Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ'

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЛЕКСИКА / АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ЗАПАС / TEACHING / LEXICAL ASPECT OF SPEECH / FOREIGN LANGUAGE / LEXIS / EXPRESSIVE AND RECEPTIVE VOCABULARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зимина Анна Сергеевна, Швецова Марина Геннадьевна

Данная статья посвящена анализу процесса обучения лексической стороне речи в преподавании иностранным языкам в средней школе, что на сегодняшний день является одной из самых непростых, но в тоже время актуальных задач современного педагога. В работе рассматриваются такие аспекты, как системность лексики, компоненты лексического экспрессивного речевого навыка, критерии отбора лексики, активный и пассивный словарный запас, а также организация процесса обучения лексической стороне речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зимина Анна Сергеевна, Швецова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE LEXICAL ASPECT OF SPEECH

The present article deals with the analysis of the process of teaching the lexical aspect of speech in the foreign language teaching in the secondary school, which at present is one of the most complicated but at the same time crucial tasks of a contemporary teacher. The article touches upon such notions as the consistency of the lexis, components of the expressive lexical skill, the lexis selection criteria, expressive and receptive vocabulary, and also the organization of the process of teaching the lexical aspect of speech.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ»

которые мотивированы на избежание неудач, у них нет цели в достижение успеха, их главная цель - это избежание неудач. Такой человек сомневается в своей работе, не испытывает удовольствие от своего рода деятельности, избегает ее. В следствие чего, при приеме на работу будущий сотрудник проходит методики на выявление предрасположенности стремления к успеху или избегания неудач. Я пришла к выводу, что курсант, чтобы сохранить свою самооценку на высоком уровне, должен установить уровень притязаний примерно между легкими задачами и целями.

Аннотация. В представленном эмпирическом исследовании мной была предпринята попытка описания характеристик Образа-Я у курсантов ведомственного Института в зависимости от уровня их самооценки. Полученные результаты проанализированы, изучены и обобщены, а на основе их сделаны выводы об существенных расхождениях в структуре Я-образа у курсантов с высоким, средним и низким уровнем самооценки.

Ключевые слова: Я-концепция, самооценка, образ-Я, курсанты, профессиональная деятельность, учебная деятельность, эмпирическое исследование.

Annоtation. In the presented empirical study, an attempt is made to describe the characteristics of the self-Image of students of a departmental University, depending on their level of self -esteem. The obtained results are analyzed and generalized, and conclusions are made on the basis of them about significant differences in the structure of the Self-image in cadets with high and low self-esteem.

Keywords: self-concept, self-esteem, research, imageofcadets, professionalactivity, educationalactivity, empirical research.

Литература:

1. Абдуллин, А.Г. «Образ-Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин. - Текст: непосредственный // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 6. - С. 4-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-kak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii

2. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин. - Текст: непосредственный // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 1 (79). - С. 41-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v-opredelenii-ponyatiya-samootsenki

3. Дутчина, О.Б. Проблема развития Я-концепции личности студента : монография / О.Б. Дутчина. -Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. унта, 2017. - 100 с. - ISBN 978-5-7389-2381-4. - Текст: непосредственный. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200/

4. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов. - Текст: электронный // Психологи. - URL: https://www.b17.ru/blog/43905/

УДК 371

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ

бакалавр Зимина Анна Сергеевна Вятский государственный университет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственный университет (г. Киров)

Постановка проблемы. Лексика является базисным, строительным материалом нашей речи. При помощи слов мы называем окружающие нас предметы и явления, описываем окружающую нас действительность. Владение лексикой является главной предпосылкой развития речевых умений. Обучение лексической стороне речи является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, письма, аудирования. Именно поэтому стоит отметить ее важное место на уроках иностранного языка в любом учебном заведении.В нашей статье мы подробнее остановимся на рассмотрении проблемы обучения лексической стороне речи.

Изложение основного материала исследования. Обучение лексической стороне речи на изучаемом языке во все времена притягивало к себе особое внимание. Согласно Федеральному государственному стандарту, который является основным документом об образовании, в современном, быстроразвивающемся обществе необходимы специалисты, грамотно владеющие как профессиональной, так и обыденной лексикой.В построении собственного высказывания, в понимании высказывания других людей решающая роль отводится лексическим знаниям и навыкам. Обучая лексике, мы формируем правильный строй языка, грамотно-выдержанную речь и безошибочное употребление лексических единиц в этой речи.По мнению В.М. Филатова, лексика - основной строительный материал нашей речи, его содержательная сторона. С помощью слов мы называем окружающие предметы, конкретизируем понятия, передаем наши мысли. [31.

Для правильного понимания текстов важным условием является хорошее знание лексики. Ю.Н. Караулов отмечает: «За восприятием текста стоит тезаурус читающего (слушающего)». Развитие тезауруса личности важно не только для понимания прочитанного, но и для правильного построения собственных высказываний [11. Изучение лексического состава языка вооружает обучающихся теоретическими знаниями особенностей путей обогащения словаря (словообразование, переосмысление, заимствование), классификации слов по семантическим признакам (синонимы, антонимы, многозначные слова, омонимы), а также знанием образных средств данного (английского) языка. Лексика - это определенная совокупность слов и соединений, которая представляет собой систему или, основываясь на мнении А.А. Леонтьева, так называемую «систему систем» [21.

Системность лексического состава проявляется в его способности входить в определенные объединения или образования:

1) семантические поля;

2) лексико-семантические и тематические группы;

3) синонимические цепочки;

4) антонимические противопоставления;

5) словообразовательные гнезда.

Следует отметить поэтому, что основной практической целью в области обучения лексики в школе является формирование лексических речевых навыков. Такой вид навыков составляет важнейший компонент

экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности. Под лексическими речевыми навыками понимаются интуитивно-правильное образование и употребление слова данного языка в соответствии с его нормами в устно и письменной (экспрессивной) речи и правильное понимание его в письменной и устной (импрессивной) речи.

Основными компонентами лексического экспрессивного речевого навыка является, таким образом:

1) словоупотребление в соответствии семантическими и стилистическими нормами современного литературного языка в устной и письменной речи;

2) образования в соответствии с нормами современного языка простых, производных и сложных слов.

На занятиях по иностранному языку происходит также формирование языковой картины мира. Она

отражает «образ мира» или «систему знаний о мире». Языковая картина мира является основой, которую «необходимо заложить в сознание поликультурной языковой личности» [4]. На основе лексических единиц, усвоенных в рамках определенной темы, учащимися приобретаются не только знания о мире, но и усваиваются особенности внутренней структуры самого слова. Элементы внутренней структуры слова являются одновременно и своеобразными накопителями знаний о лексической системе языка, а через единицы лексической системы приобретаются знания о культуре народа.

Говоря об обучении лексической стороне речи, важно упомянуть, по каким критериям отбирается эта лексика, каким лексическим минимумом должны владеть учащиеся, а также стоит обратить внимание на то, как строится организация обучения лексике. Известно, что каждый язык имеет огромный по объему словарный фонд, поэтому рациональный отбор лексического материала по этапам обучения и обоснованная последовательность его изучения имеют важное практическое значение.

При отборе лексики необходимо обратить внимание на то, что обычно выделяют активный и пассивный запас языка. Как известно, понятие активного и пассивного запаса языка ввел Л.В. Щерба. К пассивному лексическому запасу Щерба относил слова, которые стали менее употребляемыми и круг использования которых стал значительно уже. К активному лексическому запасу, по его мнению, относятся слова, которые находятся в постоянном употреблении говорящего [5].Чтобы уметь использовать слово и его формы в речи, учащимся необходимо закрепить лексику в активном словарном запасе языка.

Выводы. При обучении лексической стороне речи перед учителем ставится непростая задача: он должен организовать процесс обучения лексике очень грамотно, так, чтобы ученик мог выражать свои мысли правильно и без затруднения не только с грамматической, но еще и с лексической стороны. В обучении лексике важно помнить, что:

1) в целях создания прочных речевых лексических связей в устной речи необходима в первую очередь речевая или условно-речевая тренировка новых слов путем сочетания вновь усваиваемой лексики с ранее изученной;

2) если цель работы состоит в достаточно прочном владении лексикой, то количество вновь вводимых слов за один раз не должно быть большим (10-12 лексических единиц, что соответствует объему оперативной памяти учащихся данного возраста);

3) лексические единицы должны усваиваться на знакомом грамматическом материале.

Аннотация. Данная статья посвящена анализу процесса обучения лексической стороне речи в

преподавании иностранным языкам в средней школе, что на сегодняшний день является одной из самых непростых, но в тоже время актуальных задач современного педагога. В работе рассматриваются такие аспекты, как системность лексики, компоненты лексического экспрессивного речевого навыка, критерии отбора лексики, активный и пассивный словарный запас, а также организация процесса обучения лексической стороне речи.

Ключевые слова: обучение, лексическая сторона речи, иностранный язык, лексика, активный и пассивный запас.

Annotation. The present article deals with the analysis of the process of teaching the lexical aspect of speech in the foreign language teaching in the secondary school, which at present is one of the most complicated but at the same time crucial tasks of a contemporary teacher. The article touches upon such notions as the consistency of the lexis, components of the expressive lexical skill, the lexis selection criteria, expressive and receptive vocabulary, and also the organization of the process of teaching the lexical aspect of speech.

Keywords: teaching, the lexical aspect of speech, a foreign language, lexis, expressive and receptive vocabulary.

Литература:

1. Караулов Ю.Н. «Русский язык и языковая личность» - М.: Русский язык, 1987. - 261 с.

2. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы обучения речи на иностранном языке. / Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. - М: 1977. - С. 10

3. Филатов В.М. «Методика обучение иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе» 2004г. - С. 337

4. Халеева И.И. «Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков)» -М.: Высшая школа, 1989. - 239 с.

5. Щерба Л.В. «Опыт общей теории лексикографии» 1940 г. - 271 с.

УДК 378.2

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА ГОВОРЕНИЯ

бакалавр Калашников Роман Олегович Вятский государственный университет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственный университет (г. Киров)

Постановка проблемы. Согласно Федеральному государственному общеобразовательному стандарту основной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Формирование лексического навыка говорения - одна из актуальнейших проблем в обучении иностранному языку. Современная методика преподавания иностранных языков не возможна без формирования лексического навыка, необходимого для осуществления всех видов речевой деятельности. Недостаточное количество, а также отсутствие логически связанных, последовательных упражнений (подсистемы упражнений) делают урок иностранного языка неэффективным, снижают интерес учеников к этому учебному предмету. Ввиду этого формирование лексических навыков говорения является актуальной темой методики обучения иностранным языкам.

Изложение основного материала исследования. Сегодня существует несколько определений лексики. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. дают следующие понятие лексики в своем словаре. Лексика (от греч. lexikos -словесный) - словарный состав языка, совокупность слов языка [1].

В толковом словарь русского языка Ожегова С. И. лексика описана таким образом: Лексика - словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения [6].

Грамматика и лексический состав языка играют огромную роль в изучении иностранного языка. Исключительно лексика передаёт суть мысли исходя из своей номинативной функции. Лексика выполняет свою функцию во всех сферах жизни, способствующая отобразить не только реальную действительность, но и воображаемую [5; 9].

Словарный состав языка представляет собой совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, которые Бухбиндер В.А. предложил называть лексическими единицами [2]. Лексическая единица и слово - это не одно и то же. Всякое слово является лексической единицей, но не всякая лексическая единица представляет собой слово. Лексические единицы - это слова, устойчивые словосочетания, речевые клише и идиомы. Лексические единицы могут быть цельными (или нерасчлененными) или раздельными (или расчлененными). Цельные лексические единицы называются словами. Раздельные лексические единицы называются расчлененными единицами, или «квазисловами» (например, как известно..., иметь большое значение... и прочее) [11].

Суть овладения лексическими единицами означает овладение тремя аспектами, а именно:

1) значением лексических единиц;

2) формой лексических единиц (фонетической, графической, грамматической);

3) особенностями употребления лексических единиц (то есть сочетаемостью лексических единиц с другими лексическими единицами) [10];

Необходимо указать то, что выбор лексического материала определяется:

1) возрастными особенностями обучающихся;

2) уровнем владения иностранным языком;

3) речевыми ситуациями, которые направлены на предметное содержание обучения [3].

Формирование у учащихся лексических навыков как основного компонента экспрессивных и

рецептивных видов речевой деятельности остается главной практической целью обучения лексическому материалу на уроках иностранного языка в средней школе [12].

В течение учебного периода курса обучения учащимся необходимо изучить значение и формы единиц (слова, устойчивые сочетания, речевые клише) и научиться использовать их в разных видах речевой деятельности, что значит «овладеть навыками лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении» [4].

Такие ученые как Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф и Гальскова Н.Д. выделяют следующие навыки, умения, знания, необходимые для освоения значения и формы лексических единиц и умения использовать их в различных коммуникативных ситуациях устного или письменного характера в течении курса обучения иностранному языку в средней школе:

1. для продуктивных видов речевой деятельности (письмо, говорение) требуется: корректно подбирать слова или словосочетания, ориентируюсь на коммуникативную задачу; должным образом подбирать сочетание слов в синтагмах и предложениях; обладать лексико-тематическими, лексико-смысловыми ассоциациями; комбинировать только что изученные слова с ранее усвоенными; выбирать необходимую лексему из синонимических и антонимических рядов; осуществлять эквивалентные замены; владеть техникой расширения и сокращения предложений; адаптироваться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.

2. для рецептивных видов речевой деятельности (аудирование, чтение) необходимо: сравнивать звуковой или зрительный образ слова с семантикой; индицировать выученные слова или словосочетания в речевом потоке или графическом тексте; догадываться о значении слов с помощью контекста; понимать значение слов, опираясь на звуковые или графические признаки (аффиксацию, конвертированные лексические единицы, заимствованные слова и т.д.); узнавать сходные по звучанию и написанию слова; овладеть техникой рецептивного комбинирования.

3. социокультурные знания и умения в области лексики: владение безэквивалентной лексикой и понимание ее в текстах (включая использование справочников); владение лексикой, которая обозначает предметы и объекты повседневного быта стран изучаемого языка (денежные единицы, меры веса, длины, обозначения времени, дорожные знаки и др.); знание речевых формул и этикета (обращения взрослых к детям, учащихся к учителям, общение в разных возрастных и социальных группах) и техника строить речевое поведение по аналогии с нормами общения, согласовавшиеся в стране изучаемого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.