Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ АСПЕКТОВ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМООЦЕНКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

ВЗАИМОСВЯЗЬ АСПЕКТОВ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМООЦЕНКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / самооценка / курсант / служебная деятельность. / identity / self-esteem / cadet / service activity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лариса Петровна Казакова, Т.Ю. Маклакова

В статье автор проводит взаимосвязь аспектов идентичности и самооценки курсантов военного вуза, обучающихся по специальности «психология служебной деятельности». Значимая корреляция показателей оценки социального признания идентичности с уровнем самооценки курсантов позволяет предположить, что изменение условий профессиональной социализации, целей обучения в вузе, возможных профессиональных позиций (должностей) выпускника и связанное с этим социальное признание (или непризнание) профессиональных идентификаций может сопровождаться и снижением уровня самооценки. Однако это предположение должно быть эмпирически проверено. Апробация модифицированной методики «Кто я?» показала ее адекватность при исследовании психологических трудностей идентификации курсантов, находящихся в условиях трансформации будущей профессиональной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лариса Петровна Казакова, Т.Ю. Маклакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF ASPECTS OF IDENTITY AND SELF-ESTEEM OF MILITARY UNIVERSITY CADETS STUDYING IN THE SPECIALTY «PSYCHOLOGY OF SERVICE ACTIVITY»

In the article, the author examines the relationship between the aspects of identity and self-esteem of cadets of a military university studying in the specialty "psychology of service activity". A significant correlation of indicators to assess social recognition of identity with the self image of the cadets allows us to suppose that changing conditions of professional socialization, goals of University education, possible professional positions (positions) graduate and the consequent social acceptance (or rejection) professional identity may lead to lower levels of self-esteem. However, this assumption must be empirically tested. Testing of the modified method "Who am I?" shows its adequacy in the study of psychological difficulties in identifying cadets who are in the conditions of transformation of their future professional position.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ АСПЕКТОВ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМООЦЕНКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10104

© Казакова Л.П., Маклакова Т.Ю. 2020

INTERRELATION OF ASPECTS OF IDENTITY AND SELF-ESTEEM OF MILITARY UNIVERSITY CADETS STUDYING IN THE SPECIALTY «PSYCHOLOGY OF SERVICE ACTIVITY»

ВЗАИМОСВЯЗЬ АСПЕКТОВ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМООЦЕНКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»*

Larisa P. Kazakova,

Senior Lecturer of the Department of Psychology of the Military University of the Russian Defense Ministry, Candidate of Psychological Sciences

Лариса Петровна Казакова,

старший преподаватель кафедры психологии Военного университета МО России, кандидат психологических наук;

T. Y. Maklakova,

Senior Lecturer of the Department of Psychology of the Military University of the Russian defense Ministry, Candidate of Psychological Sciences

Т.Ю. Маклакова,

старший преподаватель кафедры психологии Военного университета МО России, кандидат психологических наук

Для цитирования: Казакова Л.П., Маклакова Т.Ю. Взаимосвязь аспектов идентичности и самооценки курсантов военного вуза, обучающихся по специальности «психология служебной деятельности». Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 53-56.

Научная специальность: 19.00.07 - Педагогическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. In the article, the author examines the relationship between the aspects of identity and self-esteem of cadets of a military university studying in the specialty "psychology of service activity". A significant correlation of indicators to assess social recognition of identity with the self image of the cadets allows us to suppose that changing conditions of professional socialization, goals of University education, possible professional positions (positions) graduate and the consequent social acceptance (or rejection) professional identity may lead to lower levels of self-esteem. However, this assumption must be empirically tested. Testing of the modified method "Who am I?" shows its adequacy in the study of psychological difficulties in identifying cadets who are in the conditions of transformation of their future professional position.

Keywords: identity, self-esteem, cadet, service activity.

Аннотация. В статье автор проводит взаимосвязь аспектов идентичности и самооценки курсантов военного вуза, обучающихся по специальности «психология служебной деятельности». Значимая корреляция показателей оценки социального признания идентичности с уровнем самооценки курсантов позволяет предположить, что изменение условий профессиональной социализации, целей обучения в вузе, возможных профессиональных позиций (должностей) выпускника и связанное с этим социальное признание (или непризнание) профессиональных идентификаций может сопровождаться и снижением уровня самооценки. Однако это предположение должно быть эмпирически проверено. Апробация модифицированной методики «Кто я?» показала ее адекватность при исследовании психологических трудностей идентификации курсантов, находящихся в условиях трансформации будущей профессиональной позиции.

Ключевые слова: идентичность, самооценка, курсант, служебная деятельность.

Проблема изучения идентичности в современной психологии является чрезвычайно актуальной. В последние десятилетия появляются новые

подходы к исследованию идентичности, новые исследовательские инструменты. З. Бауман отмечал, что об идентичности вспоминают, когда человек

не может с уверенностью определить свое место в многообразии поведенческих стилей и шаблонов. Появился термин «текучая идентичность». З. Бауман предлагает говорить не об «идентичности», а об не прекращающейся «идентификации» современного человека, подчеркивая ее открытый процессуальный характер. Динамично меняющаяся полисоциальная среда порождает множество трудностей идентификации личности.

Изучение идентичности личности в различных социальных группах со специфично протекающей социализацией является актуальным направлением научного поиска. В рамках проводившегося в 2016-2017 годах исследования военно-профессиональной идентичности курсантов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» в военном вузе, были получены эмпирические данные, касающиеся специфики идентичности испытуемых, находящихся на «пересечении» психологической и военной сферы деятельности. Особенностью социальной ситуации развития данной группы курсантов является включенность в социальные группы военнослужащих и психологов, которые имеют различную значимость в курсантской среде. Надо отметить, что уже после окончания сбора данных профессиональная траектория обучаемых изменилась из-за введения в Вооруженных силах должности заместителя командира по политработе. В связи с этим были поставлены новые цели обучения по специальности «Психология служебной деятельности». Таким образом, результаты данного исследования должны лечь в основу продуманных мер по психологическому сопровождению профессионального становления будущих офицеров, находящихся в транзитивной ситуации. Выявленные в исследовании связи военно-профессиональной идентичности с различными аспектами личности курсантов (самооценкой, уровнем субъективного контроля) позволяют предположить, что изменение названия офицерской должности не вызовет автоматического изменения идентичности курсантов. Выявленные в исследовании трудности курсантов в нахождении образа идеального профессионала их узкой воинской специальности («военный психолог») являются условием поиска уже новых профессиональных образов «политработника». Е.П. Белинская подчеркивает, что специфика отечественного «кризиса идентичности» связанна с отсутствием образа личного и социального будущего. Эти затруднения проявляются в профессиональной сфере и личность нуждается в коррекционных мероприятиях (например, тренингах).

Выборка исследования состояла из курсантов 3 курса (две подвыборки 2013 и 2014 годов набора, соответственно 62 и 67 человек) и курсантов 2 курса (2015 года набора - 57 человек), всего 186 человек, все мужского пола. Подвыборки не объединялись из-за наличия значимых различий между ними. Различия могли быть обусловлены спецификой набора, условий обучения и воспитания курсантов каждой подвыборки.

Для изучения оценок собственных идентификаций и степени их согласованности применялась методика «Кто я?» (в модификации Тхостова А.Ш., Рассказовой Е.И., Емелина В.А.). Испытуемые должны были дать 10 ответов на вопрос «Кто я?». Модифицированный вариант методики содержит ряд дополнительных шкал: валентности (эмоциональной оценки - насколько испытуемым нравится каждая идентификации); значимости (частота актуализации мыслей об идентификациях); психологической центральности (степень важности для испытуемого идентификаций) и социального признания другими идентификаций испытуемых. Каждая шкала представлена показателями средней оценки идентификаций и средним стандартным отклонением как характеристикой несогласованности оценок идентификаций.

Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И., Емелин В.А. выявили, что, независимо от качественных особенностей структуры ответов, несмотря на различия оценок отдельных идентификаций, оценки своих идентификаций испытуемого достаточного согласованы. В то же время, корреляционный анализ различных шкал модифицированной методики «Кто я?» показал, что коэффициенты корреляции не превышают 0,70, что подтверждает представления о том, что показатели валентности, значимости, психологической центральности, социального признания) содержательно различны. Также апробация методики позволила выявить значимые связи между удовлетворенностью жизнью и эмоциональной оценкой, центральностью и согласованностью в оценках своих идентификаций. Обнаружились связи различных шкал модифицированной методики «Кто я?» со стратегиями совладающего поведения.

Наше исследование на курсантской выборке подтвердило предположение авторов модифицированной методики «Кто я?» о взаимосвязи шкал методики. При корреляционном анализе показателей шкал методики выявлены значения коэффициентов корреляции Спирмена не выше 0,768 (значимы на уровне 0,001). Результаты корреляционного анализа шкал методики «Кто я?» подвыборки 2 курса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели исследования Эмоциональная оценка (СР) Эмоциональная оценка (СО) Значимость (СР) Значимость (СО) Центральность (СР) Центральность (СО) Социальное признание (СР) Социальное признание (СО)

Эмоциональная оценка (СР) 1 -0,711** 0,640** -0,410** 0,653** -0,356** 0,456** -0,327*

Эмоциональная оценка (СО) 1 -0,433** 0,466** -0,373** 0,472** -0,259 0,231

Значимость (СР) 1 -0,723** 0,751** -0,551** 0,428** -0,314*

Значимость (СО) 1 -0,566** 0,695** -0,376** 0,385**

Центральность (СР) 1 -0,599** 0,548** - 0,415**

Центральность (СО) 1 -0,389** 0,414**

Социальное признание (СР) 1 -0,768**

Социальное признание (СО) 1

В ходе исследования были получены интересные данные относительно связи особенностей оценки своих идентификаций с уровнем самооценки. В качестве критерия уровня самооценки был взят показатель корреляционной связи самооценки своих качеств и оценки субъективного идеала испытуемых по шкалам семантического дифференциала. Использовался униполярный личностный семантический дифференциал (Шмелев А.Г., По-хилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю.) с рядом дополнительных шкал. Была обнаружена положи-

Значимая корреляция показателей оценки социального признания идентичности с уровнем самооценки курсантов позволяет предположить, что изменение условий профессиональной социализации, целей обучения в вузе, возможных профессиональных позиций (должностей) выпускника и связанное с этим социальное признание (или непризнание) профессиональных идентификаций

тельная корреляция между уровнем самооценки и всеми оценками идентификаций и отрицательная корреляция между уровнем самооценки и несогласованностью идентификаций. Но не во всех случаях коэффициент корреляции значим: нет значимых корреляций самооценки с субъективной оценкой идентификаций в одной из подвыборок 3 курса (таблица 2). Результаты других методов выявили большие трудности формирования профессиональной идентичности курсантов этой под-выборки, по сравнению с двумя другими.

Таблица 2

может сопровождаться и снижением уровня самооценки. Однако это предположение должно быть эмпирически проверено. Апробация модифицированной методики «Кто я?» показала ее адекватность при исследовании психологических трудностей идентификации курсантов, находящихся в условиях трансформации будущей профессиональной позиции.

Показатели исследования / подвы-борки Эмоциональная оценка (СР) Эмоциональная оценка (СО) Значимость (СР) Значимость (СО) Центральность (СР) Центральность (СО) Социальное признание (СР) Социальное признание (СО)

2 курс (2015) 0,552** -0,471** 0,401** -0,249 0,399** -0,110 0,356** -0,273*

3 курс (2013) 0,142 -0,158 0,099 -0,064 0,225 -0,227 0,238 -0,245

3 курс (2014) 0,412** -0,383** 0,354** -0,360** 0,430** -0,565** 0,396** -0,434**

Библиографический список

1. Белинская Е.П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. - 2015. Т. 8, № 40. - С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 5.03.2019).

2. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Профессиональная подготовка со-

трудников полиции к профессиональной деятельности. Руза, 2014.

3. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И., Емелин В.А. Психодиагностика субъективного восприятия своих идентификаций: применение модифицированной методики «Кто Я?» // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2 (14). -С. 60-71.

IJLC-iiHi! к а |)пш1

ПСИ ХОЛОГИЛ ПОТЕРИ

IkKULKHiiiEEiiir-acitiiiJ

[uftinu Г Г.-|Ч:Н LYIJ'J

у Г| i m г-1 ки ш i и rci ь# ill

Психология потери. Психологические основы работы с персоналом уголовно-исполнительной системы : учебное пособие / Серов В.И., Овчарова ЕВ. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 415 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

С позиций отечественных специалистов, концепций саногенеза, социопсихофизиогенных потерь, адаптации, коррекции, опыта пенитенциарных психологов ФСИН России Владимирской, Воронежской, Ростовской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областей, Красноярского края, Удмуртской Республики, а также зарубежной психологии управления человеческими ресурсами рассмотрены понятие, направленность, цель и задачи дисциплины. Дано обоснование внешнего управления потерями во время службы - профессионального психологического отбора сотрудников уголовно-исполнительной системы, психологического сопровождения их службы в экстремальных условиях жизнедеятельности, выхода на пенсию и воздействия на внутреннюю среду - психологической коррекции потерь при развитии пограничного психического состояния, коррекции потерь сотрудников в разные периоды при переходе их психического состоянии из нормального в пограничное с возможным эмоциональным выгоранием, суицидальным поведением в целях восстановления пограничного психического состояния сотрудников в пределах психической нормы.

Для образовательных организаций ФСИН России, психологов уголовно-исполнительной системы, врачей-психофизиологов Минобороны России, исследователей, профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.