Научная статья на тему 'ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ'

ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ / COMPOSITIONAL AND IMAGINATIVE THINKING / ILLUSTRATION / COMPOSITIONAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Будникова Алина Александровна

В статье автор рассматривает иллюстрацию как средство, которое может помочь в формировании композиционно-образного мышления. Большое внимание уделяется возможностям использования композиционных приемов в создании художественного образа учащимися в произведении средствами иллюстрации. А так же анализирует композиционные приемы в иллюстрации в творчестве некоторых художников таких как: Ю.А. Васнецов и И.Я Билибин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLUSTRATION AS A MEANS OF FORMING COMPOSITIONAL AND IMAGINATIVE THINKING

In the article, the author considers illustration as a tool that can help in the formation of compositional and imaginative thinking. Much attention is paid to the possibilities of using compositional techniques in creating an artistic image of students in the work by means of illustration. And also analyzes compositional techniques in illustration in the works of some artists such as: Yu.A. Vasnetsov and I.Ya. Bilibin.

Текст научной работы на тему «ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ»

УДК 378.2

ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОГО

МЫШЛЕНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Тюменский государственный университет (г. Тюмень);

студент Будникова Алина Александровна Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На современном этапе развития российского образования очень важно сформировать целостные представления о мире, ведь благодаря этому можно наблюдать качественные изменения сознания и личности в целом. Известно, что одним из средств формирования целостной картины мира может являться активизация композиционно-образного мышления в процессе художественной деятельности.

Проблему композиционно-образного мышления рассматривали с различных точек зрения. Понятия «художественный образ» и «композиция», составляющие базу композиционно-образного мышления, освещали такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, К.Ф. Юон, В.А. Фаворский, Л.Ф. Жегин, Б.А. Успенский и др.

Проанализировав научные труды педагогов и психологов становится очевидным, что процесс развития композиционно-образного мышления включает в себя знание основ композиции, способность оперировать образами, способность создавать художественный образ, без которого не представляется любая художественно-творческая деятельность.

Изложение основного материала исследования. В современной образовательной школе на уроках Изобразительного искусства учащиеся знакомятся с различными видами художественно-творческой деятельности: конструктивная, изобразительная и проектная, в основе которых большое внимание уделяется композиции, значимость которой заключается в широте диапазона ее образности, в постоянных законах.

Композиционное мышление может стать художественным средством, которое поможет в создании изображения, например, иллюстрации, а также поможет в обобщении и создании объекта.

Таким образом, для эффективности освоения различных видов художественно-творческой деятельности на уроках «Изобразительного искусства» важно сформировать «композиционно-образное мышление».

Для раскрытия понятия «композиционно-образного мышления» рассмотрим потенциальные возможности композиции. Как всякая форма изобразительного искусства, композиция не только оформляет содержание, а также связана со спецификой данного вида искусства, с его специфическими средствами и ограничениями.

Многим исследователям искусства были интересны исследования в области влияния законов композиции на художественные работы.

Например, для В.А. Фаворского композиция воспринималась как средство для цельного восприятия, а также для изображения разнопланного и разновременного картинного пространства. Композиция ярко выражается в произведении, где есть цельность зрительного образа. Данное явление можно наблюдать в станковой композиции. В.А. Фаворский выделяет также время - как композиционный фактор [1].

Интерес вызывает позиция К.Ф. Юона, который понимал композицию как конструкцию, в распределении частей произведения на плоскости, и структуру, которую образуют плоскостные факторы. К.Ф. Юон выделял в композиции не только время, но и пространство (перспективу), которое дополняет композицию художественного произведения [1].

Что же касается Л.Ф. Жегина и Б.А. Успенского, они считали точки зрения в художественной работе доминирующим принципом, который полно проявлялся в передаче перспективы. Для исследователей в искусстве композиция есть в тех художественных произведениях, где смешаны множество точек зрения, например в современной западной живописи. Признаком композиционной аморфности является построение пространства с внешней точкой зрения или с прямой центральной перспективой. По их мнению, проблема композиции заключается в построении пространства - типе перспективы [1].

Таким образом, композицию можно считать цельностью, которая может проявляться в художественной форме разнопланнового и разновременного пространства или как единство структур и цельность конструкции, а также как синтез различных точек зрения.

Следовательно, для понимания процесса формирования композиционно-образного мышления, в котором композиция является средством визуализации художественного образа автора, определяющая особый тип «композиционно-образного мышление».

Как отмечает Канунникова Т.А. в качестве важнейшей составляющей композиционно-образного мышления оперирование мыслительными образами различными методами (анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция и, конкретизации и др.), направленными на решение художественно-творческих задач визуализации художественного образа [2].

Поэтому освоение художественно-творческих видов деятельности предполагает хорошо развитое композиционное мышление, процесс которого лучше построить на ассоциативно-семантическом подходе, благодаря которому у учащихся появиться понимание и возможность передачи различных эмоциональных состояний, настроений и образов.

Одним из эффективных средств развития композиционно-образного мышления может являться создание книжной иллюстрации.

Книжная иллюстрация активизирует мыслительную деятельность - заставляет анализировать, соотносить текстовой образ явления и его изобразительное проявление, синтезировать субъективное отражение текстового образа с собственным отношением к проблеме и личным опытом.

Следовательно, все мыслительные операции, влияющие на развитие композиционно-образного мышления, задействованы в ходе создания книжной иллюстрации.

Влияние книжной иллюстрации на развитие детей и их мышление рассматривали многие методисты, например Н.М. Сокольникова, Е.И.Игнатьев, Т.Я. Шпикалова, Н.Н. Ростовцев и др.

Например, Н.М. Сокольникова рассматривает иллюстрацию как средство развития образного и логического мышления [4].

Иллюстрация является не только средством «знакомства с литературой», но и мощным средством развития различных мыслительных операций.

Так, Т.А. Репина, занимаясь исследованием феномена композиционно-образного мышления, говорит об огромной роли иллюстрации в формировании этого вида мышления. Экспериментальным путем она установила, что «художественные иллюстрации оказывают значительное влияние на понимание текста, которое проявляется в выразительности, образности, связности пересказа, в более точном проникновении в смысл» [5].

Таким образом, исследователями было установлено, что художественная иллюстрация является одной из основных структурных единиц книги, обладает огромными потенциальными возможностями в процессе формирования композиционно-образного мышления (сопоставление текста литературного произведения с его иллюстративным образом; выявление главной мысли текста, объяснение цели использования тех или иных композиционных приемов, аргументирование и выбор формата изображения, его расположение в структуре книги; создание композиции произведения с использованием различных композиционных приемов: выделение цветом, размером, формой, равновесия, целостности и др.).

В ходе создания иллюстрации, часто используются методы анализа литературного произведения и анализа художественных произведений.

Проанализируем создание иллюстрации в творчестве некоторых художников.

Творчество Ю.А. Васнецова по содержанию наиболее близко детям, а эстетическое начало заложено в каждой его иллюстрации. Основные персонажи рисунков художника - знакомые детям с раннего возраста герои фольклора - наиболее понятного и любимого детьми жанра, части русской культуры.

Начинать знакомство с творчеством иллюстратора Ю.А. Васнецова можно начинать уже в начальной школе. Можно научить детей вглядываться в художественные иллюстрации: видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает; воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность; замечать художественные детали, характеризующие героев и их взаимоотношения; проникаться чувствами и настроением, которые передает рисунок [6].

Также в процессе бесед об искусстве Ю.А. Васнецова возможно осуществить знакомство детей с графическими способами изображения, для которых основные средства выразительности: точка, штрих, линия, пятно, силуэт (контур). Данные средства выразительности будут необходимы для дальнейшего творческого развития детей на рисунке и живописи.

Большое внимание уделяется методу композиционного поиска, заключающего в себе разработку композиционной схемы, поиск колористического решения, подбор необходимых композиционных приемов и др. Например, в работах И.Я. Билибина.

Художник предпочитал использовать в своих работах совокупность различных художественных приемов. Например, книжную страницу художник организовывал по-своему: выделял контурной линией саму иллюстрацию, минимизировал освещение, использовал единый колорит, делил пространство иллюстрации на планы и объединял различные точки зрения в композиции.

И.Я. Билибин со своим большим багажом художественных знаний смог разработать систему графических приемов, которые до сих пор используют художники-иллюстраторы в своих работах. Например, использование узорного рисунка, декоративность и разнообразие цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, преобладание некой сказочности с чувством народного юмора и др.

Выше описанные художественные приемы можно увидеть в иллюстрациях к "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина. Эта сказка с иллюстрациями художника смогла ярко выразить древнерусский быт. И.Я. Билибин со своим невообразимым мастерством и необходимыми знаниями смог детально изобразить разнообразную утварь и старинные костюмы персонажей.

И.Я. Билибина в начале 1900-х годов в своих иллюстрациях использовал композицию, чаще всего, развернутую параллельно относительно плоскости листа. Крупным фигурам художник придавал величавые, немного застывшие позы, что помогало создавать выразительный образ персонажей. Для сохранения плоскостности в композиции необходимо объединение различных точек зрения и условное деление пространства на планы. Художник убирает яркое освещение, цвет становится более условным, а важную роль в иллюстрации приобретает незакрашенная поверхность бумаги, также складывается строгая система штрихов и точек [3].

Из анализа творчества художников-иллюстраторов становится очевидным, что потенциал иллюстрации в процессе формирования композиционно-образного мышления заключается в использовании иллюстратором различного рода композиционных приемов построения изображения, в сопоставлении и тесной связи текста литературного произведения и иллюстративного материала, которые сопоставляет как иллюстратор, так и просто читате.

Выводы. Таким образом, сопоставив и обобщив полученные знания по композиционно-образному мышлению и его базовым составляющим, можно сделать вывод, что композиционно-образное мышление это особая познавательная деятельность, направленная на передачу обобщенного образа мира, заключенного в художественном образе, включающее знание основ композиции, способность оперировать образами, способность создавать художественный образ в ходе композиционной деятельности с использованием средств художественной выразительности.

Аннотация. В статье автор рассматривает иллюстрацию как средство, которое может помочь в формировании композиционно-образного мышления. Большое внимание уделяется возможностям использования композиционных приемов в создании художественного образа учащимися в произведении средствами иллюстрации. А так же анализирует композиционные приемы в иллюстрации в творчестве некоторых художников таких как: Ю.А. Васнецов и И.Я Билибин.

Ключевые слова: композиционно-образное мышление, иллюстрация, композиционные приемы.

Annotation. In the article, the author considers illustration as a tool that can help in the formation of compositional and imaginative thinking. Much attention is paid to the possibilities of using compositional techniques in creating an artistic image of students in the work by means of illustration. And also analyzes compositional techniques in illustration in the works of some artists such as: Yu.A. Vasnetsov and I.Ya. Bilibin.

Keywords: compositional and imaginative thinking, illustration, compositional techniques.

Литература:

1. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.

2. Канунникова Т.А. Методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М, 2017. - 336 с.

3. Морозова Е.В. Особенности развития композиционного мышления студентов (специальности 070901 «живопись» специализация 070901.02 «театрально-декоративная живопись») / Е.В. Морозова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика. - 2008. - № 1. - с. 150-155.

4. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н.М. Сокольниковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.

5. Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста / /Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1960

6. Чигинцева О.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников // Искусство в школе. -2011. - №2. - С. 10-12

УДК 378.2

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ

ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Тюменский государственный университет (г. Тюмень);

студент Галеева Розалина Нилевна Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На современном этапе развития общества, происходят изменения познавательных интересов подрастающего поколения в сторону информационных, цифровых технологий, которая приводит к подмене ценностей и уходу от реальности в виртуальный мир. В общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства все чаще возникают проблемы потери интереса к обучению, так как для большинства учащихся творческая деятельность перестаёт быть привлекательной, из-за возрастающего интереса к цифровым технологиям, компьютерным играм.

В этой связи в контексте современной науки вопрос развития познавательного интереса является одним из наиболее актуальных.

Однако в современной педагогической науке недостаточно уделяется внимания раскрытию возможностей изобразительного искусства в процессе формирования познавательного интереса в целом, а также недостаточно публикаций методики обучения изобразительному искусству для реализации этой цели.

Изложение основного материала исследования. Познавательный интерес в исследованиях Г.И. Щукиной представляется как "определенное направление личности, которое обращено к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями" [11.

Проблемы формирования познавательного интереса различными средствами рассматривали А.И. Васильев (наглядность), И.Л. Голованова, (различные материалы), С.Ш. Евтых (графика), В.С. Бадаев (роспись).

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса является цвет. Благодаря изучению феномена цвета в живописном пейзаже можно охарактеризовать предметы, эстетические понятия и на основе нового подхода к обучению изобразительному искусству можно сформировать новый взгляд на картину мира.

В процессе выполнения живописного пейзажа наблюдается активное восприятие окружающей реальности, красоты природы, человека, созданной им жизненной среды; формирование у учащихся любви к природе; использование живописных техник, приёмов, с помощью которых дети «открывают» новое, экспериментируют с цветом, что в конечном итоге приводит к повышению познавательного интереса.

Пейзажная живопись представляет собой изображение природы во всех проявлениях, и каждые объекты, формы, мотивы неповторимы, уникальны.

Существуют различные виды живописного пейзажа: сельский пейзаж, передача атмосферы деревенского быта, его связь с окружающей природой; городской пейзаж, изображающий созданную человеком пространственную среду и другие виды [2].

Ознакомление детей с пейзажем формирует у них основные законы передачи живописного материала, тем самым они глубже расширяют познания в воздушной перспективе, законах композиции, различных возможностях использования цвета [3].

Таким образом, одним из актуальных вопросов, стоящих перед современной школой, является формирование познавательного интереса младших школьников в изучении живописного пейзажа. поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно - техническом и социальном прогрессе [41.

Педагоги в работах с практической и педагогической частью используют разные методы и приемы восприятия художественной живописи. На уроках используются такие методы как, беседы, игры. В игровых ситуациях, дети учатся сравнивать, узнавать художественные образы. Педагог дает возможность детям усваивать эстетическое восприятие живописного искусства.

Для развития познавательного интереса у учащихся полезно анализировать, изучить приемы, методы работы художников-пейзажистов.

Анализ творчества известных художников дает возможность понять, сравнить, как основные живописные законы трактуются каждым из художников, по-особому воплощаются в живописном произведении.

Так, например, в картине В. Поленова «Золотая осень» изображен солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки. Василий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.