По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений; на основе активизации и интенсификации деятельности детей; на основе эффективности организации и управления; на основе методической и дидактической реконструкции материала; природосообразные; альтернативные; целостные технологии авторских школ.
Выводы. Таким образом, на наш взгляд, подготовка будущих учителей начальной школы к применению интерактивных технологий обучения предполагает наличие специально организованного образовательного пространства, которое будет интегрировать все функциональные образовательные единицы структуры учебного заведения, построено на использовании интерактивных технологий обучения, нацеленное на самосовершенствование, саморазвитие, самореализацию студентов в области применения интерактивных технологий обучения.
Готовность будущего учителя к применению интерактивных технологий обучения является интегративным образованием и целью, и результатом специальной профессиональной подготовки студентов в этом направлении.
Под формированием готовности будущих учителей начальной школы к применению интерактивных технологий обучения будем разуметь многокомпонентный, полифункциональный, динамичный, открытый процесс трансформации, благодаря которому осуществляется целенаправленное развитие всех структурных компонентов, которые обеспечивают формирование этого вида готовности.
Литература:
1. Ильина Т. А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента / Т. А. Ильина. - М.: Знание, 1975. - 124 с.
2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.
3. Коменский Я. А. Живая типография / Я. А. Коменский // Собрание педагогических сочинений. - М., 1982. - Т. 2.
4. Питюков В. Ю. Основы педагогических технологий: учеб.-практ. пособие. / В. Ю. Питюков. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», «Роспед-агентство», 1997. - 176 с.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: Нар. образование, 1998. - 250 с.
6. Талызина Н. Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. - 1977. — № 1 (17). - С. 91-96.
7. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Политиздат, 1985. - 2306 с.
8. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие / М. А. Чошанов. - М.: Нар. образование, 1996. - 160 с.
Педагогика
УДК: 378.6, 796.03
кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Анна Николаевна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский институт ФСИН России» (г. Новокузнецк); преподаватель, майор внутренней службы Долгин Дмитрий Сергеевич
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский институт ФСИН России» (г. Новокузнецк)
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСАНТОВ-СПОРТСМЕНОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния психофизиологических особенностей нервной системы, стиля руководства тренера-преподавателя на результативность курсантов-спортсменов, посещающих группы спортивного совершенствования. Делается вывод, что у квалифицированных тренеров-преподавателей высоких результатов достигают спортсмены с такими же психофизиологическими особенностями, что и у тренера. Стиль деятельности также оказывает влияние на результативность курсантов-спортсменов.
Ключевые слова: стиль деятельности, тип нервной системы, курсанты-спортсмены, тренер-преподаватель, спортивная результативность, сензитивность.
Annotation. The article deals with the problem of the influence of psychophysiological features of the nervous system, the style of management of the trainer-teacher on the effectiveness of cadets-athletes attending groups of sports improvement. It is concluded that the qualified trainers-teachers achieve high results athletes with the same psycho-physiological characteristics as the coach. The style of activity also has an impact on the performance of cadets-athletes.
Keywords: style of activity, type of nervous system, cadets-athletes, coach-teacher, sports performance, sensitivity.
Введение. Наше исследование выполнено в русле концепции индивидуального стиля деятельности, согласно которой под стилем деятельности понимают устойчивую систему приемов и способов деятельности, а в широком смысле - систему психологических средств уравновешения индивидуальности субъекта с предметными, внешними условиями деятельности.
Стили оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Хорошей моделью изучения этого явления могут служить спортивная деятельность, предполагающая широкие возможности реализации индивидуальных особенностей человека. Спорт характеризуется многолетними и чрезвычайно тесными межличностными взаимоотношениями тренера и спортсмена, что подчеркивает особое значение связи «педагог - воспитанник» [3].
В современной научно-спортивной литературе проблеме взаимоотношений индивидуальностей в системе «педагог - воспитанник» уделено достаточно внимания, и, тем не менее, в рамках психолого-педагогического анализа эта тема научного исследования остается актуальной. Именно на примере спорта
показаны некоторые закономерные следствия стилевых взаимоотношений субъектов педагогической системы «педагог - воспитанник». Вероятно, исходным моментом здесь становится сходство психофизиологических и психических особенностей педагога и воспитанника, а влияние результата деятельности спортсмена (или его статуса в команде) на взаимоотношения с тренером - это вторичный детерминирующий фактор.
Толочек В..И. отмечает, что методики, использованные педагогом, отражающие его субъективное предпочтение, могут быть не однозначно восприняты воспитанниками с разными индивидуальными особенностями. Для одних эти методики будут наиболее эффективными, для других - менее. Такую психологически обусловленную избирательность реакций человека на применяемые методики он называет «общей сензитивностью». Так же автор отмечает, что наивысших результатов достигают спортсмены похожие по типу нервной системы на своего тренера, при этом, при очевидной тенденции отбора спортсменов и формирования у них стиля сходного со стилем деятельности тренера, сами тренеры весьма неточны в вербальных оценках стиля деятельности спортсмена. Он объясняет это тем, что часть взаимодействий в системе «педагог - воспитанник» протекает на неосознанном уровне, который влияет на конечные результаты педагогического процесса. По - видимому, это одна из причин, объясняющая принципиальную установку некоторых восточных философских школ на передачу невербальной информации в процессе непосредственного общения учителя и ученика [3].
Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования явилась, во-первых, оценка влияния стиля тренера-преподавателя на стиль деятельности курсантов-спортсменов и на их результативность, во-вторых, подтверждение ранее выдвинутого предположения, что высоких результатов достигают те спортсмены, которые по психофизиологическим особенностям совпадают со своим тренером.
Для решения поставленной цели нами были использованы следующие методики:
1. Представления тренеров и курсантов-спортсменов о профессионально важных качествах определялись анкетированием. В анкете предлагалось указать такие качества и способности, слабое развитие которых не позволяет спортсмену достигнуть высоких результатов. Анкета содержала открытые вопросы о значимости четырех групп качеств и способностей: 1. Физических качеств и морфологии; 2. Тактико-технической подготовленности; 3. Специальных способностей; 4. Особенности личности и характера.
2. Стили деятельности определялись по совокупности характеристик на основании наблюдения, субъективного шкалирования, бесед с тренерами и курсантами-спортсменами. В психологии спорта принято выделять следующие стили педагогической деятельности:
• Организационно-коммуникативный (сильная подвижная нервная система), характеризующийся четкостью организации спортсменов в начале тренировки, жесткой дисциплиной спортсменов, беспрекословным подчинением требованиям всех распоряжений и команд тренера, оперативностью решения педагогических задач в ходе тренировки, использованием разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия. Тон тренера может быть от спокойного до резкого, повышенного.
• Конструктивно-организаторский (сильная инертная нервная система), для этого стиля характерно -постепенное начало тренировки («втягивающий» период), равномерный темп ведения тренировки, соблюдение дисциплины спортсменов до нарушения (предупреждение), использование устойчивых дисциплинарных воздействий. Тренер имеет преимущественно спокойный тон обращения к спортсменам, при этом отмечается относительная бедность и стандартность средств общения.
• Конструктивно-коммуникативный (слабая нервная система), с характерными признаками -усиленный контроль за правильностью выполнения упражнений, исполнения команд, сохранения дисциплины, система индивидуальных заданий и поручений спортсменам, интенсивное общение, преимущественно обусловленное потребностью в установлении деловых, предварительно обдуманных взаимоотношений со спортсменами, при этом тренер применяет ровный, спокойный тон обращения [2].
3. Сила нервной системы по возбуждению определялась с помощью теппинг-теста (карандашный вариант). В каждой группе спортивного совершенствования были курсанты - спортсмены с различным типом нервной системы. По типу нервной системы спортсмены были распределены на три группы - «сильные», имеющие оценки по теппинг-тесту 4-5 и более, «слабые», имеющие оценку 1-2 и менее, остальные были отнесены к группе «средних» [1].
4. Спортивное мастерство оценивалось по шкале, учитывающей ранг соревнований, занятое место и стабильность выступлений в году. Считалось, что мастерство курсантов-спортсменов повысилось, если в течение учебного года спортивные результаты превосходили результаты предыдущего года.
В психолого-педагогическом исследовании были задействованы тренеры - преподаватели и курсанты -спортсмены Кузбасского института ФСИН России. Группы испытуемых были разделены по видам спорта -спортивные единоборства, лыжные гонки, плавание, стрельба из боевого и служебного оружия. Преподаватели имеют звание мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, мастер спорта международного класса. Курсанты-спортсмены, занимающиеся в группах спортивного совершенствования, имеют спортивные звания - кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастер спорта международного класса.
Результаты исследования.
1. По мнению тренеров-преподавателей для достижения наиболее высоких результатов в спорте, прежде всего, необходимо обладание следующими качествами: 1. На первом месте, однозначно, все тренера указали «Личностные качества спортсмена», т.е. умение управлять своим психическим состоянием, воля к победе, сила мотивации, лидерские качества являются основополагающим качеством для достижения высоких результатов. Кроме того, практически все тренера указали необходимость достижения высокого уровня функциональных взаимоотношений в системе «педагог - воспитанник». 2. На втором месте тренера указали наличие «Тактико-технической подготовки» и «Специальных способностей» в зависимости от вида соревнований и специфики спортивной деятельности. 3. На третьем месте «Физические качества и морфология» - соответствие природных задатков и морфотипа выбранному виду спорта. Мнения экспертов о роли отдельных физических качеств сильно расходились. Очевидно, что специфические для данной деятельности природные задатки, способности и телосложение не всегда главный фактор успеха в ней.
Курсанты, занимающиеся в группах спортивного совершенствования, отметили, что для достижения высоких результатов в спорте необходимо, на первом месте, взаимодействие тренера и спортсмена. При чем, в неудачах в соревнованиях склонны обвинять именно тренера. Природные задатки, волевые, лидерские качества большинство курсантов ставят на второе место.
2. По совокупности характеристик на основании наблюдения стили деятельности тренеров-преподавателей определились следующим образом: организационно-коммуникативный (сильная подвижная нервная система) и конструктивно-организаторский (сильная инертная нервная система). Необходимо отметить, что практически все тренера используют авторитарный стиль руководство, что связано со спецификой несения боевой и служебной подготовки сотрудников ФСИН России, жесткими требованиями воинских уставов, а также преобладанием демонстративных и гипертимных акцентуаций характера тренера, демократический стиль руководства и либеральный стиль присутствует в их деятельности в незначительном количестве. Преобладание авторитарного стиля руководства объясняет и большую ориентацию тренеров военнослужащих на выполнение задач, чем на спортсменов.
3. Распределение тренеров и спортсменов по типу нервной системы выглядит следующим образом (Табл. 1):
Таблица 1
Тип нервной системы Тип нервной системы спортсмена
тренера «сильные» «средние» «слабые»
Лыжные гонки, сл. двоеборье (28 чел)
«сильный» 14 10 4
Мини-футбол (21 чел)
«средний» 8 10 3
Спортивные единоборства (57 чел)
«сильный» 18 5 2
«средний» 12 15 8
Плавание (12 чел)
«средний» 4 8 0
Стрельба из боевого и служебного оружия (13 чел)
«средний» 5 5 3
Таким образом, мы видим, что распределение тренеров и спортсменов по всем видам спорта происходит преимущественно равнозначно по типу нервной системы.
4. Психодиагностика группы тренеров и результативность курсантов-спортсменов показала, что у тренеров с большой и средней степенью силы нервной системы успеха чаще достигают «сильные» и «средние» спортсмены. Сравнительные результаты спортивных соревнований за прошедший год выглядят следующим образом: в лыжных гонках улучшили свои показатели в личном первенстве 2 спортсмена с «сильной» нервной системой. В спортивных единоборствах 1 спортсмен с «сильной» нервной системой выполнил норматив мастера спорта международного класса, выиграв Чемпионат мира по рукопашному бою. Команда Кузбасского института ФСИН России по самбо заняла 3 место в ежегодной спартакиаде среди ВУЗов ФСИН России. В плавании команда Кузбасского института ФСИН России заняла 3 место, в личном первенстве улучшили свои результаты 3 спортсмена со «средней» нервной системой. Таким образом, можно отметить, что на всех этапах подготовки спортсменов проявляется тенденция достижения успеха у спортсменов, соответствующих своему тренеру по типологии нервной системы. Если говорить о стиле руководства то, полученные результаты позволяют увидеть, что черты личности спортсмена по-разному сказываются на его успешности в зависимости от стиля управления тренера. В группах с авторитарными тренерами более эффективными оказываются спортсмены с меньшей конфликтностью, большей уступчивостью, безусловно подчиняемые и, даже, несамостоятельные. Действительно, излишняя ведомость и неспособность спортсмена к личной активности в случае авторитарного руководства не сказываются отрицательно, поскольку тренер полностью организует процесс. Следует также отметить, что в группах с авторитарным тренером такие качества как личная ответственность и стремление следовать общепринятым нормам (нормативность) не оказывают влияния на возможный успех.
Как отмечает Мельник Е. В. с соавторами, подавляющее большинство особенностей личности тренера и спортсмена должны находиться в «противофазе». Например, «осторожность» - один из пары осторожен, другой решителен, «подчиняемость» - один подчиняем, другой доминантен, «инициативность» - хотя бы один из пары проявляет инициативу при движении к цели; так же практически все параметры эмоциональной сферы должны находиться в противофазе. Исключение составляет параметр «экспрессивность» -«сдержанность», т.е. непосредственное выражение эмоций вовне - спокойное, сдержанное или эмоциональное, открытое у обоих. Во всех остальных случаях, сама эмоциональная сфера идеальной пары тренера и спортсмена должны быть выстроены по принципу компенсации: излишний пессимизм с одной стороны должен дополняться оптимизмом с другой, избыточная тревожность одного, компенсироваться безалаберностью другого. Аналогичным образом обстоит дело и в случае параметров «скепсис», «эмоциональная возбудимость», «учет негативного опыта»; высокий уровень положительной связи по параметру «нормативность» означает, что в идеальной паре тренер - спортсмен морально-этические характеристики должны быть схожими. Следует отметить, что схожесть морально-этических установок тренера и спортсмена является важным фактором успеха спортсмена [2].
Выводы. В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Взаимоотношения тренера и спортсмена, соответствие их стилей деятельности являются фактором, определяющим результативность спортсмена и команды, фактором не менее важным, чем благоприятные для деятельности индивидуальные особенности и природная одаренность.
2. Склонность педагога к определенному стилю деятельности приводит к направленному отбору спортсменов. Наиболее результативными оказываются спортсмены, сходные по типу нервной системы и приемлемые стиль руководства тренера. Подобный отбор, взаимное предпочтение и удовлетворенность тренера и спортсмена не всегда осознаны.
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология спорта. Серия: Мастера психологии. Изд-во: Питер, 2008. - 114 с.
2. Мельник, Е.В. Психология тренера: теория и практика: методические рекомендации / Е.В. Мельник, Е.В. Силич, Н.В. Кухтова. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. - 58 с.
3. Толочек, В.А. Влияние стиля деятельности тренера на результативность спортсмена / В.А. Толочек. - М.: Психологический журнал, РАН, Том 15, №1, 1994. - 186 с.
Педагогика
УДК: 378.048.2
аспирант департамента педагогики Алейникова Нина Юрьевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. Статья посвящена раскрытию психологических особенностей формирования самоопределения старшеклассников. Даются точки зрения зарубежных и отечественных психологов на данную проблему. Характеризуется связь самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников.
Ключевые слова: самоопределение старшеклассников, личностное самоопределение.
Annоtation. The article is devoted to the disclosure of the psychological characteristics of the formation of self-determination of high school students. The points of view of foreign and domestic psychologists on this problem are given. Characterized by the relationship of self-determination and value orientations of high school students.
Keywords: self-determination of senior pupils, personal self-determination.
Введение. Феномен «личностного самоопределения традиционно определяется в его ценностно-смысловом контексте, т.е. как определение личностью своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей. Процесс самоопределения является длительным и подразумевает осмысление, пересмотр, восстановление жизненных ориентиров и целей. В психолого-педагогической литературе акцентируется внимание на проективном (формирующем, устремленном в будущее) значении личностного самоопределения, что, применительно к подростковому или юношескому возрасту, становится доминирующим. Проблема личностного самоопределения является ключевой проблемой взаимодействия индивида и общества, в фокусе которой как значимый аспект этого взаимодействия проявляется социальная детерминация индивидуального сознания, а также роль активности субъекта в этой детерминации. Самоопределение, является, механизмом социальной детерминации, который может действовать иначе, чем активно преломляться самим субъектом. Проблема самоопределения является ключевой проблемой взаимодействия индивида и общества, в которой в центре внимания выделяются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной деятельности субъекта в этом определении. На разных уровнях это взаимодействие имеет свои специфические особенности, которые отражаются в различных психологических теориях по проблеме самоопределения. Социальное взаимодействие на разных уровнях имеет свои специфические характеристики, которые нашли свое отражение в различных теориях, касающихся проблемы личностного самоопределения.
Изложение основного материала статьи. С этимологической точки зрения, понятие «самоопределение», можно рассматривать как процесс выбора человеком границ, критериев успешности и других параметров, присущих конкретному виду деятельности, выполнению определенного дела («само-» -самостоятельность; « -определение», однокоренное слово - «дело» -определение пространства определенного дела и его границ) [2].
Весомый вклад в разработку вопросов, связанных со всесторонним изучением сущности личностного самоопределения, внесли следующие отечественные ученые: И.С. Кон , Г.П. Ников , К.А. Абульханова-Славская , С.Л. Рубинштейн , В.Ф. Сафин . В зарубежной науке проблема самоопределения наиболее полно была освещена в работах Э. Эриксона [15]. Основным различием существующих в зарубежной психолого-педагогической науке подходов, является определение степени свободы индивида от определенных внутренних и внешних условий. Важно обратить внимание, что зарубежные исследователи практически не используют в своих работах непосредственной формулировки «личностное самоопределение», заменяя ее, на различные синонимичные понятия. Остановимся на основных подходах, к изучению феномена личностного самоопределения, принятых в зарубежной науке.
З. Фрейд высказывал мнение о том, что абсолютно любые проявления активности личности напрямую обусловлены бессознательным. По его мнению, человек живет лишь «иллюзией свободы», в реальной действительности не обладая способностью выбрать между различными способами поведения и действия [12].
Представитель бихевиористического направления Б. Скиннер считал, что поведение человека полностью зависит от прошлого опыта. Единственным случаем, по мнению автора, когда подкрепленное прошлым поведение выпадает из модели деятельности, является ситуация, когда предшествующий опыт негативно воспринимается и порицается актуальным окружением индивида. Б. Скиннер считал, что человек не имеет свободы выбора в вопросах поведения, так как оно регулируется его внешним актуальным окружением [17].
Экзистенционалисты (Р. Мей, В. Франкл, Э. Фромм), а также представители когнитивной и социально-когнитивной психологии: (А. Бандура, Дж. Келли) признавали равенство детерминизма и свободы. По мнению А. Адлера, А. Маслоу и К. Роджерса, человек обладает абсолютной свободой.
Э. Фромм указывает на то, что единение с окружающим миром и людьми не препятствует развитию уникальности и автономности личности. Человек самостоятельно определяет степень своей свободы и структуру связи с окружающими, вследствие этого, любая личность способна к самоопределению и выбору его пути [13].
Р. Мей объясняет природу свободы понятием судьба, говоря о том, что «любое расширение детерминизма рождает новую свободу. Выбирая, человек прокручивает в сознании и сопоставляет ряд возможностей, при этом, еще не решив, какой путь он изберет и как будет действовать» [18].
Термин «самоопределение» широкомасштабно в своих трудах использует Ш. Бюлер. По ее мнению, самоопределение, так же, как и стремление к самоосуществлению, присущи человеку с самого рождения и обуславливает развитие личности [16, с. 31].