Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННЫХ РАННИХ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ У УЧИТЕЛЕЙ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННЫХ РАННИХ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ У УЧИТЕЛЕЙ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ДЕЗАДАПТИВНАЯ СХЕМА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСТРУКЦИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / СХЕМА-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семонюк Артем Михайлович, Позднякова Мария Вадимовна, Шахина Алена Сергеевна

Статья посвящена исследованию специфики ранних дезадаптивных схем. Схемы рассматриваются как один из факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания у учителей общеобразовательного учреждения. Показано что наиболее представленным из 18 ранних дезадаптивных схем являются схемы: «Самопожертвование» и «Жесткие стандарты». Это свидетельствует о том, что исследуемым учителям свойственна чрезмерная увлеченность добровольным удовлетворением потребностей других людей за собственный счет. Так же учителя убеждены в необходимости стремиться к очень высоким стандартам поведения и успешности - как правило, чтобы избежать критики. Современные учителя находятся в перманентной повышенной готовности. Это необходимо для решения непрерывно усложняющихся профессиональных задач. Оценка наличия и степени выраженности ранних дезадаптивных схем у работников образования имеет большое значение для профилактики и коррекции эмоционального выгорания. Результаты исследования могут быть так же использованы при подготовке студентов-бакалавров, получающих профильное профессиональное педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семонюк Артем Михайлович, Позднякова Мария Вадимовна, Шахина Алена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF EARLY DISADAPTIVE SCHEMES IN TEACHERS WITH EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME

The article is devoted to the study of the specifics of early maladaptive schemes. Schemes are considered as one of the factors of the occurrence of emotional burnout syndrome among teachers of a general education institution. It is shown that the most represented of the 18 early maladaptive schemes are the schemes: "Self-sacrifice" and "Strict standards". This indicates that the teachers studied are characterized by excessive enthusiasm for the voluntary satisfaction of the needs of other people at their own expense. Teachers are also convinced of the need to strive for very high standards of behavior and success - as a rule, to avoid criticism. Modern teachers are on permanent high alert. This is necessary to solve continuously complicated professional tasks. Assessment of the presence and severity of early maladaptive schemes in education workers is of great importance for the prevention and correction of emotional burnout. The results of the study can also be used.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННЫХ РАННИХ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ У УЧИТЕЛЕЙ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Психология

УДК 159.9.07

кандидат медицинских наук, доцент Семонюк Артем Михайлович

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); магистр психологических наук Позднякова Мария Вадимовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); магистр психологических наук Шахина Алена Сергеевна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННЫХ РАННИХ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ У УЧИТЕЛЕЙ С СИНДРОМОМ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию специфики ранних дезадаптивных схем. Схемы рассматриваются как один из факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания у учителей общеобразовательного учреждения. Показано что наиболее представленным из 18 ранних дезадаптивных схем являются схемы: «Самопожертвование» и «Жесткие стандарты». Это свидетельствует о том, что исследуемым учителям свойственна чрезмерная увлеченность добровольным удовлетворением потребностей других людей за собственный счет. Так же учителя убеждены в необходимости стремиться к очень высоким стандартам поведения и успешности - как правило, чтобы избежать критики. Современные учителя находятся в перманентной повышенной готовности. Это необходимо для решения непрерывно усложняющихся профессиональных задач. Оценка наличия и степени выраженности ранних дезадаптивных схем у работников образования имеет большое значение для профилактики и коррекции эмоционального выгорания. Результаты исследования могут быть так же использованы при подготовке студентов-бакалавров, получающих профильное профессиональное педагогическое образование.

Ключевые слова: ранняя дезадаптивная схема, эмоциональное выгорание, профессиональная диструкция, удовлетворенность жизнью, схема-терапия.

Annotation. The article is devoted to the study of the specifics of early maladaptive schemes. Schemes are considered as one of the factors of the occurrence of emotional burnout syndrome among teachers of a general education institution. It is shown that the most represented of the 18 early maladaptive schemes are the schemes: "Self-sacrifice" and "Strict standards". This indicates that the teachers studied are characterized by excessive enthusiasm for the voluntary satisfaction of the needs of other people at their own expense. Teachers are also convinced of the need to strive for very high standards of behavior and success - as a rule, to avoid criticism. Modern teachers are on permanent high alert. This is necessary to solve continuously complicated professional tasks. Assessment of the presence and severity of early maladaptive schemes in education workers is of great importance for the prevention and correction of emotional burnout. The results of the study can also be used.

Key words: early maladaptive scheme, emotional burnout, professional destruction, life satisfaction, scheme-therapy.

Введение. Существует противоречие между растущей объективной потребностью в личностном стиле педагогической деятельности как показателе развития профессионализма, творческой уникальности и компетентности педагогов в сфере образования и слабой научно-теоретической базой эмоционально-личностной сферы педагогов, их эмоционально-личностных качеств.

В ходе профессиональной деятельности у людей, в частности работников образования, формируется эмоциональное истощение. Данный феномен может повлечь за собой негативные последствия для психического здоровья специалиста и его работы, психического благополучия учеников, коллег, всех с кем он взаимодействует. Под эмоциональным выгоранием понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой [3, С. 528]. Учителя оказывают ключевое влияние на образование растущего поколения. Однако, достигая собственных целей, учителям приходится сталкиваться с воздействием негативных психологических аспектов в своей педагогической деятельности: необходимость в заинтересованности учеников, повышенная ответственность и требовательность к себе и личным профессиональным обязанностям. Несмотря на наличие достаточной научно-теоретической и методической литературы по данному вопросу влияние эмоционально-личностных факторов на учителей, в том числе связи с индивидуальными психологическими особенностями изучено не полностью.

В связи с этим, исследование факторов, способствующих эмоционального выгоранию учителей, приобретает важное значение.

В следствие связи неудовлетворенных детских ключевых потребностей, уникальных характеристик темперамента, воспитательных воздействий и факторов среды, в которой рос ребенок, образовываются ранние дезадаптивные схемы, состоящие из представлений человека о самом себе, окружающим мире и других людях. Мы считаем, что справедл.во предположить о том, что ранние дезадаптивные схемы могут повлиять на отношение к работе в будущем [1, С. 1]

Схема-ориентированные исследования традиционно базируются на анализе ранних дезадаптивных схем людей, страдающих личностными расстройствами. Изучение ранних дезадаптивных схем людей становится все более активным в современных отечественных и зарубежных исследованиях. В психологической практике использование методик диагностики ранних дезадаптивных схем позволяет психологам, работающим с клиентами, как можно раньше выявлять причины жизненных трудностей и планировать наиболее эффективную психокоррекционную работу, в частности с синдромом эмоционального выгорания. Мы считаем, что исследование и изучение ранних дезадаптивных схем в настоящее время является многообещающим направлением в психологической науке. Сегодня исследователи рассматривают ранние дезадаптивные схемы как предикторы возникновения различных психологических отклонений.

Однако в теории и практике схема терапия только начинает разрабатываться. В литературе имеются разрозненные сведения о применении ранних дезадаптивных схем. Но научного обоснования и подтверждения использования схема терапии как метода коррекции эмоционального выгорания нами не найдено.

Целью нашего исследования явилось изучение специфики выраженных ранних дезадаптивных схем у учителей с эмоциональным выгоранием.

Изложение основного материала статьи. Программа исследования направлена на изучение разницы между лицами с эмоциональным выгоранием и без эмоционального выгорания по степени выраженности ранних дезадаптивных схем.

Численность выборки составила 50 человек, из которых 10 (20%) мужчины и 40(80%) женщины. Исследовательская работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. В исследовании приняли участие учителя общеобразовательного учреждения. Возрастной состав данной выборки от 25 до 55 лет (средний возраст -40 лет).

В исследовании использовался метод опроса, а именно тестовые методики, так как они позволят получить объективные данные о выраженности ранних дезадаптивных схем и эмоционального выгорания.

В исследовании связи между отдельными выраженными ранними дезадаптивными схемами и уровнем эмоционального выгорания учителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения применена блок психодиагностических методик. Методики проводились с учителями- в нерабочее время. Данный блок включал в себя: Определение психического выгорания (А. Рукавишников) и Методику диагностики ранних дезадаптивных схем Янга «YSQ-S3R» (Young schéma questionnaire) в адаптации П.М. Касьяника и Е.В. Романовой.

Исследование проводилось в 2 этапа, между днями проведения был перерыв, так как используемые методики включают большое количество вопросов и на результат может повлиять усталость, вызванная выполнением большого объема заданий.

На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика для выявления уровня эмоционального выгорания.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания «Определение психического выгорания (А. Рукавишников)» [4, С. 357-360].

Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания, включающей различные подструктуры личности. Опросник включает в себя 72 вопроса. Синдром психического выгорания рассматривается автором методики как совокупность симптомов трех субшкал: личностное отдаление, психоэмоциональное истощение, профессиональная мотивация. Содержательные характеристики шкал:

На втором этапе исследования будет предложена одна методика, направленная на выявление выраженности ранних дезадаптивных схем.

Для этого мы будем использовать методику диагностики ранних дезадаптивных схем Янга «YSQ-S3R» (Young schéma questionnaire) в адаптации П.М. Касьяника и Е.В. Романовой [2, С. 120].

Опросник состоит из перечня 90 утверждений, которые характеризуют различные проявления РДС. Исследуемые оценивают их по 6-балльной шкале Лайкерта, насколько каждое утверждение перекликается с его опытом и представлениями (от «абсолютно не соответствует» до «абсолютно соответствует»). На каждую из 18 схем предлагается 5 вопросов, которые равномерно распределены по всей анкете. Время прохождения опросника составляет 20-30 минут. Выраженность схемы определяется от 15 баллов по шкале схемы.

Расчет статистических характеристик осуществлялся при помощи программы IBM SPSS Statistics, версия 22. Предлагалось рассчитать такие статистические характеристики в исследуемой группе по каждой ранней дезадаптивной схеме, как среднее значение, стандартное отклонение. Для сравнения всех переменных, а также для простоты вычислений, выбираем для анализа коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий достоверности различий двух не связанных выборок U-критерий Манна-Уитни.

Анализ результатов исследования ранних дезадаптивных схем показывает, что выраженная схема «Самопожертвования» встречается у 60% респондентов. Это говорит о том, что исследуемым учителям свойственна чрезмерная увлеченность добровольным удовлетворением потребностей других людей за собственный счет. Так же у большей половины респондентов 58% выражена схема «Жесткие стандарты», что говорит о том, что учителя убеждены в необходимости стремиться к очень высоким стандартам поведения и успешности - как правило, чтобы избежать критики.

Корреляционный анализ между показателями выраженности ранних дезадаптивных схем и шкалами методики «Эмоциональное выгорание» показал следующие результаты. Имеется статистически достоверная связь между выраженностью дезадаптивной схемы, уровнем эмоционального выгорания. Показатель индекса психического выгорания положительно коррелирует со схемой самопожертвование (r=0,3 при p<0,01). Шкала «Психоэмоциональное истощение» методики «Определение психического выгорания (А. Рукавишников)» положительно коррелирует с выраженностью схемам: самопожертвование (r=0,3 при p<0,01), привилегированность (r=0,3 при p<0,01), покинутость (r=0,3 при p<0,01), покорность (r=0,3 при p<0,01). Это означает, что чем более выражен домен ранних дезадаптивных схем: самопожертвование, привилегированность покорность, тем больше вероятность возникновения эмоционального выгорания. Шкала «Психоэмоциональное истощение» методики «Определение психического выгорания (А. Рукавишников)» отрицательно коррелирует со схемой эмоциональная депривированность (r=-0,3 при p<0,01) (а значит схема имеет обратное влияние, чем более выражена схема, тем ниже уровень эмоционального выгорания). Шкала «Снижение профессиональной мотивации» методики «Определение психического выгорания (А. Рукавишников)» отрицательно коррелирует с выраженной схемой подавленность эмоций (r=-0,3 при p<0,01) (а значит схема имеет обратное влияние, чем более выражена схема, тем ниже уровень эмоционального выгорания).

Можно предположить, что высокие показатели по шкале «эмоциональная депревированность» и «подавленность эмоций», маскируют эмоциональное выгорание (возможно за счет снижения эмоционального интеллекта), человек с детства впитал установку о незначимости собственных эмоций и не отслеживает свой эмоциональное состояние. Или же эти шкалы действительно снижают вероятность развития эмоционального выгорания за счет сниженного уровня ожидания эмоциональной отдачи от работы.

Для доказательства различия между выборками с эмоциональным выгоранием и отсутствием такового мы используем критерий Манна-Уитни. Выявлено наличие достоверных отличий по шкалам Привилегированность, Самопожертвование, Зависимость, Социальная отчужденность, Дефективность, Покинутость, Покорность. Данные показывают, что у учителей с выраженным эмоциональным выгоранием более выражена схема «Самопожертвование», то есть желание угодить, помочь другим, чтобы почувствовать хоть какую-то собственную ценность, желание «быть хорошим» для других.

Так же более выражена схема «Привилегированность», т.е. вера в то, что я лучше других людей; имею право на особые привилегии; не связан правилами взаимного сотрудничества.

Выражена схема «Зависимость» - человек не в состоянии справиться со своими повседневными обязанностями должным образом, без значительной помощи со стороны других.

«Социальная отчужденность» порождает наличие чувства, что человек изолирован от остального мира, отличается от окружающих или не является частью какой-либо группы или сообщества.

Схема «Дефективность» проявляется в ощущении того, что человек является дефектным, плохим, нежеланным, неполноценным или неправильным в важных аспектах, или того, что он может быть отвергнут значимыми другими и что он недостоин их любви.

Схема «Покинутость» включает в себя ощущение, что значимые люди не смогут продолжать оказывать эмоциональную поддержку/помощь или фактическую защиту, потому что они эмоционально нестабильны и непредсказуемы.

«Покорность» выражается в чрезмерной передаче контроля другим, к которой человек чувствует себя вынужденным прибегнуть во избежание гнева, наказания или отказа.

Таким образом, эмоциональное выгорание в большей степени грозит учителям с уязвимостью, ощущением «уязвимого внутреннего ребенка» (следствие детских травм), как с пониженной самооценкой и «спасательством» (самопожертвование), так и с компенсаторно завышенной самооценкой (привилегированность).

Выводы. Рассматривая выраженные ранние дезадаптивные схемы как один из факторов возникновения эмоционального выгорания, мы пришли к выводам, что существует различия между лицами с эмоциональным выгоранием и без эмоционального выгорания по степени выраженности ранних дезадаптивных схем. Выраженная схема «Самопожертвования» встречается у 60% респондентов. Это говорит о том, что исследуемым учителям свойственна чрезмерная увлеченность добровольным удовлетворением потребностей других людей за собственный счет. Так же у большей половины респондентов 58% выражена схема «Жесткие стандарты», что говорит о том, что учителя убеждены в необходимости стремиться к очень высоким стандартам поведения и успешности - как правило, чтобы избежать критики. Эмоциональное выгорание в большей степени грозит учителям с уязвимостью, ощущением «уязвимого внутреннего ребенка» (следствие детских травм), как с пониженной самооценкой и «спасательством» (самопожертвование), так и с компенсаторно завышенной самооценкой (привилегированность).

Литература:

1. Кадыров, Р.В. К вопросу ранних дезадаптивных схем в суицидальном поведении личности / Р.В. Кадыров, Т.А Мироненко // Вестник КемГУ. - 2017. - №3 (71). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/k-voprosu-ranmh-dezadaptivnyh-shem-v-suitsidalnom-povedenii-lichnosti (дата обращения: 07.05.2021).

2. Касьяник, П.М. Диагностика ранних дезадаптивных схем / П.М. Касьяник, Е.В. Романова. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - 120 с.

3. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

4. Рукавишников, А.А. Опросник психического выгорания для учителей / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. -Ярославль.: НПЦ «Психодиагностика», 2001. - С. 357-360

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук,

доцент Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда); курсант Закирзянова Кристина Тахировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

РОЛЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА Я У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Статья содержит результаты исследования, направленного на выявление роли спортивной деятельности в формировании Образа Я курсантов ведомственного вуза. Профессиональные занятия спортом оказывают значительное влияние на формирование идентичности курсантов. У курсантов-спортсменов наблюдается большая сформированность социальной идентичности, в высказываниях отражена спортивная деятельность, отсутствует семейная перспектива. Образ Я курсантов-спортсменов был сопоставлен с Образом Я курсантов, дополнительно не занимающихся спортом. Для данной группы респондентов характерно формирование психологической готовности к семейной жизни. Получены суждения, связанные с оценкой своей внешности, которые отсутствуют в группе спортсменов. Для обучающихся 3 курса психологического факультета в целом характерно развитие таких компонентов Образа Я, как Социальное Я, Деятельное Я и Рефлексивное Я. Представленные суждения можно отнести в основном к присоединяющим категориям, т.е. обучающиеся себя относят к различным социальным группам: к семье, обществу, национальности, ведомственной структуре, учащейся молодежи. Выявлены сложности в формировании профессиональной идентичности при совмещении учебной и служебной деятельности. Профессиональная идентичность в целом еще не сформирована у опрашиваемых лиц.

Ключевые слова: Образ Я, идентичность, занятия спортом, служебная и учебная деятельность, курсанты.

Annоtation. The article contains the results of a study aimed at identifying the role of sports activity in the formation of the Self-image of cadets of a departmental university. Professional sports have a significant impact on the formation of the identity of cadets. The cadets-athletes have a great formation of social identity, sports activity is reflected in the statements, there is no family perspective. The image of the I of the cadets-athletes was compared with the Image of the I of the cadets who additionally do not engage in sports. This group of respondents is characterized by the formation of psychological readiness for family life. Judgments related to the assessment of their appearance, which are absent in the group of athletes, were obtained. The 3rd-year students of the Faculty of Psychology are generally characterized by the development of such components of the Self-Image as the Social Self, the Active Self and the Reflexive Self. The presented judgments can be attributed mainly to the connecting categories, i.e. students refer themselves to various social groups: family, society, nationality, departmental structure, students. Difficulties in the formation of professional identity when combining educational and official activities are revealed. The professional identity as a whole has not yet been formed in the interviewees.

Key words: Self-image, identity, sports, service and educational activities, cadets.

Введение. Период ранней юности связывают со становлением личностной и профессиональной идентичности [1, С. 78]. В возрасте 17-23 лет молодые люди получают профессиональное образование, которое должно способствовать формированию идентичности, тесно связанной с профессией [4, С. 308]. Однако процесс обучения в различных вузах по-разному организован, особенно это ярко проявляется в ведомственных вузах. Помимо учебной деятельности молодые люди осваивают и служебную деятельность. Очень часто прослеживается противоречие в требованиях, предъявляемых преподавателями и курсовыми офицерами к курсантам. Преподаватели акцентируют внимание именно на содержании и особенностях получаемой профессии, а курсовые офицеры в свою очередь «давят» на служебную сторону дела. Отмечаются сложности в отнесении себя к определенной социальной группе - либо к сотрудникам как к некоемому сообществу людей, принадлежащих к определенной ведомственной структуре, либо к конкретной профессиональной группе, например, к психологам. Каждый обучающийся индивидуально решает для себя, что важнее - быть курсантом, выполнять все требования по служебной линии, или быть обучающимся, и уделять больше времени учебе в ущерб служебной стороне дела. Очень редко молодым людям удается удачно сочетать в себе эти направления деятельности. Помимо основных видов деятельности молодым людям в вузе создаются условия для занятий и другими видами деятельности, такими как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.