Научная статья на тему 'Идентичность как самотождественность: индивидуальные вариации ценности завершенности, развития и социального признания идентичности. Сообщение 1'

Идентичность как самотождественность: индивидуальные вариации ценности завершенности, развития и социального признания идентичности. Сообщение 1 Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
588
86
Поделиться
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ ВАЖНОСТЬ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПОДХОД ПСИХОЛОГИИ ТЕЛЕСНОСТИ / МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ "КТО Я" / ШКАЛА ЦЕННОСТИ И ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / THE MODIFICATION OF THE METHOD "WHO AM I"

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Рассказова Елена Игоревна, Тхостов Александр Шамилевич, Емелин Вадим Анатольевич

Исследование направлено на выявление роли оценки человеком важности и достижения завершенности, развития и социального признания своей идентичности в позитивной эмоциональной окраске, частоте мыслей о важности и социальном признании конкретных идентификаций (ответов на вопрос «Кто Я?»), а также психологическом благополучии и совладающем поведении. На материале двух выборок (143 студента и 88 взрослых) было показано, что субъективная важность завершенности и развития идентичности в юношеском возрасте может опосредовать роль достижения завершенности и развития идентичности в оценках валентности, значимости и психологической центральности конкретных идентификаций, тогда как во взрослом возрасте эффекты важности и достижения независимы. Оценки достижения идентичности связаны с субъективным благополучием, что особенно выражено у взрослых испытуемых. Как оценки важности идентичности, так и оценки ее достижения связаны со специфическими особенностями совладающего поведения.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Рассказова Елена Игоревна, Тхостов Александр Шамилевич, Емелин Вадим Анатольевич,

IDENTITY AS SELF-IDENTITY: INDIVIDUAL VARIATIONS OF THE VALUE OF COMPLETENESS, DEVELOPMENT AND SOCIAL RECOGNITION OF IDENTITY. Part 1

This research is aimed at showing up the role of a person’s appreciation of the importance and attainment of completeness, development and social recognition of one’s own identity in a positive emotional tinge, frequency of thoughts about the importance and social recognition of particular identifications (answers to the question “Who am I?”) and the connection of these values with psychological well-being and coping strategies. On the basis of two samples (143 students and 88 adults) it is shown up that the subjective importance of the completeness and development of identity at adolescent age may mediate the role of the attainment of completeness and identity development in the values of valency, significance and psychological centrality of some particular identifications, whereas at mature age the effects of importance and attainment are independent. Identity attainment values are linked to the subjective well-being that is most evident among adult subjects. The values of both identity importance, and its attainment are concerned with the specific peculiarities of coping strategies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Идентичность как самотождественность: индивидуальные вариации ценности завершенности, развития и социального признания идентичности. Сообщение 1»

УДК 159.923.2 ББК Ю935.12

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК САМОТОЖДЕСТВЕННОСТЬ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВАРИАЦИИ ЦЕННОСТИ ЗАВЕРШЕННОСТИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ. СООБЩЕНИЕ 1

Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов, В.А. Емелин

Исследование направлено на выявление роли оценки человеком важности и достижения завершенности, развития и социального признания своей идентичности в позитивной эмоциональной окраске, частоте мыслей о важности и социальном признании конкретных идентификаций (ответов на вопрос «Кто Я?»), а также психологическом благополучии и совла-дающем поведении. На материале двух выборок (143 студента и 88 взрослых) было показано, что субъективная важность завершенности и развития идентичности в юношеском возрасте может опосредовать роль достижения завершенности и развития идентичности в оценках валентности, значимости и психологической центральности конкретных идентификаций, тогда как во взрослом возрасте эффекты важности и достижения независимы. Оценки достижения идентичности связаны с субъективным благополучием, что особенно выражено у взрослых испытуемых. Как оценки важности идентичности, так и оценки ее достижения связаны со специфическими особенностями совладающего поведения.

Ключевые слова. Идентичность, субъективная важность идентичности, подход психологии телесности, модификация методики «Кто Я», шкала ценности и достижения общей идентичности.

Трудно предложить другой термин, характеризующийся такой полифонией мнений об его определении, структуре и функциях, как термин «идентичность». В философии, биоэтике, социальной психологии, психологии личности, возрастной и клинической психологии предложено свое понимание этого конструкта, порой располагающееся под обложкой одного издания, что еще более усиливает путаницу1.

Представление об идентичности

как самотождественности и потребности

в идентичности в философии

Обсуждение идентичности как ключевого и уникального для человека, важного для его понимания и обретения себя в этом мире феномена является центральным для философии и биоэтики (DeGrazia, 2005). При этом разделяют два типа потребностей в отношении идентичности (Elliott, 2011):

• Потребность в поиске уникальной аутентичности и потребность в улучшении себя. Изначально в культуре господствует представление о необходимости быть совестливым, сле-

1 Например, Handbook of Identity Theory and Research / S.J. Schwartz, K. Luyckx, L.V. Vivian (Eds.). New York: Springer, 2011._

довать тому, что правильно и неправильно. С развитием общества эта ценность подменяется ценностью просто «быть в контакте» со своими чувствами - что приводит к появлению своеобразного идеала аутентичности, к которому надо стремиться и которого можно достичь. Аутентичность воспринимается как спрятанный внутри человека клад, а патология - как то, что скрывает эту аутентичность (лечение, соответственно, возвращает ее обратно). Другая возникшая в то же время потребность - потребность в изменении и улучшении себя - также является результатом того, что идентичность перестает быть заданной, а значит, человек может изменять и улучшать себя.

• Потребность в социальном признании своей идентичности. Как и при жесткой иерархической организации социальных систем, в настоящее время идентичность также тесно связана с социальными ролями - разница в том, что личностная идентичность больше не задана человеку извне. Соответственно, возникает потребность в социальном признании индивидуальной идентичности. Общество как бы отшлифовывает идентичность человека, возвращая ему обратно его образ. Этот образ может включать социальные представления о желательности и приемлемости разных аспектов идентичности, о том, что стоит улучшить или изменить.

Активность в поисках идентичности

в рамках структурного символического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интеракционизма

Один из наиболее распространенных социологических вариантов понимания идентичности воплощен в теории идентичности Ш. Страйкера (Stryker, 2007). С точки зрения структурного символического интеракционизма, общество рассматривается как дифференцированное и устойчивое к изменениям, как сложная мозаика групп, организаций и страт -соответственно и самость (идентичность) считается состоящей из компонентов - по числу человек и групп, которые реагируют на данного человека. Человек узнает, кто он, ориентируясь на эти реакции - через механизм принятия роли другого (Hogg et al., 1995). Важно отметить, что принцип активности является здесь ключевым - люди активно совершают выбор, хотя социальная структура и социальное взаимодействие влияют на этот процесс. Положение, что формирование идентичности - активный процесс, позволяет предполагать, что активность зависит от важности для человека его идентичности. Основное правило реципрокно-го взаимодействия гласит, что вовлеченность в те или иные социальные отношения определяет соотношение компонентов в структуре идентичности (значимость как частоту актуализации некоторой идентификации и психологическую центральность как ее важность), а те, в свою очередь, влияют на выбор роли в конкретной ситуации.

Субъективная важность поиска

идентичности в психологии

Несмотря на то, что идентичность понимается в психологии иначе, нежели в философии и социологии, психология активно обсуждает вопросы, связанные с процессом поиска идентичности и ее субъективной важности. Идея субъективной важности поиска идентичности пронизывает возрастную психологию (Luyckx et al, 2006, Luyckx et al, 2007). Синтез идентичности (в том числе, понимаемый как четкость переживания, кто «Я»), по мнению Schwarz et al. (2009), тесно связан с самооценкой и осмысленностью жизни (позволяя объяснить 44-46 % дисперсии этих показателей), силой эго, тревогой и депрессией (22-28 % дисперсии данных) и слабо - с внутренним локусом контроля (12 % дисперсии данных). В теории идентичности и теории самокатегоризации используется термин «значимость» для характеристики того, насколько конкретная идентичность является ос-

новой для восприятия человека себя как части группы (Hogg, Reid, 2006). В обоих случаях речь идет о некотором обобщенном переживании, которое может становиться важным для человека (потребность в обретении и поиске идентичности).

В классической методике М. Куна и Т. МакПартленда «Кто Я?» нередко видят нераскрытые возможности более детального анализа того, как происходит идентификация человека с чем-либо (Андреева, 2011). Модификация этой методики, выполненная таким образом, чтобы обеспечить количественную оценку валентности, значимости, психологической центральности и социального признания идентификаций, показала, что оценки людьми разных ответов на вопрос «Кто Я?» по разным параметрам согласованы. Это дает возможность предполагать наличие единого конструкта, который стоит за каждой из оценок, независимо от объекта оценки (конкретной идентификации). Иными словами, за оценками конкретных идентификаций выступает переживание или представление человека о своей идентичности в целом. С нашей точки зрения, основу различных подходов при всем их разнообразии составляет понимание идентичности как переживания самотождественности (Рассказова, Тхо-стов, 2012); причем это переживание это может задаваться как чувством принадлежности чему-то или кому-то (например, социальной группе), так и чувством обладания некоторым качеством (например, чертой личности).

Цель выполненного нами исследования состояла в выявлении роли оценки человеком важности и достижения завершенности, развития и социального признания своей идентичности в валентности (позитивной эмоциональной окраске), значимости (частоте мыслей), психологической центральности (важности) и социальном признании конкретных идентификаций (ответов на вопрос «Кто Я?»), а также в психологическом благополучии и совладающем поведении.

Гипотезы:

1. Существуют индивидуальные вариации в оценке ценности идентичности (важности для человека ее достижения). Оценка ценности идентичности не сводится к оценке ее достижения, а в ее структуре можно выделить три связанных аспекта: важность завершенности идентичности (оставаться «собой», знать себя), важность развития идентичности (развиваться, раскрывать свой талант) и

Идентичность как самотождественность: индивидуальные вариации ценности завершенности...

Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш., Емелин В.А.

важность социального признания своей идентичности со стороны других людей.

2. Особенности оценки человеком своих конкретных идентификаций в модификации методики «Кто Я?» (валентность, значимость, психологическая центральность) зависят не только от субъективной завершенности и развития общей идентичности, но и от их важности для человека. Оценка конкретных идентификаций как социально признанных определяется взаимодействием важности и социального признания идентичности в целом.

3. Важность развития идентичности более тесно связана с оценкой конкретных идентификаций в юношеском возрасте, в отличие от взрослого возраста, в период которого важнее оценки достижения идентичности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Оценки достижения идентичности связаны с психологическим благополучием, а также с использованием более «продуктивных» стратегий совладающего поведения. Важность и низкий уровень достижения социального признания коррелируют с поиском социальной поддержки.

Методы исследования

В исследовании применялись следующие методики:

1. Шкала ценности и достижения общей идентичности, разработанная нами с целью пилотажной оценки трех аспектов идентичности, которые могут быть важны для человека: понимания и переживания своей идентичности как чего-то завершенного и целостного, развития и поиска своей идентичности, социального признания своей идентичности. Выделение этих аспектов основано на представлении об историческом развитии у человека двух типов потребностей, связанных с идентичностью, - в поиске собственной уникальной идентичности и ее социальном признании (Elliott, 2011). Основываясь на подходе психологии телесности к пониманию идентичности (Рассказова, Тхостов, 2012) и дифференциации процессов выбора идентичности, углубленного поиска и пересмотра выбора, предложенной в рамках трехфакторной процессуальной модели идентичности (Croc-ceti et al, 2010)2, потребность в поиске уни-

2 Положения трехфакторной процессуальной модели идентичности в данном случае использованы по аналогии, поскольку термин «идентичность» используется здесь не в традиционном психологическом смысле, а в философском понима-

кальной идентичности была подразделена на две составляющих: ценность нахождения и переживания завершенной идентичности и ценность поиска, изменения и развития своей идентичности. Шкала состоит из пяти пунктов : два пункта относятся к завершенности идентичности, два пункта - к развитию и один - к социальному признанию. Каждый из пунктов оценивается дважды по шкале Лай-керта от 0 до 10 баллов в соответствии со следующей инструкцией: «Для разных людей может быть более или менее важно понимать, кто и какие они, признание со стороны окружающих, возможность развиваться и становиться лучше. 1). В первой колонке оцените, пожалуйста, насколько важны для Вас следующие вещи: от 0 («совсем не важно») до 10 («очень важно»), вписывая соответствующие цифры. 2). Во второй колонке оцените, насколько Вы уже достигли этого состояния (реализованность) от 0 («не достиг») до 10 («полностью достиг»)».

2. Модификация методики «Кто Я?» (Тхостов и соавт., 2014). Ключевым отличием методики от известного оригинала М. Куна и Т. МакПартленда (Kuhn, McPartland, 1951) является дополнительная оценка конкретных идентификаций в соответствии с положениями социологической теории идентичности в рамках структурного символического инте-ракционизма (Stryker, 2007), выделяющая значимость и психологическую центральность конкретных идентификаций. Количество ответов, которые дает испытуемый на вопрос «Кто Я?», сокращено до 10; каждый ответ затем оценивается испытуемым по шкале Лайкерта (от 0 до 10 баллов) по критериям валентности («Насколько Вам нравится каждый ответ?»), значимости («Насколько часто Вы думаете, вспоминаете или что-то напоминает Вам каждый ответ?»), психологической центральности («Насколько ответ важен для Вас?») и социального признания идентичности («Как Вам кажется, согласятся ли люди, которые Вас хорошо знают, с Вашим ответом?») Согласно результатам

нии - как обобщенное переживание, понимание, поиск, оценка и отношение к своей самотождественности (см. Рассказова, Тхостов, 2012). В отличие от этого, в упомянутой модели - предложенной в рамках психологии развития - идентичность понимается как система устойчивых идентификаций, как правило, с определенными социальными группами (Сгоссей е( а1., 2010)._

двух эмпирических исследований, количественные оценки разных идентификаций согласованы и могут быть использованы для получения показателей средних валентности, значимости, психологической центральности и социального признания, а также нестабильности в оценках идентификаций в дополнение и независимо к результатам качественного кодирования. Валидность методики оценивалась в соотнесении субъективных оценок своих идентификаций с показателями субъективного благополучия, выраженности жалоб на психопатологические симптомы и особенностями совладающего поведения.

3. Шкала субъективного счастья (Lyubomirsky, Lepper, 1999; Осин, Леонтьев, 2008) - скрининговая методика оценки субъективного переживания счастья. Состоит из четырех пунктов (например, «В целом, я считаю себя... не слишком счастливым / очень счастливым»), каждый из которых оценивается по шкале Лайкерта размерностью от 1 до 7 баллов. В описываемом исследовании используется как мера психологического благополучия.

4. Методика диагностики совладающего поведения COPE (Carver et al., 1989, Рассказова и соавт., 2013) направлена на оценку выраженности 15 копинг-стратегий: (1) активное совла-дание, (2) планирование, (3) подавление конкурирующей деятельности, (4) сдерживание совладания, (5) поиск инструментальной и (6) эмоциональной социальной поддержки, (7) концентрация на эмоциях, (8) позитивное переформулирование, (9) отрицание, (10) принятие, (11) обращение к религии, (12) использование успокоительных, (13) юмор, (14) поведенческий и (15) мысленный уход от проблемы. В описываемом исследовании используется для оценки выраженности различных стратегий совладающего поведения.

5. Опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90R (Derogatis, Salvitz, 2000, Тарабрина, 2007). Методика позволяет диагностировать выраженность симптомов соматизации, обсессив-ности / компульсивности, тревожности, де-прессивности, межличностной тревожности, враждебности, фобий, паранойяльности, пси-хотизма. Помимо этого, на основе оценок ответов рассчитываются общий индекс тяжести симптомов, индекс тяжести дистресса и число беспокоящих симптомов. В описываемом исследовании используется для диагностики выраженности субъективных жалоб на психопатологические симптомы в норме, что ква-

лифицируется как признак психологического неблагополучия.

Выборка исследования

Исследование проводилось на двух выборках (общее количество испытуемых N = 231).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первую выборку вошли студенты психологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (143 человека, 20 юношей и 123 девушки, в возрасте от 16 до 21 года, средний возраст 18,6± 1,1 лет). Во вторую выборку вошли взрослые испытуемые, жители г. Москвы в возрасте от 22 до 70 лет (88 человек, 30 мужчин и 58 женщин, средний возраст 38,9±13,4 лет). Выборку составили в основном испытуемые с высшим образованием (80,7 % численности). Лишь 17 человек (19,3%) имели среднее, среднее специальное или незаконченное высшее образование.

Обработка данных проводилась в программе SPSS 17.0.

Характеристика полученных

результатов исследования

Всего по итогам исследования получены несколько раздельно рассматриваемых и анализируемых данных, общая характеристика которых представлена ниже.

Получены корреляции баллов по пунктам субшкалы ценности общей идентичности методики «Шкала ценности и достижения общей идентичности» раздельно для выборки студентов и для выборки жителей г. Москвы, на основе которых по итогам эксплораторного факторного анализа (по методу главных компонент с Varimax-вращением) получены трехфакторные решения, объясняющие около 85 % дисперсии данных, а их содержательная интерпретация соотносится с описанными теоретическими представлениями о трех аспектах субъективной ценности идентичности.

Аналогичным образом рассматривались оценки достижения идентичности, большая консолидированность которых по результатам как корреляционного, так и факторного анализа позволила выделить единый у взрослых (и близкий к единому - у студентов) конструкт, при исследовании которого рассчитывались показатели по трем аспектам достижения идентичности (по аналогии с тремя аспектами ее ценности). Кроме того, проводился сравнительный анализ оценок важности завершенности, развития и социального признания идентичности.

Идентичность как самотождественность: индивидуальные вариации ценности завершенности...

Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш., Емелин В.А.

Изучались попарные взаимосвязи показателей важности и достижения одних и тех же аспектов идентичности (ее завершенности, развития и социального признания), а также вся система взаимосвязей всех аспектов идентичности.

В рамках исследования важности и достижения развития, завершенности и социального признания идентичности как фактора субъективных оценок конкретных идентификаций и их устойчивости в выборках студентов и взрослых проводился анализ модераций (метод обработки данных, основанный на регрессионном анализе).

Кроме того, изучались важность и достижение идентичности как факторы психологического благополучия и совладающего поведения, рассматриваемые по результатам многомерного корреляционного анализа результатов обследования испытуемых в группах студентов и взрослых жителей г. Москвы.

В целом результаты исследования анализировались и обсуждались в контексте обоснования вывода о возможности использования шкалы ценности и достижения общей идентичности как психодиагностического инструмента, позволяющего на основе характеристик завершенности, развития, социального признания идентичности дополнить данные психологической диагностики конкретных идентификаций (в контекстах социальной и личностной идентичности). При этом ценности и достижения общей идентичности могут выступать в роли фактора, определяющего особенности конкретных идентификаций и, возможно, опосредующего влияние идентификации на благополучие и деятельность человека.

Результаты детального обстоятельного анализа полученных данных будут представлены в последующей публикации материалов экспериментального исследования.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 14-06-00709

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература/ References

1. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. журн. 2011. 6 (20). URL: http://psystudy.ru.[Andreeva G.M. (On the Issue of Identity Crisis in Terms of Social Transformations) Psikhologicheskie issledovaniya. 2011, 6 (20). Available at: http://psystudy.ru.]

2. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия. Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Ин-

ститут социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. [Osin E.N., Leont'ev D.A. (Testing of Russian versions of the two scales of a rapid assessment of subjective well-being) Materialy III Vse-rossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa (Proceedings of the III All-Russian Congress of Sociology) Moscow, Institut sotsiologii RAN, Rossiyskoe obsh-chestvo sotsiologov, 2008.(in Russ.)]

3. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 82-118. [Rasskazova E.I., Gor-deeva T.O., Osin E.N. (Coping Strategies in the Structure of Activity and Self-regulation: Psychometric Properties and Applications of Techniques COPE) Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki (Psychology. Journal of Higher School of Economics). 2013, Vol. 10, no. 1, pp. 82-118. (in Russ.)]

4. Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Идентичность как психологический конструкт: возможности и ограничения междисциплинарного подхода. Психологические исследования. 2012. 5(26). 2. URL: http://psystudy.ru. [Rasskazova E.I., Tkhostov A.Sh. (Identity as a Psychological Construct: Possibilities and Limitations of Interdisciplinary Approach). Psikhologicheskie issledovaniya (Psychological Research). 2012, 5(26), 2. Available at: http://psystudy.ru.]

5. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. М.: Когито-центр, 2007. [Tarabrina N.V. Praktikum po psikholo-gii posttravmaticheskogo stressa (Workshop on the Psychology of Post-traumatic Stress). Moscow, Kogi-to-tsentr Publ., 2007.]

6. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56, 2, pp. 267-283.

7. Crocetti E., Schwartz S.J., Fermani A., Meeus W. The Utrecht-Management of Identity Commitments Scale (U-MICS). Italian validation and cross-national comparisons. European Journal of Psychological Assessment, 26(3). 2010, pp. 172-186.

8. DeGrazia D. Enhancement technologies and human identity. Journal of Medicine and Philosophy, 30. 2005. P. 261-283.

9. Derogatis L.R., Savitz K.L. The SCL-90-R and the Brief Symptom Inventory (BSI) in Primary Care. In: M.E. Maruish, ed. Handbook of psychological assessment in primary care settings, Vol. 236. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2000, pp. 297-334.

10. Elliott C. Enhancement technologies and the modern self. Journal of Medicine and Philosophy, 2011, 36, pp. 364-374.

11. Hogg M.A., Reid, S.A. Social identity, self-categorization and the communication of group norms. Communication Theory, 2006, 16, pp. 7-30.

12. Hogg M.A., Terry D.J., White K.M. A tale of two theories: a critical comparison of identity theory with social identity theory. Social Psychology Quarterly, 58(4). 1995, pp. 255-269.

13. Kuhn M., McPartland T.S. An Empirical Investigation of Self-Attitudes. American Sociological Review. 1951, 19, pp. 68-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Lyubomirsky S., Lepper H. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, 1999, vol. 46, pp. 137-155.

15. Luyckx K., Soenens B., Goossens L., Vans-teenkiste M. Parenting, identity formation and col-ledge adjustment: a mediation model with longitu-

dinal data. Identity: An International Journal of Theory and Research, 7(4). 2007, pp. 309-330.

16. Luyckx K., Goossens L., & Soenens B. A developmental contextual perspective on identity construction in emerging adulthood: Change dynamics in commitment formation and commitment evaluation. Developmental Psychology, 2006, 42, pp. 366-380.

17. Schwartz S.J., Zamboanga B.L., Wang W., Olthuis J.V. Measuring identity from Eriksonian perspective: two sides of the same coin? Journal of Personality Assessment, 2009, 91(2), pp. 143-154.

Stryker S. Identity theory and personality theory: mutual relevance. Journal of Personality. 2007, 75(6), pp. 1084-1101.

Рассказова Елена Игоревна, младший научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН, г. Москва, сотрудник кафедры кафедрой нейро- и патопсихологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, kmp@psy.msu.ru

Тхостов Александр Шамилевич, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор психологических наук, tkhostov@gmail.com

Емелин Вадим Анатольевич, доцент кафедры методологии психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, кандидат философских наук, доцент, met@psy.msu.ru

Поступила в редакцию 25 августа 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University

Series "Psychology"

_2014, vol. 7, no. 4, pp. 13-18

IDENTITY AS SELF-IDENTITY: INDIVIDUAL VARIATIONS

OF THE VALUE OF COMPLETENESS, DEVELOPMENT AND SOCIAL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RECOGNITION OF IDENTITY. Part 1

E.I. Rasskazova, LomonosovMoscow State University, Moscow, Russian Federation, kmp@psy.msu.ru A.Sh. Tkhostov, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, tkhostov@gmail.com V.A. Emelin, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, met@psy.msu.ru

This research is aimed at showing up the role of a person's appreciation of the importance and attainment of completeness, development and social recognition of one's own identity in a positive emotional tinge, frequency of thoughts about the importance and social recognition of particular identifications (answers to the question "Who am I?") and the connection of these values with psychological well-being and coping strategies. On the basis of two samples (143 students and 88 adults) it is shown up that the subjective importance of the completeness and development of identity at adolescent age may mediate the role of the attainment of completeness and identity development in the values of valency, significance and psychological centrality of some particular identifications, whereas at mature age the effects of importance and attainment are independent. Identity attainment values are linked to the subjective well-being that is most evident among adult subjects. The values of both identity importance, and its attainment are concerned with the specific peculiarities of coping strategies.

Keywords. Identity, the subjective importance of identity, corporeality psychology approach, the modification of the method "Who am I", the scale of total identity value and attainment.

Received 25 August 2014