Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМОТИПИЧНЫЕ ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАННОГО ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Т.Г., Гончаренко Е.И.

Стaтья пoсвященa исследованию уровня толерантности у современных подростков. При этом основной акцент был сделан на изучение толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Авторы использовали методику В.В. Бойко для решения поставленных задач, что позволило оценить 9 параметров толерантного/интолерантного отношения у подростков. Отдельно анализировался гендерный аспект толерантности. В ходе исследования авторы отметили статистически достоверное преобладание интолерантности у девушек по ряду исследуемых параметров. Выделенные характеристики позволяют глубже понять и проанализировать отношение подростков к сверстникам с ОВЗ. Эти данные требуют пересмотра организации воспитательного процесса в школе, если в ней реализуется инклюзивное образование, учатся дети с различными нарушениями. Без создания специальной системы психолого-педагогического сопровождения нельзя рассчитывать на повышение уровня толерантности среди подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EVALUATION OF TEENAGERS' LEVEL OF TOLERANCE FOR PEERS WITH DISABILITIES

The article is dedicated to the study of the level of tolerance in modern teenagers. The main emphasis was placed on the study of tolerant attitudes to peers with disabilities. The authors used the method of V.V. Boyko to solve the tasks, which allowed to evaluate 9 parameters of tolerant/intolerant attitude among adolescents. The gender aspect of tolerance was analysed specifically. In the course of the study, the authors noted a statistically significant predominance of intolerance among females in a number of the studied parameters. The highlighted characteristics allow to better understand and analyse the attitude of teenagers to their peers with disabilities. These data require revision of the organization of the educational process in schools, if it implements inclusive education, studying children with various disabilities. Without creating a special system of psychological and pedagogical support, it is impossible to count on an increase in the level of tolerance among teenagers.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ) / CORRECTIONAL PEDAGOGY (PRINCIPLES OF

ACCOUNTING AND MANAGEMENT SKILLS, OLIGOPHRENOPEDAGOGY AND SPEECH THERAPY)

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.127.63

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Научная статья

Киселева Т.Г.1' *, Гончаренко Е.И.2

1 ORCID : 0000-00002-2826-3860; 1 2 Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, Ярославль, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (kisseleva2108[at]mail.ru)

Аннотация

Статья посвящена исследованию уровня толерантности у современных подростков. При этом основной акцент был сделан на изучение толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Авторы использовали методику В.В. Бойко для решения поставленных задач, что позволило оценить 9 параметров толерантного/интолерантного отношения у подростков. Отдельно анализировался гендерный аспект толерантности. В ходе исследования авторы отметили статистически достоверное преобладание интолерантности у девушек по ряду исследуемых параметров. Выделенные характеристики позволяют глубже понять и проанализировать отношение подростков к сверстникам с ОВЗ. Эти данные требуют пересмотра организации воспитательного процесса в школе, если в ней реализуется инклюзивное образование, учатся дети с различными нарушениями. Без создания специальной системы психолого-педагогического сопровождения нельзя рассчитывать на повышение уровня толерантности среди подростков.

Ключевые слова: нормотипичные подростки, подростки с ограниченными возможностями здоровья, уровень толерантности, причины интолеранного отношения.

AN EVALUATION OF TEENAGERS' LEVEL OF TOLERANCE FOR PEERS WITH DISABILITIES

Research article

Kiseleva T.G.1' *, Goncharenko E.I.2

1 ORCID : 0000-00002-2826-3860;

1 2 Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russian Federation

* Corresponding author (kisseleva2108[at]mail.ru)

Abstract

The article is dedicated to the study of the level of tolerance in modern teenagers. The main emphasis was placed on the study of tolerant attitudes to peers with disabilities. The authors used the method of V.V. Boyko to solve the tasks, which allowed to evaluate 9 parameters of tolerant/intolerant attitude among adolescents. The gender aspect of tolerance was analysed specifically. In the course of the study, the authors noted a statistically significant predominance of intolerance among females in a number of the studied parameters. The highlighted characteristics allow to better understand and analyse the attitude of teenagers to their peers with disabilities. These data require revision of the organization of the educational process in schools, if it implements inclusive education, studying children with various disabilities. Without creating a special system of psychological and pedagogical support, it is impossible to count on an increase in the level of tolerance among teenagers.

Keywords: normotypical teenagers, teenagers with disabilities, level of tolerance, reasons for intolerant attitudes.

Введение

Этимологически слово «толерантность» восходит к латинскому tolerantia, что означает «выносливость», «стойкость». В начале XV в. в английском языке появился глагол tolerate, обозначавший «выносить страдание, демонстрировать силу духа». Однако идеи толерантности были описаны еще в трудах Тертуллиана (II-III века) [1], Аврелия (IV-V века) [2], Г.В. Лейбница (XVII век) [3] и других философов. Широкое распространение данный термин получил в эпоху Просвещения благодаря письму о терпимости (веротерпимости) Джона Локка, опубликованного в 1689 г. [4]. В русском языке понятие «толерантность» появилось сравнительно недавно. Первые сведения об использовании понятия относятся к середине XIX в. Впервые данный термин нашел отражение в «Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» в 1903 г. и определялся как «терпимость к иным религиозным воззрениям» [5]. Длительное время понятие «толерантность» было тождественно понятию «веротерпимость», но в течение времени оно освободилось от исключительно религиозного контекста. К концу XIX в. понятие «толерантность» приобрело общепринятое в современном мире значение терпимости к иному мировоззрению, мыслям, образу жизни.

В современном мире понятие «толерантность» имеет множество трактовок. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность определяется как уважение и принятие многообразия мира и способов проявления индивидуальности человека и представляет собой гармонию между различными конфессиями, политическими, религиозными, этническими и

другими социальными группами [6]. В результате принятия Декларации принципов толерантности данный термин стал международным.

Изучением толерантности как социокультурного феномена занимались такие ученые, как И. В. Абакумова [7], А. Г. Асмолов [8], [9] и др.; с психологической точки зрения данное понятие рассматривали А. Адлер [10], [11], К. Роджерс [12], Э. Фромм [13] и др. В исследованиях С. К. Бондыревой [14], И. Б. Гриншпуна [15], Г. С. Кожухарь [16] описываются различные виды толерантности. Исследованием формирования толерантного отношения у детей подросткового возраста занимались такие ученые, как: С. Б. Дагбаева [17], [18], К. А. Тункина [19].

В настоящий момент в научном сообществе термин «толерантность» является междисциплинарным, фиксирующим в каждой научной сфере свое значение:

- в словаре этики понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» - «это моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей» [20];

- с точки зрения философии толерантность - это «мировоззренческая жизненная позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этического, духовного опыта личности» [21];

- в словаре социальной педагогики толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям и верованиям, снисходительное отношение» [22];

- психологический смысл толерантности в кратком психологическом словаре определяется как: «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [23];

- в социологии толерантность определяется как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Один из основных неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы социальной и прав человека» [24].

Нами были проанализировано множество научных подходов к пониманию термина «толерантность» различных авторов, среди которых Н. А. Асташова [25], Г. Л. Бардиер [26], [27], Я. А. Батрак [28], С. Г. Ильинская [29], Е. Ю. Клепцова [30], Г. У Олпорт [31], [32], Б. Э Риэрдон [33], О. Б. Скрябина [34], Л. Г. Федоренко [35] и другие. В ходе анализа мы пришли к выводу, что в настоящий момент не существует единого определения термина «толерантность», его структуры и уровней. Толерантность описывается и трактуется с разных точек зрения и с опорой на различные качества. Антиподом, антитезой термина «толерантность» в настоящее время является понятие «интолерантность». Через понимание феномена «интолерантность» мы приходим к осознанию того, что на самом деле значит «толерантность» и какого человека можно считать толерантным. Интолерантность основывается на мнении и убеждении человека или группы людей, что его (их) система ценностей, образ жизни, принципы и взгляды являются единственно верными и правильными, достичь которых остальным практически невозможно.

Г.У Солдатова в книге «Психодиагностика толерантности личности» отмечает, что наиболее ярким проявлением интолерантности является ксенофобия [36], [37]. Изучением связи феномена интолерантности и волюнтаризма занимались представители Франкфуртской школы философии - концепция «авторитарной личности» Т. Адорно [38], теория Э. Фромма [39], научные труды М. Хоркхаймера [40], концепция «одномерного человека» Г. Маркузе [41]. В работах представителей данной школы ярко показана связь авторитарности с «интолерантностью к неопределенности», которая может приводить к нетерпимости других на личностном уровне.

В настоящее время наиболее подверженными интолерантному поведению признаются подростки, поскольку этот возрастной период характеризуется наибольшей внушаемостью, конформностью и «вызовом обществу». Уязвимую же позицию в данном случае занимают их ровесники, отличающиеся от большинства по расовому, религиозному, физическому, психическому признаку и др. Зачастую, жертвами буллинга и агрессии становятся их сверстники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Именно оценка уровня толерантности / интолерантности подростков стала фокусом нашего исследования.

Методология исследования

Цель исследования - выявить особенности отношения подростков к сверстникам с ОВЗ, оценить уровень развития толерантности современных подростков. Для решения поставленной задачи была использована методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко [42], позволяющая оценить уровень толерантности детей подросткового возраста по 9 блокам:

1) принятие/ непринятие индивидуальности человека, его особенностей;

2) постановка себя, своего поведения в качестве эталона;

3) консервативность и категоричность в оценке людей;

4) отсутствие способности скрывать неприятные чувства при общении;

5) желание изменить, перевоспитать своего собеседника;

6) склонность к тому, чтобы подстроить других под себя;

7) умение прощать чужие ошибки;

8) нетерпимость к физическому/ психическому дискомфорту собеседника;

9) неспособность приспосабливаться к привычкам, характерам других.

Максимальное количество баллов в данной методике — 135 (по каждому из блоков — 15). Чем больше баллов, тем ниже уровень толерантности, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим и высокой вероятности конфликтов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем меньше испытуемый терпим к людям в данном аспекте отношений с ними и ему сложнее наладить эффективный процесс общения. Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей толерантности по данному аспекту отношений.

В исследовании принимали участие 23 типично развивающихся подростка (11-12 лет) муниципального общеобразовательного учреждения г. Ярославля, обучающиеся в инклюзивном образовательном учреждении вместе с детьми с ОВЗ.

Полученные результаты и их интерпретация

Кроме оценки общей толерантности мы попробовали проанализировать гендерный аспект толерантности. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Оценка уровня толерантности юношей и девушек DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.127.63.1

Оценочные шкалы Общий уровень толерантности Уровень толерантности юношей Уровень толерантности девушек Достоверность отличий

Принятие/ непринятие индивидуальнос ти человека, его особенностей 6,3 4,25 8,55 Различия статистически значимы Т=3,612, р<0,01

Постановка себя, своего поведения в качестве эталона 6,43 5,42 7,55 Различия статистически не значимы

Консервативнос ть и категоричность в оценке людей 6,65 5,17 8,27 Различия статистически значимы Т=2,826, р<0,01

Отсутствие способности скрывать неприятные чувства при общении 6,04 4,92 7,27 Различия статистически не значимы

Желание изменить, перевоспитать своего собеседника 5,0 4,33 5,70 Различия статистически не значимы

Склонность к тому, чтобы подстроить других под себя 4,78 3,92 5,50 Различия статистически значимы Т=2,618, р<0,05.

Умение прощать чужие ошибки 7,48 7,17 7,82 Различия статистически не значимы

Нетерпимость к физическому/ психическому дискомфорту собеседника 6,83 6,33 7,36 Различия статистически не значимы

Неспособность приспосабливат ься к привычкам, характерам других 7,57 6,50 8,73 Различия статистически не значимы

В ходе анализа и интерпретации данных мы обнаружили, что у подростков преобладает средний уровень общей толерантности, который продемонстрировали 13 чел. Аналогичная тенденция прослеживается и в гендерном аспекте.

Анализ общей толерантности показал преобладание среднего уровня в обеих подгруппах (девушек и юношей), при этом юноши имеют тенденцию скорее к высокому уровню толерантности, тогда как девушки скорее тяготеют к уровню, характеризующему низкую степень толерантности. В связи с этим, нами была поставлена задача выяснить, какие именно позиции влияют на толерантность и интолерантность детей подросткового возраста. Анализ средних баллов по каждому из блоков показал, что есть три характеристики, влияющие на интолерантность подростков в наибольшей степени, а именно: плохо развитая способность приспосабливаться к привычкам, характерам других; неумение прощать чужие ошибки; нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту собеседника.

Диагностический показатель «Плохо развитая способность приспосабливаться к привычкам, характерам и особенностям других людей» характеризует подростков как негибких и бескомпромиссных личностей. Эти качества не позволяют им лояльно относиться к собеседнику, сглаживать острые углы в процессе взаимодействия, провоцируют на критические реакции и высказывания, как следствие, неумение подстраиваться под ситуацию общения. Следовательно, работа с данными качествами обязательно должна быть положена в основу воспитательных мероприятий в школе, если планируется создать инклюзивную образовательную среду, в которой каждый будет уважительно относиться к другим людям и их мнению.

Диагностический показатель «Неумение прощать чужие ошибки» может быть связано с так называемым «черно-белым подростковым мышлением», с их максимализмом, категоричностью и стремлением к идеализации. Подростки не готовы учитывать вариативные обстоятельства в жизни, поэтому это качество очень ярко проявляется в подростковом бунтарстве в отношении родителей, педагогов, и, конечно, сверстников. Дети подросткового возраста не умеют прощать чужие ошибки, при этом, зачастую не замечают своих, чем провоцируют зеркальное отношение к себе со стороны окружающих. Такое категоричное отношение к промахам окружающих напрямую мешает реализации инклюзии, так как ребенок с ОВЗ, оказавшись в среде нормотипичных подростков, будет допускать большое количество ошибок в силу своих особенностей, что может вызвать агрессию и непринятие со стороны сверстников.

Диагностический показатель «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту собеседника», возможно, связан с резким усилением в подростковом возрасте эгоцентризма, являющегося по сути этапом формирования личности, приводит к тому, что подросток отказывается принимать любые особенности окружающих людей, которые ему доставляют дискомфорт. Отвержение любых точек зрения, кроме собственной, и эгоистичное мировоззрение не предполагает продуктивной коммуникации с окружающими людьми, взаимопомощи и взаимовыручки, что не может находить отражение в инклюзивном образовании. Следовательно, работа над терпимостью и принятием обязательно должна быть включена в воспитательный процесс подростков.

В ходе статистического анализа результатов нами были выявлены достоверные отличия между юношами и девушками по трем блокам: «Принятие или непринятие индивидуальности человека, его особенностей», «Консервативность и категоричность в оценке людей», «Склонность к тому, чтобы подстроить других под себя», при этом необходимо отметить, что девочки по всем позициям показывают более интолерантное отношение к окружающим людям, чем мальчики.

В блоке «Принятие или непринятие индивидуальности человека, его особенностей» девушки продемонстрировали более высокую степень непринятия. Мы предполагаем, что данные показатели стали следствием того, что для девушек в период созревания вопрос внешности стоит наиболее остро, нежели чем у юношей, в связи с чем, непринятие себя может в больше степени проецироваться на непринятие окружающих.

Девушки продемонстрировали более высокую степень консервативности и категоричности в оценке людей. С точки зрения возрастной подростковой психологии, для подростков характерна исследовательская позиция, активные социальные контакты. С этим может быть связана более лояльная позиция в оценивании других людей. Напротив, девушки стремятся к сохранению стабильности, определённости, уверенности в завтрашнем дне, что проявляется в ярко выраженной поляризации людей на своих и чужих. Следствием такой гендерной особенности становится категоричность и консервативность, а также склонность подстраивать других под себя. Это подтверждается достоверностью отличий по шкале «Склонность к тому, чтобы подстроить других под себя».

Заключение

Итак, в ходе исследования нами обнаружены психологические особенности подростков, связанные с интолерантным отношением к сверстникам с ОВЗ. Среди них наибольший вес имеют такие характеристики как неспособность приспосабливаться к другим людям, неумение прощать чужие ошибки; нетерпимость, категоричность в оценке людей; неумение поставить себя на место другого человека, и как следствие непринятие индивидуальности человека, его особенностей.

Девушки оказались более категоричны и менее толерантны по сравнению с юношами. Наиболее ярко отличия проявились в отношении непринятия индивидуальности человека, его особенностей, Девушки оказались более консервативны и категоричны в оценке людей, продемонстрировав склонность к тому, чтобы подстроить других под себя.

Выявленные особенности не могут быть проигнорированы при построении инклюзивной образовательной среды, предполагающей равные права и возможности для каждого обучающегося, следовательно, требуется специально организованная коррекционно-развивающая работа в подростковых классах по принятию сверстников с ОВЗ. Именно эта работа сейчас разворачивается во многих образовательных организациях Ярославля и Ярославской области.

Благодарности

Авторы благодарят подростков, принимавших участие в исследовании, а также классных руководителей соответствующих классов и администрацию школы, на базе которой проводилось исследование.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Acknowledgement

The authors express their gratitude to the teenagers who took part in the research, as well as to the teachers of the corresponding classes and the administration of the school where the study was conducted.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Тертуллиан К.С.П. К язычникам. Избранные сочинения / К.С.П. Тертуллиан. — Москва: Прогресс, 1994. — 224

с.

2. Аврелий М. Размышления. В чем наше благо? / М. Аврелий. — Москва: Рипол Классик, 2016. — 416 с.

3. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах / Ред. и сост. Г.Г. Майоров и А.Л. Субботин; пер. Я.М. Боровского и др. — М.: Мысль, 1984. — 734 с.

4. Локк Д. Сочинения в трех томах / Д. Локк. — Москва: Мысль, 1988. — Т.3. — 668 с.

5. Малый энциклопедический словарь. — Москва: Терра, 1994. — 2176 с.

6. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЭСКО 16 ноября 1995 г. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 01.12.2022)

7. Абакумова И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И.В. Абакумова // Вопросы психологии. — 2003. — 3. — c. 78-82

8. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. — Москва: Смысл, 2000. — 255 с.

9. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. — Москва: МГУ, 2001. — 1. — c. 8-18.

10. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. — Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 214 с.

11. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер; пер. Е. А. Цыпина. — Санкт-Петербург: Академический проект, 1997. — 256 с.

12. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework / C.R. Rogers // Psychology: A Study of a Science / S. Koch. — New York: McGraw-Hill, 1959. — Vol.3. Formulations of the Person and the Social Context. — p. 184-256.

13. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм. — Москва: АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2011. — 224 c.

14. Бондырева С.К. Толерантность. Введение в проблему / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. — Москва: МОДЭК, МПСИ, 2013. — 240 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. статей / Отв. ред. С.К. Бондырева. — Москва: МПСИ, 2003. — c. 31-40.

16. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. — 2006. — 2. — c. 3-13

17. Дагбаева С.Б. Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности / С.Б. Дагбаева. — Deutschland: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 172 с.

18. Дагбаева С.Б. Структурно-содержательные характеристики этнической толерантности подростков / С.Б. Дагбаева // Фундаментальные исследования. — 2012. — 11. — c. 576-580.

19. Тункина К.А. Воспитание толерантности подростков в поликультурной среде образовательной организации / К.А. Тункина. — Киров: Радуга-ПРЕСС, 2016. — 55 с.

20. Гусейнов А.А. Словарь по этике / А.А. Гусейнов, И.С. Кон. — Москва, 1998. — 392 с.

21. Философский энциклопедический словарь. — Москва: ИНФРА-М, 1998. — 567с.

22. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. — Москва: Академия, 2002. — 368 с.

23. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Ростов на Дону: Феникс, 1998. — 468 с.

24. Современная западная социология. Словарь. — Москва: Изд. Политической литературы, 1990. — 432 с.

25. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н.А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). — Воронеж: Модэк, 2002. — c. 74-83.

26. Бардиер Г.Л. Комплексные методы исследования толерантности / Г.Л. Бардиер. — Санкт-Петербург: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2005. — 278 с.

27. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер. — Санкт-Петербург, 2005. — 119 с.

28. Батрак А. Развитие толерантности младших школьников / А. Батрак. — Братск: ГИМНЦ, 2010. — 97 с.

29. Ильинская С.Г. Толерантность / С.Г. Ильинская. — Москва: Праксис, 2013. — 288 с.

30. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности / Е.Ю. Клепцова. — Москва: Академический Проект, 2020. — 176 с.

31. Олпорт Г. О психологии личности / Г. Олпорт. — Москва: Смысл, 1997. — 312 с.

32. Олпорт Г. Природа предубеждения / Г. Олпорт // Век толерантности. — Москва, 2003. — 6. — с. 39-50

33. Риэрдон Бетти Э. Толерантность — дорога к миру / Э. Риэрдон Бетти. — Москва: Бонфи, 2001. — 304 с.

34. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Б. Скрябина. — Кострома, 2000. — 22 с.

35. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л.Г. Федоренко. — Москва: Каро, 2014. — 128

с.

36. Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У Солдатова. — Москва: Смысл, 2008. — 172 с.

37. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность — две грани межэтнического взаимодействия / Г.У Солдатова // Век толерантности. — 2001. — 1. — с. 131-137.

38. Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно; под общ. ред. В.П. Култыгина. — Москва: Серебряные нити, 2001. — 480 с.

39. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — Москва: Республика, 1994. — 736 с.

40. Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно; пер. с нем. М. Кузнецова — СПб., 1997. — 312 с.

41. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. — Москва: REFL-book, 1994. — 368 с.

42. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. — Москва: Филин, 1996. — 472 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Tertullianus K.S.P. K jazychnikam. Izbrannye sochinenija [To the Heathens. Selected Writings] / K.S.P. Tertullianus. — Moscow: Progress, 1994. — 224 p. [in Russian]

2. Aurelius M. Razmyshlenija. V chem nashe blago? [Contemplation. What is our good?] / M. Aurelius. — Moscow: Ripol Klassik, 2016. — 416 p. [in Russian]

3. Leibnitz G.W. Sochinenija v chetyreh tomah [Essays in Four Volumes] / Ed. and comp. G.G. Majorov and A.L. Subbotin; trans. by Ja.M. Borovsky et al. — M.: Mysl', 1984. — 734 p. [in Russian]

4. Lokk D. Sochinenija v treh tomah [Essays in three volumes] / D. Lokk. — Moscow: Mysl', 1988. — Vol.3. — 668 p. [in Russian]

5. Malyj jenciklopedicheskij slovar' [Small Encyclopaedic Dictionary]. — Moscow: Terra, 1994. — 2176 p. [in Russian]

6. Deklaracija principov tolerantnosti. Utverzhdena rezoljuciej General'noj konferencii JuNJeSKO 16 nojabrja 1995 g [Declaration of Principles on Tolerance. Approved by a resolution of the UNESCO General Conference on 16 November 1995]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (accessed: 01.12.2022) [in Russian]

7. Abakumova I.V. O stanovlenii tolerantnoj lichnosti v polikul'turnom obrazovanii [On the Development of a Tolerant Personality in Multicultural Education] / I.V. Abakumova // Voprosy psihologii [Psychology Issues]. — 2003. — 3. — p. 78-82 [in Russian]

8. Asmolov A.G. Tolerantnost': ot utopii k real'nosti. Na puti k tolerantnomu soznaniju [Tolerance: From Utopia to Reality. Towards a Tolerant Mindset] / A.G. Asmolov. — Moscow: Smysl, 2000. — 255 p. [in Russian]

9. Asmolov A.G. O smyslah ponjatija «tolerantnost'» [On the Meanings of Tolerance] / A.G. Asmolov, G.U. Soldatova, L.A. Shajgerova // Vek tolerantnosti [Age of Tolerance]. — Moscow: MSU, 2001. — 1. — p. 8-18. [in Russian]

10. Adler A. Praktika i teorija individual'noj psihologii: Lekcii po vvedeniju v psihoterapiju dlja vrachej, psihologov i uchitelej [The Practice and Theory of Individual Psychology: Lectures in Introduction to Psychotherapy for Doctors, Psychologists and Teachers] / A. Adler. — Moscow: Psychotherapy Institute Publishing House, 2002. — 214 p. [in Russian]

11. Adler A. Ponjat' prirodu cheloveka [Understanding Human Nature] / A. Adler; trans. by E. A. Cypin. — Sankt-Peterburg: Academic Project, 1997. — 256 p. [in Russian]

12. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework / C.R. Rogers // Psychology: A Study of a Science / S. Koch. — New York: McGraw-Hill, 1959. — Vol.3. Formulations of the Person and the Social Context. — p. 184-256.

13. Fromm E. Iskusstvo ljubit' [The Art of Loving] / E. Fromm. — Moscow: AST; Astrel'; Poligrafizdat, 2011. — 224 p. [in Russian]

14. Bondyreva S.K. Tolerantnost'. Vvedenie v problemu [Tolerance. Introduction to the Problem] / S.K. Bondyreva, D.V. Kolesov. — Moscow: MODJeK, MPSI, 2013. — 240 p. [in Russian]

15. Grinshpun I.B. Ponjatie i soderzhatel'nye harakteristiki tolerantnosti [The Concept and Content Characteristics of Tolerance] / I.B. Grinshpun // Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij (teorija i praktika) [Tolerant Consciousness and the Formation of Tolerant Relations (Theory and Practice): Collection of Scientific and Methodological Articles] / Ex. ed. S.K. Bondyrev. — Moscow: MPSI, 2003. — p. 31-40. [in Russian]

16. Kozhuhar' G.S. Problema tolerantnosti v mezhlichnostnom obshhenii [The Challenge of Tolerance in Interpersonal Communication] / G.S. Kozhuhar' // Voprosy psihologii [Issues of Pshychology]. — 2006. — 2. — p. 3-13 [in Russian]

17. Dagbaeva S.B. Jetnopsihologicheskie osobennosti cennostnyh orientacij lichnosti [Ethno-psychological Characteristics of Personal Value Orientations] / S.B. Dagbaeva. — Deutschland: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 172 p. [in Russian]

Mewdynapodnhiu MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnm ■ № 1 (127) • MuBapb

18. Dagbaeva S.B. Strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki jetnicheskoj tolerantnosti podrostkov [Structural and Content Characteristics of Ethnic Tolerance in Adolescents] / S.B. Dagbaeva // Fundamental'nye issledovanija [Fundamental Research].

— 2012. — 11. — p. 576-580. [in Russian]

19. Tunkina K.A. Vospitanie tolerantnosti podrostkov v polikul'turnoj srede obrazovatel'noj organizacii [Fostering Tolerance among Adolescents in the Multicultural Environment of an Educational Organisation] / K.A. Tunkina. — Kirov: Raduga-PRESS, 2016. — 55 p. [in Russian]

20. Gusejnov A.A. Slovar' po jetike [Ethics Dictionary] / A.A. Gusejnov, I.S. Kon. — Moscow, 1998. — 392 p. [in Russian]

21. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Philosophical Encyclopaedic Dictionary]. — Moscow: INFRA-M, 1998. — 567 p. [in Russian]

22. Mardahaev L.V. Slovar' po social'noj pedagogike [Dictionary of Social Pedagogy] / L.V. Mardahaev. — Moscow: Akademija, 2002. — 368 p. [in Russian]

23. Karpenko L.A. Kratkij psihologicheskij slovar' [Brief Psychological Dictionary] / L.A. Karpenko, A.V. Petrovskij, M.G. Jaroshevskij. — Rostov-on-Don: Feniks, 1998. — 468 p. [in Russian]

24. Sovremennaja zapadnaja sociologija. Slovar' [Modern Western Sociology. Dictionary]. — Moscow: Political Literature Publishing House, 1990. — 432 p. [in Russian]

25. Astashova N.A. Problema vospitanija tolerantnosti v sisteme obrazovatel'nyh uchrezhdenij [The Problem of Tolerance Education in the Educational System] / N.A. Astashova // Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij (teorija i praktika) [Tolerant Consciousness and Formation of Tolerant Attitudes (Theory and Practice)]. — Voronezh: Modjek, 2002. — p. 74-83. [in Russian]

26. Bardier G.L. Kompleksnye metody issledovanija tolerantnosti [Comprehensive Tolerance Research Methods] / G.L. Bardier. — Saint Petersburg: St. Petersburg University Publishing House, 2005. — 278 p. [in Russian]

27. Bardier G.L. Social'naja psihologija tolerantnosti [The Social Psychology of Tolerance] / G.L. Bardier. — Saint Petersburg, 2005. — 119 p. [in Russian]

28. Batrak A. Razvitie tolerantnosti mladshih shkol'nikov [Developing Tolerance in Younger Students] / A. Batrak. — Bratsk: GIMNC, 2010. — 97 p. [in Russian]

29. Il'inskaja S.G. Tolerantnost' [Tolerance] / S.G. Il'inskaja. — Moscow: Praksis, 2013. — 288 p. [in Russian]

30. Klepcova E.Ju. Psihologija i pedagogika tolerantnosti [The Psychology and Pedagogy of Tolerance] / E.Ju. Klepcova.

— Moscow: Akademicheskij Proekt, 2020. — 176 p. [in Russian]

31. Olport G. O psihologii lichnosti [On the Psychology of Personality] / G. Olport. — Moscow: Smysl, 1997. — 312 p. [in Russian]

32. Olport G. Priroda predubezhdenija [The Nature of Prejudice] / G. Olport // Vek tolerantnosti [Age of Tolerance]. — Moscow, 2003. — 6. — p. 39-50 [in Russian]

33. Reardon Betty E.. Tolerantnost' — doroga k miru [Tolerance — the road to peace] / E. Reardon Betty — Moscow: Bonfi, 2001. — 304 p. [in Russian]

34. Skrjabina O.B. Pedagogicheskie uslovija formirovanija kommunikativnoj tolerantnosti u starsheklassnikov [Pedagogical Conditions for Forming Communicative Tolerance in High School Students]: autoabst. dis. ... for PhD in Pedagogy / O.B. Skrjabina. — Kostroma, 2000. — 22 p. [in Russian]

35. Fedorenko L.G. Tolerantnost' v obshheobrazovatel'noj shkole [Tolerance in Mainstream School] / L.G. Fedorenko. — Moscow: Karo, 2014. — 128 p. [in Russian]

36. Soldatova G.U. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnosis of Personal Tolerance] / G.U. Soldatova. — Moscow: Smysl, 2008. — 172 p. [in Russian]

37. Soldatova G.U. Tolerantnost' i intolerantnost' — dve grani mezhjetnicheskogo vzaimodejstvija [Tolerance and Intolerance — Two Dimensions of Inter-ethnic Interaction] / G.U. Soldatova // Vek tolerantnosti [Age of Tolerance]. — 2001.

— 1. — p. 131-137. [in Russian]

38. Adorno T. Issledovanie avtoritarnoj lichnosti [A Study of an Authoritarian Personality] / T. Adorno; ed. by V.P. Kultygin. — Moscow: Serebrjanye niti, 2001. — 480 p. [in Russian]

39. Fromm E. Anatomija chelovecheskoj destruktivnosti [The Anatomy of Human Destructiveness] / E. Fromm. — Moscow: Respublika, 1994. — 736 p. [in Russian]

40. Horkheimer M. Dialektika Prosveshhenija. Filosofskie fragmenty [Dialectics of the Enlightenment. Philosophical fragments ] / M. Horkheimer, T.V. Adorno; translated from German by M. Kuznecov — SPb., 1997. — 312 p. [in Russian]

41. Markuze G. Odnomernyj chelovek [One-dimensional Man] / G. Markuze. — Moscow: REFL-book, 1994. — 368 p. [in Russian]

42. Bojko V.V. Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih [The Energy of Emotion in Communication: A Look at Yourself and Others] / V.V. Bojko. — Moscow: Filin, 1996. — 472 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.