPORTS ACTIVITY IN THE FORMATION OF THE SELF-IMAGE OF STUDENTS OF A DEPARTMENTAL UNIVERSITY

The article contains the results of a study aimed at identifying the role of sports activity in the formation of the Self-image of cadets of a departmental university. Professional sports have a significant impact on the formation of the identity of cadets. The cadets-athletes have a great formation of social identity, sports activity is reflected in the statements, there is no family perspective. The image of the I of the cadets-athletes was compared with the Image of the I of the cadets who additionally do not engage in sports. This group of respondents is characterized by the formation of psychological readiness for family life. Judgments related to the assessment of their appearance, which are absent in the group of athletes, were obtained. The 3rd-year students of the Faculty of Psychology are generally characterized by the development of such components of the Self-Image as the Social Self, the Active Self and the Reflexive Self. The presented judgments can be attributed mainly to the connecting categories, i.e. students refer themselves to various social groups: family, society, nationality, departmental structure, students. Difficulties in the formation of professional identity when combining educational and official activities are revealed. The professional identity as a whole has not yet been formed in the interviewees.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА Я У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА»

Таким образом, эмоциональное выгорание в большей степени грозит учителям с уязвимостью, ощущением «уязвимого внутреннего ребенка» (следствие детских травм), как с пониженной самооценкой и «спасательством» (самопожертвование), так и с компенсаторно завышенной самооценкой (привилегированность).

Выводы. Рассматривая выраженные ранние дезадаптивные схемы как один из факторов возникновения эмоционального выгорания, мы пришли к выводам, что существует различия между лицами с эмоциональным выгоранием и без эмоционального выгорания по степени выраженности ранних дезадаптивных схем. Выраженная схема «Самопожертвования» встречается у 60% респондентов. Это говорит о том, что исследуемым учителям свойственна чрезмерная увлеченность добровольным удовлетворением потребностей других людей за собственный счет. Так же у большей половины респондентов 58% выражена схема «Жесткие стандарты», что говорит о том, что учителя убеждены в необходимости стремиться к очень высоким стандартам поведения и успешности - как правило, чтобы избежать критики. Эмоциональное выгорание в большей степени грозит учителям с уязвимостью, ощущением «уязвимого внутреннего ребенка» (следствие детских травм), как с пониженной самооценкой и «спасательством» (самопожертвование), так и с компенсаторно завышенной самооценкой (привилегированность).

Литература:

1. Кадыров, Р.В. К вопросу ранних дезадаптивных схем в суицидальном поведении личности / Р.В. Кадыров, Т.А Мироненко // Вестник КемГУ. - 2017. - №3 (71). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/k-voprosu-ranmh-dezadaptivnyh-shem-v-suitsidalnom-povedenii-lichnosti (дата обращения: 07.05.2021).

2. Касьяник, П.М. Диагностика ранних дезадаптивных схем / П.М. Касьяник, Е.В. Романова. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - 120 с.

3. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Рукавишников, А.А. Опросник психического выгорания для учителей / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. -Ярославль.: НПЦ «Психодиагностика», 2001. - С. 357-360

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук,

доцент Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда); курсант Закирзянова Кристина Тахировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

РОЛЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА Я У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Статья содержит результаты исследования, направленного на выявление роли спортивной деятельности в формировании Образа Я курсантов ведомственного вуза. Профессиональные занятия спортом оказывают значительное влияние на формирование идентичности курсантов. У курсантов-спортсменов наблюдается большая сформированность социальной идентичности, в высказываниях отражена спортивная деятельность, отсутствует семейная перспектива. Образ Я курсантов-спортсменов был сопоставлен с Образом Я курсантов, дополнительно не занимающихся спортом. Для данной группы респондентов характерно формирование психологической готовности к семейной жизни. Получены суждения, связанные с оценкой своей внешности, которые отсутствуют в группе спортсменов. Для обучающихся 3 курса психологического факультета в целом характерно развитие таких компонентов Образа Я, как Социальное Я, Деятельное Я и Рефлексивное Я. Представленные суждения можно отнести в основном к присоединяющим категориям, т.е. обучающиеся себя относят к различным социальным группам: к семье, обществу, национальности, ведомственной структуре, учащейся молодежи. Выявлены сложности в формировании профессиональной идентичности при совмещении учебной и служебной деятельности. Профессиональная идентичность в целом еще не сформирована у опрашиваемых лиц.

Ключевые слова: Образ Я, идентичность, занятия спортом, служебная и учебная деятельность, курсанты.

Annоtation. The article contains the results of a study aimed at identifying the role of sports activity in the formation of the Self-image of cadets of a departmental university. Professional sports have a significant impact on the formation of the identity of cadets. The cadets-athletes have a great formation of social identity, sports activity is reflected in the statements, there is no family perspective. The image of the I of the cadets-athletes was compared with the Image of the I of the cadets who additionally do not engage in sports. This group of respondents is characterized by the formation of psychological readiness for family life. Judgments related to the assessment of their appearance, which are absent in the group of athletes, were obtained. The 3rd-year students of the Faculty of Psychology are generally characterized by the development of such components of the Self-Image as the Social Self, the Active Self and the Reflexive Self. The presented judgments can be attributed mainly to the connecting categories, i.e. students refer themselves to various social groups: family, society, nationality, departmental structure, students. Difficulties in the formation of professional identity when combining educational and official activities are revealed. The professional identity as a whole has not yet been formed in the interviewees.

Key words: Self-image, identity, sports, service and educational activities, cadets.

Введение. Период ранней юности связывают со становлением личностной и профессиональной идентичности [1, С. 78]. В возрасте 17-23 лет молодые люди получают профессиональное образование, которое должно способствовать формированию идентичности, тесно связанной с профессией [4, С. 308]. Однако процесс обучения в различных вузах по-разному организован, особенно это ярко проявляется в ведомственных вузах. Помимо учебной деятельности молодые люди осваивают и служебную деятельность. Очень часто прослеживается противоречие в требованиях, предъявляемых преподавателями и курсовыми офицерами к курсантам. Преподаватели акцентируют внимание именно на содержании и особенностях получаемой профессии, а курсовые офицеры в свою очередь «давят» на служебную сторону дела. Отмечаются сложности в отнесении себя к определенной социальной группе - либо к сотрудникам как к некоемому сообществу людей, принадлежащих к определенной ведомственной структуре, либо к конкретной профессиональной группе, например, к психологам. Каждый обучающийся индивидуально решает для себя, что важнее - быть курсантом, выполнять все требования по служебной линии, или быть обучающимся, и уделять больше времени учебе в ущерб служебной стороне дела. Очень редко молодым людям удается удачно сочетать в себе эти направления деятельности. Помимо основных видов деятельности молодым людям в вузе создаются условия для занятий и другими видами деятельности, такими как

спортивная, театральная, научная, волонтерская деятельность и другие. Однако при занятиями дополнительными видами деятельности обучающиеся оказываются в отрыве от двух основных деятельностей. Им приходится самостоятельно осваивать пропущенный учебный материал.

Особое внимание в ведомственных вузах традиционно уделяется спортивной деятельности. Профессиональная подготовка будущих сотрудников УИС предполагает большой объем физической подготовки в структуре образовательных программ подготовки, поскольку общество предъявляет повышенные требования к физической подготовке будущих офицеров. Курсанты, занимающиеся в группе спортивного совершенствования, участвуют в различных соревнованиях разного уровня, уезжают на сборы на достаточно длительные промежутки времени.

Изложение основного материала статьи. Данный факт вызвал у нас интерес, насколько занятия спортом оказывают влияние на формирование идентичности у курсантов. Мы предположили, что занятия спортом найдут большее отражение в Образе Я у курсантов-спортсменов по сравнению с курсантами, не занимающимися спортивной деятельностью.

В связи с этим было организовано и проведено исследование, в котором приняли участие 30 курсантов обоих полов 3 курса психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, поделенные на две равные группы по критерию интенсивности занятия спортом: ЭГ1 - курсанты, входящие в группу спортивного совершенствования, ЭГ2 - курсанты, дополнительно не занимающиеся спортом. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью теста «Кто Я?» (теста двадцати высказываний) (авторы М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) [3]. Данная методика позволяет изучить идентичность человека через Образ Я, который получается путем высказываний испытуемых.

Представим различные составляющие Образа Я согласно схеме анализа результатов теста.

Анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик позволяет установить, что во всей выборке испытуемых социальные роли преобладают над индивидуальными характеристиками, что наглядно представлено в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение между социальной и личностной идентичностью в группах испытуемых

Показатели Образа Я Курсанты, занимающиеся спортом Курсанты, не занимающиеся спортом Значимые различия по ф*-критерию

Социальные роли 61,5% 55,7% -

Индивидуальные характеристики 38,5% 44,3% Ф*эмп=1,857 при р <0,05

Это может свидетельствовать о важности для курсантов чувствовать свою принадлежность к определенным социальным группам. В сущности, это соответствует особенностям данного возрастного периода, когда процессы интеграции начинают преобладать над процессами индивидуализации согласно социально-психологической концепции развития личности А.В. Петровского [2, С. 37].

Однако стоит отметить, что социальная идентичность у курсантов-спортсменов все же преобладает по сравнению с личностной идентичностью. Спортсмены чаще выступают представителями своего учебного заведения на сборах и соревнованиях, у них процесс интеграции с социальными группами протекает более интенсивно по сравнению с курсантами, дополнительно не занимающимися спортом. Во второй группе испытуемых значимо выражена и личностная индивидуальность, им важны характеристики-определения, с которыми они себя соотносят. На самом деле это также важный аспект в изучении компонентов Образа Я, поскольку ношение одинаковой формы, выполнение однотипных движений в группе, например, при строевой подготовке, одинаковое обращение со стороны офицеров «Курсант» во многом способствует обезличиванию молодых людей, а личностная идентичность как раз нивелирует ее развитие. Молодые люди осознают свою уникальность. Также осознанию и принятию своей уникальности способствует и обучение по специальности «Психология».

Было обращено внимание на общее количество высказываний в каждой группе и их частоту встречаемости. В ЭГ-1 было получено 309 высказываний, в ЭГ-2 - 359. В таблицах 2 и 3 приведены наиболее часто встречающиеся ответы в обеих группах испытуемых, которые переведены в проценты по отношению к общему количеству высказываний в каждой группе респондентов.

Таблица 2

Наиболее часто встречающиеся ответы на вопрос «Кто я?» в группе испытуемых, занимающихся спортом

Суждения Кол-во Процент

курсант 14 4,5%

человек 13 4,2%

спортсмен(ка)/спортивный 13 4,2%

друг/подруга 13 4,2%

дочь/сын 13 4,2%

внук/внучка, правнучка 13 4,2%

военный/служащий/сотрудник/будущий офицер 12 3,8%

девушка/женщина/ юноша/ мужчина 11 3,6%

сестра/брат 9 2,9%

хозяйственная/хозяйка 7 2,3%

психолог/будущий психолог 7 2,7%

личность 6 1,9%

русская(ий) 5 1,6%

верная(ый) 4 1,3%

гражданин 4 1,3%

студент 4 1,3%

Если суммировать все представленные категории в таблице 2, то можно обратить внимание, что сюда вошли только 147 суждений из 309, что составляет 47,6% от общего списка, полученного от группы испытуемых, занимающихся спортом. Представленные суждения можно отнести в основном к присоединяющим категориям, т.е. обучающиеся себя относят к различным социальным группам: к семье, обществу, национальности, ведомственной структуре, спортсменам, учащейся молодежи, при чем отмечены суждения как «курсант», так и «студент», что как раз и свидетельствует о сложности в идентичности в условиях ведомственного вуза и совмещения учебной и служебной деятельности. Прослеживается указание пола через использование прилагательных и его прямого указания. Временная перспектива представлена в основном настоящим временем, о будущем указываются отдельные высказывания, связанные с профессией. Необходимо отметить, что профессиональная идентичность разделена на две части: часть относят себя именно к сотрудникам без указания профессии (3,8% от общего числа высказываний), вторая часть указывает профессию психолога (2,7% от общего числа высказываний). Данный факт позволяет сделать вывод, что профессиональная идентичность в середине обучения еще не сложилась у респондентов в полной мере, идет постоянный выбор в различных ситуациях - что важнее: служебная или учебная деятельность. 13 человек из 15 отметили в своих суждениях занятия спортом, т.е. это действительно важная сфера их жизнедеятельности, которой они уделяют много времени.

Таблица 3

Наиболее часто встречающиеся ответы на вопрос «Кто я?» в группе испытуемых, дополнительно не

занимающихся спортом

Суждения Кол-во Процент

человек 21 5,8%

друг/подруга 17 4,7%

девушка/женщина/юноша/мужчина 15 4,2%

дочка/сын 15 4,2%

курсант 15 4,2%

внучка/внук 12 3,3%

сестра/брат 11 3,1%

психолог/будущий психолог 7 1,9%

сотрудник 7 1,9%

добрая(ый) 6 1,7%

хозяйка 5 1,4%

будущая жена 5 1,4%

красивая 5 1,4%

клиент 4 1,1%

В таблице 3 представлено 41,7% всех высказываний респондентов. В целом можно отметить схожесть высказываний с первой группой респондентов. Из отличающихся дифференцирующих категорий можно отметить суждения, связанные с оценкой своей внешности, которые отсутствуют в ЭГ-1. Профессиональная идентичность в данной группе респондентов представлена в меньшем объеме, но она также имеет двойственную природу: либо «сотрудник», либо «психолог». Отсутствует упоминание спорта в любом виде, несмотря на то, что профессионально-служебная подготовка содержит в себе весомый объем времени, уделяемой физической подготовке будущих специалистов.

Далее нами были сопоставлены различные компоненты Образа Я в группах испытуемых. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4

Соотношение различных компонентов Образа Я в группах испытуемых

Компоненты Образа Я Курсанты, занимающиеся спортом Курсанты, дополнительно не занимающиеся спортом Значимые различия по ф*-критерию

Рефлексивное Я 22% 32% Ф*эмп=2,713 при р<0,01

Социальное Я 32% 30% -

Коммуникативное Я 10% 7% -

Деятельное Я 28% 22% Ф*эмп=2,713 при р<0,01

Физическое Я 5% 3% -

Перспективное Я 4% 5% -

Материальное Я 0 0 -

Все суждения респондентов были отнесены к семи обобщенным показателям-компонентам идентичности. В группе спортсменов наибольшую выраженность получили (перечислены в порядке убывания, указаны первые три места) Социальное Я, Деятельное Я и Рефлексивное Я. В ЭГ-2 наиболее выражены Рефлексивное Я, Социальное Я и Деятельное Я. Как видно, имеется схожесть в формировании Образа Я у всех участников исследования, но ранжирование показало

отличия в сформированности различных компонентов Образа Я. Для ЭГ-1 на первом месте учебно-профессиональная ролевая позиция, семейная и групповая принадлежность. Для ЭГ-2 наибольшее значение имеет персональная идентичность.

Очень малую часть среди компонентов Образа Я занимают Физическое и Перспективное Я во всей выборке. В Перспективном Я в обеих группах испытуемых присутствует профессиональная перспектива, а в группе ЭГ-2 также наблюдается и семейная перспектива. В ЭГ-2 начала формироваться психологическая готовность к браку, в ЭГ-1 отмечается ее отсутствие. Возможно, профессиональные занятия спортом отодвигают в перспективе создание собственной семьи из-за страха потерять возможности в спортивных достижениях.

Малая доля представленности Физического Я может быть объяснена опять же воздействием условий обучения в ведомственном вузе - это ношение одинаковой формы, обращение без указания пола «Товарищ курсант», запреты использовать яркую декоративную косметику девушкам, преимущественное ношение брюк девушками, разрешение только на определенные виды причесок, поэтому в данных условиях Физическое Я проявляется очень слабо.

Обращает на себя внимание полное отсутствие такого компонента как Материальное Я. Для участников в момент проведения исследования не важны были такие моменты, как степень материальной обеспеченности, наличие собственности и т.п. Возможное положение дел может быть связано с тем, что курсанты ведомственных вузов получают в достаточном размере денежное довольствие, многие проживают либо в казарме, либо в арендуемом жилье. Можно предположить, что данный компонент Образа Я у испытуемых сформируется позже с началом самостоятельной профессиональной деятельности.

У спортсменов Деятельное Я более значимо представлено в их структуре идентичности по сравнению с другой группой опрашиваемых. Для них важно содержание деятельности, которой они занимаются. Это позволяет сделать вывод, что занятия спортом оказывают значительное влияние на формирование Образа Я, формируя в большей степени их социальную идентичность. Для сотрудника ведомственной структуры это очень важно.

Выводы. Профессиональные занятия спортом оказывают значительное влияние на формирование идентичности курсантов. У курсантов-спортсменов наблюдается большая сформированность социальной идентичности, в высказываниях отражена спортивная деятельность, отсутствует семейная перспектива. Для обучающихся 3 курса психологического факультета в целом характерно развитие таких компонентов Образа Я, как Социальное Я, Деятельное Я и Рефлексивное Я. Представленные суждения можно отнести в основном к присоединяющим категориям, т.е. обучающиеся себя относят к различным социальным группам: к семье, обществу, национальности, ведомственной структуре, спортсменам, учащейся молодежи. Выявлены сложности в формировании профессиональной идентичности при совмещении учебной и служебной деятельности.

Литература:

1. Исаева, Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости / Д.А. Исаева // Вестник СПбГУ. - Сер. 12. - 2013. - Вып. 2. - С. 78-85. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/osobennosti-lichnostnoy-i-professionalnoy-identichnosti-v-yunosti-i-ranney-vzroslosti/viewer (дата обращения: 12.04.2023).

2. Прокопьева, С.А. Возрастная психология : учебное пособие / С.А. Прокопьева, А.В. Сперанская. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. - 170 с.

3. Тест «Кто Я?» (теста двадцати высказываний) (авторы М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой). -URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/01/12/test-kuna-makpartlenda-kto-ya-modifikatsiya-t-v-rumyantsevoy (дата обращения: 13.04.2023).

4. Шемет, Н.В. Формирование военно-профессиональной идентичности курсантов / Н.В. Шемет // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 308-310. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-voenno-professionalnoy-identichnosti-kursantov/viewer (дата обращения: 14.04.2023).

Психология

159.923.5

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь); Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск); Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань); магистрант Ермаченко Виктория Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Целью статьи является представление результатов эмпирического исследования возможностей и условий оптимизации эмоционального благополучия младших подростков средствами мировой музыкальной и художественной культуры. Авторы анализируют возможности влияния на эмоциональное благополучие младших подростков через приобщение их к традиционной рекреационной культуре. Эмоциональное благополучие младших подростков было эмпирически изучено с помощью авторской анкеты. В исследовании принимали участие 166 подростков обучающихся с шестого по восьмой класс, 83 из них составили экспериментальную группу, 83 контрольную. Реализация авторской программы оптимизации эмоционального благополучия младших подростков средствами мировой музыкальной и художественной культуры показала положительную динамику в экспериментальной группе. Авторская программа и диагностический инструментарий исследования могут быть использованы психологами в практической работе с обучающимися.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера, младшие подростки, предпочтения, творческая деятельность, музыкальная и художественная культура.

Annotation. The purpose of the article is to present the results of an empirical study of the possibilities and conditions for optimizing the emotional well-being of younger adolescents by means of world musical and artistic culture. The authors analyze the possibilities of influencing the emotional well-being of younger adolescents through introducing them to traditional recreational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.